Научная статья на тему 'Образ верховного бога в финно-угорской мифологии (сравнительный анализ)'

Образ верховного бога в финно-угорской мифологии (сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ верховного бога в финно-угорской мифологии (сравнительный анализ)»

праздники строятся на основе циклического природного времени и в своей системе раскрывают наиболее важные этапы жизнедеятельности человека традиционного общества.

Еще одной особенностью праздника является то, что он всегда идеологизирован. Поэтому в периоды эпохальных преобразований значительным изменениям подвергается именно календарь и вся система праздников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. С. 11.

2 Цит. по: Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие. Челябинск, 2009. С. 15.

3 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХVIII — начало ХХ века. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 3.

Проблемы финно-угорского мира: наука, культура, образование

В культуре каждого этноса можно выделить разновременные слои: исторический ранний («нижний») слой, состоящий из унаследованных из прошлого культурных элементов (наиболее устойчивых, закрепленных многовековой традицией); более поздний («верхний») слой, состоящий из новообразований, современных культурных явлений. При всей внутренней противоречивости и сложности взаимоотношений между этими слоями культуры только их целостность имеет право называться культурой этноса. Но при этом обязательным становится признание исторически раннего («нижнего») слоя стержневым каркасом этнокультуры.

Н. И. Учайкина,

доктор философских наук, доцент

Образ верховного бога в финно-угорской мифологии (сравнительный анализ)

Мифологическая система — это система образов, которые имеют эмоционально-чувственную природу. Эта система приводит в единство восприятие мира человеком. Мы говорим о мифологической системе в ее первоначальном смысле как единственной системе, объясняющей мир архаичного чело-

Современные культурные практики

295

века. Человек воспринимает миф и его образы как реально существующие и имеющие непосредственное влияние на его жизнь. Через них регламентируется повседневная жизнь архаичного человека, устанавливаются правила и нормы поведения. Особое значение в мифологической системе имеет образ верховного бога. Он является гарантом единства и целостности мира и образцом, по которому следует устраивать жизнь на земле. Образец имеет сакральное значение вследствие своей сверхъестественной природы, потом он трансформируется в идеал (религиозный, социальный, научный и т. д.). В идеале мы выделяем особую трансцендентную природу, которая и позволяет соотносить его с образцом верховного бога в мифологии.

В финно-угорской мифологии обнаруживается влияние иранской, тюркской, славянской, балтийской, исламской и христианской мифологии. Восприимчивость различных традиций отразилась и на мифических образах, но представление о главном, верховном, боге есть во всех мифологических системах. В объяснении мира через мифические образы богов архаичный человек исходил из отождествления богов с природой, человеком и животными.

Верховный бог представлялся в разных образах: как старец (подразумевается, видимо, мудрость, необходимая для мироустройства); как олицетворение неба, солнца (в этом прослеживается сакральность и непререкаемость постулатов, которые верховный бог ниспосылает людям); как время, сопряженное с вечностью, и т. д. Например, в прибалтийско-финской мифологии верховным считался небесный бог Уку (эстон.), Ванамеес, Ванем («старик, дед, старший»), Таеватаат («небесный дед»). В саамской мифологии высшее божество выступает в виде солнца Пейве; в удмуртской мифологии — высший, небесный, бог-демиург Инмар; в мифах коми — бог-демиург Ен, который родствен удмуртскому богу неба Инмару; в финской и карельской мифологии и эпосе — Ильмаринен (фин.), Илмайллине, Ильмойллине (карел.), культурный герой и демиург, кузнец. Образ Ильмаринен восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству неба, воздуха (фин. — ilma, «воздух, небо, погода») и родствен демиургам других традиций — Инмару, Ену. В мордовской мифологии существует Шибаваз, Шипаз (мокша), Чипаз (эрзя) (ши, м., чи, э. — «солнце», «день; ба-

ваз (мокша), паз (эрзя) — «бог»), Шкай, Шкабаваз (мокша), Шкипаз (эрзя) (шка — время). Основное функциональное значение верховного бога — сотворение мира, постулирование образца, по которому архаичный человек обустраивает свою жизнь.

И. В. Клюева,

кандидат философских наук, доцент

Проблема национального и этнического в творчестве Степана Эрьзи

Одной из самых важных тем в изучении феномена Степана Эрьзи является проблема национального, этнического. Говоря о великом скульпторе-мордвине, взявшем в качестве псевдонима имя родного народа, эту тему невозможно обойти. Однако «закрытой» ее считать нельзя, тем более что в ее осмыслении существуют опасности вульгаризации и профанации. Следует подчеркнуть, что в решении проблемы соотношения этнического, национального и общечеловеческого сам Эрьзя демонстрировал высочайший уровень культурного развития, подлинный патриотизм, абсолютно чуждый национализму.

Национальное и этническое в творчестве Эрьзи можно рассматривать в двух аспектах: тематически, предметно; структурно (во всех особенностях мировосприятия и творчества). Долгое время преобладающим в эрьзеведении был «тематический» подход. Искусствовед Д. В. Сарабьянов пишет: «Будучи мордвином по национальности, Эрьзя часто выбирал свои модели среди соотечественников, стремясь выработать образ-тип мордовской женщины»1. В общем количестве скульптур, созданных мастером, образы мордовского народа занимают особое место: «Сеятель» (1909) и «Косец» (1909), навеянные образами отца и дяди по матери, наполненные воспоминаниями о родном доме, быте мордовских крестьян; портреты племянника Василия (1912) и матери («Мать артиста» (1912) и «Портрет матери» (1940—1947)); изображения мордовских крестьян, созданные в Аргентине, и др. Самую большую часть этой серии составляют многочисленные автопортреты скульптора, которые можно рассматривать не только как этапы личностного самопознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.