Научная статья на тему 'Образ русского масона XVIII века и три пьесы Екатерины II'

Образ русского масона XVIII века и три пьесы Екатерины II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1663
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСОНСТВО / ЕКАТЕРИНА II / АНТИ-МАСОНСКИЕ ПЬЕСЫ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Со Кван Чжин

В статье рассматриваются образ масонов в России века и три при пьесы Екатерины II. Автор изучает понятия того времени о добродетели и дьявольском начале. Из-за роста влияния масонства Екатерина боялась потерять контроль над государством. Она пишет три анти-масонские пьесы – «Обманщик» (1785), «Шаман Сибирский » (1786) и «Обольщенный»(1786). Эти произведения Екатерины II поучают публику с позиции просвещения, стремятся сделать зрителей «хорошими» с точки зрения государства гражданами. Автор заключает, что если пьесы укрепляли государственную идею Просвещения, то деятельность масонов поощряла инициативу общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ русского масона XVIII века и три пьесы Екатерины II»

УДК 82.2

Кван Чжин Со

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова ОБРАЗ РУССКОГО МАСОНА XVIIIВЕКА И ТРИПЬЕСЫЕКАТЕРИНЫII

В статье рассматриваются образ масонов в России XVIII века и три при пьесы Екатерины II. Автор изучает понятия того времени о добродетели и дьявольском начале. Из-за роста влияния масонства Екатерина II боялась потерять контроль над государством. Она пишет три анти-масонские пьесы - «Обманщик» (1785), «Шаман Сибирский» (1786) и «Обольщенный»(1786). Эти произведения Екатерины II поучают публику с позиции просвещения, стремятся сделать зрителей «хорошими» с точки зрения государства гражданами. Автор заключает, что если пьесы укрепляли государственную идею Просвещения, то деятельность масонов поощряла инициативу общественного мнения.

Ключевые слова: масонство, Екатерина II, анти-масонские пьесы, общество, государство.

Мы знаем, что социально-политическая и культурная жизнь XVIII века в России формировалась под воздействием внешних и внутренних факторов. Под первыми мы понимаем распространение в Европе идей Просвещения, поток которых с течением времени попал в Россию посредством иностранной литературы. Ключевое положение в системе этих идей было связано с категорией рационализма. В свете рационального мышления на первый план выходит возможность познания мира и приоритет знаний над верой. Это в значительной степени ослабило положение официальной церкви и в России. Внутренние факторы, повлиявшие на особую культурно-историческую ситуацию в России, сопряжены с реформами Петра I и процессами секуляризации. Русское общество отчасти лишилось духовно-религиозных ориентиров, которым следовало на протяжении многих столетий.

По увеличению влияния западной литературы XVIII века в России распространялись концепции учений, которые распространялись в эпоху Просвещения. Среди них было и масонство. Под масонством здесь понимается система взглядов, формально ведущая историю от английских лож каменщиков XVII века и предлагавшая собственную модель мироздания. В ее центре образ Великого Архитектора, который олицетворяет абсолютную истину. Все люди равны перед Архитектором, поэтому называются братьями. В ходе жизни братья стремятся узнать абсолютную истину. При ее достижении на земле начнется идеальная жизнь. Условием для получения знаний является большая внутренняя работа над самим собой и исправление пороков общества. Только добродетельный и совершенный человек может вступить в духовный контакт с Великим Архитектором. Круг избранных, уже прикоснувшихся к абсолютной истине, ограничен. Для сохранения этих знаний необходимо использовать особый, зашифрованный, язык и собственную символику, поэтому в масонских кругах широкое распространение получили образы и обряды старинных английских объединений каменщиков - лож.

Масонские идеи проникли в Россию, где начали распространяться. И если первоначально умы российской интеллигенции привлекал потаенный характер учения и его обрядовость, то со временем усилилось влияние нравственных идей масонства. В масонстве видели идеалы раннего христианства, когда человек в проявлении своих нравствен-

©К. Ч. Со, 2012.

но-моральных качеств и в процессе самосовершенствования стремился к уподоблению Богу.

Масонская деятельность затрагивала все стороны жизни русского общества. Вольные каменщики были среди политиков, военачальников, творческой интеллигенции. Значительная часть масонской жизни посвящалась благотворительности. Членами лож открывались и содержались приюты, больницы, школы, библиотеки. Между тем, масонство играл в России ведущую роль в распространении нравоучительной идеи.

