Научная статья на тему 'Образ мачехи / не биологической матери в современном скандинавском кино'

Образ мачехи / не биологической матери в современном скандинавском кино Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МАЧЕХИ / МЕЛОДРАМА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ В КИНО / СКАНДИНАВСКОЕ КИНО / КИНО И ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Спутницкая Нина Юрьевна

В панораме современных авторских фильмов стран Скандинавии автор статьи выделяет фильмы, разрабатывающие образ мачехи. В статье выявлены наиболее интересные подходы кинематографистов к решению образа небиологической матери и проблеме кровного родства, определена связь кинематографических произведений с фольклорной традицией, проанализированы наиболее яркие работы 2019 года, посвященные означенной проблеме. Автором выявляются особенности драматургии фильмов и функция сказки в формировании жанровых модификаций и ключевых авторских концептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ мачехи / не биологической матери в современном скандинавском кино»

INJURIA | Экранная травма

удк 778.5

Образ мачехи / не биологической матери в современном скандинавском кино

Спутницкая н. ю.

Аннотация

В панораме современных авторских фильмов стран Скандинавии автор статьи выделяет фильмы, разрабатывающие образ мачехи. В статье выявлены наиболее интересные подходы кинематографистов к решению образа небиологической матери и проблеме кровного родства, определена связь кинематографических произведений с фольклорной традицией, проанализированы наиболее яркие работы 2019 года, посвященные означенной проблеме. Автором выявляются особенности драматургии фильмов и функция сказки в формировании жанровых модификаций и ключевых авторских концептов.

Ключевые слова

Образ мачехи, мелодрама, экзистенциальное в кино, скандинавское кино, кино и фольклор.

An Image of the stepmother / not biological mother in modern Nordic films

SPUTNITSKAYA п. У. Abstract

In a panorama of modern author's Scandinavian films the author of article selects the movies developing an image of the stepmother. The key points of cinematographers to the solution of an image of not biological mother and a problem of consanguinity are revealed. The role of folkloric tradition is defined, the brightest films of 2019 are analysed. The author features of dramatic art of films and function of the fairy tale in the genre modifications and key author's concepts come to light.

Key words

Image of the stepmother, the melodrama, existential at cinema, the Scandinavian cinema, cinema and folklore.

Авторы работ, представленных на конкурсе Скандинавских фильмов 42-го кинофестиваля в Гётеборге кинофестиваля, размышляют о толерантности, моральных и этических ценностях современного европейского общества через призму отношений внутри семьи: могут или не могут современные родители преодолеть травму, способны ли дети сплотить или, наоборот, разрушить семью. Этому посвящены и поэтичное наблюдение за ритмом сельской жизни и взрослением подростков «Сезон» (Season, Швеция) Джона Скуга (John Skoog), и семейная трагикомедия «Коко-ди Коко-да» (Koko-di Koko-da, Швеция) Йоханнеса Нихольма (Johannes Nyholm)п, в которой переживание молодой семьей драмы оборачивается сюрреалистическим путешествием к собственному внутреннему ребенку, и история гипотетического отцовства причудливо сплетающаяся в прихотливом диалоге с социальной драмой в «Счастливчике» (Lucky One, Великобритания) Миа Энгберг (Mia Engberg), и ребенок как жертвоприношение в политическом триллере Sons of Denmark. Семья — обязательное условие успеха в байопике g «Белый лебедь» / «Соня» (Sonya) о взлетах и падениях знаменитой ^ норвежской фигуристки. S

Но наиболее отчетливо в панораме, представленной на конкурсе, § выходит на поверхность мотив мачехи. Следует вспомнить, что ^ этот мотив неоднозначно решается в скандинавской мифологии ^ и неслучайно заслужил отдельного внимания в фольклористике. J В частности, уже в 1929 году был издан фундаментальный труд ^ психолога Ханы Кюн «Психологическое исследование проблемы * мачехи» (1929) [3]. Однако В. Линке в своем обзоре немецких | и скандинавских сказок рассматривает скандинавскую сказку как более ¡3 раннюю ступень развития мотива мачехи [4]. Сегодня решительные

11 Фильм был одновременно с фестивалем в Гётеборге представлен в конкурсе МКФ Санденс и МКФ в Роттердаме.—Прим. авт.

