Научная статья на тему 'Образ СССР: итоги современного образования'

Образ СССР: итоги современного образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ СССР / Советская повестка / представления об СССР / взгляды российского общества / отношение к СССР / image of the USSR / Soviet agenda / ideas about the USSR / views of Russian society / attitude towards the USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульц Эдуард Эдуардович

Изменения представлений российского общества об СССР представляют значительный интерес. Эти изменения обусловлены трансформациями внешней и внутренней среды, изменениями в образовательной и медийной среде. Высокую актуальность проблема формирования современных образов СССР в российском обществе приобретает в контексте так называемых «войн памяти». Сдвиги в пользу положительной оценки Советского периода и негатива по поводу распада страны очевидны в российском обществе. Причем такой подход характерен и для самых молодых возрастных групп, несмотря на различия в представлениях с более старшими поколениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the USSR: The Results of Contemporary Education

Changes in the ideas of Russian society about the USSR are of significant interest. These changes are due to transformations of the external and internal environment, changes in the educational and media environment. The problem of the formation of modern images of the USSR in Russian society acquires high relevance in the context of the so-called “wars of memory”. Shifts in favor of a positive assessment of the Soviet period and a negative about the collapse of the country are obvious in Russian society. Moreover, this approach is also characteristic of the youngest age groups, despite differences in ideas with older generations.

Текст научной работы на тему «Образ СССР: итоги современного образования»

RUDN Journal of Public Administration

ISSN 2312-8313 (print), ISSN 2411-1228 (online) 2023 Том 10 No 2 171-182

Вестник РУДН. Серия: http://journals.rudn.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ pi^Nraclmmirtratony

DOI: 10.22363/2312-8313-2023-10-2-171-182 EDN: GRZZMS

Научная статья / Research article

Образ СССР: итоги современного образования

Э.Э. Шульц В

Московский государственный лингвистический университет,

119034, Россия, Москва, ул. Остоженка, 38/1

И nuap1@yandex.ru

Аннотация. Изменения представлений российского общества об СССР представляют значительный интерес. Эти изменения обусловлены трансформациями внешней и внутренней среды, изменениями в образовательной и медийной среде. Высокую актуальность проблема формирования современных образов СССР в российском обществе приобретает в контексте так называемых «войн памяти». Сдвиги в пользу положительной оценки Советского периода и негатива по поводу распада страны очевидны в российском обществе. Причем такой подход характерен и для самых молодых возрастных групп, несмотря на различия в представлениях с более старшими поколениями.

Ключевые слова: образ СССР, Советская повестка, представления об СССР, взгляды российского общества, отношение к СССР

Заявление о конфликте интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. История статьи:

Статья поступила в редакцию: 01.02.2023. Статья принята к публикации: 24.03.2023. Для цитирования:

Шульц Э.Э. Образ СССР: итоги современного образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. №2 2. С. 171-182. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2023-10-2-171-182

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-09-43023

Image of the USSR: The Results of Contemporary Education

Eduard E. Shults >

Moscow State Linguistic University,

38/1 Ostozhenka str., Moscow, Russian Federation, 119034

S nuap1@yandex.ru

Abstract. Changes in the ideas of Russian society about the USSR are of significant interest. These changes are due to transformations of the external and internal environment, changes in the educational and media environment. The problem of the formation of modern images

© myjim Э.Э., 2023

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

of the USSR in Russian society acquires high relevance in the context of the so-called "wars of memory". Shifts in favor of a positive assessment of the Soviet period and a negative about the collapse of the country are obvious in Russian society. Moreover, this approach is also characteristic of the youngest age groups, despite differences in ideas with older generations.

Keywords: image of the USSR, Soviet agenda, ideas about the USSR, views of Russian society, attitude towards the USSR

Conflicts of interest: The author declared no conflicts of interest. Article history:

The article was submitted on 01.02.2023. The article was accepted on 24.03.2023. For citation:

Shults E.E. Image of the USSR: The Results of Contemporary Education. RUDN Journal of Public Administration. 2023;10(2):171-182. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2023-10-2-171-182

Funding: The research was funded by RFBR, project number 21-09-43023.

Введение

2022 год — год столетия образования СССР — государства, которого уже нет на карте, но которое устойчиво присутствует в сознании россиян и всего Русского мира и оказывает влияние на мышление и образы современной России и мира. Высокую актуальность в данном контексте получает проблема формирования современных образов СССР в российском обществе, особенно в контексте т.н. «войн памяти» [1-5].

