Научная статья на тему 'ОБРАЗ МУЗЫКИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ'

ОБРАЗ МУЗЫКИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКА / ФУНКЦИИ МУЗЫКИ / СПЕЦИФИКА МУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВА / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Целковая Юлия Михайловна, Захарченко Наталья Сергеевна

В статье рассматривается музыкальное искусство как средство человеческой самореализации в исторической ретроспективе от эпохи Античности до современности. Выявляя феноменологию музыкального искусства через философско-культурологический подход, авторы сосредотачивают внимание на смену культурных эпох, что позволяет рассматривать культуру и музыку как средство человеческой самореализации. В представленной статье в этом контексте будет рассматриваться образ музыки как феномен культуры, что потребует раскрытия специфики музыки как особого вида художественной деятельности, определения места музыки в системе искусств, а также определения сущности феномена культуры. В результате авторы приходят к выводу, что музыка как многомерное отражение явлений реальной действительности, постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человечества и, перерабатывая его своими средствами, осуществляет в этом опыте особый синтез, позволяющий рассматривать ее как культурный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF MUSIC AS A CULTURAL PHENOMENON

The article considers the art of music as a means of human self-realization in a historical retrospective from the era of Antiquity to the present. Revealing the phenomenology of musical art through a philosophical and cultural approach, the authors focus on the change of cultural epochs, which allows us to consider culture and music as a means of human self-realization. In this article, in this context, the image of music as a cultural phenomenon will be considered, which will require disclosure of the specifics of music as a special type of artistic activity, determining the place of music in the system of arts, as well as determining the essence of the cultural phenomenon. As a result, the authors come to the conclusion that music, as a multidimensional reflection of the phenomena of reality, constantly absorbs the entire cultural experience of mankind and, processing it with its own means, performs a special synthesis in this experience, which allows us to consider it as a cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ МУЗЫКИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ»

THE IMAGE OF MUSIC AS A CULTURAL PHENOMENON

Grigorev Anatoty Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of Cultural science MAN, Academician ПАЕ, Honored worker of arts ChR, member of the Union of composers oj the Russian Federation, Professor of the Department of Music and soaai and artistic education

Tselkova YuLia Mikhatlovna, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Musk Education Zakharchenko Natalia Scrgeevna, Senior lecturer, Department of Choral Conducting and Socio-Cultural Projects Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article considers the art of music as a means of hitman self-realization in a historical retrospective from the era of Antiquity to the present Revealing the phenomenology of musical art through a philosophical and cultural approach, the authors focus on the change of cultural epochs, which allows us to consider culture and music as a means of human self-realization- In this article, in this context, the image of rmi.sk as a cultural phenomenon will be considered, which will require disclosure oft he specifics of music special type of artistic activity, determining the place of music in the system (if arts, as well as determining the essence oj the cultural phenomenon. As a result, the authors come to the conclusion that music, as a multidimensional reflection of the phenomena oj reality, constantly absorbs the entire cultural experience of mankind and processing it. with, its own means, performs a special synthesis in this experience, which allows us to consider it as a cultural phenomenon.

Keywords: Culture; (he culture; the music; the functions of music; the specifics of music as an artform; the art; the artistic image; the spiritual life of тип

DOI 10.24923/2305-8757.2022-11.8

УДК 008 ОБРАЗ МУЗЫКИ КАК ФЕНОМЕН

ВАК 5.10.1 КУЛЬТУРЫ

В апатье рассматривается музыкальное искусство как средство человеческой самореализации в исторической ретроспективе от эпохи Античности до современности. Выявляя феноменологию музыкального искусства через философско-культурологический подход, авторы сосредотачивают внимание на смену культурных эпох, что позволяет рассматривать культуру и музыку как средство человеческой самореализации. В представленной статье в этом контексте будет рассматриваться образ музыки как феномен культуры, что потребует раскрытия специфики музыки как особого вида художественной деятельности, определения места музыки в системе искусств, а таюке определения сущности феномена культуры. В результате авторы приходят к выводу, что музыка как многомерное отражение явлений реальной действительности, постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человечества и, перерабатывая его своими средствами, осуществляет в этом опыте особый синтез, позволяющий рассматривать ее как культурный фШомен.

