Научная статья на тему 'Образ супруга в представлениях девушек, проживающих в'

Образ супруга в представлениях девушек, проживающих в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
супруг / тувинская молодѐжь / образ супруга / брак / республика Тыва / spouse / Tuvan youth / image of the spouse / marriage / Republic of Tuva

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Минзек Айлан Алексеевна

В статье описывается образ супруга в представлениях девушек, проживающих в республике Тыва, в сравнении с представлениями о супруге женщин старшего поколения. Интерес к обозначенной проблеме связан с так называемым кризисом семьи, который достаточно ярко проявляется и в республике: неполные семьи, разводы, отказ от воспитания детей и т.д. В ходе исследования планировалось оценить насколько верно предположение о том, что у современной молодежи сформировался чрезмерно идеализированный образ будущего супруга, что в дальнейшем может приводить к трудностям в реальных супружеских отношениях. Исследование проводилось в г. Кызыле Республики Тыва в первой половине 2020 года. В качестве респондентов выступили 30 девушек, а также 30 женщин в возрасте от 60 до 73 лет. Эмпирический материал собирался с помощью стандартизированного интервью, а также анализа письменных работ участников исследования. В ходе исследования выявлено, что представления девушек о будущем супруге в значительной степени идеализированы: в качестве «эталона» достаточно часто выступают некие «мифологизированные» герои, например, герои, описанные в народном фольклоре или литературных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE SPOUSE IN THE VIEWS OF TUVAN MODERN YOUNG WOMEN

This article describes the image of the spouse in the views of young women living in the Republic of Tuva, in comparison with the image of the spouse of older women. Interest in this problem is associated with the so-called family crisis, which is quite clearly manifested in the Republic: single-parent families, divorces, refusal to raise children, etc. In the course of the study, it was planned to assess how true the assumption is that modern youth has formed an overly idealized image of the future spouse, which in the future can lead to difficulties in real marital relations. The study was conducted in the city of Kyzyl in the Republic of Tuva in the first half of 2020. The respondents were 30 young women and 30 women at the age of 60-73 years old. The empirical material was collected using standardized interviews, as well as analysis of the written works of the study participants. The study revealed that young women‘s 'ideas about their future spouse are largely idealized: some "mythologized" characters, for example, characters described in folk folklore or literary works, often act as a standard.

Текст научной работы на тему «Образ супруга в представлениях девушек, проживающих в»

УДК 159.9(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2020-10046

ОБРАЗ СУПРУГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕВУШЕК, ПРОЖИВАЮЩИХ В

РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Минзек А.А.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE IMAGE OF THE SPOUSE IN THE VIEWS OF TUVAN MODERN YOUNG

WOMEN

A.A. Minzek Tuvan State University, Kyzyl

В статье описывается образ супруга в представлениях девушек, проживающих в республике Тыва, в сравнении с представлениями о супруге женщин старшего поколения. Интерес к обозначенной проблеме связан с так называемым кризисом семьи, который достаточно ярко проявляется и в республике: неполные семьи, разводы, отказ от воспитания детей и т.д. В ходе исследования планировалось оценить насколько верно предположение о том, что у современной молодежи сформировался чрезмерно идеализированный образ будущего супруга, что в дальнейшем может приводить к трудностям в реальных супружеских отношениях. Исследование проводилось в г. Кызыле Республики Тыва в первой половине 2020 года. В качестве респондентов выступили 30 девушек, а также 30 женщин в возрасте от 60 до 73 лет. Эмпирический материал собирался с помощью стандартизированного интервью, а также анализа письменных работ участников исследования. В ходе исследования выявлено, что представления девушек о будущем супруге в значительной степени идеализированы: в качестве «эталона» достаточно часто выступают некие «мифологизированные» герои, например, герои, описанные в народном фольклоре или литературных произведениях.

