Наталия ЗОРКАЯ
Образ Швеции в общественном мнении россиян
Сравнение двух волн 2014-2015
С 20-го по 23 марта 2015 года Левада-Центр провел вторую волну опроса на тему «Образ Швеции в глазах россиян». Как и в 2014 г., опрос был проведен по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше, проживающих в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. В отчете распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность в таком исследовании не превышает 3,4%.
Отношение к Швеции на фоне резкого обострения отношений с Западом
Запад и Россия
Опросы, посвященные изучению образа Швеции в массовом сознании россиян, пришедшиеся на период глубокого кризиса отношений России и Запада, оказались чрезвычайно интересными и показательными не только для выявления отношения к отдельно взятой европейской стране, но и для более глубокого понимания роли мифологемы или идеологического конструкта Запада в общественном сознании россиян. Главными результатами проведенных исследований являются практически не претерпевший за 2014-2015 гг. изменений весьма позитивный образ Швеции как страны, полное отсутствие в отношении к ней негативных стереотипов и хорошее представление россиян о шведской продукции, поступающей на российский рынок, заметное присутствие шведских товаров в потреблении и их высокая оценка.
Первый опрос об отношении россиян к Швеции проходил в марте 2014 г., практически в одно время с присоединением Россией Крыма и последовавшим за ним резким обострением отношений России с Западом. Начавшаяся еще в феврале 2014 г. (апогей противостояния Майдана режиму Януковича) пропагандистская антиукраинская и антиамериканская, антизападная кампания резко изменила прежде в основном нейтральное или положительное отношение общественного мнения и к Украине, и к западным странам и США на негативное.
Одним из важнейших обстоятельств распространения таких настроений было, как нам представляется, ощущение достигнутого в существующих институциональных условиях исчерпанности возможностей улучшения своего благосостояния и социального положения при сохраняющемся значительном отставании (невзирая даже на мировой финансовый кризис 2008-2009 гг.) от Запада, а также восприятие себя бывшей великой державой, оказавшейся на периферии мирового развития.
К весне 2014 г. отрицательное отношение к странам Запада и США достигло пиковых значений и держалось на протяжение всего следующего года примерно на том же уровне. Российские антизападные представления и антиамериканизм (Запад предстает в этой информационной войне в значительной мере зависимым от «злой воли» США) имеют глубокие «генетические» связи с коммунистической идеологией сталинского и более позднего советского времени, то есть с тоталитарной и миссионерской идеологией, конкурировавшей с идеологемами модерности, смыслом и идеями «современного общества». И именно постепенный крах проекта модернизации страны не только в экономическом, но и в политическом плане, сопровождающийся хроническим и растущим недовольством населения прежде всего своим материальным состоянием, социальной и правовой незащищенностью (глубочайший кризис системы образования, здравоохранения, государственной социальной политики), подготовил почву для эффективной «работы» антизападной пропаганды. Перенос ответственности за внутренние проблемы и неблагополучие на внешние западные враждебные силы — простейший способ объяснения внутренних неудач и кризиса государственного управления.
Конструкт Запада — ментальный, мифологизированный (отметим, что даже за последнее наиболее благополучное в экономическом плане десятилетие более 80% россиян никогда не выезжали за рубеж), — является внутренне противоречивым, двойственным, сочетающим в себе и представление о Западе как образце благополучия и развитости, цивилизованно-
сти, демократичности (вызывающее в различных обстоятельствах сильные чувства зависти или рессентимента) и представление о Западе как об источнике угрозы «российской идентичности» или целостности страны. Важнейшим условием «работы» негативной составляющей этого конструкта Запада предстает своего рода дереализация, или вытеснение конкретных представлений об отдельных странах и того, что в них ценится. Причем чем значительнее или ближе для страны «образец» — долгие годы Запад в этом смысле представляли США и Германия (могущественный побежденный в войне противник, достигший высочайшего развития) или прежний «внутренний Запад», страны Прибалтики, — тем интенсивнее всплеск негативного отношения к этим странам в ситуации политического кризиса. По этому же принципу формировался образ врага из числа бывших советских республик, выбравших европейский путь развития (балтийские страны, Грузия, а теперь Украина).
