Научная статья на тему 'Образ гениальной личности Винсента Ван Гога в представлениях россиян: сравнительный анализ в разных социальных группах'

Образ гениальной личности Винсента Ван Гога в представлениях россиян: сравнительный анализ в разных социальных группах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2264
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНИАЛЬНОСТЬ / GENIUS / ГЕНИЙ / ГЕНИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / REPRESENTATIONS / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / SOCIAL GROUPS / ВИНСЕНТ ВАН ГОГ / VINCENT VAN GOGH / МЕТОД ПСИХОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ / HISTORIC-AND-PSYCHOLOGICAL RECONSTRUCTION / GENIUS PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дробышева М. М.

Статья посвящена проблеме изучения гениальной личности художника в обыденном сознании наших современников. Образ гения в представлениях респондентов отличается оригинальностью, гиперчувствительностью, неповторимостью идей, неуравновешенностью характера, сложностью взаимоотношений с окружающими людьми и с обществом в целом. Обнаружены различия в образах гениальной личности В. Ван Гога в представлениях молодежи и работающих взрослых. Для молодых важным является наличие у гения внутренней свободы, его внутриличностная конфликтность, высокая требовательность к результатам труда, для работающих взрослых его активность, новизна, оригинальность идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF GENIUS OF VINCENT VAN GOGH IN REPRESENTATIONS OF RUSSIANS: DIFFERENCES IN SOCIAL GROUPS

The article is dedicated to the problem of studying of artist's personality in everyday consciousness of Russians. Originality, hypersensitivity, innovations, uneven temper and problems in relationships with society are components of the image of genius person in representation of Russians. Differences in representations of the image of genius of Vincent Van Gogh of youth group and group of working adults were found. Young people marks out «inner freedom», «intrapersonal conflict» and «high exactingness» for oneself like a significant peculiarity of genius, whereas for working adults «activity», «novelty» and «originality» of ideas of genius were more important.

Текст научной работы на тему «Образ гениальной личности Винсента Ван Гога в представлениях россиян: сравнительный анализ в разных социальных группах»

УДК 159.9.

М.М. Дробышева

соискатель, лаборатория исторической психологии, ФГБУН «Институт психологии РАН»

ОБРАЗ ГЕНИАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЯН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения гениальной личности художника в обыденном сознании наших современников. Образ гения в представлениях респондентов отличается оригинальностью, гиперчувствительностью, неповторимостью идей, неуравновешенностью характера, сложностью взаимоотношений с окружающими людьми и с обществом в целом. Обнаружены различия в образах гениальной личности В. Ван Гога в представлениях молодежи и работающих взрослых. Для молодых важным является наличие у гения внутренней свободы, его внутриличностная конфликтность, высокая требовательность к результатам труда, для работающих взрослых - его активность, новизна, оригинальность идей.

Ключевые слова: гениальность, гений, гениальная личность, представления, социальные группы, Винсент Ван Гог, метод психолого-исторической реконструкции.

M.M. Drobysheva, Federal State-financed Establishment of Sciences, Institute of Psychology RAS

THE IMAGE OF GENIUS OF VINCENT VAN GOGH IN REPRESENTATIONS OF RUSSIANS: DIFFERENCES IN SOCIAL GROUPS

Abstract. The article is dedicated to the problem of studying of artist's personality in everyday consciousness of Russians. Originality, hypersensitivity, innovations, uneven temper and problems in relationships with society are components of the image of genius person in representation of Russians. Differences in representations of the image of genius of Vincent Van Gogh of youth group and group of working adults were found. Young people marks out «inner freedom», «intrapersonal conflict» and «high exactingness» for oneself like a significant peculiarity of genius, whereas for working adults «activity», «novelty» and «originality» of ideas of genius were more important.

Keywords: genius, genius person, representations, social groups, Vincent Van Gogh, historic-and-psychological reconstruction.

