Научная статья на тему 'Образ разрушенного дома в творчестве А. К. Толстого'

Образ разрушенного дома в творчестве А. К. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
788
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГЕМА / МОТИВ / ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ / А.К. ТОЛСТОЙ / "УПЫРЬ" / "КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ" / A.K. TOLSTOY / "GHOUL" / "DUKE SILVER" / MYTHLOGEME / MOTIVE / FANTASTIC NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грязева Л. Ю.

Рассматриваются произведения А.К. Толстого с точки зрения использования в них образа «разрушенного дома». Выявляется его роль в построении сюжета, системы образов и решении автором проблемы смены поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGEME OF RUINED HOUSE IN ART OF A.K. TOLSTOY

Considered works of A.K. Tolstoy in terms of use in them the mythlogeme of the "ruined house". Detected its rolein constructing of plot, the system of images and author's solving problem of changing of generations.

Текст научной работы на тему «Образ разрушенного дома в творчестве А. К. Толстого»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 134-136

УДК 82

ОБРАЗ РАЗРУШЕННОГО ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.К. ТОЛСТОГО © 2014 г. Л.Ю. Грязева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского enjoylu@mail.ru

Поступила в редакцию 15.05.2014

Рассматриваются произведения А.К. Толстого с точки зрения использования в них образа «разрушенного дома». Выявляется его роль в построении сюжета, системы образов и решении автором проблемы смены поколений.

Ключевые слова: мифологема, мотив, фантастическая повесть, А.К. Толстой, «Упырь», «Князь Серебряный».

Одним из важнейших образов в творчестве А.К. Толстого является образ разрушенного дома; истоки его - в мифологии и фольклоре.

Общекультурный смысл «дома» заключается в том, что за ним закреплены такие ассоциации, как кров, пристанище, родовое гнездо. Дом -это не только место, куда человек может вернуться, не только семья, род, это также и родина. Не случайно с древних времен самым страшным наказанием было изгнание из родных мест, причем человек лишался не только дома и имущества, но и покровительства богов, связи с социумом.

Дом - это общее звено, соединяющее судьбы людей, он навсегда останется тем местом, где началась жизнь человека, где прошло его взросление или завершился земной путь. Поэтому разрушение дома всегда становится трагедией: связь поколений распадается, семейные традиции уходят в небытие. Разрушенный дом - это осколок старого мира, прошлое, которое теперь будет жить только в воспоминаниях. Поэтому вид развалин часто пробуждает горькие чувства: там, где некогда кипела жизнь, теперь царит гробовое молчание. Разрушенные дома -свидетельства быстротечности времени, недолговечности творений человека, да и жизни людей вообще.

Образ разрушенного дома получил особую актуальность в жанре фантастической повести в середине 20-х годов XIX века. Его литературные истоки - английская готическая литература. На русской почве древние, заброшенные, полуразрушенные замки из романов А. Радклиф превратились в старые запущенные усадьбы. Остался неизменным набор мотивов, сопутствующих образу разрушенного дома, - это мотивы гибели, мести, незаконченного дела, ис-

пытания и др. Часто художественное своеобразие повестей русских писателей заключается в использовании народной фантастики: со старыми домами связаны разные легенды и суеверия, а также они являются проводниками потусторонних сил, которые вмешиваются в судьбы людей.

Образ разрушенного дома появляется во многих произведениях А.К. Толстого: в фантастической повести «Упырь», в трагедии «Смерть Иоанна Грозного», в историческом романе «Князь Серебряный», в рассказе «Встреча через триста лет», а также в стихотворениях «Пустой дом», «Ты помнишь ли, Мария...» и др. Писатель воспринимал современную ему действительность «как смену эпох, закат старой дворянской культуры» [1, с. 268]. Критически оценивая многие стороны русской жизни, он выступал непримиримым противником бездуховности, косности, беззакония, но в то же время ратовал за сохранение национальных традиций. Поэтому образ разрушенного дома, так часто встречающийся в его прозе и поэзии, - это «символ оскудения рода, распада связи времен, забвения семенных традиций» [1, с. 268], нравственных идеалов прошлого.

А.К. Толстой в начале своего творческого пути развивался под идейным и эстетическим влиянием своего дяди А.А. Перовского (А. Погорельского), который был одним из основоположников жанра фантастической повести («Лафертовская маковница», 1825 г.). В «Лафертовской маковнице» важный смысловой центр - дом старухи, которая зарабатывает на жизнь торговлей медовыми маковниками и платным гаданием. Гибель ее тесно связана с мотивом испытания: главной героине Маше предстоит выбрать, принять ли проклятое ста-

Образ разрушенного дома в творчестве А.К. Толстого

135

рухино наследство или, преодолев корыстные помыслы, остаться верной чувству любви. И как только светлые силы побеждают, дом ведьмы разрушается, а зло исчезает, как наваждение.

Ранняя повесть А.К. Толстого «Упырь», изданная в 1841 г., имеет романтическую окраску, а также в ней ярко представлены черты популярной в 30-е годы светской повести: завязка сюжета - бал, а непременные составляющие любовной истории - интриги, клевета, дуэль и счастливая развязка. Однако в бытовую житейскую историю вторгается чудесное, и, что здесь реальное и во что верить, автор предлагает решать читателю.