ТЕЛЕКИНЕТ 2019 март. #1(6)

авторские высказывания скандинавских режиссеров на тему родства, являясь яркими свидетельствами тенденциозной феминизации общества [2], способны не просто разнообразить палитру авторского кино новыми оттенками, но существенно повлиять на традиционные жанровые модели фильмов о семье. (Обратим внимание, что все фильмы конкурсной программы поставлены женщинами.)

Феминистская научно-фантастическая притча «Аньяра» (реж. Хьюго Лилья и Пелла Кагерман), основанная на работе обладателя Нобелевской премии Гарри Мартинсона о полете грандиозного, внешнего похожего на саркофаг судна на Марс в 2066 году. Интерьеры космического корабля отличаются особенным комфортом и лаконизмом, а полет должен занять не более трех недель. Однако вскоре выясняется, что судно сбилось с пути, конечного пункта оно не достигнет и все его обитатели обречены на бесконечный и бессмысленный полет по бескрайним просторам Вселенной. Власть на корабле захватывает циничный капитан, которому противостоит главная героиня — натура тонкая, чуткая и деятельная, инструктор по работе с Мима — компьютеризированной субстанцией, связывающей скитальцев с Землей. Общение с Мима, которое организует главная героиня, позволяет людям не сойти с ума во время полета, уйти от проблем. Сеансы проходят в Удочках в просторной комнате, похожей на зал для занятий йогой.

Однако женщина не готова ограничиться только отведенной ей капитаном роль преподавателя Сенсорной теории. Время от времени у нее случаются интрижки с мужчинами. Собственно романами это не назовешь,— интимные отношения случаются редко и исключительно на фоне избыточного приема горячительных напитков или участия в коллективных ритуалах и прочих измененных состояний сознания. Есть у героини тайная страсть — томноокая красавицы — символ силы, спокойствия и материнства. Женщины создают семью, у них появляется ребенок, но осознание неизбежной катастрофы не дает покоя и надежд на счастье. В итоге, биологическая мать убивает мальчика и заканчивает жизнь самоубийством. Тема суицида пронизывает всю программу, так показанная в начале конкурсной программы «Аньяра» задала некий вектор

панораме скандинавских фильмов.

В других работах социальная критика уходит на второй план, авторов интересует в первую очередь психологическое и аксиологическое измерение конфликта мачеха-не родной ребенок.

В скандинавском конкурсе были представлены и традиционная история о злой мачехе, не допускающей своего мужа к дочери-сироте «Хараяку» / Harajuku (реж. Эрик Свенссон, Норвегия). История, случившаяся накануне Рождества, о девочке с голубями волосами, воспитанной на героических аниме, но оказавшейся совершенно беспомощной перед реальностью, отсылает к сказкам Г.-Х. Андерсена. «Аврора» (Финляндия) — очаровательная зрительская история любви молодой, задорной, дерзкой и отзывчивой, но страдающей от алкогольной зависимости маникюрши и новоиспеченного беженца, молодого отца из Ирака. «Аврора» содержит все компоненты зрительского фильма: отличные актерские работы, яркие персонажи второго плана (пожилые женщины). Фильм Мила Терво был фильмом открытия и обещает стать популярным у зрителя. «Дама червей» / «Королева Сердец» повествует о границах дозволенного. Стильная картина об успешной женщине, состоявшемся юристе — матери — жене, женщине, обнажающей перед зрителем свою ужасающую природу, получила главный приз фестиваля.

Не слишком экзотичная история подается здесь четко выверенными порциями, и в каждом эпизоде сохраняется привкус лезвия ледяного равнодушия, свойственного героине — женщине, хладнокровно оберегающей свое счастье. Любовь для Анны, блестяще исполненной Трин Дирхольм (Trine Dyrholm),— это только страсть, роман — пасьянс, который можно разложить от скуки.

Разрабатывая известный мотив Федры, режиссер фильма обращается к скандинавской традиции (от мифических героев Скади и Freyr до культовых кинолент Ларса фон Триера [1]) и создает пронзительную притчу о Зле.

