Научная статья на тему '"КОРАБЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ" В ИКОНОГРАФИИ РУССКОГО СЕВЕРА: СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА'

"КОРАБЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ" В ИКОНОГРАФИИ РУССКОГО СЕВЕРА: СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
242
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / СУДОСТРОЕНИЕ / ЛОДКА / СУДНО / ПЛАВСРЕДСТВО / РУССКИЙ СЕВЕР / ИКОНЫ / СЕВЕРНОЕ ПИСЬМО / GRAPHIC SOURCES / SHIPBUILDING / BOAT / SHIP / WATERCRAFT / RUSSIAN NORTH / ICONS / NORTHERN LETTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Окороков Александр Васильевич, Мадикова Лидия Владимировна

В статье рассмотрены изобразительные источники, позволяющие расширить представления о плавсредствах и судостроительной традиции Русского Севера. Рассмотрен ряд икон, относящихся к Северному письму и содержащих «корабельные сюжеты», представлены сведения о конструктивных особенностях судов, изображенных на этих иконах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIP'S PLOTS" IN THE ICONOGRAPHY OF THE RUSSIAN NORTH: SHIPBUILDING TRADITIONS AND RELIGIOUS SYMBOLISM

The article discusses illustrative sources, allowing to expand the representation of watercraft and shipbuilding tradition of the Russian North. A number of icons related to the Northern Letter and containing “ship plots” are considered, information about the design features of the ships depicted on these icons is presented.

Текст научной работы на тему «"КОРАБЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ" В ИКОНОГРАФИИ РУССКОГО СЕВЕРА: СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА»

ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ,

НАУКА

RAR

УДК 930.85 ББК 63.3

10.34685/HI.2020.30.3.008

«КОРАБЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ» В ИКОНОГРАФИИ РУССКОГО СЕВЕРА: СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА

Окороков Александр Васильевич,

доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Российский научно-исследовательский институт культурного и природного

наследия им. Д.С. Лихачева (Институт Наследия), 129366, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, 2, e-mail: avokor@yandex.ru

Мадикова Лидия Владимировна,

аспирант, научный сотрудник Российский научно-исследовательский институт культурного и природного

наследия им. Д.С. Лихачева (Институт Наследия), 129366, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, 2, e-mail: madikova.lida@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены изобразительные источники, позволяющие расширить представления о плавсредствах и судостроительной традиции Русского Севера. Рассмотрен ряд икон, относящихся к Северному письму и содержащих «корабельные сюжеты», представлены сведения о конструктивных особенностях судов, изображенных на этих иконах. Ключевые слова

Изобразительные источники, судостроение, лодка, судно, плавсредство, Русский Север, иконы, Северное письмо.

Для рассмотрения судостроительной традиции, сложившейся на Русском Севере, имеется несколько источников. Это археологические остатки судов, найденные как под водой, так и при раскопках на суше, немногочисленные письменные источники, этнографические материалы по судостроительным традициям разных регионов России и сопредельных территорий и разного рода изобразительные источники. По этим последним еще не было проведено какого-то полного, обобщающего всю имеющуюся в них судостроительную информацию, исследования, хотя определенные шаги в этом направлении предпринимались1.

Заметим, что по некоторым положениям судостроительная информация довольно значительная, хотя и своеобразна, поскольку в силу специфики источников страдает определенной условностью. Последняя порождена традиционностью выполнения изображений, присущей как старинной книжной миниатюре, так и в еще большей степени - иконописи. Тем не менее, эти источники дают нам довольно точные представления о конструктивных особенностях северорусских судов, особенно при сличении изображений судов на различных памятниках русского изобразительного искусства, археологического и этнографического материалов.

Древнейшими изобразительными источниками являются петроглифы. На территории нашей страны петроглифы с изображением лодок и судов зафиксированы на Кольском полуострове, побережье Белого моря, берегах р. Енисея, оз. Байкал, Чукотке и т.д.2. Важную информацию по типологии и часто - по конструкции судов и лодок Древней Руси дают изображения на фресках, иконах и миниатюрах. Например, многочисленные иллюстрации в Лицевом своде XVI в. (1600 миниатюр). В этом ценнейшем источнике для изучения различных сторон русской истории и культуры имеются десятки изображений судов того времени.

1 Сорокин П.Е. Водные пути и судостроение на Северо-Западе Руси в средневековье. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997; Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Окороков А.В., Селезнева Е.Н., Черносвитов П.Ю. Культура русских поморов. Опыт системного исследования. М.: Научный Мир. 2005.