Распространялись эти идеи масонства в значительной степени посредством литературы. Известно, что среди писателей-масонов XVIII века были М. М. Щербатов, В. А. Лев-шин, И. Ф. Богданович, В. И. Майков, Ф. И. Дмитриев-Мамонов, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков и т. д.

В связи и в сравнении с этим контекстом, значительно и показательно отношение Екатерины II к морально-нравственности. Из «Наказа» Екатерины II хорошо видно, что политика в екатерининской России была прежде всего «делом общественной морали»1 : Важнейшее значение в документе приобретает понятия «добродетель» и «чистота нравов», которые трактуются как необходимые составляющие социальной стабильности и эффективного управления государством2. Так, воспитание морали было подчеркнуто в царствование Екатерины II. Например, нравоучение преподавалось в Московском университете вместе с тремя основных философских дисциплинами(вместе с метафизикой и логикой). И даже от студентов требовалось не только абстрактные познания в этой области - в 1770-е годы при поступлении в университет нужно было представить письменное подтверждение своего «хорошего поведения»3.

Между тем, в «Комиссии об училищах и призрения требующих», учрежденной в 1768 г. при Большой Екатерининской Законодательной Комиссии, деятельными членами были В. Золотницкий и Т. Клингштет, первый из которых был масоном («Полезное Увеселение»). Комиссия составила два плана - «об училищах» и «требующих призрения». В филантропических предприятиях эпохи Екатерины II масоны играли заметную роль. Такие знаменитые масоны, как графы Н. И. Панин и И. Г. Чернышов были постоянными советниками императрицы в ее воспитательных планах. В Воспитательном доме И И. Бецкого одним из деятельных попечителей был П. Я. Ильин4.

Хотя государство и общество были не полностью разделены и все было тесно связано (например, множество масонов были в государственной службе в царствование Екатерины II), мы можем отличить их друг от друга в нашей проблематике: если нравственная программа масонства входит в уровень общества, то моральный проект Екатерины II - в уровень государства.

Масонская деятельность не ограничилась своим пределом. Исследование Вернадского5 показывает, что филантропическая деятельность масонства является более общественной чем государственной: «благотворение масонов изливалось прежде всего на братьев, а за тем уже переходило и на лиц, не принадлежавших к составу ордена»6.

Некоторые характерные примеры: 1) Масоны учреждали первое в России общество страхования жизни в Петербурге в 1775 году, которое сначала было основано только для масонов. 2) Они делали пожертвование в пользу бедных (ложа «Урания»). 3) Они видную роль играли в медицине. Многие из выдающихся масонов были врачами (Эли, Зверкала, Фрезе и др.). 4) Среди этой филантропической деятельности самое важное - деятельность педагогическая и научная. Они устроили приют-школу для бедных детей в Ярославле в 1786 г. и разные ремесленные училища. Конечно, в эту область входят их деятельность по книгоизданию и основания научных обществ (семинарии): «Меньшиковая Башня», «Дружеское Ученое Общество» (1782), «Переводческая Семинария» (1782) и т. д.

Так, мы можем принять такой факт: до конца 1770-х гг. масонство и государство (в лице Екатерины II) близко соотносились друг с другом. Но по многим причинам в конце

1770-х гг. вышеуказанная педагогическая деятельность масонства и разные мнения по вопросам начального обучения вызвали раскол между ними: «Ускользавшее от ее контроля масонское общество явно стремилось захватить в свои руки начальное народное образование. Между тем, по взглядам самой Екатерины, воспитание способно было создать «новую породу людей». Допустить, чтобы эта новая порода подпала всецело под влияние независимой от нее общественной группы, Екатерина не хотела»7.

Вследствие этого отношения (и в связи с распадом рационализма у масонов) русское масонство после конца 70-х гг. разделилось на два лагеря: московский и петербургский8. Первому из них более свойственна просвещенная филантропия, а второму - проправительственная позиция.

В этим отношением Н. И. Либан изображает деятельность масонства и Екатерины II как «два государства»: «просвещение шло из Москвы настолько сильно, что Екатерина почувствовала, что есть два государства - ее империя и новиковская Москва»9. Отсюда мы наблюдаем острое несовместимое соотношение между императрицей и масонами. Несмотря на выспренние выражения Либана - «два государства» в России - по нашему пониманию, это высказывание обозначает напряженное соотношение между государством и обществом, в котором масонство начинало играть ключевую роль.

Замечательно, что существовало сильное отрицательное отношение к масонству в XVIII веке, что влияло и на Екатерину II, и на неучаствующих в масонстве. Например, в «Псалме на обличение франмасонов» масон описывается как прислужник Сатаны.

