Научная статья на тему 'ОБРАЗ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО FANFICTION)'

ОБРАЗ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО FANFICTION) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВСЕЛЕННАЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / НАСИЛИЕ / ЭРОТИКА / FANFICTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Долгина О.Е., Лопаткина А.А., Педченко А.А.

Поправки, внесенные в Конституцию нашей страны в 2020 г., наделили Правительство РФ полномочием по сохранению традиционных семейных ценностей. Это делает актуальным изучение трендов изменения представлений российской молодежи о семье и семейных отношениях и, в частности, исследование образа романтических отношений, создаваемого в произведениях отечественного fanfiction, который выступает разновидностью сетевой литературы. Проведенное авторами исследование является пилотным. Основные черты изображения романтических отношений выявляются и систематизируются на основе анализа характеристик 150 наиболее популярных «фанфиков» и 100 читательских заявок на «фанфики». Делаются выводы о сексуализации «фикрайтерами» образа романтических отношений и преобладании в произведениях отношений, идущих вразрез с традиционными представлениями о семье: авторов и читателей в значительной степени интересует описание отношений, в которых частым является физическое и психологическое насилие; также популярны так называемые альтернативные вселенные, позволяющие изменить реальность межличностного взаимодействия и отойти от стандартных представлений о романтических отношениях. Чтобы понять причины этого, предполагается в дальнейшем провести анализ личностных характеристик, ценностных ориентаций и мотивов деятельности основных действующих лиц российского fanfiction - авторов и читателей фанатских произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF ROMANTIC RELATIONSHIPS IN RUSSIAN ONLINE LITERATURE ON THE EXAMPLE OF THE MOST POPULAR WORKS OF DOMESTIC FANFICTION STORIES

The current Constitution of our country has given the Government of the Russian Federation the authority to preserve traditional family values. This makes it relevant to study the trends in changing the ideas of Russian youth about family and family relationships, and, in particular, the study of the image of romantic relationships created in the works of Russian fanfiction, which is a kind of network literature.This study is a pilot academic venture. The major features of representing romantic relationships have been identifid and systematized based on the analysis of the characteristics of the 150 most popular fanfictions and 100 fanfiction reader submissions. The conclusions have been drawn concerning the sexualization of the image of romantic relationships by fiction writers and the predominance of relationships contradicting the traditional concepts of family: both the authors and the readers are largely interested in describing relationships in which physical and psychological violence are frequent. The so-called “alternative universes” have also become popular, enabling one to transform the reality of interpersonal interaction and move away from standard notions of romantic relationships. To clarify the reasons for this phenomenon, it is planned to go on analyzing the personal characteristics, value orientations, and motives of the activities of the main “actors” of the Russian fanfiction - the authors and readers of fanfiction works.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО FANFICTION)»

Образ романтических отношений в российской сетевой литературе (на примере наиболее популярных произведений отечественного fanfiction*)**

Долгина Ольга Евгеньевна, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; факультет международных отношений и политических исследований (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

студентка 4-го курса бакалавриата; e-mail: odolgina-19@edu.ranepa.ru.

Лопаткина Анастасия Алексеевна, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; факультет международных отношений и политических исследований (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

студентка 2-го курса бакалавриата; e-mail: alopatkina-21@edu.ranepa.ru.

Педченко Александра Андреевна, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; факультет социальных технологий (Санкт-Петербург, Российская Федерация) студентка 3-го курса бакалавриата; e-mail: apedchenko-20@edu.ranepa.ru.

Научный руководитель:

Кашина Марина Александровна, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

профессор кафедры социальных технологий, доктор политических наук, доцент; e-mail: kashina-ma@ranepa.ru.

Аннотация

Поправки, внесенные в Конституцию нашей страны в 2020 г., наделили Правительство РФ полномочием по сохранению традиционных семейных ценностей1. Это делает актуальным изучение трендов изменения представлений российской молодежи о семье и семейных отношениях и, в частности, исследование образа романтических отношений, создаваемого в произведениях отечественного fanfiction, который выступает разновидностью сетевой литературы. Проведенное авторами исследование является пилотным. Основные черты изображения романтических отношений выявляются и систематизируются на основе анализа характеристик 150 наиболее популярных «фан-фиков» и 100 читательских заявок на «фанфики». Делаются выводы о сексуализации «фикрайтерами» образа романтических отношений и преобладании в произведениях отношений, идущих вразрез с традиционными представлениями о семье: авторов и читателей в значительной степени интересует описание отношений, в которых частым является физическое и психологическое насилие; также популярны так называемые альтернативные вселенные, позволяющие изменить реальность межличностного взаимодействия и отойти от стандартных представлений о романтических отношениях.

* ЕапАс^оп — литературное творчество поклонников произведений популярной культуры, создаваемое на основе этих произведений в рамках интерпретативного сообщества (фандома).

** Статья подготовлена на основе доклада, сделанного авторами на V Международной научно-практической конференции «Женщина на государственной службе» (Санкт-Петербург, 03.03.2023). 1 Ст. 114 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

Чтобы понять причины этого, предполагается в дальнейшем провести анализ личностных характеристик, ценностных ориентаций и мотивов деятельности основных действующих лиц российского fanfiction — авторов и читателей фанатских произведений.

Ключевые слова: любовь, молодежь, семейные ценности, литературная игра, альтернативная Вселенная, возрастные ограничения, насилие, эротика, fanfiction.

The Image of Romantic Relationships in Russian Online Literature

on the Example of the Most Popular Works of Domestic Fanfiction Stories***, ****

Olga E. Dolgina, North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; the Faculty of International Relations and Politics (Saint Petersburg, Russian Federation)

Anastasia A. Lopatkina, North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; the Faculty of International Relations and Politics (Saint Petersburg, Russian Federation)

Aleksandra A. Pedchenko, North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; the Faculty of Social Technologies (Saint Petersburg, Russian Federation) BA student; e-mail: apedchenko-20@edu.ranepa.ru. BA student; e-mail: odolgina-19@edu.ranepa.ru. BA student; e-mail: alopatkina-21@edu.ranepa.ru.

Academic Supervisor:

Marina A. Kashina, North-Western Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Saint Petersburg, Russian Federation)

Professor of the Department of Social Technologies, Doctor of Science (Political Sciences), Associate Professor; e-mail: kashina-ma@ranepa.ru.

Abstract

The current Constitution of our country has given the Government of the Russian Federation the authority to preserve traditional family values. This makes it relevant to study the trends in changing the ideas of Russian youth about family and family relationships, and, in particular, the study of the image of romantic relationships created in the works of Russian fanfiction, which is a kind of network literature.This study is a pilot academic venture. The major features of representing romantic relationships have been identified and systematized based on the analysis of the characteristics of the 150 most popular fanfictions and 100 fanfiction reader submissions. The conclusions have been drawn concerning the sexualization of the image of romantic relationships by fiction writers and the predominance of relationships contradicting the traditional concepts of family: both the authors and the readers are largely interested in describing relationships in which physical and psychological violence are frequent. The so-called "alternative universes" have also become popular, enabling one to transform the reality of interpersonal interaction and move away from standard notions of romantic relationships.

