Научная статья на тему 'Образ фельдшера в социальных медиа и в восприятии населения Москвы'

Образ фельдшера в социальных медиа и в восприятии населения Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-SA
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Здоровье мегаполиса
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образ / фельдшер / социальные медиа / оказание первой помощи / информационное поле / опрос / контент-анализ / image / feldsher / paramedic / social media / first aid / information space / survey / content analysis

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богдан Игнат Викторович, Горносталев Максим Дмитриевич

Актуальность. Важность изучения образа фельдшера как представителя непубличной профессии. При этом фельдшер часто является первым специалистом системы здравоохранения, к кому обращаются за медицинской помощью. Понимание аспектов и тенденций образа, который сложился в общественном мнении и инфопространстве, важно для минимизации рисков для профессии. Цель. Выявить особенности восприятия москвичами фельдшера и освещения работы этого медицинского специалиста в социальных медиа. Методы исследования. Анализ результатов телефонного опроса 596 совершеннолетних жителей Москвы по репрезентативной выборке. Контент-анализ подвыборки из 169 975 сообщений социальных медиа и анализ 1057 рисунков. Результаты. Функционал фельдшера в массовом сознании в первую очередь отражен как «сотрудник скорой медицинской помощи» и «сельский врач» (сотрудник фельдшерско-акушерского пункта). При этом не менее чем каждый пятый респондент затрудняется с определением места фельдшера в медицинской иерархии, в том числе не понимает, чем он отличается от врача или медсестры. Контент-анализ социальных медиа не противоречит результатам количественного опроса в части восприятия функционала. По тональности большинство сообщений носят нейтральный характер (61 %), количество негативных (25 %) сообщений несколько превышает количество позитивных (14 %). Негатив связан в первую очередь с системными проблемами статуса профессии, а позитив – с личностными качествами, особенно в экстремальных ситуациях пандемии. Цветовое сопровождение сообщений носит скорее нейтрально-негативный оттенок с преобладанием темных, серых, коричневых оттенков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Perception And Social Media Image Of Feldsher in Moscow

Background. Despite being an unnoticed profession, feldsher is often the first point of contact for patients seeking medical assistance. Thus, in order to minimize profession-related risks, it is crucial to study the image of a feldsher, as well as to understand the characteristics and trends of the feldsher image that have emerged in public opinion and the information space. Purpose. To identify how Muscovites perceive feldshers and to assess social media coverage of their work. Methods. The study used the data collected in telephone surveys conducted among a representative sample of 596 adult Moscow residents. The authors analyzed 1,057 images and conducted content analysis on a subsample of 169,975 social media posts. Results. Collective consciousness mainly perceives the feldsher as an “emergency care practitioner” and a “rural physician” (as a specialist of a rural health post). 21 % of respondents are also unclear about the distinctions between feldshers and doctors or nurses, as well as their place in the medical hierarchy. The results of a quantitative poll are consistent with the social media content analysis about the perception of feldsher's responsibilities. The majority of messages (61 %) are neutral with a slight prevalence of negative (25 %) messages over positive (14 %). Positive messages are more often associated with personal qualities, particularly those that were made evident in dire circumstances during the epidemic, and negative messages are primarily associated with systemic issues of the profession’s status. The color coding of messages is mostly neutral-negative with a predominance of dark, gray, and brown.

Текст научной работы на тему «Образ фельдшера в социальных медиа и в восприятии населения Москвы»

УДК 614.2:316

Б01: 10.47619/2713-2617.ЕШ.2023.У.414;77-85

Образ фельдшера в социальных медиа и в восприятии населения Москвы

И. В. Богдан, М. Д. Горносталев

Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, Россия, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 9

Аннотация

Актуальность. Важность изучения образа фельдшера как представителя непубличной профессии. При этом фельдшер часто является первым специалистом системы здравоохранения, к кому обращаются за медицинской помощью. Понимание аспектов и тенденций образа, который сложился в общественном мнении и инфопространстве, важно для минимизации рисков для профессии.

Цель. Выявить особенности восприятия москвичами фельдшера и освещения работы этого медицинского специалиста в социальных медиа.

Методы исследования. Анализ результатов телефонного опроса 596 совершеннолетних жителей Москвы по репрезентативной выборке. Контент-анализ подвыборки из 169 975 сообщений социальных медиа и анализ 1057 рисунков.