Материалы и методы

В октябре и ноябре 2021 г. были проведены два социологических опроса по вопросу отношения к СССР в рамках научного проекта № 21-09-43023 Российского фонда фундаментальных исследований. Цель исследования: выявить отношение россиян к СССР, советскому периоду, отдельным его этапам и личностям [6; 7].

Первый опрос (далее — «опрос студентов») был проведен в рамках международной научной конференции студентов и аспирантов «Взгляд молодежи на советскую эпоху: между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти» (27 октября 2021 г.). В опросе приняли участие 103 респондента в возрасте от 17 до 34 лет: от первого курса бакалавриата до аспирантов включительно. 1 % респондентов представлял группу старше 34 лет. Респонденты имели достаточно высокий образовательный уровень: почти 70 % респондентов имеют среднее, среднее специальное или среднее техническое образование, почти 30 % — высшее образование. Следует учитывать и специфику участников конференции и опроса: более глубокое знание истории России и вовлеченность в изучение и исследование истории.

Данный опрос позволяет сделать сравнение с результатами федерального опроса с теми же вопросами.

Второй опрос был проведен в период 26.10-31.10.2021 г. методом онлайн интервью (анкета для самозаполнения). Целевая аудитория опроса: городское население РФ, города с населением 100 тысяч жителей и более, женщины и мужчины 18-64 лет, выборка составила 1015 интервью ^ = 1015). Социально-демографические показатели участников опроса распределились следующим образом. 48 % мужчин на 52 % женщин-респондентов. Наибольшая возрастная доля пришлась на группу «45-64 года» — 41 %, группа «35-44» составила 22 %, «25-34» — 26 %, «18-24» — 12 %. 69 % опрошенных состоят в браке (официальном или гражданском). Высшее образование имеют 49 % и еще 3 % — несколько высших образований или ученую степень, 35 % — среднеспециаль-ное образование, 11 % — среднее образование (1 % — ниже среднего). На полный рабочий день занято 61 % респондентов, 11 % — неполный рабочий день, 10 % являются домохозяйками, 9 % — безработными, 5 % — студентами и 5 % — пенсионерами.

Результаты исследования и их обсуждение

В определении ассоциаций исторических событий с СССР важную роль играет семейная историческая социализация: события, память о которых сохраняется в семейных преданиях. Респондентам был задан вопрос с возможностью множественного ответа: «Про какие из этих событий вы знаете не только из учебников, кино, книг, но также и по рассказам знакомых, старших родственников, по «семейным преданиям»? Вы можете выбрать любое количество событий» (см. рис. 1).

Максимальные значения получили: «Великая Отечественная война» — 67 %, «Олимпиада в Москве в 1980 г.» — 54 %, «война в Афганистане» — 52 %, «Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина» — 46 %, «стройки 70-х (БАМ и др.)» — 38 %, что вполне коррелирует с наиболее популярными событиями и периодами истории в ассоциации респондентов с СССР и объясняется наличием живых свидетелей событий и зонами их интересов и памяти.

Достаточно низкие показатели получили события, носителями которых могут быть те же живые свидетели: «Освоение целины» — 26 %, «Холодная война» — 26 %, «Преследования диссидентов в 1970-80-е гг.» — 12 %, «оттепель после смерти Сталина» — 19 %, «XX съезд и разоблачение культа личности» — 14 %, впрочем, и здесь прослеживается связь с уровнем ассоциаций данных событий с СССР.

Достаточно высокие значения получили удаленные по времени события: «Революция 1917 г.» — 24 %, «гражданская война» — 24 %, «коллективизация» — 22 %, «голод 1930-х» — 22 %, «Репрессии в 1930-е — начало 1950-х гг.» — 22 %, «Индустриализация» — 15 %, «НЭП» — 11 %.

Рассказы о столь удаленных событиях могут объясняться переходом в семейные предания и ответами более старших поколений, заставших в своем детстве и юности живых свидетелей событий, однако последнее предположение опровергается анализом ответов на данный вопрос по возрастным группам.