*** Fanfiction is a literary work made by fans of works of popular culture, created on the basis of these works within the framework of an interpretive community (fandom).

**** The article was prepared on the basis of a report made by the authors at the V International Scientific and Practical Conference "Women in Public Service" (St. Petersburg, Russia, 03.03.2023).

To clarify the reasons for this phenomenon, it is planned to go on analyzing the personal characteristics, value orientations, and motives of the activities of the main "actors" of the Russian fanfiction - the authors and readers of fanfiction works.

Keywords: love, youth, family values, literary game, alternative universe, age restrictions, violence, erotica, fanfiction.

Одна из вечных тем литературы — тема любви и романтических отношений — сегодня перекочевала на просторы Интернета; появилась сетевая литература, дающая новые возможности для описания любви и рефлексии романтических отношений как взаимоотношений между людьми, характеризующихся «страстью, нежностью и эмоционально-возвышенным мироощущением». В Сети упростился процесс публикации литературных произведений, расширился доступ читателей к ним, сформировалась среда, в которой оказывается возможной немедленная коммуникация авторов и читателей.

Разновидностью сетевой литературы выступает fanfiction — совокупность художественных произведений, созданных фанатами с использованием сюжетных линий и персонажей из произведения «канона», которыми могут быть книги, фильмы, компьютерные игры и иные культурные явления. Находящиеся в среде fanfiction люди «все более открыто выражают свой опыт, спорят о ценностях и нормах, реализуют свои желания или указывают на области нехватки, нереализуемого» [13].

Тема любви, романтических взаимоотношений занимает лидирующее место в фанатском сообществе, которое в большей степени составляет молодежь (как авторы, так и читатели). По данным SimilarWeb, молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет в среднем составляют 66% от общего числа посетителей ресурсов для публикации и чтения «фанфиков», порой достигающего почти 100 млн в месяц2. Как показывают исследования психологов, для молодых людей романтические отношения зачастую представляют самостоятельную ценность в жизни [7].

В условиях современного информационного общества, его демографических и этических вызовов трансформация ценностей в молодежной среде происходит особенно стремительно. В «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.»3 признается влияние духовно-нравственных воззрений молодежи на «достижение устойчивого социально-экономического развития страны». При этом подчеркивается, что особое внимание должно быть уделено представлениям молодежи об институте семьи, поскольку именно институт молодой семьи олицетворяет будущее общества [5]. Более того, принятие в 2020 г. поправок в Конституцию РФ дополнительно актуализировало этот вопрос, потому что Правительство РФ получило новое полномочие, связанное с сохранением в обществе традиционных семейных ценностей4.

Если раньше формирование взглядов и ценностей происходило в первую очередь в процессе образования или в контексте религиозной культуры с опорой на отечественные традиции [4], то в наше время оно происходит во многом под воздействием средств массовой информации посредством интенсивного использования информационно-коммуникативных технологий. Фанатская литература как создание модифицированных реалий

2 Количество визитов на сайт flcbook.net в январе 2023 года составило 98,4 миллиона [Электронный ресурс]. SimilarWeb. URL: https://www.similarweb.eom/ru/website/flcbook.net/#ranking (дата обращения: 26.04.2023).

3 Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : расп. Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201412080039 (дата обращения: 26.04.2023).

4 Ст. 114 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

мира оригинальных литературных произведений является закономерным порождением этих процессов. Сейчас сетевая литература, хотя она и не является профессиональной, транслирует существующие в молодежной среде взгляды на любовь и романтические отношения, как правило являющиеся первым этапом создания семьи, и оказывает заметное влияние на формирование представлений о семейных ценностях: в жизни современных молодых людей фактически она играет ту же роль, что и французские женские романы в жизни русских девушек в XIX в.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что изучение образа романтических отношений, создаваемого в произведениях российского fanfiction, дает возможность понять взгляды современной молодежи на романтические отношения, которые выступают предтечей семейных, оценить их характер и перспективы изменения.

литературный обзор

Исследователи определяют «фанфики» (от англ. fanfic, сокр. от fanfiction) как художественные произведения, «созданные фанатами с использованием сюжетных линий и персонажей из произведения-"канона"» [24], как правило, производимые и потребляемые в фан-сообществах [16; 17; 19; 20].

В исследованиях многократно отмечается присущая «фанфикам» функция отражения представлений и ценностей фанатов. Так, Г. Дженкинс рассматривает fanfiction как следствие многообразия фанатских стратегий интерпретации и критики оригинального произведения: фанатская интерпретация или критика, лежащая в основе «фанфиков», «направлена на заполнение лакун, на исследование возможностей избыточных мест и нераскрытых потенциалов» [19, с. 284]. Дженкинс также рассматривает «фанфик» как преобразующее действие (transformative act): через написание «фанфиков» фанаты стремятся к тому, чтобы улучшить оригинальное произведение, например, чтобы оригинал лучше отображал разнообразие рас, этносов и т. д. [6] Иными словами, fanfiction как социальный феномен имеет в своей основе стремление изменить посыл и/или вселенную оригинального произведения таким образом, чтобы произведение в большей степени отвечало убеждениям и мировосприятию фанатов. Отражение в «фанфиках» фанатских представлений о романтических отношениях представляет собой одно из направлений таких изменений.

Многие исследователи отмечают факт преобладания среди авторов и читателей фанатских произведений женщин; «фанфики» характеризуются как «почти исключительно женский ответ» на произведения массовой культуры [6; 15; 16; 20]. Как указывает Н. Самутина, «фанфики» читают и пишут «женщины всех возрастов, уровней дохода и образования (доступ к Интернету становится здесь единственным условием), любого семейного положения» [11, с. 145]. Западные исследователи, в частности С. Гвенлиан-Джонс, трактуют fanfiction как попытку противостояния традиционным представлениям о сексуальной нормативности и обыденности как таковой, выраженной в том числе в «санкционированных жизненных сценариях» [18, с. 87; цит. по: 11]. Другими словами, это является для авторов способом конструирования альтернативных вымышленных вселенных, не имеющих ничего общего с реальностью.

В культурах и обществах с четко очерченными представлениями о гендерных ролях фанатские сообщества, сосредоточенные и функционирующие, как правило, в он-лайн-пространстве, создают способ ухода от гендерных стереотипов [22; 23] и обращения к разнообразным социальным ролям и нормам в анонимном и открытом пространстве единомышленников [16; 20]. Кроме того, «фанфики» позволяют реконтекстуализиро-вать опыт, проблемы и вопросы авторов и читательниц и представить их под видом вымышленных историй [21, с. 171].