Ключевые слова: культура; феномен культуры; .музыка; функции музыки; специфика ¡Музыки как вида искусства; искусство; художественный образ; духовная жизнь человека.

Введение

Исследование феномена искусства в том числе музыкального, интересовало ученых различных научных направлений, начиная с эпохи древнегреческих философов Платона и Аристотеля, и се-года я острота науч ных дискуссий сохраняется. Разм ы шля я об образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или античной траге-

© Григорьев А.Ф., 2022 © Целковая Ю.М., 2022 © Захарченко Н.С., 2022

дан, о диотшсиискои и аполлогическом культурах, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур, пробиться К современному пониманию культуры. Многие феномены искусства становятся прозрачными, когда их истолкование сопряжено с общими социально-философскими, главным Образом культу рф|Щософскими медитациями.

Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятел ьствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты и бытовой уклад.

Потребность в изучении феноменов культуры, в частности образа музыки как феномена культуры, обусловлена несколькими причинами. Какое воздействие оказывает музыка на развитие культуры, что приносит культуре музыка, какие образы музыки существуют в изменяющихся условиях жизни и т.д.?

За последнее время выявлены многообразные социальные обнаружения феноменов культуры. Однако философский ракурс проблемы остается малоисследованным. Между тем многие метафизические вопросы культуры поставлены имен но философией. Более того, сформировалась культурфилософия, или философия культуры, направленная на постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.

Чтобы проследить генезис музыкального искусства, выявить его место в жизни человека, среди других искусств, определить потенциал музыки как феномена культуры, необходимо осуществить фи лософско-культурологический анализ специфических средств музы ки, ее особен ностей, установлен ия взаимодействия с другими сферами деятельности, что и определило задачи исследования.

Теоретическим основанием послужили груды отечественных и зарубежных ученых Б.М. Асафьева, ТТ.С. Гуревича, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.

Основная часть

На каждом историческом этапе и общественные, и индивидуальные проявления сознания, в том числе и в области музыки, определяются объективными законами социальной жизни и всегда протекают в контексте культуры. Каждое музыкальное произведение, в свою очередь, включается в развитие культуры. Немецкий философ Освальд Шпенглер в работе "Закат Европы" пишет: "Каждая культура имеет свои собственные виды, группы видов искусств, теория и техника которых имеют даже значение символа человечества этих культур" [15, ¡34].

Практически все философы от древности до наших дней ставили звуковую реальность, а потом и музыку на первое место в процессе развития человечества. Одна из главных проблем, определяющих существование и развитие общества, - каким образом, какими средствами и способами старшие поколения мог-

ГРИГОРЪЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МЛН (Сан-Марино), действительный член (академик) РАЕ, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, профессор кафедры Музыки и социально-художественного образования, главный редактор журнала ЮШТ

ЦЕЛКОВАЯ Юлия Михайловна.,

старший преподаватель кафедры Тгории и методики музыка.аьного образования

ЗАХАРЧЕНКО Наталья Сергеевна,

старший преподаватель кафедры Хорового дирижирования и социально-культурных проектов

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ли передавать новым поколениям людей все, что было накоплено за предыдущие периоды времени, - опыт чувственных и умственных взаимодействий с миром, вырабо-танные в практических делах знания, умения. Навыки, сотворенные ценности, наработанные в творчестве образные языки и системы образных представлений, утвердившиеся в практике людей нормы, эталоны и идеалы, и многое другое, без чего невозможно представить движение жизни.

