Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПЕРВОПРЕДКА В ИЗОБРАЖЕНИИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА "ТАО-ТЕ". БРОНЗОВЫЙ ВЕК. КИТАЙ'

ОБРАЗ ПЕРВОПРЕДКА В ИЗОБРАЖЕНИИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА "ТАО-ТЕ". БРОНЗОВЫЙ ВЕК. КИТАЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ КИТАЙ / ОБРАЗ "ТАО-ТЕ" / ЛИЧИНА / МИФОЛОГИЯ КИТАЯ / ИСКУССТВО КИТАЯ / ДРЕВНИЕ БРОНЗОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ / АРХЕОЛОГИЯ КИТАЯ / "КУЙ" / "НЮЙ-ВА" / "ДИ-КУ" / БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаповалова Светлана Николаевна

Несмотря на значительный интерес исследователей в проблеме отождествления мифологического существа древнекитайского искусства «Тао-те» (饕餮), его образ, а также символика элементов декоративного оформления артефактов бронзового века Китая до настоящего времени остаются малоизученными и неразгаданными. Целью является рассмотрение вопросов, связанных со структурой образа «Тао-те», гетерогенным видом изображения в эпохи Ся, Шан-Инь и Чжоу, проблемой утраченного имени и идентификация иконостилистического персонажа эпохи металла. Анализ литературных источников позднего периода, содержащий описание божественных первопредков, изложенных в результатах диссертационного исследования, указывает на взаимосвязь образа с божественным первопредком «Куй» или «Ди-Ку» (喾)), зооморфные фигуры соименного существа (дракон «Куй») образуют личину «Тао-те». Выводы работы дают представление о религиозном мировоззрении, закодированном в инкрустации предметов искусства и ритуала древнекитайских государств, могут быть полезны в изучении истории, культуры и искусства древнего Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE FIRST ANCESTOR IN THE SHAPE OF MYTHOLOGICAL CREATURE "TAO-TE". THE BRONZE AGE. CHINA

Despite the considerable interest of researchers in the problem of identifying the mythological creature of the ancient Chinese art “Tao-tie” (饕餮), its image, as well as the symbolism of the decorative elements of artifacts of the Bronze Age of China, remain poorly studied and unsolved to this day. The purpose of the paper is to consider issues related to the structure of the “Tao-tie” image, the heterogeneous appearance of the image in the Xia, Shang-Yin and Zhou eras, the problem of the lost name and the identification of the icon-stylistic character of the metal era. The analysis of literary sources of the late period containing a description of the divine first ancestors set forth in the results of the dissertation research points to the relationship of the image with the divine first ancestor “Kui” or” Di-Ku” (喾), zoomorphic figures of a co-named creature (dragon “Kui”) form the mask of “Tao-tie”. The conclusions of the work give an idea of the religious worldview encoded in the inlay of art and ritual objects of ancient Chinese states and can be useful in studying the history, culture and art of ancient China.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПЕРВОПРЕДКА В ИЗОБРАЖЕНИИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА "ТАО-ТЕ". БРОНЗОВЫЙ ВЕК. КИТАЙ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Научная статья

УДК 7.04(315)"637"

ББК 87.822.23(5Кит)

Ш24

DOI:10.53598/2410-3489-2021-4-287-79-85

Образ первопредка в изображении мифологического существа «Тао-те». Бронзовый век. Китай

Шаповалова Светлана Николаевна

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, dassel-sv@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1999-0767

Аннотация.

Несмотря на значительный интерес исследователей в проблеме отождествления мифологического существа древнекитайского искусства «Тао-те» (ШШ), его образ, а также символика элементов декоративного оформления артефактов бронзового века Китая до настоящего времени остаются малоизученными и неразгаданными. Целью является рассмотрение вопросов, связанных со структурой образа «Тао-те», гетерогенным видом изображения в эпохи Ся, Шан-Инь и Чжоу, проблемой утраченного имени и идентификация иконостилистического персонажа эпохи металла. Анализ литературных источников позднего периода, содержащий описание божественных первопредков, изложенных в результатах диссертационного исследования, указывает на взаимосвязь образа с божественным первопредком «Куй» или «Ди-Ку» (#)), зооморфные фигуры соименного существа (дракон «Куй») образуют личину «Тао-те». Выводы работы дают представление о религиозном мировоззрении, закодированном в инкрустации предметов искусства и ритуала древнекитайских государств, могут быть полезны в изучении истории, культуры и искусства древнего Китая.

