Научная статья на тему 'ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1032
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ УЧЕНОГО / СТЕРЕОТИПЫ / ТЕСТ "НАРИСУЙ УЧЕНОГО" / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разина Т. В., Володарская Елена Александровна

В статье излагаются результаты впервые использованной в нашей стране методики «Тест “Нарисуй ученого”» для оценки образа научного работника у детей и подростков 8-15 лет. Установлено, что критериями формирования стереотипного образа ученого у школьников в рисунке являются: одежда, очки, волосы на лице, символы исследований и знаний, научные результаты и соответствующие подписи. Помимо данных критериев отнесения субъекта к научному сообществу существуют и дополнительные критерии, такие как пол, раса, возраст, описание среды, символы опасности и др. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии полноты информации и конкретики в имидже ученого, недостаточной сформированности и аморфности этого образа, что впоследствии может негативно повлиять на выбор профессиональной деятельности в сфере науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

IMAGE OF A SCIENTIST IN THE REPRESENTATIONS OF MODERN TEENAGERS

Т. В. Разина, Е. В. Володарская

T. V. Razina, E. V. Volodarskay

В статье излагаются результаты впервые использованной в нашей стране методики «Тест "Нарисуй ученого "» для оценки образа научного работника у детей и подростков 8— 15 лет. Установлено, что критериями формирования стереотипного образа ученого у школьников в рисунке являются: одежда, очки, волосы на лице, символы исследований и знаний, научные результаты и соответствующие подписи. Помимо данных критериев отнесения субъекта к научному сообществу существуют и дополнительные критерии, такие как пол, раса, возраст, описание среды, символы опасности и др. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии полноты информации и конкретики в имидже ученого, недостаточной сформированности и аморфности этого образа, что впоследствии может негативно повлиять на выбор профессиональной деятельности в сфере науки.

The article presents the results of the first method of the draw-a-scientist test (DAST) used in our country for assessing the image of a scientist formed in children and adolescents 8-15 years old. It has been established that the formation of the image of a scientist in schoolchildren takes place on the basis of such criteria as clothing, glasses, facial hair, symbols of research and knowledge, scientific results and corresponding signatures. In addition to these criteria for attributing a subject to the scientific community, there are additional criteria, such as gender, race, age, environment description, danger symbols, etc. which can later negatively affect the choice of professional activity in the field of science.

Ключевые слова: образ ученого, стереотипы, тест «Нарисуй ученого», профессионализация.

Keywords: image of a scientist, stereotypes, DAST, professionalization.

Введение

Одним из важных аспектов профессионального самоопределения является наличие достаточно точных и содержательных представлений о различных сферах труда и профессиях. Если старшеклассник не знает содержания работы инженера, технолога, логистика или аналитика, то он вряд ли изберет данные профессии. Даже если под влиянием некоторых других факторов, в частности давления родителей, моды, случая и т. д., школьник выберет будущую профессию, не зная о ее содержании, то в дальнейшем велика вероятность разочарования и низкой мотивации и низких успехов в труде. Все сказанное справедливо и в отношении профессии научного работника.

Гена Барбоскин из мультипликационного сериала «Барбоскины»

Профессор Хайнц Фуфелшмерц из диснеевского мультсериала «Финес и Ферб»

Лосяш из мультфильма «Смешарики» «Галилео» - телевизионная развлекательно-

познавательная программа об устройстве мира, русский вариант немецкой программы «Galileo» канала ProSieben. Ведущий -Александр Пушной.

Рис. 1. Примеры образов ученых в детских мультфильмах и телевизионных передачах

Для детей и подростков в целом свойственно два пути формирования представлений о профессии и в том числе - профессии ученого. Во-первых, напрямую, через собственный опыт исследовательской деятельности. Это в основном характерно для детей из семей ученых или детей, обучающихся в специальных школах. Во-вторых — опосредованно, через мнения других людей и, главным образом, через средства массовой информации. Подобный путь создания имиджа науки и ученых использует современная молодежь, черпающая преимущественно сведения из Интернета и в меньшей степени из телевидения, радио, печатных органов. Хотя, справедливости ради, надо уточнить, что большинство телевизионных каналов, газет и

журналов имеют свои интернет-сайты, что создает доступность информационной среды в соответствии с запросами аудитории.

Первые представления детей о научных работниках и специфике их деятельности основываются на образах, транслируемых в мультфильмах, детских познавательных передачах, где они, к сожалению, весьма искажены и, мягко говоря, далеки от оригинала (рис. 1). Это либо психически неуравновешенные ученые-злодеи, стремящиеся разрушить (завоевать, поработить) мир, либо смешные простаки. При этом и те и другие герои социально слабо адаптированы, их трудно назвать успешными, они вряд ли могут стать образцом для подражания у современных детей.

