Научная статья на тему 'ОБРАЗ КОРАБЛЯ В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ XV-XVII ВВ.'

ОБРАЗ КОРАБЛЯ В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ XV-XVII ВВ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ КОРАБЛЯ / ИЗОБРАЖЕНИЕ КОРАБЛЯ / ЛОДКА / СУДНО / ИКОНЫ / МОСКОВСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА / НОВГОРОДСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА / ЯРОСЛАВСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА / СУДОСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мадикова Лидия Владимировна

Исследуются изображения судов в русской иконографии XV-XVII вв. Рассматривается влияние иконописных тенденций XV-XVII вв. на образ корабля на примере отдельных икон, относящихся к разным иконописным школам. Представлены сведения о конструктивных особенностях судов, изображенных на этих иконах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A SHIP IN THE RUSSIAN ICONOGRAPHY OF THE XV-XVII CENTURIES

The article is devoted to the study of images of ships in Russian iconography of the XV-XVII centuries. The influence of icon-painting trends of the XV-XVII centuries on the image of a ship is considered on the example of individual icons belonging to different icon-painting schools. Information about the design features of the ships depicted on these icons is presented

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ КОРАБЛЯ В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ XV-XVII ВВ.»

RAR УДК 7.04 ББК 71

DOI 10.34685/Ш.2022.36.1.005

ОБРАЗ КОРАБЛЯ В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ XV—XVII ВВ.

Мадикова Лидия Владимировна,

аспирант, научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного

наследия им. Д.С. Лихачева, ул. Космонавтов, 2, Москва,Россия, 129366, [email protected]

Аннотация

Исследуются изображения судов в русской иконографии ХУ-ХУ11 вв. Рассматривается влияние иконописных тенденций ХУ-ХУ11 вв. на образ корабля на примере отдельных икон, относящихся к разным иконописным школам. Представлены сведения о конструктивных особенностях судов, изображенных на этих иконах.

Ключевые слова

Образ корабля, изображение корабля, лодка, судно, иконы, московская иконописная школа, новгородская иконописная школа, ярославская иконописная школа, судостроение.

С древних времен корабли и лодки, являясь безопасными и удобнейшими средствами для перевозки людей и грузов, занимали важное место в жизни русского народа. Кораблестроение, навигационные практики и обусловленные ими возможности внешних и внутренних контактов явились одними из факторов формирования русской культуры. Корабельные мотивы получили распространение практически во всех видах искусства: в живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, литературе. Духовный мир человека обогатили морские мифы и религиозные символы, связанные с образом корабля.

Широкое распространение образ корабля получил в православной культуре. Корабль считается одним из важнейших христианских символов, олицетворяющий собой образ христианской жизни. Христианин, словно корабль, направляется по житейскому морю к Христу и вечной жизни с Богом. Также в христианстве корабль имеет ассоциацию с церковью, т. е. церковь, словно корабль, следует

за Христом. Сопоставление церкви кораблю нашло отражение и в архитектуре храмов.

Как у православных, так и католиков встречаются храмы, по форме напоминающие корабль, где колокольня — носовая мачта, трапезная — корпус судна, а сам храм — возвышенная кормовая надстройка, все они выстроены в одну линию. Об отождествлении христианами церкви с духовным образом корабля спасения говорит и название основного храмового пространства — «неф» или «наос», что в переводе с греческого означает «корабль». Неф имеет вытянутую форму, словно предупреждая, что путь к спасению не может быть коротким.

Свое распространение образ корабля получил и в иконографии. Чаще всего изображения судов различных типов встречаются на житийных иконах. Например, на житийных иконах святых Николая Чудотворца, Петра и Павла, Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Владимира, Бориса и Глеба, Зосима и Савватия Соловецких,

Марии Египетской, Варлаама Хутынского и др. В ХУ-ХУ11 вв. количественное преобладание сохранялось за иконами Николая Чудотворца, как одного из наиболее почитаемых русских святых. Распространение житийных икон позволило обогатить иконопись новыми сюжетами, в икону начали вводить предметы и детали, непосредственно взятые из жизни, к таковым, например, относятся разные суда на клеймах. В меньшем количестве образ корабля присутствует на одно — и двухчастных иконах, например, на иконах «Видение пономаря Тарасия», «Троица Ветхозаветная с деяниями», «Воскресение Христово — Сошествие во ад» и др.

