Научная статья на тему 'Образ скрипача и скрипки в киноискусстве'

Образ скрипача и скрипки в киноискусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
395
63
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
современное музыкальное искусство / киноискусство / образ скрипача. / contemporary music / cinema / the image of the violinist.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева М. Л., Будагян Р. Р.

В статье проанализированы и обобщены особенности трактовки образа скрипача и скрипки в современном киноискусстве второй половины XX века (на примере кинофильмов «Каток и скрипка» режиссера А. Тарковского, «Красная скрипка» режиссера Ф. Жирара).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF VIOLINIST AND VIOLINS IN CINEMA

The article analyzes and summarizes the features of the violin and the violin in the modern cinema of the second half of the XX century (by the example of the film "the violin and the Violin" by the Director Tarkovsky, "the Red violin" by the Director of the second half of the XX century).

Текст научной работы на тему «Образ скрипача и скрипки в киноискусстве»

«ш^шетим-^шгмаьотжш©^ / art HISTORY

5

ART HISTORY

УДК 787.2

Зайцева М.Л.

Профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

(Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва

Будагян Р.Р.

Преподаватель ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) », г. Москва

ОБРАЗ СКРИПАЧА И СКРИПКИ В КИНОИСКУССТВЕ

Zaytceva M. L.

Рrofessor of Russian state University. A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow

Budagyan R. R.

Teacher of Russian state University. A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow THE IMAGE OF VIOLINIST AND VIOLINS IN CINEMA

Аннотация:

В статье проанализированы и обобщены особенности трактовки образа скрипача и скрипки в современном киноискусстве второй половины XX века (на примере кинофильмов «Каток и скрипка» режиссера А. Тарковского, «Красная скрипка» режиссера Ф. Жирара). Abstract:

The article analyzes and summarizes the features of the violin and the violin in the modern cinema of the second half of the XX century (by the example of the film "the violin and the Violin" by the Director Tarkovsky, "the Red violin" by the Director of the second half of the XX century).

Ключевые слова: современное музыкальное искусство, киноискусство, образ скрипача. Keywords: contemporary music, cinema, the image of the violinist.

Скрипка играла большую роль в судьбах деятелей политики, науки и культуры рубежа XIX -начала XX века. Она была постоянным спутником таких выдающихся людей как Всероссийский император Николай II, физик А. Энштейн, писатель А. Конан Дойл. Бывший неплохим скрипачом, Николай II старался как можно чаще уделять время занятиям музыкой. Главный герой рассказов А. Конан Дойла, сыщик Шерлок Холмс любил играть на скрипке, особенно в те моменты, когда хотел что-либо обдумать. Так, после проведенного расследования Холмс говорит: «Обещаю вам, Уотсон, что в будущем анализировать поступки живых людей, а не литературных персонажей. Однако вижу, что утомил вас. Ну что ж, предугадывая вашу просьбу, я сыграю "Песни" Мендельсона. Холмс поднял скрипку, взмахнул смычком, и наша уютная квартира в доме № 221-6 по Бейкер-стрит наполнилась чарующими звуками музыки» [7, с. 90]. Музей, основанный по рассказам А. Конан Дойла «Приключения Шерлока Холмса», находящийся в Лондоне не обошелся без главного экспоната - скрипки великого сыщика.

Скрипка помогала решать интеллектуальные задачи не только Шерлоку Холмсу, но и реальному персонажу мировой науки - физику Альберту Эйнштейну [9]. Сам физик утверждал, что задумывался над тем, чтобы стать музыкантом, если бы не карьера ученого. Эйнштейн постоянно занимался на скрипке, играл как в струнном квартете, так и в дуэте с фортепиано, исполняя произведения И. С. Баха, Г. Генделя, В. А. Моцарта. Скрипка была

спутницей всех его поездок, он появлялся с ней даже на заседания Академии наук. Его восприятие науки также было музыкальным. Однажды про теорию атома водорода Н. Бора А. Эйнштейн сказал: «Это наивысшая музыкальность в области мысли» [9]. Ученый в Америке проводил ряд благотворительных концертов, сборы от которых шли на помощь ученых, эмигрировавших из Германии, или детей. Об одном таком концерте в Нью-Йорке, пресса писала: «Профессор спустился по трапу на сушу, осторожно держа под мышкой футляр со скрипкой. Он производил впечатление скрипача-виртуоза, тем более что его пышные волосы напоминали гриву художника» [3, с. 62].