Все события, давшие максимальные результаты, имеют большие значения в группах от 25 и старше и меньшие в группе от 18 до 24 лет. Это касается первых шести позиций: Великая Отечественная война — 50, 65, 65, 74 %; Олимпиада в Москве — 33, 44, 65, 61 %; война в Афганистане — 31, 43, 55, 62 %; Запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина — 40, 43, 53, 46 %; стройки 1970-х (БАМ и т.п.) — 25, 24, 40, 48 %; освоение целины — 12, 19, 27, 33. Это касается и таких «низкорейтинговых событий» как «коллективизация» (11, 15, 23, 28 %) и «Репрессии в 1930-е — начало 1950-х гг.» (10, 17, 21, 30 %). Другие «низкорейтинговые события» имеют примерно одинаковые значения во всех возрастных группах: «голод 1930-х» (24, 22, 18, 23 %), «оттепель после смерти Сталина» (18, 15, 21, 22 %), «Индустриализация» (15, 14, 15, 16 %), «XX съезд и разоблачение культа личности» (11, 9, 14, 17 %), «Преследования диссидентов в 197080-е гг.» (10, 10, 11, 14 %), «НЭП» (8, 10, 7, 14 %) (рис. 1).

Общ» аудищии 19-2* 25-34 3S-44

Великая отечественная во£на 50% 65* 74%

олнчяиада в м«км> в 1ВДОГ0Ш 54% 33% 44% 65% «1%

Войне s Афганистане 52% 31% 43% 55»

Запуск первого спутннка н полет в космос Ю. Гагарина ло* 43% 53* 45*

Стройки 70-*щдов (БАМ ытп) 3S* 2Б* 54% 40* 43*

Освоение целины 26* 13* 19% 21* 33*

Холоднаяяойна 26% 22% 23% 21* 30*

Революция 1917 гада 24% 29* 24% 21* 24*

Гражданская война 24% ЭБ* 3S% 21* 23*

Келяетявиыция 22% 11« 15% гг% 28%

голодтрнАЦэтих гнди> гопадомор 22% 24% 22% 15% 23%

Релр«сии »¿(^е-яачале н^хладов 22% 10% 17% 21% 50%

оттелель после смерш и, стелима 19% 19% 15% 21% 22%

ицдустрцвлииция 15% 15% 14% 15% 16%

XX съезд и рэ»й빫не нупьта личности 14% 11* 9% 14% 17%

Преследования диссидентов 6 70-80-е годы 15* 10* Ю% 11* 14*

НЭП 11* 6% №% 7% 14*

Рис. 1. Семейная историческая социализация Источник: авторское исследование, 2021.

Fig. 1. Family historical socialization Source: authors' research, 2021

«Холодная война», которая во всех предыдущих вопросах занимала достаточно высокие позиции, демонстрирует одинаковые значения в трех возрастных группах и достаточно близкие — в самой старшей группе: одинаковые 22 %, 23 %, 24 %, 30 %.

Революция 1917 г. и гражданская война представляет наибольшие значения снова в группе «18-24», а затем — в группе «25-34»: «Революция 1917 г.» — 29 %, 24 %, 21 %, 24 %; «гражданская война» — 35 %, 25 %, 21 %, 23 %.

В возрастной группе «18-24» наибольшие значения получили: «Великая Отечественная война» — 50 %, «Запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина» — 40 %, «Гражданская война» — 35 %, «Олимпиада в Москве» — 33 %, «война в Афганистане» — 31 %, «Революция 1917 г.»—29 %. В возрастной группе «25-34» наибольшие значения получили: «Великая Отечественная война» — 65 %, «Олимпиада в Москве» — 44 %, «Запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина» — 43 %, «война в Афганистане» — 43 %, «Гражданская война» — 25 %, «Революция 1917 г.» — 24 %.

Таким образом, в молодежных возрастных группах «от 18 до 34 лет» лидирующие позиции семейных преданий занимают: «Великая Отечественная война», «Олимпиада в Москве», «Запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина», «война в Афганистане». Для группы от 18 до 24 лет снова характерен рост, в сравнении с другими возрастными группами, показателей по революции 1917 г. и гражданской войне.

На фоне ассоциаций периодов и исторических событий с СССР и «семейных преданий» важные данные дает вопрос об интересе к советским историческим событиям: «Про какие из этих событий вы можете сказать, что они вам интересны, что вы хотели бы про них узнать больше? Вы можете выбрать любое количество событий» (рис. 2).

