Научная статья на тему 'Образ Индии XIX века в путевых очерках Елены Петровны Блаватской'

Образ Индии XIX века в путевых очерках Елены Петровны Блаватской Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
535
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
травелог / путешествие / Е.П.Блаватская / ку / Travelogue / E. P. Blavatskaya / culture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трошкина М. А.

Изучение путешествий вписывается в проблематику исследования представлений о "Чужой" культуре. Цель работы –изучение представлений Блаватской об Индии. Источником для написания работы стало сочинение Е. П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», которое публиковалось в России с 1879 по 1886 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of travel fits in the perspective of the study of "Alien" culture. The aim of this work is the study of Blavatsky views about India. Source for writing the work was the essay by E. P. Blavatskaya "From the caves and wilds of the Indian subcontinent", which was published in Russia from 1879 to 1886.

Текст научной работы на тему «Образ Индии XIX века в путевых очерках Елены Петровны Блаватской»

В ночь на 18 (29) марта 1736 года в самом центре Симбирска, на его главной площади был выстроен сруб, в котором на следующий день был сожжён отказавшийся принять последнее благословение от священника Яков Яров. Обо всём том Казанская Губернская Канцелярия спешит донести Сенату, что Яров, на допросе указавший, что в своих грехах каялся и святых тайн приобщался, что было опровергнуто свидетелями, до конца своей казни «состоял в такой злости» и был за дела свои богопротивные сожжён на страх другим.

Средневековый по своей сути Указ о волшебниках 1731 г., применение пыток в процессе ведения следствия и вынесение обвинительного приговора по делу, имевшему достаточно «белых пятен» для назначения «досмотра», говорит о ярко выраженном инквизиционном характере судебного процесса в Российском государстве, как, справедливо будет упомянуть, и в ряде таких западноевропейских государствах того времени, как Испания, Португалия, Франция, Италия и т.д. Кроме того, негативное отношение к обвиняемым по подобным делам подогревало само законодательство Российской империи, например, посредством использования специфических терминов, вызывающих негативные ассоциации: идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей.

Список использованных источников:

1. Указ от 25 мая 1731 года «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков» // ПСЗ. Т. VIII. № 5761.

2. Артикул воинский 1716 года // ПСЗ. Т. V. № 3006.

3. Соборное Уложение 1649 года // ПСЗ. Т. I. № 1.

4. Сапожников Д. Симбирский волшебник Яров // Русский архив. Год двадцать четвёртый. 1886. № 3.

ОБРАЗ ИНДИИ XIX ВЕКА В ПУТЕВЫХ ОЧЕРКАХ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ

Трошкина М.А; студентка1 курса Института юстиции ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

Научный руководитель: к.и.н., доцент кафедры истории, социологии политики и сервиса

Моисеева Е. Н.:

Аннотация: Изучение путешествий вписывается в проблематику исследования представлений о "Чужой" культуре. Цель работы -изучение представлений Блаватской об Индии. Источником для написания работы стало сочинение Е. П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», которое публиковалось в России с 1879 по 1886 гг.

Ключевые слова: травелог, путешествие, Е.П.Блаватская, культура.

Keywords: Travelogue, E. P. Blavatskaya , culture.

Summary: The study of travel fits in the perspective of the study of "Alien" culture. The aim of this work is the study of Blavatsky views about India. Source for writing the work was the essay by E. P. Blavatskaya "From the caves and wilds of the Indian subcontinent", which was published in Russia from 1879 to 1886.

Путешествие... Какое место оно занимает в нашей жизни, культуре?

В зависимости от времени путешествие воспринималось по-разному. В начале, оно означало просто возвращение домой после очередного похода. Затем путешествие постепенно превращалось в способ познания мира. В настоящее время путешествие играет важную роль в культурной жизни общества. С его помощью люди могут получить достоверные сведения о жизни, традициях, обычаях, культуре другой, «чужой» страны, а порой и узнать что-то о родной стране.

К сожалению, не всегда есть возможность путешествовать по различным уголкам мира самому. В связи с этим и возникает интерес к такому литературному жанру как травелог или путевые очерки. Подобные произведения позволяют не только узнать о стране в ее сегодняшнем виде, но и заглянуть в ее прошлое. К примеру, можно найти много интересного и познавательного в травелогах русских путешественников и писателей XIX века, которые приподнимают перед нами завесу прошлого и открывают многие тайны культуры других народов, стран.

