SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
ОБРАЗ РОССИЯ КАК КОНЦЕНТРАЦИЯ АВТОРСКОГО «Я» В ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ Н.В.ГОГОЛЯ
Усманова Юлдуз Уктамовна
Преподаватель Узбекского государственного университета мировых языков
г.Ташкент
Эшкуватова Мохира Амантурдиевна
Преподаватель Узбекского государственного университета мировых языков
г.Ташкент
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается специфики развития русской литературы первой половины XIX века в контексте гоголевских традиций не только выявляет роль писателя в становлении критического реализма как литературного направления, но и дает возможность проследить этапы становления и развития художественной системы. В работе основной акцент ставится на утверждении значимости эпистолярного наследия для выявления ценностных координат всего творчества Гоголя, в связи с этим постулируется утверждение, что "автобиографическое начало в творчестве Гоголя " - это не только связь творчества писателя с внешними событиями, но и отражение в его произведениях собственно духовной жизни.
Ключевые слова: эпистолярное наследие, Гоголь, творчество, русская литература, гоголевские традиции, гоголевские письма, критика, писатель.
The article examines the specifics of the development of Russian literature in the first half of the XIX century in the context of Gogol's traditions, not only reveals the role of the writer in the formation of critical realism as a literary direction, but also makes it possible to trace the stages of the formation and development of the artistic system. The work focuses on the assertion of the importance of the epistolary heritage to identify the value coordinates of Gogol's entire work, in this regard, the statement is postulated that "the autobiographical beginning in Gogol's work" is not only the connection of the writer's creativity with external events, but also the reflection in his works of the spiritual life proper.
Keywords: epistolary heritage, Gogol, creativity, Russian literature, Gogol traditions, Gogol letters, criticism, writer.
ABSTRACT
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
ВВЕДЕНИЕ
Творческое наследие Н.В.Гоголя является важной составляющей мирового духовного потенциала и поэтому в современном литературоведении принцип переосмысления художественного и эпистолярного творчества писателей мирового значения обусловлен потребностью нового взгляда на классику. Концепция соотнесенности личной авторской позиции и художественного воплощения эстетических и мировоззренческих взглядов автора в его произведениях определяют автобиографическое начало в творчестве любого писателя, но в отношении Н.В. Гоголя - это особая страница.
В современном литературоведении принцип переосмысления художественного и эпистолярного творчества писателей классиков обусловил необходимость нового прочтения творческого наследия Н.В. Гоголя.
Раскрывая значимость эпистолярного наследия в творчестве Николая Васильевича Гоголя основной акцент был сделан на переписке Гоголя, воспоминаниях о нем современников, а также те на последнем его произведении «Выбранные места из переписки с друзьями».
Несколько статей и писем книги Гоголя "Выбранные места..." ("Нужно любить Россию", " Нужно проездиться по России", "Страхи и ужасы России", "Близорукому приятелю", "Занимающему важное место") посвящены проблеме России, места ее среди других народов и назначения русского человека. О том, насколько важна была для Гоголя эта тема, насколько глубоко он интересовался ее, говорит сам замысел "Мертвых душ", о котором Гоголь писал в "Авторской исповеди" - "не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши" , а также многочисленные записи о крестьянском быте, заметки о жизни и обычаях русских, выписанные из разных источников, сохранившихся в черновиках и записных книжках писателя.
"Нужно любить Россию" данное письмо было адресовано графу А.П.Толстому. В нем Гоголь любовь к России изображает как определенную ступень к любви, к ближним и к Богу: "Но как полюбить братьев, как полюбить людей? Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия" [3, Т. 11. с. 424]. В письме многие мысли находят опору в Священном Писании. Более подробное толкование того, как, любя Россию, можно обрести любовь к Богу, мы находим в гоголевской выписке из письма протоиерея Сабинина "О почитании святых" - "Еще более относится это к святым нашим собратьям, совершеннейшим, нежели мы, которые наша Православная Церковь признает к тому же нашими посредниками между Богом и нами".
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.