Для молодежи подросткового и юношеского возраста значительную роль в процессе формирования имиджа науки играют карикатуры (в печати) и демотива-торы (в Интернете), которые, обладая высокой эмоциональной нагрузкой, броскостью, привлекают внимание и исподволь, постепенно формируют определенные стереотипы восприятия и отношение к ученым, влияя на выбор научной карьеры (рис. 2). Здесь мы вновь видим элементы наивности, ненужности обществу, «странности» ученых в сравнении с представителями других, более «приземленных» профессий.

Безусловно, умение посмеяться над собой - удел сильных личностей. Карикатура всегда выступала важным историко-научным источником. Анализ рисунков позволяет описать стороны деятельности ученых, которые высмеиваются, тем самым способствуя прояснению конкретных аспектов соответствующей эпохи, условий научного творчества. Помимо этого, карикатура ярко иллюстрирует отношение к ученым. Все это помогает лучше понять существующие социальные представления о науке.

Например, студентам предлагалось дать примеры креативных заголовков к представленной выше карикатуре (рис. 3).

Вот примеры высокорейтинговых заголовков: «Физики и лирики», «Общее собрание Академии наук РФ», «За полчаса до открытия философского камня», «Пе-рельман», «Наука». Были и редкие ответы, которые демонстрировали творческий подход, самостоятельность суждений, в частности: «Подходи, третьим будешь», «Бомжи в переходе». Таким образом, мы видим, что суждения молодых поколений отражают мэйнстрим отношения к науке, который создают СМИ.

Рис. 2. Примеры карикатур на тему ученых и научной деятельности

Рис. 3. Карикатура, использованная в исследовании с участием студентов

Карикатуры, фильмы, мультфильмы, комиксы и другие невербальные документы воздействуют на самосознание молодежи, формируют соответствующие образы и картину мира в целом. Именно содержательная наполненность и оценочная определенность имиджа науки, помимо склонности к аналитической деятельности, интеллектуального потенциала и желания постичь новое неизведанное, приводят впоследствии молодых людей к решению связать свою жизнь с научно -исследовательской деятельностью.

По данным зарубежных психологов, чем менее стереотипный образ ученых будет формироваться в сознании школьников и студентов, тем с большей вероятностью они будут положительно относиться к науке и с большей вероятностью впоследствии изберут научную деятельность в качестве профессиональной [1; 2; 3].

Стереотипные представления об ученых подробно были изучены в работе D. W. Chambers [4] и обобщены на выборке свыше 4000 респондентов. Основным методом сбора данных был тест «Нарисуй ученого» (DAST). В итоге этой работы автор выделил 7 критериев, наличие которых в рисунке говорит о сложившемся стереотипном образе ученого. В число этих критериев входят лабораторный халат, очки, усы или борода, символы исследований (приборы и оборудование), символы знаний (книги, картотеки), технологии (научные продукты), соответствующие подписи (формулы, комментарии типа «эврика», «я нашел» и т. п.). В том же исследовании было показано отсутствие принципиальных отличий стереотипных образов ученых у франко- и англоговорящих канадских студентов, что позволяет предположить наличие определенных устойчивых кросскультурных стереотипов в образе ученого. D. W. Chambers отмечает, что к пятому классу школы (9-11 лет) изображения ученых на рисунках детей становятся по многим показателям стереотипными. Hakan Türkmen [5] отмечает что уже в пятом классе турецкие школьники (примерно 9-10 лет) уже воспроизводят устойчивые стереотипные образы ученых. В работе Hakan Türkmen, сделанной через 20 лет после исследований D. W. Chambers, установлено, что в пятом классе турецкие школьники (примерно 9-10 лет) также воспроизводят устойчивые стереотипные образы ученых. Помимо этого автор отмечает наличие некоторых новых признаков, появляющихся в большинстве рисунков детей, которые получили название альтернативных критериев (появление улыбки, свободного стиля в одежде, компьютеров и т.п.). Однако они по своей сути есть не что иное, как новые стереотипы относительно образа ученого, который воспроизводят дети. Новые стереотипы обусловлены скорее не культуральными отличиями, а историческими изменениями, трансформацией научной работы по форме организации и по средствам труда.

Исследование образа ученого у школьников и у взрослых с помощью теста «Нарисуй ученого» (DAST) и его более поздних модификаций, помимо уже упомянутых выше публикаций, было сделано в Швеции [6], Турции [7], Греции [8], в США у учащихся школ Нью-Йорка [9], в Боливии и Колумбии [10], а также во многих других странах. В России нами ранее проводилось исследование образа ученого среди школьников города Ярославля с помощью данной методики [11].

Целью данного исследования являлось установление степени стереотипности представлений об ученом у современных российских подростков, а также критериев, отражающих эти стереотипные представления.