Таким образом, «фанфики» являются способом отражения амбивалентных представлений о взаимоотношениях между людьми, романтических отношениях и семейных ценностях, что обусловлено как особенностями их содержания, то есть опорой на оригинальное произведение, содержащее контекст неудовлетворительных для фанатов социальных моделей, так и спецификой его формы и пространства существования — открытостью и анонимностью сетевого пространства, возможностью «безопасного столкновения с иным, даже если иное — это сам [человек]» [1].

Как отмечают исследователи, для российского fanfiction-пространства также характерно преобладание женщин как в роли писательниц, так и в роли читательниц. Россий-

р Р I « и и и

ский fanfiction, который имеет значительный пласт эротических произведений, тоже несет потенциал пересмотра гендерных стереотипов и ценностей не в меньшей степени, чем зарубежные фантексты [см., напр., 11]. Однако российские исследования fanfiction фокусируются на литературоведческом и лингвистическом рассмотрении фанатских текстов и в меньшей степени на авторских практиках [9].

Фанфики редко становятся объектом научных исследований в качестве способа выражения трансформирующихся представлений молодежи о романтических отношениях в современной России. Несмотря на то, что, как показывает литературный обзор, авторами отмечается неоднозначность изображения романтических отношений в произведениях российского fanfiction, эта неоднозначность еще не была предметом научной рефлексии.

Все это определило исследовательский вопрос данной работы. В ней будет проведен анализ того, как российские фанаты играют с текстами «канонов», создавая модели и образы романтических отношений, которые могут отличаться от принятых в российском обществе и культуре, но при востребованности широким кругом читателей. Важно понять, в каком направлении меняются эти общепринятые представления о любви и романтике.

методология и методы

Цель данного исследования — выявить и систематизировать характерные черты романтических отношений, являющихся начальной стадией построения семейных отноше-

и и I * ^ о с»

ний, в произведениях российского fanfiction, представляющих наибольший авторский и читательский интерес.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать жанровое разнообразие произведений современного российского fanfiction;

2) определить наиболее популярные произведения современного российского fanfiction;

3) проанализировать самые востребованные авторские и читательские параметры «фанфиков» применительно к образу романтических отношений в них.

Объектом исследования выступают произведения российского fanfiction, представленные на трех наиболее популярных интернет-ресурсах (ficbook.net, fanfics.me, fanficus.com); предмет исследования — образ романтических отношений в этих произведениях.

Гипотеза исследования: авторы и читатели fanfiction, выступающего сетевой литературной игрой, обращаются к моделям и образцам романтических отношений, которые в российском обществе воспринимаются как ненормативные.

теоретические рамки

Данное исследование опирается на теорию конвергенции культуры, теорию социального конструирования гендера и концепцию игрового происхождения человека.

Феномен конвергенции культуры, описанный в работах Г. М. Маклюэна [10] и Г. Дженкинса [6], позволяет рассматривать «фанфики» как следствие культурной трансформации: появление технологий и развитие партиципаторной культуры приводит к тому, что произведения культуры развиваются не только под действием авторских задумок, но и в результате многостороннего взаимодействия между авторами и фанатами. Развиваясь в свободном сетевом пространстве, fanfiction позволяет фанатам дополнять и изменять оригинальное произведение, реконструируя фандом в целом.

Согласно теории социального конструирования гендер является социальной интерпретацией биологического пола, легитимной в определенном культурном контексте и обеспечивающей межличностное взаимодействие, посредством «которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка» [8].

Концепция человека играющего предполагает, что вся общественная и культурная деятельность может быть рассмотрена как процесс игры, то есть имитация реальности. Й. Хёйзинга понимает игру как деятельность, «которая осознается как ненастоящая, не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами...» [12]. Таким образом, в отличие от реальной деятельности, действия в игре имеют последствия лишь в рамках самой игры. Аналогично открытое и анонимное сетевое пространство и сфера fanfiction создают безопасное место для экспериментов; практика написания фантекстов, таким образом, становится игрой, позволяющей реализовать альтернативные модели поведения и отразить представления и идеи, которые могут считаться нестандартными и неосуществимыми в реальности.

Сочетание описанных подходов позволит рассмотреть fanfiction как феномен игрового конструирования альтернативных представлений о гендерных ролях и романтических отношениях. В силу этого в данной работе fanfiction будет рассматриваться как сетевая литературная игра.

Эту игру следует рассматривать как коммуникацию, обладающую всеми ключевыми элементами коммуникации: отправителем (автор «фанфика»), сообщением (содержание «фанфика»), получателем (читатель), каналом связи (интернет-ресурсы для публикации и чтения «фанфиков») и эффектом (реакция читателей и обратная связь). В данной работе исследуется только транслируемое сообщение. Это выступает одним из ограничений исследования.

Методом исследования является качественный и количественный анализ в программе JASP следующих характеристик «фанфиков»: пола авторов, жанра, предупреждений, возрастных ограничений для читателей, фандома, даты публикаций.

Эмпирическая база. Для выборки «фанфиков» были использованы три интернет-ресурса публикации и чтения произведений fanfiction — ficbook.net, fanfi.cs.те, fanficus.com. Данные ресурсы были выбраны по нескольким причинам: во-первых, все представленные сайты существуют в среде fanfiction продолжительное время и содержат множество произведений; во-вторых, на сайтах существует система фильтров, по которым возможен количественный анализ; в-третьих, сайты являются «живыми», их пользователи проявляют активность; в-четвертых, на выбранных ресурсах является обязательным заполнение так называемой шапки «фанфика» — краткой информации о произведении, размещенной непосредственно перед текстом и включающей такие паратекстуальные категории (жанр, рейтинг, тип взаимоотношений и т. д.), которые, наряду с предупреждениями, стали материалом для анализа образов романтических отношений.

На каждом из трех ресурсов, в свою очередь, были отобраны 50 самых просматриваемых и комментируемых завершенных «фанфиков» (на 18.02.2023) без ограничений в жанре, направлении, половой принадлежности автора или дате выпуска. Единственная категория, не вошедшая в исследование, — «ориджиналы». Это произведения fanfiction, которые не принадлежат ни к одному фандому и построены внутри оригинальных миров с уникальными героями. Дополнительно были рассмотрены 100 наиболее популярных заявок читателей5 с ресурсов ficbook.net и fanfi.cs.me6. Анализ заявок позволяет рассмотреть предпочтения фанатов, их читательские запросы. Это способствует пониманию жанрово-рейтинговой специфики «фанфиков», интересующих читателей в настоящий момент.

Поскольку исследование является пилотным, к выборке не предъявлялось требование репрезентации всего российского fanfiction. Необходимо было проанализировать наиболее значимые и популярные интернет-ресурсы. Это позволяет сделать обобщенные выводы об особенностях фанатского интереса в отношении изображения романтических отношений в произведениях (по состоянию на февраль 2023 г.).