Изображения судов на иконах позволяют нам расширить представления о плавсредствах и судостроительной традиции. На них мы можем увидеть различные типы кораблей: и маленькие легкие ладьи, и судна большого водоизмещения, с надстройками на палубе. Некоторые изображения обладают определенной условностью, другие же содержат значительную судостроительную информацию и дают довольно точные представления о конструктивных особенностях. Подтверждение этому мы можем получить при сравнении изображений судов с археологическими и этнографическими материалами.

При исследовании образа кораблей и лодок на иконах необходимо учитывать их авторство или школу, в традициях которой писалась та или иная работа. Так, изображение судна во многом зависело от иконописных тенденций, присущих той или иной школе в определенной период времени, и непосредственно от типов судов, получивших свое распространение в данной местности в это время.

Для нашего исследования интерес представляют иконы ХУ-ХУ11 вв.

XV в. считается веком расцвета русской иконописи. В это время на передний план выходит Новгородская иконописная школа, работы которой характеризуются упрощенными формами, простыми, лаконичными и статическими композиционными схемами. Сдержанность при работе над сюжетом и композицией является характерной чертой новгородских икон XV века.

Простота и лаконичность наблюдается и в отношении лодок, изображенных на иконах. Так, например, достаточно упрощенно представлены суда на клеймах иконы первой половины XV в. «Святой Николай Чудотворец, с житием

в 18 клеймах» (Илл. 1.) из собрания Русского музея (Инв. ДРЖ-2091)1.

Илл. 1. Клейма №9 «Спасение корабля от потопа» и №10 «Спасение Димитрия со дна моря» иконы «Святой Николай Чудотворец, с житием в 18 клеймах»

Судно, изображенное на клейме №9 «Спасение корабля от потопа», имеет глубокую седлова-тость, высокие штевни и прямоугольный парус в центральной части лодки. В руке гребца — весло с длинной Т-образной ручкой и широкой лопастью. На клейме №10 «Спасение Димитрия со дна моря» — перевернутая лодка с углубленной сед-ловатостью, в поле зрения только один мощный и закругленный штевень. Несмотря на довольно простое изображение, мы можем предположить, что иконописец написал реальное судно с Ладожского озера. Об этом говорит, во-первых, место происхождения иконы — Георгиевская церковь Теребушского погоста близ Старой Ладоги, а во-вторых — пригодная для больших озер форма корпуса2: на крупных озерах распространены килевые лодки, имеющие высокие борта с высоким носом и кормой, способные с легкостью подняться на волну.

1 Ростово-суздальская живопись XII-XVI веков = Rostov-Suzdal painting of the 12th—16th centuries. М.: Изобразительное искусство, 1970. С. 49-51.

2 От особенностей акватории и условий, в которых экс-

плуатируется судно, напрямую зависит форма корпуса, его размеры и другие конструктивные характеристики. За многолетнюю историю судостроения в разных водных бассейнах выработались свои оптимальные формы корпусов судов и их конструкций.

Иконописцы московской иконописной школы в XV в. были также как и новгородские мастера сдержанны при написании судов на иконах, ограничиваясь только необходимыми элементами судовых конструкций. Так, например, на клейме №9 «Путешествие Петра и его соперника Герон-тия в Константинополь на поставление в митрополиты и явление Геронтию Богоматери» с иконы «Митрополит Петр с житием» (написана в 1480-е гг. в мастерской Дионисия, находится в Успенском соборе Московского Кремля, Инв. 3228 соб/ж-258)3 представлено довольно схематичное изображение двух одномачтовых судов с треугольным парусом на рее. Суда имеют плоское дно, невысокие борта, невысокие штевни, есть небольшие свесы. В кормовой части присутствует надстройка (Илл. 2). Такой тип корпусов характерен для речных судов, распространенных на Волге, его притоках и других реках центральной части России. Речные суда традиционно изготавливаются с плоским дном во избежание посадки на мель или увязания в песке и иле. Невысокие борта подходят для спокойных речных вод, а невысокие штевни — для стыковки с пологим берегом.