Ключевые слова: супруг; тувинская молодёжь; образ супруга; брак; республика Тыва

This article describes the image of the spouse in the views of young women living in the Republic of Tuva, in comparison with the image of the spouse of older women. Interest in this problem is associated with the so-called family crisis, which is quite clearly manifested in the Republic: single-parent families, divorces, refusal to raise children, etc. In the course of the study, it was planned to assess how true the assumption is that modern youth has formed an overly idealized

image of the future spouse, which in the future can lead to difficulties in real marital relations. The study was conducted in the city of Kyzyl in the Republic of Tuva in the first half of 2020. The respondents were 30 young women and 30 women at the age of 60-73 years old. The empirical material was collected using standardized interviews, as well as analysis of the written works of the study participants. The study revealed that young women's 'ideas about their future spouse are largely idealized: some "mythologized" characters, for example, characters described in folk folklore or literary works, often act as a standard.

Keywords: spouse; Tuvan youth; image of the spouse; marriage; Republic of Tuva

В последние годы в науке значительно усилился интерес к проблемам семьи. Это связано с теми негативными процессами, которые в ней происходят: падение рождаемости, рост числа разводов и неполных семей, рост числа несовершеннолетних матерей, количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолог Н.О. Товуу отмечает: «Среди тувинцев стали появляться неполные семьи, чего прежде не могло быть в принципе. В отсутствие мужа женщина одна стала заниматься воспитанием детей. Изменились и роли в семье, а бразды правления в свои руки взяли женщины». Одной из причин кризиса, по мнению ученого, является пагубное влияние телевидения.

В настоящее время популярным становится обсуждение глобального кризиса семьи, и даже ее отмирание как социального института. Несомненно, разрушительные процессы в сфере семейно-брачных отношений коснулись и

тувинской семьи. В целом же, институт семьи как высшей ценности в Республике Тыва сохранился. Это объясняется тем, что тувинское общество в начале нового тысячелетия продолжает оставаться самобытным и базируется на установках традиционной культуры, согласно которым человек без семьи обречен на вымирание. Тяжелый быт кочевников, вызванный выживанием в суровых природно-климатических условиях, был непосилен в одиночку. Семья для тувинцев играла роль не просто ячейки общества, а являлась единственной формой существования в этом мире.

Одной из причин кризисных тенденций в современной семье могут быть искаженные представления молодежи о браке и брачном партнере. Другими словами, представления о будущем супруге и браке являются фундаментом и залогом создания новой семьи, и во многом оказывают на нее свое влияние. Если образ сформирован неправильно, то и брак будет некрепким и ненадежным. Поэтому

необходимо изучение образа супруга в представлениях современной молодежи, в рамках данной статьи у девушек, проживающих в республике Тыва.

Эмпирическое исследование

проходило в первой половине 2020 года в г. Кызыле Республики Тыва. В выборку вошли 30 девушек и 30 женщин, представительниц старшего поколения (возраст от 60 до 73 лет) - все они жительницы города Кызыла. Девушки являются студентами разных

образовательных учреждений г. Кызыла, средний возраст - 24 года. Часть девушек -коренные жительницы города, часть -приезжие из разных районов республики. Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью

стандартизированного интервью и анализа письменных работ респондентов. Интервью проводилось индивидуально с каждой участницей, работы были написаны и предоставлены для анализа заранее (до начала интервью).

Анализ данных, полученных с помощью интервью у женщин, позволяет сделать выводы о том, что испокон веков на тувинских женщин накладывались большие обязанности по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, при этом, часто приходилось не только делать «женскую», но и «мужскую» работу: ставить юрту, колоть барана и т.д. Но были обязательными определённые моменты,

