Научная статья на тему 'Образ Родины в творчестве Алтайского художника В. П. Марченко'

Образ Родины в творчестве Алтайского художника В. П. Марченко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / КРЫМ / КАВКАЗ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / УРАЛ / КАРЕЛИЯ / АЛТАЙ ОТ РОССИИ ДО МОНГОЛИИ / ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Царёва Н.С.

Статья посвящена заслуженному художнику России Валерию Петровичу Марченко известному алтайскому живописцу. Валерий Петрович много путешествует, где он только не побывал, уголки каких заповедных земель не писал, на его полотнах русский север и Сибирь, Крым и Кавказ, Средняя Азия и Дальний Восток, Урал, Карелия и, конечно же, Горный Алтай от России до Монголии. Главная тема его искусства образ Родины, пейзажи России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Родины в творчестве Алтайского художника В. П. Марченко»

УДК 75.047(571.150)

Н. С. Царёва

Государственный художественный музей Алтайского края,

Барнаул, Россия

ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА

В. П. МАРЧЕНКО1

Статья посвящена заслуженному художнику России Валерию Петровичу Марченко - известному алтайскому живописцу. Валерий Петрович много путешествует, где он только не побывал, уголки каких заповедных земель не писал, на его полотнах русский север и Сибирь, Крым и Кавказ, Средняя Азия и Дальний Восток, Урал, Карелия и, конечно же, Горный Алтай - от России до Монголии. Главная тема его искусства - образ Родины, пейзажи России.

Ключевые слова: Сибирь, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток, Урал, Карелия, Алтай -от России до Монголии, живопись, пейзаж.

N. S. Tsaryova Altai State Museum of Fine Arts, Barnaul, Russia

THE IMAGE OF THE MOTHERLAND IN THE ART OF ALTAI PAINTER V. P. MARCHENKO

The article is dedicated to the honoured artist of Russia Valery Petrovich Marchenko - a well-known Altai painter. Valery Petrovich travels a lot. He travels to and paints every corner of the vast Russian landscape: Russian North and Siberia, Crimea and the Caucasus, Central Asia and the Far East, the Ural, Karelia, and of course, the Altai Mountains - from Russia to Mongolia. The main theme of his art is the image - of the Motherland, landscapes of Russia.

Keywords: Siberia, Crimea, Caucasus, Central Asia, Far East, Ural, Karelia, Altai - from Russia to Mongolia, painting, landscape.

В ноябре 2016 года известный барнаульский художник Валерий Петрович Марченко отметил свой 75-летний юбилей. Творческие достижения мастера были отмечены «Золотой медалью» Союза художников России. Высокая награда - признание профессионалов и подтверждение востребованности искусства художника, давно уже удостоенного преданной зрительской любовью.

Родился Валерий Петрович 1 ноября 1941 года в Кузбассе, в шахтерском сибирском крае, но вскоре семья перебралась в Барнаул и именно с этим городом связана вся творческая жизнь художника.

Интерес к изобразительному искусству у будущего художника проявился очень рано. В 1952 году он дебютировал на республиканской выставке самодеятельных художников в Москве двумя живописными работами, юному художнику было всего 12 лет.

Так случилось, что специального художественного образования Марченко не получил, в 1962 году он закончил химико-технологический техникум и работал инженером на барнаульских предприятиях, но огромная любовь к изобразительному искусству, упорство и настойчивость, занятия в народной изостудии завода «Трансмаш» у уникального педагога, живописца и скульптора Алексея Васильевича Иевлева, а впоследствии и частые поездки в Дома творчества художников, сделали его настоящим профессионалом. Сегодня среди своих учителей он с гордостью называет имена академиков Владимира Александровича Серова и Валентина Михайловича Сидорова, народного художника Игоря Александровича Попова и Владимира Фёдоровича Токарева. Они не только оказали ему профессиональную поддержку, но и многие годы служили образцом служения искусству.

Учился Марченко и у старых мастеров, и у коллег художников, проводя многие часы в музейных экспозициях и в выставочных залах.

В 1965 году работы Марченко проходят строгий отбор, и он становится участником краевой художественной выставки, это был профессиональный успех. Потом было множество региональных, всероссийских, зарубежных и, конечно же, персональных выставок. Если поставить на одну полку все каталоги, получится впечатляющее зрелище, жизненный и творческий багаж, которым можно гордиться.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX - начала XXI вв.: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций» № 15-24-03002.