На глубину нынешнего кризиса отношений с Западом и силу компенсаторной антизападной реакции указывает то, что среди врагов России впервые весьма ощутимо стали присутствовать Германия и в гораздо большей чем прежде степени Великобритания и даже Франция, выступающие (для массового зрителя) на первых ролях в Европе среди критиков
российско-украинской политики и стремящиеся урегулировать этот кризис за счет давления на Россию. Швеция в этом контексте скорее оказывается не затронутой антизападной истерией, считаясь, с одной стороны, страной, в той или иной степени сохраняющей нейтралитет (и здесь неважно, насколько это соответствует реальности, важно, что такой образ Швеции присутствует), а с другой, как бы сохраняющей для массового сознания позитивный, идеальный или идеализированный образ европейской страны. На протяжении многих лет на вопрос о том, в какой стране предпочел бы жить опрошенный, в такой могущественной и сильной, как США, или в небольшой, но благополучной, как Швейцария или Швеция, большинство (около 60%) выбирали второй вариант.
Приведем для иллюстрации данные о том, как россияне отвечали в последние 10 лет на открытые вопросы (респонденты сами называли страну) о странах — друзьях и врагах России. Примечательно, что на протяжении всего этого времени Швеция ни разу не упоминалась в качестве врага, но, по контрасту с другими европейскими странами, постоянно называлась (пусть небольшим, но устойчивым количеством респондентов) в качестве друга и союзника.
Как видим, за минувший год положитель-
Таблица 1
НАЗОВИТЕ ПЯТЬ СТРАН, КОТОРЫЕ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИМИ ДРУЗЬЯМИ, СОЮЗНИКАМИ РОССИИ (приводятся первые 15 первых позиций и данные по Швеции)
2005 май 2006 май 2007 август 2009 март 2010 май 2011 май 2012 май 2013 май 2014 май
Беларусь 46 47 38 50 49 35 34 46 51
Китай 12 24 19 18 16 18 16 20 40
Казахстан 20 33 39 38 32 33 28 31 37
Армения 9 14 15 15 15 11 11 12 15
Индия 16 15 14 12 14 16 9 7 13
Куба - - - 8 10 13 8 9 10
Азербайджан 5 7 5 10 8 9 9 8 9
Болгария 11 10 9 9 8 9 7 10 8
Таджикистан 3 3 7 9 4 5 4 5 8
Молдавия 4 4 4 5 3 4 4 6 7
Узбекистан 4 6 6 9 5 7 5 5 6
Киргизия 5 7 7 9 4 6 5 5 6
Венесуэла - - 2 8 10 6 5 6 5
Сербия 3 4 3 5 5 4 4 3 5
Германия 23 22 24 17 24 20 17 14 4
Швеция 3 3 2 2 2 3 3 2 2
N=1600
Таблица 2
НАЗОВИТЕ ПЯТЬ СТРАН, КОТОРЫЕ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ НЕДРУЖЕСТВЕННО, ВРАЖДЕБНО НАСТРОЕННЫМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ (приводятся первые 15 стран, упомянутые респондентами)
2005 2006 2007 2009 2010 2011 2012 2013 2014
май май август март май май май май май
США 2 СО 37 35 45 26 33 35 38 69
Украина 13 27 23 41 13 20 15 11 30
Литва 42 42 3 г\э 35 35 34 25 17 24
Латвия 49 46 36 35 36 35 26 21 23
Эстония 32 2 со 60 30 2 со 30 2 со 16 21
Грузия 38 44 46 62 57 50 41 33 19
Великобритания 3 5 3 8 6 8 7 9 18
Германия 3 2 2 3 1 4 3 3 18
Польша 4 7 20 10 14 20 8 8 12
Канада 1 1 <1 1 <1 1 1 1 7
Афганистан 12 12 11 7 14 15 8 10 5
Япония 6 4 3 3 3 9 6 7 5
Франция <1 1 1 1 <1 1 1 2 5
Ирак 10 9 8 5 9 9 8 7 3
Иран 6 7 7 3 7 7 7 5 2
N=1600 График 1
КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ СЕЙЧАС К ШВЕЦИИ?
