Научная статья на тему 'Образ китайских туристов в российских СМИ'

Образ китайских туристов в российских СМИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
298
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайские туристы / туризм / культурные особенности.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Першина Мария Олеговна

статье рассмотрены случаи упоминания в российских СМИ китайских туристов и их поведения. Проанализированы оценки, на основе которых составлен образ типичного китайского туриста, приехавшего в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Першина Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ китайских туристов в российских СМИ»

ОБРАЗ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ В РОССИЙСКИХ СМИ

М. О. Першина

ГБУ КО Агентство по туризму Кемеровской области, г. Кемерово, Россия e-mail: masha_pershina@mail.ru

Аннотация:в статье рассмотрены случаи упоминания в российских СМИ китайских туристов и их поведения. Проанализированы оценки, на основе которых составлен образ типичного китайского туриста, приехавшего в РФ.

Ключевые слова: китайские туристы, туризм, культурные особенности.

Первое упоминание о Китае в российских СМИ произошло в XVII в. в газете «Ведомости», а в 2000-х гг. появились совместные двуязычные издания, которые помогали странам понимать культуру друг друга [1]. После подписания соглашения о безвизовых поездках между Россией и Китаем туристы из КНР стали обычным явлением в повседневной жизни крупных российских городов, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга. Различия между ними и жителями России в культурном и бытовом плане нередко приводят к проблемам и конфликтам, которые находят отражаются в средствах массовой информации. По отзывам ряда СМИ, китайские туристы - это бедствие. Они шумят, надоедают, от них невозможно спрятаться. Конечно, критика направлена не на китайский народ в целом, а на туристические группы. Но именно поведение туристов и накладывает отпечаток на население страны и отношениямежду гражданами разных стран.

Принимающая сторона понимает, что китайский турист -представитель другой цивилизации и к нему нужен особый подход. Уже сейчас для приема групп из КНР используются отдельные корпуса отелей, поезда, рестораны. Так, в Петербурге появился отель исключительно для гостей из Китая. Для них открывают специальные магазины, экскурсоводы стараются не допускать пересечения у достопримечательностей групп из Китая с другими туристами [2; 3; 4].Вместе с тем, СМИ нередко выставляют особенности китайских туристов в негативном све-

те. Как поясняет Иносми.ру, «число китайских туристов стало так велико, что их невозможно игнорировать, поэтому они и превратились в мишень для критики» [5].

Для анализа образа типичного китайского туриста, созданного средствами массовой информации, использованы следую-щиех СМИ: «Новые известия», «РБК», «Вести.ру», «РИА Новости», «Известия», «Ведомости», «Коммерсант», «Новая газета», «Российская газета». Рассматривались статьи, новости и аналитические репортажи за 2017-2018 гг.

Типичный китайский турист - это женщина в возрасте за 50 лет, не замужем, с невысоким образованием. Она едет в Россию не потому, что хочет посмотреть на коммунистическое наследие, как многие считают, а потому что курс рубля выгодный [6]. Однако РБК считает, что портрет среднестатистического китайского туриста преобразился и помолодел. Сейчас это не только пары за 50, но и представители поколения «маленьких императоров», которые хорошо образованы, знают английский язык и обладают значительными финансовыми возможностями. Они зачастую сами планируют свою поездку с помощью WeChat и Weibo, потому что форумам и проверенным аккаунтам доверяют больше. Помнению РБК, китайские туристы - самые щедрые и падкие на национальные сувениры и люксовые бренды. При этом для них купить дорогую сумку и переночевать в дешевой гостинице на окраине города самое обычное дело, ведь в пятизвездочных отелях останавливаются единицы. «Новая газета» пишет, что китайцы устали от привычных туров по России, а Крым, который им предлагают, кажется не таким интересным, как Арктика. Они хотят посмотреть на «нормальную», типичную Россию [7]. Вместе с тем, их привлекают крымские товары - косметика и вина, пишет «Российская газета» [8].

РИА «Новости» представляет ситуацию несколькоиначе: китайский турист привык к создаваемым для него специальным условиям и ждет этого же от России, но не всегда получает [9]. Он предпочитает «быстрый отдых», 2-3 дня проводит в отеле и едет в следующий город, поскольку в КНР не принято брать отпуск в нашем понимании, праздники короткие, и нет возможности путешествовать долго [10].

«Известия» почти не печатают негативной информации о поведении китайских туристов. Напротив, газета создает позитивный образ туристаиз КНР. Много публикаций о постоянно растущем турпотоке, особенно на Дальнем Востоке, где китайцы чувствуют себя «как рыба в воде». Их привлекают азартные игры на игорном курорте рядом с Владивостоком, где они тратят весьма внушительные суммы [11].

