Научная статья на тему 'Образ советского врага в немецкой карикатуре в отражении событии гражданской войны в Испании 1936-1939 гг'

Образ советского врага в немецкой карикатуре в отражении событии гражданской войны в Испании 1936-1939 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОБРАЗ ВРАГА» / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / КАРИКАТУРА / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ / «SIMPLICISSIMUS» / «KLADDERADATSCH» / «THE IMAGE OF THE ENEMY» / NATIONAL SOCIALIST PROPAGANDA / CARICATURE / CIVIL WAR IN SPAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свечникова С.В., Алейников С.С.

В статье анализируется использование нацистской пропагандистской машиной событий Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. для усиления антисоветской пропаганды, совершенствования образа советского врага. Рассматриваются основные пропагандистские приемы оформления образа врага, использовавшиеся для комплексного представления СССР и коммунистов как универсальной опасности для Германии и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE SOVIET ENEMY IN A GERMAN CARICATURE IN THE REPERCUSSION OF THE EVENTS OF THE SPANISH CIVIL WAR 1936-1939

The article analyzes the usage of the Nazi propaganda machine the events of the Civil War in Spain 1936-1939 to enhance anti-Soviet propaganda, improving the image of the Soviet enemy. The main propaganda techniques of the image of the enemy, used for a comprehensive presentation of the USSR and the Communists as a universal danger to Germany and the World, are considered.

Текст научной работы на тему «Образ советского врага в немецкой карикатуре в отражении событии гражданской войны в Испании 1936-1939 гг»

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

УДК 94(430)»19»:94(460)»1936/1939»:94(470) СВЕЧНИКОВА С.В.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и регионоведения, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: siyanova_s@mail.ru АЛЕЙНИКОВ С.С.

студент 5курса исторического факультета, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: sergey.aleynikov.1997@mail.ru

UDC 94(430)"19":94(460)"1936/1939":94(470)

SVECHNIKOVA S.V.

Candidate of historical Sciences, Associate Professor, Orel

State University E-mail: siyanova_s@mail.ru ALEINIKOV S.S.

5th year student of the History Faculty, Orel State University E-mail: sergey.aleynikov.1997@mail.ru

ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ВРАГА В НЕМЕЦКОЙ КАРИКАТУРЕ В ОТРАЖЕНИИ СОБЫТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ 1936-1939 ГГ.

THE IMAGE OF THE SOVIET ENEMY IN A GERMAN CARICATURE IN THE REPERCUSSION OF THE EVENTS OF THE SPANISH CIVIL WAR 1936-1939

В статье анализируется использование нацистской пропагандистской машиной событий Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. для усиления антисоветской пропаганды, совершенствования образа советского врага. Рассматриваются основные пропагандистские приемы оформления образа врага, использовавшиеся для комплексного представления СССР и коммунистов как универсальной опасности для Германии и мира.

Ключевые слова: «образ врага», национал-социалистическая пропаганда, карикатура, Гражданская война в Испании, «Simplicissimus», «Kladderadatsch».

The article analyzes the usage of the Nazi propaganda machine the events of the Civil War in Spain 1936-1939 to enhance anti-Soviet propaganda, improving the image of the Soviet enemy. The main propaganda techniques of the image of the enemy, used for a comprehensive presentation of the USSR and the Communists as a universal danger to Germany and the World, are considered.

Keywords: «the image of the enemy», national socialist propaganda, caricature, Civil War in Spain, «Simplicissimus», «Kladderadatsch».

Одним из наиболее ярких феноменов ХХ века стала пропаганда, то есть распространение и внушение взглядов, идей и мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию и стимулировать ее реакцию в желательном для пропагандиста направлении [37, с. 40]. Традиционно ее возникновение связывают с началом Первой мировой войны, когда перед воюющими державами встала задача создания и поддержания нужных, прежде всего патриотических, умонастроений на фронте и в тылу. В межвоенный период пропаганда стала одним из самых эффективных инструментов воздействия тоталитарных режимов и фашистская Италия, нацистская Германия, Советский Союз доказали миру эффективность пропагандистских методик.

