Шулбаева Наталья Владимировна
ОБРАЗ ПОРА НИНЧИ В АЛЫПТЫХ НЫМАХЕ "ТОШПАХ ХАРАХТЬЮ ПОРА НИНXB"
("ПУЧЕГЛАЗАЯ ПОРА-НИНЧИ")
Статья посвящена особенностям содержательно-эстетической заданности образа Пора Нинчи в алыптых нымахе "Тошпах харахтыи Пора НинхЬ" ("Пучеглазая Пора-Нинчи") с целью показать типичный женский образ в традиционной культуре хакасов. Анализ этого образа позволил раскрыть содержание наиболее архаичных пластов традиционного мировосприятия хакасов за счет следующих характеристик: внешний вид, физические данные, поведение; обладание мифологическими свойствами, магическими предметами; поведение, отношения с другими персонажами. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/6-2/8.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 2. C. 32-35. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions72.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
14. Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1962. Т. 5. 535 с.
15. Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1962. Т. 8. 575 с.
16. Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12-ти т. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1963. Т. 11. 696 с.
17. ШШМ. ШШ^ШЕЖШШ [M]. 2000. (Лин Хуаньсинь. О искусстве микрорассказов. Нанкин: Изд-во Нанкинского педагогического университета, 2000. 285 с.)
ABOUT PLOT-COMPOSITION REPETITION IN A. P. CHEKHOV'S PROSE
Zheng Ye, Ph. D. in Philology
Nanjing University (The People's Republic of China) [email protected]
In A. P. Chekhov's studies scientists repeatedly expressed an idea that Chekhov's poetics has various types of repetitions, which play an important aesthetic role. In this article the focus is on one of the little-known types of repetitions - a plot-composition one. In the first part of the paper on the basis of V. Prop's theory about "cumulative tale" the author analyzes the intratextual repetition of this type in A. P. Chekhov's early stories and the second part is devoted to the intertextual subtype in the writer's "stories of discovery".
Key words and phrases: intertextual and intratextual plot-composition repetition; A. P. Chekhov's prose; "cumulative tale"; paradox "talk briefly about many things"; "stories of discovery"; integrity and unity of creativity.
УДК 398.22
Статья посвящена особенностям содержательно-эстетической заданности образа Пора Нинчи в алып-тых нымахе «Тошпах харахтыг Пора Нину» («Пучеглазая Пора-Нинчи») с целью показать типичный женский образ в традиционной культуре хакасов. Анализ этого образа позволил раскрыть содержание наиболее архаичных пластов традиционного мировосприятия хакасов за счет следующих характеристик: внешний вид, физические данные, поведение; обладание мифологическими свойствами, магическими предметами; поведение, отношения с другими персонажами.
Ключевые слова и фразы: хакасский фольклор; алыптых нымах; женские образы; женщины-богатырки; именная формула; оборотничество; магический предмет.
Шулбаева Наталья Владимировна
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории natalya. shыlbaeva@yandex. гы
ОБРАЗ ПОРА НИНЧИ В АЛЫПТЫХ НЫМАХЕ «ТОШПАХ ХАРАХТЫГ ПОРА НИНХ1»
(«ПУЧЕГЛАЗАЯ ПОРА-НИНЧИ»)
Героический эпос хакасов занимает особое место не только в хакасском фольклоре, но и в мировом, удивляет содержательно-эстетическим богатством и разнообразными фантастическими сюжетами. Главными героями героического эпоса, как правило, выступают богатыри - защитники своей родины, сильные и храбрые. Однако хакасский героический эпос отличается от многих других тем, что он изобилует женскими персонажами. Записанные от П. В. Курбижекова алыптых нымахи , Ай-Хуучинй и , Алтын Арыг», где главными героями являются женщины-богатырки, были исследованы, научно переведены и опубликованы известным учёным-фольклористом В. Е. Майногашевой. Её труды заняли достойное место в отечественной и мировой фольклористике, став рядом с классическими трудами А. Н. Афанасьева и А. Ф. Гильфердинга. , Ай-Хуучинй и , Алтын Арыгй относятся к числу самых сильных и масштабных произведений хакасского народа: поражают их художественные достоинства, красочные описания сложных сказочных сюжетов.