Интерес к определенным историческим событиям эпохи СССР во многом коррелирует с данными по ассоциациям респондентов событий с эпохой СССР. Данные распределились следующим образом: «Великая Отечественная война» — 42 %, «Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина» — 30 %, «Олимпиада в Москве в 1980 г.» — 29 %, «война в Афганистане» — 27 %, «стройки 70-х (БАМ и др.)» — 25 %, «Революция 1917 г.» — 24 %, «Гражданская война» — 23 %, «голод 1930-х» — 23 %, «Холодная война» — 23 %, «Освоение целины» — 20 %, «Репрессии в 1930-е — начало 1950-х гг.» — 19 %, оттепель после смерти Сталина — 19 %, «Индустриализация» — 18 %, «НЭП» — 17 %, «Преследования диссидентов в 1970-80-е гг.» — 16 %, «коллективизация» — 15 %, «XX съезд и разоблачение культа личности» — 14 %.

Наибольший интерес вызывает Великая Отечественная война (42 %), запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина (30 %), Олимпиада в Москве (29 %), война в Афганистане (27 %), стройки 1970-х (25 %), революция 1917 г. (24 %) и гражданская война (23 %), холодная война (23 %). Высокий интерес, в сравнении с показателями предыдущих вопросов, демонстрирует «голод 1930-х гг.» (23 %) и «Репрессии в 1930-е — начало 1950-х гг.» (19 %).

Об IV аиднпзрия im 3S-3I 35-M 1БИ

Величая отечественная война Ы% m 4S* 4Ь%

Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина ЭЙ» 17% 34« 34« 24*

Олимпиада в Москве в 14ЙОподу 14% 17% 25% 31* 31«

ВАЙн^вАфчннсгЭне 27% 11% 19% 31%

Стройки {БАМ ит п ) 21% 19% îi* 30%

Революция 19) 7 года 34* 24« 3J« 34« 16%

Гр.шдаиснля война ÎÏS IS* 14« 34« 2S«

Голод тридцатых подов, [олрдрмир îî% îl% 21« 31« 26«

Холодная война 13% 22% 18« 2S«

Освоение щлнны 30% 17% 16« 34« 13%

Репрессии в 30-е - начале ЬЯ-и подов 14* 13« 13« 31« 23«

Оттепель после смер™ И. Сталина 14% 13* IS« Ii* 21«

Мцдусфиалнэация 1Ä* 17% Ii« 31« 20«

нал 17» 1SW 10« 14« 21«

ПрМЛеДвМниЯ днсшщСшйи и 70-9СН' 'оды 12% IS« IG« 18W

Коллективизация ms 11« lfiW 16«

КЯ съезд и разоблачение культа личности 14% lütt 11« 1№ 16«

Рис. 2. Интерес аудитории к Советским историческим событиям Источник: авторское исследование, 2021.

Fig 2. Audience interest in Soviet historical events

Source: authors' research, 2021

Наибольший интерес к изучению в молодежных группах — от 18 до 34 лет — представляют: Великая Отечественная война (30 и 39 %), Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина (27 и 34 %), Революция 1917 года (24 и 24 %), Гражданская война (23 и 18 %), Олимпиада в Москве в 1980 году (29 и 17 %), война в Афганистане (27 и 21 %), стройки 70-х годов (БАМ и т.п.) (25 и 21 %), голод тридцатых годов (23 и 21 %), Холодная война (23 и 22 %) (см. рис. 2).

Для перепроверки ответов респондентов был предложен вопрос о наименее интересных событиях (множественный ответ): «Про какие из этих событий вы можете сказать, что они вам НЕ интересны, или что информация про это события НАДОЕЛА? Вы можете выбрать любое количество событий» (рис. 3).

События, связанные с XX съездом, т.н. «разоблачением культа личности Сталина», оттепелью при Хрущеве, репрессиями 1930-х и начала 1950-х гг., голодом 1930-х гг., НЭПом, представляют наименьший интерес, что подтверждает данные по предыдущим вопросам. Информация, распространяемая по этим тематикам, во многом надоела респондентам.

При этом, несмотря на большой объем информации в последнее десятилетие по Великой Отечественной войне, — это наименее приевшаяся информация, закрывающая список наименее интересных событий. Революция 1917 г. (13 %) и гражданская война (10 %) представляют один из самых

высоких интересов аудиторий, наравне с такими яркими и прорывными событиями, как стройки 1970-х, запуск первого спутника и полет Ю. Гагарина, Олимпиада в Москве.