Полны лжи ваши законы Оказались, франк-масоны,

И в том тайность ваша есть -Щот шестьсот шездесят шесть.

В вас рождают все пороки,

Там собрание ваше есть,

Где шестьсот шестьдесят шесть.

Масон назван по французски Тот кто каменщик по русски,

Имя подло несть,

И шестьсот шестьдесят шесть.

В ком прямая добродетель Весь народ тому свидетель,

Будет хвалы венец плесть На шестьсот шездесят шесть.

А кто дел своих стыдится,

Тот от света всию таится,

Пока судьба воздаст месть За шестьсот шездесят шесть10.

Здесь масонские законы называются «лживыми», их деятельность образуется сатанинским заговором. Здесь образ сатаны оформляется через дьявольское число - 666 «шестьсот шестьдесят шесть» - и это номер намекает на то, что масоны тесно связываются с сатаной, анти-христианством и злыми заговорщиками в обществе. Эта псалом утверждает, что масоны оказывают вредное влияние на общество и государство его разнообразными тайными пороками. Кроме «Псалма», «едва ли каждый грамотный русский человек в конце XVIII века был знаком с анти-масонской литературой; более того, если учесть повсеместную практику чтения книг вслух в небольших обществах, можно достоверно утверждать, что уничижительный образ «франк-масона» был изве-

стен не только образованному меньшинству, но и некоторой части безграмотного населения»11.

И что интересно - в «Псалме» масонство связывается с Францией: «франк-масоны», «Масон назван по французски / Тот кто каменщик по русски». Но в самом деле, орден возник в Англии, и первые в России ложи и ордены создавались не только французами, а еще также англичанами, шотландцами и немцами. Этот факт содержит в себе сложное значение - с определенной стороны, это свидетельствует о действительном влиянии французского направления на русское масонство. В этим отношении мы должны заметить, что, с одной стороны, французская тема показывает некоторую галломанию в среде русского дворянства того времени. И с другой стороны, это отражает масонофобский миф. Оформление этого мифа спровоцировано, в частности, в 1780-е годы паникой вокруг баварских иллюминатов и, конечно, же Великой французской революцией12. Эти антимасонские феномены были сильнее выражены в России, чем в Европе, и антимасон-ская литература показывает ощущение «чуждости»13 масонства российским подданным (и следовательно, якобы потенциальную опасность) ордена для России.

Подобный отрицательный образ масона выражается и в трех известных антимасон-ских пьесах Екатерины II - «Обманщик» (1785), «Шаман Сибирский» (1786) и «Обольщенный» (1786). «Просвещенные» театральные премьеры трех комедий имели успех и в России, и в Европе14. Гуковский заключает о них так: «Масоны в изображении Екатерины — это либо проходимцы, наживающиеся на легковерии богатых дураков, либо богатые дураки, подчинившиеся влиянию мистических бредней проходимцев. Анти-масонские пьесы Екатерины злы и агрессивны. Не без оснований она видела в масонстве силу опасную для нее лично и для ее режима, и, прежде чем организовать поход против этой силы с помощью полиции, она хотела подготовить общественное мнение с помощью комедий, а может быть, и убедить некоторых масонов или хотя бы устрашить их»15.

Первая «комедия против масонства» написана Екатериной Великой в январе 1786 г. и сразу поставлена на сцене Петербургского эрмитажного театра16 («Обманщик», комедия в пяти действиях).

Главным героем этой комедии становится один из многочисленных тогдашних «магов», «волшебников» и шарлатанов граф Калиостро, побывавший в столице в 1780 г. и восстановивший императрицу еще сильнее против масонов. Обманщик по имени Кали-фалкжерстон вводит в заблуждение семейство Самблиных своими «способностями», как лекарскими, так и философскими, ораторскими и др. Желая продемонстрировать свои таланты, Калифалкжерстон поражает хозяина (Самблина) и гостей (Додина и Кваркова) своим «рецептом» оживления хозяйки (Самблиной), которой вдруг становится плохо: «Надобно теперь больную поднять со стула; господин Кварков, подите с правой стороны, подымите ее руку и держите ее ближе к губам, а вы, господин Додин, подите с левой стороны, поведите ее на те кресла, а мы вам поможем» (Действие 2, сцена 3). Хозяйка перестает кричать, охать и все команды и «диковины» Калифалкушки выполняет беспрекословно, приводя всех присутствующих в изумление.