Изначально, т.е. с момента своего возникновения, человек как особое природное существо, наделенное таким родовым качеством, как бесконечное и никогда не удовлетворяемое в полной мере стремление к совершенству, гармонии и красоте, почувствовав это стремление в себе, столь же неутолимо испытал желание .пробудить его в своих детях. Отсюда, можно предположить, и родились такие специфические, изначально гуманистические способы жизнедеятельности человека, которые гораздо позже был и названы педагогически-воспитательными. Эти способы жизнедеятельности на первых стадиях становления человечества выполнялись всеми членами социума по отношению к новым поколениям. И строились они на естественно накапливаемом опыте взаимодействия людей с окружающим миром и на опыте взаимоотношений между членами социума. В этом опыте естественного становления социальной жизни человек использовал все то, что он, видимо, освоил и оценил как благо - пусть даже по самым примитивным представлениям. И в первую очередь это были звуки, цвета, свето-теневые, пластические, объемные, силуэтные и им подобные отношения в природе. Позже все названные и многие неназванные природные отношения - опять-таки базирующиеся на жизненном опыте - выстраивались в определенную иерархию на основе значимости каждого из видов отношений для жизнедеятельности людей и их роли в подготовке к жизни новых поколений. Может быть, именно поэтому А.Ф. Лосев - а до него

практически все философы от древности до Наших дней • • ставили звуковую реальность, а потом и музыку на первое место в процессе развития человечества.

Сама музыка представл ялась Лосеву как "чистое становление" и "философское откровение", амузыкальное переживание для любого человека "становится как бы,., самим бытием во всей жизненности его проявлений" [8, 278]. Само музыкальное переживание рассматривается ученым как "становящееся музыкальное познание". Следовательно, и становление новых поколений людей целесообразно рассматривать, согласно концепции Лосева, через призму освоенной звучащей и гармонизированной стихии, в которой музыкальное бытие каждого человеческого индивида предстает как "план глубинного слияния субъектного и объектного бытия" [8, 278].

Являясь одним из самых древних видов искусств, музыка зародилась в недрах ритуально-обрядовых традиций в синкретичном комплексе искусств. Развитие материал ьно-духовн ой культуры человечества непосредствен но отпечатывалось на народно-художественном творчестве, рождая в этом процессе различные его вида и жанры искусства. Уже тогда древний человек интуитивно почувствовал огромную силу музыки, организующее человеческое бытие (вместе с бытием природных объектов) в некое гармоническое и благотворно действующее на человека начало. Обнаружение археологами древнейших музыкальиыхин-струментов, в том числе и флейты, возраст которой определен в 2.6 млн лет, подтверждает это.

Очевидно, что нет какого-то единого источника музыки и она родилась из трудовой, обрядовой деятельности, из этой игры воображения, потребностей самой культуры для передачи способов решения различных задач будущим поколениям людей для самовыражения и т.д. Еще в античности мыслители спорили между собой, выдвигая гипотезы о магическом, подражательном и

игровом происхождений музыки. Музыкант порой рассматривался как орудие божественного проявления и это отражало мировоззрение эпохи.

Из истории культуры, представленной в трудах философов, известно, что во всех самых древних культурах опора на музыку и другие вида! искусства в вопросах становления, формирования, воспитания и развития новых поколен ий людей являлась фундаментальным основанием для создания социально управляемых систем обучения, воспитания и образования во всех без исключения обществах и государствах.

Античность считала, что искусство подражает природе, и самым подражательным видом искусства была музыка. Взгляд на искусство как подражание высказывался еще пифагорейцами и был развит Платоном и Аристотелем. Пифагор рассматривал музыку как подражание небесной гармонии, Платон - миру идей, Аристотель - природе и людям. Идея подражания была распространена в эстетике классицизма (как соответствие эстетическому канону, идее прекрасного). В реалистической эстетике XIX в. "подражание природе" уступило место "воспроизведению правды жизни" [7, 38].

Музыка напрямую воспроизводит чувства, дает точ ное подобие душ и, поэтому она оказывает мощное воздействие на человека. Главная функция музыки - воспитание, о чем говорил еще Платой в своем учении об эпосе, и отмечал, что в идеальном государстве музыке принадлежит главнейшая роль и только она может воспитать мужественного гражданина- Согласно этому учению, за элементами музыки закреплялось определение этического качества. Хотя музыку выделяли из других видов искусств, к ней подходили с практической точки зрения, приписывали ей магические свойства, считая, что музыка обладает арттерапевти-ческими свойствами и исцеляет болезни. [6]

Ученик Платона Аристотель сохранил за музыкой важнейшую функцию воспитания, но добавил еще две функции; наслаждение

и катарсис. Музыка рассматривалась также, как наука, связанная с числом, и наиболее ярко это проявилось в учении Пифагора и его последователей, поскольку они все вещи уподобляли числам, считая числа основой всех вещей.

