Научная статья на тему 'Образ гирлянды в мозаиках Неаполя и Равенны IV-VI веков'

Образ гирлянды в мозаиках Неаполя и Равенны IV-VI веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
324
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ гирлянды в мозаиках Неаполя и Равенны IV-VI веков»

Ю. Н. Звездина

Образ гирлянды в мозаиках Неаполя и Равенны

1У-У1 веков

Гирлянда - удивительно красивый мотив, который, подобно музыкальному сопровождению, создает особую сферу пребывания изобразительной композиции. Это и один из древнейших элементов в искусстве. Прослеживая его в памятниках разных эпох, нетрудно убедиться в том, что функция гирлянды - отнюдь не только декоративная. Многие произведения изобразительного и прикладного искусства представляют гирлянду как элемент, наделенный определенным смыслом или, по крайней мере, отзвуками смысла, акцентированного в центральной композиции. Попытки исследовать мотив гирлянды влекут за собой изучение большого объема материала, относящегося как к разным видам искусства, так и к разным эпохам. Вместе с тем, этот мотив образует некую линию-связку, на которую как бы нанизаны сохраняющиеся веками грани общего смысла. Он и сохраняется, и претерпевает изменения, обусловленные особенностями каждого периода.

Мозаики раннехристианского периода донесли до наших дней прекрасные гирлянды316, в них сочетается виртуозное мастерство античности с христианским смыслом предметов. Это образы сияющих цветов и плодов, густо-зеленой листвы, составляющие звенья вокруг изобразительного пространства, наделенного новым священным содержанием. В середине IV в. были созданы мозаики баптистерия в Неаполе. Это наиболее ранний памятник с мозаичными гирляндами, к которому мы обратимся.

В пространстве неаполитанского баптистерия гирляндам отведена особенно яркая роль. Пребывающего под куполом подобно огромному золотому венцу с драгоценными камнями осеняет широкое золотофонное кольцо317 с образами плодов и птиц вокруг вознесенного в звездное небо

316 Отдельные сведения о мозаичных гирляндах на примере римских памятников см.: Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom vom dritten bis zum vierzehnten Jahrhundert. Leipzig, 1967. Автор отмечает, что гирлянда выступает символом полноты райской жизни.

317 Этот мотив в убранстве купола неаполитанского баптистерия не может быть назван гирляндой. Он представляет не характерные для последней декоративные связки, или звенья, а является самостоятельным изобразительным пространством со своими темами и сюжетами - например, такими, как феникс и склоненные к нему пальмы. Однако он очень близок гирлянде, в том числе и по некоторым композиционным особенностям, поэтому рассматривается параллельно с образами гирлянд.

креста318 со знаками «начала и конца» - альфой и омегой. К этому кольцу, как лучи, протянуты восемь вертикальных гирлянд с разнообразными плодами и птицами. Полностью сохранилась лишь одна из них. Больше всего она похожа на мощный вектор из плодов, цветов, листвы и птиц, который вздымается ввысь, как яркий поток, восходящий из большого вазона, помещенного в основании купола. Эта композиционная особенность гирлянды, исходящей из вазона, восходит к античности и сохраняется очень долго, и в средневековых мозаиках, и в ренессансном искусстве, в том числе в широко распространившейся майолике, украшенной пластичными звеньями цветов и плодов, создававшейся в ХУ-ХУ1 вв. мастерскими Луки и Андреа делла Роббиа и их последователями.

В мозаиках наполитанского баптистерия многоцветье полновесных плодов и населяющих гирлянды и окружающее их пространство птиц свидетельствуют как о сохранении лучших изобразительных традиций античности, переведенных в сферу христианского памятника, так и о представленном здесь райском саде, во всей его красоте. Мастера, создавшие эти мозаики, сохраняли лучшие навыки античной декоративной композиции и натюрморта, очень популярного в позднюю римскую эпоху. Ритм стройных складок тяжелых занавесей в куполе баптистерия создает особое пространство, как бы стянутое к сияющему кольцу над ними, а широкая золотая кайма занавесей подчеркивает восьмикратно воспроизведенный мотив - две птицы по сторонам вазы с плодами. Прекрасно сохранилось изображение стеклянной вазы, сквозь прозрачные стенки которой просвечивают красно-желтые плоды. Но с особой убедительностью звучит не декоративный, а смысловой акцент. Он поставлен на теме воскресения - это традиционный мотив с клюющей плоды пти-