2015
57
26
2014
56
2
28
Очень хорошо Очень плохо
В основном хорошо Затрудняюсь ответить
В основном плохо
ное отношение к Швеции как стране даже несколько улучшилось: в 2014 г. положительное отношение высказывали 62% опрошенных, в 2015 г. — 67%, причем прирост этот произошел и за счет тех, кто прежде высказывал неодобрительное отношение. Видимо, в нынешнем контексте для респондентов особенно важным оказывается, что эта страна не слишком широко представлена своими критическими позициями по отношению к России в основных федеральных СМИ, что делает это старейшее европейское благополучное и развитое государство еще более притягательным для массового сознания.
Наиболее интенсивно позитивный образ Швеции выражен среди трудоспособного населения (72-75%), тогда как в группах пред- и пенсионного возраста этот показатель значительно ниже (60%) за счет большего числа за-
труднившихся с ответом — выше (31%). Это понятно, поскольку с переходом в пенсионный возраст значительная часть этих возрастных групп реально или потенциально претерпевает резкое сокращение доходов, становится все более зависимым от государственных социальных институтов и как бы выпадает из общества, «де-социализируется».
Другой важный момент: как и в прошлом замере, максимальный показатель позитивного отношения к Швеции среди высокообразованных граждан (75% группы с высшим образованием при 60% в группе с образованием ниже среднего, то есть с незаконченной средней школой), а также среди респондентов с высоким и относительно высоким потребительским статусом — 76-78% (то есть для тех людей, которые и в нынешних условиях углубляющегося в России экономического кризиса в состоянии
10
6
8
вести «нормальный», относительно благополучный образ жизни, могут покупать себе вещи, товары длительного пользования и более дорогую продукцию).
Существенное отличие от прошлогоднего замера мы отмечаем только среди жителей Москвы — положительно относятся здесь к Швеции 65% (в других крупных городах — 77%), и произошло это снижение опять-таки за счет роста числа затрудняющихся с ответом (31%). Пассивно-приспособительная реакция на антиукраинскую политику, втягивание страны в войну и антизападная пропаганда оказались особенно характерными и для наиболее адаптированных в социальном и материальном отношении жителей Москвы, так называемого протосреднего класса, добившегося успехов и благосостояния в значительной мере за счет близости государственным структурам или декларируемого политического цинизма.
Сравнение с другими странами показывает, что за минувший год положительное отношение к Швеции остается стабильно высоким на фоне резкого ухудшения отношения к США и странам ЕС в целом, а также к Украине при росте положительного отношения к Белоруссии,
График 2а-б
КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ СЕЙЧАС К...(данные за 2014
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
что связано, видимо, с достаточно хитроумно разыгрываемой президентом Лукашенко ролью миротворца.
Пожалуй, единственный негативный тренд просматривается только в вопросе, который переводит разговор в политическую плоскость отношений между странами: так, за год чуть выросла доля людей, негативно оценивающих отношения России и Швеции — с 8% до 14%. Однако и в этом году относительное большинство опрошенных (45%) выбрали нейтральный ответ — нормальные, спокойные отношения, а четверть опрошенных (что весьма много для нынешнего воинственно и агрессивно настроенного общественного мнения) оценивает российско-шведские отношения как дружественные или добрососедские. Примечательно, что и в данном случае позитивные оценки ниже среди москвичей (22%), а также жителей городов среднего размера (от 100 до 500 тыс.), для которых характерен больший разрыв между возможным и желаемым в том, что касается благополучия: представления о жизненных стандартах или норме здесь выше, чем реальные возможности их реализации в повседневной жизни. Эти города, скорее всего, острее будут пере-
г.)