Для того чтобы стать искусством, музыке понадобилось использовать естественный материал - звук, и организовать его в соответствии с теми задачами, которые возникали перед искусством. Однако долгое время музыка находилась в семье других искусств, не была выделена и в ее развитии участвовала вся культура. Лишь постепенно, но неуклонно она приобретала свою самостоятельность, собственные средства воздействия на человека.

Музыка античности, в отличие от других видов искусства, не оставила в истории равноценного им наследия. Имеются лишь косвенные свидетельства о неразрывной связи музыки с поэзией (лирика), театром (музыка в трагедии, искусство танца), Археология помогает установить характер и разнообразие инструментов, формы музицирования-Сказания и легенды о великих музыкантах

- Орфее, Олимпе, Марсе, гомеровский эпос

- отражают значение, которое придавалось тогда музыке.

И лишь в эпоху Средневековья, когда сложилась новая феодальная культура, музыка приобретает видовую самостоятельность. Крупные средневековые города становятся важными центрами культуры. Трубадуры, труверы, миннезингеры внесли свою лепту в демократизацию музыки, наполнили ее новым содержанием.

В культуре Средних веков искусство, в том числе и музыка, подчинялись канону -системе правил, закрепленных в самой структуре искусства. Искусство было неразрывно связано с жизнью, а формы жизни определялись религией, при этом искусство должно было наполнить эти формы красотой, и поэтому искусство воспринимается не как самостоятельная сфера, а как приложение к жизни. Однако именно музыка была единственным исключением.

Музыкальное искусство для Средних веков было "оружием", мощно влияющим на человека. Уже тогда понимали, что воздействие музыки на человека нельзя контролировать, и поэтому церковь разделяет ее на дозволенную или недозволенную. Музыку воспринимали не как искусство, а как науку о пении, она я вляла собой божественное начало и поэтому представлялась в рол и посредника между человеком и богом, и ее вполне оправдано наделяли магическими свойствами.

Таким образом, было правильнее говорить об элементах, которые позднее привели к складыванию музыки как самостоятельного вида искусства, выделившегося из первоначал ьного единства культуры, называемого синкретическим (то есть первоначальным, нерасчлененным) состоянием.

Пройдя длительный эволюционный творческий путь от скоморошества до профессионализации музыкальное искусство обретает свой самостоятельные виды и жанры профессионального исполнительского и композиторского искусства. Весь процесс развития музыки, приведший ее к состоянию, которое характеризует ее как видовое, отражают существенные ее особенности, а также связи с другими искусствами и культурой в целом.

Более поздние объяснения, в частности, Нового времени, связывали музыку с общей способностью каждого живого существа к реагированию на звуки, усматривали в ее появлении естественные причины.

В настоящее время можно считать общепризнанным, что человек живет в мире чувств, нежели в мире разума, а поскольку это так, музыка и есть то искусство, которое представляет человеческому духу возможность постоянной и интенсивной внутренней жизни. Б-М. Асафьев, исследуя природу и феномен музыки, емко и лако-

нично назвал музыку искусством интонируемого смыла, поскольку только музыка через интонацию способна с особой силой передать эмоционально-образный мир человека. "Изменчивость интонации, а также ее закрепление, выкристаллизовывалась по Асафьеву в звуко-ритмических формулах, которые подводят ученого к идее "интонационного словаря". В другом тезисе интонационной теории Б. Асафьева подчеркивается, что "...Музыкальная интонация обобщает бесчисленное множество состояний и ситуаций. За интонацией всегда закреплена реальность.... Интонация всегда обладает смыслом, которая может существовать только во Времени.... Она выступает как факт отражения, интерпретируется с различных позиций" [1].

