Научная статья на тему 'Образ природы в творчестве Ювана Шесталова'

Образ природы в творчестве Ювана Шесталова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
642
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА / СИМВОЛИКА / КУЛЬТ ВОДЫ / НАЦИОНАЛЬНО-ТРАДИЦИОН-НАЯ СИСТЕМА / LANDSCAPE LYRIC POETRY / SYMBOLISM / CULT OF WATER / NATIONAL AND TRADITIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Динисламова Светлана Силиверстовна

Статья посвящена литературе манси и ее классику Ю. Шесталову, чья натурфилософская лирика осмысляется через природные архетипы, прежде всего ВОДЫ, имманентной финно-угорскому мифопоэтическому мышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of nature in the works of Yuvan Shestalov

The article is devoted to the literature of the Mansi and their classic Yu. Shestalov whose natural philosophy lyric poetry is comprehended through the natural archetypes, first of all the archetypes of WATER which is immanent to the Finno-Ugric mythopoetic thinking.

Текст научной работы на тему «Образ природы в творчестве Ювана Шесталова»

УДК 82-1(=821.511.142)

С.С. Динисламова

ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЮВАНА ШЕСТАЛОВА

Статья посвящена литературе манси и ее классику Ю. Шесталову, чья натурфилософская лирика осмысляется через природные архетипы, прежде всего ВОДЫ, имманентной финно-угорскому мифопоэтическому мышлению.

Ключевые слова: пейзажная лирика, символика, культ воды, национально-традиционная система.

У Ювана Шесталова мир начинается с природы. Трудно выделить его предпочтение, ибо волнуют его и природа родного края, и природа тех мест, где поэту приходилось жить. Связь с природой у поэта так же органична, как и у его народа. И все начиналось с детства. С миром, куда «на крыльях белых лебедей прилетает весна, гоготаньем гусей горланит весна, стаями диких уток садится у крыльца весна», связан процесс самопознания будущего поэта. Воспоминания детства, рисующие то одни, то другие картины, где важны не сами по себе факты, а мироощущение, отношение к этим фактам, причастность к ним, - воссоздали неповторимый, ностальгический образ природы. Природа земная и небесная представлена у Шесталова во всей полноте художественного мира образов и символов. В данном случае термин «природа» ассоциируется с понятием только окружающей природной среды и поэтому рассматривается в основном пейзажная лирика.

Образ природы у Шесталова представлен всем окружающим миром: тайгой, реками, озерами, многообразием растительного и животного мира, причем каждое стихотворение содержит в себе природный и человеческий мир. Представлены поэтом и времена года, где устойчивым является мотив зимнего периода. Времена года тесно связаны у лирического героя с соответствующими настроениями. Преобладающее настроение зимы - элегическое, а летние и весенние мотивы наполнены радостным, просветленным настроением. Значительно меньше в творчестве писателя осенних мотивов, что говорит о его жизнерадостности, бо-

дрости, оптимизме. Зима, весна, лето символизируют молодость, жизнелюбие, восторженность.

Тесно связаны с временами года и такие проявления состояния природы, как тепло и холод. Тепло несет жизнь, оно синоним добра. Холод имеет двойственное начало. Дневной холод раскрывает радостные чувства, ночной - ожидание и одиночество. Темная ночь - время, когда лирический герой остается наедине с собой, со звездным небом, вселенной. Светлые северные ночи, как и образ дня, одинаково символизируют жизнь, вечность и бесконечность. Белая ночь для писателя - «бледнолицая ночь-северянка. Дочь солнца и сумеречной синевы сиреневого апреля...» (Т. 5, С. 517).

Образ природы нередко приобретает очертания символов, которые позволяют делать глобальные обобщения. Проследим это на примере образа реки. Наш выбор обусловлен тем, что сам Шесталов в одной из своих книг признается, что относится к реке с неизъяснимым трепетом и благоговением, будто это какое-то живое существо, которому понятны чувства предков, для которых река была и кормилицей, и волшебным духом. Такое признание дает нам основание рассматривать образ реки как средство мировоззренческого и психологического развития автора.

