Научная статья на тему 'Образ стрелы времени в культуре российского постмодернизма'

Образ стрелы времени в культуре российского постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1745
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ТАЙНА / ПРОЗРЕНИЕ / ДВИЖЕНИЕ / СТРЕЛА / СИМУЛЯКР / ЭНЕРГИЯ РАЗРЫВА / ОСВОБОЖДЕНИЕ / РОССИЙСКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ / ВИКТОР ПЕЛЕВИН / SPIRITUALITY / MYSTERY / EPIPHANY / MOVEMENT / ARROW / SIMULACRUM / TEAR ENERGY / RELEASE / RUSSIAN POSTMODERNISM / VICTOR PELEVIN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Путечева Ольга Анатольевна, Ряполова Виктория Викторовна

В статье проводится анализ повести В. Пелевина «Желтая стрела» с целью осмысления содержательности российского постмодернизма, который отличается философичностью, диалектичностью, стремлением обозначить оппозиции «жизнь и смерть», «духовное и материальное», «движение и статика», «непрерывность и дискретность». Выделяются ключевые образы-символы и понятия, такие как путь, движение, стрела, время, характерные для современной переломной эпохи. Открытием В. Пелевина является символика цвета, пронизывающая желто-золотым ключевые моменты развития произведения. Сделан вывод о глубокой философской основе повести, в которой автор подводит читателя к мысли о векторе развития личности и ее ответственности за будущее, так как оно закладывается мыслями, действиями здесь и сейчас самого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the arrow of time in the culture of Russian postmodernism

The article analyzes the novel of V. Pelevin “The Yellow Arrow” in order to understand the meaningfulness of Russian postmodernism that has philosophical and dialectic nature and seeks to define the oppositions of “life and death”, “spiritual and material”, “movement and statics”, “continuity and discreteness”. The study defines the key symbolic images and concepts such as path, movement, arrow, time that are typical for modern watershed era. The discovery of V. Pelevin is the color symbolism of the golden yellow key points in the scenario of the novel. It is concluded about the deep philosophical basis of the story where the author leads the reader to think about the vector of the personality’s development and its responsibility for the future because at the moment it is created by thoughts and actions of the human himself.

Текст научной работы на тему «Образ стрелы времени в культуре российского постмодернизма»

УДК 130.2:8+7.038.6

https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.35

Путечева Ольга Анатольевна

кандидат искусствоведения, доцент Кубанского медицинского института

Ряполова Виктория Викторовна

студентка Кубанского медицинского института

ОБРАЗ СТРЕЛЫ ВРЕМЕНИ В КУЛЬТУРЕ РОССИЙСКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА

Putecheva Olga Anatolyevna

PhD in Art History, Assistant Professor, Kuban Medical Institute

Ryapolova Viktoriya Viktorovna

Student, Kuban Medical Institute

THE IMAGE OF THE ARROW OF TIME IN THE CULTURE OF RUSSIAN POSTMODERNISM

Аннотация:

В статье проводится анализ повести В. Пелевина «Желтая стрела» с целью осмысления содержательности российского постмодернизма, который отличается философичностью, диалектично-стью, стремлением обозначить оппозиции «жизнь и смерть», «духовное и материальное», «движение и статика», «непрерывность и дискретность». Выделяются ключевые образы-символы и понятия, такие как путь, движение, стрела, время, характерные для современной переломной эпохи. Открытием В. Пелевина является символика цвета, пронизывающая желто-золотым ключевые моменты развития произведения. Сделан вывод о глубокой философской основе повести, в которой автор подводит читателя к мысли о векторе развития личности и ее ответственности за будущее, так как оно закладывается мыслями, действиями здесь и сейчас самого человека.

Ключевые слова:

духовность, тайна, прозрение, движение, стрела, симулякр, энергия разрыва, освобождение, российский постмодернизм, Виктор Пелевин.

Summary:

The article analyzes the novel of V. Pelevin "The Yellow Arrow" in order to understand the meaningfulness of Russian postmodernism that has philosophical and dialectic nature and seeks to define the oppositions of "life and death", "spiritual and material", "movement and statics", "continuity and discreteness". The study defines the key symbolic images and concepts such as path, movement, arrow, time that are typical for modern watershed era. The discovery of V. Pelevin is the color symbolism of the golden yellow key points in the scenario of the novel. It is concluded about the deep philosophical basis of the story where the author leads the reader to think about the vector of the personality's development and its responsibility for the future because at the moment it is created by thoughts and actions of the human himself.