В первой половине ХХ века различными государствами и политическими движениями использовались разные средства пропаганды: пресса, радио, кино, массовые мероприятия и т.д., но одним из самых эффективных средств стала карикатура. Конечно, ей трудно было соперничать с радио или кино по популярности, но в тот период, когда массовое общество еще окончательно не оформилось, карикатура позволяла сделать пропагандируемые идеи простыми, ясными, понятными. Она

могла сочетать в себе короткие текстовки лозунгового типа с эмоциональными картинами-образами. Значение политической карикатуры в пропаганде Третьего рейха подчеркивал и министр иностранных дел Германии фон Нейрат [19]. Все исследователи карикатуры нацистской эпохи сходятся в том, что карикатура использовалась и как инструмент внутриполитического воздействия и формирования образа врага, так и как инструмент внешнеполитической пропаганды, для «разрушения фронта врагов» [20, с. 134].

Одними из наиболее известных сатирических изданий Германии, знаменитых своими карикатурами являлись журналы «Simplicissimus» и «Kladderadatsch». До прихода к власти нацистов «Simplicissimus» считался либеральным сатирическим журналом, «Kladderadatsch» симпатизировал правоцентристам. 1933 год изменил многое в истории этих журналов: они стали объектом унификации в сфере прессы и к 1936 г. являлись послушным орудием нацистской пропаганды, распространяя требуемые идеи и образы.

Особую ценность для пропаганды карикатура имела в рамках создания образа врага, которого с помощью ее приемов можно было сделать гротескным и смешным, а

© Свечникова С.В., Алейников С.С. © Svechnikova S.V., Aleinikov S.S.

не опасным и страшным. Образ врага для тоталитарных режимов является одним из необходимых конструктов, который как обеспечивает подтверждение ценности тоталитарной идеи, которую пытаются уничтожить злобные враги, так и предоставляет карт-бланш на непопулярные меры, прикрываясь необходимостью борьбы. Образ врага - это совокупность насаждаемых пропагандой представлений о ком-либо или о чём-либо как о чуждой силе, представляющей непосредственную опасность и угрозу [33]. По своей сути, образ врага - это искусственная пропагандистская конструкция, формируемая в массовом сознании «сверху», активно использующая уже существующие стереотипы, с целью сплочения массового общества вокруг политики существующей власти, и основанная на противопоставлении и страхе. Именно формирование такой проекции стало одним из центральных направлений немецкой пропаганды. В 1933-1939 гг. нацисты занялись созданием всеобъемлющего образа врага посредством плаката, карикатуры, прессы, радио, кино и т.д. В качестве опасного врага как внутреннего, так и внешнего были выбраны коммунисты, воплощением которых на международной арене стал СССР

Одним из наиболее благоприятных для тиражирования данного образа советского врага событий стала Гражданская война в Испании. Во-первых, она позволила усилить нападки на деятельность СССР и Коминтерна. При этом основной задачей было закрепить в сознании немцев знак равенства между деятельностью Коминтерна и идеологией большевизма. Во-вторых, создать образа врага в лице циничных коммунистов, обрекающих народы на смерть и разрушения и прикрывающихся лозунгами о мире и социальной справедливости [32, с. 7].

Стоит отдельно оговориться, что в рамках данной статьи образ СССР будет рассматриваться только в рамках карикатур, прямо посвященных событиям в Испании, антисоветские карикатуры, параллельно появляющиеся в нацистских журналах в данный период, не являются объектом данного исследования.

В карикатуре можно выделить ряд традиционных приемов, позволяющих сформировать и отразить образ врага. Нацистская карикатура сполна использовала уже наработанные ранее методики и приемы [20, с. 133].

Во-первых, это создание собирательного национального образа, отражающего основные стереотипы о конкретном государстве/нации. Тут стоит сразу оговориться, что в отношении Советского Союза в нацистской пропаганде отмечается крайне сложное понимание данного образа и слияние воедино ряда компонентов: расового славянского, идеологического коммунистического, к которым зачастую добавлялся еврейский компонент в рамках рассмотрения большевизма как орудия еврейского заговора [35, с. 16]. Последним штрихом национального образа была идея прежнего русско-германского противостояния и память о вражде и соперничестве двух прежних империй. Как мы видим, в данном случае национальный стереотип носил ком-