«Река. В том краю, где Юван Шесталов родился, река - это все. Она - дорога, устремившаяся с юга к Ледовитому океану. Дорога, которая кажется бесконечной» (1; С. 3) - так В. Лавров знакомит читателя с родиной мансийского писателя. Для народа манси река являлась и является символом жизни. Ее почитание в прошлом было велико: люди, чтобы не осквернить реку, не входили в нее купаться. Почитание воды велико и сегодня. В.С. Иванова в статье «Культ воды» (2001) пишет: «По данным информантов П.Р. Кугина и П.С. Садомина из села Сосьва в настоящее время перед установлением арпи (запора) рыбаки пурлахтэгыт (угощают духов)» (2; С. 110). Обязательным считается обряд окропления головы вешней водой. После ледохода, перед тем как сесть в лодку, человек символически трижды омывает голову водой и просит у Витхона, духа воды, удачи на промысле и защиты на воде.

Одухотворение воды преемственно занимает особое место в художественном мире Ювана Шесталова. Река для него - «особое существо», и ей он посвящает самые сердечные слова: «Лесная речка <...> Ты навеваешь сны, шепчешь сказки моего детства. По звонким холмам такой же речки мы с мамой бродили по первой снежной пороше. Лесная речка <. > На твоем берегу обязательно стоит избушка на курьих ножках. В нее несут свою добычу охотники. О, лесная речка, ты напомнила мне запах вареной беличьей головы. Как давно я не слушал у чувала, стреляющего искрами, длинных, длинных, как ночь, сказок» (Т. 1, С. 368). Образ реки у писателя ассоциируется со сказками детства, присутствием мамы, хозяйственной деятельностью, верованиями народа и с теплом родного очага. Река навевает добрые и одновременно грустные воспоминания. Через ее образ поэт раскрывает одновременно удивительный мир своего детства и чувства взрослого человека, наполненные радостью и грустью. Отметим, что лирическая взволнованность Шесталова, его открытость, передающая возвышенную роман-

тичность повествованию и ритмическая организация текста схожи с повестью М.П. Вахрушевой «На берегах Малой Юконды» (1949). Обращение к речным мотивам в творчестве у северян не случайно. «Все великие реки, по мысли Л. Мечникова, являются “великими воспитателями человечества”. Их специфическая географическая среда заставляет население соединять усилия на общей работе, учит солидарности и трудовым навыкам» (3; С. 69) - так высказывается С.Н. Иконникова о роли природной среды в развитии личности.

Одно из первых опубликованных стихотворений Шесталова - «Ас» («Обь» -17 марта 1957 г. в газете «Ленинская правда»):

Я смотрю как вольно,

Обь моя играет.

Плещет так привольно:

Сердце замирает.

Здесь весной, бывало, Мать меня купала,

И река волною Легкою качала.

А над длинным плесом Снова песня льется.

Неужели счастье

Снова улыбнется? (Т. 1, С. 38).

Река детства олицетворяет любовь поэта к родному краю. У этой реки, связанной с самыми светлыми воспоминаниями, особая, слышная только чуткому уху, песня: «А над длинным плесом / Снова льется песня». Стихотворение это написано в 1955 г. Молодой поэт не часто посещает родные места, чем и обусловлены слова: «Снова песня льется». Ожидание счастья, изведанного лишь в детстве, тогда, когда рядом была мать, наполняют стихотворение грустью. С замиранием сердца он созерцает красоту и раздолье реки, его нахлынувшие воспоминания связаны, конечно же, с образом матери. Обь является поэтическим символом детства поэта.

Стихотворение «Путина» написано также в 1955 г., но звучит оно иначе. Его ритмика, движение раскрывают состояние счастья, всеобщего веселья и восторженности:

Гей, друзья! Быстрей! Быстрей!