В. Е. Майногашева пишет: , ...большое место в хакасском героическом эпосе занимает тема женщин-богатырок, которые выступают главными героинями, защитницами родного народа и землий [5, с. 496]. Далее Валентина Евгеньевна перечисляет некоторые произведения: , Алтын-Сабахй, , Богатырь-девица красная, как лисицай, , Ай-Арыгй, , Ай-Хуучынй, , Ах-Чибек-Арыгй, , Изил-Арыг, вышедшая из народа», , Изер-Хара-Хыс, ездящая на Саврасом коне» и др. Отмечает богатырскую поэму , Пучеглазая Пора-Нинчий, , повествующую о самоотверженном служении женщины иноземного происхождения владению своего мужа-богатыря» [Там же].
Сказание , Пучеглазая Пора Нинчий было записано от великого хакасского сказителя Петра Васильевича Курбижекова в Хакасии, селе Устинкино Орджоникидзевского района в период с 24 по 31 июля 1961 года во время летней экспедиции сотрудником Хакасского научно-исследовательского института языка, истории и литературы Т. Г. Тачеевой. Сказание , Тошпах харахтыг Пора-НинчШ (, Пучеглазая Пора-Нинчий) состоит из 12 330 строк. Сама Т. Г. Тачеева отмечает: , Сказание это - самое длинное в репертуаре сказителя
(выделено нами). Он исполняет его под аккомпанемент чатхана с раннего вечера до утра, иногда два вечера подряд». Записывали его «в течение 8 дней, каждый день с утра до глубокой ночи, иногда до 12 ч. ночи, с небольшими перерывами для отдыха» [7, л. 412-413].
В данной статье сделана попытка рассмотреть особенности содержательно-эстетической заданности образа Пора Нинчи в алыптых нымахе «Тошпах харахтыг Пора НинчЬ> («Пучеглазая Пора-Нинчи»).
«Женщины-богатырки, воюющие верхом на коне наряду с мужчинами-богатырями, хитрые злодейки-колдуньи, демонические старухи и добродетельные покровительницы являются непременными персонажами эпических произведений» [4, с. 203]. Анализ этих образов позволяет раскрыть содержание наиболее архаичных пластов традиционного мировосприятия хакасов, а также ценностные основы народной культуры. В данном героическом эпосе выделяется образ Пора Нинчи, для раскрытия которого будем руководствоваться следующими характеристиками: внешний вид, физические данные, поведение; обладание мифологическими свойствами, магическими предметами; поведение, отношения с другими персонажами.
В описании внешнего облика Пора Нинчи значительное место занимает именная формула - «Тошпах харахтыт Пора НинчЬ> - букв. «Пучеглазая Пора Нинчи». Подчёркивается её физическая особенность -большие, выпуклые глаза.
Пора Нинч1 хыстьщ У девушки Пора Нинчи
Хараты утаа хоргыстыг. Глаза очень страшные.
Харахтарыныц торспаты Выпуклость её глаз
Ы шгче тастында одыр На два пальца вперёд выступают.
[7, л. 119]. (Здесь и далее пер. наш - Н. Ш.)
А вот как описывает её Тибен Арыг, невестка Пора Нинчи, впервые встретившись с ней:
- Сидензер парадырып, Иб пулуннац
Мындат ниме сых килген тш, Улут харахтыт ниме урунды! Утаа хоргыстыг, утаа чапсыстыт! Абызыннар чоохтап турадыр:
- Иркебю Тибен Арыт, Аарлыт чахсы чуртыбыста Аннац даа артых юз1 чогыл. Аннац хорыхпа,
Арыг сшг Мацан Сайыныц 1чез1 ол чи анац [Там же, л. 288]!
