Научная статья на тему 'ОСОБЫЕ ПРИЗНАКИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ТАО-ТЕ. ДРЕВНИЙ КИТАЙ'

ОСОБЫЕ ПРИЗНАКИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ТАО-ТЕ. ДРЕВНИЙ КИТАЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
307
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ КИТАЙ / ОБРАЗ ТАО-ТЕ / ЛИЧИНА / МИФОЛОГИЯ КИТАЯ / ИСКУССТВО КИТАЯ / ДРЕВНИЕ БРОНЗОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ / КУЙ / НЮЙ-ВА / ДИ-КУ / БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаповалова Светлана Николаевна

Впервые предпринят семиотический анализ орнаментальных элементов, включенных в изображение популярной фигуры древнекитайского искусства Тао-те (Tao-tie (饕餮)), в сопоставлении с признаками, описанными в поздних литературных источниках, принадлежащих божественным, легендарным первопредкам древнего Китая. Несмотря на столь популярное изображение мифологического существа, персонаж не имеет научного определения, сохраняя тем самым свою неразгаданность. Исследование затрагивает обзор легендарных признаков первопредков, которые демонстрируют очевидную взаимосвязь с изображением и раскрывают семантику некоторых деталей узора. Способ и полученные выводы подчеркивают новизну исследования. Изображенные элементы: драконова мета, солнечный рог, синтезированное тело - по всем признакам указывают на принадлежность образа Тао-те к описанию божественного первопредка. Результаты исследования раскрывают семантику изображенного орнамента и помогают в понимании религиозного мировоззрения государств Ся, Шан и Чжоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES IN THE IMAGE OF TAOTIE, ANCIENT CHINA

The article is the first to undertake a semiotic analysis of the ornamental elements included in the image of the popular pattern of ancient Chinese art Taotie (饕餮). A comparison is made with the features described in later literary sources belonging to the divine, legendary first ancestors of ancient China. Despite such a popular depiction of a mythological creature, the character does not have a scientific definition, thus preserving its unsolved nature. The study covers an overview of the legendary features of the first ancestors that demonstrate an obvious relationship with the image and reveal the semantics of some details of the pattern. The method and the findings emphasize the novelty of the study. The depicted elements include dragon meta, solar horn, synthesized body, all signs indicate that the image of Taotie belongs to the description of the divine first ancestor. The results of the study reveal the semantics of the depicted ornament and help in understanding the religious worldview of the Xia, Shang and Zhou states.

Текст научной работы на тему «ОСОБЫЕ ПРИЗНАКИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ТАО-ТЕ. ДРЕВНИЙ КИТАЙ»

УДК 7.048(315)

ББК 85.124(5Кит)

Ш 24

Шаповалова С.Н.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия, da-

sel-sv@mail.ru

Особые признаки в изображении Тао-те. Древний Китай

(Рецензирована)

Аннотация.

Впервые предпринят семиотический анализ орнаментальных элементов, включенных в изображение популярной фигуры древнекитайского искусства Тао-те (Tao-tie (Йв)), в сопоставлении с признаками, описанными в поздних литературных источниках, принадлежащих божественным, легендарным перво-предкам древнего Китая. Несмотря на столь популярное изображение мифологического существа, персонаж не имеет научного определения, сохраняя тем самым свою неразгаданность. Исследование затрагивает обзор легендарных признаков первопредков, которые демонстрируют очевидную взаимосвязь с изображением и раскрывают семантику некоторых деталей узора. Способ и полученные выводы подчеркивают новизну исследования. Изображенные элементы: драконова мета, солнечный рог, синтезированное тело - по всем признакам указывают на принадлежность образа Тао-те к описанию божественного первопредка. Результаты исследования раскрывают семантику изображенного орнамента и помогают в понимании религиозного мировоззрения государств Ся, Шан и Чжоу.

Ключевые слова:

древний Китай, образ Тао-те, личина, мифология Китая, искусство Китая, древние бронзовые изделия, Куй, Нюй-ва, Ди-ку, божественные предки

Shapovalova S.N.

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, dasel-sv@mail.ru

Special features in the image of Taotie, ancient China

Abstract.

