Научная статья на тему 'Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию творческого метода Елены Ивановны Рерих'

Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию творческого метода Елены Ивановны Рерих Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
445
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИВАЯ ЭТИКА / АГНИ-ЙОГА / СЕКТА / ЕЛЕНА РЕРИХ / НАТАЛИЯ РОКОТОВА / НАТАЛЬЯ РОСТОВА / Л. В. ШАПОШНИКОВА / ЛЕВ ТОЛСТОЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ СИМУЛЯКР / НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ / LIVING ETHICS / AGNI YOGA / SECT / HELENA ROERICH / NATALIA ROKOTOVA / NATALYA ROSTOVА / L.V. SHAPOSHNIKOVA / LEO TOLSTOY / HISTORICAL SIMULACRUM / THOUGHT DISORDER / RELIGIOUS EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбак Кирилл Евгеньевич, Избачков Юрий Сергеевич

В настоящей статье ставится под сомнение фактологическая основа синкретического религиозно-философского учения «Агни-Йога» («Живая Этика»), созданного в первой половине XX в. Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. Согласно этому учению, возникшему в процессе «бесед» с неким Великим Учителем, семья Рерихов и сам Учитель являются посланцами «Великого Белого Братства», призванными передавать людям тайны мироздания для поднятия на новую ступень эволюции. Причём эту миссию они якобы несут не только в современной им исторической действительности, но и в своих воплощениях в прошлых жизнях. В ходе исследования стало очевидно, что, описывая события из жизни своих воплощений, Елена Рерих допускала явные ошибки. Это показано на примере рязанских помещиков первой трети XIX века Наталии и Ивана Рокотовых, которые, по словам создателей учения, были воплощениями Елены Рерих и её сына Святослава. Авторы статьи реконструировали биографии этих персонажей по записям Елены Рерих, затем сопоставили их со сведениями из архивных документов о дворянах Рокотовых в Российской империи и установили, что Наталия и Иван Рокотовы с их биографиями, описанными Еленой Рерих, являются вымышленными людьми симулякром, а само учение «Агни-Йога» литературной переработкой религиозных текстов и широко известных исторических фактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Natalia Rokotova as the Key to Understanding the Creative Method of Helena Ivanovna Roerich

The movement of admirers of Agni Yoga (the Living Ethics) has a special place in the esoteric currents of Russia. Nevertheless, the popularity of this movement is obviously declining. The Museum of the Roerichs’ publication of the archive of the Roerich family, including the previously unpublished recordings of Helena Roerich’s conversations with the “Teacher”, allows answering questions of interest to the adherents of the “Teaching”. One of the questions is the accuracy of the information that Helena Roerich reports: how truthfully Helena Roerich reported the facts about her incarnations in past lives. Did the prototypes of these incarnations really exist; did the events that Helena Roerich wrote about at the dictation of her “Teacher” happen? According to the Living Ethics, the Roerich family and the “Teacher”, including in their incarnations, are the messengers of the “Great White Brotherhood”, designed to convey the secrets of the universe to people so that people pass on to a new level of evolution. Not surprisingly, in her incarnations, Helena Roerich turned into royal persons, friends of famous persons, and sometimes into simple people. In the article, the authors conclude that Helena Roerich made obvious mistakes when describing events from the life of her incarnations. They show this on the example of the incarnations of Helena and Svetoslav Roerich the Ryazan landowners of the first third of the 19th century, Natalia and Ivan Rokotov. The authors have reconstructed the biographies of these characters from the records of Helena Roerich. Then they compared these biographies with information from archival documents about the noble Rokotovs in the Russian Empire. The authors have been established that Natalia and Ivan Rokotov with biographies made by Helena Roerich are fictional people, a simulacrum. Presumably, Helena Roerich borrowed the image of Natalia Rokotova from Leo Tolstoy’s novel War and Peace. The image of the sensual but progressive noblewoman of the early nineteenth century, Natalia Rokotova, coincides with the image of Natalia Rostova. The authors conclude that there is no need to look for rational meanings and cause-and-effect relationships in the Living Ethics; they are replaced by Helena Roerich’s fantasy images and by the categories of cause-and-meaning. For adherents of the Living Ethics, such an assessment may sound like a sentence. What they perceive as the scientific description of a picture of the world is, in fact, the literary creativity of an ordinary person. In essence, the “Teaching” is Helena Roerich’s literary processing of religious texts and widely known historical facts, sublimation. Most of the plots and characters are borrowed from the ancient and medieval history or religions of the world. The “Teacher”, on whose behalf the narration is conducted in the “Teaching” is a figment of Helena Roerich’s imagination. Her notes are not insights, but are probably caused by a disorder of thinking. In describing her incarnations, Helena Roerich borrowed biographies of real people or characters from novels, supplemented them with events from her life and linked the destinies of incarnations with the destinies of people close to her.

Текст научной работы на тему «Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию творческого метода Елены Ивановны Рерих»

РЫБАК Кирилл Евгеньевич

доктор культурологии, ведущий научный сотрудник отдела государственной культурной политики Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия

имени Д. С. Лихачёва, Москва, Российская Федерация Kirill E. RYBAK

Dr. Sci. (Museology, Conservation and Restoration of Historical and Cultural Objects], Leading Researcher, Likhachev Russian Research

Institute for Cultural and Natural Heritage, Moscow, Russian Federation, [email protected]

ИЗБАЧКОВ Юрий Сергеевич

независимый исследователь Москва, Россия Yuri S. IZBACHKOV Independent Researcher Moscow, Russian Federation [email protected]

УДК [008:808.1]:141.339 ГРНТИ 13.11.25 ВАК 24.00.01

Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию

творческого метода Елены Ивановны Рерих

The Image of Natalia Rokotova as the Key to Understanding

the Creative Method of Helena Ivanovna Roerich

В настоящей статье ставится под сомнение фактологическая основа синкретического религиозно-философского учения «Агни-Йога» («Живая Этика»), созданного в первой половине XX в. Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами.

Согласно этому учению, возникшему в процессе «бесед» с неким Великим Учителем, семья Рерихов и сам Учитель являются посланцами «Великого Белого Братства», призванными передавать людям тайны мироздания для поднятия на новую ступень эволюции. Причём эту миссию они якобы несут не только в современной им исторической действительности, но и в своих воплощениях в прошлых жизнях.

В ходе исследования стало очевидно, что, описывая события из жизни своих воплощений, Елена Рерих допускала явные ошибки. Это показано на примере рязанских помещиков первой трети XIX века Наталии и Ивана Рокотовых, которые, по словам создателей учения, были воплощениями Елены Рерих и её сына Святослава.

Авторы статьи реконструировали биографии этих персонажей по записям Елены Рерих, затем сопоставили их со сведениями из архивных документов о дворянах Рокотовых в Российской империи и установили, что Наталия и Иван Рокотовы с их биографиями, описанными Еленой Рерих, являются вымышленными людьми - симулякром, а само учение «Агни-Йога» -литературной переработкой религиозных текстов и широко известных исторических фактов.