Рассмотрим некоторые примеры использования скрипки в пространстве современной культуры, проанализируем особенности использования образа скрипки, скрипача, явления игры на скрипки в произведениях, ставших наиболее популярными по этой тематике во второй половине XX века (кинофильмы «Каток и скрипка» режиссера А. Тарковского и «Красная скрипка» режиссера Ф. Жирара, мюзикл «Скрипач на крыше» режиссера Н. Джуи-сона по мотивам книги Шолом-Алейхема).

Первое произведение - фильм «Каток и скрипка» режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, созданный в 1960 году. Фильм «Каток и скрипка» - дипломная работа режиссера А. А. Тарковского (руководитель его мастерской - выдающийся советский режиссер М. Ромм). Сценарий фильма был написан А. Тарковским совместно с сокурсником А. Кончаловским. Именно этот фильм,

ART HISTORY / «ШУШ(Ш1УМ-ШУГМА1>#3(Ш7)),2©1]9

б

по мнению М. Туровской, оказался первой ступенью для последующих тематических и жанровых исканий режиссера.

Фильм трагичен по своему содержанию. Об этом говорил режиссер: «Здесь, по существу, происходит трагедия. В финале фильма друг мальчика - рабочий катка Сергей не дожидается друга для совместного просмотра фильма в кино. Он [рабочий катка] потрясен, что мальчик не пришел, и этот мир для него закрылся» [10]. Подобная тема присутствует в поэзии Арсения Тарковского, отца режиссера («Перед листопадом», «Душу, вспыхнувшую на лету...», Что судьба моя и за могилой / Днем творенья, как почва прогрета»).

Чувство одиночества, страха, преодоление его пониманием ценностей дружбы составляют эмоциональной основой фильма. Двухчасовой эпизод из жизни мальчика становится временем разворачивания истории о непонимании и дружбе, о музыке и силе искусства. Мальчик, объясняющий молодому рабочему, защитившему его от ватаги мальчишек, строение скрипки, прямо на стройке устраивает небольшой концерт. Рабочий вдруг понимает, что музыка - это тоже тяжелый труд, сродни работе мастерового, и это великая духовная сила, преобразующая и очищающая душу. Скрипка здесь из инструмента мальчика-школяра, одиночки, становится главным лирическим персонажем из мира искусства, способным возродить в душе надежду. Это настроение позднее, в 1986 году, будет пояснено в Дневниках режиссера: «Сегодня великая надежда поселилась у меня душе. Не знаю от чего - просто счастье. С утра солнце светит в окна, но счастье не от этого. Андрюшка, Лара, Присутствие Господа. Я Его чувствую.», а начало этой нити - в юношеском фильме «Каток и скрипка» [8].

Несмотря на «детскость» сюжета (его основной герой - мальчик, юный скрипач), его сентиментальность и даже идилличность, в нем уже присутствует особый взгляд режиссера на мир, проявляются индивидуальные подходы к решению сюжета. Персонажи фильма мало говорят, в фильме всего 35 фраз. Главным, по замыслу режиссера, становится художественная среда, в которой жизненно правдивая ситуация наполняется красотой музыкального звука.