Результаты. Функционал фельдшера в массовом сознании в первую очередь отражен как «сотрудник скорой медицинской помощи» и «сельский врач» (сотрудник фельдшерско-акушерского пункта). При этом не менее чем каждый пятый респондент затрудняется с определением места фельдшера в медицинской иерархии, в том числе не понимает, чем он отличается от врача или медсестры. Контент-анализ социальных медиа не противоречит результатам количественного опроса в части восприятия функционала. По тональности большинство сообщений носят нейтральный характер (61 %), количество негативных (25 %) сообщений несколько превышает количество позитивных (14 %). Негатив связан в первую очередь с системными проблемами статуса профессии, а позитив - с личностными качествами, особенно в экстремальных ситуациях пандемии. Цветовое сопровождение сообщений носит скорее нейтрально-негативный оттенок с преобладанием темных, серых, коричневых оттенков.

Ключевые слова: образ; фельдшер; социальные медиа; оказание первой помощи; информационное поле; опрос; контент-анализ

Для цитирования: Богдан, И. В. Образ фельдшера в социальных медиа и в восприятии населения Москвы / И. В. Богдан, М. Д. Горносталев // Здоровье мегаполиса. - 2023. - Т. 4, вып. 4. - С. 77-85. - Б01: 10.47619/2713-2617^Ш.2023.У.414;77-85

© Авторы сохраняют за собой авторские права на эту статью.

© Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

UDC 614.2:316

DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2023.v.4i4;77-85

Public Perception And Social Media Image Of Feldsher in Moscow

I.V. Bogdan, M.D. Gornostalev

The Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, 9, Sharikopodshipnikovskaya ul., Moscow, 115088, Russian Federation

Abstract

Background. Despite being an unnoticed profession, feldsher is often the first point of contact for patients seeking medical assistance. Thus, in order to minimize profession-related risks, it is crucial to study the image of a feldsher, as well as to understand the characteristics and trends of the feldsher image that have emerged in public opinion and the information space.

Purpose. To identify how Muscovites perceive feldshers and to assess social media coverage of their work. Methods. The study used the data collected in telephone surveys conducted among a representative sample of 596 adult Moscow residents. The authors analyzed 1,057 images and conducted content analysis on a subsample of 169,975 social media posts.

Results. Collective consciousness mainly perceives the feldsher as an "emergency care practitioner" and a "rural physician" (as a specialist of a rural health post). 21 % of respondents are also unclear about the distinctions between feldshers and doctors or nurses, as well as their place in the medical hierarchy. The results of a quantitative poll are consistent with the social media content analysis about the perception of feldsher's responsibilities. The majority of messages (61 %) are neutral with a slight prevalence of negative (25 %) messages over positive (14 %). Positive messages are more often associated with personal qualities, particularly those that were made evident in dire circumstances during the epidemic, and negative messages are primarily associated with systemic issues of the profession's status.

The color coding of messages is mostly neutral-negative with a predominance of dark, gray, and brown. Keywords: image; feldsher; paramedic; social media; first aid; information space; survey; content analysis

For citation: Bogdan IV, Gornostalev MD. Image of a Feldsher in Social Media and Its Perception by Moscow Population. City Healthcare. 2023, vol. 4, iss. 4, pp. 77-85. doi: 10.47619/2713-2617.zm.2023.v.4i4;77-85 (in Russian).

© Authors retain the copyright of this article.

© This article is published under the terms of the Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International.

Введение

Работа фельдшера разнородна и разнообразна. Данного специалиста можно встретить в большинстве медицинских организаций и служб, например в фельдшерско-акушерском пункте или на скорой помощи. Иногда работа фельдшера может быть сопряжена с повышенной угрозой жизни или ранения и влиянием факторов профессионального выгорания (работа на скорой медицинской помощи и в условиях боевых действий) [1-3]. Фельдшер участвует в диагностике и лечении заболеваний [4] и процессе оказания первой помощи (например, при оказании экстренной помощи).

Научные работы, посвященные фельдшеру, преимущественно сосредоточены на его роли в первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению, проблемах взаимодействия с пациентами и личных качествах специалиста [5-7]. При этом, несмотря на важность профессии, крайне мало уделяется внимания изучению образа фельдшера в общественном сознании и в информационном поле. Это в том числе следствие того, что фельдшер является не публичной, «тихой» профессией.

Отдельная особенность состоит в том, что профессия фельдшера является достаточно специфичной для постсоветского пространства, а аналогов ей за рубежом, как правило, нет: па-рамедики не могут рассматриваться как прямая аналогия фельдшеру. Это также не способствует академическому осмыслению позиционирования профессии, аналогичному, например, профессии «сестринское дело» [8]. Как итог, можно предполагать, что образ профессии будет более аморфен, чем, например, образ врача, который выступает лицом системы здравоохранения, или медсестры - самой массовой профессии здравоохранения [9].

