ОБРАЗ ГЕРОЯ И СТРУКТУРА ГЕРОИЧЕСКОГО МИФА В РАБОТЕ КЭМПБЕЛЛА «ТЫСЯЧЕЛИКИЙ ГЕРОЙ»
УДК 140
Зеницин Алексей Владимирович
Российский государственный гуманитарный
университет, студент, [email protected]
Научный руководитель: Федоров Вячеслав Олегович
кандидат социологических наук Профессор Российского государственного гуманитарного
университета [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу книги американского ученого Джозефа Кэмпбелла «Ты-сячеликий герой». Особое внимание в работе уделено таким ключевым компонентам книги, как образ героя и структура героического мифа. Также рассмотрены три фазы всех мифов, а также их корреляция с психологическими учениями Фрейда и Юнга. вне мирового контекста, так как она является неотъемлемой частью мировой культуры.
Ключевые слова: героический миф, Кэмпбелл, Тысячеликий герой, мифология, космогония.
THE IMAGE OF THE HERO AND THE STRUCTURE OF THE HEROIC MYTH IN CAMPBELL'S WORK «HERO WITH A THOUSAND FACES»
Zenitsin Alexey Vladimirovich
Russian State University for the Humanities,
student [email protected]
Scientific adviser: Fedorov Vyacheslav Olegovich
candidate of sociological sciences Professor of the Russian State University for the Humanities,
Absctract
The article is devoted to the analysis of the book of the American scientist Joseph Campbell «The Hero with a Thousand Faces». Particular attention is paid to such key components of the book as the image of the hero and the structure of the heroic myth. Three phases of all myths are also considered, as well as their correlation with the psychological teachings of Freud and Jung. outside the global context, as it is an integral part of world culture.
Keywords: heroic myth, Campbell, Hero with a thousand faces, mythology, cosmogony.
Интерес к мифологии на протяжении многих столетий не только не угасает, но и постоянно растет. Мифы «цепляют» своей загадочностью, таинственностью и философичностью - человек читает старую-престарую сказку, а после прочтения неожиданно для себя задумывается над высокими темами [3, с. 1076].
Мифологии посвящено немало литературы - начиная от их происхождения и кончая семиотическими анализами. Однако отдельно ото всех подобных работ стоит книга американского ученого Джозефа Кэмпбелла «Тесячеликий герой», написанная в 1949 году. Изданная почти 70 лет назад, книга приобрела сумасшедшую популярность лишь недавно - создатель культовой киносаги «Звездные войны» Джордж Лукас объявил, что именно труды Кэмпбелла вдохновили его на создания сценария для великой трилогии [1, с. 90].
Кратко говоря, книга Кэмпбелла посвящена психологической стороне героических мифов всех времен (практически) и народов. Кэмпбелл с завидным мастерством сумел соединить несоединимое -поэтическое и научное. При прочтении работы Кэмпбелла знакомые нам сказки и мифы внезапно и совершенно неожиданно приобретают новое обличие - мы как будто выходим из платоновской пещеры и понимаем, что за простыми сюжетами сказок кроется глубокий смысл (как философский, так и психологический).
Кэмпбелл в своей книге рассматривает наиболее популярный сказочный сюжет -герой рождается чудесным способом, совершает богатырские подвиги, женится на красавице, становится мудрым правителем и погибает при таинственных
обстоятельствах. Такие герои встречаются в фольклоре многих народов (Моисей у евреев, король Артур у кельтов, Тесей и Геракл у греков, а наш народ так вообще славится своим обилием могучих богатырей).
На вопрос, почему же так популярен именно такой сюжет среди народного фольклора всего мира, Кэмпбелл отвечает - все дело в символизме сказки. Дело в том, что фундаментом для этого сюжета служат два важнейших для человеческой истории (как коллективной, так и индивидуальной) события - сотворение мира и становление личности, или, пользуясь вокабу-ляром Кэмпбелла, - космогонический миф и ритуал инициации [2, с. 120].
Инициация отображается в мифе через аллегорию с рождением и странствиями героя, а созидание Космоса - через подвиги, свершения и смерть. Стоит заметить, что Кэмпбелл (приводя в пример миф о Кришне и Будде) говорит о том, что и инициация, и космогония в какой-то мере едины, а инициация довольно часто имеет очертания космогонического акта. В целом, Кэмпбелл не стал первопроходцем в разработке некой схемы всех мифов о героях, состоящие из трех фаз. Новаторство американца состоит в том, что он одним из первых связал эту самую схему с психологическими учениями Фрейда и Юнга, или, иными словами, стал создателем новой теории мифа - психоаналитической [3, с. 1080].
Фаза 1 - отчуждение (уединение)
Герой покидает родной дом и начинает свой трудный путь до границы с неизведанным - привычное становится странным, жизнь приобретает новые смыслы. К примеру, Прометей восходит на небеса.