The article is the first to undertake a semiotic analysis of the ornamental elements included in the image of the popular pattern of ancient Chinese art Taotie (ЩШ). A comparison is made with the features described in later literary sources belonging to the divine, legendary first ancestors of ancient China. Despite such a popular depiction of a mythological creature, the character does not have a scientific definition, thus preserving its unsolved nature. The study covers an overview of the legendary features of the first ancestors that demonstrate an obvious relationship with the image and reveal the semantics of some details of the pattern. The method and the findings emphasize the novelty of the study. The depicted elements include dragon meta, solar horn, synthesized body, all signs indicate that the image of Taotie belongs to the description of the divine first ancestor. The results of the

study reveal the semantics of the depicted ornament and help in understanding the religious worldview of the Xia, Shang and Zhou states. Keywords:

аncient China, Taotie, mask, Chinese mythology, Chinese art, ancient bronze products, Kui, Nyuwa, Diku, divine ancestors

Бронзовые артефакты второго тысячелетия до н.э, являются яркой чертой материальной культуры Китая и одним из основных показателей уровня развития цивилизации. Шанские бронзы представляют эталон древнего искусства, демонстрируя индивидуальный вид декоративного оформления изделий.

Предпринятый семиотический анализ орнаментальных элементов, входящих в состав популярнейшего изображения древнекитайского искусства Тао-те (Tao-tie (ШШ)) (рис.1),

в сравнении с признаками, описанными в литературных источниках, принадлежащих божественным, мифологическим первопредкам, приближает к разгадке представ-леного персонажа, относящегося к эпохе Ся, Шан и Чжоу.

«Известный китайский археолог Го Баоцзюнь высказал в свое время следующее суждение: «иньские бронзовые сосуды отличаются от сосудов эпохи Чжоу тем, что в них главное значение придается не надписи, а орнаменту» [1: 114].

Рисунок 1. Маска Тао-те на бронзовых сосудах эпохи Шан (1554 -1046 г. до н.э.). Национальный музей г. Шанхай, Китай.

Оценить действительное значение культового образа, как бы ни оригинально это не выглядело, необходимо все же учитывать основное предназначение бронзовых сосудов с изображением Тао-те, которым являлся обряд жертвоприношений предкам и божествам. Изделия были настолько ценны, что их захоранивали в гробницах с владельцами, а некоторые из них дополнительно

изготовлялись уже после смерти, специально для похоронного обряда. Сосуды, музыкальные инструменты и часть боевого оружия являлись важными атрибутами в совершении ритуальных действий. Глубоко религиозное мировоззрение древних обществ допускало массовые человеческие жертвоприношения во имя богов и предков, при этом смысл существования правящей элиты

укладывался в понятия - управление, ритуал и война.

Что касается жертвенных даров, то они состояли только из наилучших отборных образцов, будь то приготовленная пища, зерно или скот. Любой предмет, относящийся к ритуальному жертвоприношению, должен был обладать наивысшим качеством. Это обстоятельство говорит о том, что ничего случайного в предметах, принимающих участие в священном ритуале, быть не могло, и каждая деталь имела свое, особое значение.

Бронзовые изделия эпохи Шан, представляют структуру изображения Тао-те, созданную из двух симметрично расположенных горизонтальных фигур, синтезированных друг с другом половинами голов, название которых в китайской мифологии определено как дракон Куй. Более того, обязательным уточнением будет то, что для трех государств Ся, Шан и Чжоу образ Тао-те имеет заметные отличия, которые связаны как с техническими возможностями бронзолитейного производства, так и с изменениями в мировоззрении древнего общества, связанными со сменой исторических эпох.

Рассматриваемые признаки облика Тао-те, относятся к эпохе Шан и раннего Западного Чжоу, так как именно в эту эпоху образы декора на бронзе имеют семантическое значение.

Признак силы «Дэ» (De - (Ш)) - символ «Би». Первый вопрос относится к личине, образованной двумя синтезированными мифологическими существами дракона Куй. Профессор Robert Bagley (Роберт Бэгли) в работе «Meaning and Explanation» («Смысл и объяснение») описывает эту особенность как любовь древних к симметрии: The next question is : Why do the figures often appear in pairs? The answer is surely: for symmetry. - «Следующий вопрос: почему фигуры часто появляются парами? Ответ очевиден: для симметрии» [2: 17].