В связи с этим целью исследования было изучение основных компонентов образа фельдшера в массовом сознании и инфополе.

Материалы и методы

Исследование было ограничено Москвой. С одной стороны, работа фельдшера в мегаполисе связана преимущественно с работой на скорой помощи, что задает образу специфичность и ограничивает его по сравнению с другими регионами. С другой стороны, как мы увидим по данным исследования, образ специалиста также впитал специфику фельдшера как «сельского доктора», Москве не свойственную, а значит, можно предполагать, что на примере Москвы мы сможем увидеть отражение основных тенденций воспри-

ятия, свойственных профессии фельдшера в нашей стране.

Источниками исследования послужили, с одной стороны, данные социальных медиа. Это выгрузка сообщений (посты и комментарии) пользователей социальных медиа в количестве 169 975, определенных программой (Brand Analytics) как сообщения москвичей за период с 1 января 2020 г. по 25 июля 2022 г., по ключевым словам, связанным с различными вариациями написания слова «фельдшер». Выборка для глубинного анализа составляла 410 сообщений (случайная выборка, позволяющая судить об общей выгрузке с CI=95 % и ошибкой менее 5 %) и 1057 рисунков из сети VK, обработанных с помощью авторского программного кода (выгрузка, цветовой анализ).

Также для оценки общественного мнения о профессии использовались данные телефонного опроса (CATI) по случайной стратифицированной выборке телефонных номеров 596 жителей Москвы в возрасте 18 лет и старше. Максимальная ошибка выборки: ±4,01 % (CI=95 %). Половозрастное распределение выборки соответствует данным по генеральной совокупности Росстата.

Результаты исследования

Образ фельдшера в общественном сознании

Результаты опроса позволили получить мнения совершеннолетних жителей Москвы о функциональных обязанностях фельдшера и представлениях о его месте в медицинской иерархии.

По результатам анализа открытого вопроса самыми распространенными вариантами ответов, связных с занятиями специалиста, являлись функциональные обязанности фельдшера (оказание первой медицинской помощи - 29 %) и его место работы (скорая помощь - 14 % и фельдшерско-акушерский пункт - 11 %, табл. 1).

При этом данные опроса показывают различное восприятие места фельдшера в медицинской иерархии: 10 % респондентов считают, что это название должности медицинской сестры, 11 % - это название должности врача. Большинство (74 %) респондентов все же считают, что фельдшер -это отдельная должность (табл. 2).

Образ фельдшера в социальных медиа

Тональность сообщений в социальных медиа и их тематика

В рамках исследования была определена тональность сообщений пользователей социальных медиа в отношении профессии фельдшера (табл. 3).

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на открытый вопрос «Чем, по вашему мнению, в первую очередь занимается фельдшер?» (N=596) Table 1 - Distribution of answers to an open question: In your opinion, what does a feldsher primarily do? (N=596)

Вариант ответа Процент по выборке*

Оказывает первую помощь/первичный прием (диагностика, доврачебная помощь) 29 %

Работает в скорой помощи 14 %

Это сельский врач / работает в ФАПе 11 %

Он и врач, и медсестра / среднее между врачом и медсестрой 9 %

Это врач общей практики / участковый терапевт / врач широкого профиля 5 %

Помощник врача/медсестры 5 %

Обязанности как у медсестры/медбрата 5 %

Выписывает рецепты/справки/направления 4 %

Обязанности как у врача 4 %

Выезжает на вызовы на дом 3 %

Лечит животных 1 %

Принимает роды 1 %

Общие слова 6 %

Другое 2 %

Затрудняюсь ответить 13 %

* Сумма ответов больше 100 %, т к. респондент мог предлагать несколько вариантов. Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос «По вашему мнению, фельдшер - это...» (N=596) Table 2 - Distribution of answers to a question: In your opinion, a feldsher is ...? (N=596)

Вариант ответа Процент по выборке

Это отдельная должность 74 %

Это название должности медсестры 10 %

Это название должности врача 11 %

Затрудняюсь ответить 5 %

Таблица 3 - Распределение сообщений в выборке по отношению к фельдшеру Table 3 - Distribution of messages about feldsher in the sample

Вариант ответа Процент по выборке

Позитивные сообщения 14 %

Негативные сообщения 25 %

Нейтральные сообщения 61 %

Таблица 4 - Основные темы сообщений о фельдшере в социальных медиа Table 4 - Key messages about feldsher in social media