Keywords:

spirituality, mystery, epiphany, movement, arrow, simulacrum, tear energy, release, Russian postmodernism, Victor Pelevin.

Согласно даосским представлениям, человек - это стрела, пущенная с небес.

«Желтая стрела» не останавливается никогда. Это все знают.

В. Пелевин. Желтая стрела

Российский постмодернизм отличается философичностью, диалектичностью, стремлением обозначить такие оппозиции, как жизнь и смерть, духовное и материальное, движение и статика, непрерывность и дискретность. Парадоксальность видения в том, что движение понимается как жизнь по инерции, неосознанное существование, тогда как остановка дает возможность понять себя, мир, ситуацию. Это позволяет изменить себя, свое отношение к происходящему. Такое представление созвучно мыслям М. Мамардашвили, у которого есть понятие «временить», т. е. дать возможность сформировать мысль.

В этом аспекте обнаруживается суть повести В. Пелевина «Желтая стрела», которую можно обозначить как поиски себя, осознание собственной цели в этом мире и на данном историческом этапе. Проблематика настоящей статьи выстраивается вокруг узла противоречий личности и общества, внутренних конфликтов, ярко звучащих сквозь призму авторского видения, отразившего ситуацию перелома, выбора, невозврата, когда каждый личный выбор определяет пути движения всего общества.

Наша жизнь, как стрела, проносится через пространство и время, не оставляя возможности остановиться, осознать себя и понять этот мир.

Как часто читатель, знакомясь с произведениями российских писателей конца XX в., задается вопросами: где жизнь, а где смерть, что фантазия, а что реальность, может ли закон быть абсурдом?

Так, произведения В. Ерофеева, А. Битова, В. Пелевина, Л. Петрушевской строятся на сочетаниях возвышенного и низменного, патетики и глумления, целостности и фрагментарности. В этих творениях слышатся отзвуки и переклички времен, эпох, культур и мироощущений. Отсюда - столкновения, наплывы, пародийность, отрицание авторитетов, взаимодействие эпох и жанров.

Стрела постмодернизма прорезает время, горит и плавится, как ракета, несущая на своем борту вечный хаос. Но вот ракета вспыхивает и исчезает, оставляя за собой яркий след, и уходит в небытие. И это неминуемо, потому что в нашем мире возможно только движение, и оно синоним жизни - порядка или хаоса.

Одним из самых ярких произведений В. Пелевина является повесть «Желтая стрела» -стрела нашей действительности, неповторимого времени, уникального мира, сложившегося на переломном моменте истории, самобытности уклада жизни и определенных факторах, свойственных только нам.

«Желтая стрела» - это поезд-жизнь, который несет своих пассажиров к «разрушенному мосту» - смерти («Этот поезд в огне, и нам не на что больше жать» - из песни Б. Гребенщикова. -О. П., В. Р.) [1, с. 3]. Поезд движется почти вечно, люди в нем рождаются и умирают, делают бизнес и разоряются, влюбляются и создают семьи. Но это движение механистично и автоматично, как движение роботов, его не замечают, как не замечают ритма сердца, движения крови в венах или дыхания.

Наложение российских реалий на восточную философию дает новый смысловой поворот: осознать смысл российской действительности помогает, в частности, буддизм. Причем если картины российской жизни предстают как симулякр симулякра, то буддизм дает надежду на возможное прозрение.

Наша эпоха - как сверкающая стрела, прорезающая время и пространство, оставляющая за собой проблему внезапного осознания иллюзорности этого мира и поиска возможности прорыва из небытия. Сверкающая «желтая стрела» - это озарение и открытие, понимание и потрясение, это узел противоречий и энергия его разрыва. Именно в контексте восточной философской парадигмы с ее направленностью на внутреннее самосовершенствование, самоанализ и освобождение от иллюзорных систем мы лучше осознаем смысл явлений действительности. Сами реалии фантомно отсвечивают в произведениях и мерцающей фигуре Бориса Гребенщикова, лидера рок-группы «Аквариум». Мы можем наблюдать неоднократные цитаты и аллюзии на творчество этого автора в «Желтой стреле». Повесть пронизана духом творчества Б. Гребенщикова и созвучна современной рок-поэзии, использующей дорожную символику. «Поезд в огне» - несущаяся стрела, как состав жизни, отождествляемый с сансарой - бесконечной цепью перерождений в мире страдания. Песня Б. Гребенщикова звучит как лейтмотив: «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать! Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе» [2, с. 19].