Данное письмо Гоголя не было пропущено цензурой. Гоголь знал, по какой причине это письмо могло быть запрещено, так как 22 февраля 1847 года он писал А.О.Смирновой: "... знаю только то, что цензор был кажется в руках людей так называемого европейского взгляда, одолеваемых духом всякого рода преобразований, которым было неприятно появление моей книги" [3. с. 127]. Автор хорошо понимал вред, исходящий от европейского взгляда. В письме "Близорукому приятелю" он прямо обличает суждения о России, основанные только на знании европейских законов развития истории и государства: "Мысли твои о финансах основаны на чтенье иностранных книг да на английских журналах, а потому суть мертвые мысли" [3. Т.11. с. 137]. "Россия не Франция; элементы французские не русские " [3. Т.11. с. 145]. В письме "Страхи и ужасы России", обращенном к Л.К. Виельгорской, он также пишет о том, что русским незачем во всем подражать Европе. "В Европе заваривается теперь повсюду такие сумятицы, что не поможет никакое человеческое средство, когда они вскроются, и перед ними будет ничтожная вещь те страхи, которые вам видятся теперь в России. В России еще брезжит свет, есть еще пути и дороги к спасению..." [3. Т.11. с. 204]. Критика западных принципов и нововведений в Европе присутствует и в произведениях Гоголя. Так, страсть к приобретению денег он высмеивает в образе немца Шиллера из "Невского проспекта" - "Он положил себе в течение десяти лет составить капитал <...> и уже это было так верно и неотразимо, как судьба ...". Система европейского делопроизводства сатирически изображена во втором томе "Мертвых душ" -Гоголь показал хозяйство полковника Кошкорева, состоящее из множества контор и комитетов, контролирующих один другого, а на деле не выполняющих ничего. Однако, Гоголь не считал необходимым отвергать все европейские достижения и отвернуться от всего, что происходит в мире. Он писал в "Авторской исповеди": "Не менее странно также из того, что я выставил ярко на вид наши русские элементы, делать вывод, будто я отвергаю потребность просвещения европейского и считаю ненужным для русского знать весь трудный путь совершенствования человеческого. И прежде и теперь мне казалось, что русский гражданин должен знать дела Европы" [3. Т.11. с. 203]. Гоголь очень высоко ставил значение прежде всего своей родины:" И прежде и теперь я был уверен в том, что нужно очень хорошо и очень глубоко знать свою русскую природу и что только с помощью этого знанья можно почувствовать, что именно следует нам брать и заимствовать из Европы, которая сама не говорит" [3. Т.12. с. 254] .
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Глубокий интерес к России, к ее прошлому и настоящему, никогда не покидал Гоголя. Его записные книжки содержат сведения о русских национальных праздниках, как христианских, так и языческих, об обычаях крестьян, занятых земельными работами и многое другое. В период работы над вторым томом поэмы Гоголь задумал книгу о русской географии. О своем желании написать такую книгу он писал в неотправленном официальном письме к графу Л.А.Перовскому в июле 1850 года. Главной темой его поэмы стало познание России, а также природы русского человека, как он писал в "Авторской исповеди": "Мне хотелось в сочинении моем выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые еще не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые еще не достаточно всеми осмеяны и поражены" [3. Т.11. с. 140].
Сам сюжет "Мертвых душ", как говорил Пушкин, способствовал тому, чтобы "изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров." [3. Т.12. с. 570]. В письме к графу А.П.Толстому "Нужно проездиться по России" Гоголь также говорит о необходимости знания того, что происходит в стране: " Нужно самому узнавать, нужно проездиться по России. Таким же образом, как русский путешественник, приезжая в каждый значительный европейский город, спешит увидеть все его древности и достопримечательности, таким же точно образом и еще с большим любопытством приехавший в первый уездный или губернский город старается узнать его достопримечательности" [3. Т.12. с. 440]. В Предисловии к "Мертвым душам" и "Четырех письмах по поводу "Мертвых душ" Гоголь даже выражал надежду, что кто-нибудь сообщит ему конкректные факты о том, что происходит сейчас в России ("По поводу "Мертвых душ" могла бы написаться всей толпой читателей другая книга, несравненно любопытнейшая "Мертвых душ", которая могла бы научить не только меня, но и самих читателей, потому что - нечего таить греха - все мы очень плохо знаем Россию") [3. Т.12. с. 156]. Хорошее знание того, что происходит в современной России, казалось необходимым Гоголю для одной важной его цели, о которой он писал в "Авторской исповеди": " Нам должен всякий такой человек, который бы, при некотором познанье души и сердце и при некотором знанье вообще проникнут был желанием истинным мирить" [3. Т.12. с. 236]. То же самое он советует в своем письме к графу А.П.Толстому: «Во-первых, будучи приятны в разговоре, нравясь каждому, вы можете, как посторонний и свежий человек, стать третьим, примиряющим лицом. Знаете ли, как это важно, как это теперь нужно России и какой в этом высокий подвиг! Спаситель оценил его едва ли не выше
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
всех других! Он прямо называет миротворцев сынами Божьими <...>.Везде поприще примирителю" [3. Т.12. с. 128].