связанные с семьей, которые старались соблюдать неукоснительно. Так, семья для тувинца - достаточно большое и сложное социальное явление. Она должна быть многопоколенной, для выполнения функции по межпоколенной передаче знаний, накопленных народом. Для предотвращения кровосмешения, семья включала в себя, и членов восходящей линии, и всех родственников по боковым линиям обоих супругов. «Тувинец должен знать свою родословную вплоть до девятого колена отцов», - пишет исследователь тувинских обычаев М.Б. Кенин-Лопсан. Помимо защиты от кровосмешения, такая широта охвата членов семьи помогала номадам выживать в достаточно сложных условиях. В настоящее время подобное отношение к родственным связям сохраняется, т.е. родственные связи остаются, в большинстве случаев, очень сильными. Очень важно, и то, что до определенного времени у тувинцев не было детей, оставшихся без попечения родителей. Это подтверждается и данными научной литературы: «Не было в старину ни одного отца, ни одной матери, которые бы оставляли своих детей. В современной же Туве почти в каждом районе есть детские дома, дома ребенка и интернаты». Как отмечали интервьюируемые, если родители умирали, то родственники обязательно брали ребенка на воспитание, так как

беспризорный ребенок - позор для всего рода. Несмотря ни на что, женщина должна была своим примером показывать детям глубочайшее уважение к мужу, отцу своих детей. Это в том числе, проявлялось в ежедневно выполняемых ритуалах. В научной литературе это описывается так: «когда в юрту входил отец, супруга принимала его шапку и бережно клала её высоко, на аптара, поскольку шапка отца была вещным символом главы семейства. По рассказам пожилых людей, шапку нельзя было опускать ниже колена взрослого человека». Не менее показательным было раньше и отношение к матери. Если отца дети должны были уважать и почитать, то мать любили и жалели, ведь она всегда была рядом с ними и делала очень много дел по дому. Интересно провести параллель о роли членов семьи с другими народами. Калмыки, как пишет Басан Захаров, -«глубоко осознавали, насколько ответственна миссия родителей, ведь ребенок на подсознательном уровне всегда старается подражать им. Поэтому взаимоотношения между членами семьи основывались на глубоком взаимном уважении. Отец был признанным главой семейства, жена всегда всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последним, а его

решения не подлежали оспариванию. Жена и дети обращались к отцу всегда уважительно на Вы. В то же время роль женщины - хранительницы очага - была не менее велика, ведь на ней лежала основная нагрузка по воспитанию подрастающего поколения. Дети настолько любили и уважали мать, что, будучи уже взрослыми, беспрекословно выполняли все её малейшие просьбы». Подводя итог анализу интервью женщин старшего поколения, можно отметить, что традиционно в тувинских семьях роль отца - сохранение стабильности и благосостояния семьи, т.е. отец обеспечивал ее прочность и закладывал фундамент ее уверенности в будущем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что респонденты отмечают в традиционной семье наличие взаимного уважения, необходимости создания у детей положительного образа отца и матери, при этом нет речи о том, что супруг - это нечто идеальное, это человек со своими особенностями, но это отец и муж, который должен сделать все возможное для блага своей семьи.

Итак, вторая группа выборки -молодые девушки. С ними также проводилось интервью, но, кроме этого, анализировались их письменные работы. Девушкам была дана установка описать, опираясь на материалы устного народного творчества (УНТ), как тувинского, так и русского, а также на литературные

произведения русских и тувинских писателей, образ будущего супруга. Тема сочинения была обозначена следующим образом: «Идеал мужчины в устном народном творчестве и литературе». В качестве инструкции было сказано, что мужские образы можно рассмотреть, сравнивая русское и тувинское устное народное творчество, русскую и тувинскую литературу.

Безусловно, особенности социальных условий жизни любого народа отражаются, в первую очередь, в произведениях УНТ, и, опираясь на материалы фольклора, можно почерпнуть весьма интересную

информацию. Например, что обозначает «эрниц эрези» («удаль молодецкая») у тувинцев? И какие черты характера присущи мужчине-тувинцу? О тувинском богатыре говорится так: «Он имеет скот выше головы, имущество выше плеч, мудрее из всех мудрых, сильнее из всех сильных, непобедим ни в споре, ни в стрельбе из лука». Это значит, что традиционно настоящий мужчина должен быть трудолюбивым, умным, сильным, красноречивым, ловким, добрым. В процессе анализа сочинений было обнаружено, что к образам тувинских богатырей в фольклоре девушки относили и некоторых тувинских борцов - Хертека Андрея, Кара-Сала Очура, Тюлюша Сайын-Белека, Ондара Сергека и других.

