ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 339.972
DOI: 10.31249/espr/2024/03.11
Т.В. Епифанова, О.С. Данилова*
ОБРАЗ РОССИИ В МЕДИАДИСКУРСЕ НИКАРАГУА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация. В современных реалиях Латинская Америка приобретает все большую значимость для Российской Федерации как внешнеторговый партнер. В этих условиях важной исследовательской задачей является изучение образа России на латиноамериканском континенте, поскольку положительное восприятие государства способствует продвижению его экономических и политических интересов. В настоящее время сложно говорить о едином образе России в Латинской Америке. Тональность освещения российских событий варьируется в зависимости от политического курса латиноамериканской страны, а также от типа медиаресурса, транслирующего информацию. Однако прослеживается следующая закономерность: в медиаполе некоторых государств, включая Никарагуа, Россия в большинстве случаев представлена в положительно-нейтральном свете, что в перспективе может позитивно повлиять на развитие торгово-экономических связей между странами. Необходимость обращения к никарагуанскому медиадискурсу и его влиянию на двусторонние отношения обусловлена наличием исследовательской лакуны проблематики российско-никарагуанского сотрудничества.
* Епифанова Татьяна Валерьевна, канд. ист. наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России (Москва, Россия). E-mail: tanjaepi@ mail.ru
Данилова Ольга Сергеевна, Дипломатическая академия МИД России (Москва, Россия). E-mail: olya.dan. [email protected]
Epifanova Tatyana, PhD (History Sci.), Docent of the Department of International Relations of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Danilova Olga, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, (Moscow, Russia). E-mail: olya.dan. 21@mail
Ключевые слова: медиадискурс; СМИ; внешнеторговые отношения; Россия; Никарагуа.
Для цитирования: Епифанова Т.В., Данилова О.С. Образ России в медиадискурсе Никарагуа как фактор развития внешнеторгового и политического сотрудничества // Экономические и социальные проблемы России. - 2024. - № 3. - С. 191-203.
T.V. Epifanova, O.S. Danilova Russia's image in the Nicaraguan media discourse as a factor in the development of trade and political relations
Abstract. In modern realities, Latin America is becoming increasingly important for the Russian Federation. In this regard, the issue of forming the image of Russia on the Latin American continent is important, because a positive perception of the state helps to promote its economic and political interests in the region. Currently, it is difficult to talk about a unified image of Russia in Latin America: the tone of coverage varies depending on the country's course towards Russia, as well as on the type of media resource broadcasting the information. However, there is a clear pattern: in the media field of some states, including Nicaragua, Russia is in most cases presented in a positive-neutral light, which in the future may have a positive impact on the development of trade and economic relations between the countries. The need to analyze the Nicaraguan media discourse and its impact on bilateral relations arises from the lack of research on the issues of Russian-Nicaraguan cooperation.
Keywords: media discourse; mass media; trade relations; Russia, Nicaragua.
For citation: Epifanova T.V., Danilova O.S. Russia's image in the Nicaraguan media discourse as a factor in the development of trade and political relations // Economic and Social Problems of Russia. - 2024. - N 3. - Р. 191-203.
Введение
В современных реалиях Латинская Америка приобретает все большую значимость для России. Данный тезис отражен в пункте 58 новой Концепции внешней политики Российской Федерации, опубликованной в 2023 г. (далее Концепция) [Концепция внешней политики ..., 2023]. Если в предыдущей редакции документа от 2016 г. Латинская Америка (или Латинская Америка и Карибский бассейн, ЛАКБ) упоминалась практически в конце раздела о региональных приоритетах РФ, то сейчас она поднялась вверх в списке ключевых направлений внешней политики России. При этом Бразилия, Куба, Никарагуа и Венесуэла перечислены как государства, с которыми наша страна нацелена укреплять обоюдовыгодные отношения партнерства, дружбы и взаимопонимания.
В свою очередь, в регионе ЛАКБ также наблюдается тенденция развития связей с евразийскими странами, в частности с РФ. Об этом говорят
высшие должностные лица стран региона. Например, министр финансов и государственного кредита Никарагуа Иван Адольфо Акоста Монтальван на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 г. заявил, что странам Латинской Америки срочно необходим стратегический «разворот» в сторону Евразии, ведь по опыту историческая связь с США не приносит региону процветания [Величко, 2022].
