Научная статья на тему 'ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМОЛЕНСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ'

ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМОЛЕНСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
161
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМОЛЕНСКАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / А.В. МАКЕДОНОВ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ СМОЛЕНСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ / ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ / ТОПОНИМЫ / СМОЛЯНЕ - ЛЮДИ ТРУДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Королева И.А.

В статье рассматривается образ малой родины в творчестве представителей Смоленской поэтической школы, особого литературного объединения, выделенного известным советским критиком и литературоведом А.В. Македоновым еще в 1960 году. Дается краткий литературный обзор имен поэтов, включенных в ее состав. Мотивируется само выделение названного объединения в рамках контекста советской поэзии. Анализируются особые характеристики творчества представителей школы, главная из которых - представление в лирических текстах образа малой родины, родной Смоленщины. Рассматриваются языковые средства, с помощью которых представляется образ родного края, среди которых немалое место занимают имена собственные, в частности - топонимы. Доказывается, что любовь к родным местам - одна из главных объединяющих поэтов характеристик, о чем убедительно свидетельствуют приведенные примеры из стихотворений различных представителей Смоленской поэтической школы. Очерчиваются временные рамки существования объединения и выдвигается версия о существовании его и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE SMALL HOMELAND IN THE WORKS OF REPRESENTATIVES OF THE SMOLENSK POETRY SCHOOL

The article changes the image of the little motherland in the work of a representative of the Smolensk poetic school, a special literary association, an outstanding work of the Soviet critic and literary critic A.V. Makedonov back in 1960. A brief literary review of the poets included in its composition is given. Motivated by the self-expression of the named association in the context of the context of Soviet poetry. The features of the work of the representative school are analyzed, the main of those present is the representation in the lyrical texts of the image of the Little Motherland, the native Smolensk region. The linguistic means that use the considered image of the native land are considered, among which a significant place is occupied by private ones, in particular toponyms. It is proved that love for native places is one of the main unifying characteristics of poets, which is convincingly demonstrated by the examples of various Smolensk poetic schools. The time frame of the association is outlined and a version is put forward about its subordination at the present time.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМОЛЕНСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»

УДК 811.161.1, 373.232

DOI 10.36622/AQMPJ.2022.48.96.009

Смоленский государственный университет доктор филологических наук, профессор Королева И.А.

Россия, г.Смоленск, тел. +7-910-780-0272 e-mail: innakor@mail.ru

Smolensk State University Doctor of Philology, рrofessor Koroleva I.A.

Russia, Smolensk, tel + 7-910-780-0272 e-mail: innakor@mail.ru

И.А. Королева

ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМОЛЕНСКОЙ

ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается образ малой родины в творчестве представителей Смоленской поэтической школы, особого литературного объединения, выделенного известным советским критиком и литературоведом А.В. Македоновым еще в 1960 году. Дается краткий литературный обзор имен поэтов, включенных в ее состав. Мотивируется само выделение названного объединения в рамках контекста советской поэзии. Анализируются особые характеристики творчества представителей школы, главная из которых - представление в лирических текстах образа малой родины, родной Смоленщины. Рассматриваются языковые средства, с помощью которых представляется образ родного края, среди которых немалое место занимают имена собственные, в частности -топонимы. Доказывается, что любовь к родным местам - одна из главных объединяющих поэтов характеристик, о чем убедительно свидетельствуют приведенные примеры из стихотворений различных представителей Смоленской поэтической школы. Очерчиваются временные рамки существования объединения и выдвигается версия о существовании его и в настоящее время.

Ключевые слова: Смоленская поэтическая школа, А.В. Македонов, представители Смоленской поэтической школы, образ малой родины, топонимы, смоляне - люди труда.

I.A. Koroleva

THE IMAGE OF THE SMALL HOMELAND IN THE WORKS OF REPRESENTATIVES OF THE SMOLENSK POETRY SCHOOL

The article changes the image of the little motherland in the work of a representative of the Smolensk poetic school, a special literary association, an outstanding work of the Soviet critic and literary critic A.V. Makedonov back in 1960. A brief literary review of the poets included in its composition is given. Motivated by the self-expression of the named association in the context of the context of Soviet poetry. The features of the work of the representative school are analyzed, the main of those present is the representation in the lyrical texts of the image of the Little Motherland, the native Smolensk region. The linguistic means that use the considered image of the native land are considered, among which a significant place is occupied by private ones, in particular toponyms. It is proved that love for native places is one of the main unifying characteristics of poets, which is convincingly demonstrated by the examples of various Smolensk poetic schools. The time frame of the association is outlined and a version is put forward about its subordination at the present time.