26
Швеции
США
ЕС
Украине Беларуси
Китаю
Грузии
Очень хорошо Очень плохо
В основном хорошо Затрудняюсь ответить
В основном плохо
9
7
13
5
График 2б
КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ СЕЙЧАС К... (данные за 2015 г.)
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
28
-
8
56
Швеции Очень хорошо
Очень плохо
13 15 11
США
В основном хорошо Затрудняюсь ответить
38
ЕС
В основном плохо
28
Украине
68
Беларуси
График 3
КАК БЫ ВЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ СЕГОДНЯШНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ШВЕЦИЕЙ?
2015
16
45
17
2014
19
I
13 ■ ■ ШН '■ 13 ■
45
. - ^У-рТг.Тт:. , ■ _и ■■ I Гц ■_ л. * ■
6
I
18
Дружественные Хорошие, добрососедские Нормальные, спокойные Прохладные
Напряженные В Враждебные Затрудняюсь отве тить
9
15
20
41
6
6
9
2
0
живать последствия экономического кризиса, сильнейшим образом ускоренного внешней политикой России, начиная с аннексии Крыма (хотя эти процессы девальвации западных ценностей и норм прав и свобод человека начались значительно раньше, примерно со второго срока президентства В. Путина). Соответственно, они оказываются более сильно подвержены антизападной пропаганде, чем аномичная, деградирующая социальная периферия — малые города и село.
С другими европейскими странами (напри-
мер, с Германией) Швецию объединяет высокая оценка в массовом сознании достигнутого ими высокого уровня экономического и социального развития, благополучия населения, социально-правовой защищенности обычного человека, высокие жизненные стандарты повседневной жизни, развитость социальной сферы, доступность общественных благ — медицинского обеспечения, пенсионной системы. Вместе с тем, хотя здесь и присутствуют исторические ассоциации, в отличие от Германии (в отношении которой из истории вспоминается
График 4
Высокоразвитая страна Благополучие, высокое качество жизни Шведский стол Шведская стенка Стокгольм Скандинавия Природа, море, фьорды "Шведская семья", свободные нравы Шведская модель, шведский социализм Королева, королевская семья ABBA
Шведский хоккей Карлсон, который живет на крыше Нобелевская премия Группа Roxette Динамит Шведское кино ИКЕА
Шведские автомобили (Вольво, Сааб, Scania) Шведская косметика (Oriflame) Шведская электроника/бытовая техника (Electrolux,
Шведские товары/другие шведские товары Шведская сталь Невская битва/победа Александра Невского Полтавская битва/Северная война Викинги, времена викингов Карл XII Альфред Нобель Астрид Линдгрен Улоф Пальме Ингмар Бергман Другое Ничего
Затрудняюсь ответить
J7 ,
18
25
13
15
20
15
17
19
13
13
1111
12
только Вторая мировая война) и Польши, это ассоциации, не имеющие негативной составляющей, не связанные с современными отношениями; они присутствуют в снятом виде как страницы из школьного учебника о давно отошедшем прошлом. Отметим также, что если немецкие исторические события и имена, упоминаемые в подобных опросах, относятся
либо к войне, либо к предшественникам коммунистической идеологии, то живая память о «шведской модели социализма», на которую предлагала ориентироваться в начале 1990-х значительная часть россиян, также указывает на более живые представления о Швеции в глазах нынешних россиян. Кроме того, совершенно очевидно, что в общественном мнении
8
8
7
7
2
2
8
7
4
2
доминирует позитивный образ шведского общества, который сохраняет свою устойчивость. Характерно, что на первый план выходят не только представления о богатстве или благополучии, но и те характеристики, которых столь не хватает нынешнему российскому обществу: современность, свобода, демократичность.