- Идя вдоль забора Из угла дома
Такое вышло говорит, Что-то большеглазое наскочило! Очень страшное, удивительное! Невестки стали говорить:
- Милая наша Тибен Арыг,
В дорогом нашем, добром чурте Нет её лучше. Ты её не бойся, Прекрасного Мацан Сайына Мать она!
В раскрытии образа Пора Нинчи показателен приём описания через отношение к ней других действующих лиц. О подобном приёме якутская исследовательница А. Н. Данилова пишет: «Поведение персонажа по отношению к окружающим, и наоборот, отношение последних к определённому персонажу также входят в систему его оценок» [1, с. 28]. Известно, что уважение и почитание старших является характерной чертой хакасского народа. Представители старшего поколения - женщины Харахчын Арыг (мать Алтын Миргена и Хара Молата) и Пора Нинчи воплощают в себе мудрость, являясь не только отличными советчицами, но и охранительницами чурта. Невестки Пора Нинчи уважают её и считаются с ней, говоря, что «лучше её нет». Пора Нинчи занимает высокое положение в семье. И в то же время нельзя не отметить тот факт, что Пора Нинчи - женщина с трудной судьбой: после смерти мужа Алтын Миргена, явную неприязнь к ней проявляет Хара Молат - старший брат Алтын Миргена. Пора Нинчи, сама воспитывающая сына, принимает как родного и становится настоящей матерью для Манан Сайына - сына своего мужа Алтын Миргена и трагически погибшей Алтын Арыг. В эпосе семья занимает важное место в жизни человека, а Пора Нинчи, таким образом, становится главным защитником рода и хранительницей семейных традиций.
Анализ образа Пора Нинчи позволяет выделить некоторые наиболее архаичные пласты традиционного мировосприятия хакасов, а также ценностные основы народной культуры. С одной стороны, Пора Нинчи - обыкновенная женщина, настоящая мать, вдова, свекровь, причём добрая мать для чужого ребёнка: «... образ героической матери, - пишет В. М. Жирмунский, - справедливой и доброй, умудрённой жизненным опытом и трогательно заботливой. Почти всегда это вдова, заменяющая герою отца, как мать Добрыни Никитича, "честная вдова Амальфа Тимофеевна", как Евфросинья - мать и постоянная советчица Марко Кралевича в южнославянском эпосе, или как мать Рено де Монтобана и трёх его братьев-изгнанников в эпосе старофранцузском ("Сыновья Эмона"), или как Каныкей, вдова Манаса и мать Семетея, во второй части киргизской эпопеи» [2, с. 31].
Е. Н. Кузьмина, известная исследовательница фольклора, также говоря об образе героической матери, отмечает: «Вполне закономерны и те произведения, в которых воспевается мать, но отец остаётся либо в тени, либо о нём ничего не говорится в сказаниях» [3, с. 74]. При этом Евгения Николаевна продолжает: «Отражению отдельных черт матриархата в устном поэтическом творчестве народа мы обязаны тем, что
располагаем высокохудожественными произведениями, сложенными в честь матери, дарующей жизнь, целый мир во всём его многообразии и красочности^ [Там же].
С другой стороны, Пора Нинчи - , существо двойной природы - зверь-женщинай (В. Е. Майногашева) [4, с. 208]. Пора Нинчи обладает даром оборотничества, можно сказать, она - , существо особого порядкай. В самые критические моменты она превращается в чёрную лису (, хара ту лгу й):
Анац андар Пора Нинч1, Тыр сшгш салыпсхан. Ус хулас сунныг хара тулгу полып, Киршп-суулш, ойлап сыххан [7, л. 148].
Затем Пора Нинчи, С шумом встряхнулась. Трёхсаженной чёрной лесой став, Вытянувшись, помчалась.
В противостоянии против Хара Нинчи - женщины из подземного мира, она нисколько не отстаёт от «демонической женщины», превращаясь то в голубой туман:
Пора Нинч1 турганымнац
Тырлада сшпшбюкен
Ах-кок тубан полып,
Чайылыбысхан.