«319

цей , напоминающий также о евхаристии, и - в первую очередь - отмеченный ярким нимбом феникс, символизирующий воскресшего Христа. Изображение феникса320 с нимбом, традиционное для периода раннего христианства и часто встречающееся в раннем средневековье, в неаполитанском баптистерии включено в широкое кольцо золотого венца, окружающего зенит купола. В этом кольце, представляющем сферу райского сада, феникс возвышается надо всем - он представлен на горке. Ему поклоняются птицы, к нему склонены две финиковые пальмы.

Огромный венец в куполе как образ райского сада заключает в себе не только образы прекрасных плодов и птиц, но и божественную веч-

318 Здесь это ранняя форма, объединяющая крест с элементами монограммы Христа.

319 Птица с древнейших времен символизирует душу. Птица, склевывающая плод, может указывать на таинство евхаристии и означать душу спасенную.

320 Древний, широко распространенный символ воскресения и бессмертия. См., например: Фергюсон Дж. Христианский символизм. М., 1998. С. 27.

ность. Быстротекущему земному времени здесь нет места - его отменяет уже сама тема круга, традиционного знака бесконечности. Это сияющая райская сфера, вместе с образом феникса-Искупителя звучащая как сфера возвращенного рая. Победа и слава обозначены венцом в божественной деснице, изображенной над крестом в зените купола. Помимо прославления Спасителя, в пространстве баптистерия безусловно присутствует видение достижимого небесного блаженства - эту роль исполняет золотофонное кольцо, населенное прекрасными птицами, наполненное деревьями и плодами.

В широком золотом кольце вокруг образа звездного неба помещены вазы и корзины, в которых мы без труда различим плоды, особо значимые в системе христианской символики. Это виноград, гранаты и смоквы. Здесь, в сфере райского сада, приносят обильный урожай финиковые пальмы и кустятся пышные колосья. Вертикальные, устремленные к центру свода гирлянды, к сожалению, сохранились намного хуже. Однако и в них хорошо различаются цветы и плоды, в первую очередь также виноград, гранаты и смоквы. Эти гирлянды торжественно перевиты лентами, на плодах и лентах сидят многочисленные птицы. В сплетениях гирлянд можно различить красные и красно-белые цветы, белые лилии. Хорошо сохранился цветок крестовидной формы321, вознесенный к самому золотому венцу, в сфере которого пребывает феникс.

Раннехристианское искусство основано на выразительности и особой значимости символа. Символические образы могут являться как в условных, непрофессиональных обозначениях, рисунках или граффити, так и в произведениях высочайшего уровня, сохраняя аналогичный смысл. Наиболее актуальной представляется насыщенность необходимого смысла, отражающего тему воскресения и восхождения к божественной вечности. Гирлянды, подобно мощным векторам, возводящие взгляд к горнему миру и приводящие к образу райского сада с пребывающим в нем фениксом-Христом, являются ярким воплощением этой темы, образом самого восхождения, соединительными звеньями. Изображения гирлянд протянуты ввысь, словно связывая мир земной и небесный через некое промежуточное пространство перехода. Радующая красота ярких гирлянд становится выражением веры в достижимость божественной райской сферы.

Детали гирлянд - плоды и цветы, а также немеркнущая зеленая листва, - в традиционной символике имеют свое значение, восходящее к древнейшим образам и приобретшее особые оттенки в христианскую эпоху. Каждому из представленных в гирляндах неаполитанского бапти-

321 Очевидно, это лилия, в христианскую эпоху символизирующая Марию, чистоту Марии, Христа в земной жизни и Его победу над смертью, а также в параллели с текстом Песни Песней - Небесного жениха души.

стерия плодов можно посвятить отдельное исследование, прослеживая грани его смысла от древневосточных и античных традиций до Нового времени. Мы перечислим лишь наиболее общие значения, распространившиеся в христианской культуре и отразившиеся в церковных памятниках, начиная с раннехристианского периода. Виноград - символ Христа ( «Я есмь истинная виноградная лоза...» - Ин. 15, 1) и Церкви322, знак присутствия живого Бога, символ Евхаристии. Гранат - символ воскресения и надежды на бессмертие, знак Церкви и христианских мучеников, напоминание о Страстях Христовых323. Смоквы могли обозначать девственность и сладостность Марии, «смоковницы плодоносящей», а также Бога Отца, Святого Духа и его плоды324.