Нету лакомства вкусней,

Чем трепещущая нельма!

Э-ге-гей!

Смех и гомон ввысь летит,

Счастьем каждый взор блестит. Шутки, хохот над рекою...

Видел ты хоть раз такое? (Т. 1, С. 46).

Поэт умеет искренне радоваться жизни. Стихотворение связано с конкретным воспоминанием, и оно по-своему раскрывается в психологическом состоянии лирического героя. Одни поэтические строки несут чувства счастья, умиротворенности, другие - состояние светлой грусти.

Иначе раскрывается психологическое состояние героя в стихотворении «Черное море» («Языческая поэма», 1971). Море символизирует пока непонятный мир, мир цивилизации. Он нравится герою, но его мучают вопросы: «И зачем мы, как опьяненные, / Мчимся к тебе?!», «Кто ты, море? / Откройся! / Я не знаю тебя, / Как не знаю до конца самого себя.» (т. 1, 64-65). Называя людей «вечными идолопоклонниками», обожествляющими камень, дерево, море, человека, поэт подчеркивает, что людьми движет устремление к культу, обожествлению чего-то и кого-то: «Снова и снова / Хотим верить не себе, / А ему, Волшебнику, / Кудеснику-исцелителю...» (там же). При этом лирический герой понимает, что не все общепризнанное является верным и справедливым, во второй части стихотворения он осознает свои промахи и ошибки:

Я обманут,

Дважды обманут:

Жаркое солнце И ледяное море.

Хотел жажду утолить,

А пришлось - плеваться.

Красивое море,

Соленый обман. (Т. 1, С. 66).

Так у поэта начинаются песни о «сложном мире». Образ моря в данном случае раскрывает не только философский, но и политический смысл стихотворения.

С проявлением водной стихии, но не с рекой, а с озером связаны у поэта и чувства первой любви:

Это девичьи глаза!

Снова мысли тонут.

Это русские глаза,

Синие, как омут!

Что ж прячешь ты Взгляд влюбленный, Мансийских озер голубей? Когда же твои ладони Заснут на груди моей?

***

Мы вдвоем с тобой сидели, И рука в руке дремала.

Мы на озеро глядели,

Г де дорожка засверкала.

Нам пройти мечталось вместе По дорожке той желанной,

Но была дорожка лунной И вода — непостоянной.

***

Два озера нежных перед глазами,

Два озера нежных Плещутся сами,

Два озера чистых... (Т. 1, С. 135-146).

Стихи созданы в период с 1956 по 1962 год. В эти годы он встретил свою ленинградскую «Миснэ» - будущую жену, создал семью. Его чувства к любимой женщине постоянны. Озеро поэт ассоциирует не только с синими глазами любимой, но и с чувствами спокойствия, надежности, счастья и радости. Образ олицетворяет и край Шесталова. Ровная гладь небольших северных озер, обрамленных лесом, сравнима с душевным спокойствием. Лунная дорожка означает у поэта хрупкость счастья и бытия в целом.

В ранней поэзии Шесталова природа неотделима от его мироощущения. Сюжет поэмы «Сказ Оби о Ленине» (1961) - «эрыг» - песня реки Обь о прошлом и настоящем манси. В повествовании доминирует взволнованно-приподнятый настрой души лирического героя, его эмоции. Обилие метафор - «шепчет звенящая волна» и образов-символов - «в устье первого священного озера громко прокричала первая гагара» раскрывают образную национально-традиционную систему родного фольклора. Таким образом, мотив воды в творчестве Шесталова тесно связан с фольклорными традициями.