Именно этим и вызван мой интерес к исследованию путевых очерков о путешествии в Индию Елены Петровны Блаватской, писательницы, основательницы Теософского сообщества.

Цель работы - изучение представлений Блаватской об Индии. Какой предстала Индия перед путешественницей? Ведь это одна из немногих стран, которая всегда привлекала путешественников своими уникальными традициями, уникальной культурой.

Источником для написания работы стало сочинение Е. П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», которое публиковалось в России с 1879 по 1886 гг.

Основная деятельность Е. П. Блаватской проходила в США, Англии, Франции и Индии, где она открыла филиалы Теософского общества и приобрела десятки тысяч последователей.

Труды писательницы, а также ее философские учения уже не раз подвергались исследованию. Каждый исследователь видел в личности Блаватской что-то свое. Кто-то восхищался ее трудами и личностью, а кто-то подвергал ее серьезной критике. Нам интересна Блаватская как путешественница, которая переживала экзотические впечатления и описывала их на страницах своих произведений.

«Уникальность Елены Петровны Блаватской очевидна: женщина, не имевшая образования, вела научные споры (и выигрывала их!) с выдающимися учеными, а в своих книгах ставила и обосновывала проблемы, которые до сих пор не имеют решений». [3]

Из всех стран, где побывала путешественница, «Тибет (где жил ее Учитель) и Индия были для нее самыми притягательными пространствами планеты».[3]

Во время путешествия Блаватской (конкретнее XIX век) русско-индийское культурное взаимодействие развивалось по трем основным направлениям: «научные исследования культуры древней и средневековой Индии, на материале письменных памятников, экспедиции на Индийский субконтинент, освоение индийских религиозно-философских учений римскими мыслителями, литераторами и деятелями теософского движения». [4]

В Индии группа, с которой путешествовала Блаватская занимала три бэнглоу. Они были не просто окружены Индией, а погружены в нее настоящую. Они могли изучать ее нравы, суеверия, обряды, «жить в одном кругу с индусами».

В книге «Из пещер и дебрей Индостана» писательница описывает загадочный, не известный европейскому читателю мир.

«Индия - страна легенд и таинственных уголков. Нет в ней развалины, нет памятника или леска, чтобы не было у него своей истории. А главное, как обыкновенно ни опутана последняя паутиной народной фантазии, все гуще свиваемой с каждым последующим поколением, но трудно, однако, указать хоть на одну такую, которая не была бы основана на каком-нибудь историческом факте»[1] - пишет Блаватская.

Путешественница описывает природу, животный мир, уклад жизни народа. Проникнуть в культуру Индии Блаватской в ее первом путешествии в эту страну помогали учителя-брамины. В своем повествовании Елена Петровна также показывает различия между жизнью и бытом Европы и Индии. Даже самые обычные вещи здесь кажутся совершенно иными. «Все в Индии, в стране слона и ядовитой кобры, тигра и неудачного английского миссионера, все своеобразно, странно; все кидается в глаза чем-то непривычным и неожиданным даже для того, кто побывал в Турции, Египте, Дамаске и Палестине.»[2].

Во время путешествия, писательнице и ее спутникам приходилось менять различные способы передвижения, многие из которых были весьма экзотическими. Так, к примеру, отправиться в храмовые пещеры в Насике, им пришлось на слонах. Приходилось долго ехать в крутую гору, поэтому данный способ передвижения был самым эффективным. «Каждый шаг Пери (слониха) превращал нас в акробатов, заставляя выкидывать самые неожиданные штуки. Шагнет она правой ногой - и мы ныряем вперед; левой - мы как сноп и валимся назад, все время вдобавок перетряхиваемые с одного ее бока на другой. Это ощущение, особенно под палящим солнцем, стало вскоре переходить в лихорадочный бред, оно являлось чем-то средним между морскою болезнью и кошмаром во сне...» - пишет Блаватская.

Помимо экзотических способов передвижения, путешественники сталкивались и с другими неприятностями: голод, жара и жажда. Блаватская подчеркивает, что в то время, как они, «белые», изнывали от жары и «тлели под нестерпимо палящими лучами солнца», «бенгальский бабу, проезжал верхом целые мили под вертикально стреляющим в него солнцем с обнаженною головой!».