Материалы и методы

Мы использовали методику - тест «Нарисуй ученого» (DAST), разработанную D. W. Chambers [4]. В соответствии с методикой мы просили испытуемых нарисовать рисунок, картину, на которой изображен ученый за работой. Испытуемым давался стандартный лист белой бумаги формата А4 и 10 карандашей: простой (серый), черный, красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, фиолетовый, зеленый, сиреневый. После окончания работы на обратной стороне листа испытуемых просили написать небольшой рассказ по картине - что происходит, чем занимается ученый, кто это такой, в какой научной отрасли он работает. Исследование проводилось индивидуально или в малых группах до 7 человек. В процессе работы исследователь мог задавать уточняющие вопросы. Полученные результаты предполагали количественно-качественную обработку согласно методике D. W. Chambers.

При анализе рисунков мы опирались в первую очередь на стереотипные критерии, предложенные D. W. Chambers, и некоторые альтернативные критерии, которые используются в более поздних работах [5, 6 и др.].

Помимо этого была проанализирована цветовая гамма рисунков (какие из 10 цветов использовались), а также конституционные особенности ученых, изображенных на рисунке. Для этой цели была использована типология Э. Кречмера (астеники, атлетики, пикники). Предполагалось, что стереотипный образ ученого -это ученый астеник, «высохший» за книгами и научными изысканиями.

Пожилой возраст - один из типичных альтернативных критериев, который выделяют авторы. Наши результаты, однако, показали довольно широкий диапазон возрастов изображаемых ученых. В работе [12] авторы выделяют старший, средний и молодой возраст. Мы расширили данный критерий, поскольку возраст ученого на рисунках детей установить довольно сложно. Для этой цели мы выбрали несколько возможных возрастов (до 20 лет, 20-35 лет, 35-65 лет, 65 лет и более), которые соответствуют очень молодому, молодому, старшему и пожилому возрасту ученого. При оценке рисунка изображенному ученому приписывался тот или иной из указанных возрастов, если ребенок в эссе не обозначил иной возраст.

Исследование проводилось в школах городов Ярославля и Москвы в 2016-2018 годы. Выборка составила 286 человек в возрасте от 8 до 15 лет, средний возраст -11.4 года. Среди испытуемых 147 девочек (51.4 %) и 139 мальчиков (48.6 %). Выбор подростков определялся тем, что для них выбор научной карьеры не носит пока обязательного и субъективно значимого приоритета. Они только начинают свой путь в мир профессий. Но вместе с тем погруженность в технологическую и информационную среду (гаджеты, бытовая техника, транспорт и т. д.) позволяет выстроить собственное мнение о науке, научном открытии, изобретении как источнике всех окружающих их и ставших привычными и естественными результатах труда ученых. Понимание того, как видят школьники исследовательскую деятельность

и самих исследователей, дает возможность уточнения, изменения, целенаправленного воздействия на образ ученого и науки при профориентации.

Результаты и их обсуждение

После качественного анализа содержания рисунков были получены следующие результаты (см. таблицу). Остановимся более подробно на каждом из проанализированных критериев, отражающих стереотипность в восприятии образа ученого.

Выявлено, что лишь 39.9 % подростков рисуют ученого в халате (рис. 5а, 7б, 7в.) в случае лабораторных экспериментов. Ученый одет чаще в повседневную современную одежду (25.7 % рисунков) (рис. 4а, 5б). Часто такая одежда довольно заметна даже из-под лабораторного халата. В действительности лабораторный халат не является сейчас неотъемлемой частью образа ученого. Он используется представителями достаточно узкого круга научных направлений, предполагающих лабораторные исследования. Однако в 14.1 % случаев подростки вместо лабораторного халата рисуют костюм спецзащиты (полный или его отдельные элементы -перчатки, шлемы и т. п.) (рис. 6а), а в 20.3 % случаев костюм просто не прорисован, его нельзя идентифицировать (рис. 4в, 6б, 7а).

Частота появления стереотипных критериев образа ученого в рисунках (в %)

Критерии восприятия %

Лабораторный халат 39.9

й Л Очки 42.3

К а « н о Волосы на лице (борода, усы, баки) 21.3

Символы исследований (приборы и оборудование) 69.8

<и а <и Символы знаний (книги, картотеки) 34.5

н О Технологии 52.9

Соответствующие подписи 30,2

Символы достижений 8.3

Компьютеры 7.1

Мужской пол 75.4

Принадлежность к европеоидной расе (белые) 99.0

« « Пожилой возраст 34.6

Й и Фантастика 6.3

а <и н Работа в лаборатории (замкнутом помещении) 51.5

е <с Опасность 8.2

Повседневная одежда 26.8

Улыбка 41.6

Лампы 14.1

Такой результат объясняется либо тем, что участники были незамотивированы на ответственную работу и создание качественного рисунка, либо у них не сформировались четкие представления о специфике работы ученого, т. е. они просто не знают, как одет ученый на работе, не задумывались над этим. Таким образом, по

критерию одежды рисунки школьников отражают скорее не стереотипное, а реальное положение дел.