Ключевые слова:

Древний Китай, образ «Тао-те», личина, мифология Китая, искусство Китая, древние бронзовые изделия, археология Китая, «Куй», «Нюй-ва», «Ди-ку», божественные предки

Для цитирования: Шаповалова С.Н. Образ первопредка в изображении мифологического существа «Тао-те». Бронзовый век. Китай / /Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2021. Вып.4 (287). С. 79-85. DOI 10.53598/2410-3489-2021-4-287-79-85

Original Research Paper

The image of the first ancestor in the shape of mythological creature "Tao-te". The Bronze Age. China

Svetlana N. Shapovalova

Far Eastern Federal University. FEFU. dasel-sv@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-1999-0767

Abstract.

Despite the considerable interest of researchers in the problem of identifying the mythological creature of the ancient Chinese art "Tao-tie" its image, as well as

the symbolism of the decorative elements of artifacts of the Bronze Age of China, remain poorly studied and unsolved to this day. The purpose of the paper is to consider issues related to the structure of the "Tao-tie" image, the heterogeneous appearance of the image in the Xia, Shang-Yin and Zhou eras, the problem of the lost name and the identification of the icon-stylistic character of the metal era. The analysis of literary sources of the late period containing a description of the divine first ancestors set forth in the results of the dissertation research points to the relationship of the image with the divine first ancestor "Kui" or" Di-Ku" (#), zoomorphic figures of a co-named creature (dragon "Kui") form the mask of "Tao-tie". The conclusions of the work give an idea of the religious worldview encoded in the inlay of art and ritual objects of ancient Chinese states and can be useful in studying the history, culture and art of ancient China.

Keywords:

Ancient China, "Tao-tie" image, mask, Chinese mythology, Chinese art, ancient bronze products, "Kui", "Nyu-wa", "Di-ku", divine ancestors

For citation: Shapovalova S.N. The image of the first ancestor in the shape of mythological creature "Tao-te". The Bronze Age. China // Bulletin of Adyghe State University, Series: Philology and the Arts, 2021. No. 4 (287). P. 79-85. DOI: 10.53598/2410-3489-2021-4-287-79-85

Введение.

Бронзовые сосуды с изображением маски «Тао-те» (ЩЩ) (рис.1), безусловно, являются самыми многочисленными и наиболее впечатляющими материальными артефактами, сохранившимися с древности Китая. В статье рассматривается проблематика утраченного имени неизвестного существа, популярного в Поднебесной с эпохи трех древних государств - Ся (2070 - 1765 г. до н.э.), Шан-Инь (1554 - 1046 г. до н.э.) и Западное Чжоу (1045 - 770 г. до н. э.), и взаимосвязь с другим, не менее известным персонажем китайского искусства и культуры - драконом «Куй». Выводы основаны на анализе мифологии, космогонии, культов и ритуальных обрядов.

Многочисленный археологический материал царских захоронений, остатки городищ и два ранних письменных источника иньской эпохи «Цзиньвэнь» (й Ж кит.) и «Цзягувэнь» кит.),

являющиеся основополагающим ресурсом в изучении жизни древнего народа, но не дающие никаких сведений об изображенном иконо-стилистическом образе, традициях древнего орнамента и символике декоративного оформления бронзовых изделий [1: 64].

Цели и задачи.

Целью исследования является рассмотрение вопросов, связанных со структурой образа Тао-те, гетерогенным видом изображения в эпохи Ся, Шан-Инь и Чжоу, проблемой утраченного имени, а также установление аналогии изображения с описываемыми в литературе древнего Китая признаками божественного первопредка Куй «Ди-Ку» ф! К и ( #)) фигуры соименного существа (дракон Куй) образуют маску Тао-те.

Значимостью исследования является изучение религиозного мировоззрения, закодированного в инкрустации предметов искусства и ритуала древнекитайских

Рис.1. Маска Тао-те на бронзовых сосудах эпохи Шан (1554-1046 г. до н.э.) Национальный музей г. Шанхай. Китай.

государств Ся, Шан-Инь и Чжоу, которое может быть полезным в изучении истории, культуры и искусства древнего Китая.