плексный и эклектичный характер, когда зачастую образ страны Советов не отделялся от образа мирового коммунизма. Поэтому если ранее в немецкой карикатуре образ русского представал в виде казака или косматого заросшего мужика [36, с. 57], то в 30-х гг. образ неопрятного и невоспитанного мужика в косоворотке и фуражке [3] остается, но на первый план выходит образ тупого и дикого красноармейца со звездой на груди и в буденовке. Как вариация образа рубаха могла быть красной, а звезда могла быть на буденовке. Часто одежда была рваной или в заплатах [5, 11]. Причем стоит отметить особое цветовое решение - обычно использовались «грязные» тона: если волосы, то серые, если красный, то неприятный, давящий оттенок, цвет гимнастерки и буденовки вызывал ассоциации с заношенной, выцветшей или нестиранной формой (для сравнения в случае с формой немецкой или итальянской обычно использовались более яркие и чистые цвета) [28]. На некоторых карикатурах в руках красноармейца присутствовал еще один типичный стереотип - бутылка водки [8].

Также отдельно стоит подчеркнуть, что в отношении других стран часто использовались как мужские, так и женские национальные образы, но русский, советский образ всегда был только мужеподобен. Показательно, что согласно исследованиям И.С. Рыбаченок, например, в карикатуре конца XIX - начала ХХ вв. существовал образ России как девушки в кокошнике [34]. После возникновения советского государства, очевидно, он стал использоваться меньше, а в нацистской Германии отсутствовал напрочь. Лишь изредка среди красноармейцев могла затесаться крайне неопрятная фигура разбитной испанской женщины-коммунистки и чаще всего данные карикатуры представляли не образ Советского Союза, а образ мирового коммунизма [17]. Причем использование только мужского негативного образа подчеркивалось с помощью еще одного сходного приема: так Франция часто представала в образе Марианны, покоренной большевиком (или подчинившейся ему, или заигрывающей с ним), что лишь усиливало грубость советского национального образа [6]. Иногда вместо фигуры Марианны представала фигура девушки-Европы, как объекта внимания большевика-красноармейца.

Чаще всего красноармеец обладал европеоидными (славянскими) расовыми чертами, но есть и карикатуры, представляющие страшного многорукого варвара-монголоида со звездой, а также, например, с серпом и молотом на доспехе, варящего дьявольское зелье европейского кризиса в котлах с надписями «Красная Испания», «Чехословакия» и др. [11].

Периодически красноармейцу придавали не просто грубовато-примитивные, а обезьяноподобные черты. Например, это карикатура «Аутсайдер», где советский солдат ухмыляется над бедным испанцем, который не смог поучаствовать в Олимпийских играх в Берлине, так как «играет с огнем» на своей Родине [21].

Во-вторых, популярным приемом было использование звериного образа. Как и ранее в немецкой ныне в нацистской карикатуре властвовал грязно-бурый кос-

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

матый медведь. Причем стоит отметить, что медведь представал как опасный матерый хищник и даже па-дальщик. Если в карикатуре эпохи Германской империи медведь мог представать мило неуклюжим или туповатым простаком, то теперь, несмотря на сохранение тупой звериной морды, карикатура прежде всего передавала ощущение опасности и силы, показывая медведя как самого главного противника рейха на международной арене. Показательна карикатура 1936 г. «Испанский кризис», на которой красный медведь в буденовке рвет испанского быка [1]. Причем Франция могла представать как недалекая миленькая Марианна или задиристый петух, а вот образ советский всегда подчеркивал страх и опасность. Часто медведь изображался в буденовке, иногда на нем была просто нарисована звезда. Причем хронологически заметно, что ближе к 1939 г. образ медведя становится все более мерзким, включая использование спорных эстетических решений вроде изображений гадящего зверя или с нарисованной на пятой точке, обращенной прямо к зрителю, звездой [14].

Кроме медведя встречаются и иные звериные стереотипы: красные крысы, чей поток грозится захлестнуть мир, красные «шавки» - именно этот уничижительный термин лучшим образом подходит для обозначения тощей нечесаной дворняжки со злобным оскалом. Причем и крысиный, и собачий образы чаще всего отображались в красном свете. Хотя были оригинальные трактовки образа, например, карикатура, изображающая тонущий корабль «Красная Испания» с порванным парусом с изображением серпа и молота и бегущими с корабля крысами со звездой на лбу. Карикатура была черно-белая, что обеспечивало дополнительный мрачный эмоциональный накал [10]. За пределами событий испанской гражданской войны в этот период обращает на себя внимание карикатура, изображающая красного волка, следящего из-за забора за тремя поросятами-демократами. Наконец, иногда встречался образ спрута или паука [3], грозящего захватить весь мир. На одной из карикатур изображен хамелеон со звездой на языке, ловящий бабочку - Испанию [13].

