Научная статья на тему 'ОБРАЗ “ВЕТРА” В УЗБЕКСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ'

ОБРАЗ “ВЕТРА” В УЗБЕКСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская литература / влияние / воспитание / образ / ветер / children's literature / influence / comparison / image / character

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тураева Дилором Джуракуловна

в статье исследуется использование образа “ветра” в узбекской детской поэзии. Образ изучен сравнительно-типологическим методом в разных контекстах на примере стихотворений Кудрат Хикмата и поэтов мировой литературы. Особенно отмечаются использование средств художественной выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие, привлекают внимание юного читателя, призывают его любить родную природу. Сделаны научные выводы об эстетическом значении роли пейзажа в воспитании гармонично развитого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE "WIND" IN UZBEK CHILDREN'S POETRY

the article explores the use of the image of the "wind" in Uzbek children's poetry. The image was studied by a comparative typological method in different contexts on the example of poems by Kudrat Hikmat and poets of world literature. Especially noted are the use of means of artistic expressiveness, which increase the emotional impact, attract the attention of the young reader, urge him to love his native nature. Scientific conclusions have been made about the aesthetic significance of the role of the landscape in the education of a harmoniously developed generation.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ “ВЕТРА” В УЗБЕКСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗ "ВЕТРА" В УЗБЕКСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ Тураева Д.Д. Email: Turaeva17157@scientifictext.ru

Тураева Дилором Джуракуловна - доктор философии по филологическим наукам (PhD), старший научный сотрудник, Институт узбекского языка, литературы и фольклора Академия наук Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье исследуется использование образа "ветра" в узбекской детской поэзии. Образ изучен сравнительно-типологическим методом в разных контекстах на примере стихотворений Кудрат Хикмата и поэтов мировой литературы. Особенно отмечаются использование средств художественной выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие, привлекают внимание юного читателя, призывают его любить родную природу. Сделаны научные выводы об эстетическом значении роли пейзажа в воспитании гармонично развитого поколения.

Ключевые слова: детская литература, влияние, воспитание, образ, ветер.

THE IMAGE OF THE "WIND" IN UZBEK CHILDREN'S POETRY

Turaeva D.D.

Turaeva Dilorom Dzhurakulovna - Doctor of Philosophy in Philology, Senior Researcher, INSTITUTE OF THE UZBEK LANGUAGE, LITERATURE AND FOLKLORE ACADEMY OF SCIENCES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article explores the use of the image of the "wind" in Uzbek children's poetry. The image was studied by a comparative typological method in different contexts on the example of poems by Kudrat Hikmat and poets of world literature. Especially noted are the use of means of artistic expressiveness, which increase the emotional impact, attract the attention of the young reader, urge him to love his native nature. Scientific conclusions have been made about the aesthetic significance of the role of the landscape in the education of a harmoniously developed generation. Keywords: children's literature, influence, comparison, image, character.

УДК 811.512.133

Гармония художественности, духовности и воспитательной функции - один из основных факторов, обеспечивающих долголетие произведений поэта. Ибо произведения, предназначенные детям, обогащают духовный мир детей, призывают их критически, аналитически оценить себя, свои действия, самосознанию, чем выполняют функцию важного духовно-эстетического оружия.

Если обратить внимание на стихи К. Хикмата, поэт воздействует на сознание маленьких читателей путем воспевания любви к природе нашей родины, красот её времен года, изображения природных явлений и предметов, наряду с этим раскрытию их сути.

Следует особо отметить, что для художественной литературы эпохи поэта было новаторством нахождение художественности из обычных явлений и предметов природы, яркой и скрытой передачи свойственных им признаков, превращение их в образы. К таким произведениям можно отнести стихи "Ветер-богатырь", "Ветер", "К луне на огненном коне", "Дым", "Дождь", "Вода", "Пыль", "Камыши", "Родник" и т.д.

Стихотворение К. Хикмата "Шамол ботир" ("Ветер богатырь") одно из таких стихотворений:

Ветер каждому знаком, Только где Глянешь: ветер на лугу,

у ветра дом? Травам шейки наклонил.

Где проложены пути, Людям лица опахнул,

Чтобы ветру пробежать? Словно веер, в летний зной.

За подол - не ухватить, За волной пустил волну

За рукав - не удержать! Глянешь: Он по глади водяной.

ветер на бегу, То конем он проскакал,

Солнце тучей затенил. То мальчишкой засвистел [9, 4].