Старый московский двор становится местом разворачивания истории человеческих отношений. Режиссер отмечал, что старался создать его образ как можно более реалистичным: «Поэзия вещи родится только тогда, когда она будет правдива и фак-турна. Мы привыкли видеть условность как нечто непонятное, я же свою условность вижу земной. Я свою концепцию готов доказывать всюду. Я не вижу иначе» [1]. Фильм наполнен живой энергией жизни: «начиная от затейливой натуры - подъезда старого московского дома с окном, застекленным разноцветными стеклышками, до горбатых переулков, гулкой подворотни, высокого коридора музыкальной школы с янтарным натертым паркетом и огромным готическим креслом, на которое взгромождается мальчик, - все неоспоримо московское, обжитое, настоящее» [10].

Скрипка в этом фильме позволяет создать лирическое настроение, сконцентрировать внимание на невидимом мире душевных переживаний. Этому помогает и цветовое, кадровое решение фильма. Как отмечает М. Туровская, «вся среда фильма, снятая в цвете, наполненная игрой солнечных пятен, зеркальных отражений, бликами воды - живая, пульсирующая, предвесенняя. В ней ощущается радостная, томительная игра накопленных сил» [10]. Оператор создает целую серию красочных цветовых эпизодов: задержка мальчика у витрины фокусирует его взгляд на отражениях стекла, в котором мы видим целый каскад солнечных бликов, калейдоскоп дробящихся отражений домов, машин, людей, рассыпавшихся яблок. Камера оператора направляет внимание зрителя на московскую подворотню, полную звуков скрипки и дрожащих солнечных бликов.

Красный цвет, активно звучащий в кадрах фильма (цвет машины для укладывания асфальта, рубашки мальчика в финальном эпизоде), по мнению оператора фильма Вадима Юсова, является своеобразным откликом на знаменитый в то время фильм «Красный шар» режиссера А. Ламориса [10]. В дипломном проекте А. Кончаловского, фильме «Мальчик и голубь» также можно отметить развитие темы «Красного шара» [1]. Последний кадр фильма А. Тарковского «Каток и скрипка» узнаваемо «тарковский»: «мальчик в красной рубашке, которую он успел специально надеть, бежит по широкому свежему асфальту к сверкающему красному катку. Мечта компенсирует грубые травмы действительности» [10].

Действительно, звук и цвет играют большую роль в фильме: скрипка мальчика, звонкий дождь и яркая, молодая гамма цветов позволяют создать особую «живую, пульсирующую, предвесеннюю среду фильма [1]. Раскрепощенная камера и новый взгляд на кинематограф «как на действие» [10] являются чертами формирующегося стиля режиссера. Скрипка здесь выступает как инструмент, позволяющий раскрыть лиричность сюжета и показать отношение режиссера к искусству как великой силе и большому труду: музыка сближает и преображает души людей, и мозолистые руки рабочего оказываются уподобленными мозолям на подбородке музыканта. Усиление тактильных ощущений в процессе восприятия подобных сцен способствует появлению у зрителя удивительных, тончайших переживаний, стимулирующих художественный поиск и интуицию [4, с. 29].

Следующее произведение - фильм «Красная скрипка» режиссера Франсуа Жирара (1998 г.). Основная тема, раскрывающаяся в фильме - детективная, мистическая история любви, жизни и смерти. Основным героем фильма является также скрипка. Ее уникальный тембр связан с особыми приемами изготовления инструмента. Мастер Н. Бусотти, живший в XVII веке, в эпоху великих скрипичных мастеров, добавлял в состав скрипичного кровь своей умершей молодой жены Анны, сделав помимо этого из волос жены кисточку для нанесения лака. В результате этих мистических действий

«C@yL©qyoym-J©y©MaL»#3i27),2©19 / ART HISTORY

скрипка обретает свою душу, особый тембр, напоминающий голос утерянной любви. Жизнь молодой женщины получает свое мистическое развитие в судьбе скрипки.