Key words: Smolensk poetic school, A.V. Makedonov, representatives of the Smolensk poetic school, the image of the little motherland, toponyms, Smolensk workers.

В 1960 году появился очерк известного литературного критика А.В. Македонова «О «смоленской» поэтической школе, о ее месте в развитии советской поэзии и о трех юбилеях» [1]. Выделено особое литературное объединение, приведена убедительная мотивация этого выделения и указаны три юбиляра (они же основоположники школы): А.Т. Твардовский (родился в 1910 году), М.В. Исаковский (родился в 1900 году) и Н.И. Рыленков (родился в 1909 году).

Как пишет А.В. Македонов, «есть в этих поэтах, несомненно, нечто общее, нечто объединяю-

© Королева И.А., 2022

щее их в пределах того еще более общего, что объединяет всю нашу советскую поэзию. ...с конца тридцатых годов Исаковский, и особенно Твардовский, оказали такое большое влияние на все развитие советской поэзии, что литературные искания и позиции «смоленской школы» стали по существу общими исканиями и позициями целого этапа и стороны развития нашей поэзии» [1, с. 3-4].

А.В. Македонов высказался весьма осторожно по вопросу о выделении особой, именно смоленской, поэтической школы (СПШ), но тем не менее привел убедительные доказательства ее существования. Он проанализировал то общее, что объединяет представителей школы, и то новое, что было привнесено в советскую поэзию «смолянами».

Несомненно, имена Твардовского, Исаковского, Рыленкова - масштабные индивидуальности, однако термин «школа», как никакой другой, передает суть их общности в поэзии, обусловленной объективной реальностью и тем, что они - уроженцы Смоленского края, земли, со сложными историческими судьбами, что, несомненно, наложило отпечаток на все их творчество.

«Путь Твардовского, путь Исаковского, путь Рыленкова - это все самостоятельные дороги, хотя и очень близкие друг к другу, подчас сливающиеся - и каждая из этих дорог пробила какие-то новые туннели, расчистила какие-то новые просеки, построила какие-то новые мосты для общего великого движения к великой цели» [1, с. 7].

Школа не существует только в рамках поэзии ее основателей. А.В. Македонов, помимо трех «наиболее поэтических фигур литературной Смоленщины», назвал еще нескольких поэтов, среди которых отметил имена «несомненно даровитые»: С. Фиксин, И. Василевский, Д. Осин, Д. Дворецкий, И. Рыжиков. Это сподвижники и соратники Твардовского, Исаковского, Рыленкова, но творчество которых не так широко известно российскому читателю. Мы предлагаем некоторые биографические справки.

Дмитрий Павлович Дворецкий - уроженец села Спас-Углы Духовщинского района Смоленской области. Родился он 3 июня 1908 года, в семье кустаря-веревочника. Дворецкий рано приобщился к журналистике, стал писать стихи. «Путевку в жизнь» ему выдал А.Т. Твардовский, который в 1930 году пригласил Дворецкого в журнал «Западная область». И до 1953 года Дворецкий работал на ответственных должностях в смоленских газетах, шесть лет был редактором Смоленского книжного издательства. Поэтическая жизнь связана только со Смоленщиной. Первый сборник стихов вышел в 1934 году - «Радость». «Литературная газета» писала в рецензии, что Дворецкому лучше всего удаются стихи о людях труда, о родной Смоленщине, что характерно для всех поэтов СПШ. Участник Великой Отечественной войны Дворецкий вернулся после победы в Смоленск и стал активно писать, заниматься краеведческой работой. Умер в Смоленске в 1998 году [2, с. 72].

Смолянином является и еще один представитель СПШ - Дмитрий Дмитриевич Осин. Он родился в Смоленске 6 сентября 1906 года в семье служащего. Творческий путь его похож на путь Дворецкого и других представителей СПШ. Так, свыше 20 лет он проработал в Смоленске и Брянске в редакциях различных газет, принимал участие в создании Смоленской и Брянской писательских организаций; участник Великой Отечественной войны, после которой вернулся на свою малую родину. Еще в 1938 году появилась его повесть в стихах «Черные годы», в 1941 году - поэма «Катя-Катерина». Писал Осин и прозу, удачно переводил с белорусского. Умер поэт в 1983 году в Москве, где часто печатался в последние годы как прозаик и литературный критик [2,с. 183].