2 Окороков А. В. Древнейшие средства передвижения по воде. Калининград, 1994.

Образ корабля всегда обладал культовым значением и являлся одним из древнехристианских символов, передающим целостную картину миропонимания Церкви и упования Небесного Царствия. В христианстве была распространена метафора Церкви как корабля, ведомого Христом. Считается, что всякий христианин может уподобиться кораблю, следующим за кораблем-Церковью3. Об этом, в частности писал схиар-химандрит Иоанн (Маслов): «Уподобляется церковь Христова «кораблю», который на море мира сего плавает, и к тихому вечнаго покоя пристанищу стремится. Якоже бо корабль на море волнами, тако церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий сего спасительного корабля есть Сам Христос, Сын Божий, «ветром и морю повелевающий».4 Метафора Церковь-корабль приводится и в Священных Писаниях и богослужебных текстах. Например, отождествление Ноева ковчега с Церковью в Евангелии.

Символ и образ корабля прочно вошел в христианскую культуру. Чаще всего изображение судов можно встретить на житийных ико-нах5 Николая Чудотворца, Преподобного Сергея Радонежского, Иоанна Богослова, Митрополита Петра, Святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, Преподобного Зосима и Савватия Соловецких, на иконе Богоматерь Всех скорбящих радость и других.

Применительно к теме наших исследований, рассмотрим ряд изображений, позволяющих расширить наши представления о плавсредствах Русского Севера.

Важно отметить, что при исследовании изобразительных источников необходимо учитывать их авторство или иконописную школу, в традициях которой писалась та или иная работа. Следует помнить, что мастер, работавший

3 Древнехристианская изобразительная символика -URL: https://pravoslavie.ru/ archiv/ simvolika/simvol.htm (дата обращения 01.06.2020).

4 Схиархимандрит Иоан (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М.: Самшит-из-дат, 2003. С. 1155.

5 Житийная икона — специфический вид церковной живописи, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Получило широкое распространение на Руси.

на заказ, например, Соловецкого монастыря, мог не бывать на берегах Белого моря и изображать хорошо знакомые ему типы судов Новгорода, Ладоги и т.д. вписывая их в северные сюжеты.

Икона «Святитель Николай Чудотворец, с житием»

Икона «Святитель Николай Чудотворец, с житием»6.

Икона написана во второй половине XIV в., происходит из церкви в Каргаче-Борисоглебском близ Грязовца Вологодской области, в 1929 г. поступила в Вологодский музей, с 1934 г. хранится в Государственной Третьяковской галерее (Инв. 28719). Размер: 151 х 106 см.

Икона относится к Северному письму7. В среднике помещено поясное изображение Ни-

6 Изображение из издания: Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. М.: Красная площадь, 1995. С. 127.

7 Северные письма - условный термин, принятый в истории древнерусского искусства для обозначения стилистически близких произведений иконописи, созданных живописцами Русского Севера.

колы в фас с закрытым Евангелием в левой руке. В верхних углах средника - поколенные Спас и Богоматерь, передающие Николе Евангелие и омофор. На полях размещены восемнадцать клейм, описывающие основные события из жития Николы и его многочисленные чудеса. Для изучения древнего русского судостроения интерес представляют клейма «Избавление корабельщиков от потопления» и «Спасение Дмитрия со дна моря».

Клеймо «Избавление корабельщиков от потопления» рассказывает о чудесном спасении Николаем Чудотворцем корабля от бури. Преподобный отец Николай направлялся в Палестину, чтобы поклониться святым местам, когда корабль проходил около Египта, святой Николай возвестил, что вскоре поднимется буря, и что он видел самого дьявола, вошедшего на корабль с тем, чтобы все потопить. В тот момент поднялась сильная буря, путники взмолились святому Николаю о помощи. Как только святой начал усердно молиться Господу, тотчас же море успокоилось. Немногим позднее один из корабельщиков погиб, упав с верха мачты, но вскоре был воскрешен молитвой Святого Николая.