«Коммерсант» сообщает, что китайские туристы приезжают в основном организованными группами, питаются в китайских ресторанах и отдают предпочтение компаниям, связанным с Китаем, или размещающим предложения на китайском языке. При этом любят останавливаться в отелях европейских и американских брендов [13].Китайские туристы очень зависят от интернета и навигации на своем языке, своей еды, приготовленной из китайских продуктов и желательно китайцами, так как они считают, китайская еда в России сильно отличается от настоящей китайской кухни. Им важен хороший сервис, при этом процент туристов, выбирающих дорогие отели крайне мал. Многие выбирают дешевые гостиницы с соответствующим уровнем сервиса.

Города России, за исключением Москвы и Петербурга, рассматриваются китайцами как транзитные, они не готовы надол-гоостанавливаться в Челябинске, Новосибирске и других областных центрах [14]. Петербург, напротив, очень привлекателен, его необходимо сделать более доступным для китайских туристов [15], заинтересовать их «белым» (зимним) туризмом и другими новыми предложениями [12]. Особенно важно обеспечить гостей из Китая привычными системами связи и платежей [16].

В СМИ нередко появляется информация о случаях, когда Китайские туристы вели себя неподобающим образом. Описан случай в Германии, когда они фотографировались с нацистским приветствием у Рейхстага, за что были оштрафованы [17]. Это говорит о незнании истории и этикета посещаемой страны. Вызывает недоумение желание фотографировать всё вокруг, просовывать «селфи-палки» и фотоаппараты даже сквозь рамки и заграждения, например, у Воскресенских ворот [18].

Один из самых негативных образов гостей из Китая создает публикация в «Российской газете», посвящена появлению на берегах Байкала нелегальных «китайских» гостиниц, наносящих

вред экосистеме озера. Автор пишет о неопрятности туристов, их нежелании убирать за собой, отмечая при этом, что 80% туристов, посещающих Байкал - из КНР [19]. Отметим, что в данном издании, как и в других СМИ, есть статьи, создающие положительный образ гостей из Китая. Они интересуются культурой и историей России, в том числе ленинскими местами (эти объекты привлекают преимущественно туристов третьего возраста). Растет ежегодно процент молодых туристов [20]. Для многих тур в России - первая зарубежная поездка, поэтому так важны информация на родном языке, возможность расплатиться картами СЫпаИшопРау, заказать привычную еду [21].

В целом, СМИ почти не уделяют внимания поведению китайских туристов, доминирует информация о растущем турпо-токе и статистика. Возможно, русские издания поступают так же, как некоторые российский отельеры - «стараются данный вопрос по этическим соображениям вообще не обсуждать», чтобы не создавать лишнего информационного шума [22]. С одной стороны, они поступают правильно, не допуская создания ложного впечатления о туристах из КНР. С другой стороны, их аудитория может оказаться не готовой к реальности, и при встрече с китайскими туристами будут возникать трудности в понимании культурных особенностей собеседников.

Необходимо понимать, в любой стране мира китайские туристы ведут себя также, как и на родине, следуя исторически сложившейся модели поведения. Основная проблема заключается в том, что это поведение может быть неправильно истолковано представителями других культур. Следует отметить, что руководство КПК стремится решить проблему имиджа своих туристов иведет с отъезжающими за границу соответствующую работу [23].

В целом, в российских СМИ сложился достаточно противоречивый образ туриста из Поднебесной. Чаще всего это человек, приехавший в составе туристской группы. С одной стороны - он шумный, неопрятный, не соблюдает общепринятых норм поведения, пользуется услугами недобросовестных китайских гидов и почти не приносит прибыли. С другой стороны, это человек, которому интересна Россия, у него есть потребность каждый годвидеть новые места, не только Москву и Санкт-Петербург.

Трудно сказать, каких оценок больше - негативных или положительных, так как во многих публикациях присутствуют и те, и другие. В основном это зависит от контекста. Негативный образ создается в статьях, посвященных теневому турбизнесу и проблемам работы с китайскими туристами. Если речь идет о растущем турпотоке, то поведение китайцев за пределами своей страны рассматриваетсякак особенность менталитета народа, к которой нужно подготовить туристскую инфраструктуру.

Литература:

1. Ягодкина В. М., Чирикина Д. О. Влияние российских и китайских СМИ на взаимоотношения России и Китая // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. - 2017. -С. 271-278.

2. Золотарева Ю. В. Китайские туристы - репрезентативный сегмент на рынке гостеприимства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12. - Ч 6. - С. 1132-1135.

3. На Васильевском острове откроют специализированный супермаркет для туристов из Китая [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3739621?query=китайские туристы (дата обращения: 16.01.2019 г.).

4. «Карелия» станет отелем для китайских туристов [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.m/doc/3739490?queiy=ra-тайские туристы (дата обращения: 16.01.2019 г.).

5. Почему китайских туристов ненавидят. [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/world/20131009/213703133.html (дата обращения: 09.01.2019 г.).

6. Едут, но не тратят: почему китайские туристы не приносят дохода России [Электронный ресурс]. URL: https://newizv.ru/news/econo-my/14-03-2018/edut-no-ne-tratyat-pochemu-kitayskie-turisty-ne-prinosyat-dohoda-rossii (дата обращения: 09.01.2019 г.).