В XVI в. Московская иконописная школа становится ведущей в Русском государстве. Данный век характеризуется политическими, экономическими и культурными изменени-

Илл. 2. Клеймо №9 «Путешествие Петра и его соперника Геронтия в Константинополь на поставление в митрополиты и явление Геронтию Богоматери» иконы «Митрополит Петр с житием»

ями, вызванными реформами Ивана Грозного. В московской иконографии появляется строгая регламентация, получают распространение иконописные подлинники, следование которым становится обязательным. Эта тенденция отразилась и на том, как мастера XVI в. изображали корабли и лодки.

Так, суда, представленные на клеймах житийных икон начала XVI в. «Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием» (из собрания ГТГ, Инв. 12027)4, «Никола Зарайский с житием» (из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Инв. КП 827)5, «Иоанн Богослов на острове Пат-мос, с житием» (из собрания ГТГ, Инв. 20874)6, «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба» (из собрания ГТГ, Инв. 14247)7 имеют весьма скромную прорисовку деталей (Илл. 3, 4, 5, 6) и схожую форму корпусов, характерную для речных судов (плоское дно, невысокие, наклоненные штевни, небольшие свесы), что говорит о следовании тенденциям на усиление каноничности художественного мышления и стандартизации живописных приемов.

Несмотря на схожесть, каждый иконописец все же пытался внести свое видение. Так, судно с иконы «Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием» (из собрания ГТГ, Инв. 12027) имеет мачту с парусом, располагающуюся в центре, кормовую надстройку и кормовой флаг. В центральной части судна, представленного на клейме №6 «Спасение корабля от потопа» иконы «Никола Зарайский с житием», также имеется мачта с парусом. На судне с иконы «Иоанн Богослов на острове Патмос, с житием» (из собрания ГТГ, Инв. 20874) прорисованы пять поясов обшивки, в центре — мачта со свернутым парусом. Судно

Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина XV - XVI век: Каталог. М., 2016. Кат. № 2. С. 96-107.

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-худо-жественной классификации. В 2-х томах. М.: Искусство, 1963. Т. 1. Кат. № 298. С. 353-354.

Иконы XШ-XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М.: Северный Паломник, 2007. Кат. № 46. С. 294-299.

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. С. 122, 145.

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII в.в. Опыт историко-ху-дожественной классификации. В 2-х томах. М.: Искусство, 1963. Т. 2. Кат. № 410. С. 60-61.

4

5

6

7

с иконы «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба» (из собрания ГТГ, Инв. 14247) имеет четыре пояса обшивки и два гребных весла, каждая из которых обладает Т-образной ручкой и широкой лопастью.

Илл. 3. Клеймо №2 «Иоанн и Прохор на корабле во время бури» иконы «Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием»

Илл. 5. Клеймо №2 «Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле» иконы «Иоанн Богослов на острове Патмос, с житием»

Илл. 4. Клейма №6 «Спасение корабля от потопа» и №9 «Спасение отрока Димитра со дна моря» иконы «Никола Зарайский с житием»

Илл. 6. Клеймо №9 «Убиение Глеба в лодке, во время переправы через реку Смядынь» иконы «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба»

Во второй половине XVI в. намечается тенденция к сложным композициям с изобилием деталей.8

На клейме №6 «Путешествие по морю» иконы «Преподобная Ксения, с житием» (написана в 1551 г., находится в Свято-Троицкой Сергиева

Лавре, Инв. 2750)9 мы можем наглядно увидеть, как стремление к сложным композициям отразилось на изображении судов. На клейме показан трехмачтовый корабль с бушпритом. Корпус имеет высокую седловатость, мощные штевни, кормовую надстройку и украшен декоративными эле-

8 Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971. С. 56.

9 Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. М.: Книги МАМ, 2007. С. 240-243.

Илл. 7. Клеймо №6 «Путешествие по морю» с иконы «Преподобная Ксения, с житием»

ментами. По-видимому, автор писал изображение с иностранного судна (Илл. 7)

Усложнение композиции икон к концу XVI в. наблюдается и для других иконописных школ, что сказывается и на изображении судов.

Например, на клеймах иконы новгородской школы второй пол. XVI в. «Святой Николай Зарайский, с житием» (хранится в Новгородском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Инв. КП 2823, ДРЖ 929)10 иконописцем запечатлены разные типы судов, среди которых можно различить ладьи и ушкуй (Илл. 8).