Фактическим подтверждением сближения России и ЛАКБ является активизация их торгово-экономического сотрудничества, которое происходит, несмотря на препятствия в виде проблем транспортной логистики, вызванных западной санкционной политикой. Также осуществляются масштабные двусторонние проекты и программы в таких сферах, как энергетика, металлургия и железнодорожная инфраструктура. В частности, в 2022 г. Intemexco GmbH, дочерняя компания АО «Техснабэкспорт» (внешнеторговая компания госкорпорации «Росатом»), и бразильская государственная компания Industrias Nucleares do Brasil подписали договор о поставках обогащенного урана для бразильской АЭС «Ангра» на период с 2023 по 2027 г. [Росатом поставит ..., 2022].
Кроме того, наблюдается интенсивное развитие российско-латиноамериканского политического диалога на высшем уровне. В 2023 г. министр иностранных дел России С.В. Лавров посетил с официальным визитом Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа и Кубу. С целью укрепления сотрудничества между законодательными органами РФ и стран ЛАКБ в сентябре-октябре 2023 г. в России (Москва) была организована первая Международная парламентская конференция «Россия - Латинская Америка» [Международная парламентская конференция ..., 2023].
Однако стоит отметить, что в современном мире для обеспечения и защиты своих национальных интересов государства не только расширяют сети межгосударственных связей, наращивают международное сотрудничество в экономической, военной и политической сферах. Большое внимание также уделяется формированию их положительного восприятия за рубежом, поскольку страновой образ влияет на сохранение и усиление государством своего геоэкономического и геополитического веса.
Внешнеторговая проблематика в российско-латиноамериканском взаимодействии
Безусловно, важным аспектом межгосударственных отношений является торговое сотрудничество. Согласно Концепции внешней политики РФ, укрепление связей страны с регионом ЛАКБ предполагает увеличение объемов взаимной торговли и инвестиций, в том числе в рамках сотрудничества с Сообществом латиноамериканских и карибских государств, Южноамериканским общим рынком, Центральноамериканской интеграционной системой, Боливарианским альянсом для народов Америки, Тихоокеанским альянсом, Карибским сообществом [Концепция внешней политики ..., 2023].
На данный момент государства ЛАКБ представляют собой перспективных партнеров России по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Латиноамериканские страны в основном не присоединились к западным антироссийским санкциям [О состоянии и перспективах развития ..., 2024]. Кроме того, в течение последних лет торговля РФ и стран региона растет быстрыми темпами. Так, по данным на октябрь 2023 г., товарооборот между Россией и Латинской Америкой составил уже около 20 млрд долл. [Парламентские связи ..., 2023].
Однако стоит отметить, что данный показатель является общим для всего региона. При этом наблюдается явный дисбаланс: товарооборот России с крупными экономиками региона значительно превышает объемы торговли с менее развитыми государствами. Например, за 2021 г. товарооборот РФ и Бразилии составил почти 7,5 млрд долл. США [Торговля между Россией и Бразилией ..., 2022], а РФ и Никарагуа - лишь 161 млн долл. США [Торговля между Россией и Никарагуа ..., 2021]. Несмотря на то, что за последние годы торговое сотрудничество России со странами Латинской Америки расширилось, диспропорции сохраняются.
В связи с этим интересным представляется исследование двусторонних связей России и Никарагуа. Хотя значимость данного центральноамериканского государства для Москвы декларируется в официальных документах, товарооборот между странами все же остается невысоким по сравнению с количественными показателями торгового сотрудничества РФ с Бразилией, Венесуэлой или Кубой. В таких обстоятельствах важную роль в развитии двусторонних отношений России и Никарагуа может сыграть взаимное конструирование позитивного образа в средствах массовой информации (СМИ), что в некоторой степени компенсирует недостаток сотрудничества в торгово-экономической сфере.
От того, каким сложится восприятие отдельного государства в разных странах и регионах мира, в определенной степени зависит успешность внешнеэкономической деятельности последнего. Исследователь Эндрю Роуз выявил следующую прямую зависимость: при прочих равных условиях, чем положительнее образ страны, тем выше показатели ее экспорта [Rose, 2015, p. 13]. Таким образом, страновой образ является важным фактором успеха актора международных отношений на мировой арене и мировом рынке.