Хан типрнщ паарына
Коолче тарта тартылып,
Код1рлш килед1ред1р.
Ах пулудын тобыра парыбысхан.
Ах айастыц алтына чапсын килген
[Там же, л. 381-382].
Вставши, Пора Нинчи С шумом встряхнулась Голубым туманом став, Расстелилась.
До поднебесья (В лоно неба) Медленно затянув, Поднимаясь, надвигается Сквозь белое облако прошла. Под ясным небом прилипилась.
То в иглу:
Пора Нинч1 тырлада сшгшшскен: Хара чирд(н)щ алтына, Тибе шге1 полып, атылыбысхан. Пора Нинч1 абахай Хара Нинчшщ алтына тускен. Тырлада сшпшбюкен, Ах хола чазы полиан [Там же, л. 388].
Пора Нинчи шумно встряхнулась: Под чёрную землю Большой иглой став, бросилась, Пора Нинчи - красавица Перед Хара Нинчи вниз упала. Шумно встряхнулась, Белой бронзой стала.
Сила Пора Нинчи заключается, главным образом, в оборотничестве. Она обладает антропоморфными качествами, идущими от мифологических традиций.
Е. Н. Кузьмина, объясняя появление подобных персонажей, пишет: , ...появление антропоморфных существ в произведениях устного народного творчества, несомненно, было обусловлено меняющимся мировоззрением людей того далёкого времени.
Вследствие активной трудовой практики древнего человека в его сознании возникают новые понятия и представления о природе... На этом этапе развития мышления человек видит себя уже существом особой организации по отношению к представителям животного мира, но, тем не менее, с ними связывает своё про-исхожденией [3, с. 34-35]. Далее она приводит пример из бурятского улигера , Айдурай Мэргэнй, героиня которого , Агу Ногонй, также как и Пора Нинчи в хакасском алыптых нымахе, обладает даром оборотничества: , Агу Ногон может принимать различный облик - то летит она легкокрылым ястребом по поднебесью, то бежит прекрасной ланью по земле или превращается в неуловимого комарикай [Там же, с. 78].
Превращение человека в зверя или птицу - излюбленный приём архаичной поэтики, широко используемый в фольклоре всех народов мира.
Приёмом также типологического свойства является использование в фольклоре, в частности в хакасском эпосе, чудесных или магических предметов. Пора Нинчи имеет такие магические предметы - два зеркала, с помощью которых наблюдает за Мацан Сайыном. Она отдаёт эти зеркала своему сыну Ай Кооку, чтобы он прослеживал путь Пора Нинчи и путь Мацан Сайына. Но никто, кроме Ай Коока не должен знать об этих зеркалах и их функциях, иначе Пора Нинчи погибнет. При использовании подобных предметов формировался так называемый , кодекс поведения^.
, Чудесное зрение шамана усиливало и небесное зеркало кузунгу. Тувинцы считали, что имитировать камлание мог любой желающий, но зеркало имел только шаман. Более того, некоторые "большие" шаманы могли обходиться и без ритуального облачения, но камлать без зеркала не решались. Этим атрибутом обладали и некоторые персонажи фольклора. Отражая тайную сущность вещей и явлений, зеркало приобщало своего владельца к небесному свету, наделяло способностью видеть сокрытоей [6, с. 103].
1 Тибе ще - большая игла.
Рассматривая образ Пора Нинчи в алыптых нымахе , Пучеглазая Пора Нинчий, нельзя не провести аналогию с произведением , Ай Хуччинй, в котором также ярко представлен этот персонаж, дополняя его трактовку в выше названном алыптых нымахе: , Образ жены Хулатая, Пора-Нинчи, занимает особое место в ряду отрицательных персонажей эпоса. Пора-Нинчи, привезённая Хулатаем с чужбины - "со стороны заката солнца", всей своей демонической природой противостоит людям солнечного мира. В её образе отчётливо проявляются черты хитрой, корыстной женщины-чужеземки и злой волшебницы-оборотня. Она более хитра, чем Хулатай, так как свои коварные замыслы о захвате ханской власти умеет облечь в видимость добрых намерений. Поэтому Пора-Нинчи предстаёт злобной и грозной» [5, с. 524].