результаты исследования

1. Пол авторов «фанфиков»

Как уже отмечалось в литературном обзоре, исследователи характеризуют фанатское литературное творчество главным образом как женское, практика fanfiction рассматривается учеными почти как исключительно женский ответ на произведения массовой культуры, что проявляется как среди авторов, так и среди читателей.

Абсолютное доминирование женщин-писательниц следует и из результатов данного исследования (рис. 1).

Не указан 37%

Мужской Женский

23% 40%

Рис. 1. Пол авторов «фанфиков», %'

Пол указывается авторами «фанфиков» при составлении личного профиля на ресурсе или использования соответствующих склонений при описании себя и своего творчества (в таких разделах, как «Блог» или «О себе»). Женщин — 40%. Авторов, характеризующих себя как мужчин, в два раза меньше — 23%. При этом анонимность интернет-среды

5 Заявки — публикуемые идеи читателей «для нового фанфика, ориджинала или статьи в надежде, что кого-то из авторов она заинтересует настолько, что он напишет по ней текст». Цит. по: Вопросы и ответы (FAQ). Книга фанфиков : [сайт]. URL: https://ficbook.net/faq#req (дата обращения: 23.03.2023).

6 Fanflcus.com не был включен, поскольку на этом сайте нет сервиса читательских заявок.

7 Источник: составлено авторами.

предоставляет широкие возможности для игры авторов с альтернативными гендерными ролями не только внутри самих «фанфиков» посредством конструирования образов героев, но и в фан-сообществе, что позволяет усомниться в достоверности указанного авторами пола.

Особый интерес представляет большой процент — 37% — авторов, пожелавших вообще не указывать свою принадлежность к тому или иному полу. Сюда были включены и «фикрайтеры», определяющие себя как представителей обоих полов или не придающие этому значения.

Изучение причин выбора тех или иных стратегий поведения авторов внутри фан-сообществ не входит в задачи настоящего исследования, но будет проведено в дальнейшем.

2. Жанры и предупреждения

Жанр отражает устойчивые свойства текстов, включая тематическую направленность (например, «Приключения», «Фантастика»), соответствие реалиям мира оригинального произведения (AU — Alternative Universe — «один или несколько элементов "канона" подвергаются изменению: это может быть другой мир, другой исторический период, помещение персонажей в обстоятельства, не связанные с "каноном", частичное или полное изменение канонических событий и т. д.»8), соответствие характера персонажа «фанфика» характеру персонажа в оригинальном произведении (OOC — от англ. out of character — есть значимые расхождения и противоречия с характерами персонажей оригинального произведения). При этом отметим, что вопросы, связанные с изменением «канона» и характеров оригинальных героев, были включены в категорию «Предупреждения» по нескольким причинам: во-первых, сами сайты для публикации и чтения «фанфиков» неоднозначно относят эти элементы к сюжетам (например, на fanficus.com подобные элементы включены именно в «Предупреждения»); во-вторых, метки об изменении «канона» не дают информации о качественных характеристиках этих изменений, которая могла бы способствовать рассмотрению предмета исследования — специфики романтических отношений.

Анализируя жанровое разнообразие произведений fanfiction, отметим наличие множества уникальных жанров. Некоторые ресурсы выделяют такие жанры, как «флафф»9, «ангст»10, hurt/comfort11, дарк12, PWP13.

8 Книга фанфиков [Электронный ресурс]. Ficbook.net : сайт. URL: https://ficbook.net/tags/1683 (дата обращения: 26.04.2023).

9 Флафф — работы, нацеленные вызвать у читателя приятные, позитивные чувства. В таких работах делается упор на теплые отношения между персонажами, светлый позитив, сантименты. (См.: Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/tags/1667 (дата обращения: 26.04.2023)).

10 Ангст — работы, нацеленные вызвать у читателя сильные эмоциональные переживания, ощущение экзистенциальной тревоги и подавленности. (См.: Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/tags/1665 (дата обращения: 26.04.2023)).

11 Hurt/comfort — работы, сосредоточенные на эмоциональных и/или физических страданиях одних персонажей и заботе о них со стороны других персонажей. (См.: Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/ tags/1682 (дата обращения: 26.04.2023)).

12 Дарк — работы, нацеленные вызвать у читателя сильные негативные переживания. Такая работа характеризуется отсутствием оптимистичных мотивов, безнадежной и мрачной атмосферой и чаще всего сосредоточена на исследовании заведомо тревожащих, пугающих тем. (См.: Книга фанфиков. URL: https:// ficbook.net/tags/1678 (дата обращения: 26.04.2023)).

13 PWP — работы, сосредоточенные на сценах сексуального характера, в которых не уделяется значительное внимание сюжету и развитию персонажей либо весь сюжет работы строится и развивается за счет ситуаций сексуального характера. (См.: Книга фанфиков. URL: https://ficbook.net/tags/1680 (дата обращения: 26.04.2023)).

При анализе подобные узкие жанры были совмещены с более широкими: «флафф» рассматривался как разновидность романтики, «ангст», hurt/comfort, дарк — как подвид драмы, PWP — как эротика и т. д.

Так, абсолютное большинство популярных «фанфиков» (см. рис. 2) написаны в жанре романтики, который определяется «Книгой фанфиков» как направление, «сосредоточенное на персонажах, испытывающих чувство любви или сильное влечение к другим персонажам, а также на описании сопутствующих этому чувству состояний, действий и эмоций»14. На сайте ficbook.net представлены следующие допустимые синонимы: «любовь», «романтические отношения».

33,3

30,4

22,2

16,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10,4

3J 1,8,3,°

2,2 2,2 2,2 I I I I

3,0 3,6

4,7 4,4

5,4

6,7 7,9 . 6,7

9,6

20,0

Г

Л

/

ОС

У

У

¿fr J

^ /

I I «Фанфики» ^ I Заявки на «фанфики»

Рис. 2. Распределение жанров «фанфиков» и заявок на «фанфики», %15

У

Данные, отраженные на рис. 2, доказывают тезис о вечности тематики любви и интересе современной молодежи к ней. Жанры, оказавшиеся по результатам исследования на второй и третьей позиции по популярности, также связаны с темой любви и вопросом романтических отношений: если драма, как правило, рассматривает конфликтные ситуации, возникающие в том числе и между влюбленными, то эротика специализируется на сексуальных взаимодействиях, страсти.

Об интересе к романтическим сюжетам говорят и данные ficbook.net, самого масштабного ресурса с «фанфиками»: на сайте размещено более 1,5 млн произведений с меткой «романтика». Для сравнения: это на полмиллиона «фанфиков» больше, чем в следующих по численности жанрах на ресурсе (немногим больше миллиона произведений имеют метки «ангст», Аи, «драма».