Образ государства: понятие и его конструирование в медиапространстве
В целом международный образ государства - это результат отражения в массовом сознании его основных характеристик (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и т. д.) и особенностей. При этом важно отметить, что на процесс перцепции индивидуумом или группой любого объекта/явления окружающей среды, в том числе
государства, оказывают влияние эндогенно-экзогенные факторы: система ценностей, убеждений и мотивов познающего субъекта, его персональный опыт; социально-экономический, исторический и политико-культурный ландшафты, текущая международная ситуация и пр. [Шмелева, 2017, с. 26].
В свою очередь, образ выступает неким связующим звеном между обществом (аудиторией) и непосредственно государством, конструируя в сознании собственных граждан и мировой общественности определенный ассоциативный ряд, сопровождающий любые действия государства [Бурстин, 1993, с. 114]. Страновой образ, отражающий актуальные экономические, политические и культурные события, может воздействовать на мышление и поведение людей как потребителей. При выборе различных товаров и услуг покупатели учитывают множество факторов, включая страну их происхождения. Поэтому в контексте мировой торговли важно способствовать положительному восприятию государства. По мнению исследователей из Сингапурского университета управления и Нанькайского университета в Тяньцзине, позитивный образ страны-производителя товара или услуги благоприятно влияет на потребительские предпочтения иностранных граждан, что, в свою очередь, ведет к росту торговых потоков этого государства [Рябова, 2022].
Формирование образа государства осуществляется при использовании различных каналов коммуникации: через средства массовой информации, политическую рекламу, дипломатическую деятельность, международное сотрудничество и реализацию совместных с другими странами инвестиционных, торговых, научных, культурных, образовательных и иных проектов и программ [Крылов, 2006, с. 51]. В настоящее время значительно повысилось влияние СМИ на общественное сознание, поэтому государства обращают пристальное внимание на конструирование своего образа именно в медиаполе.
Например, в п. 48 Концепции внешней политики РФ среди приоритетных направлений выделяется формирование объективного восприятия России за рубежом, в том числе посредством укрепления позиций отечественных СМИ в мировом информационном пространстве и повышения эффективности использования современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, социальных сетей [Концепция внешней политики ..., 2023]. Кроме того, медиапространство - это наиболее эффективное поле для формирования образа государства в сознании граждан с точки зрения масштаба охвата аудитории. Преимущество медиадискурса, который влияет не только на потребительские предпочтения, но и на создание определенного культурно-идеологического фона, необходимого для конструирования образа, заключается в его социальной направленности [Добросклонская, 2014, с. 114; Дейк, 1989, с. 3]. Медиатексты (основной структурный элемент медиадискурса) просты, доступны и понятны среднестатистическому читателю/зрителю [Стрелков, 2020, с. 22], поэтому аудитория отдает предпочтение обработанным и адаптированным материа-
лам СМИ. Данный аспект играет существенную роль в формировании образа государства в массовом сознании.
Однако, говоря об образе некой страны «А», сложившемся в сознании граждан страны «Б», стоит отметить, что национальные акторы (СМИ, медиаканалы внешнеполитического ведомства, культурных центров и пр.) государства «А» не всегда способны повлиять на процесс лингвомедийного конструирования у иностранцев (граждан страны «Б») его определенного восприятия. Порой вне зависимости от внутреннего состояния страны -успешности социальной политики, эффективности экономики, политической культуры нации и т. д. - несмотря на активную и грамотную работу иновещания и прочих специализированных учреждений, жители «Б» все равно негативно воспринимают любые события или факты, связанные с «А». Это связано со встречным процессом со стороны СМИ страны «Б», которые, в свою очередь, выполняют воздействующую функцию [Желту-хина, 2007, с. 198]. По государственному заказу или исходя из собственных целей и политических взглядов, средства массовой информации как бы создают вокруг своей аудитории некий информационный пузырь, в котором строится/трансформируется образ страны «А» путем тиражирования определенных стереотипов и установок, детерминирующих образ мысли и действий аудитории [Никифорова, 2022, с. 60].