Безусловно, в анализируемом эпосе и эпосе , Ай Хуучинй присутствует некоторое сходство этих образов (иноземное происхождение, волшебница-оборотень). Но есть существенные различия: так в алыптых нымахе , Пучеглазая Пора Нинчий героиня - положительный персонаж, так называемый , культурный геройй, доблестно защищающая чурт своего мужа-богатыря. Она - покровительница рода, мудрая и отважная. Характерной чертой её образа является покровительство рода через личность богатыря. Когда же и как осуществилась подобная трансформация героя?!
В рассматриваемом эпосе можно выделить два типа женских образов: покровительница рода, богатырка -Пора Нинчи и её антагонист - женщина подземного мира - Хара Нинчи, противостоящая ей. Но оба этих типа женских образов обладают мифологическими качествами имея антропоморфную природу. Образ Пора Нинчи в алыптых нымахе , Тошпах харахтыи Пора НинцШ (, Пучеглазая Пора Нинчий) интересен тем, что предстаёт как разновидность трактовки образа этой героини-богатырки в народном сознании, преломлённом в героических сказаниях.
Образ Пора Нинчи представлен не только как хранительницы очага, заботливой матери, но и как богатырки, обладающей антропоморфными качествами, сражающейся с врагами и являющейся, таким образом, покровительницей рода. В её образе органически синтезированы черты мифологизма, женственности и богатырства. Несмотря на , иноземное происхождение», она самоотверженно служит владению мужа-богатыря.
Анализ этого образа позволяет раскрыть содержание наиболее архаичных пластов традиционного мировосприятия хакасов, а также ценностные основы народной культуры: ценностное отношение к семье, уважение и почитание старших, высокое положение женщин.
Семантика женского образа в алыптых нымахе хакасов непосредственно связана с самой историей становления и развития человеческого общества - с его этноонтологическими, этноэтнографическими и этнопсихологическими отношениями.
Список литературы
1. Данилова А. Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. Новосибирск: Наука, 2014. 166 с.
2. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. М. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. 433 с.
3. Кузьмина Е. Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. Новосибирск: Наука, 1980. 160 с.
4. Майногашева В. Е. Образ Хуу-Иней в хакасском героическом эпосе // Исследования по языку и фольклору. Новосибирск: Наука, 1965. Вып. I. С. 202-222.
5. Майногашева В. Е. Хакасский героический эпос , Алтын-Арыг» // Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос / вступ. ст. пер., коммент. В. Е. Майногашевой. (Эпос народов СССР). М.: Наука, 1988. На хакас. и рус. яз. С. 490-534.
6. Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. 209 с.
7. Тошпах харахтыг Пора Нинщ / лит. запись Т. Г. Танеевой от П. В. Курбижекова. РФ 505. 413 л.
PORA NINCHI IMAGE IN ALYPTYKH NYMAKH (HEROIC EPOS) "TOSHPAKH KHARAKHTYU PORA NINKHV" (GOGGLE-EYED PORA NINCHI)
Shulbaeva Natal'ya Vladimirovna
Khakass Research Institute of Language, Literature and History natalya.shulbaeva@yandex. ru
The article focuses on the peculiarities of meaningful and esthetical determination of Pora Ninchi image in alyptykh nymakh (heroic epos) "Toshpakh kharakhtyu Pora Ninkhv" (goggle-eyed Pora Ninchi) with a view to show the typical woman's image in the traditional Khakass culture. The image analysis allowed discovering the meaning of the most archaic strata of the traditional Khakass worldview relying on the following characteristics: appearance, physical qualities, behaviour; possession of mythological qualities, magic things; behaviour, relations with the other personages.
Key words and phrases: Khakass folklore; alyptykh nymakh; woman's images; women-bogatyrs; nominal formula; werewolf nature; magic thing.