Анализ распределения жанров в заявках на «фанфики» дает несколько иные результаты: романтика и драма по-прежнему являются самыми популярными жанрами, однако читатели чаще отмечают драму (30,4%), нежели романтику (20%) и почти в два раза реже указывают эротику как отдельный жанр. Полученные данные могут говорить как о несколько сниженном интересе к романтике, так и, напротив, об интересе к развитию любовных отношений в драматическом или трагическом направлении. При этом отметим также возросший процент жанра фэнтези.

О содержании и характере романтических отношений в наиболее популярных «фанфи-ках» можно сделать выводы также с помощью анализа предупреждений. Предупреждения — это специфический элемент произведений fanfiction, своеобразные метки, которые предупреждают читателей о наличии в работе потенциально неприятных, пугающих

14 Книга фанфиков [Электронный ресурс]. Ficbook.net : сайт. URL: https://flcbook.net/tags/1683 (дата обращения: 26.04.2023).

15 Источник: составлено авторами.

и/или вызывающих тревогу тем. Это могут быть такие элементы, как: «сцены жестокости», «смерть персонажей», «кинки/фетиши»16, «насилие» и т. д. С другой стороны, ряд предупреждений указывает на наличие отклонений от «канона» или изменения характеров оригинальных персонажей: в первую очередь это метка OOC17 (от англ. out of character), самая многочисленная на ficbook.net, а также ОЖП/ОМП (оригинальный женский/мужской персонаж, вписанный в мир произведения-«канона») или Genderswap18. Подобные игры с оригинальными сюжетами, мирами и героями обозначаются понятием «альтернативная вселенная» или AU (Alternate Universe). В отличие от «фанфиков», которые остаются в рамках «канона», установленного автором, «фикрайтеры», создающие «альтернативные вселенные», стремятся исследовать возможности кардинальных изменений, внесенных в историю персонажей, мотивацию или окружение.

Так, предупреждения чаще всего касаются наличия в «фанфике» расхождений с «каноном», описания жестокости или сцен сексуального характера. При этом такие метки далеко не всегда носят предупреждающий характер и зачастую служат читателям помощником при выборе произведения для чтения.

Важно отметить, что большинство произведений имеет множество предупреждений; такие работы относятся к нескольким категориям: например, перенос персонажей «Гарри Поттера» Дж. К. Роулинг в реальный мир не мешает авторам описывать насилие.

На рис. 3 представлены результаты анализа предупреждений в выборке из 150 наиболее популярных «фанфиков».

Альтернативные вселенные и изменения «канона»

Психологическое давление, насилие и проблемы

Демонстрация жестокости и насилия

Сексуальные девиации, кинки и фетиши

Здоровые отношения

]

3

89

27

20

39

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Доля, % Рис. 3. Распределение проанализированных «фанфиков» по предупреждениям, абсолютные числа19

Анализ предупреждений в заявках не выявил существенных отличий читательских запросов и интересов от уже опубликованных «фанфиков».

В 60% проанализированных произведений авторы стремятся преобразовать те или иные аспекты оригинальных книг, фильмов, игр. Это вызвано изначальным замыслом фанатской литературы: стремлением писателей к переработке оригинального произведения, игре с его Вселенной, взаимоотношениями героев, к смене их социальных ролей/ положений или, более того, изменению их пола.

16 Работы, сосредоточенные на различных эротических и сексуальных практиках и тягах, которые традиционно считаются нестандартными, экзотическими или даже неприятными и пугающими. (См.: Книга фанфиков. URL: https://flcbook.net/tags/1659 (дата обращения: 26.04.2023)).

17 Описываемые в работе персонажи ведут себя совсем не так, как можно было бы ожидать, исходя из их представления в «каноне». Источник: (См.: Книга фанфиков. URL: https://flcbook.net/tags/1648 (дата обращения: 26.04.2023)).

18 «Альтернативные вселенные», в которых каноничный пол и/или гендер персонажа изменен автором.

19 Источник: составлено авторами.

Среди «фанфиков», использующих тропы «альтернативных вселенных», значительное число составляют вселенные 8ои1ша1е8 и Оше§ауегэе, особенно примечательные в контексте исследования образа романтических отношений. Вселенная 8ои1ша1ез описывает мир, в котором у каждого персонажа есть заранее определенный судьбой романтический партнер, которого можно опознать «по заведомо определенным признакам»20 (например, меткам на теле). Вселенная Оше§ауегэе предполагает деление всех персонажей на три типа: доминирующих «альф», нейтральных «бет» и покорных «омег», что предопределяет их взаимодействие в романтическом и сексуальном планах21. Иными словами, выбор романтических партнеров в таких вселенных оказывается основан в первую

и и и ^ и

очередь на том, является он «альфой», «омегой» или предопределенной судьбой «половинкой»; это в какой-то степени упрощает реальность межличностного взаимодействия, в том числе романтического, и может свидетельствовать о попытке авторов уйти от описания более сложных романтических отношений в реальности.

Такие группы элементов, как «психологические проблемы, давление и насилие», «демонстрация жестокости и насилия», «сексуальные девиации, кинки и фетиши» в совокупности также присутствуют практически в 60% рассмотренных «фанфиков».

Особый интерес составляет обнадеживающее исключение — наличие произведений с меткой «Здоровые отношения». В выборке их оказалось три из 150 «фанфиков» (2%), хотя 62% всех исследуемых произведений написаны в жанре романтики. Возникает вопрос, почему молодежь, интересующаяся темой любви и желающая наблюдать за развитием романтических отношений героев, так низко ценит положительный (здоровый) пример взаимоотношений и предпочитает обращаться к ненормативным, порой девиант-ным моделям. У нас пока недостаточно данных для ответа на этот вопрос, но в дальнейшем планируется изучить предпочтения авторов и читателей более подробно.

3. Рейтинги

Наличие ненормативных элементов в сюжете требует введения ограничений по возрасту в соответствии с действующей нормативной базой. В fanfiction такие ограничения обозначаются как рейтинг.

Шкалы рейтингов в разных интернет-сообществах и среди «фикрайтеров» разных стран могут несколько отличаться. Обычно используется следующее разграничение: О, РО-13, И, N0-17, ЫС-2122.

20 См.: Книга фанфиков. URL: https://flcbook.net/tags (дата обращения: 26.04.2023).

21 Welcome to the "Omegaverse" the Kinky Erotica Genre Reimagining Bodies [Электронный ресурс]. Dailydot. URL: dailydot.com/irl/omegaverse-abo-flction/ (дата обращения: 24.05.2023).

22 Данные определения построены на основе классификаций и пояснений «Книги фанфиков» и fanflcus.com: G — текст могут читать даже маленькие дети. Нет сцен с обнажением, с намеками на секс, с насилием,

употреблением алкоголя/наркотиков, не используются нецензурные и очень грубые слова.