На сосудах место спайки металла, и не только оно (особенно хорошо выражено на квадратных дин), чаще всего имеет выступающую часть наподобие хребта или гребня (рис.2.), который сам по себе технически может являться границей слипания бронзы из нескольких глиняных форм при отливке сосуда.

Loehr (Лер), занимавшийся исследованием древних китайских бронз, объясняет инкрустацию сосудов как предельно возможное для того состояния бронзо-литейного производства, собственно говоря, считая, что образ Тао-те, в какой-то мере, мог сформироваться из-за технических условий того времени. Действительно, можно предположить, что фальц, остающийся при изготовлении изделия, выглядел не совсем эстетично, и древние мастера, улучшая внешний вид сосуда, пряча шов, инкрустировали его элементами в виде хребта или гребня, для этого же расположили фигуры Куй симметричным образом, изобретя в итоге новый вид мифологического существа. При этом необходимо отметить, что технологии того времени позволяли отливать бесшовные сосуды, например, кубки цзюэ, цзяо, цзя, а использование в искусстве образа личины берет начало в глубоком неолите.

Но все же невозможно полностью исключить вероятность того, что расположение симметричных фигур, образующих маску Тао-те, возникло не из за специальных религиозных требований, а волей случайного творческого вдохновения древнего мастера.

Профессор Принстонского университета Robert Bagley (Роберт Бэгли) в своей статье «Art and Archaeology of the Erligang Civilization» («Искусство и археология Эрлигангской цивилизации») указывает: «The motifs that really matter are the imaginary animals, above all the taotie and a vast menagerie of dragons and birds. Loehr thought that the animals were

Рисунок 2. (Рис.1. Глиняная форма, фото из статьи «Art and Archaeology of the Erligang Civilization.» Рис. 2. Сосуд дин. Бронза. Эпоха Шан (1554 -1046 г. до н.э.). Нара Национальный музей. Япония. Рис.3. Сосуд гуй. Бронза. Поздняя Шан (1554 -1046 г. до н.э.). Нара Национальный музей. Япония. Рис.4. Элемент бронзового сосуда гуй.)

invented by the bronze casters, and I believe he was right. - «Мотивы, действительно имеющие значение, это мифологические животные, прежде всего Тао-те и огромный зверинец драконов и птиц. Лер (Loehr) думал что животные были изобретены бронзовыми литейщиками, и я думаю, что он был прав» [3: 30].

Если даже допустить то, что древними мастерами были придуман вид, при котором фигуры существа Куй, синтезированные друг с другом половинами голов, образуют фигуру Тао-те, то ни в коей мере невозможно согласится с тем, что ими же придуман «огромный зверинец драконов и птиц». Эти существа используются в религии и искусстве древнего Китая задолго до наступления бронзового века, и чаще всего в инкрустации изделий используется только три вида мифологических существ.

Для того, чтобы понять, что признак синтезированных тел не является случайной фантазией мастера, нужно обратиться к изображениям эпохи неолита и более поздним письменным источникам. Символика сросшихся фигур присутствует в описании легендарных первопред-ков Куй или Ди-ку ф! Ки (Ш)) (предположительно годы правления 2436 - 2366 г. до н.э. ) либо у его сына Яо. «В книге Ван Чуна «Критические суждения» говорится, что у Яо были сросшиеся зубы. В тексте Ван Чуна в качестве определения к зубам Яо употреблено слово би, которое имеет, согласно словарю Морохаси Тэцуд-зи, чуть ли не тридцать различных значений. Наиболее близкое к этому случаю значение - «частый» (о зубьях гребня). Думается, однако, что здесь переводить это определение надо не просто «частые», а именно «примыкающие плотно друг к другу», «сросшиеся» зубы. Во-первых,

Рисунок 3. (Рис.1. Изделие из нефрита культура Лянчжу (3200 - 2200 до н.э.). Музей Лянчжу. Китай. Рис.2. Нефритовый сосуд конг культура Лянчжу (3200 - 2200 до н.э.). Музей Лянчжу. Китай. Рис.3. Нефритовый сосуд конг с изображением личины культура Лянчжу (3200 - 2200 до н.э.). Музей Лянчжу. Китай.)