В стихотворении поэт в скрытой форме изображает своеобразные качества ветра. Олицетворяя образ ветра, автор сравнивает его простодушным младенцем, который живет вдали от всех жизненных проблем, бескорыстный, незнающий заботы жизни, живущий в объятии любящих родителей. Важный штрих в таких поэтических фрагментах - это мастерство поэта в создании картины. Нужно отметить, что у детей дошкольного возраста очень узкое представление о ветре. Они всего лишь видят что, вдруг везде все зашевелилось, поднялась пыль и все вокруг летит. Появляется вопрос: что это такое? И в этот момент стихотворение является ответом на все вопросы юного читателя, обогатив его представление о ветре. Поэт согласно своему методу, изначально знакомит читателя с общими характерными, а далее своеобразными свойствами ветра:

Прилетел из далека - Без него и виноград

Крылья мельницы вертел. Не подарит урожай!

Залетел он на гумно Ширь полей ему - не ширь,

И проявил нам зерно. Тесен даже небосвод.

Старшие не зря твердят: Вот так ветер-богатырь!

- Ветер надо уважать! Всем нам радость он везет! [9,4].

Поэт олицетворяет все движения ветра соответственно детскому сознанию, используя такие сравнения, как затенение солнце тучей (в действительности при помощи ветра тучи рассеются), вертеть мельницу, провеять зерно, проскакать конем, засвистеть мальчишкой, нести всем радость (указывая на узбекское выражение «багрига шамол тегди» - дословно: ветер в объятии) поэт демонстрирует свое мастерство. В стихотворении стихотворная речь выделяется своим ритмическим настроением и музыкальностью. Стихотворение К.Хикмата "Шамол ботир" ("Ветер богатырь") создано под литературным впечатлением переводного стихотворения "Шамол" ("Ветер") из сборника "Х,а ва йук" Гурген Боряна. Герой стихотворения "Шамол" считая ветра своим ровесником и другом, беседует с ним:

Шамол ^адеб укириб, Эшигимиз олдида

Йиглаб тегдинг жонимга. Шовцин соласан доим.

Ундан кура меумон бул, Бас цилгин билиб цолса,

Келиб менингуйимга. Сени уришар ойим [1,46].

(Ветер, вечно рыдая, надоел ты мне. Лучше будь мне гостем, Шумиш под дверью, довольно уже, если узнает мама ругать будет тебя - досл. перев.)

А в стихотворении "Шамол ботир", в отличие от вышеуказанного стихотворения, рассуждение ведется от третьего лица (лирического героя) и посвящено символическому мифологизированному образу ветра. Воспевается "труд" этой стихийной силы природы: ветер гонит тучи, провеивает зерно, опыляет цветы, "без него и виноград не подарит урожай", но и даже изливает душу (звуки ветра) - все это, несомненно, обогащает воображение юного читателя. В заглавии стихотворения "Ветер богатырь" воплощены все "характерные черты" ветра. Действительно, как еще можно назвать ветра, который затенил солнце, проявил зерно, вертел мельницу, порадовал всех?! В стихотворении создан поучительный образ ветра, воплощающий в себе настоящего человека хлопотуна и богатыря. Ибо, не зря было отмечено учеными литературоведами, что "...под каждой строфой детского стихотворения мы должны видеть картину ". К. Хикмат - мастер картин: его детали четки и полны. Не ни единого лишнего слова. Перед глазами читателя, читающего его стихи, подобно фотографии ярко вырисовывается изображаемая картина. Это стихотворение по праву может соперничать с шедеврами мировой литературы в плане формы и содержания. Стихотворение "Ветер богатыр" созвучно со стихотворением А.С. Пушкина "Ночной зефир". Оба автора достигают созданию художественного образа с помощью природного явления ветра и возлагают на него своеобразные обязанности. Разница между ними в том что, в стихотворении "Ветер-богатырь" образ ветра становится причиной природный явлений таких как, опыление и увеличения плодоносности деревьев, а в стихотворении "Ночной зефир" с помощью ветра "шумит", "бежит" река Гвадалквивир и автор просит ветра скинуть мантилью с испанки:

Ночной зефир Сквозь чугунные перилы

Струит эфир. Ножку дивную продень!

Шумит, Ночной зефир

Бежит Струит эфир.

Гвадалквивир. Шумит,

Скинь мантилью, ангел милый, Бежит

И явись как яркой день! Гвадалквивир [5, 177].

Стихотворение "Ойга пойга" ("К луне на огненном коне") построено в форме диалога ветра с человеком, которые играют в перегонки по дороге к луне:

Хвастается ветер: Мой отец - Бураном

- Ты мне не под стать. Звался с давних пор!

Были мои деды С кем равняться хочешь?

Мастера летать. Ты же слаб и мал!

С кем ты, человечек, Прежде поразмысли,

Затеваешь спор? Наберись ума!... [9, 76].