Ключевые слова: Живая Этика, Агни-Йога, секта, Елена Рерих, Наталия Рокотова, Наталья Ростова, Л. В. Шапошникова, Лев Толстой, исторический симулякр, нарушение мышления, религиозный опыт.

Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова) известна миру не только как супруга художника Николая Константиновича Рериха, но и как один из создателей и главный вдохновитель «Агни-Йоги», или «Живой Этики»,— эклектического религиозного учения, являющегося разновидностью течения «New Age» («Новая эра», «Новый век»).

Елена Рерих слышала голоса, которые принимала за общение с Учителем1, вознамерившимся передать через нее человечеству тайны мироустройства. Она считала себя очередным воплощением женского начала2, периодически являвшегося на Землю и контактировавшего с воплощениями других «космических» сущностей.

1

Мы в своих статьях обращали внимание на странности Учителя в вопросе лечения Еленой Рерих своего мужа Николая Рериха. С одной стороны, по замыслу Учителя, ее муж должен был стать духовным лидером человечества, если бы правильно воспринимал советы Учителя, с другой стороны, его советы явно не способствовали выздоровлению Николая Рериха.

2

См., например, фрагменты записей Елены Рерих, данных ей через Учителя: «Яро оявись со Мною и сегодня на близости большой. Яро оявись на близости ко Мне яро уяви Мне свою любовь и доверие родная, и не являй никакого смущения, ибо Яро Я полный Архат и Ярый Ветхий Деньми. И яро Космос тут Мой и яро могу знать зачатие его, родная» [40]. «Ярая уявилась Мне Сокровенной Женой на своем последнем земном пути, но ярая не должна сомневаться, ибо ярая могла стать женой сокровенною Люцифера на этом земном пути. Но ярая нравственная чистота твоя соединена со страстной нравственной чистотой Моего Учения и ярая оявила Мне предпочтение» [39].

«Живая Этика» наполнена заимствованиями из буддизма, христианства, индуизма, теософии, манихейства и ряда других учений, однако значительная часть положений извлечена из контекста и переработана Еленой Рерих.

Учение «Живой Этики» утверждает существование кармы и циклов перерождения, однако не в восточном понимании — как цикла страданий и смертей (сансара), а в типично европейском, «светлом» — как цикла перерождений на пути к просветлению и просвещению. Каждая новая жизнь в интерпретации Елены Рерих дает шанс встретить приход на Землю «сил Космоса», чтобы обладатель кармы был призвал ими в свои ряды для борьбы со Злом на новой ступени эволюционного развития.

Елена Рерих утверждала, что не только она, но и ее ближний круг — Учитель, муж Николай Рерих и сыновья Юрий и Святослав — многократно воплощались на Земле в личностях, сыгравших решающую роль в развитии человечества.

В книгах «Живой Этики» и других относимых источниках (помимо этих книг к источникам «Учения» относят переписку Рерихов, дневниковые записи Елены Рерих, рисунки, выполненные в технике автоматического письма) упоминаются следующие воплощения Елены Рерих: египетская царица Хаштепсут (XV в. до Р. Х.); Нефрит (VII в. до Р. Х., жрица богини Хатор); Урукай (VI в. до Р. Х., жена хана Щагия); Ядвига Цольберндармштадтская

(XIII в., феодалка); индийская царица (жена хана Акбара); Жозефина Сент-Илер (XII в., монахиня); монгольская царица из рода Чингисхана; Мириам из Килен (III в. до Р. Х., подруга императора Диоклетиана); простая девочка-гречанка времен Оригена (III в.); Одула (ассирийка, жена шейха Ибн-Рагима); Ниандра, или Ниянара (жрица в Сицилии); Наталия Ро-котова (XIX в., рязанская помещица); Аспазия (V в. до Р. Х., греческая гетера, жена Перикла в Афинах); Мария Анжуйская; Гертруда Ноде (музыкант); Кешиджа (II в. до Р. Х., жрица в Карфагене); Олула, или Аналула (I в. до Р. Х., сирийка, жена шейха Ибн-Рагима); безымянная родственница герцога Тирольского (XI в., Германия); казанская царица Елена Голени-щева-Кутузова (XV в.); Ябучтуу (царица Мексики); маркграфиня Ута Балленштедтская, она же Ута Наумбургская (XI в., жена Экке-хардаП, маркграфа Мейсена, Саксонской Восточной марки и графа Хутици); сестра Мории, предводителя первых народов, двинувшихся из Азии; Майтри (VI-V вв. до Р. Х., возможно, дочь Будды); безымянная жена дофина (XV в.); сестра Чарнойя (1674-1699); иудейская царица Иялуру; Ямына Владетельница (ученица Аллал-Минга); Махарани Кашмирская; Вайде-гунда (времена царя Соломона, дочь фараона).

Из этих же источников мы узнаем о воплощениях Учителя (Мория, Моисей, Рама, Шри Кришна, Зороастр, Соломон, Гаутама Будда, Иисус Христос, Аполлоний Тианский, Ориген, Сергий Радонежский, Акбар, Чарнойа, Майтрейя), Николая Рериха (М.А.Державин, Леонардо да Винчи, китайские священники, императоры и др.), Юрия Рериха (М. В. Ломоносов, Тамерлан, Хан Гирей, воин-конник) и его младшего брата Святослава Рериха (Тициан, сын царя Соломона, царь Финикии, сын китайского императора, сын индийского императора, Иван Рокотов).

О некоторых воплощениях идут споры. Например, Жанна д'Арк признается воплощением, но не указывается кого именно. Адепты «Учения» делают вывод, что поскольку четверо из переживавших воплощения — мужчины (Николай, Юрий и Святослав Рерихи и Учитель), то Жанна д'Арк — это, вероятнее всего, образ Елены Рерих в ее прошлой жизни. В этой связи показательна реакция наиболее рьяных

рериховцев на пожар в Соборе Парижской Богоматери в апреле 2019 г. Апеллируя к тому факту, что именно в нем в свое время проходил суд над Жанной д'Арк, некоторые из них усматривают в случившемся угрожающий сигнал «космических сил» человечеству.

Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что вопрос воплощений увлекает адептов «Живой Этики» и исследователей творчества Рерихов [13] своей таинственностью. Не обладая полнотой информации, но имея дело с заманчивыми историями и предположениями, они, стимулируя собственное воображение, ищут пути развития отношений между Рерихами и «посланцами Космоса».

Мы полагаем, что в данном случае наблюдается частое в религиозной практике явление — «воровство богов». Адептам нравится, что большинство известных им персонажей (вымышленных и реально существовавших) органично вписаны в «Учение». Лидеры современных рериховских групп эту тенденцию уловили. Например, предпринимаются настойчивые попытки увязать происхождение фамилии Рерих с именем Рюрик, кроме того, всячески поддерживается версия о том, что один из предков Елены Рерих, урожденной Шапошниковой, получил свою фамилию по переезде в Россию из-за того, что, будучи бургомистром Риги, передал царю Петру I шапку, богато украшенную драгоценными камнями.