Такой прием является неотъемлемой частью информационного противоборства между государствами, которое становится логическим продолжением их соперничества в других сферах: торгово-экономической, военно-технологической и пр. Таким образом, можно предположить, что определенный образ одной страны в медиадискурсе другой страны является отражением характера их двусторонних отношений1.
Например, всеобъемлющее американо-российское противоборство экстраполируется в медиапространство. В результате, в медиадискурсе США в отношении нашей страны используются «отрицательно маркированные идеологемы и сопряженные с ними концепты, отрицательно-оценочная лексика, метафоры и интертекстуальные вкрапления» [Никифорова, 2022, с. 59]. В текстах массовой информации, посвященных внутриполитической ситуации в России, она описывается как авторитарное государство с низким уровнем экономического развития, коррупцией и подавлением оппозиции. В контексте внешней политики наша страна воспринимается как «агрессор, захватчик, угроза национальным интересам США» и т. п. [Никифорова, 2022, с. 66].
Для разных структур в России важно знать, как иностранные граждане воспринимают ее образ, и в соответствии с этим выстраивать стратегию внешнеэкономической деятельности или принимать внешнеполитические решения [Киселев, Смирнова, 2004, с. 124]. В связи с этим актуальным
1 Складывается замкнутый круг из цепочки: «характер двусторонних отношений» ^ «страновой образ в медиадискурсе» ^ «характер двусторонних отношений». - Прим. ред.
представляется анализ того, как страна представлена в медиадискурсе других государств.
Особое значение имеет вопрос формирования образа России в меди-адискурсе стран Латинской Америки. Положительное восприятие государства способствует продвижению его национальных экономических и политических интересов в данном регионе, что соответствует стратегическим целям РФ, закрепленным в действующей Концепции внешней политики.
Образ России в медиадискурсе Никарагуа
На данный момент преждевременно говорить об однородности образа России в СМИ Латинской Америки: тональность освещения нашей страны варьируется в зависимости от взглядов политических лидеров стран региона и заявленного ими курса в отношении РФ, а также от типа медиаресурса (государственные/оппозиционные СМИ), транслирующего соответствующую информацию, и других факторов. Есть страны, в медиаполе которых сформировался негативный или нейтральный образ России. Напротив, в медиапространстве некоторых латиноамериканских государств, среди которых Венесуэла, Куба и Никарагуа, Россия в большинстве случаев представлена в положительном свете. Это свидетельствует о сближении данных стран в информационном пространстве и в целом вписывается в контекст «разворота» этих государств в сторону России.
По результатам качественного контент-анализа лент никарагуанских новостей, посвященных России, и анализа оценочно-смысловых характеристик лексических единиц, употребляемых в отношении России, можно реконструировать целостный медийный образ России в СМИ Никарагуа. Эмпирической базой исследования являются публикации в интернет-изданиях проправительственной газеты El 19 Digital, которая имеет тесные политические связи с Сандинистским фронтом национального освобождения и отражает официальную позицию центральноамериканского государства. Таким образом можно осуществить поиск доказательств сформулированной выше гипотезы о связи образа одной страны в медиадискурсе другой страны и их двусторонних отношений.
Кроме того, для воссоздания целостного образа России в медиадис-курсе Никарагуа целесообразно рассмотреть оппозиционные и нейтральные новостные ресурсы. В рамках данного исследования для этого используются материалы, опубликованные на интернет-сайтах газет La Prensa и Confidencial, а также новостные ленты беспартийного новостного блога Barricada и электронной газеты La Jornada.
Медиатексты, посвященные России, довольно часто появляются в новостных лентах правительственных газет. Поскольку двусторонние отношения между Москвой и Манагуа находятся на конструктивной стадии развития, то тональность этих статей по большей части позитивная [Николаева, 2019, с. 186]. В современных международных политических реалиях
Никарагуа традиционно выступает с поддержкой позиции Москвы в «битве», которую последняя ведет против США и НАТО «за жизнь российского народа»1 [Nicaragua apoya a Rusia ..., 2023]. В новостных сводках, посвященных России и ее Президенту2, газета El 19 часто использует идеологемы «дружба», «братство» и их дериваты: «Министр иностранных дел Никарагуа подчеркнул «прочные дружеские отношения с Российской Федерацией и ее правительством» и заверил, что правительство Никарагуа будет продолжать идти по пути «укрепления отношений между двумя братскими народами» [Canciller Denis Moncada ..., 2024]; «...он поблагодарил Правительство и народ Российской Федерации, ее Президента, Товарища и Брата Владимира Путина» [Flores, 2023].