В методологическую базу исследования входят методы: иконографический, исследующий варианты создания образа; иконологический, раскрывающий исторически обусловленное образно-символическое содержание персонажа; герменевтический метод, учитывающий правильное прочтение, истолкование смысла древнекитайских текстов, понимание эпохи и культуры; общенаучные методы исторического исследования: классический - историко-культурный анализ письменных источников; семиотический метод с использованием методов синтагматики и прагматики.

Ориентиром для правильного построения исследования являются работы профессора Роберта Бегли (Принстонский университет), любезно предоставившего свои труды, работы Б.Л. Рифтина «От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе», составившие основу работы, монография Кравцовой М.Е. «История искусства Китая.» Энциклопедия в пяти томах «Духовная культура Китая» под редакцией М. Л. Тита-ренко и многие другие авторы, и исследователи.

Обсуждение.

«Тао-те» - один из девяти сынов дракона «Лун» («Lung or Long»), (f),

в переводе с китайского - «обжора». Во времена династии Мин ряд китайских ученых составили списки традиционных мотивов, замеченных в архитектуре и прикладном искусстве, которые в конечном итоге стали кодифицированы как девять детей священного дракона «лун». Список, представленный Ян Шен (1488 - 1559), согласуется как с древним, так и с современным использованием этого термина: «Тао-те» - сын дракона «Лун», обжора, любящий есть и пить. В этом случае вызывает сомнение только количество сынов дракона, т.к. существует впечатление натянутости и подогнан-ности к священному для китайской культуры числу - девять, имеющему множественное символическое значение, присутствующее в шаманских представлениях как девять космологических сфер в строении мира, так и в разграничении древнего государства на девять территорий с легендарными девятью сосудами дин - символом царской власти.

Доподлинно не известно, каким именем назывался «Тао-те» в государствах Ся, Шан и Чжоу. Исследователь Saran Allan (Саран Аллан) в книге «The Shape of the Myth, Art, And Cosmos in Early China» («Форма мира: миф, искусство и космос в Китае») отмечает: «Нет особых оснований предполагать, что термин «Тао-те» был известен во времена Шан, на самом деле, первое появление этого слова находится в

Цзо чжуань, где оно используется для обозначения одного из четырех злых существ мифологического китайского мира: жадный и прожорливый сын клана Цзиньюнь, который жил во времена легендарного Желтого Императора. Однако с уверенностью можно сказать, что ассоциация термина «Тао-те» с личиной, изображённой на бронзовых изделиях царств Чжоу и Шан, достаточно древняя. Это можно понять из следующего отрывка в «Весенних и Осенних» летописях царства Лу (16 / За, «пророчество»): у Тао-те в бронзе Чжоу есть голова, но нет тела. Когда он ест людей, он не глотает их, но вредит им. В другом варианте перевода второе предложение звучит следующим образом: «он пожрал человека, но прежде, чем он смог проглотить его, его собственное тело было повреждено» [2: 145].

Ли Цзэхоу, специалист по эстетике, историк философии, комментирует описание Тао-те в «Весенних и Осенних» летописях следующим образом: «Трудно объяснить, что подразумевается под этим, так как многие мифы о даосе были утеряны, но указание на то, что он ест людей, полностью согласуется с его жестоким, устрашающим лицом. Для чужих кланов и племен он символизировал страх и силу; для своего собственного клана или племени он был символом защиты. Эта религиозная концепция, эта двойственная природа кристаллизовалась в своих странных, отвратительных чертах. То, что сегодня кажется таким диким, в свое время имело историческое, рациональное качество. Именно по этой причине дикие древние мифы и легенды, рассказы о варварстве и грубые, жестокие и ужасающие произведения искусства древних кланов обладали замечательной эстетической привлекательностью. Как это было с эпическими поэмами Гомера и африканскими масками, так это было с «Тао-те», в чьих отвратительных чертах была сосредоточена глубоко укоренившаяся

историческая сила. Именно благодаря этой непреодолимой исторической силе, тайна и ужас «Тао-те» стали «прекрасно - возвышенными». Далее он также отмечает: «некоторые ученые считают, что значение «Тао-Ие» - «не есть людей», а устанавливать таинственную связь между людьми и небом (богами)» [3: 27].

Версии других учёных основываются на поздних чжоуских книгах, описывающих чудовище - людоеда «Тао-те», обжору, поверженного «Желтым императором», в знак победы над которым изображение чудовища должно было оставаться на сосудах и оружии до скончания веков.