Упомянутая концепция заимствования была подхвачена последователями учения «Живая Этика», среди которых стоит отметить бывшего лидера Международного центра Рерихов Л. В. Шапошникову, активно обращавшуюся к теме перерождений. Эйнштейн, Гумилев, Циолковский, Вернадский и другие известные личности причислялись к посланцам «космических сил Света»3.

з

«Духи космоса» якобы вселяются в тела землян в утробе матери. Рождаясь, эти дети очень быстро проявляют удивительные способности, выделяющие их из числа сверстников. Это так называемые «дети индиго», в терминологии некоторых рериховских сект - «дети Света» или «дети Нового Сознания»). Повзрослев, такие дети, по мнению адептов «Живой Этики», передают человечеству крупицы знаний, шаг за шагом выводя общество к состоянию «просветления». Но часто бывает, что челове-

На пути сакрализации исторических персонажей рериховцы сталкиваются с неожиданными проблемами. Так, например, прорабатывалось обоснование причисления к «рериховскому пантеону» членов семьи Кюри [45]. Пьер Кюри (физик, лауреат Нобелевской премии по химии), Мария Склодов-ская-Кюри (экспериментатор, физик, химик, первооткрыватель радиоактивности, педагог, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по химии и по физике) и две их дочери Ирен Жолио-Кюри (физик, лауреат Нобелевской премии по химии) и Ева Дени-за Кюри-Лабуисс (пианистка, писательница, журналистка, музыкальный критик и общественный деятель) — идеальные кандидаты по многим признакам. Однако то, что они жили в XX в. и были современниками Рерихов, является по настоящее время серьезной проблемой «рериховедения».

С проблемами выявления «посланцев Космоса» сталкивались и сами Рерихи. Это хорошо заметно, в частности, если изучить их отношения с большевиками и советской властью. Неприятие Рерихами событий 1905-1907 гг., участие в деятельности белоэмигранских организаций сменялось панегириками советской власти во время визита в Москву в 1926 г. Николай Рерих привез советскому правительству «письма Махатм» и гималайскую землю «на могилу брата нашего Махатмы Ленина». В середине 1930-х гг. отношение снова изменилось до полного неприятия. Рерихи даже предпринимали попытки взаимодействия с представителями эмигрантских кругов, осевших в Китае. Однако после Второй мировой войны они обратились к советскому правительству с просьбой разрешить вернуться на Родину и получить советское гражданство [29].

В приведенном примере явно прослеживаются личные политические мотивы. Это наводит ряд исследователей на мысль о том, что деятельность Рерихов имела авантюрные черты, которые вплетались в ткань из мнимых и реальных событий.

чество оказывается не готово принять новое знание для перехода к очередному этапу космической эволюции. В таком случае непонятый вундеркинд умирает, не выполнив свою миссию. В Международном центре Рерихов му-зеефицировались личные вещи подобных «детей Нового Сознания» [12] [14, с. 219] [16, с. 94].

Другие исследователи обращают внимание на характер записей контактов с Учителем, которые служили Елене Рерих основой для формулирования постулатов «Учения» и формирования из них «Живой Этики», и акцентируют внимание на особом психосоматическом состоянии Елены Ивановны (на грани нормы и патологии). Опубликованные в 20182019 гг. дневниковые записи Елены Рерих последних лет ее жизни усиливают это предположение. Публикация сокрытых записей спровоцировала раскол среди рериховцев. Многие из них заявили о разочаровании в своем кумире, пожалев о времени, потраченном на изучение «Живой Этики». Другие пытаются сгладить противоречия между рафинированными, многократно редактированными книгами «Учения» и спонтанными, неразборчивыми дневниковыми записями «матери Агни-Йоги» (так именуют Елену Рерих).

Попытки найти тайный смысл в записях видений пожилой женщины не приносят результата. По одной из интерпретаций он скрывается за бесконечными повторами слов «яро», «оявился», «страстно», «родная», но понять его якобы будут способны только последующие поколения. Лидеры некоторых рери-ховских групп, стремясь сохранить контроль над адептами, категорически запрещают читать эти записи. Разумеется, часть ревностных приверженцев «Учения» отказывается верить в подлинность опубликованных записей, объявляя их подделкой, вплоть до провокаций «темных сил».

Итак, две посылки конфликтуют между собой: с одной стороны, осмысленное поведение всей семьи Рерихов, в том числе Елены Ивановны (учреждение организаций, проведение облигационного займа, организация экспедиций), с другой стороны, вероятное расстройство психики у Елены Рерих (отсутствие полной клинической картины не позволяет однозначно делать вывод о наличии у нее психического заболевания, наблюдавший Елену Рерих доктор А. Ф. Яловенко констатировал наличие у нее «эпилептической ауры»)[29]4.

4 Вполне возможно, что психиатры смогут прийти к такому выводу на основании посмертного изучения ее записей.

Это противоречие объяснимо, если предположить, что Рерихи верили в свою избранность и создаваемые ими истории, в том числе в наличность «Великого Белого Братства», которому они служили.

В этой связи заявление о многократных перевоплощениях членов семьи Рерихов и близких к ним лиц позволяет показать надуманность «Живой Этики» и значительный вклад в него личных переживаний, а не прозрений Елены Рерих. Более того, анализ таких воплощений позволяет раскрыть особенности творческого метода Елены Рерих в целом.

Анализируя упомянутый выше список воплощений Елены Ивановны, можно заметить три легко выделяемые группы:

1) известные исторические личности вроде Марии Анжуйской, Жанны д'Арк и др.;

2) безымянные персонажи, например, некая «родственница герцога Тирольского», «простая гречанка», «дочь фараона»;

3) персонажи, названные по имени с указанием обстоятельств их жизни, но не известные широкой публике.

Елена Рерих часто примеряла на себя образ царственных особ, интерес к деятельности которых проявлялся в те или иные периоды ее жизни. Примечательный пример — образ Хатшепсут, женщины-фараона. Научная дискуссия вокруг «проблемы Хатшепсут» приходится на период деятельности Рерихов: конец XIX — начало XX в. Нет ничего удивительного в том, что из всех женщин-фараонов именно образ Хатшепсут заинтересовал Елену Рерих. Заметим, что Николай Рерих, будучи сыном нотариуса, «легендировал» свое родословие, равно как и его супруга Елена Шапошникова, род которой относился к выслуженному дворянству, подчеркивала свою связь с древними дворянскими родами. Поэтому не исключено, что проблема обоснования «высокородно-сти» занимала Рерихов на протяжении всей их жизни.

Стоит отметить, что в сведениях, приводимых Еленой Рерих о своих предыдущих воплощениях, встречаются фактологические ошибки. Однако в целом относительно персонажей из первой группы мы можем говорить, что такие личности в истории существовали, только нет доказательств, того, что они

были каким-либо образом связаны с Еленой Рерих. Слова Учителя в качестве таковых мы не рассматриваем, считая их порождением мышления Елены Рерих. Полагаем, что психосоматическое здоровье Елены Рерих компенсировалось созданием ресурсных ритуалов в результате религиозно-мистических состояний общения с Учителями. Результаты этого общения описывали модель личного религиозного опыта Елены Ивановны. Не исключено, что они не являлись прозрениями, а были всего лишь нарушением мышления.