7. Комментарии к статье «Бедненько, зато дорого. Предложения о развитии отдыха в России» Электронный ресурс] URL: https://www.no-vayagazeta.ru/articles/2017/07/03/72992-bednenko-zato-dorogo (дата обращения: 17.01.2019 г.).

8. В Крыму число туристов из Китая выросло в 2,5 раза [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/01/02/reg-ufo/v-krymu-chislo-turistov-iz-kitaia-vyroslo-v-25-raza.html(дата обращения: 17.01.2019 г.).

9. Власти Крыма отчитались о более чем двукратном росте тур-потока из Китая [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190102/ 1548982671 ^Ш!(дата обращения: 14.01.2019 г.)

10. Бесстрашные и щедрые. Почему россиян в Таиланде любят больше, чем китайцев. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/ 20181119/1533102344.Ыш1(дата обращения: 14.01.2019 г.).

11. Туризм с китайским акцентом.[Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/news/654039(дата обращения: 15.01.2019 г.).

12. Молодых китайцев заманят северным сиянием и Байкалом. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/news/669126(дата обращения: 15.01.2019 г.).

13. Китайцы не поняли Южный Урал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3689674?query=китайские туристы (дата обращения: 16.01.2019 г.).

14. Восточный поток. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3829095?query=китайские туристы (дата обращения: 16.01.2019 г.).

15. Великая китайская цена. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3657941?query=китайские туристы (дата обращения: 16.01.2019 г.).

16. Петербург сделают более доступным для китайских туристов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3637564?query-китайские туристы (дата обращения: 16.01.2019 г.).

17. В Берлине китайских туристов задержали за нацистское приветствие у Рейхстага. [Электронный ресурс]. URL: https://www.novaya gazeta.ru/news/2017/08/05/134171-v-berline-kitayskih-turistov-zaderzhali-za-natsistskoe-privetstvie-u-reyhstaga(дата обращения: 17.01.2019 г.).

18. Русские были для нас закрытой коробкой, но мы ее открыли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.novayagazeta.ru/artic1es/ 2018/06/16/76831-russkie-byli-dlya-nas-zakrytoy-korobkoy-no-my-ee-otkry1i(дата обращения: 17.01.2019 г.).

19. В круге чистой воды. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/04/06/reg-sibfo/kto-i-chto-ugrozhaet-bajkalu.html (дата обращения: 17.01.2019 г.).

20. Ставка на историю. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/06/03/reg-szfo/chislo-poezdok-kitajskih-turistov-v-rossiiu-rastet-znachite1nymi-tempami.html(дата обращения: 17.01.2019 г.).

21. Тени из Поднебесной. [Электронный ресурс]. URL: https ://rg.ru/2017/09/12/reg-szfo/nelegalnyj -kitaj skij -turbiznes-zahvatil-peterburg.html(дата обращения: 17.01.2019 г.).

22. Королева О.В. Феномен китайского туриста в России: поиск компромисса // Материалы V Междунар. науч. конф. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. - 2016. - С. 174-179.

23. Почему китайских туристов недолюбливают за рубежом? [Электронный ресурс]. URL: https://chinalogist.ru/book/articles/obzory/ pochemu-kitayskih-turistov-nedolyublivayut-za-rubezhom (дата обращения: 12.01.2019 г.).

МАКАРЬЕВСКИЙ ВАЛ (г. СОЛИГАЛИЧ): ПАМЯТНИК

ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ

А. А. Рыбин

МБУДО города Костромы «Дом детского творчества «Жемчужина», г. Кострома, Россия, е-таИ:гуЬт-апёгеука@Ьк. ги

Аннотация: В статье в качестве объекта экскурсионного показа представленМакарьевский вал - памятник истории средневековой Руси в г. СолигаличеКостромской области.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, учебные экскурсии, Макарьевский вал, Солигалич, Костромская область.

В 2019 г. исполнилось 509 лет со времени сооружения в Соли Галичской (ныне г. Солигалич) на берегу реки Костромы деревянно-земляных укреплений. Они были возведены после присоединения Галичского княжества к великому княжеству Московскому в 1450 г. для защиты так называемой «Галичской украины» от набегов казанских татар и черемисов (предков марийцев), которые грабили и жгли села и города, уводили в плен и продавали в рабство русских людей. В этой обстановке московский князь Василий III (1505-1533) приказал «срубить» (построить) пограничные крепости с насыпными земляными валами-городами в Парфентьеве, Судае, Кологриве и других селениях Галичского уезда [12]. Строили крепость посадские люди в порядке общественной повинности при участии крестьян окрестных деревень [5].

Окружность крепостного вала составляет 405 м, высота первоначально достигала 8 м. С трех сторон крепость окружала специально отведенная протока Костромы глубиной до 4 м, а с за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.