Кроме того, мы видим и довольно большое число культурных ассоциаций, связанных с современностью России и Швеции. Так, в случае Германии чаще вспоминаются классики немецкой литературы, великие немецкие композиторы далекого прошлого. В случае Швеции знание о Нобеле и Нобелевской премии, как и хорошее знакомство со шведской детской литературой (на детских книгах Астрид Линдгрен и Сельмы Лагерлёф выросли многие поколения), присутствие элитарного шведского кино и ге-
роев массовой культуры, спортивные достижения — все это демонстрирует довольно живые культурные связи и представления о Швеции.
Очень существенным нам представляется отсутствие в ряду ассоциаций негативных стереотипов, как это характерно, например, для образа Германии или Польши. Хотя подавляющее большинство мало знает о выдающихся шведах, в названных респондентами именах прослеживаются те же вышеописанные тенденции: большая связь с современностью (особенно через успехи шведского хоккея), память о далекой истории, в отношении которой у России со Швецией нет «счетов», отсутствие в списке имен с «негативной известностью». Кроме того, подавляющее большинство не путает Швецию с другими скандинавскими странами.
Источники информации
График 5
КАКИЕ ЧЕРТЫ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ШВЕДСКОГО ОБЩЕСТВА?
Высокие жизненные стандарты Современность, стремление к инновациям Свобода Демократичность Толерантность, веротерпимость Прагматизм,рациональность Равенство, справедливость Открытость миру Патриотизм Солидарность Вседозволенность Прозрачность общественного устройства Национализм Отсутствие принципов/цинизм Провинциализм Затрудняюсь ответить
30„
18
24
2121
18
19
1144
2015 2014
28
График 6
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ СТОЛИЦА ШВЕЦИИ?
2015
30
13
15
12
9
8
8
12
5
6
7
5
7
5
4
31
61
4
2014
3 4
Стокгольм
Осло
Копенгаген
Затрудняюсь ответить
62
31
График 7
НАЗОВИТЕ НЕСКОЛЬКО ИЗВЕСТНЫХ ВАМ ЗНАМЕНИТЫХ ШВЕДОВ
Альфред Нобель Астрид Линдгрен Abba Карл XII Улоф Пальме Другие музыканты / Ингмар Бергман Златан Ибрагимович Ганс Христиан Андерсен Дольф Лундгрен Другие спортсмены Roxette Другие ученые / Петер Форсберг ' q1 Другие
Затрудняюсь ответить ^^
14
2015 2014
67
70
Представления россиян о Швеции формируются прежде всего в детском и подростковом возрасте — в процессе школьного обучения (40%) и знакомства со шведскими детскими книгами и мультфильмами (23%). На втором месте по упоминаниям теперь стоит телевидение (33%). Что касается современных средств массовой коммуникации — интернета (15%) и социальных сетей (5%), — их роль ощущается несколько слабее, что объясняется не только их меньшей по сравнению с ТВ аудиторией, но и тем, что интернет — более свободная среда для самостоятельного формирования потребляемого контента. Иначе говоря, если человек целенаправленно не ищет информацию на связанные со Швецией темы, то вероятность того, что он такую информацию увидит и сфокусирует на ней свое внимание, меньше, чем у телезрителя, который ограничен конечным набором телеканалов и, наткнувшись на научно-популярную передачу, станет ее смотреть. Из литературных или других культурных источников (шведских или российских) знания о Швеции почерпнули, по последним данным, соответственно 17% и 8% респондентов (их выделяет молодой возраст и высокое образование).
Немалая часть россиян для такой не самой популярной для туризма или, скажем, эмиграции страны, как Швеция, черпают свои знания из неформальных источников (от знакомых, близких, на собственном опыте — в сумме около 5-6% опрошенных). Отметим, что лишь чуть более одной десятой опрошенных признается в том, что ничего не знает о Швеции.