В прозе образ реки наполнен конкретно-бытовым смыслом и является опорным в художественном мире Шесталова. В повести «Синий ветер каслания» писатель представляет читателю свой мансийский край, и это представление назидательное и поучительное. Он рассказывает о природе края, о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Река для манси - это рыба, пища, жизнь. Будучи ребенком, автобиографический герой повести уже «рыбачил, как взрослый». Он говорит: «И все мои сверстники рыбачили. У всех были лодки и сети. Мы ловили рыбу и сдавали в план колхоза» (Т. 1, С. 416). Так с малых лет дети-северяне приобщались к труду и работали наравне со взрослыми. К реке-кормилице было и соответствующее бережное отношение. Поучительными были наставления взрослых: «В реку нельзя тыкать палкой без нужды, чтобы не обеспокоить, не поранить воду. Река - это легкий, быстрый, дешевый водный путь в любую сторону и на любое расстояние. Река - это рыба, пища, жизнь» (там же). В своих произведениях Шесталов подчеркивает, что отношения охотника либо рыбака-манси с природой примитивно просты, рациональны, в то же время мудры и высоконравственны: брать у природы столько и то, что нужно для жизни и продолжение рода.

В прозе Шесталов использует традиционные сравнительные обороты, связанные с мотивом воды: «Как лодка из-за мыса, выплывает в памяти ревность к молодому учителю» (Т. 1, С. 398). «И теперь, перебирая в памяти былое, копаясь в своей душе, как запутавшийся в сети, он вдруг увидел свою обыкновенную Насту необыкновенной» (Т. 1, С. 400), «А что это за коромысло над Обью?» (Т. 1, С. 418). Сравнения встречаются и в сказках. Например, лодка с людьми, проглоченная гигантской рыбой, напомнила писателю городской автобус с пассажирами. В сказке люди прорубили рыбий бок и освободились, такие же радостные чувства испытал герой, когда вышел на свежий воздух из переполненного автобуса.

Образ реки у писателя часто имеет только философское звучание: «Реки сливаются. Сливаются и судьбы народов. Жизнь становится глубже и шире <...> Тепло.» (Т. 1, С. 426), «Жизнь играла свою вечную игру. Рядом с отцом мне она казалась полноводной рекой, выходящей из берегов» (Т. 3, С. 218), «Сказка <... > Она как родник. 11рильнеттть к ней, мучимый ^ка^кдой, напьешься прохладной живительной влаги и снова чувствуешь себя человеком» (Т. 3, С. 112).

В повести «Когда качало меня солнце» воспоминания уносят автора к реке детства, по которой на большой лодке «саранхап» вместе с другими людьми подплывает к берегу отец. Он возвращается из большого города и одет по-русски. Но сын все равно узнает его, «как долго бы он ни странствовал». Образ матери также представлен через мотив воды: «Теперь-то я знаю, почему манси и ханты по берегам рек селились. Вода - рыба. Вода - дорога. Вода - жизнь. И снова вспоминаю свой вопрос, заданный мной маме:

- А что под водой?..

Теперь я знаю: нет под водой хрустальных домов, и водяные там не живут. Но жизнь всюду есть — и на земле, и в воде» (Т. 3, С. 33).

Вода созвучна настроениям, переживаниям героя и в повести «Тайна Сорни-Най». Сергей в воде находит понимающую душу: «<...> и только одна река, тихая, как задушевная песня, ласкала взгляд и звала прогуляться» (Т. 5, С. 62), «<...> она являлась в его сны, журчала, смеялась довольным смехом чайки, плакала плачем гагары, лепетала лепетом лебедя...» (Т. 5, С. 146).

Характерной особенностью творчества Шесталова можно назвать то, что многие его произведения начинаются с мотива воды. Вот начальные строки очерка «Песня журавля» (1980): «Г олос хорошего журавля за семь рек слыхать», «Лишь плеск воды на перекате да шуршание гальки под ногами. Удивительная тишина». В данном случае мотив воды, как вступление, служит у писателя представлением картины природы родного края. С представления водной стихии начинаются у писателя «Языческая поэма» [«Я бегу к реке. Там золотым язем плещется солнце!» (Т. 1, С. 61)]; сборники: «Дорога» [«Уснула под снегом река.» (Т. 2, С. 318)]; «Слово Гиперборея» [«Как море - снег. Сугробов гребни / лежат загадками вдали» (Т. 2, С. 61)]; «Таежная мелодия» [«Озеро рябило под слабым ветерком. Ветерок, кажется, тоже пел: «Светка-а! Светка-а! Где ты-ы-ы?» (Т. 5, С. 387)]. Через водный мотив представлены искренние чувства любви героев

Ась-ойки и его внука к выдре. Человек и зверь понимают друг друга и помогают друг другу.