История общественного развития включает множество примеров, подтверждающих пристальное внимание социального окружения к гениальным людям. Их наделяли демоническими качествами, считали посланниками бога, связывали особые способности с болезнью и безумием, или с силой воли, благодаря которой можно обрести гениальность. В обыденном сознании образ гения мало напоминает обычного человека. Между тем в работе «Воплощение духовности в личности и творчестве Ф.М. Достоевского» приводится мысль С.Л. Франка о том, что «гений-такой же человек, как и каждый из нас; он подвержен ошибкам, неудачам, отчаянью и даже порокам, но его проникновение в суть бытия достигает такого уровня, который недостижим для простого человека» [4, с.26].

Изучение гениев, их жизненного пути, факторов становления и развития в этом качестве - та область психолого-исторического исследования, в рамках которой ставятся задачи выявления наиболее оптимальных условий, форм и механизмов развития таланта и способностей людей. Методическая проблема в этой области междисциплинарных исследований, разворачивающихся на стыке истории и психологии, связана с поиском метода, посредством которого можно воссоздать психический мир гениальной личности. Речь идет о методе психолого-исторической реконструкции. Анализируя продукты деятельности гениальной личности, такие как письма, дневники, творческое наследие, и вычленяя заключенные в них знания, представления, установки, ценности их творцов, можно воссоздавать психологические характеристики личности. Важное место в процессе реконструкции занимают приемы интерпретации и смыслового понимания, а также контент-анализ, биографический метод, метод интуитивного познания, методы источниковедческого анализа [3, 4]. Так, в одном из наших исследований, проведенных под руководством В.А. Кольцовой, с целью выявления личностных характеристик В. Ван Гога наряду с анализом жизненного пути применялся метод контент-анализа эпистолярного и художественного творчества [1, 2]. Такое сочетание приемов

анализа позволило обнаружить те критерии гениальности художника, его личностные особенности, факторы формирования и развития, которые выделяются в работах других авторов [4 и др.].

Все изложенное явилось основанием для организации эмпирического исследования, целью которого стало выявление представлений о личности Ван Гога как носителя признаков гениальности в сознании респондентов из разных социальных групп. Предположили, что в восприятии работающих взрослых в сравнении с молодежью образ В. Ван Гога как гениального художника более стереотипизирован. Одной из задач работы явилось выявление согласованности личностных качеств художника, обнаруженных в его письмах к брату и автопортретах, и аналогичных характеристик его образа в представлениях современников.

Методологический подход исследования, представленного в данной публикации, опирался на идею двухэтапного анализа информации исторического источника: в контексте времени его создания и в системе современного научного знания [3]. Контент-анализ писем и данные биографического метода на первом этапе работы позволили выделить совокупность личностных характеристик художника, которые легли в основу создания авторской методики, построенной по типу метода семантического дифференциала. Авторская методика включала 23 семибалльных биполярных шкалы, оценивающих качества личности гения: «настойчивость» -«податливость»; «новизна идей» - «отсутствие новизны»; «оригинальность идей» - отсутствие оригинальности»; «раннее развитие способностей» - «развитие способностей в любом возрасте» и т.п. В работе применяли ассоциативный текст. Социально-демографические характеристики респондентов изучались с помощью анкетирования. Статистический анализ данных проводился в программе SPSS 17.00. и включал критерии Спирмена, частотный анализ, дескриптивную статистику, факторный анализ.

В исследовании принимали участие две группы респондентов (по 52 чел. в каждой группе). Общий объем выборки 104 человека. Первая группа включала молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, из них: 60% - девушки, 40% - молодые люди. Выборка формировалась из студентов старших курсов вузов (чуть больше половины) и молодых специалистов. Большая часть респондентов этой группы (76%) имеет гуманитарное образование, 9% - техническое, остальные - экономическое и творческие специальности. Вторая группа была представлена работающими людьми в возрасте от 35 до 55 лет (60% -женщины; 40% -мужчины) преимущественно с высшим образованием (93%). Более половины (59%) из них получили гуманитарное образование, 23% - техническое, 5% - экономическое, остальные имеют творческие специальности. 70% респондентов второй группы состоят в браке, 84% из них имеют детей.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ ассоциативного поля представлений о художниках как носителях признаков гениальности в группах учащейся молодежи и работающих взрослых

На основании полученных данных ассоциативного теста был составлен список персоналий художников, которые в представлениях респондентов соотносятся с понятиями «гений» и «гениальность». В числе были упомянуты: В.М. Васнецов, И.И. Шишкин, И.К. Айвазовский, Л. да Винчи, П. Пикассо, И.И. Левитан, В. Ван Гог и т.д.