Таким образом, гирлянды, возводящие к райской сфере, представляют не только прекрасные цветы и плоды, но и соответствующее смысловое содержание. Символическое значение плодов в гирлянде для нас не представляет сомнения. Раннехристианское искусство обращалось в первую очередь к символу, который служил выражением неизобразимой категории или понятия. В ряде случаев эта насыщенность символа совпадает с виртуозным изображением предмета. Так, сравним образы птиц по сторонам вазы в мозаиках неаполитанского баптистерия и фреске в римских катакомбах Святого Себастьяна, в мавзолее Марка Клодия Гер-меса325. На фреске прозрачная стеклянная ваза, наполненная плодами, и птица, которая тянется к красной виноградине, представлены в лучших традициях позднеантичного натюрморта. То же впечатление свойственно аналогичным деталям ярких мозаик неаполитанского баптистерия. Смысловое значение, очевидно, то же - надежда на воскресение и спасение кровью Христовой.

Такая деталь, как птицы на гирляндах, уводит к памятникам античного мира, где этот сюжет нередко украшает ритуальные памятники, и обладает близким смыслом: надежда души на новую жизнь. В поздней античности мастера могли уделять немало внимания теме разнообразных плодов, составляющих гирлянду и объединенных с темой Древа жизни. Возможно, лучше всего об этом свидетельствует так называемая

322 Фергюсон Дж. Христианский символизм. С. 29.

323 Там же. С. 30; Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта: к проблеме прочтения символа. М., 1997. С. 56-57. Здесь также о символике плодов в живописи XVI-XVII вв. См. также: Звездина Ю. Н. Растительный декор поздних русских иконостасов: о западных источниках символики // Иконостас. Происхождение-Развитие-Символика / ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 656-658.

324 Behling L. Die Pflanzenwelt der mittelalterlichen Kathedralen. Köln; Graz, 1964. S. 63; ForstnerD. Die Welt der Symbole. Insbruck; Wien; München, 1961. S. 216.

325 Mancinelli F. Römische Katakomben und Uhrchristentum. Firenze, 2004. P. 20, Abb. 39.

204

«Голубая ваза» из Помпей, хранящаяся ныне в Национальном музее в Неаполе. Гирлянды возносятся над собирающими плоды и музицирующими амурами. Изысканный рельеф, украшающий вазу, зачаровывает зрителя изгибами виноградных лоз, резными, пластично разработанными листьями, гроздьями и завитками. Эти мотивы образуют особый ритм и активно участвуют в построении общей композиции, декоративной, фантастически красивой и реалистичной одновременно. Мощные виноградные лозы с гроздьями несут большие гирлянды из разнообразных плодов, где хорошо различимы желуди, пиниевые шишки, смоквы, гранатовые яблоки. С такой же отчетливостью плоды изображались в античном натюрморте. В рельефах на вазе отчетливо обозначена тема Древа жизни: виноградные лозы окружают большой маскарон и вырастают из него. Так в ритуальном сосуде выражена тема победы над смертью и процветания в новой жизни. Упругие лозы вздымаются вверх, образуя характерные спиралевидные завитки, которые словно увенчаны сидящей на них птицей.

Мотив Древа жизни с упруго изогнутыми ветвями-лозами и птицами на них плавно перешел из античности в христианскую эпоху. Он присутствует в баптистерии Неона в Равенне, позднее получившего название Православного баптистерия. Этот памятник был выстроен и украшен мозаиками и рельефами в V в. Подпружные арки обоих ярусов здесь несут мозаичные гирлянды из лавровых ветвей. Полуциркульное пространство под арками верхнего яруса занимают стукковые рельефы: изображение вьющейся виноградной лозы и акантового стебля, прорастающих из вазонов. На двух лозах помещены павлины, повернутые к центру, отмеченному изображением креста. Завитки виноградной лозы и особенности фигур павлинов сохраняют в себе античные традиции, знакомые нам по изображениям на «Голубой вазе» из Помпей, но некоторая мистическая напряженность, усиление статичности, свойственные образам V-VI столетий, указывает на их принадлежность новой эпохе.