Изображенное в клейме иконы судно имеет дугообразный корпус с двумя поясами обшивки. В верхней части бортовых досок показана «строчка» белых точек, очевидно отображающих способ их крепления с помощью гвоздей или клепок с широкой шляпкой или гайкой. Такие корабельные гвозди и клепки хорошо известны по археологическим находкам в Ладоге и Великом Новгороде и характерны для северо-западной судостроительной традиции. Форштевень судна украшен носовой фигурой в виде головы животного (лошади ?), ахтерштевень с небольшой надстройкой. Судно имеет одну мачту с прямоугольным (свернутым) парусом и кормовое весло с лопастью овальной формы.

Клеймо «Спасение Дмитрия со дна моря» повествует о чудесном спасении благочестивого человека по имени Дмитрий, направлявшегося с товарищами на богомолье в церковь святого Николая в городе Анфирит, но попавшего в сильную бурю. Лодка не выдержала удара стихии и опрокинулась, выбившийся из сил и увлеченный пучиной до самого морского дна Дмитрий взмолился о помощи Святителю Нико-

Форма судна (перевернутого) данного сюжета, аналогична предыдущего изображения. Форштевень довольно высокий, вероятно, завершающийся украшением. На корме - надстройка. Хорошо читается днищевая часть - она выделена более темным цветом и напоминает долбленую основу. Шитье небольшого судна или лодки с мощной днищевой основой, выдолбленной из ствола дерева, было широко распространено как на севере, так и, в центральной части древней Руси. Подтверждение тому - археологические находки и широкий этнографический материал.

Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием»

Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие»9.

Некоторые исследователи датируют икону первой половиной XVII в.,10 другие - второй по-

Изображение судов на клеймах «Избавление корабельщиков от потопления» и «Спасение Дмитрия со дна моря».

лаю. Николай предстал ему, взял его за руку, исторгнул из глубины и перенес домой в одну запертую комнату8.

Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. М. : Благовест, 2010. 448 с.

9 Изображение из издания Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств: в 2 т.

10 Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств: в 2 т. = Icons of Northern Russia. The masterpieces of ancient russian painting in Archangelsk Museum of fine arts: in 2 vol. М.: Северный паломник, 2007. Т. 2, кат. № 115, С. 54-67

ловиной XVII в.11. Происходит она из Троицкой церкви в селе Нёнокса Архангельской области. Ныне хранится в Архангельском музее изобразительных искусств (Инв. 1295-ДРЖ). Размер: 141 х 118,5 см, дерево, темпера. Икона относится к Северному письму.

В среднике написаны образы подвижников Русского севера, основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в полный рост: с правой стороны - Сав-ватий, а с левой - Зосима со свитком в руках.

Со времени основания Соловецкого монастыря преподобные Зосима и Савватий почиталась как покровители мореплавателей, целители, а с XIX в. еще и как покровители пчеловодства. Существует множество сюжетов, связанных с чудесами преподобных, поэтому их подбор в клеймах житийных икон всегда индивидуален.

Для изучения судостроения Русского Севера интерес представляют клейма «Возвращение св. Германа в обитель» и «Чудо о Василии, укравшем монастырские вещи».

Изображение судов на клеймах «Возвращение св. Германа в обитель» и «Чудо о Василии, укравшем монастырские вещи».

Клеймо «Возвращение св. Германа в обитель» описывает момент, когда преподобный Герман вернулся с материка и его встречает преподобный Зосима. Герман ездил за припасами на материк, но не смог вернуться вовремя из-за осенней непогоды. Преподобный Зосима провел

всю зиму один на острове, искушаемый бесами и под угрозой голодной смерти.

На переднем плане клейма помещено изображение подплывающего к берегу на корабле Св. Германа. Корпус судна с одинаковыми дугообразными штевнями с мощными окончаниями, имеет три пояса обшивки, планширь. Корабль имеет одну мачту с прямоугольным парусом и кормовое весло. Тень, прорисованная на досках бортовой обшивки, придает им объем характерный для тесаных досок, использовавшихся при строительстве судов в допетровское время. Косые линии на досках напоминают стилизованные стежки «вицы» - типа крепления распространенного в древнерусском судостроении.

Клеймо «Чудо о Василии, укравшем монастырские вещи» повествует о боярском сыне новгородском Василии, в прошлом разбойнике, принявшем постриг в Соловецком монастыре. Решив бежать из обители, Василий украл монастырский карбас и сложил туда монастырское добро, ночью он покинул остров и в поисках отдыха пристал к острову Ан-зер. Во сне ему являются два старца и укоряют его в воровстве, добавляя, что он получит прощение, если просидит плача на том месте три дня. Когда Василий проснулся, то карбаса уже не было, три дня он проплакал о своем согрешении, на четвертый день его подобрали купцы и вернули в мо-настырь12.