Результаты исследования на всей выборке показали, что наиболее часто встречающимися ответами являются указания, в первую очередь, на Леонардо да Винчи (13,5%), И.И. Шишкина (10,6%), И.К. Айвазовского (8,7%), С. Дали (7,7%), П. Пикассо (6,7%), В. Ван Гога и В.М. Васнецова (по 5,8%). Такая последовательность, вероятно, связана с общепринятыми эталонами и стереотипами, распространенными в общественном дискурсе. Так, Леонардо да Винчи известен не только своими живописными работами, но и всевозможными изобретениями, которые на много веков опередили их использование.

Личность Леонардо окружена ореолом таинственности, в сознании людей он является носителем такого ряда качеств как широкий кругозор, высокоразвитые специальные способности, оригинальность и т.п. И.И. Шишкин, И.К. Айвазовский - выдающиеся русские художники, с которыми респонденты знакомы с раннего детства. Работы данных мастеров растиражированы и используются в рекламе, в упаковке товаров (знаменитые конфеты «Мишка косолапый»), в кинофильмах, в оформлении предметно-пространственной среды учебных учреждений, ими иллюстрируют печатные издания. Живопись П. Пикассо и С. Дали в обыденном сознании населения вызывает чувство сопротивления, протеста и делит людей на тех, кто понимает их творчество и тех, кто осознает, что не понимает творчества этих гениев. Экстравагантное поведение художников и сложность трактовки продуктов их творчества, а также популяризация в СМИ, в частности, «наклеивание ярлыков» гениальных художников, формируют у людей представления о том, что они - гениальные личности. Ассоциация Винсента Ван Гога с гением связана, в первую очередь, с образом сумасшедшего, который отрезал себе ухо, а также с растиражированностью его работ в печатной продукции и ореолом загадочности. Наряду с этим работы В. Ван Гога отличаются оригинальным колоритом и иным видением мира, впрочем, как и работы С. Дали и П. Пикассо.

Различия в ассоциативном поле представлений у респондентов двух групп характеризовались следующим. Так, молодые люди, в первую очередь, отмечают гениальность Леонардо да Винчи, затем - Дали, и на третьем месте - П. Пикассо, И.К. Айвазовский и В. Ван Гог. У работающих взрослых на первом месте находится И.И. Шишкин, затем следуют Леонардо да Винчи, И.К. Айвазовский, П. Пикассо, Клод Моне, Рембрандт. Взрослые в меньшей степени, чем молодежь разделяют мнение о Ван Гоге как гениальной личности. Восприятие его гениальности молодыми людьми обусловлено тем, что личностное становление «детей 90-х гг.» пришлось на «революционный» период, характеризующийся трансформацией ценностей в российском обществе. Период, когда индивидуальность и оригинальность, внутренняя свобода и независимость личности становились ее значимыми качествами. Следует заметить, что в общественном дискурсе Винсент Ван Гог - «безумный» художник, чье «антисоциальное» поведение и непохожий стиль работ, эмоциональность и яркость полотен близки для молодежи как вызов обществу, как поиск идентичности, обретение своего «Я». Для более взрослых респондентов, формирование личности которых происходило в реалиях «советского периода» в развитии общества, образ Ван Гога как представителя индивидуализма и «разлагающегося западного мира» в меньшей степени связан с образом гения. В то время как И.И. Шишкин и И.К. Айвазовский в советское время считались признанными официальной властью живописцами, создававшими реалистичные, «понятные» полотна, воспевающие красоту русской природы. Творчество же Ван Гога в тот исторический период относилось в большей степени к разряду философских работ, поклонниками которых была интеллектуальная и культурная элита.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбор участниками исследования Ван Гога как гениального художника обусловлен возрастным и историческим факторами.