Безымянные персонажи из второй группы представляют незначительный интерес для исследования. Елена Рерих не дает сведений, позволяющих их идентифицировать, равно как и значимой информации об эпохах, в которых они жили. Ни подтвердить, ни опровергнуть соответствующие утверждения в такой ситуации не представляется возможным.

Из поименованных персонажей третьей группы большинство не упоминаются в открытых источниках. Среди них стоит выделить монахиню Жозефину Сент-Илер и рязанскую помещицу Наталию Рокотову. Эти имена имели для Елены Рерих особое значение, именно их она использовала в качестве псевдонимов при издании своих книг. Под именем Жозефина Сент-Илер Елена Рерих в 1929 г. выпустила книгу «Криптограммы Востока», а ранее, за подписью Наталия Рокотова,— работу «Основы буддизма». По сведениям Учителя Елены Рерих, девичья фамилия Наталии Роко-товой была Яровская. Именно ею Елена Рерих в 1934 г. подписала очерк «Преподобный Сергий Радонежский», опубликованный в книге издательства «Алтаир» «Знамя преподобного Сергия Радонежского».

Остановимся на образе Рокотовой как на наиболее подробно описанном Учителем Елены Рерих и сравнительно недалеко отстоящем от нас по времени.

Об этом русском воплощении Елена Рерих рассказала Зинаиде Фосдик. В дневнике последней осталась запись от 23.08.1928 г.: «Е. И. рассказала, что прочла рассказ „Лес увел его" о молодом помещике, который был придавлен падающим деревом, и М. сказал, что это из ее жизни, когда она была помещицей Рокотовой. Затем она читала рассказ про

Обложка работы «Основы буддизма» (1926) с указанием под псевдонимом Наталия Рокотова

действительного имени автора - Елена Рерих

помещицу Натали Рокотову, как та умерла от разрыва сердца на балу и возле нее был ее сын, офицер. Это ее же смерть, и Свят[ослав] был ее сыном. Затем ее видение, как она прощается с сыном, который едет в город, и она ему говорит, как одинока она будет и пусть он даст ей знать задолго до своего приезда, и она вышлет ему буланых, его любимых, лошадей. Тоже она и Свят[ослав] — Рокотовы» [5].

Из различных источников, в том числе из недавно оцифрованных и опубликованных Музеем Рерихов записей Елены Рерих, мы реконструируем ее биографию5 [10]. Наталия, урожденная Яровская (возможно Яровая) — рязанская помещица, «собирательница цветов и насадительница лесов» (то есть флорист

5 См. на упомянутом сайте следующие из оцифрованных

«Записей бесед с Учителем»: [42, с.110-111]; [38, с. 38]; [43, с. 14]; [41, с. 34-35]; [4, с. 173-175]; [6, с. 87]; [7, с. 151152]; [2, с. 218-219]; [8, с. 128-129]; [9, с. 194-197]; [3, с. 243-245]; [17].

и лесовод), феминистка («Вместо свободы мужей, дайте место женщине» [1]). У нее были родная сестра и двоюродный брат по имени Этиен. Она состояла в знакомстве с неким масоном Радеком, который сообщил ей «откровения о Нашем тогда Ордене и о яром тут Нашем Новом Иерусалиме в Горах Гималайских», а также, возможно, общалась с декабристами. Кроме того, Наталия обладала способностью «автоматического писания», писала от «имени императора Ордена Масонов и Ложи Полярной Звезды». Давала указания для ложи, которую возглавлял Радек, после чего «Церковь восстала», многие пострадали, в том числе «Мой Новиков». Яровская уговорила Радека «уехать за границу, пока не улягутся преследования масонов». «Масон Радек» уехал из России, вернулся, был обвинен в шпионаже и расстрелян. Яровская его пережила. В 1830 г. (по другим данным — в 1831-м) «умерла рано» в «Столице» «из-за слабости сердца», увидев

НАСЛЕДИЕ ВЕКШ

2019 № 2

на «рауте в Английском посольстве» Учителя в «Раджпутском Облике», с возгласом «АДЖИ-ТА!» (это имя Учителя) «как подкошенная упала на ковер, сердце не выдержало радости».

Со своим мужем, «лесоводом» Рокото-вым, Наталия прожила недолго, поскольку в первый же год их семейной жизни супруг был «раздавлен срубленным деревом». Сын Яровской, Иван Рокотов (художник) пережил мать. Она оставила ему свое состояние и просила дать свободу крестьянам и предоставить им право жить на земле. Сын отказался исполнить волю матери. Будучи офицером «лейб-гусарского полка», он вскоре погиб на русско-турецкой войне.

Слова Учителя об обстоятельствах смерти Наталии Рокотовой в 1830 (1831) г. примечательны в привязке к нежеланию Учителя огорчать ее известием о скорой смерти сына — Ивана Рокотова. В записях Елены Рерих отмечается, что он погиб на войне между Россией и Турцией. Это подозрительная коннотация, поскольку Россия в 1830-1831 гг. с Турцией не воевала. В XIX в. войны между странами были в 1806-1812, 1828-1829, 1853-1856 (Крымская война) гг.

Также стоит отметить, что в Российской империи существовало два лейб-гвардии гусарских полка: Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк (1775-1918, до 1855 г.— лейб-гвардии Гусарский полк) и Гродненский гусарский лейб-гвардии полк (1824-1918). В войнах с Турцией Гродненский полк участия не принимал. Иван Рокотов в списках лейб-гвардии гусарских полков не значится.

Среди дворянских родов Российской империи (учитывая, что Наталия Яровская-Ро-котова родилась на рубеже XVШ-XIX вв. нас интересуют рода, утвержденные во дворянстве в первой половине XIX в.) упоминаются Яровые (1858, Рязанская губерния)6 [24], Яровские (1825, Могилевская губерния) [28], Яровые-Равские (1819, 1840, Черниговская

6 Есть также дело о дворянстве Яровых (Еровых) по Московской и Киевской губерниям. Этот род в 1839 и 1874 гг. был внесён во 2-ю часть родословной книги Московского дворянского депутатского собрания; в родословной Яровых Рокотовы не упоминаются (см. [15, с. 514]). О дворянах Равских см. [19] (1858, Орловская губерния) и [20] (1858-1887, Подольская губерния).

губерния; 1884, Таврическая губерния) [25]; [26]; [27], а также дворяне Рокотовы (1859, Московская губерния; 1850, Псковская губерния; 1861) [21]; [22]; [23].

В Российском государственном архиве древних актов сохранилась копия патента императрицы Елизаветы Петровны мичману морского флота Ивану Богдановичу Рокотову на чин лейтенанта (не ранее 1743 г.) [18]. Среди дворянских родов Московской губернии упоминается род отставного штабс-капитана Ивана Рокотова7, внесенный в часть 2-ю Дворянской родословной книги в 1807 г. Однако ни тот, ни другой Иван Рокотов по возрасту не мог быть сыном Наталии Рокотовой.