В целом, данные распределились следующим образом (чем выше цифры, тем ниже интерес аудитории, тем больше эта тематика надоела): «XX съезд и разоблачение культа личности» — 26 %, «НЭП» — 23 %, «Преследования диссидентов в 1970-80-е гг.» — 22 %, «Репрессии в 1930-е — начало 1950-х гг.» — 21 %, «голод 1930-х» — 19 %, «Освоение целины» — 17 %, «коллективизация» — 16 %, «оттепель после смерти Сталина» — 16 %, «Холодная война» — 15 %, «Индустриализация» — 14 %, «Революция 1917 г.» — 13 %, «стройки 70-х (БАМ и др.)» — 12 %, «Запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина» — 11 %, «гражданская война» — 10 %, «война в Афганистане» — 10 %, «Олимпиада в Москве в 1980 г.» — 8 %, «Великая Отечественная война» — 7 %.

Между возрастными группами наблюдаются серьезные различия в интересе к советским историческим событиям (рис. 3).

OCiv ЛИРЧИЯ №4 25-34 3S-U 45-64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

км съезди разоблачение кулдо личное™ 3% 24% 30% 31%

нэп 23% 38* 27% 23% 19%

Прл;л?лманн»ди£(ил?нт(ч а 70 30 <■ годы 11% 33* JS% 21% 27%

Рютрнсни it 30+- начале 50-х годе* 21% 13% И» 28ft 2Ш

ГОЛОД ТрцДчЗТы* ГОЛОЙ, iSBSw*» 13% 16% 1G% 19% 23%

цеЛИНЫ 17% 30% 22% 15% 14%

КОМЁ*Ти«и)ЭЦ>нЯ 16% 31% 1&% 14% 15%

Оттепель пкмощци Сталина 16% 12% 16% 13% 16%

Хондой война 15% 19% 12% 17% 16%

Индустриализации 14% 10% l&W 1Ж 13W

ГесОлюцнв 10171Е?да 13% 13% l&W 11И 11«

С1р0й«и 70-х ifflou (БАМ н ( п > 12% 35% 558 «К 7%

Запуск ПСрвши СПуТннна и ПОЛИ » кОСмМ ю. Гагарина 11% 13% 13% {Щ е%

Гцанщ^щщл война 10% 16% 558 7% 7%

война в Афганистане 10% 3% 11% 13% 9%

Олимпиада в Москве в 1УЙО году 8М aw lift 10% 5%

Величая Отечественная война 7И 12% 7» 7% 6%

Рис. 3. Наименее интересные события советской истории для аудитории Источник: авторское исследование, 2021.

Fig. 3. The least interesting events of the Soviet history for the audience Source: authors' research, 2021

Разоблачение культа личности И. Сталина, репрессии 30-50-х годов привлекают меньше старших респондентов. Молодые возрастные группы меньше всего интересуются НЭПом, а также стройками 70-х годов. Более

поздние периоды существования СССР воспринимаются респондентами как более позитивные.

Лучшим периодом истории Советского Союза в общем по аудитории 32 % посчитали 1980-е гг., 31 % — 1970-е гг., еще 16 % признали таковыми 1960-е гг., а 9 % затруднились с ответом. 6 % назвали лучшим периодом 1950-е гг., еще 6 % разделились поровну по 2 % на 1920-е, 1930-е и 1940-е гг.

В самых молодых аудиториях — 18-24 и 25-34 — выделяется более высокий процент затрудняющихся с ответом — 13 и 12 % соответственно (в категориях 35-44 и 45-64 такие ответы составили по 7 %). Период 1980-х гг., выделяемый как лучший в истории СССР, почти не дает расхождений по возрастным аудиториям. 1970-е гг. дают резко расходящиеся показатели в ответах для категории 45-64-41 % и группы 18-24-19 %, группы 25-34 и 35-44 имеют незначительное расхождение — 22 и 29 % соответственно. Поколения 25-34 и 35-44 более высоко оценивают период 1950-х гг. — 10 и 8 %, соответственно. Самые молодые респонденты (18-24) и группа 45-64 оценивают этот период достаточно близко — 6 и 4 % соответственно. Группа 18-24 дала наибольший уровень оценки 1940-х гг. среди всех возрастных групп — 8 %.