Анализ факторной структуры образа В. Ван Гога как гения в представлениях учащейся молодежи и работающих взрослых

Выделение факторной структуры образа Ван Гога в представлениях респондентов решало задачу сопоставления личностных качеств художника (как носителя признаков гения), обнаруженных в его работах (письма и автопортреты), и в обыденном сознании россиян из двух социальных групп. Напомним, проведенный контент-анализ писем и автопортретов позволил выделить набор личностных характеристик, на основании которого были построены биполярные шкалы (23 шкалы).

В результате обработки данных выявили трехфакторную структуру изучаемых представлений в каждой из групп, определили нагрузки шкал в факторах. Их интерпретация

осуществлялась на основе смыслового инварианта, содержащегося в группе объединяемых им шкал. Название фактора определялось по шкале, имеющей максимальную нагрузку.

Итак, в представлениях молодежи образ гения включал три фактора (суммарная информативность 45%). Первый фактор, интерпретируемый как «Оригинальность идей» (информативность 20%), содержал 12 шкал, из которых максимальную нагрузку имели следующие шкалы: «богатое воображение - бедное воображение» (-0.85); «новизна идей -отсутствие новизны (стереотипность)» (-0.78); «оригинальность идей - отсутствие оригинальности» (-0.77); «индивидуальность - стандартность» (-0.70). Второй фактор, «Неуравновешенность» (информативность 17%), включал 7 шкал, из них с максимальной нагрузкой: «неуравновешенность - оптимальный самоконтроль» (-0.75); «низкая адаптивность -высокая адаптивность» (0.70); «нетерпеливость - выдержанность» (-0.67); «внутриличностная конфликтность - отсутствие внутриличностных противоречий» (-0.61). Наконец, третий фактор, интерпретируемый как «Социальность» (информативность 8%), имел 4 шкалы с максимальной нагрузкой: «независимость от мнения окружающих - зависимость от мнения окружающих» (0.87); «равнодушие к обществу - интерес к обществу» (-0.57); «узкий круг друзей - широкий круг друзей» (-0.43); «склонность к одиночеству - стремление к социальным контактам» (-0.57).

Выявленная структура и содержание преставлений указывают на то, что образ Ван Гога как носителя признаков гениальности воспринимается в группе молодых участников исследования, в первую очередь, с точки зрения генерирования им оригинальных идей. Респонденты отмечают его богатое воображение, новизну и оригинальность идей, индивидуальность гениального художника. Второе по значимости место в исследуемом образе занимают поведенческие характеристики гения. Речь идет о неуравновешенности, нетерпеливости, внутриличностной конфликтности и высокой адаптивности (к жизненным ситуациям). В последнюю очередь молодые респонденты отмечают отношения художника с окружающим социальным миром (независимость от мнения других, равнодушие к обществу, узкий круг друзей и склонность к одиночеству). Подобное конструирование образа гениального художника в сознании молодых людей во многом связано с их личным жизненным опытом, особенностью мировосприятия. Здесь не последнюю роль играет та социальная среда, в которой происходило формирование личности самих респондентов.

Образ В. Ван Гога в представлениях более взрослых людей также включал три фактора (суммарная информативность 41%). Первый фактор, как и в группе молодежи, -«Оригинальность идей» (информативность 21%). В него вошло 10 шкал, из которых максимальную нагрузку имели следующие шкалы: «новизна идей - отсутствие новизны (стереотипность)» (-0.94); «оригинальность идей - отсутствие оригинальности» (-0.91); «богатое воображение - бедное воображение» (-0.72); «работоспособность - леность» (-0.70); «индивидуальность - стандартность» (-0.67); «настойчивость - податливость» (-0.62). Можно заметить, оригинальность идей как характеристика гениального художника в сознании работающих взрослых связана с его волевыми качествами - работоспособностью, настойчивостью. Ко второму фактору в структуре образа, названному «Социальность» (информативность 10,6%), были отнесены 4 шкалы, из которых максимальную нагрузку имели: «склонность к одиночеству - стремление к социальным контактам» (-0.99); «узкий круг друзей -широкий круг друзей» (-0.77). Однако для нас в данном факторе представляют интерес еще две шкалы, которые имели небольшую нагрузку: «является источником раздражения для окружающих - не раздражает окружающих» (-0.38); «внутриличностная конфликтность - отсутствие внутриличностных противоречий» (-0.29). Именно эти качества гениальной личности выделялись нами на основе теоретического анализа, последующего контент-анализа писем и изобразительных работ самого художника и были представлены в других наших публикациях [1, 2].