Заговаривая всех присутствующих речами своими, Калифалкжерстон призывает внимать им: «.. .они суть важны, кратки и ясны, влекомы из внутренности сердца моего убедительною просьбою вашею. От них зависит красота и здоровье госпожи Самблиной. Удивление ваше я предвижу! Когда узнаете, что жених дочери ее должен быть составлен из семи коренных цветов» (Действие 3, сцена 2), а также надеяться и ждать рождения нового месяца и богатства неисчерпаемого, которое варится вот уже три месяца в котле господина Самблина.

В последнем действии у обманщика, который «вздумал паки притвориться, будто беседует с невидимкой, в карманах нашли не только складень хозяйки, но и множество драгоценностей, принадлежавших обманутым им знакомым. В заключительной седьмой

сцене устами хозяина Самблина и жениха дочери Додина императрица-писательница рекомендует рассматривать данный пример «в осторожность» и «на размышление»: «Разумен тот из нас, кто не всегда по моде следует предубеждению. Буде кто со мною в сем согласен, прошу изъявить мне сие как-нибудь...»

«Шаман Сибирский», написанный в июле 1786 г., показывает отношение автора к масонам как к шаманам, о чем читателю и зрителю говорит Кромов, брат Бобиной жены, в заключении пьесы: «Вы, однако, сходствуете с шаманами: вы и они, следуя мнимым правилам, обманываете сначала сами себя, а потом и тех, кои вам подают веру» (Действие 5, явление 10).

Ярко обнаруживается образ масонов-шарлатанов в пьесе в пяти действиях «Обольщенный»17, написанной в 1785 г. и поставленной вслед за первой в эрмитажном и публичном петербургских театрах в феврале 1786 г.

Действие пьесы происходит в доме дворян Радотовых. Радотов, глава семьи, из верного мужа, заботливого отца и почтительного сына превратился в чудаковатого мизантропа. Отказавшись от общения с родными и друзьями, он дни напролет молча глядит перед собой, а когда его вынуждают заговорить, изъясняется загадками. Такое же бедствие постигло и дочь Радотова, Таису — она целует листочки цветов и уверяет, что «на каждом листе душок умещается». Это несчастье не минует и слуг — так, Прасковью, горничную Радотовой, не может понять даже ее собственный жених Теф. На его вопрос, откуда у нее «слова такие отборные», она отвечает, что в их доме «у всякого язык свой» и все «употребляют часто мудреные слова толико, что хотя слышишь, как говорят, но не разумеешь». Все это настолько не нравится матери Радотова, что она угрожает уехать из его дома, где «все пошло на вынтараты» (Д.1, сц. 3).

Причиной всех этих бед оказывается Протолк, так называемый мудрец и волшебник, втершийся хитро в доверие к Радотову обещаниями духовного просветления. Радотов втайне встречается с членами загадочного общества, возглавляемого Протолком и Беби-ным, его подручным и сообщником, который тоже говорит «языком невразумительным». Они принимают участие в разного рода эзотерических ритуалах, однако на самом деле преследуют вполне светские и житейские цели. Протолк и Бебин хотят выманить у Радотова его имущество и состояние. Радотов же хотел бы достать тайны алхимии, чтобы приобрести «сокровища бесценные». Играя на жадности Радотова и на его желании прослыть мудрецом, они похищают его собственные деньги вместе с чужими, доверенными Радотову на хранение.

Узнав о их грабительстве, Радотов признается родным: «Я был обольщен наружностями; непрестанно оба [Протолк и Бебин. - К. Ч. С.] твердили, принимая их образ мысли, колико надлежит быть добродетельну». Он рассказывает, что, подобно другим, сперва «был влеком любопытством... потом самолюбие мое находило удовольствие отличиться, инако думать, как домашние, как знакомые». Ему было лестно общаться с людьми, которые, по его мнению, «наполнены знанием, просвещением. Люди, вышедшие из числа обыкновенных, и во всем вышней степени, а паче всего — добродетельны». Радотову «легковерие льстило: авось-либо увижу, услышу то, что почитают за невозможное».

Несмотря на все сложные перипетии, «Обольщенный» (как и полагается классической комедии) заканчивается счастливо — Протолка, Бебина и их сообщников арестовывают, а украденные деньги возвращают Радотову. Дочь и племянница Радотова, которых он хотел было выдать за двух мошенников, воссоединяются со своими возлюбленными. Под занавес Бритягин, шурин Радотова и резонер, формулирует мораль пьесы: «По умствованию каждого века следующие за ним о нем судят... Вообще столетиям похвалы приписывают одним тем, кои не бредом, но здравым рассудком от прочих отличались... Надзирание, бесспорно, в руках начальства. Благодарить мы должны провидение, что живем в такое время, где кроткие способы избираются к исправлению».