Очки у персонажа также появляются на рисунках нечасто (42.3 %). Примеры представлены на рис. 4б, 5а, 5б, 6а. Безусловно, у подростков очки продолжают ассоциироваться с ученостью и в первую очередь с чтением. В пояснениях к рисунку школьники указывали такие версии, как: «Он с детства много читал, поэтому посадил глаза»; «Он целыми днями сидит в кабинете и скорее всего у него есть очки, так как он испортил зрение». Как видно из комментариев подростков, очки, да и сама профессия ученого, ассоциируются также и с нездоровьем, с болезненными состояниями, к которым приводит данная профессиональная деятельность. Чаще очки появляются все же у ученых более старшего возраста, у молодых довольно редко. В этом контексте очки уже начинают терять свой сакральный смысл признака учености. В качестве альтернативного критерия, отражающего ученость, может быть непропорционально большая голова (22.7 %) или изображение только головы (лица) ученого (10.1 %) (рис. 4в, 7б, 8б).

Усы или борода нарисованы только у 21.3 % респондентов, что способствует пересмотру традиционного образа ученого (рис. 5б, 6б). Отчасти это связано с тем, что на рисунках российских детей изображен очень большой процент женщин-ученых (20.6 %) по сравнению с детьми в других странах (менее 10 %). Возможно, имеет смысл также говорить о появлении нового альтернативного критерия, связанного с волосами, - это волосы, стоящие дыбом, которые встречаются на 19.5 % рисунков (рис. 4б, 7в, 8в). Это, на наш взгляд, есть яркое следствие действия СМИ при формировании образа ученого. Также довольно часто встречается состояние волос, отражающее почтенный возраст: лысина или седина, которые нарисованы на 22.1 % рисунков (рис. 4в, 6а).

а) отсутствие волос на лице у б) в°л°сы дыб°м

в)лысина

женщины-ученого

Рис. 4. Рисунки, отражающие различный характер волосяного покрова

на лице ученого

Наиболее частым стереотипным критерием, появляющимся в рисунках российских школьников, являются символы исследований (чаще всего это пробирки, кол-

бы, реторты) - 69.8 % (рис. 5а). Наиболее часто сферой научной работы указывается химия (41.2 %), и довольно типична ситуация, когда подросток называет своего ученого химиком. Это отражено и в рассказах об ученом: «Этот ученый занимается химией. Он смешивает реактивы и работает с документами». «Этот ученый разрабатывает новые формулы медицинских препаратов. Пишет статьи по химии и создает новые вещества». «Ставит разные опыты и эксперименты на животных». Иногда, однако, называя своего ученого химиком, подростки при этом не изображают ни средств, ни инструментов, ни продуктов его труда, т. е. вербальное описание не подтверждается изображенным объектом. Верно и обратное - несмотря на то, что ученый-астроном или даже философ, на его рабочем столе могут оказаться пробирки (рис. 5б).

а) ученый-химик

б) ученый-философ

г) ученый-астроном, который следит за спутником по мониторам

в) ученый-астроном

Рис. 5. Изображение символов исследований на рисунках

Другим, наиболее часто встречающимся символом исследования является телескоп (рис. 5в), остальные варианты (в том числе и компьютеры, манипуляторы, роботы) появляются в единичных случаях (рис. 5г). Это может свидетельствовать о достаточно упрощенных и ограниченных представлениях подростков о научных специализациях и формах работы ученых. Поскольку научная деятельность ассоциируется в первую очередь с химией (а этот школьный предмет нравится далеко не всем учащимся), то впоследствии данный стереотип может отвратить от научной сферы многих талантливых детей. Это нашло отражение и в комментариях авторов рисунков: «На рисунке изображена работа ученого в моих представлениях. Он смешивает разные химические жидкости, благодаря чему у него появляется новая реакция. Мне эта работа не совсем интересна, так как сама химия мне неинтересна».