Очевидно, что именно музыка закрепляет в гармоничных сочетаниях звуков душевные движения людей, в которых - как в древности, так и в наши дни - наиболее полно выражается отношение человека к окружающему его миру. В этих душевных движениях и отношениях с миром, собственно, и состоит жизнь. Так же, как в живописи изображение на полотне обретает вечную жизнь, так и музыкальное выражение чувств и эмоций, пережитого человеком опыта чувственных взаимодействий с миром обретает право на вечное существование. Причина этого в том, что в тончайших, душевных взаимоотношениях, в чувственной сфере человека кроется глубокое интуитивное знание, благодаря которому он точнее и эффективнее воспринимает природу и окружающих его людей. Недаром в древних философских учениях иптуитив] 1врожденное (т.е. переданное человеку по наследству, можно сказать, по социальному наследованию) знание почиталось высшим знанием. И именно с его помощью только и мог человек постичь сущность музыки. "Кодом" или "самосознанием" культуры назы-

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ БЫЛО "ОРУЖИЕМ", МОЩНО ВЛИЯЮЩИМ НА ЧЕЛОВЕКА.

вал М.С. Каган искусство, которое отражает "многообразие человеческого освоения мира. Каждый из видов искусства - литература, живопись, графика, музыка, скульптура, архитектура и др. отражают особенности художественного освоения мира человеком" [7, 29].

Как уже отмечалось, музыка первоначально находилась в общей сфере искусств, культуры и не была выделена. Позднее обособилась, осуществляя поиск своих собственных средств выражения и воздействия, затем снова стремилась слиться с другими сферами культуры. Такой процесс происходит с ней и сейчас и, очевидно, будет продолжаться. Это родовое свойство любого искусства. Другие искусства, культура в целом - питательная среда музыки, как и прудовая деятел ьность человека, акта вно-твор-ческое отношение к миру. Однако музыка при этом существует как искусство, потому что обладает своей автономностью, но эта автономность не замкнута.

Музыка легко входит с другими - эстетическими, моральными, житейскими и другими сферами, обогащается иными способами выражения. Ее функциональность как раз и зависит от этой ее "контактности", в результате возникает ситуация, при которой ценности, существующие в культуре, служат музыке, они же, в свою очередь, как бы множатся с помощью музыки, приобретают дополнительные качественные характеристики, что является взаимообусловленным и взаимопроникающим процессом.

Музыка постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человечества, перерабатывает его своими средствами, осуществляя в этом опыте особый синтез, аналогичный тому, как в свое время музыкой были переработаны и слово, и жест, и мимика, и движение,

В чем же специфика музыки как вида искусства? Музыка как искусство преломляет общие, свойственные всем искусствам черты, которые связаны с особым восприятием и выражением мира, художественной

условностью, специфическими свойствами художественного мышления. Музыка вырабатывает и свои собственные, присущие только ей способы отражения природы и общественных отношений н событий. Музыка как вид искусства идет к созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь, формирующих сознание чел овека и его лич ность. Хотя она непосредственно связана .л и ш ь с определен ным и: сторонам и жизни и обладает ограниченными специфическими выразительными средствами, тем не менее,способнахудожествен-но познавать сущность жизни, человеческих отношений, общественного развития и в этом смысле отражать мир в целом.

Познание окружающей действительности осуществляется музыкальным искусством через образ, концентрирующий в себе определенную взаимосвязь содержания мира, и изобразительно-выразительный способ его передачи. "Музыка представляет любое содержание для духа не так, как оно существует в сознании - в качестве общего представления или как оно даго для созерцания - в виде определенного внешнего образа, а таким способом, каким оно становится живым в сфере субъективного внутреннего мира. Воплотить в звуках эту скрытую в себе жизнь или дополнить ею высказанные слова и представления и погрузить в эту стихию представления, чтобы воссоздать их для переживан ня, - такова трудная задача музыки, доставшаяся ей в удел", - пишет о своеобразной задаче музыки Г.Ф. Гегель [5, 290]. "Поэтому внутренняя жизнь как таковая является формой, в которой музыка может постигнуть свое содержание и тем самым воспринять в себя все то, что вообще может войти во внутренний мир и облечься в форму чувства. Но в этом и закл ючается вместе с тем и назначение музыки, что она не должна работать для созерцания, а должна ограничиваться тем. Чтобы делать проникновенность постижимой для внутреннего мира, способствуя ли тому, чтобы субстанциальная внутренняя

С'

О с*

г. £

о

О!