Одна из особенностей "Выбранных мест..." заключается в том, что Гоголь советует друзьям именно то, что было важно для него самого, что было глубоко пережито им, его переживания, его имоциональное переживания. О том, насколько тесно творчество Гоголя было связано с его личной перепиской, говорит следующее: два места из отрывков письма, относящегося к "Четырем письмам по поводу "Мертвых душ" Гоголь повторяет в письме к графине А.М.Виельгорской от 29 октября 1948 года: "Хотел бы я, чтобы по прочтении моей книги люди всех партий и мнений сказали:" Он знает, точно, русского человека. Не скрывши ни одного нашего недостатка, он глубже всех почувствовал наше достоинство. Хотелось бы также заговорить о том, о чем еще со дня младенчества любила задумываться моя душа, о чем неясные звуки и намеки были уже рассеяны в самых первоначальных моих сочинениях" [3. Т.12. с. 156]. О своих занятиях историей Гоголь писал в незаконченном отрывке, представляющем собой, возможно, письмо к "Четырем письмам по поводу "Мертвых душ": "Читаю все вышедшее без меня по части русской истории, все, где является русский быт и русская жизнь. Перечту сызнова всю русскую историю в ее источниках и летописях. Поверю историей и статистикой и древнего и нынешнего времени свои познания о русском человеке, и тогда примусь за труд свой" [3. Т.10. с. 324].
Так, основной мотив "Мертвых душ" - дорога, по которой путешествует Чичиков, перекликается с главной идеей письма "Нужно проездиться по России". Однако познание Гоголем России не ограничивалось внешними фактами - "Чтобы определить себе русскую природу, следует узнать получше природу человека вообще и душу человека вообще, без этого не станешь на ту точку воззренья, с которой видятся ясно недостатки и достоинства всякогоь народа" [3. Т.11. с. 345], - писал он в "Авторской исповеди". Это стремленье к познанию человеческой души привело Гоголя к Богу "...Почти сам не ведая как, я пришел ко Христу, увидевши, что в Нем ключ к душе к душе человека ..." [3. Т.11. с. 267].
С этого времени главной его целью стало стремление стать истинным христианином, о чем он писал в "Авторской исповеди": "Я не знал еще тогда, что тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова» [3. Т.12. с. 269]. Таким образом, любовь к России, к
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Родине была неразрывно связана для Гоголя с любовью к Православию, к религии.
Возможность принадлежать к Русской Православной Церкви благодаря уже тому, что он родился в России, Гоголь осознавал как небесный Божий дар: "Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский," - писал он в письме "Нужно любить Россию" [3. Т.12. с. 276]. В письмах Гоголя особенно подробно раскрывается понимание им русской души. Так, в письме к графине А.М. Виельгорской от 30 марта 1849 года он писал: "Что такое сделаться русским на самом деле?" Высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово Евангельское, возводящее к совершенству человека. Семена Небесного Сеятеля с равной щедростью были разбросаны повсюду. Добрая почва - русская восприимчивая природа" [3. Т.12. с. 240]. В этом же письме он советует графине А.М.Виельгорской изучить церковно-славянский язык, чтобы читать на нем Евангелие и Послания Апостолов, а также обратиться к древним рукописям и Домосторою, отображающим ту жизнь, которою жили, а также пережили наши предки несколько веков назад.
Подтверждением тому, насколько любовь к России и к Родине была связана для Гоголя с любовью к Православию, является статья "Светлое Воскресенье", написанная специально для книги. В этой статье, начинающейся словами: "В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения» [3. Т.11. с. 256], Гоголь, хотя и критикует многие нравы, распространившиеся в 19 веке, однако утверждает, что нигде так не празднуется праздник Пасхи, как на русской земле: "Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесется звонкими струями поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшие - и праздник Светлого Воскресения воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов" [3. Т.12. с. 281]. Очень близки тому, что Гоголь писал о русских А.М.Виельгорской последующие слова письма "Светлое Воскресенье", обьясняющие почему именно у русских прежде, чем у других народов воспразднуется Светлое Воскресение: "Есть много в коренной природе нашей, нами позабытой, близкого закону Христа,- доказательство тому уже то, что без меча пришел к нам Христос, и приготовленная земля сердец наших призывала сама собой Его слово, что есть уже начала братства Христова в самой нашей славянской природе"[3. Т.12. с. 283].