Книга как символ знаний значительно снижает свои позиции в образе учености. Во многом это связано с внедрением информационных технологий в жизнь и профессиональную деятельность. С другой стороны, подростки не видят такую функцию научной работы, как поиск, накопление, систематизация и передача знаний. Ученый становится скорее пользователем уже добытых знаний. Надо отметить, что и компьютеры появляются на рисунках детей относительно редко - в 7.1 % случаев. И это несмотря на то, что в России сейчас уже практически нет подростков исследуемого возраста, которые бы не взаимодействовали с компьютером в той или иной форме (в частности, в рамках школьной программы). В мультфильмах и фильмах ученые работают на компьютерах, но субъективный опыт подростков оказывается непроницаем для подобной информации. На наш взгляд, дело здесь в том, что профессия ученого воспринимается детьми как нечто особое, принципиально отличное от обычной жизни, а компьютеры и всяческие гаджеты стали неотъемлемой частью жизни многих современных школьников. Поэтому ученый, который просто не может быть «как все», лишается в сознании подростков возможности пользоваться новыми технологиями, но при этом довольно часто наделяется магическими атрибутами (рис. 5в). Помимо этого, довольно часто наблюдается изображение не современных ученых, а ученых давно минувших лет. Так, в 17.3 % случаев подростки, несмотря на инструкцию, рисуют не абстрактного ученого, а известного им ученого прошлого: Эйнштейна, Менделеева, Дарвина (рис. 8в). Таким образом, ученый - это некий необычный, несовременный, архаичный человек, и вряд ли дети, которые нацелены на все новое и современное, захотят быть похожими на подобного персонажа. Это еще раз доказывает крайне слабо развитые представления подростков о современных ученых и их работе.

В качестве технологий и результатов научного труда фиксировались как материальные продукты (колбочки с жидкостью, роботы, машины - рис. 6а), так и нематериальные результаты (идеи, озарения - рис. 6б), которые в ряде случаев шли совместно (рис. 6в). Нечастое указание на результат работы ученого свидетельствует, во-первых, о низкой осведомленности подростков о связи окружающих повседневных предметов с научными открытиями и решениями, а во-вторых, о наличии представлений о беспредметности, нематериальности научного труда.

Продукты труда ученого также очень ярко представлены в эссе подростков. Отношение к результатам исследовательской деятельности у школьников полярное. Это либо ярко выраженная гуманистическая деятельность ученого, направленная на улучшение жизни людей: «Я нарисовал ученого, который занимается химией. Он добрый, умный, знаменитый. Он думает, как бы изобрести эликсир молодости», «Данный великий ученый всю свою жизнь занимался поиском правильной формулы для изготовления лекарства от рака. И, кажется, к закату своей карьеры он добился поставленной цели. Работает в области химии». Либо это деструктивная деятельность, направленная во зло: «Мой ученый - злодей. Он хочет изобрести машину для захвата всего мира», «Мистер доктор Зло. Занимается биологией, проводит эксперименты над злом, чтобы захватить мир». Во втором случае в описаниях подростков явно звучат мотивы кинематографических и мультипликационных фильмов про ученых.

а) материальные продукты труда

б) нематериальные продукты труда

в) комплексные продукты -вещество и идея

Рис. 6. Результаты (продукты) труда ученого

Соответствующие надписи были представлены в виде математических формул, высказываний типа «эврика» и т. д. (30.2 % рисунков). По содержательному характеру подписей российские подростки мало отличаются от своих зарубежных сверстников.

Таким образом, подростки в России с большей или меньшей частотой воспроизводят стереотипные детали в образе ученого, что и в других странах.

Что касается других критериев, характеризующих ученого в детских рисунках, то символы достижений (медали, грамоты и т. п.) также встречаются довольно редко - 8.3 %. Профессия ученого не воспринимается подростками как возможная область профессионального успеха. 14.1 % рисунков демонстрируют наличие ярких лабораторных ламп (рис. 5а), которые символически ассоциируются со светом знаний.

Часто рисунки таковы, что без описания по одному изображению невозможно понять, что перед нами ученый; в 12.1 % рисунков невозможно определить, какой специальности ученый изображен и даже какого он пола и возраста (рис. 7а). Наличие рисунков, где пол ученого определить нельзя, может свидетельствовать о незаинтересованном отношении подростка к выполнению задания, о слабом интересе к научной сфере, о том, что авторы даже потенциально не идентифицируют себя с научным работником.

Что касается половых особенностей, то мужчин-ученых подростки рисовали в 75.4 % случаев, женщин - в 20.6 % случаев. Результаты могут свидетельствовать о значительном расшатывании стереотипа «ученый - мужчина». Это объясняется, с одной стороны, традиционно высокой активностью женщины во всех сферах профессиональной и общественной жизни в России. С другой стороны, почти все рисунки женщин-ученых сделаны девочками за исключением одного рисунка, сделанного мальчиком.

\

* 0

I Ж

а) неопределимые половоз- б) молодая женщина- в) молодой мужчина-

растные и профессиональные ученый ученый

характеристики

Рис. 7. Половозрастные особенности изображения ученых

Возможно, девочкам было просто легче рисовать женщину, что подтверждается манерой изображения и определенными личными пристрастиями. На ряде рисунков то, что перед нами не принцесса, а ученый, можно понять лишь по маленькой пробирке (рис. 7б) или по комментарию автора рисунка.