/

>-н

<3

СО СО

н

¡2

Г

99

глубина содержания как такового проникала в глубины души, или пред почитая изображать жизнь содержания в каком-либо единичном субъективном внутренней мире, так что эта субъективная проникновенность сама становилась собственным предметом музыки", - продолжает философ [5, 292].

06 особом положении музыки говорит и М.С. Каган, объясняя это положение ее звуковой природой: "звук ценен сам по себе благодаря присущим ему акустическим, семиотическим, эстетическим, художественным свойствам. Главное среди них -процессуальность, обеспечивающая звуку способность воплощать то, что длится и изменяется, а не пребывает, сохраняется в неизменности, способность выражать внутренние, психологические, духовные процессы и непосредствен®» возбуждать соответствующий переживания" [7, 30].

Потребность выразить свое отношение к миру, осмыслить познаваемое, оценить сего эстетической, нравственной, а иногда и с политической точек зрения является общей для всех видов искусства общехудожественной особенностью того или иного конкретного способа художественного освоения мира. Как и все другие искусства, музыка, но специфическим образом, проникает в открывающиеся только ей глубины духовной жизни человека и обогащает познавательные возможности других искусств, обогащаясь при этом и сама.

Очевидно, что музыка, как и другие виды искусства, идут по пути художественного освоения мира по пути представления внешнего через внутреннее, материального через духовное. Однако язык музыки дает возможность прямого, непосредственного выражения духовных процессов, эмоциональных и мыслительных, и лишь опосредованно - в той мере, в какой эти процессы отражают внешний материальный мир, -позволяют его изображать. [7]

В работе "Мир как воля и представление" А. Шопенгауэр пишет, что музыка стоит совершенно особняком от всех искусств. "Мы

видим в ней подражаний, воспроизведения какой-либо идеи существ нашего мира; и тем не менее она, такое великое и прекрасное искусство, так могуче действует на душу-человека, и в ней так полно и глубоко им понимается в качестве всеобщего языка, который своею внятностью превосходит даже язык наглядного мира, что мы, несомненно, должны видеть в ней нечто большее, чем скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей себя вычислить, как определил ее Лейбниц...Мы должны приписать ей гораздо более серьезное и глубокое значение: оно касается внутренней сущности мира и нашего Я, и в этом смысле численные сочетания, на которые может быть сведена музыка, представляют собой не обозначаемое, а только знак. Что она должна относится к миру в известной мере как изображение к изображаемому, как снимок к оригиналу, это мы можем заключить по аналогии с прочими искусствами, которым свойствен этот признак и с действием которых на нас действие музыки однородно, но только более сильно и быстро, более неизбежно и неотразимо. И ее воспроизведение мира должно быть очень интимным, бесконечно верным и метким, ибо всякий мгновенно понимает ее" [14, 134].

Как мы выяснили, музыка как искусство, безусловно, преломляет общие, свойственные всем искусствам черты, которые связаны с особым восприятием и выражением мира, художественной условностью, специфическими свойствами художественного мышления. То есть, музыка есть отражение реальной действительности, формирующее духовный мир человека, а также специфика человеческой деятельности.

Рассматривая культуру и музыку как средство человеческой самореализации, вполне оправдано интерпретировать образ музыки как многомерное отражение предметов и я влений окружающей действительности средствами музыки и феномен культуры. Нет необходимости останавливаться на понятии культуры, которое в силу своей

многомерности и многообразности научных подходов в интерпретации имеет сегодня более 500 определений, что объясняется тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

В интерпретации феномена культуры проявляется желание сопоставить ее с человеком, природой, историей и социумом. Соответственно у каждого общества и каждой эпохи есть своя культура, и каждый человек культурен в том смысле, в котром участвует в той и ли иной культуре. Таким образом, в многочисленных интерпретациях феномен культуры предстает как исторически определенный уровень развития общества,, творческих сил: и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей.