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Имея глубокую любовь к России, Гоголь искренне хотел служить ей. Желание послужить Родине родилось у него давно в юности. Так, еще в 1827 году Гоголь писал из Нежина своему дяде П.П. Косяровскому: "Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу" [3. Т.12. с. 279]. О том, что, желая принести пользу государству, своей Родине надо быть готовым служить России на любом поприще, Гоголь писал графу А.П.Толстому в письме "Нужно любить Россию": "Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете,- последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней бездеятельности и праздной жизни"[3. Т.11. с. 258]. Такая готовность была и у Гоголя. В юности, как он писал в "Авторской исповеди", он думал о государственной службе. И 10 апреля 1830 года Гоголь поступил на службу в Департамент Уделов, в июне 1830 года был утвержден в чине коллежского регистратора, а 10 июля был помещен помощником столоначальника. В 1831 году Гоголь, по его собственному желанию, был определен в Патриотический Институт старшим учителем истории, состоя в чине титулярного советника.
Позднее он стал относится к писательству, как к определенного рода служению. Так, в "Авторской исповеди" он писал о работе над "Мертвыми душами": " Но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить также службу государственную, я бросил все: и прежние свои должности, и Петербург, и общества близких душе моей людей, и самую Россию, затем чтобы <... > произвести таким образом свое творенье, чтобы доказало оно, что я был также гражданин землм своей и хотел служить ей» [3. Т.12. с. 267]. Письмо, обращенное к графу А.П.Толстому, "Занимающему важное место" тесно связано с темой служения Родине. В нем Гоголь пишет о должности генерал-губернатора. Отдельные места этого письма совпадают с записью "Дела, предстоящие губернатору", сделанной Гоголем со слов графа А.П.Толстого в записной книжке 1841-1844 годов. В одном из писем к нему Гоголь писал: "Я Вас очень благодарю, что Вы обьяснили мне должность генерал-губернатора: "Я только с Ваших слов узнал, чем она истинно может быть важна и нужна России" [3. Т.12. с. 279].
А в письме "Занимающему важное место" писатель советует не отказываться ни от какой должности: "Для того, кто не христианин, все стало теперь трудно: для того же, кто внес Христа во все дела и во все действия своей
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
жизни, - все легко" [3. Т.11. с. 258]. Гоголь указывает путь, следуя которому, можно по-настоящему послужить России. Этот путь - воцерковление общественной и государственной деятельности: "...Если бы завелось так, как и быть должно, чтобы во всех делах запутанных, казусных, темных, словом, - во всех тех делах, где угрожает проволочка по инстанциям, мирила человека с человеком Церковь, а не гражданский закон"[3. Т.12. с. 234]. Гоголь советовал также возродить Советный суд как истинно христианский способ решения дела, называя его Божеским судом. Участие Церкви во всех важнейших делах государства Гоголь считал совершенно необходимым и возможным, и писал графу А.П.Толстому о том, как можно это сделать: "Также, как на водворенье обычаев, может подействовать генерал-губернатор на законное водворенье Церкви в нынешнюю жизнь русского человека: "во-первых, примером собственной жизни"[3. Т.12. с. 247].
Все, сказанное в статьях и письмах, Гоголь относил и к самому себе. Все его творчество вырастало из духа его христианской, православной жизни. Будучи с детства верующим, Гоголь постоянно посещал церковь, по поводу своих сочинений он советовался со своим духовником отцом Матфеем Константиновским. Примером этому может служить его переписка с о. Матфеем по поводу книги "Выбранные места...", особенно - статьи "О театре". Это связано с тем, что само свое творчество Гоголь воспринимал как служение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже 20-30-х гг. русская литература вступает в новую фазу своего развития, называемую «гоголевским периодом». В литературе 30-40-х гг. эстетическим, мировоззренческим эквивалентом устремлений и взглядов выступает понятие «поэзии действительности», ставшее лозунгом «натуральной школы». Эта концепция, развитая Белинским, который на материале творчества Гоголя, имеет глубоко внутренний и более сложный для понимания смысл, предполагает безусловный приоритет объективного рассуждения над субъективным рассуждением, общность задачи науки и искусства и означая «действительность» метода и содержания художественного сознания, освобождение от романтических иллюзий и крепостнических предрассудков, т. е. суровый и трезвый реализм мышления.