В интернет-издании Barricada в целом за 2023-2024 гг. большая часть публикаций о событиях, связанных с Россией, носит «мирный» характер: новости посвящены культуре, визитам, встречам, форумам на высшем и высоком уровнях, гуманитарной помощи (в частности, жителям Сектора Газа). В них также повествуется о многостороннем сотрудничестве РФ с Китаем, странами Латинской Америки и Африки [Noticias sobre Rusia, 2024]. Россия и ее глава В.В. Путин представлены в нейтральной тональности без использования эмоционально-окрашенных негативных выражений. Электронная газета часто предоставляет информацию, описывая события с российской точки зрения и цитируя официальные заявления России. Например, новостная сводка об аварии на газопроводе Balticconnector дополняется комментариями В.В. Путина о том, что обвинения о причастности России к данному происшествию имеют целью скрыть террористический акт, совершенный Западом на другом газопроводе «Северный поток» [Putin: Las acusaciones ., 2023]. Выбирая именно такой контент новостей, издание Barricada формирует определенную политическую реальность вокруг своей аудитории, в сознании которой затем конструируется соответствующий образ России.
Хотя электронная газета La Jornada публикует много новостей, посвященных военной тематике, а именно Специальной военной операции (СВО) России на Украине, данные информационные сводки не содержат обвинений в сторону России, а представляют собой перечисление фактов или выражение субъективного мнения, не принижающего авторитет России в глазах аудитории. Например, 10 января 2024 г. издание процитировало Никки Хейли, на тот момент предполагаемого кандидата от республиканцев на пост президента США, которая указала на ключевую роль Вашингтона в продолжающемся конфликте между Украиной и Россией [Culpo a
1 Здесь и далее перевод авторов.
2 Вопрос отражения образа политического лидера государства в сознании общественности важен в контексте данного исследования, поскольку образ лидера является одним из компонентов целостного образа государства. Глава, лидер государства является официальным представителем своей страны на международной арене, в связи с чем его личность зачастую отождествляется с образом всего государства.
Biden ..., 2024]. Ранее - 24 ноября 2023 г. - La Jornada разместила на своей интернет-странице мнение главнокомандующего ВСУ В. Залужного о том, что Россия находится в лучшем положении в вооруженном конфликте, а также опубликованную агентством Bloomberg информацию о том, что все больше украинцев поддерживают идею территориальных уступок ради мира с Россией [Bloomberg: Cada vez ..., 2023]. При этом стоит отметить, что в статьях не используются термины «guerra» (война), «agresión» (агрессия), «invasión» (вторжение) или «ofensiva» (наступление) по отношению к действиям России на Украине, а употребляется понятие «conflicto» (конфликт), что так же свидетельствует о довольно умеренной интонации освещения России в медиатекстах новостного агентства.
Напротив, популярная антиправительственная газета La Prensa, которой свойственно частое употребление термина «диктатор» в отношении действующего президента Никарагуа Даниэля Ортеги, в новостных сводках и статьях о России нередко использует вышеперечисленные негативные дефиниции для описания событий на Украине: «... война на Украине, похоже, затянулась. В последние недели украинцы сообщают о своих небольших достижениях на местах» [ ¿Se tambalea el trono ..., 2023]. В ленте новостей данной газеты также встречаются материалы о внутриполитической, экономической и социальной ситуации в РФ, в которых прослеживается попытка СМИ дискредитировать действующие власти. Можно отметить формулировки «трон Путина колеблется», «слабость российского президента», «режиму Путина удалось завоевать расположение значительной части населения с помощью репрессий и пропаганды», «... очереди на заправках -и это мы говорим о третьем по величине производителе нефти в мире» и пр.