Мотив акантового стебля повторяется в баптистерии Православных неоднократно - с рельефами верхнего яруса перекликается мозаика над аркадой нижнего яруса, где золотые акантовые стебли словно вырастают из-под фигур пророков, помещенных на сияющий золотой фон. Стилизованный растительный мотив под фигурами пророков напоминает о традиционных вазах, из которых прорастают стебли или вздымаются гирлянды, как в неаполитанском баптистерии, рассмотренном выше.

Ярко-зеленые гирлянды из плотной листвы использованы не только в арках, особенно примечательны гирлянды в купольном убранстве. Здесь они - не декоративный, а изобразительный мотив, часть малых пейзажей, имитирующих пространственные ячейки по сторонам престолов в нишах, увенчанных большими раковинами. Каждая гирлянда за-

ключает внутри небольшое деревце. Этот мотив выражает тему прославления и вечно зеленеющего древа в Небесном саду.

Сохранение традиций изображения полновесной яркой плодовой гирлянды позволяет проследить Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне -более ранний памятник У в. (построен в 425-430 гг.). Здесь мотив гирлянды использован в синтезе с организацией пространственных ячеек и общей композиционной схемой убранства. Все это определено планом здания, имеющим в основе равноконечный крест. Своды в рукавах креста украшены орнаментом, представляющим стилизованные цветы и звезды по темно-синему фону. Это подготавливает к переходу в подку-польное пространство, раскрывающееся над головой входящего высоким сводом небес, усеянным золотыми звездами, с сияющим знаком четырехконечного креста в центре свода и символами евангелистов в четырех углах. Здесь присутствуют элементы торжественного убранства, знаки высшей славы - вьющаяся лента, крупные стилизованные раковины с жемчужными подвесками над фигурами апостолов в люнетах. Ниже, над рукавами креста, использован повторяющийся мотив золотой виноградной лозы с гроздьями, отразившей образ мистической лозы в сочетании с темой Древа жизни. Вместе с образом виноградной лозы в убранстве Мавзолея присутствует и роскошная плодовая гирлянда, помещенная в рукаве креста над входом, увенчанным люнетом с образом Доброго Пастыря. Сочетание архитектурных элементов с системой внутреннего убранства создает общую сферу художественного выражения темы перехода в Небесное царство, в которой декоративные элементы, насыщенные христианской символикой, играют большую роль. Плотные широкие звенья гирлянды восходят из крупных вазонов к синему медальону с золотым крестом посредине. Это удивительный натюрморт, в котором смальта передает не только объем и цвет разнообразных фруктов - яблок, винограда, гранатов и смокв - но и плотность, фактуру. Листва соответствует плодам, она изображена густой, насыщенной. Особенно чарующее впечатление производят крупные резные листья винограда, красные ягоды в его гроздьях представлены полупрозрачными, мерцающими от заливающего их света. Гирлянда, сохранившая лучшие традиции античного искусства, в новую эпоху является образом Небесного сада и несет его плоды. Кроме того, она выражает тему вечного прославления, смыкаясь звеньями по сторонам креста.

Мозаики VI в., украсившие базилику Сант Аполлинаре в Равенне, предлагают обратить внимание на две особенности, связанные с темой гирлянды и составляющих ее звеньев. Первый ряд образов - это кустики красных и белых цветов, среди которых угадываются лилии и четырех-лепестковые цветы, напоминающие о знаке креста. Они помещены по сторонам престола Богоматери с Младенцем наподобие драгоценного яркого фриза. Их нетрудно представить как яркое общее славословие,

или как звенья цветочной гирлянды, устилающей землю возле престола. Кроме того, они, очевидно, сохраняют смысловое содержание - для сравнения вспомним крестовидный цветок в гирлянде неаполитанского баптистерия, изображенный в верхней зоне гирлянды, возле образа райского сада с воскресшим фениксом. Эти цветочные мотивы сохранятся в средневековых мозаиках многих столетий, подобные детали встречаются в мозаичных гирляндах римских базилик Х11-Х111 столетий. Второе -это мозаичное изображение дворца Теодориха, с протянутыми по фасаду звеньями зеленых гирлянд, а также с пославительными гирляндами и венцами, подвешенными к аркам портика. Здесь изображены густые связки свежих зеленых листьев лавра, осеняющие входы, отразившие традиции древнего убранства дворцовых и храмовых порталов. Это знаки торжественного прославления, сохраняющиеся в убранстве архитектурных сооружений также на протяжении многих столетий, притом подобные элементы могли воспроизводиться с помощью разных видов искусства - живописи и скульптуры.