На ладьи похожи суда, изображенные на клеймах №20 «Чудо о трех друзьях. Избавление от потопления», №23 «Перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари», №24 «Встреча мощей св. Николая жителями города Бари» иконы «Святой Николай Зарайский, с житием». Они имеют глубокую седловатость, мощный ахтерштевень и крупный форштевень, оканчивающийся носовой фигурой в виде головы птицы, а также мачту в центре судна с прямоугольным парусом на рее. На клейме №19 «Чудо о киевском детище» иконописцем написано судно по внешним признакам похожее на ушкуй. Лодка имеет высокие штевни с небольшим уклоном, кормовое весло и мачту с прямоугольным парусом по центру.

10 Новгородская икона XII-XVII веков. Л.: Аврора, 1983.

№ 209-212. С. 328.

Илл. 8. Клейма №19 «Чудо о киевском детище», №20 «Чудо о трех друзьях. Избавление от потопления», №23 Перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари», №24 «Встреча мощей св. Николая жителями города Бари» иконы «Святой Николай Зарайский, с житием»

XVII в. характеризуется «обмирщением» живописи. Происходит ослабление иконописных канонов. Для иконописи данного временного периода характерными чертами становится реализм и стремление к передаче объема, показу глубины пространства. Появляется интерес к пейзажным фонам и архитектуре, к деталям одежд и окружающей обстановке. Кроме того, мастера этого времени активно использовали и перерабатывали различные западноевропейские образцы — прежде всего, гравюры. Данная тенденция присуща всем иконописным школам. Примером здесь может служить Ярославская иконописная школы.

Работы ярославских художников XVII в. поражают изобразительным разнообразием, содержащем бытовые и исторические сюжеты, с достаточно подробной детальной прорисовкой. Данная тенденция касается и написанных на иконах лодок и кораблей.

Например, на клейме №3 «Избавление Дмитрия от потопления» иконы «Святитель Николай Чудотворец, с житием (Никола Великорецкий)» (из собрания Ярославского художественного музея, Инв. И-585;

КП-53403/519)11 изображено судно с четырьмя рядами обшивки, выполненной из отдельных планок. Корабль имеет дугообразные штевни, загнутые во внешнюю сторону, и широкий планширь по краю борта. На носу и на корме — деревянные судовые надстройки (бак и ют). В центре лодки — весло с широкой лопастью и Т-образной ручкой в верхней части древка весла (Илл. 9).

Илл. 9. Клеймо №3 «Избавление Дмитрия от потопления» иконы «Святитель Николай Чудотворец, с житием (Никола Великорецкий)»

Старательно вырисованы различные типы иностранных и русских морских и речных судов на иконе знаменитого ярославского иконописца XVII в. Семена Спиридонова «Николай Чудотворец с житием» (1685 г., из собрания в Ярославском художественном музее, Инв. И-432; КП-53403/377)12 (Илл. 10).

Так, например, на клейме «Путешествие св. Николая в Палестину» он изобразил западноевропейский корабль с высокой резной кормой, точеной балюстрадой и сложной системой парусов

11

Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13—mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. М.: Северный паломник, 2009. Т. I. Кат. № 102. С. 546-551.

на высоких мачтах. Считается, что прототипами судов служили корабли фряжских и русских купцов, которые художник мог наблюдать на родине в Холмогорах и в Ярославле. Он тщательно изучил их непростые конструкции, а затем с большой точностью воссоздавал их на иконных клеймах.13

Илл. 10. Клейма №7 «Путешествие св. Николая в Палестину», №12 «Избавление града от голода», №16 «Спасение корабля от потопления», №25 «Чудо о патриархе Афанасии», №27 «Спасение Димитрия от потопления», №28 «Чудо об утопшем детище», №31 «Чудо обутопшем в море», №32 «Чудо о Симеоне» иконы «Николай Чудотворец с житием»

Усложнение композиций, увеличение бытовых реалий и стремление к передаче объема присуще и иконам московской школы XVII в.

Например, суда, представленные на иконе «Святая Мария Египетская, с житием» (из собрания ГТГ, Инв. 29551)14 обладают выраженным объемом, что было несвойственно для более ранних изображений (Илл. 11).

На клейме № 3 «Св. Мария переправляется через Иордан» изображена небольшая лодка с умеренной седловатостью, низкими бортами и двумя поясами обшивки. На бортовых досках показана «строчка» темных точек — шляпки гвоздей или клепки, при помощи которых крепится обшивка. На клейме № 6 представлено судно с дугообразным корпусом, глубокой сед-ловатостью и тремя поясами обшивки. Бортовые доски скреплены гвоздями или клепками, о чем также свидетельствует «строчка» темных точек.