Иван Васильевич Рыжиков родился 7 июля 1922 года в деревне Жорновке Краснинского района Смоленской области. Печатать стихи начал на фронте в армейской газете «На страже Родины» в 1942 году. Часто стихи поэта можно было найти на страницах газет «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Советская Россия», в журналах «Октябрь», «Молодой колхозник», в поэтических альманахах. И.В. Рыжиков в основном писал о родной Смоленщине и о войне [3, с. 344]. Умер поэт совсем недавно, в 2019 году, в Подмосковье, в поселке Томилино.

Очень интересная творческая и жизненная судьба у Сергея Андреевича Фиксина. Родился он в Смоленске 20 июля 1907 года в семье мелкого служащего. Первое стихотворение Фиксина появилось в 1925 году в смоленской молодежной газете «Юный товарищ», а первая книга стихов вышла во Ржеве в 1932 году - «Передовой пост»; она была посвящена комсомолу. В следующем году появилась одноименная поэма о первом годе коллективизации, опубликованная в журнале «Молодая гвардия» (для сравнения можно вспомнить, например, поэму А.Т.Твардовского на ту же тему - «Путь Василия Петрова» (1932)). Как и все поэты СПШ, Фиксин был участником Великой Отечественной

войны, военным корреспондентом. После демобилизации по приглашению редакции газеты «Советская Киргизия» уехал во Фрунзе, где и остался жить и работать. Киргизия стала его второй Родиной.

Вот так интересно повернулась судьба поэта, но все его творчество неразрывно связано с СПШ. Воспоминания о малой родине - постоянный мотив творчества. Он как бы сливается с раздумьями о судьбах Киргизии, что позволяет создать обобщенный образ Родины. Умер С. Фиксин в 1978 году во Фрунзе [3, с. 182 - 184].

Как пишет А.В. Македонов, не всегда особые черты, свойственные поэтам СПШ, принадлежат людям, родившимся и постоянно живущим на Смоленщине. Это можно сказать об И.И. Василевском. Он родился 8 декабря 1911 года в Донбассе, но памятные детские годы прошли на станции Красное, в белорусско-смоленском пограничье. В 1922 году семья переехала на родину отца - в деревню Буко-рево Витебской губернии.

Первые стихи И.Василевского появились еще в школьные годы на белорусском языке. С 1935 года уже на страницах смоленских газет («Рабочий путь», «Большевистский молодняк») и в журнале «Наступление» стали появляться стихи И. Василевского на русском языке. Не сразу окончательно переехал в Смоленск поэт Иосиф Василевский - это произошло лишь в 1952 году. И с этого времени он погружается в поэзию. По словам самого Василевского, успехами он обязан Смоленскому отделению Союза писателей и чуткому и внимательному отношению к себе Н.И. Рыленкова и М.В. Исаковского. Последний рекомендовал поэта в Союз писателей СССР. Иосиф Василевский - имя двух культур, русской и белорусской. Это поэт, актер, переводчик с русского на белорусский и с белорусского на русский. Много писал для детей. Книги издавались в Смоленске, Москве, Минске. В Минске же и умер поэт в апреле 1994 года [2, с. 39].

Обратимся к основным характеристикам творчества поэтов Смоленской поэтической школы. Как естественную и одну из главных тенденций Смоленской поэтической школы (сегодня принято писать название с большой буквы и без кавычек) следует признать тенденцию глубокой народности произведений ее представителей. Вершиной этой народности является, безусловно, «Василий Теркин». Образ главного героя стал прецедентным, отмечен в Словаре коннотативных собственных имен Е. Отина [4, с. 347].

Однако народность самым тесным образом «сливается» с выражением глубокой любви к малой родине, родным смоленским местам, что делает эту народность конкретной, зримой и образной.

Вот что писал А.Т.Твардовский: «Для всякого художника, писателя наличие малой родины имеет огромное значение. Есть писатели, читая которых не удается почувствовать, распознать, откуда они родом - с юга или севера, из города или деревни, есть ли у них своя река или речка.

Но в творениях подлинных художников - и самых больших, и более скромных по своему значению - мы безошибочно распознаем приметы их малой родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, волжские, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем представлении особый облик этих мест: цвета и запахи их лесов и полей, их весны и зимы, отзвуки их песен, своеобразную прелесть местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами единого великого языка» [5, с. 14]: И к Петровне, соседке, В хату просит народ.

И уже на загнетке (шестокрусской печи) [6,вып. 4, с. 55] Сковородка поет (Твардовский, «Поездка в Загорье», 1939).