Третий фактор в представлениях группы работающих взрослых интерпретировался как «Неуравновешенность» (информативность 9,4%) и включал 9 шкал, из которых максимальную нагрузку имели шкалы: «резкие спады и подъемы активности - плавное проявление активности» (-0.70); «высокая адаптивность - низкая адаптивность» (0.70); «неуравновешенность - оптимальный самоконтроль» (-0.58). Как и во втором факторе здесь важным является указание на шкалы с невысокой нагрузкой, но значимые для интерпретации образа: «гиперчувствительность - слабая чувствительность» (-0.47); «нетерпеливость -выдержанность» (-0.35). Следовательно, образ Ван Гога как гения в представлениях взрослых респондентов в первую очередь включает указания на его способность к новизне и оригинальности генерируемых идей, наличие у него индивидуальности, богатого воображения, работоспособности и настойчивости. Следует обратить внимание на то, что первый фактор образа художника по набору основных характеристик совпадает в представлениях респондентов из обеих групп. Чуть менее значимой характеристикой в образе гениального художника стало указание на характер его социальности, проявляемый в склонности к одиночеству, в ограничении круга друзей, во внутриличностной конфликтности. По мнению работающих взрослых, Ван Гог как гений являлся источником раздражения для окружающих. По сравнению с молодыми взрослые респонденты в последнюю очередь отметили особенности поведения гения, определяющиеся его неуравновешенностью, нетерпеливостью, гиперчувствительностью, резкими спадами и подъемами активности, низкой адаптивностью. Заметим, что в представлениях более молодых участников исследования художник обладал высокой адаптивностью к жизненным ситуациям.

Итак, в обыденном сознании наших современников (принимавших участие в работе) образ В. Ван Гога как гениальной личности основывается на трех факторах, выделенных нами эмпирическим путем. Речь идет о наиболее значимых характеристиках гениев, приписываемых респондентами Винсенту, т.е. об оригинальности идей, неуравновешенности поведения и социальных качествах его личности (отношения с социальным окружением, обществом в целом). В группе работающих взрослых, по сравнению с учащейся и работающей молодежью, социальные качества художника как признаки его гениальности оцениваются выше, чем его неуравновешенный характер, связанный с импульсивностью поведения, переменчивостью настроения и т.п. Также они отмечают настойчивость и работоспособность гениального художника, его низкую адаптивность, гиперчувствительность к происходящему, резкие спады и подъемы активности, внутриличностную конфликтность. По мнению работающих взрослых эти личностные характеристики повлияли на отношения художника с окружающими его людьми, что отразилось на его жизненном пути. Для более молодых респондентов важным при описании образа гения явилось указание на независимость его взглядов (ценность личной свободы), адаптивность не к социальному окружению, а к жизненным ситуациям, которая, понималась ими как внутренний источник развития художника.

Образ Винсента Ван Гога как гениального художника в обыденном сознании учащейся и работающей молодежи, и работающих взрослых

Интересно, что корреляционный анализ (по кр. Спирмена, при р<0.05) частоты упоминаний молодежью Ван Гога в ряду художников-гениев и выраженности анализируемых характеристик образа гения во многом подтвердил описанные выше данные. Винсент Ван Гог действительно воспринимался молодыми людьми в первую очередь как художник, демонстрирующий оригинальность (г=-0.37; р=0.011), индивидуальность (г=-0.32; р=0.031), новизну (г=-0.37; р=0.013) своих идей, связанных с особым, неповторимым стилем изображения, с узнаваемой манерой крупных мазков, необычным сочетанием цветов, столь характерных именно для его живописи. Также для молодых людей оказалось важным приписывание гениальному художнику таких качеств как гиперчувствительность (г=-0,31;