в других названиях мифологического характера, например в термине «би-и-няо» - птицы со сросшимися туловищами, би имеет именно такое значение. Во-вторых, в описании, например, мифического государя Ди-ку, который считался отцом Яо, в качестве специфического его признака упоминались как раз сросшиеся зубы бинчи; «Ди-синь» (другое имя Ди-ку) имел сросшиеся зубы и обладал священной магической силой «Дэ». По этому тексту создается впечатление, что сросшиеся зубы есть как бы знак обладания этой магической силой» [4: 144].

Признак сросшегося тела определяется как магическая сила Дэ. Отсюда возникает резонный вопрос, кто в представлениях древних

китайцев мог ей обладать? Только Небо, божественные предки, ван (сын Неба) и жрецы. Это, в свою очередь, указывает на то, что в изображениях Тао-те усматриваются признаки мифологического божества, и таких примет, судя по всему, у него несколько.

Но для достоверного осмысления приметы необходимо все же учитывать, что данный текст мог быть более поздней интерпретацией символики синтезированных фигур, которой является сросшаяся личина, зубы или тело, но и не стоит исключать того, что этот знак существовал в эпоху раннего Шан и намеренно придавался облику Тао-те.

Изображение на нефритовых изделиях неолитической культуры

Лянчжу, представляет варианты использования так называемого хребта на углах сосуда (рис.3) сросшейся личины, образованной двумя змееобразными существами (рис.3) и использование профильного вида мифологического образа (рис.3) с принятым в современной научной терминологии названием - головы «чудовища». Из этого следует, что признак изображающий хребет и синтезированную личину, имеет глубокие неолитические корни и предполагает, что этот признак намерено придавался образу Тао-те.

Солнечный рог «Жи - цзяо». Следующей важной приметой, относящейся к описаниям первопред-ков, является - солнечный рог «Жи-цзяо» (рис.4). «В описании у Ло Би встречаются и два уже известных нам признака: один - «сросшиеся зубы» и второй - «щит, носимый на голове». Напомним, что, анализируя словесный портрет Чжуань-сюя, мы высказали предположение, что выражение дай гань - «несет на голове щит» есть переосмысленное архаическое представление о рогах перво-предков» [4: 144].

«Вообще, рога первопредков -тема крайне сложная и, насколько нам известно, никем пока не исследованная. Исходя из наших текстов, а также из сообщений о бычьей голове первопредков Фу-си, Нюй-ва или Шэнь-нуна, мы предложили свою интерпретацию выражения «несет на голове щит» как модификацию представления о рогах» [4: 111].

Щит, носимый на голове, или рог превосходно изображен на масках культуры Сансиндуй (рис.4), при этом структура орнамента сансин-дуйского щита имеет значительное сходство с узором, расположенным возле хребта на маске Тао-те (рис.4). Это само по себе подчеркивает важность элемента, изображенного древними мастерами с детальной точностью «в сохранившихся фрагментах древнего апокрифического текста, основанного на летописи «Чуньцю» («Весны и Осени») и называемого

«Чуньцю вэй. Хэ чэн ту» (примерно I в. н. э.), содержится следующее чисто зооморфное описание первопредка: «У Фу-си было тело дракона, голова быка, широкие плечи, просторные подмышки, нос-гора, солнечный рог, широко открытые глаза, жемчужное межбровье, волос коня-скакуна, космы - птичий пух, губы дракона, зубы черепахи, ростом был в девять чи и один дунь» особого разговора требует и «солнечный рог» (жи цзяо). В средневековой традиции этим термином обозначается одна из выпуклостей лба - левая (правая соответственно называется «лунный рог» - юэ цзяо). Однако в описании Фу-си и в приводимых ниже портретах других мифических героев лунный рог не фигурирует. Это наводит на мысль, что солнечный рог Фу-си не есть обозначение выпуклости лба, а является, вероятно, реликтом его зооморфной природы; недаром солнечный рог упоминается в описании вслед за бычьей головой героя. В Популярном повествовании «По двадцати четырем династийным историям» в портрете Нюй-ва присутствует «на голове длинный мясистый рог, круглое, как у улитки, тело» [4: 12].