В орланской нашей стороне Где лес, и мох, и топь глухая, Мне с детства пела мать о льне,

На кроснах ткань передвигая (домашний ткацкий станок) [7, вып.5, с. 110] (Осин, «В орланской нашей стороне», 1943).

Тема малой родины у всех поэтов Смоленской поэтической школы - ведущая. Родные места: Загорье, Починок, Смоленск, Красное, Ломня и др., родная Смоленщина в целом - вот конкретные адреса, по которым «живут» лирические герои смолян: И еще доволен я, -Пусть смешна причина, -

Что на свете есть моя

Станция Починок (Твардовский, «Станция Починок», 1936).

На хуторе Загорье В былые времена Леса, поля и взгорья

Имели имена... (Твардовский, «На хуторе Загорье», 1939).

Люблю я людей, что спокойно и веско Живут, уважая терпенье и труд, И гордую славу родного Смоленска,

Как душу, как совесть свою берегут (Рыжиков, «С Покровской горы», 1963).

Пускай иной сказать не может, Что он - как сказка наяву, Но мне Смоленск всего дороже:

Я в этом городе живу (Рыжиков, «Я в этом городе живу», 1963).

А за нашей деревней Ломней

Вековые леса гудели (Рыленков, «Бабка», 1956).

Не забуду на краю земли -Желтый домик и деревню Ломню,

Где дичками мы с тобой росли (Рыленков, «Письмо к брату», 1957).

Как давно все это было! Только сердце не забыло. Лето, год 32,

И Смоленск, залитый солнцем,

Где жасмин во всем цвету. (Дворецкий, «Встреча», 1938).

Под старость особенно резко Приходят на память они, Бессонные ночи Смоленска,

Июня 20-е дни (Фиксин, «Июнь сорок первого», 1979).

В детстве здесь, над крутизною, У широкого Днепра Небо всей голубизною

Улыбалось мне с утра (Василевский, «Станция Красное», 1961).

Описание Смоленска у И. Василевского отличается детализированностью. Так, он очень подробно описывает смоленские улицы, районы, пригороды.

Поэт упоминает центральный Лопатинский сад (парк), старинный парк в центре города - Бло-нье, районы города - Поповку, Кловку, улицы - Дзержинку (улица имени Ф.Дзержинского), пригороды - Красный бор:

Летят снежинки с высоты, Зима роняет им на Блонье

С ветвей пушистые цветы («С утра свирепствовала вьюга», 1956). Вчера в нашем Красном бору

Плескались над арками флаги («Ребята покинули лагерь», 1961).

Для поэтов СПТТТ общим названием является Смоленщина. Это название используется всеми поэтами с особой лиричностью: эпитеты - родная, моя, любимая, незабываемая, гордый край, земля,

политая кровью. Так как существительные с суффиксом -щин(а) являются обиходными, разговорными, неофициальными названиями областей и территорий России, но очень распространенными, в частности, в публицистической и художественной речи [8, т. 2, с. 175], то в текстах смолян - представителей СПТ - семантическое наполнение расширяется: это название и родной стороны, и родной страны. Понятие «малая родина» как бы сливается с понятием Большая родина: Но в любую тьму ночную, Как по памятным строкам, Я Смоленщину родную

Узнаю по огонькам (Рыжиков, «Огоньки», 1952). И вновь по-детски счастлив я, Когда опять за поворотом

Встает Смоленщина моя (Рыжиков, «Я от рожденья непоседа», 1952).

Нас зовут голубые просторы, Клены стройными ветками машут. Ждут нас реки, поля и озера,

Дорогая Смоленщина наша! (Василевский, «Моя Смоленщина», 1961).

Топонимы, называющие малую родину, несут исключительно регионально-историческую информацию, важны опосредованной связью с другими регионами (ср. Смоленщина - Псковщина, Брянщина). В них зафиксировано отношение поэтов к родному краю.

Поэтам Смоленской поэтической школы свойственен особый пафос нового - пафос всеобщего и ясного движения, дороги, открытой дороги, «доброго пути». Слова дорога, путь, даль - ключевые в творчестве всех смоленских поэтов. Вот, например, у Твардовского они концептуальны от первых стихов до одной из самых значимых поэм «За далью-даль». Часто, как, в частности, в заглавии поэмы, лексемы со значением «дорога» выносятся в заголовок, занимая сильную позицию текста: И дорога, что смело и прямо Пролегла в героический срок, Так и будет одною из самых

На земле величайших дорог (Твардовский, «Дорога», 1937).