Важность истории изучения СССР отмечает подавляющее большинство респондентов (множественный ответ). 64 % голосов поддержало важность истории СССР не только для историков, но для всего общества, 48 % — в пользу личной заинтересованности в истории СССР. 8 % получило утверждение, что изучение истории СССР интересно только историкам, 12 % — «давно пора забыть и жить сегодняшним днем». То есть по крайней мере на декларативном уровне большинство респондентов признают важность изучения истории СССР — как для себя, так и для всего российского общества. При этом 1/3 считает, что изучение истории СССР более важно, чем изучение других исторических периодов существования российского государства.

Максимальные значения в пользу изучения истории СССР дают возрастные группы «35-44» и «45-64». Так, в этих группах поддержали утверждение о важности истории СССР не только для историков, но для всего общества — 67 % и 69 % соответственно. Возрастная группа «18-24» дала 51 %, а «25-34» — 57 %. В декларации личной заинтересованности в истории СССР картина выглядит примерно таким же образом: 38 %, 40 %, 54 %, 52 % по возрастным группам.

Утверждение «давно пора забыть и жить сегодняшним днем» получило максимальные значения в молодых возрастных группах: в группе «18-24» — 17 %, в группе «25-34» — 20 %. Две более старшие группы дали 8 и 9 % поддержки. Утверждение, что изучение истории СССР интересно только историкам, получило максимальную поддержку в самой молодой возрастной группе — «18-24» — 16 %, остальные группы дали примерно одинаковые низкие значения: 8 %, 8 % и 5 %.

Таким образом, тезис о важности изучения истории СССР разделяют в большей степени респонденты из старших возрастных групп. Тем не менее, даже среди молодежи достаточно распространена точка зрения, что история СССР интересна и важна для всего общества.

Следующий блок исследования — это информационные каналы (множественный ответ).

В качестве предпочтительных каналов получения информации о Советской истории (множественный ответ) наибольшие значения получили Интернет — 72 % и телевидение — 60 %. Традиционные книги получили 41 % голосов. С большим отставанием идут радио — 17 %, журналы — 14 %, газеты (в печатном виде) — 13 %.

По возрастам эти предпочтения распределились следующим образом (множественный ответ). Интернет максимально предпочитают все возрастные категории, с минимальным значением в возрастной группе «18-24» — 65 %: 73 % — «25-34», 74 % — «35-44», 71 % — «45-64». Телевидение более предпочитают группы «35-44» (65 %) и «45-64» (64 %), но высокий спрос представляют и две другие возрастные группы: «18-24» — 46 %, «25-34» — 55 %. Традиционные книги больше предпочитает старшее поколение: 47 % в группе «45-64», другие группы дают примерно одинаковые показатели: 32 % — «18-24», 38 % — «25-34», 38 % — «35-44». Радио, журналы и печатные газеты как информационный источник, предпочитаемый для изучения истории СССР, дали примерно одинаковые показатели во всех возрастных группах.

Определение художественных фильмов, которые максимально ассоциируются с СССР и дают представление о Советской стране. Вопрос был поставлен таким образом: «Вас просят посоветовать художественный фильм, чтобы показать молодому человеку 16 лет, который ничего (так получилось) не знает о Советском Союзе, ничего не читал о нем, не смотрел никаких фильмов о СССР. И, понятно, никогда сам не жил в СССР. Какие художественные фильмы вы бы посоветовали показать такому ребенку, чтобы он составил себе представление о Советском Союзе? Ответ на вопрос предполагал два варианта: первый — множественный, второй — выбрать только один фильм.

«Москва слезам не верит» (57 % при множественном ответе и 18 % при выборе единственного фильма), а также фильмы по военной тематике — «В бой идут одни старики» (55 % и 12 %), «Они сражались за Родину» (53 % и 17 %), «Офицеры» (45 % и 11 %) — показывают, по мнению респондентов, лучше всего, что такое Советский Союз (рис. 4).

«Москва слезам не верит» стал главным фильмом для групп «18-24» (38 % при множественном ответе и 18 % при выборе единственного фильма), «35-44» (59 % и 20 %) и «45-64» (65 % и 21 %). Для группы «25-34» — вторым фильмом (51 % и 14 %), уступив фильму «В бой идут одни старики» (54 % и 18 %), который в других возрастных категориях занял вторую позицию при множественном выборе, но лишь четвертую-пятую при выборе одного варианта ответа.