Шведские производящие компании и товары: знание, оценки, потребление
Швеция вполне определенно воспринимается как страна-производитель, особенно если учесть, что в данном аспекте она «соперничает» в массовом сознании с Германией, отношение к которой наиболее насыщенно в сравнении со всеми европейскими странами. Одной из главных характеристик страны выступает высокое качество товаров и, разумеется, автомобильная промышленность. Швеция в этом контексте воспринимается на воображаемом потребительском рынке как страна, производящая высококачественные европейские товары, но более «демократичные» и доступные для населения. Здесь явно выстраивается вооб-
12
9
7
9
4
3
График 8
НАЗОВИТЕ, ОТКУДА ВЫ В ОСНОВНОМ ПОЛУЧИЛИ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ШВЕЦИИ И ШВЕДАХ
Со времени школы, из школьных учебников Из телепередач о Швеции Из детских книг, мультфильмов ("Малыш и Карлсон", ...)
Из газет, журналов
Из русских фильмов и книг о Швеции, написанных русскими
Из интернета
Из шведских фильмов, книг о Швеции, шведской литературы
От родных (родителей, бабушек-дедушек, родственников) ^^ Из социальных сетей ^^ Во время своего визита в Швецию и От знакомых русских, живших, проживающих в Швеции и 1 От знакомых шведов, проживающих в России и 1 От родственников, проживающих в Швеции н 1 От знакомых шведов, проживающих в Швеции 11 Из других источников Ничего не знаю о Швеции ^^ Затрудняюсь ответить
V7
15б
" 14
38
28
33
2015 2014
График 9
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ НАЗВАТЬ ИЗВЕСТНУЮ ВАМ ШВЕДСКУЮ ПРОИЗВОДЯЩУЮ КОМПАНИЮ?
Ikea
33
Volvo
Oriflame
Electrolux
32 32
29 29
24
27
Ericsson
Saab
Scania
Другое
2015 2014
Затрудняюсь ответить
36
37
8
5
6
4
5
6
2
2
2
6
g
8
g
31
13
9
7
8
ражаемая оппозиция — «богатая, сильная Германия с очень высокими жизненными и потребительскими стандартами» и «благополучная, демократичная, открытая Швеция, имеющая при этом древнюю историю». Уже в открытом вопросе значительная часть респондентов упоминает знаменитые шведские производящие компании, наиболее известные марки автомобилей, косметики.
В этом вопросе с закрытыми вариантами
доля не знающих названные компании, как и в прошлом году, довольно велика (чуть более трети), но при этом важно отметить, что максимальна она среди пожилых, которые с выходом на пенсию в большинстве резко сокращают покупку товаров (52% затруднившихся ответить), а также среди самых бедных (52%) и жителей депрессивных малых городов и села (44%). Наименьшие затруднения этот вопрос вызывает у москвичей (16% затруднившихся), а также
у респондентов с относительно высоким потребительским статусом (около одной пятой опрошенных).
Небольшая отрицательная динамика на-График 10
КАКИЕ ШВЕДСКИЕ ТОВАРЫ ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ КОГДА-ЛИБО ПОКУПАТЬ, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ?
блюдается в отношении таких компаний, как Ericsson и Saab, которые, как в случае компании Ericsson, возможно, имели большую популярность на потребительском рынке в 1990-е и не
Косметика Бытовая техника Мебель Электроника Посуда
Мобильные телефоны Автомобили Текстиль Одежда Продукты питания
25
26
16
17
10
10
12
2015 2014
Другое 1
Никогда не приходилось Затрудняюсь ответить
28 28
20
График 11
КАКОВЫ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ШВЕДСКИХ ТОВАРОВ?
Высокое качество Современный дизайн Надежность, долговечность Соответствие цены и качества Функциональность Доступность Высокая цена /дороговизна Стильность, красота Экологичность Несоответствие цены и качества Демократичность
25
27
Пользовались товарами
Не пользовались товарами + затруднились ответить
52
53
Затрудняюсь ответить
54
56
4
3
5
21
2
3
5
имеют такой широкои рекламы, как четверка лидирующих брендов. Напомним, что колебания в несколько процентов могут при этом отражать лишь статистическую погрешность данных.
