ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРАХ
Нурманова Б.А.
Нурманова Барно Ахмаджон кизи - докторант, специальность: театральное искусство, преподаватель,
кафедра искусства музыкального, драматического театра и кино, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в настоящей статье анализируются поставленные в узбекских драматических театрах и завоевашие сердца зрителей спектакли, в которых отражены герои нашего времени и национальные традиции узбекского народа.
Ключевые слова: актёр, драма, образ, драматургия, спектакль, характер, режиссёр, национальный.
ISSUES OF IMAGE CREATION IN DRAMA THEATERS
Nurmanova B.A.
Nurmanova Barno Ahmadjon qizi - PhD Candidate, SPECIALTY: THEATER ARTS, Lecturer,
DEPARTMENT OF ART OF MUSICAL, DRAMATIC THEATRE AND CINEMA, UZBEKISTAN STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article analyzes the performances staged in uzbek drama theaters and won the hearts of the audience, which reflect the heroes of our time and the national traditions of the uzbek people. Keywords: actor, drama, image, dramaturgy, spectacle, character, producer, national.
УДК 792.0 (KBK) 85.334
Основное внимание узбекских театров в годы независимости было уделено вопросу создания имиджа нашего современника. В течение этого периода в театрах был поставлен ряд спектаклей, в которых отразились проблемы наркомании, наука, патриотизм, пороки имеющие место в нашем обществе, и при этом особое внимание уделялось созданию образа современника. И, в результате, в театрах был поставлен ряд драматических спектаклей, в которых были отражены указанные выше проблемы.
Режиссеры доказали, что узбекские драматурги являются мастерами драматического жанра. Цельные с точки зрения художественности спектакли режиссеров М. Равшанова, К. Юлдашева, Б. Юлдашева, Р. Хамидова, О. Салимова, В. Умарова, У. Бакоева, Н. Абдурахмонова, М. Абдуллаева, Т. Азизова годами не сходят со сцен театров стран. В театрах, где служат творцы и единомышленники, драматургия любимых народом спектаклей будет бессмертной независимо от того, когда спектакли были написаны, если, конечно, они отвечают требованиям современности, зрелищности, художественности и передают атмосферу времени.
Г.Товстогонов говорит так об этом: "Современность — главная проблема искусства, и естественно, что решить ее не под силу одному человеку. Естественно, что исчерпать ее невозможно самой лучшей статьей, самым лучшим спектаклем. Современный театр — это соединение современной пьесы, современной режиссуры, современных актеров, современных зрителей. Современный театр — это современная идея, выраженная современной формой. Современный театр — это театр, наиболее полно и глубоко отражающий жизнь" [1. С. 52]. Это самое верное определение проблемы современного изображения жизни общества.
Однако, Б.Э. Захава, напротив, так говорит о современности и новаторстве в театральном искусстве -"Говоря о новаторстве в искусстве, часто имеют в виду только внешнюю форму произведения. Между тем подлинное новаторство находит свое выражение во внешней форме только в самом конце творческого процесса. Начинать же искать новое художник должен, прежде всего, в самой жизни. Чтобы произведение искусства не воспринималось как нечто скучное, неинтересное, необходимо, чтобы именно в его содержании было что-то новое, дотоле неизвестное людям. Этим новым может быть предмет изображения, или какая-нибудь сторона этого предмета; если сам предмет старый, хорошо знакомый, то новым может оказаться отношение художника к предмету, его мысль об этом предмете, его точка зрения на него или же его чувство по отношению к нему" [2. С. 127].
Драматург Эркин Хушвактов доказал своими произведениями, что он является одним из самых зрелых художников в различных жанрах театрального искусства. Комментируя драматургию Эркина Хушвактова, Тоир Исламов цитирует слова Мухаббат Тулаходжаевой о спектакле «Чимилдик»:
«Чимилдик (условное ложе для новбрачных, закрытое пологом) привлекает внимание своим благожелательным и добрым отношением к народным традициям и культуре... спектакль серьезный и лаконичный. Внимание режиссеров сосредоточено на раскрытии человеческих характеров. Парень и девушка сначала пытаются понять друг друга и, когда это им удается, появляется взаимная симпатия. Девушка влюбляется, видя в нем достойного мужчину, который преодолевает трудности на жизненном пути. Юноша любит, потому что нашел того, кто понимает и ценит увиденное и испытанное им» [3. С. 37].