В-третьих, для передачи образа СССР часто использовались образы личностные. Чаще всего, разумеется, тиражировался образ Сталина и очевидно, что он был исключительно негативным. Как особый прием стоит отметить размеры фигуры Сталина на карикатурах - он всегда огромен, подавляет собой окружающее пространство, доминирует над всеми остальными изображениями, пропорции туловища всегда не детализированы, нарушены и вписаны в прямоугольник. Причем подобная угрожающая гигантомания как пропагандистский прием применялась иногда и для образа красноармейца, и медведя. В изображении одежды Сталина присутствовали либо стандартные приемы, использовавшиеся для фигуры красноармейца, либо рисовалась шинель, чьи длинные полы и силуэт усиливали диспропорции фигуры. Показательна карикатура, проводящая параллели меду испанскими и советскими событиями, «Сталин и вдова Ленина», где «вождь народов» изобра-

жался как властный и хладнокровный тиран, угрожающий бедной и истощенной Крупской [22].

Также в карикатурах встречается образ Литвинова (но он чаще касается не событий гражданской войны, а присутствует в параллельных сюжетах). Фигура Литвинова чаще вписывается в круг, упор делается на пухлость (включая губы) и рыхлость. Кроме того, советский дипломат рисовался хитрым и коварным подхалимом, вызывающим только негативные эмоции и жалость. Например, в карикатуре «Вход в Средиземное море запрещен», нацисты иронизировали над тем, как Литвинов сует нос в дела Англии и Франции, предлагая свою помощь, но те просят держаться от них подальше [31]. Тем самым еще и внедрялась мысль, что СССР -изгой в мировой политике.

Присутствовал и образ лидера Коминтерна Димитрова, хотя он использовался гораздо реже. Причем фигуры Литвинова и Димитрова зачастую демонстрируют образ маленького человечка, их масштабы в отображении нацистской карикатуры несопоставимы с традиционными для Сталина. Одна из карикатур 1936 г. создавала образ Пассионарии Долорес Ибаррури как неухоженной неопрятной женщины, фоном для которой служила красотка Марианна, сидящая на коленях у такого же неопрятного русского мужика [4]. Образы Пассионарии и мужика явно стилистически противоречили образу тонкой, изящной, ухоженной и испуганной Марианны.

В-четвертых, распространенной вариацией образа Советского Союза является образ Смерти. Фигура в плаще с черепом вместо головы и с косой является частым спутником карикатур, посвященных гражданской войне [25]. Иногда фигура олицетворяла СССР, иногда мировой коммунизм. Показательна, например, карикатура «Подготовка к испанскому урожаю», изображающая сидящую на поле Смерть в красном рваном саване, в буденовке со звездой и серпом и молотом в руках [12]. А в 1938 г. другая карикатура изображала завернутую в плащ Смерть в буденовке со звездой за спиной испанского добровольца, с другой стороны от Смерти стоит советский комиссар с кандалами в руках [16],[27]. Подпись гласила: «Смерть или исправительный дом». В целом Смерть, скелеты, кости, черепа, а также виселицы и трупы - крайне популярные элементы карикатур, посвященных Союзу. Популярной темой являлись чистки и расстрелы, проводимые в Красной Испании [9] и перекликающиеся с московскими приговорами [29]. Особенно часто такой прием использовался в начале войны, когда нацистская пропаганда пыталась продемонстрировать смертельные опасности и будущие ужасы от присутствия в Испании красных. Здесь же стоит отметить частое использование в карикатурах крови или кровавых оттенков красного цвета.

В-пятых, популярным приемом являлось внедрение понятия советской заразы, бациллы, болезни, заражающей весь нормальный мир. Советская идеология четко подавалась как опасное отклонение, способное уничтожить привычный мир, залить его кровью, привести

к нищете и ужасу. Этот прием лег в основу карикатуры «Испанская болезнь», повествующей о попытках коммунистов посадить семена революции в английскую почву, где они никак не приживаются [23]. Стоит отметить, что наряду с картинами болезни именно картины нищеты, серости, примитивного быта являются характерными приемами отражения советской действительности. Например, карикатура «Внутренний враг», в которой на фоне могучего Сталина в серости и темноте лежит больная Россия, которую он лечит от бацилл троцкизма собственной медициной - преследованиями и расстрелами [30].