Данные о потреблении шведских товаров также демонстрируют очень высокую устойчивость.
Около половины россиян никогда не пользовались или не уверены, что пользовались такими товарами (по всей видимости, это те, кто не обращал внимания на страну изготовления изделия/происхождения бренда). Из тех, кто точно имел опыт использования шведских товаров, половина покупала шведскую косметику (около четверти всех опрошенных), далее следует (в порядке убывания) шведская техника: бытовая, электронная и мобильные телефоны. Если учитывать, что на вопрос о шведских брендах лишь менее 1% респондентов называли компании не из предложенного списка, можно утверждать, что товары категорий «мебель», «посуда» и «текстиль» относятся к ИКЕА, магазины которой есть только в 11 регионах России, преимущественно в крупных городах. Таким образом, эти товары не столько непопулярны, сколько недоступны. Сравнительная непо-
График 12
ЗА КОМАНДУ КАКОЙ СТРАНЫ ВЫ БУДЕТЕ БОЛЕТЬ В МАТЧЕ ШВЕЦИИ И... (в % от всех опрошенных)
США (2015) США (2014) Украина (2015) Украина (2014) Германия (2015) Германия (2014) Норвегия(2015) Норвегия(2014) Финляндия (2015) Финляндия (2014) Белоруссия(2015) Белоруссия(2014) Чехия (2015) Чехия (2014)
пулярность одежды и продуктов питания объясняется малой долей шведских компаний на рынке и отсутствием широкой рекламы.
Более половины опрошенных, не покупавших шведские товары и продукцию, затрудняются дать определенный ответ об их качестве. Поэтому можно сказать, что и те, и другие, давшие определенный ответ, с равной частотой упоминают высокое качество. Чуть реже не покупавшие называли современность, и наиболее заметные расхождения мы видим в оценках соответствия цены и качества и доступности. Среди покупателей от 20% до 50% называют только положительные качества (шесть из девяти).
Швеция: хоккей и болельщики
Для сравнения отношения россиян к Швеции и другим странам респондентам задавались проективные вопросы о том, за какую команду они стали бы болеть в хоккейном матче между национальными сборными. Стоит отметить, что полученные результаты нельзя однозначно интерпретировать как ответы на вопрос, хуже или лучше относятся опрошенные к конкретной стране по сравнению со Швецией. Во-первых, половина опрошенных выбрали
ПО ХОККЕЮ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМИ СБОРНЫМИ
55
12
12
54
55
53
55
15
53
56
18 12 17 53
13 19 14 55
14 17 16 53
25
55
28
52
22
55
18
14
53
За Швецию
За другую страну
Трудно сказать
Не интересует
12
15
9
9
13
вариант «не интересует», так как вообще не интересуются хоккеем, что, однако, не означает отсутствия отношения к разным странам. Во-вторых, разбирающиеся в хоккее респонденты могли отвечать исходя из собственных предпочтений в игре, не связанных с восприятием тех стран, которые эти сборные представляют.
Болеть за другую (не Швецию) страну опрошенные предпочли в трех матчах из семи. И если в случае Чехии и Финляндии такой выбор, скорее всего, обусловлен популярностью национальных сборных этих стран (такое же объяснение можно дать и тому, что Швеция «уступила» Норвегии — команды соперничают за лидерство в мировом рейтинге, и выбор между ними делается с большей очевидностью спортивный, нежели политический), то предпочтение Белоруссии, очевидно, является отражением лояльности к соседней, этнически и культурно близкой стране, которую россияне считают главным «другом» России. Решение болеть за команду Швеции в матчах с командами Германии и Украины по прошествии года, пожалуй, также может нести в себе черты политических симпатий и антипатий, тем более это можно отнести к отношению в противостоянии в матче Швеции с сильной командой
США. Здесь ведущим мотивом оказывается «боление» не за Швецию, а против США.