В 1975 году Валерий Петрович становится членом Союза художников России. Вскоре приходит время известности и признания. В 2009 году мастер становится лауреатом Демидовской премии за 2009 год, в 2013 году Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении Валерию Петровичу Марченко почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации». Высокие звания и награды не заставили изменить отношения художника к своим зрителям, он как всегда много работает и выставляется, встречается со зрителями, делится секретами мастерства с молодёжью. О своем творчестве рассказывает честно, что так и не научился писать на продажу, что не работает в плохом настроении, что любит пейзаж, а предметы, подобранные им для натюрморта, для него живые [1].

Валерий Петрович много путешествуют, где он только не побывал, уголки каких заповедных земель не писал, на его полотнах русский север и Сибирь, Крым и Кавказ, Средняя Азия и Дальний Восток, Урал, Карелия и, конечно же, Горный Алтай - от России до Монголии. Сотни этюдов, множество картин, лучшие из них сегодня украшают собрания музеев и галерей. Картины мастера расходятся и по частным коллекциям. В России и США, Англии и Японии, Германии и Афганистане, Чехии и Монголии есть его произведения.

Художник любит Сибирь, говорит, что двух жизней не хватит, чтобы переписать все виденные им пейзажные мотивы, достойные картины. Поэтому он работает, работает каждый день, ведь искусство для него - жизнь. Каждая картина - это когда-то прожитый день, с неповторимым состоянием, испытанным восторгом, счастьем творчества и желанием всем этим поделиться.

Краски на картинах Валерия Марченко всегда яркие, звонкие, цвет насыщенный, живой. В пейзаже - он мастер всех стихий: и небо, и вода, и земля, будь то берег моря или уступы гор, написаны выразительно, материально, правдиво.

Далеко-далеко в Арктике расположился живописнейший полуостров Таймыр, что в переводе с эвенского значит «Богатый». И действительно, несмотря на суровый климат, реки изобилуют рыбой, в тундре живет песец и соболь, пасутся олени, а на морском побережье царствует белый медведь. Все богатства таймырского края являются нам с полотен Валерия Марченко. И эти полотна живые, глядя на них, мы словно слышим пронзительный гомон чаек, шум тяжелых, свинцовых волн, бьющихся о берег. Кажется, что так было всегда в этом холодном краю, но вот и сюда пришел человек, способный состязаться с суровой природой, жить и работать здесь. На полотнах Марченко мы практически не видим человека, но его незримое присутствие всегда заставляет восхищаться им, делами его рук, как на картине «Таймыр» (2000): сушатся на ветру рыбацкие сети, с любопытством поглядывают на зрителя верные помощники человека собаки, дружбу которых, наверное, особенно ценишь здесь, на неуютном, но сказочно прекрасном краю земли.

Иным настроением наполнены картины Марченко, написанные на другом краю земли - Дальнем Востоке. Яркое солнце бьет в глаза, отражаясь от синего океана, причудливой формы деревья спускаются к самой воде, разметав свои золотисто-багряные кроны. Удивительной красы осень открывается нам, воздух настолько свеж, что его хочется пить. Яркие контрасты, смелые цветовые сочетания, то, что отличает живопись Марченко особенно в таких работах, как «У границ» (1999).

Прекрасен в исполнении Марченко и «Байкал» (2002) - суровый, могучий и священный, сродни образу из старинной сибирской песни, не уступает Байкалу Алтай - седой, древний, не желающий показывать свою красоту каждому, охраняемый духами, но живой и потому вечный «В горах голубого Алтая» (2002).

Художник любит Алтай, его горы и реки. Алтай на его картинах разный, он может быть и лирическим, и нежным, и даже трогательным. Шумная быстрая река Ильгумень спешит на встречу к Катуни, бежит между скал, облизывая камни. Красивы ее малахитовые воды, искрится, играет на солнце снег, смелая птичка на берегу наблюдает за игрой волн, готовится кинуться в их стремительную пучину «Ожерелье Ильгуменя» (1999).

Настоящим поэтом предстает Марченко в таких работах, как «Осень сжигает осины» (2002), «Домик окнами в сад» (2006), «Пора подснежников прошла» (2000). Но если и говорить о поэзии, о возвышенном, чувственном, то надо говорить о натюрмортах художника. И одна из лучших его работ, написанных в этом жанре, - картина «Лето» (1983). Казалось бы, все уже написано и сказано о полевых цветах, о ромашковых морях, о солнце и счастье, но увидев ведро ромашек на столе в натюрморте Марченко, понимаешь, что нет! До появления этой работы, не звучала в искусстве эта проникновенная интонация, и у зрителя не перехватывало еще так дыхание, как при созерцании воссозданной на полотне художником счастливого летнего дня!