Матримониальные ритуалы — неизменны, но их последствия экранизированы в фильме Мэй эл-Тукхи (May el-Toukhy)

изящно и беспощадно. Мотив мачехи реализуется в фильме через деконструкцию отношений современной буржуазной семьи, причем семья читается здесь внеисторически, как нечто вечное и неизменное. Ритм жизни, ритм интерьеров и костюмов призван показать на экране традиционную семью, быт и нравы которой предсказуемы. Однако спокойную жизнь нарушает 16-летний подросток — сын мужа героини от первого брака. Режиссер выстраивает конфликт и на визуальном уровне, мальчик — представитель другой «масти», темноволосый, долговязый, с мушкой на лице, он совсем не похож на кого-то из членов добропорядочного семейства — чужой, меченный.

Роковая женщина в «Даме червей» — женщина, обуздавшая природу, приручившая окружающих (героиня работает юристом, занимается уголовными делами), которая успела обзавестись потомством и, уединившись в загородном доме, создать внешне благополучную семью: муж, дочки-близнецы. Неслучайно режиссер обрамляет историю проходом героини из леса к своему «замку». Словно владычица леса, его покровительница героиня шествует в свой доме верным псом на поводке, приходит... чтобы справиться о судьбе своей жертвы. Формально именно дикий лес, окружающий владения Дамы червей, словно выполняя наказ своей владычицы, убил мальчика.

Еще более неожиданно решает тему косвенной вины мачехи в смерти небиологического ребенка однокадровый фильм «Слепая зона» (Blind Spot). В строгой, аскетичной документальной манере автор раскрывает подлинные страсти героев. В основе истории лежит традиционная драматургическая структура, в кульминации происходит перевертыш. Пятнадцатилетняя девушка после возвращения с обычной, ничем не отличавшейся от предыдущих, спортивной тренировки, включается в обычные ежедневные ритуалы: переодевается, перекусывает, целует младшего брата, приветствует мать и. кончает жизнь самоубийством. Далее все внимание зрителя приковано к реакции родителям.

Фильм снят одним кадром и предлагает картину эмоций, мгновенно сменяющих друг друга чувств: от детского непонимания к ужасу, от непомерного горя — к страху за близких — сына, отца, мужа. Деконструкция образа мачехи является центром авторского замысла. Зритель наблюдает горе женщины только что потерявшей дочь, а в кульминации выясняется, что героиня — небиологическая мать покончившей суицидом девушки. Любопытно, что автор дублирует мотив, в финале выясняется, что мать, сама выполняет функции падчерицы.

Уезжая из больницы, она встречает в родном доме мачеху, оберегающую сон пятилетнего сына героини. Дублирование мотива позволяет автору перейти к символическому обобщению, перемещаясь из псевдо документального режима в область притчи. Это очень крепкое кино, сделанное молодым режиссером, первый полнометражный дебют актрисы и певицы Тувы Новотны был отмечен жюри ФИПРЕССИ с формулировкой «за безупречный однокадровый опыт фиксации труднейшей ситуации, организацию выдающейся работы актеров в разнообразных обстоятельствах и сценарий, эмоциональный, достоверный, проникающий в самую суть жизненных обстоятельств».

Литература

1. Кобленкова Д. Датская «новая волна» и кинематограф Ларса фон Триера II XV конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. Часть II. М.: МГУ, РАН, 2004. С. 305-307.

2. Кобленкова Д. Шведский кинематограф начала 21 века. Проблема национального стиля II Вестник ВГИК. 2010. № 2. С. 106-118.

3. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. М.: Лабиринт, 1999. 285 с.

4. Grimm J. Grimm's fairy tales. London: Routledge, s.a. 511 с.

References

1. Koblenkova D. Datskaya «novaya volna» i kinematograf Larsa fon Triera II XV konferenciya po izucheniyu istorii, ekonomiki, literatury i yazyka skandinavskih stran i Finlyandii. Tezisy dokladov [Koblizkova D. Children's "new wave" cinema of Lars von Trier]. CHast' II. MGU, RAN, M., 2004. S. 305-307.

2. Koblenkova D. SHvedskij kinematograf nachala 21 veka. Problema nacional'nogo stilya II Vestnik VGIK [Koblizkova D. Swedish cinema of the early 21st century. The problem of national style]. 2010. № 2. S. 106-118.

3. Propp V. YA. Problemy komizma i smekha. Ritual'nyj smekh v fol'klore [Propp V. Ya. Problems of Comedy and laughter. Ritual laughter in folklore]. M.: Labirint, 1999. 285 s.

4. Grimm J. Grimm's fairy tales. London: Routledge, s.a. 511 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.