Весьма любопытен и тот факт, что неоднократно в своих работах девушки ссылались на произведения героев русского народного творчества и литературы, вероятно, это связано с тем, что в школе много внимания уделяется именно этому пласту мировой художественной культуры. Было бы интересно, в дальнейшем, изучить этот вопрос подробнее: например, сравнить образы в представлениях девушек, которые опираются на разные культурные традиции. Так, при описании образа мужчины, девушки, в том числе, ссылались на русские былины, в которых описаны богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Богатырь - это один из знаковых образов мужчин в русской литературе: образец

мужественности, на который

ориентировались в течение многих веков. Характеристики богатырей, которые были отмечены девушками: защитник и всех обездоленных, воины-защитники Родины, патриоты, добрые, бескорыстные, честные, неподкупные, красивые физически и духовно. Но важно помнить, что «нравственные истины могут остаться для школьников абстрактными, если они сами не придут к ним своим путём, через открытия и разочарования, находки и неудачи, через чтение литературы».

В своих сочинениях респонденты прибегали к образам Андрея Болконского, Григория Мелехова, Андрея Соколова, и,

иногда к образу Печорина (был зафиксирован в одном сочинении). Например: «У Андрея Болконского мне больше всего нравится ум и гордость. Он ищет большое интеллектуальное и духовное содержание в жизни. Он хладнокровен, образован, практичен и обладает сильной волей. Он уезжает на войну, где проявляет храбрость, обостренные чувства чести, долга, справедливости. И он внешне приятен. Поэтому Андрей Болконский мой идеал».

Относительно образов Григория Мелехова (роман «Тихий Дон»), Андрея Соколова (рассказ «Судьба человека») отмечалось некоторое сходство характеров литературных персонажей, а именно некоторые черты их характера, которые были отмечены, как «достойные для мужчины».

О Печорине: «Образ Григория Печорина - яркий образ. Он, как и все молодые аристократы, знает себе цену. Бесстрашен, авантюрист, играет со смертью. Но в то же время боится смерти, и все потому, что ему гадалка нагадала смерть от руки злой жены, поэтому и не женится. Он - герой неравнодушный, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Печорин - это искатель приключений, романтик, человек, постоянно испытывающий свою судьбу. Мне в нем нравится любознательность, романтическая натура, его бесстрашие. Но

идеалом бы не назвала». Таким образом, в этом сочинении прослеживается очень интересный и важный факт: Печорин противоречив, в нём сочетается много различных качеств, поэтому сложно сказать отрицательный он персонаж или положительный. Пожалуй, для оценки будущего супруга это очень важно. Девушка уже понимает, что люди не бывают идеальными.

В тоже время большинство опрошенных девушек отметили, что в произведениях многих тувинских писателей описаны мужчины, которых хотелось бы видеть в качестве будущего супруга. Например, образ арата Сулдема из романа выдающегося тувинского писателя К.-Э. К. Кудажы «Улуг-Хем неугомонный». В сочинении было отмечено: «Сулдем был примером для своих сыновей. Он любил работу, какая бы она ни была. Умел общаться с людьми, маленький ли, взрослый ли он был. Для Сулдема все люди были равными. Для гостей в доме был приветливым хозяином. Он любил свою Родину, и всем сердцем был предан ей. Образ арата Сулдема показывает, что на добро нужно отвечать добром. Все его сыновья унаследовали у него такие черты характера, как целеустремлённость. А все эти его добрые и светлые черты качества показывают образ примерного семьянина, крепкую опору для своих сыновей. Он

может стать идеалом для современного мужчины».

Было сочинение о современном герое. «Мне понравился образ молодого Чараш-оола в романе О.К. Саган-оола «Авазынга дангырак». Его наружная красота соответствует внутренней красоте. Современные мальчишки думают, что если они красивы, то им всё позволено. Да, он по мере своей молодости совершает какие-то ошибки. Но они ему простительны. Чараш-оол - умный, целеустремлённый, отзывчивый человек. Он ещё и заботливый брат. Одним словом, ему присущи многие нравственные качества молодого человека. Чараш-оол может стать идеалом для современных молодых людей».