Также стоит обратить внимание на заголовки статей, посвященных России, поскольку именно заголовки выполняют ключевые функции по привлечению аудитории и передаче основной идеи текста. Заголовок - та часть статьи, которую с вероятностью 90% прочитают, даже если следующее после него информационное сообщение останется без внимания читателя. Поэтому редакторы средств массовой информации уделяют пристальное внимание данному аспекту, чтобы с помощью короткого предложения заложить в сознании аудитории детерминанты, которые в дальнейшем будут складываться в целостный образ государства. Так, оппозиционная газета Confidencial допускает весьма острые формулировки в отношении России: «Боты не голосуют: вмешательство России в дела Колумбии?» [Rivero, 2023]; «Россия передала Никарагуа партию "неизвестных'вакцин от оспы обезьян» [Rusia dona a Nicaragua ..., 2022]; «Что, если Украина разгромит Россию?» [Applebaum, 2022]; «Путинская Россия и опасность Армагеддона» [Achcar, 2023]; «Россия закрадывается в СИКА [Система центральноамериканской интеграции] Даниэля Ортеги» [Rusia se cuela ..., 2023]. Таким образом, антиправительственная газета Confidencial, используя негативную риторику в отношении России в заголовках статей, формирует соответствующий образ нашей страны в сознании своей аудитории.
Интересным также представляется вопрос рассмотрения процесса формирования новостных сообщений информационными агентствами Никарагуа. Многие новостные сводки о России, опубликованные антиправительственными газетами, в особенности La Prensa, содержат ссылку на первоначальный источник сообщения, а именно на западные средства массовой информации (испанское агентство EFE, французское агентство FrancePresse, BBC, немецкое агентство Deutsche Welle и пр.). То есть оппозиционные никарагуанские СМИ зачастую не представляют тексты, отражающие их собственную точку зрения или восприятие событий, а копируют мнение антироссийски настроенных европейских и американских газет.
Однако важно отметить, что даже оппозиционная пресса Никарагуа порой публикует статьи о России, которые носят умеренный характер. Примером служат медиатексты о том, почему антироссийские санкции, введенные западными странами, ошибочны, или информация о многостороннем торгово-экономическом сотрудничестве Москвы и Манагуа, Каракаса, Пекина и других дружественных России государств.
Заключение
Проведя качественный контент-анализ медиадискурса Никарагуа, можно заключить, что никарагуанские СМИ используют определенные методы и приемы воздействия на читателей (замалчивание одних фактов, подробное освещение других, использование специальных словесных выражений и визуальных средств), чтобы вызвать нужную им эмоцию/реакцию у аудитории относительно России, тем самым формируя определенное восприятие нашей страны в общественном сознании. При этом некоторым средствам массовой информации в Никарагуа свойственны чрезмерное копирование информации и дословный перевод на испанский язык мнений или точек зрения, опубликованных западными медиа. Поэтому порой задача идентифицировать «личное мнение» никарагуанских авторов и выявить особенности отражения России в медиадискурсе страны весьма сложна.
Тем не менее, благодаря дружеским и партнерским отношениям с Россией на протяжении многих лет, в Никарагуа уже сложился достаточно позитивный образ нашей страны. Конечно, оппозиционные никарагуанские СМИ могут быть резки в высказываниях о РФ и ее политическом лидере. Однако в большинстве случаев в медиадискурсе данной центральноамериканской страны Россия представлена в положительной или нейтральной тональности. Таким образом, пример Никарагуа свидетельствует о развороте государства в сторону Москвы, сближении двух стран не только в военно-технологическом, политическом, но и информационном планах.
Можно предположить, что взаимное конструирование позитивного образа в средствах массовой информации Никарагуа и России в некоторой степени компенсирует недостаток сотрудничества двух стран по торгово-экономическому направлению. В перспективе положительный образ РФ
в СМИ центральноамериканской страны может благоприятно сказаться на потребительских предпочтениях никарагуанцев по отношению к российским товарам и услугам и, таким образом, способствовать росту торговли между данными государствами.
Список литературы
1. Бурстин Д. Имидж. - Москва: ИЗДАТ, 1993. - 291 с.