Нельзя не отметить, что композиционно аллюзии на творчество Б. Гребенщикова вписываются у В. Пелевина в определяющий вектор дальнейшего сюжетного развития, связывающий отдельные смысловые точки произведения, что подтверждает направленность авторской установки на метафизический план произведения.

Ключевые слова повторяются и отражают идею произведения. Это образы-символы. В повести «Желтая стрела» мы сталкиваемся с такими узловыми понятиями: желтая стрела, поезд, пассажиры, стук колес, остановка поезда, сойти с поезда, путь, движение, время.

Эти словосочетания обретают в «Желтой стреле» особое звучание. Например, фразу «тишина была похожа на пшенку» можно понять, только если знаешь, что пшенка желтая. С чем можно ассоциировать этот цвет? Можно говорить о некоем радостном состоянии, об игре света, о далекой звезде, озаряющей всю нашу вселенную теплым, манящим, красивым светом. И у В. Пелевина этот цвет своего рода просветление, возможность прозрения. Таким образом, автор говорит о тишине как о просветлении. Это подтверждается тем, что главный герой лишь в настоящей тишине, свободной от стука колес, смог услышать «тихий звук собственных шагов», т. е. услышать себя. Вообще, все произведение посвящено возможности найти себя.

Можно выделить несколько значений желтого в анализируемом произведении.

1. Желтый цвет символизирует прозрение или просветление, помогает увидеть вещи под необычным углом. На человеке, который сумел сойти с поезда, была желтая соломенная шляпа: «...человек с соломенной шляпой на шнурке сильно оттолкнулся от крыши, оторвался от вагона и перелетел над ограждением моста» [3, с. 51].

2. Желтый олицетворяет некое мироощущение. Люди, стремящиеся покинуть это пространство, забираются на крышу вагона. Примечательно, что они оказываются на непривычно широкой крыше вагона, покрытой облупившейся желтой краской. То есть на крыше сразу открывается вся иллюзорность существования.

3. В один из поворотных моментов повести желтый цвет является символом быстротечности, необратимости. Хан показывает Андрею надпись на стене, которую оставили те, кто сумел

сойти с поезда. Надпись начинается со следующих слов: «Тот, кто отбросил мир, сравнил его с желтой пылью».

Под желтой пылью подразумевается быстротечность жизни: песочные часы наполнены желтой пылью, она стремительно движется вниз. Из песка невозможно построить что-то фундаментальное, он рассыпается и течет. Желтые стрелы - это солнечные лучи. Люди, делая правильный выбор, могут пронзить пространство иллюзорного мира, наполняясь светом и энергией, освобождаясь для новой жизни.

«Весь этот мир - попавшая в тебя желтая стрела. Желтая стрела, поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту». Возможно, в этом отрывке автор имел в виду, что весь этот мир - захватившая человека иллюзия. Тогда получается, что желтая стрела несет в себе значение иллюзорности, призрачности. Этот мир - иллюзия, и поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту, - тоже всего лишь иллюзия. И раз поезд всего лишь иллюзия, то можно с него сойти. «Это эффект, подобный русскому "отстранению", дающему возможность увидеть хорошо знакомое как в первый раз» [4, р. 90].

Подводя итог сказанному, отметим, что творчество В. Пелевина философично, оно дает возможность глубже осмыслить действительность. Задумываясь над смыслом фраз, слов, читатель тем самым определяет себя и направление собственного развития. Каждый человек отвечает не только за себя, но и за будущее, так как оно закладывается мыслями, действиями здесь и сейчас.

Ссылки:

1. Максимова М. История одной песни «Поезд в огне», «Аквариум» [Электронный ресурс]. URL: http://diletant.media/ar-ticles/26901613/ (дата обращения: 17.07.2017).

2. Пелевин В. Желтая стрела. СПб., 1993. 320 с.

3. Там же. С. 51.

4. Krajewski B. Post-Modernism, Allegory, and Hermeneutics in Brazil // The Postmodern Moment: A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts / ed. by S. Trachtenberg. Westport (Connecticut), 1985. P. 83-101.

References:

Krajewski, B & Trachtenberg, S (ed.) 1985, 'Post-Modernism, Allegory, and Hermeneutics in Brazil', The Postmodern Moment: A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts, Westport (Connecticut), pp. 83-101.

Maksimova, M 2017, The story of one song "Train is on Fire" by Aquarium, viewed 17 July 2017, <http://diletant.media/arti-cles/26901613/>, (in Russian).

Pelevin, V 1993, The yellow arrow, St. Petersburg, 320 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.