В ходе стандартизированного интервью девушек были получены следующие данные об образе будущего супруга:

1. Настоящий мужчина -целеустремленный. Он знает, не только то, чего хочет, но и то, как этого достичь. Он понимает, что ему нужна финансовая стабильность, семья и любимое дело.

2. Должен быть сильным не только физически, но и духовно. Поэтому он -настоящая опора для своей семьи: несет ответственность не только за себя, но и за свою семью.

3. Умеет отстаивать как свои интересы, так и интересы близких. Его

семья - многопоколенна. Он заботится и защищает всех.

4. Не хвастлив, говорит мало и по

делу.

5. Всегда выполняет то, что обещал. На первом месте у него не деньги, а честь.

6. Образец для подражания, носам к этому не стремится.

7. Финансово грамотен. Не берет в долг, достойно зарабатывает.

8. Аккуратен, следит за собой, подтянут.

9. Дружелюбный и открытый.

10. Уверенный и решительный.

Итак, проблема отношения тувинской

молодёжи к семье и браку показалась нам чрезвычайно актуальной даже на бытовом уровне: в последние годы происходит трансформация брачно-семейных

отношений.

Итак, в исследовании приняли участие 60 человек: 30 девушек (средний возраст 24 года) и 30 женщин (средний возраст 66 лет). В обеих группах выборки проводилось стандартизированное

интервью, а во второй (девушки) также проводился анализ сочинений.

В результате эмпирического исследования нами были получены образы будущего супруга в представлении девушек (рис. 1) и женщин старшего возраста (рис. 2), проживающих в Республике Тыва:

- обобщенный образ супруга в представлении девушек и женщин старшего возраста: надежный,

мужественный, сильный, добрый, заботливый, властный, гордый, умный,

ревнивый, требовательный, строгий,

ответственный, хороший отец,

трудолюбивый, щедрый, красивый, доверчивый.

Рис. 1. Обобщенный образ супруга в представлении девушек

Таким образом, по мнению большинства опрошенных тувинских девушек, мужчина должен быть идеалом: таким же, как, например, герои, описанные в устном народном творчестве или литературных произведениях. Значительно реже встречались мнения о том, что

Рис. 2. Обобщенный образ супруга в представлении женщин старшего возраста

мужчина может быть и не идеальным, но если он любит и заботится о своих близких - он хороший супруг. Подобное, более объективное представление чаще наблюдалось у более старших респондентов.

Библиографический список

1. Ондар, Л. М. О современной тувинской семье / Л. М. Ондар, М. Д. Сат. - Текст : непосредственный // Научные труды Тывинского государственного университета. - Кызыл : ТывГУ, 2007. -Вып. 5, Т. 2. - С. 229-231.

2. Товуу, Н. О. Жить в семье - это наука / Н. О. Товуу // Новые исследования

Тувы. - 2011. - 6 декабря. - URL: http://www.tuva.asia/news/tuva/4172-semya-nauka.html (дата обращения: 02.10.2016). - Текст : электронный.

3. Резников, Е. Н. Этнопсихологические характеристики народа тыва : теория и практика / Е. Н. Резников, Н. О. Товуу. -Москва : ПЕР СЭ, 2002. - 223 с. - Текст : непосредственный.

4. Антонов, А. И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении / А. И. Антонов. - Текст : непосредственный // Вестник РГНФ. - 2019. - №1.

5. Кенин-Лопсан, М. Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл : Тувинское книжное издательство, 2006. - 230 с. -Текст : непосредственный.

6. Афанасьева, Т. М. Семья. - Москва, 2020. - 345 с. - Текст : непосредственный.

7. Кужугет, А. К. Тувинская семья : традиции и транформации // Ученые записки. - 2019. - Выпуск 25. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41530584 (дата обращения: 16.10.2015). - Текст : электронный.