Что ж, или все уж подходит к итогу И затруднять я друзей не хочу? Или опять я собрался в дорогу,

Выбрал маршрут, но покамест молчу? (Твардовский, «Перед дорогой», 1951).

А дорога расступается, И шумит густая рожь, И куда тебе желается,

Обязательно дойдешь (Исаковский, «В дороге», 1920).

Из Смоленской,

Из родной сторонки,

Из деревни маленькой моей.

Шел мужик («Январские цветы», Рыжиков, 1960).

Именно дорожная новь, светлый путь - особенность поэтов-смолян. И на этом пути обязательно новые люди, люди новых идеалов и одновременно люди-труженики, работники, люди нового труда и действия. Земляки, смоляне, жители малой родины.

Смоленские поэты очень конкретно и зримо описывают этих новых людей-тружеников, начиная с элементарных данных - профессии, возраста, места жительства, имени: Наш Кузьма неприметный, Тот, что из году в год, Хлебороб многодетный

Здесь на месте живет (Твардовский, «Поездка в Загорье», 1939).

Весьма интересно, что Кузьма - реальная фигура. По воспоминаниям брата поэта, И.Т. Твардовского, в Загорье рядом жили братья Ивановы - Кузьма, Алексей и Семен. Жили они небогато. Зимой чаще у Кузьмы Ивановича Иванова собиралась молодежь, так как у него было своих много детей [9, с. 21 - 22].

Поэты СПШ прославляли разные профессии: скотница, доярка, телятница, пастух, садовод, пчеловод (у Н. Рыленкова), плотник (начиная с любимого героя деда Данилы), кузнец (профессия, уважаемая с детства), печник, шофер, тракторист (у А.Твардовского), сторож, хлебороб (у М. Исаковского) и др. К середине 30-х гг. появляются новые «профессиональные» герои: летчики, артисты, ученые, председатели колхозов... Вчерашняя колхозная девчонка стала певицей, а подружка юности слушает ее по радио («Когда в Москве, в концертном зале», 1951, Рыленков). Это типичный сюжет представителей Смоленской поэтической школы, в котором зримо и образно показывается продвижение нового человека, его достижения и успехи.

У поэтов-смолян люди очень реальны. Так, в стихотворении «Мать героя» А.Твардовского (1940) мать имеет конкретное обозначение - Лаптева Олена. И читателю не важно, есть ли реально эта женщина: именно конкретика убеждает, что она реально существует.

То же можно сказать о стихах «Шофер Артюх» (Твардовский, 1940), «Сержант Василий Мы-сенков» (Твардовский, 1941), «Григорий Пулькин» (Твардовский, 1940), его же цикл стихов про деда Данилу с его Марковной, пчеляк Егор у Н. Рыленкова («Творчество», 1955), Ананья, старый сказочник и пустомеля (Рыленков, «Я силков по кустам не ставил», 1957), его же медсестра Аленушка («Сестрица Аленушка», 1943), дорожник Лямин (Фиксин, «Слово дорожника Лямина», 1979), народный умелец Фрол Степанович (Осин, «Размах пространств», 1934) и др.

Не имея возможности в рамках одной статьи подробно рассматривать стихотворчество поэтов-смолян, мы обратим внимание только на временные рамки действия Смоленской поэтической школы.

Македонов считает, что новизна этой школы особенно резко ощущалась в конце 20-30-х гг. ХХ в., затем целый ряд новинок этой школы стал достоянием всей советской поэзии, ее специфика, естественно, уменьшилась. В пределах школы отчетливо видны особенности, индивидуализирующие творчество А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова [1, с. 31 - 32].

Однако сегодня некоторые литературоведы считают, что Смоленская поэтическая школа не утратила свои особенности и продолжает свое существование.

Так, в 1978 году при кафедре русской и зарубежной литературы и при Литературном музее Смоленского государственного педагогического института (ныне Смоленского государственного университета) был создан научно-координационный центр; внимание ученых сосредоточено на выявлении эстетически устойчивых литературных явлений, переходящих из одного произведения в другое в творчестве одного и того же поэта, а также процессов типологии, интегрирующих творчество отдельных представителей Смоленской поэтической школы. Подробный обзор результатов работы за почти 30 лет представлен в статье В.В.Ильина «Смоленская поэтическая школа в действии. Кануны. Свершения. Перспективы» [10]. Исследуют Смоленскую поэтическую школу известные литературоведы В.С. Баевский, Г.С. Меркин.