Свод пресбитерия церкви Сан Витале в Равенне сохранил мозаичное убранство VI в., в образном строе которого с поклонением Агнцу активно сочетается тема гирлянды и Древа жизни. В изображении плодов и цветов в гирляндах усиливается стилизация, безусловно, с традиционно сохраняющейся темой плодов Небесного сада, вознесенных в свод и окружающих зенит купола - образ Агнца с золотым нимбом на фоне синего неба, усеянного звездами. Четыре вертикальные звена протянуты к зениту свода. В них присутствуют белые лилии, красные крестовидные цветы, яблоки, смоквы, гранаты; среди густой зеленой листвы - разнообразные птицы. Вместо вазонов в основаниях гирлянд изображены павлины на декоративных элементах, напоминающих укороченные стилизованные канделябры. Павлины присутствуют и в завитках аканта в своде пресбитерия. В этих мозаиках отчетливо звучит тема радужного многоцветья гирлянд, сочетающихся с образом Древа жизни, завитки которого заполнены птицами и животными, часто встречающимися в христианской символике. Так, павлины могут выступать яркими символами бессмертия326. При взгляде на свод снизу вертикальные звенья гирлянд вместе с плодовой гирляндой, окружающей зенит, образуют знак равноконечного креста с центральным медальоном, в котором находится Агнец.

Следует добавить, что мотив Древа жизни разработан в мозаиках Сан Витале очень активно и динамично, не только в сочетании с гирляндами, но и в гармоничном созвучии с пространством и архитектурными членениями храма. В это созвучие включены также растительные моти-

326 Bustaccini G. Ravenna. Seine Mosaiken, seine Denkmäler, seine Umgebung. Ravenna, [s. a.]. S 31.

вы в стукковых рельефах капителей, стилизованные ленты орнамента в обрамлении композиций. Образ Древа, с рисунком прекрасных вьющихся стеблей, присутствует также в напольных мозаиках церкви Сан Вита-ле. Это завитки лозы, прорастающей из вазона, со стилизованными гроздьями и птицами.

Традиционное символическое указание на причастие, спасение души и воскресение неоднократно выражено фигурками птиц по сторонам вазона или корзины с плодами. Пространство пресбитерия, возносящееся ввысь сквозь многочисленные арочные дуги, подобные ступеням восхождения в небесные сферы, вместе с образами птиц и крылатых ангелов создает впечатление священных сфер, открывающихся для спасенных душ. Звенья и кольцо центральной гирлянды, как и в куполе неаполитанского баптистерия, обозначают стремление к центру восхождения. В неаполитанском баптистерии это был знак креста, в церкви Сан Вита-ле - Агнец в зените звездного неба.

Образ гирлянды в мозаиках пресбитерия церкви Сан Витале демон-стирирует дальнейшее развитие этого мотива, декоративного и мистически насыщенного вместе. Если более ранние гирлянды - в неаполитанском баптистерии, а затем в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне - отражают стремление мастеров передать и священный смысл, и природную красоту плодов, цветов и листвы, то в гирляндах церкви Сан Витале акцент на мистической насыщенности проставляется намного отчетливее, на смену реалистично трактованным деталям приходит стилизация. Сочетание звеньев вертикально устремленных к зениту купола гирлянд с широким кольцом венца из прекрасных плодов, окружающих Агнца, образует динамичные линии, ярко и мощно обозначающие буквально отмеченный во взлете этих линий венец восхождения, окружающий Агнца.

Гирлянды, украшающие христианские памятники 1У-У1 вв., активно используются в общей системе убранства, они выполняют многие функции. Одна из них, безусловно, декоративная. Однако она неразрывно связана с другими - это смысловое содержание изображенных в гирлянде деталей и возможность с помощью определенным образом протянутых звеньев создать особые сферы, в которых пространство и декор синтезированы в необходимом единстве. Гирлянда участвует в формировании священного пространства храма, мавзолея и баптистерия, и отражая тему райского сада, и обозначая вектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.