Путешествие по Индии - это не только потрясающие воображение виды и загадочные храмы, но и дикие звери, готовящиеся напасть на незваных гостей. Благодаря чуткости и знаниям сопровождающего экспедицию Гулаб Лалл Синга, путникам удавалось избежать встречи с «дикой» Индией. При посещении «мертвого» города Манду им удалось уехать до того, как туда пришли шакалы.

Более всего привлекает внимание религиозность местных жителей. Религия, принадлежность к определенной касте, исполнение предписаний

- неотъемлемые части жизни индусов. Все их существование пронизано верой, покорностью и исполнением законов, данных им богами. «В этой стране не только все крупные эпизоды жизни, все главные выдающиеся черты ее, как-то: зачатие, рождение, переход из одного периода жизни в другой, женитьба, родительское звание, старость и, наконец, смерть, но даже все ежедневные отправления, функции физические и физиологические, как, например, утренние омовения, туалет, еда, со дня рождения до последнего вздоха, - все это должно быть исполнено по установленному браминами шаблону, под опасением отлучения от касты »

- с восхищением повествует писательница.

Читая путевые заметки, можно заметить, что писательница часто изменяла свой маршрут. Ей нравилось бывать там, где пещеры были глубокими, длинными и разветвленными, а путь по ним был очень трудным.

Путешествие продлилось не три недели, как планировалось, а целых семь и в 1857 году Блаватская, по указанию Учителя, покидает Индию, в которой назревает восстание сипаев.

Таким образом, книга Елены Петровны Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» - «это первая информационно насыщенная картина Индии, ее истории, быта, религии». Изучение «старых» текстов, таких как травелог Блаватской, помогает окунуться в ушедшую эпоху и познать ее во всем многообразии.

Список использованных источников:

1. Блаватская Е.П Из пещер и дебрей Индостана // [Электронный ресурс]URL:http://www.magister.msk.ru/library/blavatsk/india/blavinds.htm/ Дата обращения: 20.03.17 г. в 14:00

2. Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. Киев, МП Муза,1991

3. Емельянов Б.В Индия для Елены Блаватской: зов судьбы // V Международная научно-практическая конференция «Дискурсология:

методология, теория, практика», 2010 // Конференция «Дискурс травелога: индийская нота в межкультурной коммуникации», 2010

4. Корюкаева М.А Основные направления в развитии русско-индийских культурных связей во второй половине XIX- начале ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007, № 32, том 11

АНАЛИЗ ЯПОНО-КИТАЙСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Федоренко Д.В.,

студент 2 курса факультета востоковедения и африканистики, Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток.

Научный руководитель: Владимирова Д.А., к.и.н., профессор кафедры китаеведения, Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток.

Аннотация: Автор рассматривает современное противостояние двух лидеров в регионе - Северо-восточная Азия, зависимость обеих стран друг от друга, причины их разногласий, а также попытки примирения Японии и Китая.

Ключевые слова: Япония и Китай, Сенкаку, Дяоюйдао, Азиатско-тихоокеанский регион, Северо-Восточная Азия.

Summary: The author considers current confrontation between two leaders of Northeast Asia, dependence of both sides, reasons for disputes and attempts at reconciliation between Japan and China.

Keywords: Japan and China, Senkaku, Diaoyu, Asia Pacific region, Northeast Asia.

Китай и Япония - вечные соперники за лидерство в регионе СВА. Именно соперничество является мощным стимулом к развитию двустороннего сотрудничества. Однако отношения между Японией и Китаем никогда не отличались стабильностью и сбалансированностью: «в экономике - горячо, в политике - холодно» (Й^^Ш (Сэйрэй кэйнэцу -яп. название), (Чжэнлэн цзинжэ - кит. название)). В апреле 2007

г. Токио с официальным визитом посетил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Он провел переговоры с премьер-министром С. Абэ, был принят императором Акихито, выступил с речью перед депутатами парламента. В местной прессе визит был оценен как «растопивший лед» в двусторонних отношениях. В Совместном японо-китайском заявлении были уточнены соглашения 2006 года, а также раскрывалось содержание нового важного понятия - «стратегические взаимовыгодные отношения» [1].

Несмотря на остающиеся разногласия между двумя странами, которые лежат в области исторического наследия, обе страны предпринимают усилия для активизации межкультурного диалога. Профессор Китайского института морских исследований Голдштейн называет противостояние Японии и Китая в Восточно-Китайском море

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.