PG-13 — могут присутствовать сцены с обнажением, но без описаний; с намеками на сексуальный подтекст, на насилие, а также на употребление алкоголя/наркотиков. Возможно, используются грубые слова, однако без нецензурной лексики.

R — текст нежелательно читать лицам моложе 16 лет. Могут присутствовать недетализированные описания полового акта, недетализированные сцены насилия, сцены употребления алкоголя/наркотиков, а также грубая и нецензурная лексика.

NC-17 — текст недопустимо читать лицам моложе 17 лет. Могут присутствовать детализированные описания полового акта, детализированные сцены насилия, сцены употребления алкоголя/наркотиков, нецензурная лексика.

NC-21 — «фанфики», в которых может быть очень высок уровень жестокости, насилия, подробного описания эротических сцен или чего-либо подобного.

Результаты анализа рейтингов наиболее популярных «фанфиков» и заявок на «фан-фики» представлены на рис. 4.

%

30%

%

%

%

6%

G (0+,6+) PG-13 (12+) R (16+) NC-17 (18+)

| | «Фанфики» | | Заявки на «фанфики»

NC-21 (18+)

Рис. 4. Распределение рассмотренных «фанфиков» и заявок на «фанфики» по возрастным ограничениям, %23

По состоянию на февраль 2023 г. наиболее распространенное возрастное ограничение среди самых читаемых «фанфиков» — N0-17. Этот рейтинг имеют 54% произведений. Другими словами, большую часть читателей интересуют довольно подробно описанные сцены жестокости, насилия или эротики, которые или не одобряются российским обществом, или вовсе табуированы. Еще в 20% наиболее читаемых «фанфиков» содержатся подобные сцены, однако с менее детальным изображением и потому менее травмирующим содержанием. При этом почти четверть «фанфиков» не отличается повышенным уровнем жестокости, насилия и эротики (маркируется авторами 0+ и 12+), а рейтинг N0-21 имеет лишь 2% произведений, вошедших в исследование.

Сравнение заявок и уже опубликованных «фанфиков» показывает, что читательские запросы не определены по рейтингу. В большинстве случаев фанаты, предлагающие сюжеты авторам, не придают ему особого значения и отмечают две, три или даже четыре возрастные категории одновременно. Так, на диаграмме видно, что наиболее популярны возрастные ограничения И и N0-17: читателей интересует описание сцен сексуального характера, сцен жестокости и насилия, в равном отношении как детализированных, так и без подробного описания. При этом треть читательских заявок допускает отсутствие подобных эпизодов в «фанфиках», вместе с тем возросло до 6% и количество желающих увидеть произведения с экстремально высоким уровнем жестокости, насилия, эротики. В сравнении с рейтингом уже написанных популярных «фанфиков» рейтинг N0-21 увеличился в три раза, с трех фанфиков из 150 до 16 «фанфиков» из 100.

Обратим внимание на связь рейтинга «фанфиков» и количества дней, прошедших с даты публикации. На рис. 5, 6, 7 представлено распределение «фанфиков» по дате публикации на трех рассмотренных ресурсах. Шкала Х отражает период нахождения «фанфика» на сайте в днях (сколько дней прошло с момента публикации «фанфика» до 18.02.2023), шкала У — количество популярных «фанфиков» (в процентах) в рамках одного отрезка времени, шаг шкалы — 500 дней.

Большая часть популярных произведений, опубликованных на сайте fanfi.cs.me, были написаны в последние полтора года, что объясняется годом создания самого ресурса — 2019 г. На ficbook.net одинаково популярны «фанфики», написанные в течение последних 7 лет, но этот ресурс создан еще в 2007 г. как альтернатива англоязычному fanfiction.net. На fanfi.cs.me, самом раннем из исследуемых сайтов (создан в 2004 г.), пик популярности приходится на произведения, опубликованные 5—10 лет назад. Тем самым нельзя утверждать, что популярность произведения растет (убывает) со временем, более важным оказывается его содержание.

%

%

%

%

Источник: составлено авторами.

S 60

50

40

30

20

10

1000

2000 0 Quantity Fanficus

3000

4000

Рис. 5. Распределение рассмотренных «фанфиков» по количеству прошедших с публикации дней на сайте fanflcus.com, %24

g 10

§ 8

0 1000 2000 Quantity ficbook

3000

4000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Распределение рассмотренных «фанфиков» по количеству прошедших с публикации дней на сайте flcbook.net, %25

S 15

10

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 Quantity Fanfics.me

Рис. 7. Распределение рассмотренных «фанфиков» по количеству прошедших с публикации дней на сайте fanfics.me, %26

24 Источник: составлено авторами в ^8Р.

25 Источник: составлено авторами в ^8Р.

26 Источник: составлено авторами в ^8Р.

0

6

4

2

0

5

0

На рис. 8, 9, 10 представлено распределение «фанфиков» по возрастным ограничениям. Шкала Х отражает возрастное ограничение, обозначенное автором, где: 0 — О, 1 — РО-13, 2 — И, 3 — N0-17, 4 — N0-21. Шкала У — процент популярных «фанфиков» конкретного рейтинга.

80 -|

I-

о I-1

а> т

Л 60 -

40 -

20 -

0 12 3 4

Rating Fanficus

Рис. 8. Распределение рассмотренных «фанфиков» по возрастным ограничениям на сайте fanfics.me, %27

0

§ 50 -, (о а>

* 40

с; -о

30 -

20 _

10

2 3

Rating ficbook

Рис. 9. Распределение рассмотренных «фанфиков» и заявок на «фанфики» по возрастным ограничениям на сайте flcbook.net, %28

0

S 20

15

10 -

5

0 12 3

Rating Fanfics.me

Рис. 10. Распределение рассмотренных «фанфиков» и заявок на «фанфики» по возрастным ограничениям на сайте fanfics.me, %29

27 Источник: составлено авторами в ^8Р.

28 Источник: составлено авторами в ^8Р.

29 Источник: составлено авторами в ^вР.

0

Графики показывают, что детально описанные сцены жестокости, насилия и эротики в той или иной мере присутствуют в произведениях на всех изученных ресурсах для чтения и публикации фанатских текстов. При этом на двух сайтах из трех «фанфики» с возрастным ограничением 18+ составляют большую часть популярных произведений. Только на одном, который был создан раньше, чем другие (в 2004 г.), NC-17 уступает более низким (то есть менее жестоким) рейтингам. Произведения, популярные на нем, тоже были опубликованы достаточно давно. Тем самым можно говорить, что интерес к сценам насилия и жестокости у авторов и читателей возрастает.