№4 3544 45-64

WIK-птм-г rr (ПНТ Глм-ч-а фнлогл ВПИТ 4мл ьм □тмг фмльм тмт филы*

Москва (лгни не верит S7K ш 1}* нк 144 59* гак «К Л*

В fiüM nAvT 0Д»1 Li щит Six ил «К я* 1Й* tt* 13* 82*

Очи эа Родину 53К 17« 33* ]4X 43К l№ ИК 17* 62 К 19К

Офицеры 45К 11* 55% 4M ПК iSK 1в*

С.'-т*ев ншй ¡юм i» s% № 4fc И* 7% »1 № 47* 44

btlHJ Hi МрйчиййъЛнц* ton 74 21* 3* U* 8% 1И* э% 48* 6*

Гииий. ДОН 36К SK 9K 37% 7* зек 4% ЗН at

Get»»« CfJJflut Mi 54 JOS 84 ¿34 54 м* 44 34* 5*

frt-рггиг и лптмлйипл 31« i% 14» *% 17% 2% зш 2% за» г*

Похроичиееорота 304 19* Jit m 4k Щ 34 43*

Холодное лею ii-po 1TK in ?J* 5K 31К 4* 37К Ht за* 4*

ripaUt 2 14 ¡ft 8* № 13* 2* 77* i* 794 7*

не (hwk* 20% IK 114 2% i?* 2% 17* 1* 23% 1К

Маленькая ве pi 154 IK 104 IS 14% 3% Ii* 04 18* !4

Ючдодоа 11% 2% 17* BN 15* 2% IB* 2% 11*

9 дней од кто года »V IK SK 2% Ht OK 7К OK 10* .к

Пйкайпп* 7* s 17* 104 » 1* 44 14 74 1*

Эчжало 44 № &S 14 ¡4 04 2S 04 Ь* 14

Рис. 4. Художественные фильмы, чтобы составить представление о Советском Союзе Источник: Авторское исследование, 2021.

Fig 4. Feature films to give an idea of the Soviet Union

Source: authors' research, 2021

Таким образом, по мнению респондентов, «Москва слезам не верит» — один из лучших фильмов, рассказывающих о жизни в СССР, по мнению всех возрастных групп. Фильмы на военную тематику также выбираются всеми возрастными группами как важные. Примечательно, что фильмы на тему репрессий («Холодное лето 53-го», «Покаяние») чаще выбираются самой молодой возрастной группой.

С точки зрения образовательной среды — той общей информационной среды, которая складывается для россиян с точки зрения получения знаний об СССР (среднее, среднеспециальное и высшее образование, СМИ, как традиционные, так и новые медиа), можно сделать следующие выводы.

Высокий уровень интереса к Великой Отечественной войне: эти события выглядят в обществе как события национальной самоидентификации. Повышенный интерес у аудитории и к другим событиям, которые относятся к событиям национальной гордости: запуск первого спутника и полет в космос Ю. Гагарина, Олимпиада в Москве, стройки 1970-х. Растет интерес к войне в Афганистане, которую в 1990-х либо желали замолчать (забыть), либо выкрашивали в негативные тона. То же касается революции 1917 г. и гражданской войны, несмотря на устойчивый негатив в массмедиа и художественной культуре. События, которые представляли максимальный интерес в 1980-2000-е (особенно для поколений 1960-х, 1970-х, 1980-х): «репрессии», «разоблачение культа личности», «диссидентское движение», резко потеряли свою актуальность

для россиян. Вернули актуальность фильмы, считавшиеся шедеврами в позднем СССР, как собирательный образ СССР, несущий максимальную образовательную нагрузку. При этом россияне всех возрастов, демонстрируют серьезное превалирование в образовательных каналах коммуникаций Интернета и телевидения, причем на уровне и даже превышая страны, считающиеся наиболее развитыми в коммуникационных технологиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Багдасарян В.Э., Ларионов А.Э., Реснянский С.И., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Информационные факторы формирования исторического сознания молодежи (на примере изучения представлений о Великой Отечественной войне) // Вопросы истории. 2022. № 8-1. С. 34-49. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202208Statyi17

2. Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Восприятие советского прошлого в контексте формирования новых идентичностей, войн памяти и образов будущего на постсоветском пространстве. М.: Проспект, 2022. 304 с.