В Рязанской губернии дворяне Рокотовы, Яровские, Яровые на протяжении XVIII в. и в нач. XIX в. не встречаются. Вместе с тем с XVII в. в Каменском стане Рязанского уезда проживали дворяне Яровы. Так, деревня Здви-женская (Яровская) в 1628 г. была вотчиной Родиона Петровича Ярова, затем принадлежала дворянам Аксеновым, Асеевым, Бурей-ко, Курбатовым, Мельгуновым, Мисюревым, Потуловым, Сукочевым, Фроловым, Шаховым, Янышевым и др. [30]; [31]; [32]; [33]; [34]; [35];

[36].

В энциклопедическом словаре по русскому масонству фамилия Радек не упоминается

[37]. Принадлежность Карла Радека (Собель-сона) к масонству не подтверждена. Отметим также, что он родился в 1885 г., то есть более чем через полвека после смерти Наталии Ро-котовой и, следовательно, не мог с ней встречаться. Однако интересно, что Елена Рерих в биографии Рокотовой указала подробности жизни «масона Радека», которые увязываются с этапами жизненного пути Карла Радека (заговорщическая деятельность, арест, расстрел). Это легко объясняется тем, что подробная запись о Рокотовой с упоминаем Радека была сделана Еленой Рерих в 1953 г. [39, с. 110]. Радек же умер в политизоляторе в мае 1939 г., о чем, очевидно, было известно Елене Рерих.

Отталкиваясь от родословных дворян Рязанской губернии (даже с учетом изменения границ губернии и уездов), можно прийти к заключению, что в действительности

7 См. также [15, с. 372].

не существовало ни Натальи, ни Ивана Роко-товых, жизнеописание которых соответствовало бы биографиям, записанным Еленой Рерих со слов Учителя. Поиск совпадений в пределах всей Российской империи также не дал результатов.

Вместе с тем нет ничего удивительного в том, что именно Святослав Рерих (младший сын Рерихов) указывается Еленой Ивановной в качестве воплощения несогласного с мнением матери об освобождении крестьян Ивана Рокотова. Кроме прямого указания на то, что и Святослав Рерих, и Иван Рокотов были художниками, обращает на себя внимание физическое и психологическое сходство младшего сына Елены Рерих с образом Ивана Рокотова. Рослый, стройный, независимый Святослав Рерих гораздо больше подходит под образ своенравного офицера лейб-гвардии гусарского полка, чем невысокий, немного сутулый, к тому же всегда прилежно следовавший советам матери Юрий Рерих.

Отметим, что Елена Рерих (или Учитель, диктуя ей) наделила Наталию Рокото-ву чертами характера и взглядами, которые делали бы ее заметной фигурой в обществе первой трети XIX в. в Российской Империи (стремление освободить крестьян, ратование за равенство прав мужчин и женщин, общение с масонами и декабристами). Образ Роко-товой ассоциирован Еленой Рерих с тематикой балов и жизнью состоятельных помещиков начала XIX в.

Итак, примечательные события из жизни Наталии Рокотовой и ее сына не позволяют найти соответствие им в реальности XVШ-XIX вв., но стоит нам только перестать доверять записям Елены Рерих, как сразу обнаруживается связываемый с ней литературный образ.

Самая знаменитая русская дворянка начала XIX века — не реальное, а вымышленное лицо. Это графиня Наталья Ростова, героиня романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Елена Рерих, безусловно, читала это произведение. Существуют упоминания о встрече Николая Рериха с Львом Толстым, которая произвела на художника сильное впечатление [11, с. 36]; [44, с. 76]. Вероятно, образ Ростовой отложился в памяти Елены Иванов-

ны, был ею творчески переработан и дополнен деталями из собственной жизни и личными переживаниями.

Все факты указывают на то, что Наталия Рокотова — всего лишь симулякр.

Схожесть персонажей, помимо принадлежности к дворянскому сословию и яркости образов, проявляется в возрасте Рокотовой и Ростовой. Лев Толстой точно называет год рождения Натальи Ростовой (1792). Приведенные Еленой Рерих сведения о Наталии Ро-котовой говорят о том, что она должна была родиться примерно в то же время.

Образ мужа, погибшего на лесозаготовках, мог быть почерпнут из литературы XIX в. Схожие сюжеты есть в рассказах Ивана Тургенева и других авторов. Елена Рерих, будучи впечатлительной натурой, могла перенести усвоенный ею образ в собственный чувственный мир.

Помимо упомянутой выше цитаты из дневника Зинаиды Фосдик, в этом отношении примечателен фрагмент записей Елены Рерих, в котором упоминается супруг Наталии Рокотовой: «Кем был муж Рокотовой? — Помещик-лесовод, был раздавлен срубленным деревом.— Когда я умерла? — В средних годах, 1831г.— Как странно, что я читала свою жизнь, описанную в нескольких рассказах и романах? — Многие истины насыщают пространство. Творчество получает часто искры из астральных клише» [9, с. 194-197]. Автор записей напрямую «отсылает» к возможному источнику образов — прочитанным ею рассказам и романам.

В биографических записках Елена Рерих отмечает, что она очень рано начала читать книги художественного, исторического и духовно-философского характера.

Нет ничего странногов том, что, прочитав «Войну и мир», она восхитилась удачным образом чувственной женщины. Гений Льва Толстого создал его таким, чтобы он стал образцом для женщин всего мира. Видимо, «примерив» этот образ на себя, Елена Рерих и создала свою Наталию Рокотову — из мозаики романтизированных ею реальных событий прошлого (рыцарство, войны, масоны, балы, дворянские усадьбы, деятельность декабристов). Как уже отмечалось, в записях Елены Рерих о воплоще-

нии в образе Наталии Рокотовой упоминается ее двоюродный брат с именем на французский манер — Этиен, а в числе знакомых — масоны и декабристы.

Интересное обстоятельство, наталкивающее на тождественность личностей Елены Рерих и Учителя, с которым она общалась, заключается в том, что она в воспоминаниях о своей жизни делает ошибки, похожие на те, которые делает Учитель, когда рассказывает ей о ее предыдущих воплощениях.

Выше мы упоминали о несуразностях в обстоятельствах смерти Наталии Рокотовой на балу в 1830 (1831) г. и Ивана Рокотова на войне России с Турцией не позднее 1829 г. Здесь очевидно ошибается Учитель.

Похожую неточность в дате начала войны допускает сама Елена Рерих, описывая свое пребывание в селе Талашкино: «В 1911 году мы проводили лето в Смоленской губернии в имении княгини Марии Клавдиевны Тени-шевой, где Николай Константинович с помощниками и учениками расписывал храм. В начале августа Николай Константинович должен был по делам съездить в Петроград. Накануне отъезда он мне сказал:

— Мне очень хотелось бы знать, что нам делать с таким количеством купленных [ценных] бумаг? Постарайся увидеть во сне.

Наутро на вопрос, видела ли я что-либо, я сказала:

— Не видела, но слышала голос, сказавший мне — все бумаги продать.

Николай Константинович уехал с твердым намерением продать все бумаги. Но по приезде в столицу, когда он поведал о своем намерении знакомым банкирам и друзьям, все определенно восстали против такого решения и сказали ему:

— Не продавать нужно, но покупать, все бумаги стремительно идут вверх.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате таких настояний и советов Николай Константинович купил еще бумаг, а через несколько недель произошел инцидент, вызвавший Балканскую войну, и все ценности стремительно полетели вниз» [17].