Человек, опираясь на свой ум и разум, построил ракету и "побежали" они с ветром к Луне. Ветер который раструбил повсюду о своей победе, не смог подняться выше туч и проиграл человеку. Автор в заключении пользуется идеей народной пословицы "Мард майдонда билинар, номард - ишда" (смелость - в испытаньях надо показать - досл. перев.) и призывает юного читателя быть умным и скромным. Уместное использование народных пословиц служит повышению экспрессивности и воспитательной функции произведения. Этот традиционный метод "формулировки заключения", открыто или скрыто проявляющийся в произведениях автора, с одной стороны, служит обеспечению логического и яркого завершения стихотворения, а во-вторых, привлекает внимание молодого читателя к описываемому в стихотворению вопросу с большим воспитательным значением. Следовательно, "малыш пока еще только играет в профессии, но уже чувствует и знает, что перед ним открыта прямая дорога к творчеству. Ребёнок у Маяковского и победитель, и созидатель. Человек будущего" [2, 56].

В стихотворении "Дым" образ ветра сталкивается с хвостуном дымом, который никак не хочет покинуть трубу и кричит ему:

И ветру кричит он: Тут ветер вздохнул

- А ну-как, потише! Над простором седым,

Я небу родня, Хвастун побледнел

Обо мне ты услышишь! И растаял ... как дым [9, 35].

В стихотворении при помощи образа "дым", автор раскрывает характер высокомерных людей, которые никого не признают и никому не помогают. Дым, у которого очень неприятный запах, и не привлекает никого особого внимания, становится "героем" бытового события. Ибо, "одно из свойств поэтического юмора - умение увидеть показать необычайное в обыкновенном" [2, 132].

В отличие от вышеуказанных в стихотворении "Весна" образ ветра излагается в пейзажной лирике и имеет эстетическое значение в развитии юного читателя.

Учиб юрар майин шамоллар, Елпиб- Тонг еллари уйноцлаб секин,

елпиб ащор юзини. Циргоцларда Жийдазорга кириб йуцолар.

соябон толлар Ойна-сувда курар Майса утлар тебраниб секин

узини. Орцасидан кузатиб цолар [11,57].

(Веял легкий ветерок, обмахивая лицо анхора, ивы на берегу анхора, видят себя в отражении воды, утренний ветерок танцуя, исчезает в рощи, а травки покачиваясь легко, провожают её - досл. перев.)

Простата и складность литературного языка, оживление изображения и ритм придают своеобразие стихотворению. Поэт в каждом полустишие пользуется методом оживления и сравнения. Это отражается, когда движение нежного ветерка приравнивается к обмахиванию веером лица анхора (большой канал), сравнение внешнего вида ивы с зонтиком, танец травки под темпом нежного ветерка и т.д. Использование средств художественной выразительности, усиливают её эмоциональное воздействие и привлекают внимание читателя. В этом отношении стихотворение призывает детей не только любить природу и, конечно же, беречь такую красоту.

В заключение можно подчеркнуть, что "образ ветра" в узбекской детской поэзии 60-70-годов был описан в разных аспектах, он воплощает в себе характер богатыря, хлопотуна, хвастуна, храбреца, прекрасного природного явления, в которых автор высказывал свое мнение через разные характеры. Используемые автором средства выразительности дополняют картины ветра, делают их выразительнее и образнее.

Дикий ветер - символ чистой воспеваемой свободы, ведь, у воздушного странника она абсолютно непоколебима. Ветер невозможно представить, но в строках его воссоздают витиеватые формы из множества линий и спиралей в постоянном движении. Стихи про ветер научат детей самостоятельно стремиться к своим целям свободными путями, не причиняющими вреда окружающим. Произведения призывают к смелости, благодаря тому, что дети желают стать кем-то похожим на беспечного странника-ветра.

Список литературы / References

1. Гурген Борян. Да и нет. (Перевод Силы Мудрости). Тошкент: Ёш гвардия, 1961. 46 б.

2. БегакБ. Дети смеются. М.: Дет.лит., 1979. 223 б.

3. Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Сов.писатель, 1964. 584 с.

4. Михалков С. Бола бошидан. Тошкент: Ёш гвардия, 1977. 200 б.

5. Пушкин А.С. Сочинение в 3-х томах. Т. 1. М.: Худ.лит., 1974. 536 с.

6. Саъдулла Шукур. Сенинг байраминг. 3 томлик. Китоб-1. Тошкент: Ёш гвардия, 1972. 240 б.

7. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. М.: Академия, 1999. 248 с.

8. Чуковский К. От двух до пяти. Москва: Педагогика, 1990. 381 с.

9. Хикмат Кудрат. Ветерь-богатырь. Стихи (Пер. с узбек. З.Тумановой).

10. Школа мастерства. Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1960. 750 с.

11.Хикмат Кудрат. Мое сердце. Ташкент: Литература и искусство, 1986. 174 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.