В самом начале герою дают понять (обычно предвестник), что ему пора отправляться в путешествие. Таким «куратором» может стать как человек, так и животное, или же вообще неведомый глас. Эти «кураторы» могут звать и к жизни, и к смерти, и к битве. Но все эти предлагаемые маршруты для путешествий объединяет одно - все они направлены на преодоление внутренних подсознательных страхов героя. Герой может как согласиться на путешествие, так и отказаться от него. Если герой пошел по второму варианту, то героическое приключение не только отменяется, но и превращается в его противоположность - жизнь героя становится бессмысленной, лишенной радости. И все это потому, что человек не сможет быть счастлив, если не позволил себе начать войну со своими страхами и не преодолел внутренний кризис.
Если герой все же выбирает первый вариант, то ему становится необходим защитник. Чаще это либо древняя старуха, либо не менее древний старик. Реже это могут быть боги, животные, духи и другие. И также защитником может выступить и предвестник, который зародил в герое идею о путешествии. Функция защитника в снабжении героя советами, амулетами, инструментами и прочей полезной атрибутикой для его героического путешествия.
Иногда защитники не могут позволить себе отпустить своего неопытного подопечного одноговдорогу,иидут вместе сним [1,с. 90]. В психологии существует понятие «порог» —это некая граница, которая невозвратно разделяет жизнь человека на «до» и «после».
Переход за этот порог всегда значит выход из зоны комфорта и именно поэтому требует высокой степени решимости. В сказках и мифах такой порог всегда материален - это закрытые врата, пещера, пасть и т.д. Причем этот порог должен обязательно вызывать у героя чувство опасности и неизвестности. Как и положено, эту границу охраняют, и охраняют ее неведомые существа, больше похожие на монстров. Это аллегория - на самом деле этими существами являются те самые страхи, с которыми и должен сразиться герой.
Фаза 2 - инициация
Эта часть пути - самая яркая и значимая. Именно на этом отрезке герой совершает свои героические подвиги, выполняет самые изощренные поручения и спорит с самими богами. С психологической точки зрения именно здесь герой встречается с самыми опасными для его разума страхами. Иными словами, переступив за границу своего комфорта и неизвестного, человек развередил осиное гнездо: выхода два - испугаться, сдаться и быть побежденным, или же бороться, несмотря на огромный страх, и выйти победителем. То есть фундаментов для этого этапа являются испытания. И вот именно в этих испытаниях и пригождается герою та атрибутика, данная их защитником.
Кэмпбелл даже выделил несколько видов испытаний, например, женщина-искусительница (испытания с тайными желаниями, чаще всего связанные с сексом и женщинами), отец-соперник (преодоление эдипова комплекса), богиня (завершает комплекс испытания и проверяет героя на способность любить).
Завершающий этап инициации - получение желаемого. Это может быть примирение с отцом, заключение брак, религиозное просветление, магический предмет или же вовсе признание героя божеством. Но суть остается неизменной - любой герой, преодолевший все препятствия, должен получить свое заслуженное вознаграждение.
Фаза 3 - возвращение
По мнению Кэмпбелла, герой, даже после триумфа над испытаниями, всегда будет стремиться продолжить путь. Основная причина такого возвращения - необходимость вернуться и принести то благо, за которым, собственно, он и отправлялся в это путешествие. С точки зрения мифа этот этап важен - герой должен возвратиться к границе мира обычного и мира таинственного, что, как правило, сопровождается несогласием богов, стихий и другими сложностями). С точки зрения психологии этот этап также важен, так как человек рано или поздно все равно должен прекратить свои геройства и вернуться к обычной жизни, но уже с прокаченным background'ом.
Кэмпбелл выявил основные варианты трудностей, с которыми может столкнуться герой при возвращении:
1. Соблазн остаться в мире волшебном, если он сулит герою более привлекательные блага, чем в прошлой жизни.
2. Несогласие высших сил на возвращение героя и их преследование (иногда это преследование доходит до комичной погони).
3. Герою не переступить за порог без помощи покровителей, покинувших его на финальных этапах испытаний.
4. В обысчной жизни герою затруднительно сохранить или использовать благо, полученное в путешествии [1, с. 91].
Подводя итог написанному, стоит, пожалуй, оценить труд Кэмпбелла с точки зрения его КПД. Говоря откровенно, «Тысячеликий герой» не слишком уж выделяется среди огромного количества работ по мифологии, однако в психологическом ключе мифы рассматривать начал именно Кэмпбелл. Поэтому в теоретическом плане книга полезна.
Что касается ее практического применения, то книга на сто процентов должна находится в списке «Must-read Books» у любого уважающего себя сценариста или же создателя видеоигр. Киносага «Звездные войны» действительно построена по схеме, описанной в «Тысячеликом герое», и этим самым героем является Люк Скайуокер.
Список использованных источников:
1. Габбасова Д.А., Чудинова Н.А. Феминизация архетипа «героя» в современной культуре // СГН. 2017. №1. С. 89-96.
2. Жилина В. А. Мифология и идеология // Актуальные вопросы современной науки. 2009. №8. С. 119-124.
3. Седых О.М. Джозеф Кэмпбелл и зигзаги неомифологизма: от феномена «Звездных войн» к алгоритмам сторителлинга // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2019. №6. С. 1076-1085.
© Зеницин А.В., 2022