У Валерия Петровича множество тем, он любит и хорошо знает историю, любит архитектуру и, бывая в поездках в древнерусских городах, с огромным удовольствием и восхищением пишет старые крепостные стены, соборы и сторожевые башни, для художника они живые свидетели истории, а не просто элементы архитектурного пейзажа.

Известный живописец Федор Семенович Торхов так характеризует творчество коллеги: «...он не деформирует дорогую ему действительность, не подчиняет ее тому или иному решению формальной задачи, а ищет наиболее ясного выражения в своих произведениях, смыслового содержания и зрительского впечатления. Его пейзажи и натюрморты не мыслятся без присутствия человека. В этом выражается не только понимание своей задачи современным художником, но и большая воспитательная нагрузка, ясно им осознанная. Привить любовь к родной природе, очеловечить ее, научить любить родной край, страну и ценить ее - значит помогать развивать чувства патриотизма и любви к своей Родине» [2, с. 5].

Обращается художник и к сюжетно-тематической картине - гражданская и Великая Отечественная войны встают с его полотен подвигом отцов и дедов, об этом и триптих 1995 года с названием частей: «В тылу. Солдатки», «Хлеб - фронту» и «Победа». Пишет он и современников, простых крестьян, жизнь и труд которых знает не понаслышке «Сыны земли» (1983). Ему никто не навязывал тем, их подсказывала ему жизнь и свобода творчества всегда была присуща Валерию Марченко. Он выбрал для себя жизнь живописца, и искусство стало его жизнью, он творит, он свободен и счастлив.

Список литературы

1. Цыганкова, А. В. П. Марченко: «Не умею писать на продажу» [Электронный ресурс] / Алина Цыганкова // За науку. - 2011. - 1 дек. - № 42/43. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://zn.asu.ru/issue.shtml?a_n=28&i_n_seq=1220.

2. Валерий Марченко : каталог / Упр. культуры Алт. крайисполкома, Алт. орг. Союза художников РСФСР ; вступ. ст. Ф. Торхова. - Барнаул, 1983. - 30 с. : ил., портр.

УДК 061.43:069.013(571.150)

Е. В. Школина

Государственный художественный музей Алтайского края,

Барнаул, Россия

АНАЛИЗ ИТОГОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО... ГРЕЦИИ» В ГХМАК

В статье анализируется деятельность музейной выставки «Путешествие по. Греции» 2016 года в рамках ежегодного проекта «Путешествие по...», посвященного Перекрестному году Греции в России. Куратор выставки показывает развитие проекта от научной концепции до его реализации. Делается вывод о том, что проект стал успешным, эффективным и имеет условия для продолжения в будущем.

Ключевые слова: музей, выставочный проект, перекрестный Год, античная культура, искусство, керамика, экспозиция.

E. V. Shkolina Altai State Museum of Fine Arts, Barnaul, Russia

ANALYSIS OF THE OUTCOME OF THE EXHIBITION PROJECT

«THE JOURNEY THROUGH. GREECE» IN THE ALTAI STATE MUSEUM OF FINE ARTS

The activity of the museum exhibition «Journey through. Greece», which was held in 2016, is analyzes in the article as a part of the annual project «Journey through.», dedicated to the Cross Year of Greece in Russia. The curator of the exhibition shows the development of the project from the theory to its implementation. It is concluded that the project has become successful, efficient and has conditions for continuation in the future.

Keywords: museum, exhibition project, Cross Year, antique culture, art, ceramics, exposition.

В 2015 году в музее стартовал выставочный проект «Путешествие по.», который посвящался перекрестному году страны мира и России, объявляемому на основе распоряжения президента РФ для укрепления многосторонних отношений, в рамках которого предусматривалась обширная программа на территории обеих стран в сфере образования, культуры, экономики, туризма, спорта и религии. Музейный проект проходил на краевом уровне, дополняя и осуществляя мероприятия в рамках федерального «перекрестного» Года России. Он был призван показать произведения художников из фондов, написанных по впечатлениям от посещений разных стран мира, познакомить посетителей с их традициями, культурой и историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.