В этой пьесе увлечение «наружностями» обозначает, в определенном смысле, моду французскую. Например, София, племянница Радотовой, следует последней парижской моде и манерам. Но ее галломания вызывает лишь смех, потому что у нее нет богатого внутреннего мира, духовности. Так автор пьесы отчасти намеренно ставит масонство в один ряд с парижской модой, в которой отсутствуют подлинные добродетели, нравственность и духовность.

Эти анти-масонские пьесы Екатерины II стремятся поучать публику с позиции просвещения, сделать зрителей «хорошими» с точки зрения государства гражданами. Впрочем, как и масонство - но совершенно другими средствами, с иной направленностью. Масоны и Екатерина II были противоположны в своих точках зрения, в понимании государства и общества. Хотя обе этих силы хотели бы продвигать идею просвещения, общей пользы и добродетели, Екатерина II, определяя масонов как обманщиков, шарлатанов, магов или «мартинистов», отказалась от влияния масонов на ее государство. При росте масонского влияния на общество она как просвещенный и абсолютный (самодержавный) монарх боялась потерять контроль над своим государством.

Философ-славянофил И. В. Киреевский рассуждал о результатах просветительской деятельности выдающегося деятеля просвещения Новикова и масонов этого времени: «Тогда отечество было, хотя не долго, свидетелем события, почти единственного в летописях нашего просвещения: рождения общественного мнения»18. И историк В. О. Ключевский также говорил о деятельности Новикова: «.. .в его лице русский издатель и книгопродавец стал общественною, народно-просветительною силой. Стало пробиваться то, что с чем еще незнакомо было русское просвещенное общество: это - общественное мнение»19. Постепенная постановка общественного мнения угрожает самому принципу самодержавности в управлении государством, что прекрасно осознает Екатерина II.

Примечания

1 Griffiths D. М. Catherine II: The Republican Empress. Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1973.21. C. 335.

2 Смит Дуглас. Работа над диким камнем. Масонский орден и русское общество в XVIII веке. НЛО. 2006. С. 46.

3 См.: История Московского Университета (ed.) МГУ. М., 1955. Т. 1.С. 39.

4 Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Издание третье, исправленное и расширенное. СПб. : издательство имени Н. И. Новикова, 2001. С. 272.

5 См.: ibid. С. 265-284.

6 Ibid. С. 265.

7 Ibid. С. 274.

8 Пахомова Л. М. Российское масонство XVIII в. как феномен общественно-политической и философской жизни россии : автореферат. Пермь : Пермский государственный университет, 1998. С.13.

9 Либан Н. И. Лекции по истории русской литературы. М.: Изд. Московского университета, 2005. С. 201.

10 Мартынов И. Ф. Масонские рукописи в собрании Билиотеки АН СССР. Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. Вып. 2. Л., 1978. С. 249. Цит. по: Смит Дуглас. Работа над диким камнем. Масонский орден и русское общество в XVIII веке. НЛО. 2006. С. 133.

11 Смит Дуглас. Работа над диким камнем... С. 134.

12 См.: Jacob Margaret C. Living the enlightenment: freemasonry and politics in eighteenth-century Europe. New York Oxford : Oxford University Press, 1991. С. 5-6, 23-28.

13 Смит Дуглас. Работа над диким камнем... С. 137.

14 См.: O’Malley Lurana Donnels. The Dramatic Works of Catherine the Great. Theatre and Politics in Eighteenth-Century Russia. Ashgate, 2006. С. 74.

15 Гуковский Г. А. Екатерина II // История русской литературы : в 10т./ АН СССР. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. IV: Литература XVIII века. Ч. 2. 1947. С. 364-380, 377.

16 См.: Роганова О. Л. Комедии Екатерины Великой «Обманщик», «Обольщенный», «Шаман Сибирский» в Контексте Истории Русского Масонства XVIII века. Екатерина Великая Эпоха Российской Истории (Межд. конф.). Тезисы докладов. СПб., 1996. С. 157-160.

17 О кратком содержании ср.: Смит Дуглас. Работа над диким камнем... С. 137-138.

18 Киреевский И. В. Избранные статьи. М. : Современник, 1984. С. 42.

19 Ключевский В. О. Литературные портреты. М. : Современник, 1991. С. 53, 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.