Изображенное на клейме судно имеет, так же, как и предыдущее, дугообразный корпус с немного заваленными внутрь окончаниями штевней, что характерно для лодок беломорского шитья, одну мачту и крытый «чердак» (крытый отсек для хранения грузов, товаров или улова на торговых и промысловых судах Русского Севера) с люками. Судно оснащено двурогим якорем, судя по форме, - металлическим.

12

Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. М.:

Книги МЛМ, 2007. С. 316-319.

Дмитриева Р.П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы // Книжные центры Древней Руси XI-XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 270-271.

Икона «Святитель Николай Чудотворец, с житием» (Никола Великорецкий)

Икона «Святитель Николай Чудотворец, с житием» (Никола Великорецкий)13.

Икона написана Васильевым Андреем в 1558 г. в Сольвычегодске. Хранится в Архангельском музее изобразительных искусств (Инв. 810-држ). Размер: 55 х 49 см.

В среднике размещено поясное изображение Николая Чудотворца с Евангелием в левой руке, в верхних углах средника - Спас и Богоматерь. Клейма рассказывают об эпизодах жизни и чудесах, сотворенных Николаем.

Корабли изображены иконописцем на клейме «Чудо о корабельниках», повествующем о спасения святителем судна, державшего свой путь в Палестину, от беса и ужасной бури, и на клейме «Спасение Димитрия от потопления». Здесь иконописец проиллюстрировал спасение благочестивого Дмитрия со дна моря.

На клейме «Спасение Димитрия от потопления» изображено стилизованное судно с прямоугольной (транцевой) кормой и вытянутым форштевнем, завершающимся украшением с раздваивающимся в виде рогов, окончанием. Детали корпуса не прорисованы и, ассоциируются с корпусом долбленой лодки.

Изображение из издания Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств: в 2 т.

Изображения судов на клеймах «Спасение Димитрия от потопления» и «Чудо о корабельниках»

Судно, изображенное на клейме «Чудо о ко-рабельниках» имеет дугообразные штевни, загнутые почти на 90о. Высоко поднятый форштевень имеет завершение в виде носовой фигуры, напоминающей голову животного с рогами (оленя?). Судно имеет парус с прямым четырехугольным парусом с реей и кормовое весло. Лопасть кормового весла ромбовидная.

Икона «Святитель Климент, папа Римский, с житием»

Икона «Святитель Климент, папа Римский, с житием»14.

Икона происходит из Никольской церкви с. Нёнокса Архангельской области, написана в середина XVI в. С 1967 г. хранится в Архангельском музее изобразительных искусств (Инв. 1110-ДРЖ). Размер: 142 х 111 см; дерево, темпера. Икона относится к Северному письму.

Изображения святого Климента получили широкое распространение в древнерусском искусстве. Священномученик Климент (ум. ок. 101) -папа Римский, был обращен в христианство святым апостолом Петром. Климент проповедовал вместе со святым апостолом Павлом, затем принял посвящение от апостола Петра и стал римским епископом. Согласно церковному преданию, сослан на рубеже !-П вв. из Рима в Херсонес, где за проповедь христианства его утопили. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. В 861 г. его мощи были обретены в море недалеко от города.

В среднике написан образ Климента в полный рост, а в клеймах сцены из жизни святителя15.

На клейме «Низвержение св. Климента в море» содержится изображение древнерусского судна. Здесь проиллюстрирован момент умерщвления святого, за проповедь христианства по приказу императора в 101 г. его утопили в море, привязав якорь к шее. Судно имеет дугообразный корпус с тремя рядами обшивочных досок, мачту с прямым парусом и кормовое весло. Штевни судна декорированы.

Изображение судна на клейме «Низвержение св. Климента в море»

Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житейными клеймами

Икона происходит из местного ряда Преображенского собора Соловецкого монастыря. В настоящее время находится в ГИМ (№ 80408), вторая половина XVI в. Размер: 162 х 142 см.; дерево, темпера.

14 Изображение из издания Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств: в 2 т.

15 Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. М.: Книги ^^ЛМ, 2007. С. 108-109.

Икона обнаруживает безусловное сходство с образами, созданными в конце XVI в. для соловецкого храма Благовещения каргопольскими мастерами. Вероятно, икона была создана иконописцем из Каргополя — города, который во второй половине XVI в. был значительным культурным центром, находящимся под влиянием как новгородской, так и ростовской иконописной традиции, которые прослеживаются в художественном строе иконы.

Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житейными клеймами

Изображения судов представлены на клеймах 31, 39, 40, 46.

Рассмотрим, как пример лишь изображение кораблей на клейме 46 - «Избавление от потопа Федора Парфентьева».

На клейме изображено два однотипных судна. Они имеют по одной мачте с реей и прямоугольным парусом, массивный прямой и высокий форштевень, наклоненный вперед и прямой вертикальный ахтерштевень. Оба судна имеют по 4 пояса обшивки, причем корпус переднего, на котором сидят 4 человека, погружен в воду больше, чем дальнего, вмещающего 2 человека. Бортовая обшивка (вероятно внешняя облицовка) по всей видимости, выполнена из отдельных

Изображение кораблей на клейме № 46 (прорись А. Окорокова)

планок «встык» которые, судя по симметричным штрихам, сшиты вицей или другим аналогичным (гибким) материалом. Суда не имеют рулей, не показано и рулевое весло16.

В заключение статьи следует отметить, что приведенные примеры лишь малая толика «корабельных сюжетов» русской иконы. В Центре подводного культурного наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, который занимается разработкой данной темы, на сегодняшний день собрано более 200 изображений. Выявление, систематизация и изучение этих уникальных по информативности памятников Русского изобразительного искусства позволит дополнить существующие пробелы в истории отечественного традиционного судостроения.

Список литературы

1. Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Окороков А.В., Селезнева Е.Н., Черносвитов П.Ю. Культура русских поморов. Опыт системного исследования. М.: Научный Мир. 2005. 400 с.

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. М.: Красная площадь, 1995. 272 с.

3. Дмитриева Р.П. Житие Зосимы и Савва-тия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы //

16

Овчинникова Е. С. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами из собрания Государственного Исторического музея // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов: Сб. статей. М.: Искусство, 1980. С. 305.

Книжные центры Древней Руси XI-XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 270-271.

4. Древнехристианская изобразительная символика - URL: https://pravoslavie.ru/archiv/ simvolika/simvol.htm (дата обращения 01.06.2020)

5. Иконы Русского Севера = Icons of Nothern Russia : шедевры Древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств : [в 2 т.] / Гос. музейное об-ние "Художественная культура Русского Севера" ; [авт.-сост. О. Н. Вешнякова и др.]. Том 1. М. : Северный Паломник, 2007. 501 с.

6. Иконы Русского Севера = Icons of Nothern Russia : шедевры Древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств : [в 2 т.] / Гос. музейное об-ние "Художественная культура Русского Севера" ; [авт.-сост. О. Н. Вешнякова и др.]. Том 2. М.: Северный Паломник, 2007. 479 с.

7. Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. М.: Книги ШЛМ, 2007. 351 с.

8. Овчинникова Е. С. Икона «Зосима и Сав-ватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами из собрания Государственного Исторического музея // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. Сб. статей. М.: Искусство, 1980. С. 291-308.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Окороков А. В. Древнейшие средства передвижения по воде. - Калининград, 1994. 218 с.

10. Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. М. : Благовест, 2010. 448 с.

11. Сорокин П.Е. Водные пути и судостроение на Северо-Западе Руси в средневековье. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 206 с.

12. Схиархимандрит Иоан (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит-издат, 2003. 1200 с.

"SHIP'S PLOTS" IN THE ICONOGRAPHY OF THE RUSSIAN NORTH: SHIPBUILDING TRADITIONS AND RELIGIOUS SYMBOLISM

Okorokov Alexandr Vasilievich,

DSc, Deputy Director on scientific work, Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev 129366, Russia, Moscow, St. Kosmonavtov, 2.

e-mail: avokor@yandex.ru

Madikova Lidiya Vladimirovna,

post-graduate student, research associate, Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev 129366, Russia, Moscow, St. Kosmonavtov, 2.

e-mail: madikova.lida@yandex.ru

Abstract

The article discusses illustrative sources, allowing to expand the representation of watercraft and shipbuilding tradition of the Russian North. A number of icons related to the Northern Letter and containing "ship plots" are considered, information about the design features of the ships depicted on these icons is presented. Keywords

Graphic sources, shipbuilding, boat, ship, watercraft, Russian North, icons, Northern letter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.