2. Величко Е. В Латинской Америке призвали «развернуться» в сторону Евразии // СЕКРЕТ ФИРМЫ. - 2022. - 17.06. - URL: https://secretmag.ru/news/v-latinskoi-amerike-prizvaH-razvemutsya-v-storonu-evrazii-17-06-2022.htm (дата обращения 18.01.2024)
3. Дейк Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация: сборник работ / сост. В.В. Петрова; пер. с англ. яз. под ред. В.И. Герасимова; вступ. ст. Ю.Н. Караулова, В.В. Петрова. - Москва: Прогресс, 1989.-310 с.
4. Добросклонская Т.Г. Политический медиадискурс в контексте дискурсивных исследований // Язык и социальная динамика. - 2014. - № 14-1. - С. 106-115.
5. Желтухина М.Р. Функции масс-медиального дискурса // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвузовский сборник научных трудов / ответственный редактор А.Г. Пастухов. - Орел: Орловский государственный институт культуры, 2007. - Выпуск 5. - С. 191-201.
6. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений // Полис. Политические исследования. - 2004. - № 4. - С. 116-125.
7. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) // Министерство иностранных дел РФ. - 2023. -31.03. - URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения 09.02.2024).
8. Крылов С.М. Формирование международного имиджа государства // Вологдинские чтения. - 2006. - № 58. - С. 48-51.
9. Международная парламентская конференция «Россия - Латинская Америка» // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. - 2023. - 29.09 - 02.10. - URL: http://duma. gov.ru/international/forum__rus/ (дата обращения 20.01.2024).
10. Никифорова М.В. Образ России в американских СМИ 2021 года (на материале статей журнала Foreign Affairs) // Политическая лингвистика. - 2022. - № 1 (91). - C. 59-68.
11. Николаева Е.С. Имиджевые характеристики современной России в прессе Бразилии, Сальвадора и Никарагуа // Древняя и Новая Романия. - 2019. - № 23. - С. 170-194.
12. О состоянии и перспективах развития сотрудничества России с государствами Латинской Америки // Министерство иностранных дел РФ. - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/vnesnepoliticeskoe-dos-e/dvustoronnie-otnosenij-rossii-s-inostrannymi-gosudarstvami/ problemy-vzaimootnosenij-so-stranami-latinskoj-ameriki-i-karibskogo-bassejna/#sel=10:18: wcV,10:25: jal (дата обращения 18.01.2024).
13. Парламентские связи открывают дорогу развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества России и Латинской Америки // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. - 2023. - 01.10. - URL: http://duma.gov.ru/news/57967/ (дата обращения 18.01.2024).
14. Росатом поставит урановую продукцию в Латинскую Америку // Росатом. - 2022. - 06.12. -URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-postavit-uranovuyu-produktsiyu-v-latinskuyu-ameriku/ (дата обращения 26.03.2024).
15. Рябова И. Экономическая сила международного имиджа // Econs.online. - 2022. - 16.06. -URL: https://econs.online/articles/ekonomika/ekonomicheskaya-sila-mezhdunarodnogo-imidzha/ (дата обращения 09.03.2024).
16. Стрелков Д.С. Медиадискурс как когнитивно-коммуникативное явление // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей IX Международной научной конференции молодых ученых, Екатеринбург, 7 февраля 2020 г. - Ч. 1: Современные лингвистические исследования. - Екатеринбург: УМЦ-УПИ, 2020. - С. 20-24.
17. Торговля между Россией и Бразилией в 2021 г. // Внешняя Торговля России. - 2022. -12.02. - URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-braziliey-v-2021-g/ (дата обращения 29.04.2024).
18. Торговля между Россией и Никарагуа в 2021 г. // Внешняя Торговля России. - 2022. -12.02. - URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-nikaragua-v-2021-g/ (дата обращения 29.04.2024).
19. Шмелева О.Ю. «Образ государства» как категория политической науки: теоретико-методологические аспекты изучения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2017. - Т. 13, № 4. - С. 23-36.
20. Achcar G. La Rusia de Putin y el peligro del Armagedón // Confidencial. - 2023. - 28.02. -URL: https://confidencial.digital/opinion/la-rusia-de-putin-y-el-peligro-del-armagedon/ (дата обращения 20.01.2024).