4. Фандомы

Наибольший интерес читателей вызывают «фанфики», написанные на основе книг и их киноэкранизаций. Лидирующий фандом — вселенная Дж. Роулинг «Гарри Поттер». Эту позицию задает ресурс fanfics.me, так как 100% популярных «фанфиков» описывают персонажей и мир «Гарри Поттера». Конкуренцию им составляют фанфики по продуктам азиатской культуры — китайской игре Genshin Impact — и фантазии авторов про известных личностей — южнокорейскую группу BTS (см. рис. 11, 12).

Другое 19%

BTS

24%

Рис. 11. Распределение проанализированных «фанфиков» по фандомам, %30

Мультфильмы 1%

Известные лич

31%

Аниме и ман1 3%

Фильмы и сериалы 4%

Книги + фильмы 42%

Игры 19%

Рис. 12. Распределение рассмотренных «фанфиков» по категориям фандомов, %31

Источник: составлено авторами. Источник: составлено авторами.

Фанатские произведения по «Гарри Поттеру» пользовались высоким читательским спросом в 2010-х и продолжают оставаться популярными и сейчас. В рамках данной Вселенной очень много экспериментов с персонажами и отношениями между ними. Массово создаются новые произведения, посвященные взаимоотношениям конкретных пар. Изобилие персонажей разных типов; интересный сеттинг, его продуманность и детальность; объемность и популярность первоисточника; особенности сюжета, описывающего несколько этапов взросления персонажей. Вселенная не находится в жестких временных рамках, описывается происходящее как до, так и после основных событий. Все это дает почву для разнообразных фантазий авторов «фанфиков», что обуславливает их популярность и среди читателей.

Под влиянием процессов глобализации, усиления экономической мощи стран Юго-Восточной Азии и проведения ими политики «мягкой силы» азиатская культура, образ жизни и тренды стали не только внедряться в пространство fanfiction, но и приобретать более высокий масс-культурный статус. Так, по последним данным, большинство российских фанатов BTS стали ими в период с 2019 по 2020 г., хотя группа существует уже достаточно долгое время — с 2013 г. [3]. Таким образом, азиатские фандомы, в частности посвященные K-pop и игре Genshin Impact, в последние годы стали серьезными конкурентами гораздо более глубоко укоренившимся в сознании «фикрайтеров» и «фикридеров» западным фандомам, таким как «Поттериана».

заключение

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. Наиболее популярные произведения российского fanfiction, являющегося литературной игрой, становятся для их авторов способом выражения представлений о романтических отношениях, идущих вразрез с общепринятыми, что усложняет формирование нормальных (здоровых) семейных отношений.

2. Наибольшей популярностью пользуются произведения, имеющие возрастные ограничения R и NC-17 (соответствующие 16+ и 18+ соответственно), предполагающие более или менее детальное описание эротических сцен или сцен насилия, что подтверждается и анализом заявок. При этом интерес к таким произведениям со временем нарастает.

3. Значительное число произведений содержит описание психологического насилия или давления, психологических проблем, демонстрацию жестокости и физического насилия во взаимоотношениях персонажей. Несмотря на популярность романтики как жанра, фанаты редко обращаются к описанию здоровых романтических отношений; такие «фанфики» составляют менее 5% в выборке исследования. Это подтверждается и анализом читательских заявок, где заинтересованность в сценах жестокости и элементах эротики столь же высока, а желание обратиться к положительным примерам крайне низка.

4. Сюжеты абсолютного большинства «фанфиков» и читательских заявок предполагают развитие событий в «альтернативных вселенных» или подразумевают изменения в характеристиках персонажей. Подобные тропы позволяют изменить заданные оригинальным произведение рамки взаимодействия персонажей, реконтекстуализировать их отношения, изменить характеры, а также саму природу романтических отношений, как это происходит во вселенных Soulmate и Omegaverse.

5. Преобладание «фанфиков», содержащих подробное описание сцен эротического характера, свидетельствует о сексуализации образа романтических отношений; иными словами, в подавляющем большинстве случаев в произведениях fanfiction они раскрываются именно как сексуальные отношения, значительно меньше внимания уделяется

другим формам — например, платонической любви. Сведение романтических отношений к сексуальным, вкупе с преобладанием в сюжетах насильственных элементов, может указывать на низкую сексуальную культуру российской молодежи, что может приводить к сложностям в формировании здоровых семейных отношений в будущем.

Анализ образа романтических отношений в наиболее популярных произведениях российского fanfiction, проведенный в данной работе, дополняет понимание мирового феномена фанатского творчества, иллюстрируя его национальную (российскую) специфику, а также позволяет выделить особенности трансформирующихся представлений российских читателей и писателей «фанфиков» о романтических отношениях и семейных ценностях.

ограничения

Анализируя полученные результаты, необходимо принять во внимание ряд существенных ограничений:

1. Исследование сравнительно небольшого числа наиболее популярных произведений не позволяет говорить о специфике всего пространства российского fanfiction; были проанализированы только три интернет-площадки fanfiction, и на каждой было выбрано только по 50 произведений.

2. Выводы, содержащиеся в исследовании, отражают тенденции фанатского интереса на определенный момент времени (февраль 2023 г.). Вполне возможно, они могли уже измениться. Как минимум, могли появиться новые фандомы по известным людям или фильмам.

3. Исследование фокусируется лишь на характеристиках содержания самих «фанфи-ков», оставляя вне поля внимания другие элементы коммуникационной модели, в том числе отправителей, то есть авторов, и получателей, то есть читателей.

4. Исследовательская интерпретация текстов «фанфиков» ограничивается нашим жизненным опытом и научными компетенциями; возможно, их авторы вкладывали в свои произведения другие смыслы.

направления дальнейших исследований

Через фанатскую литературу люди строят свои миры, предлагают новые модели общественной жизни, стирая недостатки реальности или наоборот возводя их в абсолют, дабы продемонстрировать их ущербность, дискутируют о ценностях и нормах. Это может свидетельствовать об их желании прикоснуться к чему-то, выходящему за привычные рамки.

Проанализировав содержание «фанфиков», мы планируем на следующем этапе при-

и «_» р /-» I ♦ и

ступить к изучению действующих лиц российского Ianfiction — авторов и читателей, их личностных характеристик, ценностных ориентаций, мотивации к участию в практиках fanfiction и т. д. Изучение авторов и читателей fanfiction, в свою очередь, заложит основы для изучения вариативности стратегий поведения молодых людей в сетевой среде в контексте развития их медиаграмотности и медиаобразования.

В данном исследовании «фикрайтерство» было рассмотрено как вид игры, позволяющий авторам и читателям экспериментировать с образами и представлениями о романтических отношениях. В более широком контексте fanfiction представляет собой также форму трансгрессии, создающей возможности и пространство для трансформации различных видов идентичности: широкое разнообразие используемых тропов и перспективы кардинального изменения сюжета и личностей персонажей, характерные для «фанфиков»,

создают возможность переопределения различных параметров сущности персонажей, позволяя и авторам, и читателям выходить за рамки устоявшихся форм идентичности.