На современном этапе творчества мысли поэта приобретают космический размах, вместе с ними изменяется и стихия воды:

Земля.

Моя колыбель.

Мой корабль в море мистическом.

В океане космическом

Ты — ладья, а я — песчинка.. .(4; С. 39)

Главным содержанием произведений Ю. Шесталова на современном этапе стали философские проблемы бытия. Его раздумья о том, какое место занимает человек в мире, в чем его предназначение. Океан планеты Земля - уже малое понятие для писателя, он мыслит космически. Соответственно очищение человеческой души он «проводит» уже не водой, а крещением «морозом, огнем и духом / Северного сияния.» (4; С. 59), или «крещением северным сиянием Северного полюса в ледяных водах Ледовитого Океана» (4; С. 83). Правда, в стихотворении, начинающемся со слов «Апокалипсис. Гром и молния», Шесталов обращается к мотиву воды; сначала это цитирование мифа о сотворении земли, а в завершении - новое его озарение: «Земля стала расти. Кочка превратилась в Землю. На третий день воды уже не было, а была темень, мрак и мразь полярной ночи», в которой проснулись Адам и Ева. Писатель спрашивает: «Страшный миг откровения / Разве не может повториться?» (4; С. 53). В отличие от мифа о сотворении Земли, где вода, как составляющее продолжение жизни, в мифе Шесталова вода превращается в пустоту, темноту: «Печаль мировой души волновала и наших предков, и нам не дает покоя.» (4; С. 51).

В целом же мир природы в творчестве Ю. Шесталова является одним из основных источников образного мышления. В каждом произведении, в зависимости от настроения героев, образ природы меняется, приобретает различные оттенки её восприятия. Природа кажется одушевленной, очеловеченной. Отсюда чувства особой целостности, единства мира, воссоздаваемого пером поэта; отсюда экологическая нравственность, пронизывающая все его книги, которые учат любить природу, не нарушать вековечного союза человека с землёй, тайгой, рекой. Также следует отметить, что в начале творческого пути природа в поэзии Шесталова ассоциируется больше с понятием окружающей среды и связана с восприятием его личной жизни, тогда как в творчестве последних лет - это восприятие всего сущего.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Лавров В. Юван Шесталов // Шесталов Ю.Н. Избранные произведения. - Л.,

1987.

2. Иванова В.С. Культ воды // Материалы 4-х Югорских чтений. - Х.-Мансийск,

2001.

3. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии / Город как культурное пространство. - СПб., 1998.

4. Шесталов Ю. Космическое видение мира на грани тысячелетий. — СПб.-Х.-Мансийск, 1997.

5. Шесталов Ю. Юван Шесталов. Собр. соч. В 5 т. - Ханты-Мансийск, 1997.

Поступила в редакцию 26.03.2010

S.S. Dinislamova

Image of nature in the works of Yuvan Shestalov

The article is devoted to the literature of the Mansi and their classic Yu. Shestalov whose natural philosophy lyric poetry is comprehended through the natural archetypes, first of all the archetypes of WATER which is immanent to the Finno-Ugric mythopoetic thinking.

Key words: landscape lyric poetry, symbolism, cult of water, national and traditional system.

Динисламова Светлана Силиверстовна,

канд. филол. наук, доцент кафедры мансийской филологии ИЯИиКНЮ ЮГУ

г. Ханты-Мансийск E-mail: dinislamovass@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.