Действительно, очень интересна интерпретация образов жениха и невесты, а также бабушки, опекающей их в первый день совместной жизни, созданные актерами в спектакле «Чимилдик»: прославление и почитание национальных ценностей и священных семейных уз; верность семье; осознание священности чимилдика; необходимость опоры для слабой женщины - все это способствовало мысли о том, что она всегда должна чувствовать постоянную потребность в поддержке. Это произведение, в котором показаны и национальные, и общечеловеческие ценности, стало явлением в театральной жизни, спектакль уже много лет с большим успехом идет в театрах страны и проходит, как правило, с аншлагом.
Ценность и значение произведений Эркина Хушвактова заключаются в том, что они стремятся показать добрую волю, искренность и мудрость нашего народа через восстановление забытых традиций, демонстрацию национальных обычаев, делая акцент на национальных ценностях.
Ульмас Умарбеков, произведения которого начиная с 70-х годов ХХ века не сходят со сцен узбекских театров, привнес новый метод и новые приёмы в узбекскую драматургию. В произведениях, созданных драматургом в жанре драмы, главной темой является призыв молодежи к добру и честности. Он пытается пробудить у молодежи чувство совести. «Произведения У. Умарбекова - талантливого автора таких театральных пьес на духовно-патриотические темы, как «Комиссия», «Не торопись, Солнце», «По собственному желанию», «Долг судного дня», которые многие годы являются ключевыми в репертуаре Театра им. Хамзы, подняли отечественное режиссёрское и исполнительское искусство на новый уровень» [5. С. 282].
В них основное внимание уделяется духовному становлению каждого образа, его пьесы показывают внутренний мир и внутреннюю борьбу персонажей, раскрывают и положительные, и отрицательные качества героев, их искания, их стремления к избавлению от пороков. В драме драматурга «Когда горит земля» анализируются резкие изменения образа жизни, которые произошли в 1980-е годы. Герои драмы, в которой художественно выражены трагические судьбы персонажей, остаются верными своим человеческим убеждениям, какими бы трудными ни были тяготы жизни. Такие образы внесли существенный вклад в развитие жанра национальной драмы.
В годы Независимости на театральных сценах республики были поставлены ряд пьес Нурилло Аббасхана, которые неизменно вызвали резонанс среди театралов и общественности в целом. Здесь следует особо отметить спектакль «Узбекский танец». На протяжении всего театрального действа показаны стойкость, трудолюбие и толерантность узбекской женщины. Простая узбекская женщина, чей сын ушел в армию и вернулся оттуда с невесткой другой национальности, с открытым лицом и душой встретила свою невестку, не противясь судьбе, научила ее узбекским обычаям, профессии и всему, что она знала. В результате искреннего изучения невестой национальных традиций она живет в почете у родных, оставаясь верной общечеловеческим ценностям, которым научилась у свекрови. Правильная интерпретация и сценическая постановка этой драмы увековечили жизнь произведения.
Универсальный смысл слов каждого из главных героев в драме Улугбека Хамдама «Равновесие», поставленной в Узбекском государственном драматическом театре, придает драматичность образам главных действующих лиц. Драма важна еще и тем, что поднимает вопросы, требующие ответа. Актеры Хошим Арсланов, Гульбахор Юлдашева и Джумадулла Раметов, мастерски сыгравшие свои роли, уделили особое внимание успешности своих образов. Именно поэтому судьбы героев спектакля не оставляют зрителей равнодушными. Это стало результатом правильной сценической интерпретации образов, созданных драматургом.
На сегодняшний день тенденции создания образа в узбекской драматургии за годы независимости отдельно не изучались, а ее научный анализ является актуальной проблемой театроведения. Большое значение в изучении этих предметов имеют постановка драматических произведений, перечисленных выше драматургов.
Список литературы /References
1. Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т. 1. Лен.: Искусство, 1984. С. 52.
2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: "Просвещение", 1978. С. 127.
3. Исломов Т. Театр. // Вокеликнинг хакикати. (Правда реальности). Т., 2009. № 2. С. 37.
4. ТулахужаеваМ. Театр танкидчилиги: артист, режиссёр, спектакль. Т.: Санъат, 2015. С. 225.
5. Турсунов Т. ХХ аср узбек театри тарихи. (История узбекского театра ХХ века). Т.: Арт пресс, 2010. С. 282.