В данном случае, как мы видим, ошибается уже Елена Ивановна (Первая Балканская война началась на год позже — 25 сентября 1912 г.).

Восприятие записей Елены Рерих не как описания произошедших с ней событий, а как литературного творчества, возможно, вызванного нарушением мышления, помогает по-иному взглянуть на «Живую Этику» в целом и на ее ценность как эзотерической системы.

Мы приходим к выводу, что не нужно искать рациональных смыслов и причинно-следственных связей в «Живой Этике», они замещаются фантазийными образами Елены Рерих и причинно-значенческими категориями.

Для адептов «Живой Этики» такая оценка может звучать как приговор. То, что им видится научным описанием картины мира, в действительно является литературным творчеством обычного человека.

По сути, «Учение» — литературная переработка Еленой Рерих религиозных текстов и широко известных исторических фактов. Большинство сюжетов и персонажей ею заимствованы из античной и средневековой истории или религий мира. Учитель, от имени которого ведется повествование в «Учении»,— плод воображения Елены Рерих. Ее записи не являются прозрением — вероятнее всего они вызваны нарушением мышления. При описании своих воплощений Елена Рерих заимствовала биографии реальных людей либо персонажей из романов, дополняла их событиями из своей жизни и увязывала судьбы воплощений с судьбами близких ей людей.

Kirill E. RYBAK & Yuri S. IZBACHKOV

The Image of Natalia Rokotova as the Key to Understanding the Creative Method of Helena Ivanovna Roerich

Abstract. The movement of admirers of Agni Yoga (the Living Ethics) has a special place in the esoteric currents of Russia. Nevertheless, the popularity of this movement is obviously declining.

The Museum of the Roerichs' publication of the archive of the Roerich family, including the previously unpublished recordings of Helena Roerich's conversations with the "Teacher", allows answering questions of interest to the adherents of the "Teaching".

One of the questions is the accuracy of the information that Helena Roerich reports: how truthfully Helena Roerich reported the facts about her incarnations in past lives. Did the prototypes of these incarnations really exist; did the events that Helena Roerich wrote about at the dictation of her "Teacher" happen?

According to the Living Ethics, the Roerich family and the "Teacher", including in their incarnations, are the messengers of the "Great White Brotherhood", designed to convey the secrets of the universe to people so that people pass on to a new level of evolution. Not surprisingly, in her incarnations, Helena Roerich turned into royal persons, friends of famous persons, and sometimes into simple people.

In the article, the authors conclude that Helena Roerich made obvious mistakes when describing events from the life of her incarnations. They show this on the example of the incarnations of Helena and Svetoslav Roerich - the Ryazan landowners of the first third of the 19th century, Natalia and Ivan Rokotov.

The authors reconstructed the biographies of these characters from the records of Helena Roerich. Then they compared these biographies with information from archival documents about the noble Rokotovs in the Russian Empire.

The authors established that Natalia and Ivan Rokotov with biographies made by Helena Roerich are fictional people, a simulacrum.

Presumably, Helena Roerich borrowed the image of Natalia Rokotova from Leo Tolstoy's novel War and Peace. The image of the sensual but progressive noblewoman of the early nineteenth century, Natalia Rokotova, coincides with the image of Natalia Rostova.

The authors conclude that there is no need to look for rational meanings and cause-and-effect relationships in the Living Ethics; they are replaced by Helena Roerich's fantasy images and by the categories of cause-and-meaning.

For adherents of the Living Ethics, such an assessment may sound like a sentence. What they perceive as the scientific description of a picture of the world is, in fact, the literary creativity of an ordinary person.

In essence, the "Teaching" is Helena Roerich's literary processing of religious texts and widely known historical facts, sublimation. Most of the plots and characters are borrowed from the ancient and medieval history or religions of the world. The "Teacher", on whose behalf the narration is conducted in the "Teaching" is a figment of Helena Roerich's imagination. Her notes are not insights, but are probably caused by a disorder of thinking. In describing her incarnations, Helena Roerich borrowed biographies of real people or characters from novels, supplemented them with events from her life and linked the destinies of incarnations with the destinies of people close to her.

Keywords: Living Ethics, Agni Yoga, sect, Helena Roerich, Natalia Rokotova, Natalya Rostova, L.V. Shaposhnikova, Leo Tolstoy, historical simulacrum, thought disorder, religious experience.

Использованная литература:

1. 11 марта 1923 // Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: В 25 т. Т. 3. М.: Прологъ, 2008. С. 297-298.

2. 11 марта 1924 // Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: В 25 т. Т. 4. М.: Прологъ, 2009. С. 218-219.

3. 2 марта 1928 // Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: В 25 т. Т. 8. М.: Прологъ, 2010. С. 243-245.

4. 20 августа 1921 // Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: В 25 т. Т. 1. М.: Прологъ, 2007. С. 173-175.

References:

1. Roerich, H.I. (2008) 11 March 1923. In: Zapisi Ucheniya Zhivoy Etiki: V 25 t. [Records of the Living Ethics Teaching: In 25 vols]. Vol. 3. Moscow: Prolog". pp. 297-298.

2. Roerich, H.I. (2009) 11 March 1924. In: Zapisi Ucheniya Zhivoy Etiki: V 25 t. [Records of the Living Ethics Teaching: In 25 vols]. Vol. 4. Moscow: Prolog". pp. 218-219.

3. Roerich, H.I. (20) 2 March 1928. In: Zapisi Ucheniya Zhivoy Etiki: V251. [Records of the Living Ethics Teaching: In 25 vols]. Vol. 8. Moscow: Prolog". pp. 243-245.

5. 23.08.1928 // Фосдик З. Г. Мои учителя. М.: Сфера. 2002. С. 301-304.

6. 31 января 1922 // Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: В 25 т. Т. 2. М.: Прологъ, 2008. С. 87.

7. 6 ноября 1922 // Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: В 25 т. Т. 3. М.: Прологъ, 2008. С. 151-152.

8. 8 августа 1924 // Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: В 25 т. Т. 5. М.: Прологъ, 2009. С. 128-129.

9. 8 января 1928 // Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: В 25 т. Т. 8. М.: Прологъ, 2010. С. 194-197.

10. Архив музея [Электронный ресурс] // Музей Рерихов. Филиал Государственного музея Востока. URL: http://roerichsmuseum.ru/index.php/museum/arkhiv (дата обращения: 15.05.2019).

11. Беликов П., Князева В. Рерих. М.: Молодая Гвардия, 1972. С. 36.

12. Дети Нового Сознания. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: Междунар. центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007.

13. Ковалева Н. Воспоминания из прошлых жизней [Электронный ресурс] // Культурно-просветительный портал «Адамант». URL: http://www.lomonosov.org/ article/vospominaniya_iz_proshlyh_zhiznej.htm (дата обращения: 15.05.2019).

14. Мишина Е. Е. Реквием для Ники Турбиной // Культура и время. 2006. №3 (21). С. 219.