Пожилой возраст - один из типичных альтернативных критериев, который выделяют авторы. Наши результаты, однако, показали довольно широкий диапазон возрастов изображаемых ученых. Возраст ученого на рисунках школьников установить довольно сложно. Для этой цели мы выбрали несколько возможных возрастных интервалов (до 20 лет, 20-35 лет, 35-65 лет, 65 лет и более), которые соответствуют очень молодому, молодому, старшему и пожилому возрасту ученого. Важно пересмотреть стереотип о том, что ученый - это пожилой человек. Только

34.6 % рисунков изображают ученого старше 55 лет. Ученых часто изображают молодыми (до 35 лет - 47.1 % - рис. 7в.), либо очень молодыми (20-25 лет), в особенности ученых-женщин (рис. 7б).

На подавляющем большинстве рисунков изображены ученые, принадлежащие к белой расе. Исключение составили только три рисунка, где дети изобразили ученого негроидной расы и объяснили это тем, что видел такого ученого в кино. В ряде случаев у респондентов выявился эффект аморфного образа фигуры и черт лица ученого. В 12.2 % случаев ученый изображен стоящим спиной (рис. 8а, 5г). На двух работах ученый просто отсутствовал - на одном рисунке девочка изобразила нескольких животных и дала такой комментарий «Биолог. У этого биолога две редкие рыбы, два попугая, одна кошка и две змеи. Им по году. Он очень любит своих животных». Такие явления либо просто отсутствие детализации, с одной стороны, говорят о крайне неопределенных представлениях о данной сфере деятельности и представителях науки. Это связано с индифферентным отношением, отсутствием эмоциональной насыщенности сферы научной деятельности для респондентов.

а) аморфный образ ученого, стоящего б) улыбка, грязь на в) Альберт Эйнштейн спиной лице в результате

неудачного опыта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 8. Типичные особенности изображения ученого у российских подростков

С другой стороны, отсутствие деталей в образе позволяет сосредоточиться не на личности, а на самой деятельности и ее результатах (например, доска с формулами). Однако следствием этого является обезличивание науки. Научный прогресс есть, но он осуществляется как бы сам собой, а не силами научных работников.

Элементы мистики в рисунках подростков обнаружены не были. Был определенный пласт тематики, связанной с научной фантастикой (6.3 %). Рисунки включали изображение машин времени, инопланетян, антигравитационных устройств и т. п. Также не обнаружено признаков секретности работы ученых. При этом довольно частыми были изображения опасности (8.2 %), которая, с одной стороны, касалась непосредственно ученого (деструктивные последствия неудачного опыта в виде взрывов, загрязнений, ран и т. п.), а с другой, грозила всему человечеству, так как ученый «хочет взорвать весь мир» (рис. 8б, 4б). Полученный результат, возможно, отражает общий уровень социально-психологического напряжения, имею-

щегося на данный момент в обществе, а также воспроизводит определенные сюжеты фильмов и мультипликационных фильмов.

Нельзя сказать, что очень распространен стереотип об эмоциональном настрое ученого, о том, что ученый серьезный, хмурый и задумчивый человек. На 41.6 % рисунков ученые улыбаются (рис. 4в, 7в, 8б), а на 12.3 % рисунков наблюдаются сильные эмоции (как положительные - восторг, радость, так и отрицательные -гнев, разочарование) (рис. 6б). Дети видят ученого как живого, чувствующего и переживающего человека, но опять же это может быть не только следствием личного опыта или отсутствия стереотипа, а результатом воздействия СМИ: во многих фильмах или мультфильмах ученые показаны как весьма эмоциональные и даже экзальтированные личности, которые в гиперболизированной форме радуются возможности уничтожить мир.

Авторы рисунков используют довольно широкую цветовую гамму (рис. 5а, 6а, 8в), однако на рисунках в основном доминирует серый или черный цвет. Эти цвета используются для выполнения контуров (а соответственно, и черт лица), что довольно типично. Другие цвета применяются, главным образом, для обозначения деталей.

Однако иногда авторы используют только один цвет, часто нетипичный (синий, зеленый, сиреневый) (рис. 6б), для выполнения всего рисунка и в том числе для прорисовки черт лица. При условии, что у всех детей было по 10 карандашей, всего в выборке монохромных рисунков было 19.8 %, полихромных (6 цветов и более) - 42.1 %. Возможно, скудная цветовая гамма говорит об отсутствии интереса детей к данной профессиональной области и ее представителям.