8. Кужугет, А. К. Образ идеального мужчины глазами школьников. - Кызыл, 2015. - URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/16/esse-obraz-idealnogo-muzhchiny (дата обращения: 16.10.2015). - Текст: электронный.

9. Бедный, М. С. Семья-здоровье-общество. - Москва, 2019. - 234 с. - Текст : непосредственный.

10. Алексеева, Е. Е. Анализ личностных изменений у студентов в процессе изучения ими психологических проблем семьи / Е. Е. Алексеева. - Текст :

непосредственный // Психология в вузе. - 2018. - №4.

11. Бердяев, Н. А. Философия свободы. -Москва, 2017. - 123 с. - Текст : непосредственный.

12. Доева, Л. И. Представления о супругах у мужчин и женщин Северная Осетии-Алании: монография / Л. И. Доева, В. Л. Ситников ; Северно-Осетинский государственный педагогический институт. - Владикавказ : Издательство СОГПИ, 2018. - 256 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Ondar L.M., Sat M.D. O sovremennoj tuvinskoj sem'e [On the modern Tuva family]. Scientific works of Tuvan State University. Kyzyl, TuvSU Publ., 2007, iss. 5, vol. 2, p. 229-231. (In Russian)

2. Tovuu N. O. Zhit' v sem'e - jeto nauka [Living in a family is a science]. New Research of Tuva. December, 6, 2011. Available at: http://www.tuva.asia/news/tuva/4172-semya-nauka.html (access date: 02.10.2016) (In Russian)

3. Reznikov E. N., Tovuu N. O. Jetnopsihologicheskie harakteristiki naroda tyva: teorija i praktika [Ethnopsychological characteristics of the Tyva people: theory and practice]. Moscow, PER SE Publ., 2002, 223 p. (In Russian)

4. Antonov A.I. Vlijanie sredstv massovoj informacii i massovoj kul'tury na

predstavlenie o brake i sem'e v obshhestvennom mnenii [Influence of the media and mass culture on the idea of marriage and the family in public opinion]. Vestnik of Russian Humanitarian Scientific Fund. 2019, no. 1. (In Russian)

5. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaja kul'tura tuvincev [Traditional culture of Tuvans]. Kyzyl, Tuvan Book Publ., 2006, 230p. (In Russian)

6. Afanasieva T.M. Sem'ja [Family]. Moscow, 2020, 345 p. (In Russian)

7. Kuzhuget A. K. Tuvinskaja sem'ja: tradicii i tranformacii [Tuvan family: traditions and transformations]. Uchenye zapiski, iss. 25, 2019. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41530584 (access date 16.10.2015) (In Russian)

8. Kuzhuget A. K. Obraz ideal'nogo muzhchiny glazami shkol'nikov [The Image of an ideal man through the eyes of schoolchildren]. 2015. Available at: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/16/esse-obraz-

idealnogo-muzhchiny (access date: 16.10.2015)

9. Bedny M.S. Sem'ja-zdorov'e-obshhestvo [Family-Health-Society], Moscow, 2019, 234 p. (In Russian)

10. Alekseeva E.E Analiz lichnostnyh izmenenij u studentov v processe izuchenija imi psihologicheskih problem sem'i [Analysis of personal changes in students in the process of studying their psychological problems of the family]. Psychology at the university. 2018, no.4. (In Russian)

11. Berdiaev N.A. Filosofija svobody [Philosophy of Freedom]. Moscow, 2017, 123 p. (In Russian)

12. Doeva L.I., Sitnikov V.L. Predstavlenija o suprugah u muzhchin i zhenshhin Severnaja Osetii-Alanii: monografija [Ideas about spouses in men and women of North Ossetia-Alania: monograph]. North-Osetian State Pedagogical Institute. Vladikavkaz, North-Osetian State Pedagogical InstitutePubl., 2018. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минзек Айлан Алексеевна - ассистент кафедры психологии, Тувинский государственный университет, г.Кызыл, e-mail: minzek1997@mail.ru

Ailan A. Minzek - Assistant at the Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: minzek1997@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.