Научная статья на тему 'Образ орка в произведениях Дж. Р. Р. Толкина'

Образ орка в произведениях Дж. Р. Р. Толкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
724
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЭНТЕЗИ / ОРК / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / АЛЛЕГОРИЯ / ЭЛЬФ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Манахов О. И.

В статье описан мифологический образ орка, представленый в произведенияханглийского писателя-фэнтезиста Дж.Р.Р. Толкина. Орк – вымышленное существо, которое ассоциируется с современным человеком, подверженным влиянию технологического прогресса, накопительства и пагубной демагогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ орка в произведениях Дж. Р. Р. Толкина»

ОБРАЗ ОРКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИНА

© Манахов О.И.*

Измаильский государственный гуманитарный университет, Украина, г. Измаил

В статье описан мифологический образ орка, представленый в про-изведенияханглийского писателя-фэнтезиста Дж.Р.Р. Толкина. Орк -вымышленное существо, которое ассоциируется с современным человеком, подверженным влиянию технологического прогресса, накопительства и пагубной демагогии.

Ключевые слова: фэнтези, орк, мифологический образ, аллегория, эльф.

Актуальность данного исследования обуславливается растущим научным интересом к фэнтези, которое является продуктивным жанром современного литературного процесса. Заинтересованность этой литературой подтверждается широкой творческой деятельностью русских и зарубежных писателей с начала XX века по сегодняшний день.

В 1954-1955 гг. английский писатель Дж.Р.Р. Толкин опубликовал фантастическую трилогию «Властелин колец», в ней сочетаются оригинальная мифологическая система и авторский взгляд на современность. Стиль и проблематика книги стали образцом для последователей в США: У Ле Гуин, Р. Желязны, Р. Джордана, Т. Уильямса, Т. Гудкайнда, в России - Н. Перумо-ва, Н. Васильевой и др.

Специфика и художественная новизна произведения Толкина стали объектом исследования таких зарубежных литературоведов, как Н.Д. Айзекс, К.С. Льюис, Э. Фаллер, Р.Дж. Рейли, Р. Сейл, Т.Дж. Гаск. Наиболее известными русскими исследователями творчества Толкина являются С.Л. Коше-лев [3], Р.И. Кабаков [2], Е.М. Апенко [1]. Учёные в своих статьях о «Властелине колец» рассмотрели широкий круг проблем: о мифологических корнях произведения, о художественном методе писателя, о жанровой природе произведения, о книге как философской аллегории, о системе художественных образов. Такая разноплановая оценка творчества Толкина свидетельствует о растущем интересе к жанру фэнтези как за рубежом, так и в русском литературоведении.

Цель исследования - рассмотрение образа орка в творчестве Дж. Толкина.

В данной статье основное внимание уделено рассмотрению расы орков, которые являются главной боевой силой повелителя тьмы Моргота (Мель-кора). Само слово «огс» происходит из староанглийского языка, в котором

* Аспирант кафедры Зарубежной литературы.

оно обозначает великана или демона. Толкин Дж.Р.Р. утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф», в которой орком называют морское чудовище Гренделя.

Согласно мифологической системе Дж.Р.Р. Толкина, отраженной в ле-гендариуме «Сильмариллион», орки происходят от первых эльфов, которые были порабощены Мелькором (Морготом). Из зависти к красоте эльфов и в насмешку над ними Мелькор медленными и жестокими действиями извратил их сущность, сотворив рабскую расу орков [4]. В ранних черновиках Дж.Р.Р. Толкина, изданных в сборнике «История Средиземья», представлен другой вариант происхождения орков. По ней, Мелькор создал своих подручных из камня и глины и оживил их, как Аулэ (божество: кузнец, знаток ремесел) - гномов.

Орки - это темнокожие гуманоидные существа, созданные специально для уничтожения и порабощения других народов, их ненависть и свирепость ко всему живому усиливается от жуткого внешнего вида (изуродованные шрамами лица, клыки, когти, непропорциональные фигуры, кровь чёрного цвета). Автор придает оркам звериные черты, чтобы продемонстрировать их хищную и кровожадную сущность. Агрессивное поведение и некоторые особенности внешнего вида (клыки и когти) сближают орков с животными. Облик орка и его вооружение напрямую зависели от его региональной принадлежности (орки Изенгарда были крупнее своих сородичей из Мордора и северных орков с Мглистых гор, а также носили короткие широкие мечи, а не кривые ятаганы) и функций (разведчики, воины). Толкин ДжР.Р., уделяющий особое внимание достоверности при создании вторичного мира, использует геральдику для дифференциации орчьих племён по территориальному признаку (доспехи с багровым оком - Мордор, с белой дланью - Изенгард).

В статье американского исследователя Т. Шиппи «Орки, призраки, нежить: толкиновские образы зла» [6] исследуются силы зла во «Властелине колец» в сопоставлении с современным человеком. В образе орка выявлены нравственные проблемы современного общества, связанные с тем, что человек имея представление о добродетели и моральных принципах, часто осознанно не соблюдает их. Шиппи Т. отмечает, что Толкин ДжР.Р. тонко указывает на проблему свободы личности, замкнутой в рамках мировоззрения, навязанного высшим правителем. Прагматичные орки готовы мириться со злом до тех пор, пока оно приносит им пользу. Последствия такой позиции прослеживаются в утрате способности верно мыслить. Интеллектуальный примитивизм орков подчёркивается спецификой их языка (чёрного наречья): он настолько неприятен для слуха и так упрощен структурно, что совершенно очевидно противопоставлен писателем мелодичному и плавному языку мудрых эльфов.