Результаты.

Результаты исследования показывают значительные различия в изображении «Тао-те» для трех исторических эпох бронзового века Китая, которые вероятнее всего связаны:

1. Несовершенство технологий начального этапа развития бронзо-литейного производства - (династия Ся), в котором черты существа почти неотличимы от орнамента и определяются в большей степени по наличию круглого зрачка.

2. Эпоха Шан-Инь - период расцвета изображений, образ «Тао-те» усложняется подчеркнутыми «элементами - символами», в которых, как показывают итоги, закодированы детали древнейшего мировоззрения.

3. Революционная смена религиозных приоритетов (эпоха Чжоу) от культа предков к культу Неба, утрата первичной значимости, ставшая скорее всего истинной причиной изменений изображения и придавшая облику «Тао-те» нечеткие, стилистические черты, напоминающие древние мотивы, в которых образ еще используется, но уже в качестве традиционного орнамента принадлежащего предкам.

Археологические коллекции музеев располагают значительным

числом бронзовых изделий, изображение Тао-те чаще всего принадлежит ритуальным сосудам, в связи с этим можно предположить, как складывались ассоциации образа с ненасытным существом, пожирающим жертвенную пищу.

Общепринятая точка зрения -это рассматривание образа «Тао-те» как личины с оскалом неизвестного существа, с выпуклыми глазами, без нижней челюсти, дополненной змеевидными отростками, без туловища. Образ без тела является распространенной характеристикой «Тао-те», но это утверждение в корне не верно. На любом изображении эпохи Шан-Инь облик неизвестного существа имеет змееобразное туловище, заканчивающееся спиралевидным элементом. В этом случае допустим вопрос о количестве тел, в котором усматривается профильное изображение одного туловища, либо рисунок двух тел.

В описательный портрет облика «Тао-те» периода эпох Ся, Шан и

Раннего Чжоу, по нашему мнению, входят: змееобразное тело, предполагающее двойственность (образован из двух фигур); спиралевидные крючкообразные элементы, подразумевающие руки (или лапы); перья; быкообразная личина без нижней челюсти с пастью и клыками, напоминающая тигриную или драконью. Облик также имеет солнечный рог «жи-цзяо» выраженный в виде орнамента; драконову мету «лун-янь» в виде ромба; синтезированную голову «би», образованную двумя фигурами Куй, указывающую по признакам на силу «дэ» (Ш); символ «эр» (ухо), а так же символ «куй» (возвращение), сам по себе означающий дух умершего предка. Дифференцируемые элементы личины и декора бронзовых изделий, будь то образующие фигуры Куй или се-мантико-орнаментальные детали маски, указывающие на принадлежность облика «Тао-те» к изображению божественного первопредка (подробнее [4:2]).

Рис. 2. Схема изображения Тао-те с указанием элементов, имеющих семантическую символику: 1. Фигура дракона Куй. 2. Щит - «солнечныйрог». 3. Ромб — «драконий лик». 4. Символ уха. 5. Символ «куй» (возвращение).

В вопросах, касающихся имени изображенного существа, необходимо в первую очередь учитывать структурную взаимосвязь фигур Куй, входящих в состав облика «Тао-те». Схематическое изображение

(рис. 2) демонстрирует строение личины, состоящее из двух синтезированных фигур дракона «Куй». «Дракон-куй - весьма стилизованное изображение фантастического существа, в котором сочетаются

черты внешнего облика хищного зверя (голова, пасть, лапы) и змеи (змееобразное туловище)» [5: 131]

Основной отличительной чертой, идентифицирующей фигуры «Куй», является изображение открытой пасти, по которой, собственно, и определяется вид зооморфного существа при сопоставлении с пиктографическими надписями на бронзе эпохи Шан-Инь, и указывает на три вида изображений - птицы, дракона и тигра. В этом случае возникает резонный вопрос, каким образом сформировалось название дракон «Куй», предполагающее только один неопределенный мифологический персонаж. В древних письменных источниках находится необычное упоминание о том, что «Куй» является божественным первопредком и соотносится с «Ди-ку»: «Имя «Ку» встречается в надписях на гадательных костях эпохи Шан-Инь (2-я пол. II тыс. до н.э.) с эпитетом «высокий предок», т.е. «божественный перво-предок» (гао цзу). На этом основании Го Мо-жо (1892 - 1978) в 1935 (опубл.: 1957, рус. пер.: 1959) отождествил его с Ди Ку и Ди Цзюнем, которых ранее друг с другом идентифицировал Ван Го-вей (1877—1927; см. вт. 1), и с Шунем, задолго до этого идентифицированным Го Пу (276 -324) с Ди Цзюнем» [6: 498]. «По определению первого полного толково-этимологического словаря «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение знаков и анализ иероглифов») Сюй Шэня, «Куй» (Безобразный) похож на дракона, одноног,