В-шестых, отдельно стоит упомянуть образ Коминтерна как «руки Москвы» и средства распространения большевистской заразы. Например, одна из карикатур показывает Коминтерн и СССР братьями близнецами классического неопрятного вида [2]. Об их слиянии заявляет и другая карикатура - «Советская Троица», в которой немцы саркастически потешаются над структурой управления Коминтерном [26]. Главный тезис карикатуры: международное товарищество рабочих стало инструментом внешней политики советского руководства в лице одного человека - Сталина.

Эти приемы и тенденции были ключевыми, хотя встречались и уникальные карикатуры, использующие нестандартные образы, например карикатура, посвященная проблемам морской блокады Испании и переброски оружия, в которой в виде акулы изображена

советская подводная лодка, угрожающая миру [14],[24].

Конечно, в рамках периода 1936-1939 гг. образ советского врага не был абсолютно идентичным. Менялась частота обращения к теме. Так, в начале Гражданской войны карикатуры на испанскую тему встречались на страницах журналов часто, затем плотность представления информации падала. Если первоначальна испанская тема затрагивалась в самых разных сюжетах, включая Олимпийские игры 1936 г., то в дальнейшем только яркие события войны приковывали к себе внимание. Кроме того, если в начале сюжетов о Гражданской войне именно образ СССР и коммунизма как врага преобладал, то в дальнейшем нацистские пропагандисты периодически напоминали населению про советские ужасы, но на первый план все же выходит образ Франко-рыцаря-спасителя испанцев, верхом на быке поражающего копьем советского спрута [15], Франко, наказывающего розгами неразумного испанского красного [7] или израненных испанских добровольцев, над которыми Сталин держит дырявый зонтик, уже не прикрывающий их от бомб, то есть мотив советской опасности сменяется демонстрацией неизбежного поражения коммунистов [18].

Таким образом, Гражданская война в Испании создала идеальные условия для окончательного оформления и широкого распространения образа ужасного советского врага, опасного не только для Германии, каждого немецкого мужчины и женщины, но и для мира в целом.

Библиографический список

1. Kladderadatsch. 26.07.36.

2. Kladderadatsch. 30.08.36.

3. Kladderadatsch. 06.09.36.

4. Kladderadatsch. 27.09.36.

5. Kladderadatsch. 04.11.36.

6. Kladderadatsch. 14.02.37.

7. Kladderadatsch. 01.03.37.

8. Kladderadatsch. 04.04.37.

9. Kladderadatsch. 29.08.37.

10. Kladderadatsch. 12.09.37.

11. Kladderadatsch. 19.09.37.

12. Kladderadatsch. 01.10.37.

13. Kladderadatsch. 14.11.37.

14. Kladderadatsch. 13.02.38.

15. Kladderadatsch. 24.02.38.

16. Kladderadatsch. 17.07.38.

17. Kladderadatsch. 07.08.38.

18. Kladderadatsch. 28.08.38.

19. NeurathK. Von Bedeutung ind Wirkung der politischen Karikatur. 02.05.37.

20. Plum A. Die Karikatur im Spannungsfeld von Kunstgeschichte und Politikwissenschaft: Eine ikonologische Untersuchung zu Feinbildern in Karikaturen. Aachen, 1998.

21. Simplicissimus. 23.08.1936.

22. Simplicissimus. 20.09.1936.

23. Simplicissimus. 27.09.1936.

24. Simplicissimus. 25.10.1936.

25. Simplicissimus. 13.12.1936.

26. Simplicissimus. 31.12.1936.

27. Simplicissimus. 12.01.1937.

28. Simplicissimus. 31.01.1937.

29. Simplicissimus. 14.02.1937.

30. Simplicissimus. 18.04.1937.

31. Simplicissimus. 03.10.1937.

32. Алейников С.С. Гражданская война в Испании в фашистской наглядной пропаганде // Современная наука: идеи, которые изменят мир. Материалы всероссийской научно-практической конференции 22-23 ноября 2018 года.- Ч. II. Брянск, БГУ, 2018 (270). С. 6-10.

33. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. М., 2007.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

34. РыбаченокИ.С. Международные отношения в конце XIX-начале XX в. в политической карикатуре // Труды Института российской истории. Выпуск 8 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров, сост. Е.Н.Рудая. М.: Наука, 2009.С. 154-189.

35. Свечникова С.В., Бойцова Д. Антикоммунизм как ключевой элемент нацистской пропаганды в контексте формирования образа «оси Берлин-Рим-Токио»// Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт-диалог-взаимовлияние. Сборник статей исторического факультета ОГУ им. Тургенева. Вып. 2. Орел, 2017. С. 15-24.

36. Свечникова С.В. «Образ врага» в немецкой карикатуре накануне Первой мировой войны//Социокультурная жизнь Европы и России глазами интеллектуалов XIX века. Тезисы докладов Всероссийского научно-практического коллоквиума с международным участием, 28-30 октября 2018 г. Орел, 2018. С. 57-58.

37. Свечникова С.В. Тоталитаризм и пропаганда // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». 2018. № 1 (78). С. 39-43.

References

1. Kladderadatsch. 26.07.36.

2. Kladderadatsch. 30.08.36.

3. Kladderadatsch. 06.09.36.

4. Kladderadatsch. 27.09.36.

5. Kladderadatsch. 04.11.36.

6. Kladderadatsch. 14.02.37.

7. Kladderadatsch. 01.03.37.

8. Kladderadatsch. 04.04.37.

9. Kladderadatsch. 29.08.37.

10. Kladderadatsch. 12.09.37.

11. Kladderadatsch. 19.09.37.

12. Kladderadatsch. 01.10.37.

13. Kladderadatsch. 14.11.37.

14. Kladderadatsch. 13.02.38.

15. Kladderadatsch. 24.02.38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kladderadatsch. 17.07.38.

17. Kladderadatsch. 07.08.38.

18. Kladderadatsch. 28.08.38.

19. Neurath K. Von Bedeutung ind Wirkung der politischen Karikatur. 02.05.37.

20. PlumA. Die Karikatur im Spannungsfeld von Kunstgeschichte und Politikwissenschaft: Eine ikonologische Untersuchung zu Feinbildern in Karikaturen. Aachen, 1998.

21. Simplicissimus. 23.08.1936.

22. Simplicissimus. 20.09.1936.

23. Simplicissimus. 27.09.1936.

24. Simplirissimus. 25.10.1936.

25. Simplicissimus. 13.12.1936.

26. Simplicissimus. 31.12.1936.

27. Simplicissimus. 12.01.1937.

28. Simplicissimus. 31.01.1937.

29. Simplicissimus. 14.02.1937.

30. Simplicissimus. 18.04.1937.

31. Simplicissimus. 03.10.1937.

32. Aleinikov S.S. Spanish Civil War in fascist visual propaganda // Modern science: ideas that will change the world. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference on November 22-23, 2018. Part II. Bryansk, BSU, 2018 (270). Pp. 6-10.

33. Mokienko V.M., Nikitina T.G. Large dictionary of Russian proverbs. M., 2007.

34. Rybachenok I.S. International relations in the late nineteenth and early twentieth centuries in a political caricature // Proceedings of the Institute of Russian History. Issue 8 / Russian Academy of Sciences, Institute of Russian History; rep. ed. A.N. Sakharov, status. E.N.Rudaya. M .: Science, 2009. p. 154-189.

35. SvechnikovaSVBoitsovaD. Anti-Communism as a key element of Nazi propaganda in the context of the formation of the image of the «axis Berlin-Rome-Tokyo» // Russia and the West. Ideas, politics, culture. Conflict-dialogue-interaction. Collection of articles of the Faculty of History of the OSU named after I.S Turgenev. Issue 2. Orel, 2017. P. 15-24

36. Svechnikova S.V. «The Image of the Enemy» in the German caricature on the eve of the First World War // Social and cultural life of Europe and Russia through the eyes of nineteenth-century intellectuals. Abstracts of the All-Russian Scientific and Practical Colloquium with international participation, October 28-30, 2018. Orel, 2018. P. 57-58.

37. Svechnikova S.V. Totalitarianism and propaganda // Academic Notes Orel State University. Series: «The Humanities and Social Sciences». 2018. No. 1 (78). Pp. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.