р=0,034), неуравновешенность (г= -0,35; р=0,016). По всей видимости они соответствуют тому образу «сумасшедшего художника» (Винсент провел продолжительное время в психиатрической больнице), который и сегодня распространен в общественном дискурсе. Внутриличностная конфликтность (г= -0,29; р=0,049) и высокая требовательность к результатам своего труда (г= -0,34; р=0,019) - это те характеристики, которые в сознании респондентов, отличают образ Ван Гога от аналогичного образа какого-либо другого художника. Обнаруженные особенности восприятия молодежью личности Ван Гога полностью совпадают с данными, полученными нами в результате анализа писем художника, воспоминаний его современников и исследовательских работ специалистов. Выявленные особенности как показатели гениальности Ван Гога соответствуют тем характеристиками гениев, которые были обнаружены другими специалистами, к примеру, в исследовании личности русского писателя Ф.М. Достоевского [4].

Корреляционный анализ частоты упоминаний Ван Гога как гениального художника и анализируемых характеристик образа гения в группе работающих взрослых показал, что образ Винсента в представлениях людей от 35 до 55 лет отличается от аналогичного образа в представлениях молодежи своей ограниченностью набора значимых характеристик, который указывает на его стереотипность. В их представлениях образ Ван Гога как гениального художника отличается от образа других художников новизной (г=-0,28; р=0,038) и оригинальностью идей (г=-0,28; р=0,041), реализуемых в творчестве. Они связывают его гениальность с активностью (г=-0,28; р=0,039) в деятельности, которая присутствует в характере многих творческих людей, причем и тех, кого спустя столетия мы не можем назвать гениями, но о которых помним, как об исторических личностях.

Выводы:

1. В представлениях учащейся и работающей молодежи Винсент Ван Гог такой же гениальный художник, как и Леонардо да Винчи, С. Дали, П. Пикассо. Завершая их ряд Ван Гог в сознании респондентов ассоциируется с «внутренней свободой» и «поиском себя», особенно ценными в возрасте от 20 до 30 лет. В группе людей более старшего возраста образ художника реже ассоциируется с образом гениальной личности. В их восприятии Ван Гог остается в первую очередь представителем «западной культуры», образцы которой критиковались в общественном дискурсе «советского периода».

Принимая во внимание исторические условия формирования личности всех респондентов, можно утверждать о влиянии двух факторов на конструирование образа гениального художника: возрастного и исторического.

2. Образ Винсента Ван Гога как носителя признаков гениальной личности в представлениях наших современников имеет трехфакторную структуру и включает категории характеристик, связанные с оригинальностью его идей, реализуемых в манере, стиле изображения, колористическом решении живописных работ, с неуравновешенностью его характера, с замкнутостью образа жизни, указывающего на его социальные качества.

3. В обыденном сознании молодежи Ван Гог наделяется гиперчувствительностью, внутриличностной конфликтностью, высокой требовательностью к результатам своего труда. Именно эти признаки гениальной личности в сознании респондентов отличают его от других гениальных художников. Склонность к уединению, ограниченность социальных контактов как признаки гениальности менее значимы для молодых людей. В тоже время внутренняя свобода, независимость от мнения окружающих, постоянный поиск «себя», проявляющийся во внутриличностной конфликтности, - те качества, которые в представлениях молодых людей являются характерными критериями гениальности именно Ван Гога.

В группе работающих взрослых образ Ван Гога как гениального художника во многом стереотипизирован. Приписывание ему признаков гениальности в сознании представителей

данной группы ограничивается новизной и оригинальностью идей, реализуемых в творчестве, а также активностью в деятельности, связанной с достижением высоких результатов.

Список литературы:

1. Дробышева М.М. Психолого-историческая реконструкция гениальной личности: динамика психологических характеристик Винсента Ван Гога на разных этапах его творческой деятельности // Психологические исследования / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 60-73.

2. Дробышева М.М. Психолого-историческая реконструкция гениальной личности: психологический портрет Винсента Ван Гога // Психология - наука будущего: материалы V междунар. конф. молодых ученых / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова, К.Б. Зуев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 188-190

3. Кольцова В.А. История психологии: проблемы методологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 511 с.

4. Кольцова В.А., Холондович Е.Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 303 с.

5. Ландрам Д.Н. Тринадцать мужчин, которые изменили мир. Ростов-на-Дону, 1997.

448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.