В анкету 2015 года были включены два новых вопроса, ответы на которые также подтверждают в целом преимущественно положительное отношение к Швеции.
Несмотря на то что весьма небольшая часть россиян уже побывала в Швеции (в среднем 2%, хотя в пересчете в абсолютные цифры это не менее 2 млн граждан), а в высокостатусных группах, в высокообразованном слое, а также среди москвичей эта доля в два раза выше (4%), относительное большинство (48%) хотело бы посетить Швецию. Это стремление сильно зависит от возраста и потребительского статуса. Так, среди самых молодых желание побывать в Швеции высказали 67%, и данный показатель плавно сокращается с возрастом, достигая минимума (31% среди опрошенных старше 55 лет). Выше среднего этот показатель и среди респондентов с относительно высоким потребительским статусом (около 60%) и с высшим образованием (55%). Высокую долю не желающих поехать в Швецию можно отнести и на счет традиционной «оседлости» российского населе-
График 12а
ЗА КОМАНДУ КАКОЙ СТРАНЫ ВЫ БУДЕТЕ БОЛЕТЬ В МАТЧЕ ПО ХОККЕЮ МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМИ СБОРНЫМИ ШВЕЦИИ И... (в % от опрошенных мужчин)
США (2015) США (2014) Украина (2015) Украина (2014) Германия (2015) Германия (2014) Норвегия (2015) Норвегия (2014) Финляндия (2015) Финляндия (2014) Белоруссия (2015) Белоруссия(2014) Чехия (2015) Чехия (2014)
15 17 17
35
34
35
17
32
17 21
33
32
30 13 22 35
28 17 25 31
36
13
35
17 31 19 33
22 25 21 32
14 32 20 34
23 25 21 32
41
12
31
График 13
БЫВАЛИ ЛИ БЫ ВЫ В ШВЕЦИИ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПОСЕТИТЬ ШВЕЦИЮ?
Ш^жяя
I
42
«Р - ш
График 14
ЧТО ВАС БОЛЕЕ ВСЕГО ИНТЕРЕСУЕТ В ШВЕЦИИ?
Достопримечательности, интересные места Культура, искусство Туризм и шопинг История, традиции Шведские товары Спортивные события Люди/народ Экономика, промышленность Сфера образования Политические события Другое
Ничего не интересует Затрудняюсь ответить
I Да, уже бывал там и хотел бы побывать еще раз
I Да, никогда не был в Швеции, но хотел бы побывать
Уже бывал там, но больше не хочу
Не был и не хочу
Затрудняюсь ответить
I 23
I 19
I 19
I 18
I 15
9
9 9
ния, очень мало перемещающегося не только за пределы страны, но и внутри нее, и связанных с этим ограниченных социальных, культурных и материальных ресурсов, а также традиционных для постсоветского человека и усилившихся в последние годы комплексов изоляционизма и «осажденной крепости». В социально-демографическом разрезе здесь существенными оказываются те же признаки, что были перечислены выше, только в противоположном порядке: чем старше респондент, тем чаще он высказывает такое нежелание (60%); оно также выше всего среди самых бедных и наименее образованных граждан (соответственно, 54% и 57%); место проживания роли не играет.
Почти треть опрошенных не смогла ответить на вопрос, что же интересует их в Швеции, о чем бы они хотели узнать больше (чаще
всего затрудняются ответить самые бедные и необразованные — 41-44%). И все же данные свидетельствуют, что интерес к Швеции, пусть преимущественно туристический, явно существует даже в ситуации глубокого кризиса отношений России и Запада. Швеция предстает как несколько утопический образ желанного и недостижимого Запада и как вполне позитивно оцениваемый экономический партнер, ведь именно развитие до известного предела потребительской культуры в современной России стало почти единственным признаком процесса цивилизации.
Остается вопрос: насколько этого хватит, чтобы устоять перед углубляющимся экономическим кризисом и сможет ли это удержать страну от возвращения к тоталитаризму.
5
31