Иной подход к объяснению fanfiction (и особенно популярности в нем «альтернативных вселенных») подразумевает рассмотрение «фанфиков» как проявлений эскапизма их авторов и читателей — стремления справиться с расхождением «между наличной реальностью социального бытия и той реальностью, что представляется индивиду адекватной для реализации <...> жизненного потенциала» [2, с. 271]. В этом случае можно говорить, прежде всего, о компенсаторной функции эскапизма, подразумевающей, что уход от реальности или заданных извне рамок (в случае «фанфиков» — рамок оригинального произведения) позволяет восполнить нечто недостающее или неудовлетворяющее [2, с. 273—274]. Это может стать еще одним важным направлением исследования российского fanfiction.

области возможного использования и практического применения

результатов исследования

Данное исследование — это только срез ситуации в российском fanfiction на февраль 2023 г. Представления молодого поколения о семье и семейных ценностях, отражаемые в нем, необходимо рассматривать в динамике и на постоянной основе для прогнозирования направлений развития этих представлений, а также оценки заинтересованности молодых людей в создании семьи и вступлении в романтические отношения и предполагаемого характера подобных связей.

В качестве способа перенаправления выявленных в ходе исследования негативных тенденций в молодежной среде возможно проведение ряда просветительских мероприятий и тематических дискуссий, посвященных, во-первых, литературно-культурологическому аспекту фанатского творчества, что позволит стимулировать системный подход к созданию «фанфика», конструированию образов персонажей и созданию их взаимоотношений, что, в свою очередь, повысит уровень рефлексии автора на эту тему и приведет к более осознанному выбору моделей поведения, и, во-вторых, направленных на преодоление определенных деструктивных установок молодежи, поскольку обсуждение со специалистами и коммуникация со сверстниками реализует потребность молодых людей познать те или иные элементы жизни через чтение и написание «фанфиков».

Другим направлением является взаимодействие юных «фикрайтеров» с современными писателями и поэтами, работающими в традиционных форматах, что позволит корректировать характер деятельности первых. Проведение конкурсов произведений fanfiction организациями разного уровня также может стать инструментом для стимулирования в молодежной среде рефлексии здоровых отношений, как романтических, так и дружеских, детско-родительских, профессиональных и т. д., поскольку организатор состязания устанавливает темы и ограничения. Кроме того, организация конкурсов «фанфиков» может поспособствовать росту внимания молодых людей к продуктам отечественной культуры, что привлечет новую активную аудиторию и благотворно скажется на отечественной киноиндустрии.

Грамотное направление интереса и помощь в освоении навыков письма, конструирования произведения и его стилистического оформления вкупе с повышением общего уровня образованности и культуры населения, в том числе посредством сексуального просвещения, не только поспособствует выработке здоровых представлений о человеческих взаимоотношениях, семейных ценностях и любви, но и даст новый толчок для развития литературных способностей молодежи и актуализации в молодежной среде отечественных культурных явлений.

Литература

1. Афанасов Н. Б. Киберфеминизм как научная фантастика. Нарисовано в Японии // Galactica Media: Journal of Media Studies, 2022. № 1.

2. Белая Е. К., Кашина М. А. K-pop, социальные сети, гендерные представления: проблемы презентации и восприятия (на примере творчества группы BTS) // Управленческое консультирование, 2022. № 11 (167).

3. Белов В. И. Эскапизм: причины, функции и границы // Инновационная наука, 2017. № 3 (1).

4. Гимаев И. Семейно-брачные отношения в системе морально-нравственных ценностей студенческой молодежи // Казанский социально-гуманитарный вестник, 2023. № 1 (58).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Данкова В. Концептуальные подходы к выявлению и оценке ценностных установок семейной молодежи: по материалам российских и международных исследований. Социально-гуманитарные знания, 2023. № 1.

6. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. Москва: РИПОЛ классик, «Панглосс», 2019. 384 с.

7. Емельянова Т. П., Шмидт Д. А. Представления о будущем партнере и браке, транслируемые в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 2017. Т. 2. № 2.

8. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование реальности // Социологический журнал, 1998. № 3-4. С. 171-182.

9. Костюрина Н. Ю. Фанфикшн как предмет научного исследования в российском гуманитарном знании. Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, 2016. № 1-2 (25). С. 63-67.

10. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра фундаментальной социологии»).

11. Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение, 2013. № 3.

12. Хёйзинга Й. Homo ludens: статьи по истории культуры / Пер. вступ. ст. Д. В. Силь-вестрова. М., 1997. 413 с.

13. Черняк М. А. «Розовый роман» в контексте современной массовой литературы: тенденции развития жанра // Вестник Череповецкого государственного университета, 2015. № 6. С. 101-106.

14. Agustine A., Jeanza A. D., Pambudi D. T. [et al.]. Analysis on Alternate Universe Popularity's Effect on Digital-Era Society's Reading Habit in Philosophical Perspective. OSF Preprints, 2022. DOI: 10.31219/osf.io/j7ukz.

15. Chandi J. K., Trehan K. Clutching on to Gendered Tropes? Framing of Gender Roles and Power Dynamics by Young Indian Writers of BTS Fanfiction. Journalism and Media, 2022. Vol. 3. P. 715-730.

16. Cumberland S. Private Uses of Cyberspace: Women, Desire, and Fan Culture / In Rethinking Media Change: The Aesthetics of Transition. Edited by D. Thornburn, H. Jenkins. Massachusetts: The MIT Press, 2003. P. 261-279.

17. Fang Y. Blurring Boundaries: How Writing Slash Fanfiction Empowers Young Women in Mainland China. Columbia Undergraduate Research Journal, 2021. No. 5. P. 1-13.

18. Gwenllian-Jones S. The Sex Live of Cult Television Characters. Screen, 2002. Vol. 43 (1). P. 79-90.

19. Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. New York: Routledge, 1992.

20. Kalinowski P. The Fairest of Them All: The Creative Interests of Female Fan Fiction Writers and the Fair Use Doctrine Note. William & Mary Journal of Women and the Law, 2014. No. 20 (3). P. 655-684.

21. Leppanen S. Cybergirls in Trouble? Fan Fiction as a Discursive Space for Interrogating Gender and Sexuality. In Identity Trouble. Ed. by Carmen Rosa Caldas-Coulthard and Rick Iedema. London: Palgrave Macmillan, 2008. P. 156-179.

22. Parameswaran R. Reading Fictions of Romance: Gender, Sexuality, and Nationalism in Postcolonial India. Journal of Communication, 2002. Vol. 52. P. 832-851.

23. Radway J. A. Reading the Romance: Women, Patriarchy, and Popular Literature. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 2006.

24. Thomas B. What Is Fanfiction and Why Are People Saying Such Nice Things about It? Storyworlds: A Journal of Narrative Studies, 2011. No. 3. P. 1-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.