Каждой культуре соответствует свой образ музыки. Для античной культуры - культуры Древней Греции и Рима, которые являются основанием всей европейской культуры: это были образы, связанные с мифологическим типом мышления; музыка сопровождала ритуалы инициации или посвящения, которые связывались с мифом об умирающем и возрождающемся божестве. У греков это Дионис - бог плодородия, плодоносящих сил земли, растительности, вина, виноделия и в его культе - сливались воедино жизнь и смерть. Музыка была самым подражательным видом искусства, напрямую воспроизводящим чувства, дающие точное подобие души. Античная музыка не имела никаких точек соприкосновения с принципами материальности, она существовала везде и всюду, даже до появления действительной культуры.

В этом контексте хотелось бы остановиться на ницшеанском различии аполлоничес-кой и дионисийской культур. Названия "ап-полонический" и "дионисийский" философ заимствовал у греков, разъяснявших глубокомысленные эзотерические учения в области воззрений на искусство не с помощью понятий, а в резко отчетливых образах мира богов. Ницше утверждал,, что "поступатель-

ное движение искусства связано с двойственностью этих двух начал, точно так же, как рождение зависит от двойственности полов. При этом апполоническое начало он связывал с искусством пластических образов, а искусство Диониса - с музыкой" [9, 18].

Утверждение христианства повлекло за собой зарождение совершенно новой культуры, оно лишает человека природной стихийности и погружает его во внутренний духовный мир, где человек впервые осознает ценность души. Во всех искусствах появляются новые образы: в литературе - жития святых, в архитектуре - собор, в живописи - икона, а музыка воспринимается как наука о правильном пении, в котором она является отблеском божественной гармонии.

Весьма разнообразной в культурном отношении оказалась и следующая эпоха -Возрождение. М.М. Бахтин, в частности, отмечал, что в эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре церковного и феодального средневековья. Народная культура предстала в предельном многообразии субкультур!-! ых феноменов, составлявш их нечто относительпо целостное. Это сочетание официальной и народной культуры очень отчетливо проявилось в музыкальной культуре этой эпохи. С одной стороны, ? главенствует церковная музыка - месса и протестантский хорал, с другой ? народный шансон, мотет, который стал самым свободным жанром эпохи. [6]

Культура XVII века развивалась в условиях кризиса возрожденческого гуманизма и его верой в бесконечные возможности человека. Эта драматическая эпоха породила драматическое искусство. В рамки старых музыкальных жанров не могли вместить новое содержание. Чтобы отразить и вместить сложность и противоречивость явлений идет процесс синтеза искусств, т.е. слияние самосгоятел ьных видов искусства со сложив-шимися художественными средствами. Так

родилась опера и оратории, родились и инструментальные жанры.

В искусстве утверждается культ героя -это исключительная личность, наделенная исключительными качествами: это царь, полководец, вождь. Но образ этого героя раскрывается не в действиях, а в переживаниях. В эту эпоху происходит открытие нового представления о времени. Развитие науки изменяет деятельность человека, наука отделяется от философии и на первое место выходит математика, что приводит к тому, что и музыку вновь начинают понимать как математическую науку. Музыкальная драматургия приобретает логику и единство, а музыкальный образ становится внутренне противоречивым.

В ХУШ веке, когда влияние рационализма было особенно сильным, представители французской эстетики Ж.Л. Аламбер и Ж.Ж. Руссо сформулировали понятие о музыке как особом языке, "с помощью которого выражаются разнообразные движения души" [б, 118].

В дальнейшем развитие музыки позволило достичь передачи самых глубоких фи-лософско-нравственных идей о мире и человеке. Творчество Бетховена, великих романтиков, композиторов XX века продемонстрировало, что глобальные концепции жизни и смерти, свободы и необходимости, совести и любви, идеального прекрасного будущего могут не только воплощаться в музыке, но и приобретать в ней конкретный смысл.

Искусство XX века воплощает безграничность человеческой мысли и духа, как отражение мозаики мира, переживающего потрясение казалось бы незыблемости основ. И все же именно в XX веке музыка неотделима от социально-культурных установок, и именно в это время обнаруживается сложный спектр различных субкультурных феноменов: панк-культура, рок-культура, хиппи, поп-культура и т.д. Но ни одна из этих субкультур не устранила господствующую культуру, которая вобрала в себя эле-

менты конструктивных тенденций в субкультурах и сохранила собственно ядро.