В описании другого, не менее значительного первопредка, Хуан-ди, находится тот же определяющий признак. «Согласно «Сяоцаин юэй. Юань шэнь ци», у Хуан-ди было «тело более девяти чи, отвислый подбородок, выступающие скулы, длинная борода, нарост-цветок, реки-глаза, щеки дракона, солнечный рог, драконова мета». В другом сочинении - того же периода, связанном с летописью «Весны и Осени», - « Чуньцю вэй. Юань мин бао» тоже дается описание внешности Желтого правителя, но сконструированное в несколько ином, скорее метафорическом плане. С предыдущим описанием здесь совпадает только одна деталь - «драконова мета» (лун янь), которая, как мы уже говорили, по-видимому, играла чрезвычайно важную роль в

Рисунок 4. (Рис. 1. Нефритовый сосуд конг с изображением личины. Культура Лянчжу (3200 - 2200 до н.э.). Музей Лянчжу. Китай. Рис. 2. Изображение маски с рогом (щитом)

культура Сансиндуй (2800 - 800 г. до н. э.). Музей Сансиндуй. Сычуань. Китай. Рис. 3. Изображение на нефрите с характерным выступом на переносице. «Царь и чудовище». Культура Лянчжу (3200 - 2200 до н.э.). Музей Лянчжу. Китай. Рис. 4. Элемент маски Тао-те сосуд гуй. Поздняя Шан (1554 -1046 г. до н.э.) Нара Национальный музей. Япония. Рис. 5. Профильное изображение Тао-те на сосуде янь, эпоха Шан (1554 -1046 г. до н.э.).

Национальный музей г. Шанхай. Китай)

системе древнекитайского мышления» [4: 91].

Интерпретация божественного признака в виде выступа или рога, относится к эпохе неолита, и его можно найти в изображениях культуры Лянчжу (рис.4) в виде выступа на носу, а также на нефритовых фигурах свино-драконов культуры Синлунва.

Драконий лик «лун - янь». К не менее известным знакам божественных предков относится примета с названием «драконий лик» (рис.5). Лун-янь - «драконовый лик» или «драконова мета», лексическое значение янь - «межбровье», в древних

медицинских трактатах употребляется как лоб, в других текстах - «переносица». Присутствует в описании мифического первопредка Шэнь-нуна [5: 3]. Очень часто на изображениях драконов, а также на личине Тао-те имеется рисунок ромба неясного значения. Некоторые ученые усматривают в знаке треугольника и ромба взаимозаменяемость, связывая знак с цикадой - символом бессмертия и обновления. В Индии точка между глаз ассоциируется с третьим всевидящим оком.

«В другой, территориально далекой от Индии культуре, в фольклоре монгольских народов, мы

Рисунок 5. (Рис. 1. Нефритовый браслет с элементами дракона. Культура Лянчжу (3200 - 2200 до н.э.). Музей Лянчжу. Китай. Рис.2. Элемент сосуда гуй. Бронза. Западное Чжоу (1045 - 770 г. до н.э.). Нара. Национальный Музей. Япония.

находим представление о том, что уязвимое место страшного змея находится у него посредине лба. В бурятском эпосе «Еренсей» герой видит на самой середине головы змеи белое серебряное зеркало величиной с луну; только попав в зеркало и пробив его, Еренсей убивает змея. Еще более интересный пример мы находим в тувинском эпосе «Мёге Шагаан Тоолай». Герой Кара-Когель увидел странную гору, очертаниями похожую на марала. Он «побежал по нему от хвоста к голове, прибежал к самому лицу и увидел на лбу, в самой середине, на маленьком - только пальцем надавить - месте что-то похожее на шерсть зверя». Герой целится, попадает стрелой именно в это место и убивает марала-оборотня наповал. Совершенно ясно, что речь здесь идет об уязвимой магической точке на лбу, даже сохраняющей при изменении облика клочок шерсти - знак истинной природы чудовища, вместилище его души. Эти примеры наводят нас на мысль об архаическом представлении о том, что в середине лба находится будто бы какая-то магическая сила. Скорее всего, именно эту точку имели