3. Шульц Э.Э. Ленин: проблемы осмысления собственной истории // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 159-170. https:// doi.org/10.17223/15617793/464/19

4. Шульц Э.Э. Формирование самостоятельности мышления и позиции учащихся на фактах Великой Отечественной войны // Духовное наследие Великой Отечественной войны — важнейший источник ду ховно -нравственного воспитания молодежи. Материалы V Международной научно-образовательной конференции «Нестеровские чтения», посвященной Дню Памяти святого преподобного Нестора Летописца, а также празднованию 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне (г. Луганск, 14 ноября 2019 г.). М.: Принтика, 2020. С. 273-283.

5. Larionov A., Baghdasaryan V., Fedorchenko S., Shults E. Exogenous Factors of Memory Formation about the Great Soviet Era in Contemporary Russia // Linguistics and Culture Review. 2021. 5 (S3). https://doi.org/10.21744/lingcure.v5nS3.1830

6. Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Взгляд молодежи на советскую эпоху: между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 1. С. 85-97. https://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-1-85-97

7. Между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти. Материалы международной научной конференции. Часть II. Материалы социологических исследований / Отв. ред. В.В. Журавлев. СПб.:Наукоемкие технологии, 2021. 65 с.

REFERENCES

1. Bagdasaryan V.E., Larionov A.E., Resnyansky S.I., Fedorchenko S.N., Shults E.E. Information Factors of Formation Historical Consciousness of Youth (on the Example of Studying Ideas about 0the Great Patriotic War). Questions of history. 2022; 8 (1): 34-49 (In Russ.). https://doi. org/10.31166/VoprosyIstorii202208Statyi17

2. Bagdasaryan V.E., Zhuravlev V.V., Larionov A.E., Fedorchenko S.N., Shults E.E. Vospriyatie sovetskogo proshlogo v kontekste formirovaniya novykh identichnostei, voin pamyati i obrazov budushchego na postsovetskom prostranstve [Perception of the Soviet Past in the Context of the Formation of New Identities, Wars of Memory and Images of the Future in the Post-Soviet Space]. Moscow: Prospect; 2022. 304 p. (In Russ.).

3. Shults E.E. Lenin: Problems of Comprehension of Own History. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2021;464:159-170 (In Russ.). https://doi.org/10.17223/15617793/464/19

4. Shults E.E. Formirovanie samostoyatel'nosti myshleniya i pozitsii uchashchikhsya na faktakh Velikoi Otechestvennoi voiny [The Formation of the Independence of Thinking and the Position of Students on the Facts of the Great Patriotic War]. The Spiritual Heritage of the Great Patriotic War Is the most Important Source of Spiritual and Moral Education for Young People. Materials of the V International Scientific and Educational Conference "Nesterov Readings", dedicated to the Day of Remembrance of St. Nestor the Chronicler, as well as the celebration of the 75th anniversary of the victory in the Great Patriotic War (Lugansk, November 14, 2019). Moascow: Printika; 2020: 273-283 (In Russ.).

5. Larionov A., Baghdasaryan V., Fedorchenko S., Shults E. Exogenous Factors of Memory Formation about the Great Soviet Era in Contemporary Russia. Linguistics and Culture Review. 2021; 5 (S3). https://doi.org/10.21744/lingcure.v5nS3.1830

6. Bagdasaryan V.E., Zhuravlev VV., Larionov A.E., Fedorchenko S.N., Shults E.E. Young people's view of the Soviet era: between the prospects of new identities and the challenges of memory wars. Journal of Political Research. 2022: 6 (1): 85-97 (In Russ.). https:// doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-1-85-97

7. Mezhdu perspektivami novykh identichnostei i vyzovami voin pamyati. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Chast' II. Materialy sotsiologicheskikh issledovanii [Between the Perspectives of New Identities and the Challenges of Memory Wars. Materials of the international scientific conference. Part II. Materials of sociological research]. Ed. by V.V. Zhuravlev. St. Petersburg: Publishing House "Science-Intensive Technologies"; 2021. 65 p. (In Russ.).

Информация об авторе:

Шульц Эдуард Эдуардович — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой коммуникационных технологий, Московский государственный лингвистического университет (ORCID ID: 0000-0002-9067-6228) (e-mail: nuap1@yandex.ru).

Information about the author:

EduardE. Shults — PhD in History, Associate Professor, Head of the Department of Communication Technologies, Moscow State Linguistic University (Russian Federation) (ORCID ID: 0000-00029067-6228) (e-mail: nuap1@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.