Что касается представлений об особенностях телосложения типичного ученого, то выделены следующие закономерности. 52.5 % детей рисуют ученого астенического телосложения (рис. 5б). Астеники имеют следующие характеристики телосложения: худые, тонкие, хрупкого телосложения, с узкими плечами, длинной талией, плоской грудной клеткой. В психологическом плане для них характерны замкнутость, упрямство, необщительность, плохая приспособляемость к людям, склонность к абстракции. Вместе с тем 32.7 % изображают ученых-атлетиков или нормального телосложения (рис. 7в). Атлетики имеют крепкое, мускульное телосложение, упругую кожу, широкие плечи и узкие бедра, умеренное жироотложение. Это выдержанные, спокойные люди, сдержанные в мимике и жестах, мелочные и не очень сообразительные, плохо приспосабливающиеся к новому. При этом 11.4 % детей изображают ярко выраженного ученого-пикника (рис. 8б). Пикники имеют следующие признаки: средний или малый рост с расплывающимся туловищем, крупную голову, мелкое широкое лицо. Отличаются эмоциональностью, общительностью, реалистичностью. Таким образом, подростки все же бессознательно наделяют ученых скорее чертами астеничного темперамента, чем других, что также затрудняет потенциальную идентификацию подростков с представителями данной профессии. Возможно, однако, астеничный рисунок человека типичен не только для изображений ученых, но и для представителей других профессий в соответствии с транслируемыми в СМИ идеалами стройности и худобы и атлетичности «настоящего мужчины».

Анализ окружающей среды, в которую дети помещают ученого, показал, что чаще всего ученые оказывались в лаборатории (51.5 %), а реже всего - на открытом воздухе (9.8 % - в процессе проведения полевых исследований) или в космосе (8.9 %). В 29.8 % случаев на рисунках окружающая среда не прорисована, ученый как бы парит в вакууме (рис. 4б, 7а). Иногда вместе с ученым нарисован лабораторный стол или лабораторное животное, которые также не имеют опоры в пространстве. Это подтверждает, что подростки очень слабо представляют себе специфику работы ученого, несмотря на то, что в принципе в мультфильмах, телепередачах и фильмах лаборатории бывают показаны достаточно подробно. На природе чаще всего дети изображают астрономов, наблюдающих в телескоп звезды, реже -биологов, хотя в реальности именно астрономы проводят свои наблюдения в помещениях. Таким образом, представления о полевой работе ученых разных специализаций у детей также очень смутные.

Комментарии детей к рисункам имеют очень ценное содержательно-оценочное значение, дополняя и расширяя визуальную часть образа современного ученого. Для наглядной иллюстрации приведем здесь полностью работу одной из учениц, принимавших участие в исследовании.

«Ученый, изображенный на рисунке, является физиком-программистом. Он изучает физику, свойства, явления с помощью современных компьютерных программ. После того как он выдвинет гипотезу, проверяет ее в своей лаборатории. На стене в его кабинете висят разные ученые, которые стали его кумирами, на которых он хочет быть похож. Он тоже хочет сделать какое-то великое открытие, которое перевернет весь научный мир. Он использует как основу разработки великих ученых и собственные предположения. Но начальство его не очень ценит. И отказывается ему помогать, поэтому ему приходится работать одному. Он сутки проводит в лаборатории с целью сделать новое открытие. Но ему не доверяют серьезные проекты, поэтому он возится с различными скучными заданиями, а все остальное время он отдает на создание собственного открытия. Его любимый ученый - Ньютон. И, основываясь на его открытиях и разработках, он изучает и пытается подтвердить на практике свои гипотезы. Со школьной скамьи он мечтает стать ученым. Поэтому он с 16-ти лет много читал. Поэтому посадил зрение. Он ходит в очках со школы. Так что он стремится осуществить свою мечту. И, как известно, у великих людей всегда на пути к успеху встречается много трудностей».

В данном эссе находят отражение и новые технологии (компьютеры и компьютерные программы), традиционализм и патернализм науки (портреты ученых-кумиров, любимый ученый - Ньютон), мессианство и слава (сделать открытие, которое перевернет мир), приниженное положение науки (начальство не ценит), героизм и самопожертвование (работать одному, сутки проводить в лаборатории), научная деятельность как мечта и призвание (со школьной скамьи мечтал стать ученым), проблемный характер научной деятельности (отказываются ему помогать, на пути к успеху встречается много трудностей). Таким образом, хотя это эссе и воспроизводит в известной степени стереотипы в отношении ученых, но они тем не менее достаточно близки к современной ситуации, т. е. подросток довольно хорошо

представляет себе особенности если не научной работы, то социальной среды, в которой находятся научные работники. Стоит, однако, отметить, что подобных работ единицы.

При этом интерес к сфере науки как варианту будущего профессионального выбора у детей крайне низкий. Вот пример комментариев к рисункам: «Я считаю, что любая профессия интересна, главное - любить ее. Лично для себя профессию ученого я не выберу, это, безусловно, интересно, и можно узнать множество нового, но я хочу более творческую профессию». Показательно, что работа ученого при ее неограниченном потенциале в области творчества и самовыражения расценивается подростками как «не творческая», что еще раз подтверждает отсутствие развернутых представлений детей и подростков в этой области.