В Современном обществе, как отмечают многие зарубежные исследователи, такие как Бейндридж, Гарднер, Рассел и др., появляются признаки новой духовности: "Формирование установки на личный опыт в противовес схоластическому интеллектуализму и законнической морали госнодству-ющих церквей; рост интереса к явлениям экстрасенсорного восприятия и парапсихологии; широкое увлечение разнообразными техниками саморазвития, все глубже проникают в массовую культуру" [6, 76]. В данном аспекте изменяется и взгляд на музыку как на отражение современных ценностных и интеллектуальных установок нового человека,

Закл ючение

Таким образом, культурные эпохи бесконечно сменяя друг друга, определяли начало нового времени, новой культурной ситуации, которые, в свою очередь, характеризовались сменой ценностных, жизненных и практических установок, при которых происходила своего рода "революция сознания", знаменующая рождение новой культурной эпохи. Художественные стили отражают специфику конкретного культурного ареала, они сменяют друг друга, возвещая появление нового умонастроения эпохи. Во все времена человеку нужны был и средства общения для передачи ценного опыта поколений, которым стало искусство, особенно музыкальное искусство, поскольку только речь не могла стать единственным достаточным средством общения, ибо связь человека с человеком не могла ограничиться их интеллектуальным контактом, а должна была включать в себя и эмоциональное единение. По этой причине музыкальное звучание, по мысли М.С. Кагана, "ритмоинто-национноорганизованное, имеющее определенный тембр и силу, становится инобытием человеческого переживания и одновременно его диалогическим обращением к другим людям" [7, 36].

Музыка на протяжении всей своей истории существует не только в чистом виде, но и в синтезе с поэзией, танцем и актерским искусством. Эта "экспансия" музыки за свои собственные пределы есть конкретное проявление общего для всех искусств закона их существования - потребности в "художественной гибридизации" во имя расширения данных ему возможностей освоения действительности. Утверждение Шиллера о том, что "культура - условие бытия и совершенствования человека", что "культура представляет человеку условия доя реализации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство" доказывает нам, насколько значимым феноменом культуры является музыка [13, 114].

Музыка в любом культурном контексте поддерживает свои отношения с человеком, она не консервируется, оставаясь живой и актуальной, она легко входит в отношения с другими эстетическими, моральными, житейскими и другими сферами и обогащается различными способами выражения. Ее функциональность зависит от этой ее "контактности", в связи с чем возникает ситуация, когда ценности, существующие в культуре, служат музыке, а они, в свою очередь, как бы множатся с помощью музыки, приобретают качественные характеристики. Это взаимообусловленный и взаимопро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

текающий процесс, при котором музыка постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человечества, перерабатывает его своими средствами, осуществляя в этом опыте особый синтез, что позволяет рассматривать ее как культурный феномен.

Примечания;

1. Асафьев Е>.М. Речевая интонация. - М.-Л.: Музыка, 1965.

2. Аймёрмахер К. Знак, текст. Культура / пер. с нем. СА. Ромашко. - М.: Дом интеллектуальной книги, J997-

3. Ванслов В.В. Изобразительное искусст во и музыка. ■■ JL, 1977.

4. Вейдле К. Умирание искусства // Самосознание европейскойкультуры XX века. - М.. 1991.

5. Гегель Г.Ф. Эстетика. - М., 1971. - T.3.

6. Гуревич П.Ш ФилософйЙ культуры. -Ш* Аспект Пресс, 1994.

7. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Советская музыка. -1987, - N-'i. - С. 26-38.

8 Л осев А.Ф.Из ранних произведений. - М., 1990.

9. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинсгво и варварство// Ницше Ф. Соч.: в Щ - М, 1990.

10.Панкевйй Г.И, Искусство музыки. - М.: Знание, 1987.

11. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М,: Гарда-рики. 1999.

:2.ТайлорЭ.В. Первобытная культура. М, 1989. 13. Гэн И. Философия искусства. - М., 1996. 1-1 .Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. I, кн. 3:0 мире как представлении// Шйпенга-уэр А. О четверояком корне... ■■ М., 1993. - С. 364-375.https://cyberleninka.ni/artide/n/shopengauer-б-ггш zyke/ vi ewer

15. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.