В диалогах орков, представленных в главах: «Урукхай», «Хельмово ущелье», «Выбор Сэммиума Скромби», «Башня на перевале» и «В сумрач-

20

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

ном краю» [5], прослеживается тенденция к отражению в образе орков черт поведения и культуры современного человека. Прослеживая некоторые негативные стороны характера человека XX ст., воплощенные в расе орков, следует отметить, что данных существ характеризует извращенное чувство юмора: для них подлинное веселье и наслаждение связанно с наблюдением мук других созданий. Например, старого орка Ухтфака они оставили в путах чудовище-паука Шелоб, наблюдая с усмешкой, как он пытается выбраться. Важной чертой орчьего юмора является смена коннотативного значения слова. Пощекотать означает порезать ножом, поиграться - помучить, а потеха ассоциируется с пытками. У данной расы доминирует чёрный юмор, такой близкий и популярный сегодня среди представителей многих молодёжных субкультур. Доносы занимают важную лакуну в жизни орков. Например, в конфликтной беседе орка-разведчика и его соратника-воина второй угрожает донести на первого назгулу. Страх быть подслушанным собственными солдатами, которые «всегда на стрёме, было бы что доносить» заставляет командира орков Шаграта понизить голос в разговоре с Горбагом [5]. Желание донести на своего соратника у орков имеет те же мотивы, что у человека эпохи капитализма: сместить конкурента и утвердиться перед начальником.

Орки способны мечтать, например, освободиться от правления назгулов (призраки Кольца) и «податься куда-нибудь с десятком ребят» [5]. Быть независимым - достойное стремление нравственного существа, но в случае с ор-ками оно имеет тёмные корни и связано с желанием грабить и уничтожать.

Кровавые столкновения орков друг с другом обусловлены их склочностью и жадностью, например, причиной гибели десятков этих существ от рук соратников послужила мифриловая кольчуга. Частые нелогичные столкновения орков между собой должны свидетельствовать об отсутствии братских отношений в их обществе. В то же время в романе Дж.Р.Р. Толкина создан подвид орков, для которых товарищество играет важную роль. Урук-хай (разновидность орков в подчинении у Сарумана) гордятся своей расой, им присуще глубокое уважение к повелителю, проявляющееся в абсолютном подчинении ему. В главе «Урук-хай» Углук (командир отряда, который взял в плен хоббитов) готов перебить своих союзников-орков из другого региона, чтобы не нарушить приказ и не терпеть оскорблений в адрес Сарумана и его воинства. Главенствующий орк патетично заявляет: «Мы - бойцы, мы -Урук-хай. Мы убили большого воина... Мы - слуги Сарумана Мудрого...» [5]. Подобные насыщенные пафосом слова прозвучат из уст Урук-хай во время переговоров с Арагорном в Хельмовом ущелье. Такая бравада орков с очевидностью находит отражение в реальном мире, ведь на идеях нацизма и фашизма вырастают целые поколения скинхедов, подчинённых своему хозяину, сильных в своем содружестве, жаждущих крови и страданий неугодных им.

Безжизненность мест обитания орков призвана подчеркнуть нравственную опустошенность героев. Пустынные пейзажи Мордора и Изенгарда, двух главных оплотов зла в Арде, призваны отразить идею пагубного влияния научно-технологического прогресса на природу - символ и идеал жизни, возведённую автором в абсолют. Кошелев С.Л. пишет, что страна Мор-дор, где живут орки, похожа на муравейник, где нет места личности и свободе, где господствует жёсткая целесообразность [3].

В предисловии к «Властелину колец» Дж.Р.Р. Толкин уточняет: «Его книга не является ни аллегоричной, ни злободневной. Источники этой сказки заключены глубоко в сознании и имеют мало общего с войной 1939 и с её последствиями. Автор предпочитает историю, истинную или притворную, с её применимостью к мыслям и опыту читателя»[5].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что орки в романе Дж.Р.Р. Тол-кина не представлены как аллегория, например, нацистских солдат, которые участвовали во II Мировой Войне, поскольку писатель не ставит целью построить однозначную трактовку произведения, а предоставляет читателю свободу в выборе ассоциаций. Образ орка является собирательным и типичным для разных этапов развития человеческого общества. Автор не акцентирует внимание на конкретных исторических персонажах, а предлагает оценить природу современного человека, извращенную технологическим прогрессом.

Дальнейшее изучение проблемы заключается в компаративном исследовании образа орка в английской и русской литературе.

Список литературы:

1. Апенко Е.М. «Сильмариллион» Джона Толкина (к вопросу об одном жанровом эксперименте) // Вестник ЛГУ. - 1989. - Вып. 1 (N 2). - С. 41-46.

2. Кабаков Р. Творчество Дж. Р.Р. Толкина как литературоведческая проблема // Палантир. - СПб., 1997.

3. Кошелев С.Л. К вопросу о жанровых модификациях романа в философской фантастике// Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. -М., 1984. - С. 133-142.

4. Толкин Дж.Р.Р. Сильмариллион [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/TOLKIEN/silxmar.txt (дата обращения 7.11.2012).

5. Толкин Дж.Р.Р. Властелин колец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.ru/book/Tolkien_John/vlastelin_kolets_perevod_v_s_mura-veva_a_a_kistyakovskogo.html (дата обращения 15.11.2012).

6. Шиппи Т. Орки, призраки, нежить: Толкиновские образы зла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eressea.ru/library/public/shippi01. shtml (дата обращения: 27.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.