Особый мистический колорит фильма создается не только благодаря сценарию, но и музыке. Как отмечают критики, «"Красная скрипка" мистична, но такой ее делает не сказочный элемент, а скрипичная музыка, звучащая в картине непрерывно и наделенная тем надрывом, что рождается на грани человеческого таланта и бесконечности. Его нельзя объяснить, но иногда можно услышать» [2]. Автор музыки к фильму - композитор Джон Ко-рильяно, автор множества симфонических и камерных произведений, обладатель множества престижных музыкальных премий (множества наград Грэмми, в частности, за Симфонию №1 он удостоен награды Грэмми; за Симфонию № 2 - звания лауреата Пулитцеровской премии; в 1992 году музыкальным журналом «Musical America» ему присвоено звание «Композитор года»). В 2000 году Джон Ко-рильяно за музыку, написанную к кинофильму «Красная скрипка», получает кинопремию «Оскар».

Исполнителем партии скрипки является Джошуа Белл, в записи симфонического звучания участвовал один из лучших оркестровых составов мира - Лондонский филармонический оркестр (дирижер Эса-Пекка Салонен, Финляндия). Джошуа Белл часто выступает в медийных проектах (участвовал в записи музыки к телепередаче «Улица Сезам», к фильму «Ангелы и демоны») [6, с. 21]. На вручении премии «Оскар» Джон Корильяно благодарил Джошуа Белла за прекрасное, чувственное исполнение его музыки [2].

Скрипка в данном фильме включена в контекст постмодернистской «готической» драмы с чередой детективных историй, смертей, политических интриг [5, с. 74]. Она является главным действующим персонажем, позволяющим раскрыть романтическую историю утраченной любви и перипетии детективного сюжета. Ее, словно человека, приговаривают к смерти, спасают, оберегают. Одной из важных драматургических функций скрипки в данном фильме является задача создания колорита эпохи. На протяжении всего периода сюжетного времени (от XVII до XX века) она сохраняет свой стиль, воспринимающийся первоначально как актуальный, а затем как старинный. Отметим также, что композитор в этом фильме сумел отразить колорит национальной музыки: в одной из сцен, в которой показаны странствия скрипки, появляются цыгане. Оригинальная музыка, сопровождающая эту сцену, в полной мере соответствует цы-

7

ганским народным мелодиям, принципам ее мелодического развития, особенностям ритмического рисунка и инструментария.

Обобщая вышесказанное, отметим, что образ скрипки и скрипача в кино- и музыкально-театральном искусстве второй половины XX века используется в различных целях: для отражения остроты и сложности душевных коллизий, раскрытия темы искусства как духовно преобразующей творческой стихии (фильм А. Тарковского «Каток и скрипка»), для создания мистической атмосферы готической драмы (фильм Ф. Жирара «Красная скрипка»), с целью создания национального колорита и лиризации сюжета (фильм Дж. Нормана «Скрипач на крыше»).

Список литературы

1. Андрей Тарковский о фильме «Каток и скрипка» // Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/960742

2. Аношина И. Тайна Красной скрипки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?...

3. Гернек Ф. Альберт Эйнштейн. М.: Мир, 1979.

4. Зайцева М.Л., «Прикоснуться к искусству»: значение тактильных ощущений в процессах художественного творчества и эстетического восприятия // Вопросы музыкальной синестетики : история, теория, практика : Сборник статей. Новосибирск, 2018. С. 28-34.

5. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Джаз и современное скрипичное искусство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-4 (86). C. 71-75.

6. Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Синтетические черты музыкального направления classical crossover и его проявление в исполнительском искусстве рубежа XX-XXI веков // Colloquium-journal. 2019. № 2-4 (26). С. 20-24.

7. Конан Дойл А. Смерть русского помещика / А. Конан Дойл. Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. М.: Слог, 1992.

8. Миловзорова М. «Каток и скрипка» - к проблеме феноменологии творчества А.Тарковского» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ki-nozerkalo.ru/page.php?page=doc23

9. Свирская Л. М. Альберт Эйнштейн и музыка //Дельфис. 1998. № 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.delphis.ru/journal/article/albert-einshtein-i-muzyka

10. Туровская М. 7 с 1/2 и фильмы Андрея Тарковского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: lib.rin.ru/doc/i/8915p9.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.