15. Московское дворянство: алфавитный список дворянских родов с кратким указанием важнейших документов, находящихся в родословных делах Архива Московского дворянского депутатского собрания. М.: б. и., 1910.

16. Пискарева О. Д., Келехсаев В. У. Встреча с Сашенькой // Культура и время. 2006. №4 (22). С. 94.

17. Рерих Е. И. Сны и видения. У порога нового мира. Огненное творчество космической эволюции. М.: Междунар. центр Рерихов, 2000.

18. Российский государственный архив древних актов. Ф. 154. Оп. 4. Ч. 2. № 159.

19. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 28. Д. 44.

20. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 28. Д. 45.

21. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 28. Д. 2359.

22. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 28. Д. 2360.

23. Российский государственный исторический архив. Ф.1343. Оп.28. Д. 2361.

24. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 34. Д. 2701.

25. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 34. Д. 2703.

26. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 34. Д. 2704.

27. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 34. Д. 2705.

28. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 34. Д. 2706.

29. Рыбак К. Е. О приеме в гражданство СССР членов семьи Рерихов и окружавших их лиц // Петербургский Рериховский сборник: Вып. 10. 2017. С.18-37.

4. Roerich, H.I. (2007) 20 August 1921. In: Zapisi Ucheniya Zhivoy Etiki: V 25 t. [Records of the Living Ethics Teaching: In 25 vols]. Vol. 8. Moscow: Prolog". pp. 173-175.

5. Fosdik, Z.G. (2002) 23.08.1928. In: Moi uchitelya [My teachers]. Moscow: Sfera. pp. 301-304.

6. Roerich, H.I. (2008) 31 January 1922. In: Zapisi Ucheniya Zhivoy Etiki: V 25 t. [Records of the Living Ethics Teaching: In 25 vols]. Vol. 2. Moscow: Prolog". pp. 87.

7. Roerich, H.I. (2008) 6 November 1922. In: Zapisi Ucheniya Zhivoy Etiki: V 25 t. [Records of the Living Ethics Teaching: In 25 vols]. Vol. 3. Moscow: Prolog". pp. 151-152.

8. Roerich, H.I. (2009) 8 August 1924. In: Zapisi Ucheniya Zhivoy Etiki: V 25 t. [Records of the Living Ethics Teaching: In 25 vols]. Vol. 5. Moscow: Prolog". pp. 128-129.

9. Roerich, H.I. (2010) 8 January 1928. In: Zapisi Ucheniya Zhivoy Etiki: V 25 t. [Records of the Living Ethics Teaching: In 25 vols]. Vol. 8. Moscow: Prolog". pp. 194-197.

10. Museum of the Roerichs. Branch of the State Museum of Oriental Art. (n.d.) Arkhiv muzeya [Archive of the museum]. [Online] Available from: http://roerichsmuseum. ru/index.php/museum/arkhiv. (Accessed: 15.05.2019).

11. Belikov, P. & Knyazeva, V. (1972) Rerikh [Roerich]. Moscow: Molodaya Gvardiya.

12. Knizhnik, T.O. (ed.) (2007) Deti Novogo Soznaniya. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-obshchestvennoy konferentsii. 2006 [Children of the New Consciousness. Materials of the International Conference. 2006]. Moscow: Mezhdunar. tsentr Rerikhov; MasterBank.

13. Kovaleva, N. (2013) Vospominaniya iz proshlykh zhizney [Memories from past lives]. [Online] Available from: http://www.lomonosov.org/article/vospominaniya_iz_ proshlyh_zhiznej.htm. (Accessed: 15.05.2019).

14. Mishina, E.E. (2006) Rekviem dlya Niki Turbinoy [Requiem for Nika Turbina]. Kul'tura i vremya. 3 (21). pp. 219.

15. Anon. (1910) Moskovskoe dvoryanstvo: alfavitnyy spisok dvoryanskikh rodov s kratkim ukazaniem vazhneyshikh dokumentov, nakhodyashchikhsya v rodoslovnykh delakh Arkhiva Moskovskogo dvoryanskogo deputatskogo sobraniya [Moscow nobility: Alphabetical list of noble families with a brief indication of the most important documents that are in the genealogical files of the Archives of the Moscow Nobility Assembly]. Moscow: [s.n.].

16. Piskareva, O.D. & Kelekhsaev, V.U. (2006) Vstrecha s Sashen'koy [A meeting with Sashenka]. Kul'tura i vremya. 4 (22). pp. 94.

17. Roerich, H.I. (20) Sny i videniya. U poroga novogo mira. Ognennoe tvorchestvo kosmicheskoy evolyutsii [Dreams and Visions. At the threshold of a new world. The fiery creativity of cosmic evolution]. Moscow: Mezhdunar. tsentr Rerikhov.

18. Russian State Archive of Ancient Acts. Fund 154. List 4. Pt. 2. No. 159. (In Russian).

19. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 28. File 44. (In Russian).

20. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 28. File 45. (In Russian).

21. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 28. File 2359. (In Russian).

22. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 28. File 2360. (In Russian).

Наследие веков 78

2019 № 2 www.heritage-magazine.com

30. Рындин И. Ж. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. Вып. 1: Абаза - Бюллеры. Рязань: б. и., 2006. С. 67, 123, 301.

31. Рындин И. Ж. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. Вып. 3: Давыдовские - Исленьевы. Рязань: Узорочье, 2008. С. 23.

32. Рындин И. Ж. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. Вып. 4: Кавдины - Кучины. Рязань: Узорочье: 2009. С. 331;

33. Рындин И. Ж. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. Вып. 6: Надеждины - Пчелкины. Рязань: Узорочье, 2011. С. 296, 298.

34. Рындин И. Ж. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. Вып. 7: Раевские - Сыробоярские, Рязань: Узорочье, 2012. С. 375-377.

35. Рындин И. Ж. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. Вып. 8: Таптыковы - Худековы. Рязань: Издательство Рязанского института развития образования, 2013. С. 280.

36. Рындин И. Ж. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. Вып. 9: Цапенко - Яценко. Рязань: Первопечатник, 2015. С. 91, 196, 197.

37. Серков А. И. Русское масонство. 1731-2000: Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. С. ?.

38. Тетрадь № 9м («Сокровенные страницы», ч. 2) [Электронный ресурс] // Тетради Урусвати. Общественная группа по работе над манускриптами Е. И. Рерих. С. 38. URL: http://urusvati.group/viewtopic. php?f=59&t=354&start=30#p5740 (дата обращения: 15.05.2019).

39. Тетрадь № 10м (10.11.1951 - 02.03.1953) [Электронный ресурс] // Тетради Урусвати. Общественная группа по работе над манускриптами Е. И. Рерих. URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=177&start=80 (дата обращения: 15.05.2019).

40. Тетрадь № 10м (10.11.1951 - 02.03.1953) [Электронный ресурс] // Тетради Урусвати. Общественная группа по работе над манускриптами Е. И. Рерих. URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=177&start=90 (дата обращения: 15.05.2019).