рогат, с человеческими руками и ногой. Такому облику уподобляются орнаментальные изображения одноногих драконов на ритуальном сосуде эпохи Шан-Инь» [6: 498].

Заключение

Описание внешнего вида «Куй» совпадает с признаками божественных первопредков и, в первую очередь, с изображением самого «Тао-те», а впоследствии - с образами «Фу-си» или «Нюй-ва». Речь здесь идет именно об описании первопред-ков в источниках, так как реальные изображения «Фу-си» и «Нюй-ва», имели отличия в разные периоды времени и по ряду других причин. Одноногость образа «Куй» в последующие периоды ассоциировалась, вероятнее всего, со спиралевидно-закрученным хвостом фигур «Куй» и, как показали результаты исследования, отожествляющимся с пиктографическим знаком «возвращение», означающим дух умершего предка.

Выводы.

Образ «Тао-те», имеющий все признаки попадающие под описание первопредка, несомненно указывает на то, что на бронзовых изделиях фигура личины, образованная из двух синтезированных существ «Куй», а также название трех видов различных зооморфных фигур - птицы, тигра и дракона, является изображением божественного перво-предка с первоначальным, утраченным именем «Куй» или «Ди Ку» Ки (#)) (#).

Примечания:

1. Куликов Д. Е. Надписи на древнекитайских бронзовых сосудах «Би Ци ю» (поздний период эпохи Шан-Инь). Ориенталистика. 2021;4(1):52-76. http://doi. org/10.31696/2618-7043-2021-4-1-052-076.

2. Allan Sarah. The Shape of the Turle: Myth, Art, And Cosmos in Early China./ Sarah Allan - State University of New York Press.1991. - 248 с.

3. Li Ze hou. (Очерки по истории древнекитайской мысли)/Ли Цзэхоу. - Пекин, 1986. - 494 с.

4. Шаповалова С.Н. Особые признаки в изображении Тао-те. Древний Китай/ Вестник Адыгейского государственного университета, Сер: Филология и искусствоведение. Вып.1 (272). 2021. С. 200-208.

5. Кравцова М.Е. История искусства Китая / М. Кравцова - Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, 2004. - 960 с.

6. Титаренко М. Л. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2: Мифология. Религия / ред. М. Л. Титаренко [и др.]. - Москва: Восточная литература, 2007. - 726 с.

References

1. Kulikov D.E. Inscriptions on ancient Chinese bronze vessels "Er sy Bi Tsi yu" and "Sy sy Bi Tsi yu" (late period of the Shang-in epoch). Orientalism. 2021; 4(1):52-76. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2021-4-1-052-076.

2. Allan Sarah. The Shape of the Turtle: Myth, Art, and Cosmos in Early China. New York: State University Press, 1991. 248 рp.

3. Li Zehou Essays on the history of ancient Chinese thought / Li Zehou. Beijing, 1986. 494 рp.

4. Shapovalova S.N. Special features in the image of Taotie. Ancient China // Bulletin of the Adyghe State University. Ser: Philology and the Arts. Iss. 1 (272). 2021. P. 200-208.

5. Kravtsova M.E. History of Chinese art / M. Kravtsova. St. Petersburg; Moscow; Krasnodar, 2004. 960 рp.

6. Titarenko M.L. Spiritual culture of China: Encyclopedia: in 5 vols. Vol. 2: Mythology. Religion / ed. by M.L. Titarenko [et al]. Moscow: Oriental Literature, 2007. 726 pp.

Статья поступила в редакцию 06.05.2021; одобрена после рецензирования 16.12.2021; принята к публикации 23.12. 2021.

The article was submitted 06.05.2021; approved after reviewing 16.12. 2021; accepted for publication 23.12.2021.

© С.Н. Шаповалова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.