Заключение

Таким образом, первый опыт использования методики «Нарисуй ученого» (DAST) на выборке российских школьников показал ее диагностическую ценность, выявил, что образ ученого у современных подростков имеет достаточно стереотипный и неполный, фрагментарный характер. Школьники демонстрируют невысокую осведомленность о деятельности ученого и низкую адекватность используемых параметров описания реальным характеристикам деятельности современного научного сотрудника.

Отсутствие детализации говорит о крайне неопределенных представлениях о данной сфере деятельности и представителях науки. Это связано с индифферентным отношением, отсутствием эмоциональной насыщенности сферы научной деятельности для респондентов. Можно предположить, что исследовательская деятельность не воспринимается как возможная область профессионального успеха. Небольшое количество деталей в образе позволяет сосредоточиться не на личности, а на самой деятельности и ее результатах. Однако следствием этого является обезличивание науки. Научный прогресс есть, но он осуществляется как бы сам собой, а не силами научных работников.

Выделенные семь критериев отнесения человека к категории ученого продолжают быть актуальными в социально-перцептивном ряде восприятия научной профессиональной деятельности у подростков. Уточнение полученных закономерностей с необходимостью предполагает продолжение данного направления исследований образа ученого и научной деятельности с помощью рисуночных средств.

Что касается степени адекватности представлений подростков о работе ученых, то она довольно низкая, что отчасти объясняется еще недостаточно накопленным опытом. Однако если в будущей жизни подростки не получат более адекватных и развернутых представлений о научно-исследовательской деятельности ученых, то их представления о данной области останутся на уровне мультфильмов и комиксов. Поэтому очень важно вовлекать детей с самого раннего возраста в творческую деятельность, создавать условия для накопления собственного опыта проектирования, моделирования, исследования во всем многообразии научного поиска. Погружение в мир научной фантастики, встречи с учеными, поддержка и развитие любозна-

тельности, фантазии, интеллектуальной смелости, рискованности, открытости новому знанию, несомненно, поможет поддержать интерес к науке, сформировать научное мировоззрение, усилить притягательность исследовательского труда и в конечном счете решить кадровую проблему современной отечественной науки, связанную с притоком молодых талантливых умов, способных улучшить исследовательский потенциал и поддержать позитивный образ ученого.

***

1. Bodzin, A., Gehringer, M. Can meeting actual scientists change students' perceptions of scientists? // Science and Children. 2001. Vol. 39(1). P. 36-41.

2. Christidou V. Interest, attitudes and images related to science: Combining students' voices with the voices of school Science, teachers, and popular science // International Journal of Environmental & Science Education. 2011. № 6. P. 141-159.

3. Rosenthal D. B. Images of scientists: A comparison of biology and liberal studies majors // School Science and Mathematics. 1993. Vol. 93. P. 212-216.

4. Chambers D.W. Stereotypic Images of the Scientist: The Draw-A-Scientist Test // Science Education. 1983. Vol. 67(2). P. 255-265.

5. Turkmen Н. Turkish Primary Students' Perceptions about Scientist and What Factors Affecting the Image of the Scientists // Eurasia Journal of Mathematics, Science & Technology Education. 2008. Vol. 4(1). P. 55-61.

6. Chabay L. A. Myself as a researcher - an analysis of children's images of scientists // VA Report. 2008. No3. P. 24. URL: https://www.v-a.se/downloads/varapport2008_3.pdf (дата обращения: 25.11.2018).

7. Korkmaz H. Gender Differences in Turkish Primary Students' Images of Astronomical Scientists: A Preliminary Study with 21st Century Style// Astronomy Education Review 2009. Vol. 8(1). URL: http://portico.org/stable?au=pgg3ztfc6n9 (дата обращения: 13.10.2018).

8. Christidou V., Hatzinikita V., Samaras G. The image of scientific researchers and their activity in Greek adolescents' drawings // Public Underst Sci. 2012. Vol. 21(5). P. 626-647.

9. Miele Е. Using the Draw-a-Scientist Test for Inquiry and Evaluation // Journal of College Science Teaching. 2014. Vol. 43. No. 4. P. 36-40.

10. Jerez W.M., Middleton K. Using the DAST-C to explore Colombian and Bolivian students' images of scientists // International Journal of Science and Mathematics Education. 2011. No 9. P. 657-690.

11. Razina Tatyana, Volodarskaya Elena. Opportunities 8nd Specificity Of Applying The Draw-A-Scientist Test Technique On Russian Schoolchildren // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. Vol. XLIII. P. 109-117.

12. Leblebicioglu G., Metin D., Yardimci E., Cetin P.S. The effect of informal and formal interaction between scientists and children at a science camp on their images of scientists // Science Education International. 2011. Vol. 22. No. 3. P. 158-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.