Динамика творческой системы Н.В. Гоголя характеризуется все большим реалистическим переосмыслением романтических проблем и представлений и происходит по мере расширения сферы художественных наблюдений писателя, неуклонно и последовательно восходящей от одной ступени социальной иерархии крепостнического общества к другой, от изображения сельского,
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
народного украинского быта к изображению украинского же, но уже помещичьего быта, затем - уездного общерусского («Ревизор»), потом столичного, петербургского («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос») и, наконец, государственный устройство общероссийского масштаба («Мертвые души»). Противоречие современной ему русской действительности в историческом плане, социальном, нравственно-психологическом приводят Гоголя к мысли, что возможность снятия этого противоречия обусловлена посредством
религиозно-нравственного и гражданского самовоспитания общества. Эта проблема становится центральной всего последующего творчества писателя и особенно явно представлена в «Выбранных мест из переписки с друзьями». «Выбранные места из переписки с друзьями» - это уникальный документ эпистолярного наследия писателя, в котором наличествует социально-политический идеал, противостоящий у позднего Гоголя реальной действительности, в его мистическом оформлении. Конец Гоголя был ускорен осознанием писателем невозможности выполнить свой художнический и гражданский долг так, как он понимал его, - возвестить Отечеству путь его спасения. "Выбранные местам из переписки с друзьями" представляет собой во многом автобиографическое произведение, так как в основе ее лежат письма к разным лицам. В работе мы сравниваем главы "Выбранных мест из переписки с друзьями" с письмами Гоголя, на которые он опирался, составляя свою последнюю книгу.
В заключении хочется отметить, что творчество Гоголя было неразрывно связано с его духовной жизнью. Особенно это проявляется при сравнении мыслей, высказанных им в его личной переписке с текстами его художественных произведений. Однако, думается, что данная тема до конца не исчерпана, так как "Выбранные места из переписки с друзьями" представляют собой важный материал для понимания личности автора и дают возможность понять многие темы, затронутые в его произведениях. Эпистолярное наследие в творчестве писателя позволяет глубже понять проблемные зоны всего творчества художника, решаемые им в своих произведениях; осмыслить роль личностного аспекта для понимания тематического комплекса его творчества и расширяют диапазон сравнительного анализа его произведений с автобиографическими мотивами.
REFERENCES
1. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем / Гоголь в воспоминаниях современников. - М., 1952. - С. 87 - 209.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
2. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 9-ти т. / Сост. подг. текста и коммент. В. А. Воропаева и В. В. Виноградова. - М.: Русская книга, 1994.
3. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14-ти т. - Л.: Академия наук СССР, 1937-1952.
4. Гоголь Н. В. Материалы и исследования / Под ред. В. В.Гиппиус. - Л.: Академия наук СССР, 1936.
5. Грот Я. К. Воспоминания о Гоголе / Гоголь в воспоминаниях современников. - М.: Без м. изд., 1952. - С. 414-416.
6. Соллогуб В. А. Первая встреча с Гоголем / Гоголь в воспоминаниях современников. - М.: Без м. изд., 1952. - С. 75-79.
7. Тургенев И. С. Гоголь Н.В. / Гоголь в воспоминаниях современников. - М.: Без м. изд., 1952. - С. 531-541.
8. Храпченко М. В. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. -М.: Наука, 1984. - 236 с.
9. Ю.У.Усманова (2022),ТИПИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ ДРАМАТУРГИИ Н.В.ГОГОЛЯ Международнаяконференция академических наук 1(32),с.22-25
10. Ю.У.Усманова. М.А.Эшкуватова-Scientific Impulse,2022, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Scientific Impulse 1(5), 1225-1228.
11. Ю.У.Усманова-ББК Ш141. 12я43 Р 894 (2022), ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В РАССМОТРЕНИИ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ДОСТОЕВСКОГО И Н. ГОГОЛЯ, с.317.
12. E Abdusamatov, S Abruyev, N Tursunov (2022). Evaluate the Economic Efficiency of Fuel Consumption of Vehicles at an Intersection. Nexus: Journal of Advances Studies of Engineering Science 1(3), 49-45.