21. Applebaum A. ¿Y si Ucrania derrota a Rusia? // Confidencial.-2022.-17.09. - URL: https:// confidencial.digital/opinion/y-si-ucrania-derrota-a-rusia/ (дата обращения 20.01.2024).
22. Bloomberg: Cada vez más ucranianos están dispuestos a hacer concesiones territoriales a Rusia // La Jornada. - 2023. - 24.11. - URL: https://www.lajornadanet.com/mundo/bloomberg-cada-vez-mas-ucranianos-estan-dispuestos-a-hacer-concesiones-territoriales-a-rusia/ (дата обращения 20.01.2024).
23. Canciller Denis Moncada destaca la sólida relación de amistad entre Nicaragua y Rusia // El 19. - 2024. - 30.03. - URL: https://www.el19digital.com/articulos/ver/titulo:138420-canciller-denis-moncada-destaca-la-solida-relacion-de-amistad-entre-nicaragua-y-rusia (дата обращения 19.01.2024).
24. "Culpo a Biden por todo eso": Nikki Haley se pronuncia sobre el conflicto entre Ucrania y Rusia // La Jornada. - 2024. - 10.01. - URL: https://www.lajornadanet.com/mundo/culpo-a-biden-por-todo-eso-nikki-haley-se-pronuncia-sobre-el-conflicto-entre-ucrania-y-rusia/ (дата обращения 20.01.2024).
25. Flores A. Nicaragua recibe donación de alimentos de parte de la Federación de Rusia // El 19. - 2023. - 12.10. - URL: https://www.el19digital.com/articulos/ver/titulo:145518-nicaragua-recibe-donacion-de-alimentos-de-parte-de-la-federacion-de-rusia (дата обращения 19.01.2024).
26. Nicaragua apoya a Rusia en su «batalla» frente a la «nueva ola de fascismo» de EE.UU. y la OTAN // El 19. - 2023. - 24.05. - URL: https://www.el19digital.com/articulos/ver/ titulo:140629-nicaragua-apoya-a-rusia-en-su-batalla-frente-a-la-nueva-ola-de-fascismo-de-eeuu-y-la-otan- (дата обращения 19.01.2024).
27. Noticias sobre Rusia // Diario Barricada. - Б/г. - URL: https://www.diariobarricada.com/ page/5/?s=Rusia (дата обращения 19.01.2024).
28. Putin: Las acusaciones sobre la implicación de Rusia en la avería del Balticconnector son un «disparate» // Diario Barricada. - 2023. - 13.10. - URL: https://www.diariobarricada. com/2023/10/13/putin-las-acusaciones-sobre-la-implicacion-de-rusia-en-la-averia-del-balticconnector-son-un-disparate/ (дата обращения 19.01.2024).
29. Rivero G.A. Los bots no votan: ¿injerencia de Rusia en Colombia? // Confidencial. - 2023. -02.02. - URL: https://confidencial.digital/opinion/los-bots-no-votan-injerencia-de-rusia-en-colombia/ (дата обращения 20.01.2024).
30. Rose A.K. Like Me, Buy Me: The Effect of Soft Power on Exports // NBER Working Paper Series. - 2015. - September. - 29 p. - (Working Paper; N 21537). - URL: https://papers.ssrn. com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2656939 (дата обращения 20.01.2024).
31. Rusia dona a Nicaragua un lote de vacunas "desconocidas" contra la viruela del mono // Confidencial. - 2022. - 14.10. - URL: https://confidencial.digital/nacion/rusia-dona-a-nicaragua-un-lote-de-vacunas-desconocidas-contra-la-viruela-del-mono/ (дата обращения 20.01.2024).
32. Rusia se cuela en el SICA de Daniel Ortega // Confidencial. - 2023. -31.03. - URL: https:// confidencial.digital/politica/rusia-se-cuela-en-el-sica-de-daniel-ortega/ (дата обращения 20.01.2024).
33. ¿Se tambalea el trono de Putin tras lamuerte de Prigozhin? // La Prensa. - 2023. - 31.08. -URL: https://www.laprensani.com/2023/08/31/internacionales/3199651-se-tambalea-el-trono-de-putin-tras-la-muerte-de-prigozhin (дата обращения 20.01.2024).
Статья поступила: 12.02.2024. Одобрена к публикации: 17.05.2024