13

Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М.: Искусство, 1973. С. 36-37.

12 Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство,

1984. Цв. ил. 77.

14 Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. М. Книги WAM, 2007. С. 238-239.

Илл. 11. Клейма №3 «Св. Мария переправляется через Иордан» и №6 «Путешествие на корабле в Иерусалим» иконы «Святая Мария Египетская, с житием»

В центре судна размещена мачта с треугольным парусом на рее.

Стремление к передаче объема и глубины пространства мы можем наблюдать и на иконе «Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба» (данных о происхождении нет, хранится в собрании Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, Инв. В-6974)15 (Илл. 12).

На клеймах №13 «Убиение Глеба в насаде (ладье)», №14 «Видение огненного столпа над телом Глеба, положенным между двумя колодами», №15

ся такелаж, в движение данные суда приводятся многочисленными веслами с прямоугольной лопастью (у каждого судна порядка 6-7 весел).

Исследование изображений судов на иконах XV-XVII вв. показало, что, во-первых, на них большое влияние оказали тенденции присущие русской иконописи в определенной период его развития: в XV в. — простота и лаконичность, в XVI в. — усиление каноничности и стандартизации живописных приемов, в конце XVI в. — усложнение композиций, в XVII в. — стремление к реализму и передачи объема. Если в произведениях XV в. корабли изображались с известной условностью и традиционно меньшими пропорциями по отношению к изображению людей, то к XVII в. появляются иконы довольно точно воспроизводящие как общий вид, так и оснастку корабля.

Во-вторых, образ корабля на иконах зависел от типов судов, получивших свое распространение на территории, где работал или проживал художник. Так, большинство русских иконописцев при на-

Илл. 12. Клейма №13 «Убиение Глеба в насаде (ладье)», №14 «Видение огненного столпа над телом Глеба, положенным между двумя колодами», №15 «Обретение тела Глеба» иконы «Святые князья Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба»

«Обретение тела Глеба» представлены суда одинаковой формы: с глубокой седловатостью, тремя рядами обшивки вгладь и высокими штевнями изогнутыми во внутрь. Суда на клейме №13 имеет мачту с прямоугольным парусом на рее и вымпелом на вершине мачты, хорошо просматривает-

15 Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006. Кат. № 102,. С. 448-459.

писании кораблей и лодок в качестве образцов использовали реальные суда, бытовавшие на Руси.

Изображения судов на иконах могут рассматриваться как исторические источники для изучения отечественного традиционного судостроения и реконструкции судов.

Список литературы

1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт

историко-художественной классификации. В 2-х томах. М.: Искусство, 1963. Т. 2. 394 с.

2. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М.: Искусство, 1963. Т. 1. 570 с.

3. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984. 338 с.

4. Иконы XIII-XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М.: Северный Паломник, 2007. Кат. № 46. С. 294-299.

5. Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006. 646 с.

6. Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина XV — XVI век: Каталог. М., 2016. Кат. № 2. 327 с.

7. Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13—mid 17th century. The masterpieces of ancient ussian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. М.: Северный паломник, 2009. Т. I. 578 с.

Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. М.: Книги WAM, 2007. 351 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971. 235 с.

Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М.: Искусство, 1973. 45 с.

9. Новгородская икона XII-XVII веков. Л.: Аврора, 1983. № 209-212. 343 с.

Ростово-суздальская живопись XII-XVI веков = Rostov-Suzdal painting of the 12th—16th centuries. М.: Изобразительное искусство, 1970. 182 с.

THE IMAGE OF A SHIP IN THE RUSSIAN ICONOGRAPHY OF THE XV-XVII CENTURIES

Madikova Lidiya Vladimirovna,

post-graduate student, research associate, Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after

D.Likhachev

St. Kosmonavtov, 2, Moscow, Russia,129366, [email protected]

Abstract

The article is devoted to the study of images of ships in Russian iconography of the XV-XVII centuries. The influence of icon-painting trends of the XV-XVII centuries on the image of a ship is considered on the example of individual icons belonging to different icon-painting schools. Information about the design features of the ships depicted on these icons is presented.

Keywords

Image of a ship, boat, vessel, icons, Moscow icon painting school, Novgorod icon painting school, Yaroslavl icon painting school, shipbuilding..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.