в виду средневековые авторы, например Дуань Чэн-ши (IX в.), которые писали об особом утолщении

- бугорке на лбу дракона, именуемом чиму (обычное значение чиму

- «плотничий аршин»). Считалось, что именно благодаря чиму дракон может подыматься на небо. У даосов, «воспринявших многие древнейшие шаманские представления, межбровье считалось тем местом, через которое душа человека после смерти покидает тело» [4: 84].

Даосские представления, опиравшиеся во многом на древние шаманские практики, вероятнее всего, далеко не беспочвенны, а таинственное место в межбровье, через которое душа после смерти быстро покидает тело, возможно, имеет зоотомическое объяснение. Одним из основных видов жертвенных животных являлся крупнорогатый скот, в том числе бык, в связи с этим достаточно знать, каким образом это животное убить легче всего. Древний способ, к сожалению использующийся до сих пор в сельской местности - удар тяжелым предметом, чуть выше переносицы и между рогов, называющийся - убой оглушением. Приём не

самый гуманный, но для жестоких времен вполне приемлемый, так же как и человеческие жертвоприношения. Можно предположить, что ромб рисовался на голове жертвенного животного и уже после был перенесен как художественный элемент на многие изображения. Вероятнее всего, именно из-за этого способа убийства родилось представление о некой точке, через которую легче всего душа покидает тело, а с учетом мистических взглядов - умеет летать. В дальнейшем это место приобретает еще более сверхъестественный ореол и связывается с различными мифологическими представлениями. История символа уходит корнями в эпоху неолита, показывая долгую традицию использования, подчеркивая важность и значимость этого элемента, который намеренно наносился на образ Тао-те.

Три специально использованных элемента - признака, расположенных на личине Тао-те - синтезированное тело би, солнечный рог или щит жи - цзяо, драконова мета

лун - янь относятся к характерным отличительным знакам божественных предков. Архаический образ и его особые знаки, лежащие в основе мифологических преданий, описывающих изображение демиурга или культурного героя, всегда суммируют несколько признаков, принадлежащих животному и человеку, причем в древнем варианте это в большей степени именно зооморфные черты.

В описании китайских перво-предков или предков других сопредельных азиатских народов можно отметить, что все, включая в последствии историзированные персонажи, имели зооморфный облик, возможно несущий определенную взаимосвязь с родовым тотемом. Все вышеперечисленные признаки могут указывать на то, что изображенный на бронзовых издельях эпохи Ся, Шан и Чжоу образ с современным названием Тао-те является изображением мифического божественного первопредка, имеющего первоначальное утерянное название Куй или Ди-Ку.

Примечания:

1. Крюков В.М. Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. Москва, 2000. 464 с.

2. Bagley R. Meaning and Explanation. Princeton University, 2009. 25 р.

3. Art and Archaeology of the Erligang Civilization / R. Bagley, J. Baines, M. Bickford, R. Campbell. Princeton University, 2014. 63 р.

4. Рифтин. Б.Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. Москва, 1979. 364 с.

5. Чжан Цзяхуэй, Дедюхина А.С. Анализ перевода на русский язык китайской лексемы, выраженной понятием - «И» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. 2020. Вып. 2. С. 85-93.

References:

1. Kryukov V.M. Text and ritual: an experience in the interpretation of ancient Chinese epigraphy of the Yin-Chou era. Moscow, 2000. 464 pp.

2. Bagley R. Meaning and Explanation. Princeton University, 2009. 25 pp.

3. Art and Archeology of the Erligang Civilization / R. Bagley, J. Baines, M. Bickford, R. Campbell. Princeton University, 2014. 63 pp.

4. Riftin B.L. From myth to novel. Evolution of the image of a character in Chinese literature. Moscow, 1979. 364 pp.

5. Zhang Jiahui, Dedyukhina A.S. Analysis of the translation into Russian of the Chinese lexeme, expressed by the concept "Yi" // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. 2020. Iss. 2. P. 85-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.