Разрушенные дома в повести - проводники между миром живых и мертвых. Одно из таких мест - подмосковная дача бригадирши Сугробиной, построенная итальянским архитектором, в окнах которой мелькают блуждающие огни, а внутренне убранство представляет странную смесь роскоши и запустения: «картины итали-янской школы, покрытые пылью и паутиной, столы из флорентийского мозаика, на которых валялись недовязанные чулки, ореховая скорлупа и грязные карты» [2, с. 16]. Здесь налицо снижение и «обрусение» готического топоса, однако в произведении присутствует и классический проклятый дом - «чертов дом», построенный на месте языческого храма Гекаты, а владелец его, по слухам, заключил договор с дьяволом. Оба дома обнаруживают сходство пространственной структуры, а также их окружает целый комплекс сходных мотивов, а именно: проклятия, сна, насильственной смерти, незаконченного дела, испытания, вампиризма.

Сон как некая условная реальность, влияющая непосредственно на сюжетное действие, связывает пространства обоих домов. Именно во снах герои открывают истину: «чертов дом» - не что иное, как ад, где властвует дьявол, и неупо-коенные души грешников играют судьбами живых, а дача Сугробиной - жилище упырей.

Мотив разрушенного дома является ключевым в понимании одной из основных проблем повести: имеет ли человек право вторгаться в область непознанного, следует ли стремиться к всеобъемлющему знанию или существуют вещи, которые не только невозможно, но и не нужно пытаться постичь. Отсутствие объективной оценки повествователя предлагает читателю выбор среди трех точек зрения. Первая - все события, происходящие с героями, могут быть объяснены логически (Владимир). Суть второй - абсолютная вера в ирреальное (Рыбаренко).

Третья точка зрения, на наш взгляд, наиболее близкая читателю, состоит в том, что истинность существования потусторонних сил не может быть однозначно установлена (Рунев-ский).

В повести «Упырь», а также в рассказе «Встреча через триста лет» (1839) разрушенный дом - это пространство, организующее сюжетное действие, но лишь позднее появляется идея о том, что на «стыках эпох важно сохранить непрерывность духовного движения, живой дух минувшего, не впадая в самоослепление новизны» [3, с. 20].

Во второй половине XIX века интерес к фантастическому угасал, реалистическое изображение действительности постепенно выходило на первый план. В произведениях, посвященных эпохе правления Ивана IV Грозного, нет места мистике: перед нами уже не старинные готические замки, а русские боярские гнезда и царские хоромы. В историческом романе «Князь Серебряный» (1862) в страшную эпоху опричнины дома разрушались не от времени: они гибли от огня и меча, зачастую направленного царской рукой. В судьбе боярина Дружины Морозова, лишенного дома и жизни, показаны судьбы всех бояр того времени, которые осмеливались защитить свое достоинство, высказать правду царю. Попрание вековых традиций, гибель старинных родов оборачивается трагедией для народа и целой страны и в пьесе «Смерть Иоанна Грозного».

В поэтическом сборнике «Крымские очерки» (1856-1858) часто атрибутом «опустошенного дома» является «глухой и одичалый сад», который тоже дополняет картину разрушения. Руины домов вызывают у лирического героя, с одной стороны, чувство горести за «безлюдные жилища», поруганные врагами, за людей, которые «как тени бродят средь голых стен», за прошлое, которое уже не вернуть; с другой - возникает чувство умиротворения, неземного спокойствия в этом «молчании могильном». Природа как будто старается «на дела враждебного народа набросить свой покров». И вся эта картина руин среди прекрасной южной природы пробуждает у лирического героя «думы» о вечном.

В стихотворениях «Пустой дом» и «Ты помнишь ли, Мария...» автор с горечью выносит молодому поколению суровый приговор: «русский от русского края отвык, забыл свою веру, забыл свой язык».

Таким образом, в творчестве А.К. Толстого мифологема разрушенного дома является одной из ключевых в восприятии автором проблем современной ему действительности.

136

Л.Ю. Грязева

Список литературы

1. Юхнова И.С. А.К. Толстой // История русской литературы XIX века: учебник для бакалавров / Н.М. Фортунатов, М.Г. Урминцева, И.С. Юхнова. М.: Издательство Юрайт, 2013. С 266-277.

2. Толстой А.К. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. М.: Терра -Книжный клуб, 2001. 368 с.

3. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994. 464 с.

MYTHOLOGEME OF RUINED HOUSE IN ART OF A.K. TOLSTOY

L.Y. Gryazeva

Considered works of A.K. Tolstoy in terms of use in them the mythlogeme of the "ruined house". Detected its rolein constructing of plot, the system of images and author's solving problem of changing of generations.

Keywords: mythlogeme, motive, fantastic novel, A.K. Tolstoy, "Ghoul", "Duke Silver".

References

1. Юхнова И.С. А.К. Толстой // История русской литературы XIX века: учебник для бакалавров / Н.М. Фортунатов, М.Г. Урминцева, И.С. Юхнова. М.: Издательство Юрайт, 2013. C. 266-277.

2. Толстой А.К. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. М.: Терра -Книжный клуб, 2001. 368 с.

3. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.