Как видим, гипотеза А.В. Македонова уже стала ведущим теоретическим положением. Статистические исследования профессора В.С. Баевского и его учеников, полученные с помощью метода корреляционного анализа, подтвердили близость количественных характеристик индексов текстов Твардовского, Исаковского, Рыленкова, Яшина [11].

Естественно, сегодня уже 2022 год, и исследования современных смоленских текстов надо продолжать: «В наше время заметно возрастает интерес к проблемам художественного восприятия литературы. В связи с этим перед исследователями встает проблема историко-функционального изучения произведения «смоленской» поэтической школы» [10, с. 16].

В последнее время автор статьи много писал о малой родине одного из основоположников Смоленской поэтической школы - о Загорье А.Т. Твардовского [12]. Сдана в печать статья об образе родной Смоленщины у известного современного поэта А.В. Мищина, которого можно причислить к представителям СПШ. Работа будет продолжена, так как сегодня тема малой родины актуальна, как никогда.

Библиографический список

1. Македонов А.В. Очерки советской поэзии. Смоленск: Смоленское книжное изд-во, 1960. С.

3-33.

2. Смоленская область. Энциклопедия. Персоналии. Т.1. Смоленск: СГПУ, 2001. 303c.

3. Трофимов И.Т. Писатели Смоленщины. М.: Московский рабочий, 1973. 360с.

4. Отин Е.С. Словарь коннотативных собственных имен. М.: ООО «А Темп», 2006. 440c.

5. Твардовский А.Т. О родине большой и малой // Жизнь и творчество И.С. Соколова-Микитова / Сост. К.А. Жехова, А.С. Соколов. М.: Детская литература, 1984. С.14-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Словарь смоленских говоров. Смоленск: СГПИ, 1985. Вып. 4. 156с.

7. Русская грамматика АН СССР. В 2 тт. Т.1. М.: Наука, 1980. С. 175.

8. Твардовский И.Т. Родина и чужбина. Смоленск: Посох, 1996. 352с.

9. Македонов А.В. Очерки советской поэзии. Смоленск: Смоленское книжное изд-во, 1960. С.

3-33.

10. Ильин В.В. Смоленская поэтическая школа в действии. Кануны. Свершения. Перспективы // Творчество М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 3-16.

11. Баевский В.С. Смоленская поэтическая школа в портретах. Смоленск: СмолГУ, 2006. 136с.

12. Королева И.А. Загорье в контексте поэзии А.Т. Твардовского // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. Материалы международной научно-практической конференции 4 апреля 2017 года. Смоленск: СмолГУ, 2017. С. 45 - 50.

References

1. Makedonov A.V. Essays on Soviet poetry. Smolensk: Smolensk book publishing house, 1960. P. 333.

2. Smolensk region. Encyclopedia. Personalities. T.1. Smolensk: SGPU, 2001. 303 р.

3. Trofimov I.T. Writers of the Smolensk region. M.: Moskovsky Rabochiy, 1973. 360 p.

4. Otin E.S. Dictionary of connotative proper names. M.: LLC "A Temp", 2006. 440 р.

5. Tvardovsky A.T. About the homeland big and small // Life and work of I.S. Sokolova-Mikitova / Comp. K.A. Zhekhova, A.S. Sokolov. M.: Children's literature, 1984. S.14-17.

6. Dictionary of Smolensk dialects. Smolensk: SGPI, 1988. Issue. 5. 146 p.

7. Russian grammar of the Academy of Sciences of the USSR. In 2 vols. T.1. M.: Nauka, 1980. P.

175.

8. Tvardovsky I.T. Motherland and foreign land. Smolensk: Staff, 1996. 352 p.

9. Makedonov A.V. Essays on Soviet poetry. Smolensk: Smolensk book publishing house, 1960. P. 333.

10. Ilyin V.V. Smolensk poetic school in action. eve. Accomplishments. Prospects // Creativity M.V. Isakovsky, A.T. Tvardovsky, N.I. Rylenkov in the context of Russian and world culture. Smolensk: SGPU, 2000, pp.3-16.

11. Baevsky V.S. Smolensk poetic school in portraits. Smolensk: SmolGU, 2006. 136p.

12. Koroleva I.A. Zagorye in the context of A.T. Tvardovsky // Onomastics in Smolensk and Vitebsk: problems and prospects of research. Materials of the international scientific and practical conference April 4, 2017. Smolensk: SmolGU, 2017, pp. 45 - 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.