41. Тетрадь № 16м («Автобиография. Сны и видения». 1925-1949) [Электронный ресурс] // Тетради Урусвати. Общественная группа по работе над манускриптами Е. И. Рерих. С. 34-35. URL: http://urusvati. group/viewtopic.php?f=59&t=347&start=30#p5461 (дата обращения: 15.05.2019).

42. Тетрадь № 37 (23.03.1950 - 23.05.1950) [Электронный ресурс] // Тетради Урусвати. Общественная группа по работе над манускриптами Е. И. Рерих. С. 110-111. URL: http://urusvati.group/viewtopic. php?p=2203#p2203 (дата обращения: 15.05.2019).

43. Тетрадь № 57 (27.01.1924 - 10.06.1924) [Электронный ресурс] // Тетради Урусвати. Общественная группа по работе над манускриптами Е. И. Рерих. Разворот 14. URL: http://urusvati.group/viewtopic. php?f=62&t=345&start=10#p5164 (дата обращения: 15.05.2019).

44. Фосдик З. Г. Мои учителя. М.: Сфера. 2002. С.

76.

23. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 28. File 2361. (In Russian).

24. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 34. File 2701. (In Russian).

25. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 34. File 2703. (In Russian).

26. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 34. File 2704. (In Russian).

27. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 34. File 2705. (In Russian).

28. Russian State Historical Archive. Fund 1343. List 34. File 2706. (In Russian).

29. Rybak, K.E. (2017) O prieme v grazhdanstvo SSSR chlenov sem'i Rerikhov i okruzhavshikh ikh lits [On the acceptance into USSR citizenship of members of the Roerich family and persons around them]. In: Bondarenko, A.A. (ed.) Peterburgskiy Rerikhovskiy sbornik [Petersburg Roerich Collection]. Is. 10. St. Petersburg: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. pp. 18-37.

30. Ryndin, I.Zh. (2006) Materialypo istoriiigenealogii dvoryanskikh rodov Ryazanskoy gubernii [Materials on the history and genealogy of noble families of Ryazan Province]. Is. 1. Ryazan: [s.n.]. pp. 67, 123, 301.

31. Ryndin, I.Zh. (2008) Materialy po istorii i genealogii dvoryanskikh rodov Ryazanskoy gubernii [Materials on the history and genealogy of noble families of Ryazan Province]. Is. 3. Ryazan: Uzoroch'e. pp. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Ryndin, I.Zh. (2009) Materialy po istorii i genealogii dvoryanskikh rodov Ryazanskoy gubernii [Materials on the history and genealogy of noble families of Ryazan Province]. Is. 4. Ryazan: Uzoroch'e. pp. 331.

33. Ryndin, I.Zh. (2011) Materialy po istorii i genealogii dvoryanskikh rodov Ryazanskoy gubernii [Materials on the history and genealogy of noble families of Ryazan Province]. Is. 6. Ryazan: Uzoroch'e. pp. 296, 298.

34. Ryndin, I.Zh. (2012) Materialy po istorii i genealogii dvoryanskikh rodov Ryazanskoy gubernii [Materials on the history and genealogy of noble families of Ryazan Province]. Is. 7. Ryazan: Uzoroch'e. pp. 375-377.

35. Ryndin, I.Zh. (2013) Materialy po istorii i genealogii dvoryanskikh rodov Ryazanskoy gubernii [Materials on the history and genealogy of noble families of Ryazan Province]. Is. 8. Ryazan: Ryazan Institute of Education Development. pp. 280.

36. Ryndin, I.Zh. (2015) Materialy po istorii i genealogii dvoryanskikh rodov Ryazanskoy gubernii [Materials on the history and genealogy of noble families of Ryazan Province]. Is. 9. Ryazan: Pervopechatnik. pp. 91, 196, 197.

37. Serkov, A.I. (2001) Russkoe masonstvo. 1731-2000: Entsiklopedicheskiy slovar' [Russian Freemasonry. 17312000: Encyclopedic Dictionary]. Moscow: ROSSPEN.

38. Tetradi Urusvati. (2018) Tetrad' № 9m ("Sokrovennye stranitsy", ch. 2) [Notebook No. 9m ("Intimate Pages", Part 2)]. [Online] Available from: http://urusvati. group/viewtopic.php?f=59&t=354&start=30#p5740. (Accessed: 15.05.2019).

39. Tetradi Urusvati. (2018) Tetrad' № 10m (10.11.1951 - 02.03.1953) [Notebook No. 10m (10.11.1951 -02.03.1953)]. [Online] Available from: http://urusvati.group/ viewtopic.php?t=177&start=80. (Accessed: 15.05.2019).

40. Tetradi Urusvati. (2018) Tetrad' № 10m (10.11.1951 - 02.03.1953) [Notebook No. 10M (10.11.1951 -

45. Шапошникова Л. В. Тернистый путь Красоты // Держава Рерихов: Сб. статей. Т. 2. М.: Междунар. центр Рерихов, 2006. С. 92-118.

02.03.1953)]. [Online] Available from: http://urusvati.group/ viewtopic.php?t=177&start=90. (Accessed: 15.05.2019).

41. Tetradi Urusvati. (2018) Tetrad' № 16m ("Avtobiografiya. Sny i videniya". 1925-1949) [Notebook No. 16m ('Autobiography. Dreams and Visions" 1925-1949)]. pp. 34-35. [Online] Available from: http://urusvati.group/ viewtopic.php?f=59&t=347&start=30#p5461. (Accessed: 15.05.2019).

42. Tetradi Urusvati. (2018) Tetrad' № 37 (23.03.1950 - 23.05.1950) [Notebook No. 37 (23.03.1950 -23.05.1950)]. pp. 110-111. [Online] Available from: http:// urusvati.group/viewtopic.php?p=2203#p2203 . (Accessed: 15.05.2019).

43. Tetradi Urusvati. (2018) Tetrad' № 57 (27.01.1924 - 10.06.1924) [Notebook No. 57 (27.01.1924 - 10.06.1924)]. Page spread 14. [Online] Available from: http://urusvati. group/viewtopic.php?f=62&t=345&start=10#p5164. (Accessed: 15.05.2019).

44. Fosdik, Z.G. (2002) Moi uchitelya [My teachers]. Moscow: Sfera.

45. Shaposhnikova, L.V. (2006) Derzhava Rerikhov: Sb. statey [The Power of the Roerichs: Collection of articles]. Vol. 2. Moscow: Mezhdunar. tsentr Rerikhov. pp. 92-118.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Рыбак, К. Е. Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию творческого метода Елены Ивановны Рерих [Электронный ресурс] / К. Е. Рыбак, Ю. С. Избачков // Наследие веков. - 2019. - № 2. - С. 68-80. URL: http://heritage-magazine. com/wp-content/uploads/2019/06/2019_2_Rybak_Izbachkov.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Rybak, K. E. & Izbachkov, Yu. S. (2019) The Image of Natalia Rokotova as the Key to Understanding the Creative Method of Helena Ivanovna Roerich. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 2. pp. 68-80 [Online] Available from: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2019/06/2019_2_Rybak_Izbachkov.pdf (Accessed: dd.mm.yyyy). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.