Вариант ответа Процент по выборке*

Работа в скорой помощи 41 %

Низкий социальный статус: бедность, бесправность, тяжелая работа 18 %

Работа в ФАПе/сельским врачом 11 %

Угроза жизни: смерть, нападения, заражение, автокатастрофы 11 %

Помощник/спасатель 10 %

Физические атрибуты фельдшера (одежда, медицинская аппаратура -пульсометр, тонометр и т. д.) 9 %

Профессиональные качества фельдшера (как отрицательные, так и положительные) 9 %

*Сумма ответов больше 100 %, т. к. одна публикация могла содержать несколько тем

Количество позитивных сообщений составляет 14 %. В основном они связаны с эффективной и/или самоотверженной работой фельдшера при спасении людей (например, в рамках борьбы с пандемией СОУГО-19), желанием спасти человека.

В нейтральных сообщениях (61 %) фельдшер часто упоминается в различных рассказах (особенно посвященных жизни в деревне) как работник фельдшерско-акушерского пункта, а также как специалист по оказанию скорой помощи и т. д.

Количество сообщений, в которых содержится негативная информация о фельдшере, - 25 %. В большинстве случаев в них транслируются негативные атрибуты профессии, связанные со статусом профессии, а не с самими работниками (критика работы отдельных фельдшеров в общем объеме сообщений занимает около 4 %), среди них:

• нарушение трудовых прав (особенно в период работы с ковидными больными в 20202021 гг.);

• низкая оплата труда;

• тяжелые условия труда;

• низкий социальный статус;

• опасность заражения / нападения пациентов.

В целом результаты контент-анализа сообщений социальных медиа позволили оценить содержание и распространенность представлений о фельдшере в информационном поле (табл. 4).

Наиболее часто в сообщениях социальных медиа содержалось упоминание о работе фельдшера на скорой помощи - 41 %. При этом в социальных медиа отмечалась не характерная для Москвы сфера - «работа в фельдшерско-акушерском пункте» - 11 %.

Цветовая палитра

Проведенный анализ цветовой палитры изображений, прикрепленных к анализируемым сообщениям в сети УК, выявил нейтрально-негативный визуальный фон, который включает в себя серые, коричневые и темные оттенки (рис. 1).

Леммы и биграммы

Был также произведен анализ связанных с фельдшером лемм и биграмм (слов и словосочетаний без учета морфологических вариантов). Последние три места из топа лемм определяют особенности восприятия работы фельдшера: «врач», «фельдшер» и «помощь» (табл. 5).

Биграммы демонстрируют различные аспекты деятельности фельдшера. Наиболее популярные -это определения функциональных обязанностей «скорый + помощь» (1-е место), «медицинский + помощь» (4-е место), «скорый + медицинский» (15-е место, таблица 6), в основном связанные с работой на станциях скорой медицинской помощи. Вторая группа - это определение фельдшера как медицинского специалиста - «медицинский + работник» (10-е место) и его связь/смешение с другими медицинскими профессиями «врач + фельдшер» (11-е место) и «медицинский + сестра» (13-е место).

Обсуждение

В противоположность изначальной гипотезе, образ фельдшера в общественном сознании и инфополе не является одномерным и имеет несколько выраженных профессиональных идентификаций. Наиболее распространены иденти-

#9b9386

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1 - Топ-10 усредненных цветов изображений на рисунках, связанных с сообщениями о фельдшере в VK Figure 1 - Top 10 average image colors in messages about feldshers on VK

Таблица 5 - Топ-10 лемм Table 5 - Top 10 of lemmata

1 «не»

2 «год»

3 «это»

4 «который»

5 «весь»

6 «свой»

7 «человек»

8 «врач»

9 «фельдшер»

10 «помощь»

Таблица 6 - Релевантные биграммы из топ-50 Table 6 - Relevant bigrams presented in the Top 50

1 «скорый + помощь» (1-е место)

2 «медицинский + помощь» (4-е место)

3 «фельдшер + скорый» (8-е место)

4 «медицинский + работник» (10-е место)

5 «врач + фельдшер» (11-е место)

6 «медицинский + сестра» (13-е место)

7 «скорый + медицинский» (15-е место)

8 «год + медсестра» (24-е место)

9 «коронавирусный + инфекция» (25-е место)

10 «станция + скорый» (26-е место)

Формируемый образ фельдшера может содержать когнитивные и эмоциональные аспекты

Возможные транслируемые качества

Трудолюбивый

Самоотдача в спасении жизни Вежливый и корректный

Имеет хорошие организаторские способности Заинтересован в пациенте

Умеет правильно маршрутизировать пациента

Находчивый Профессиональный

Владеет практическими медицинскими навыками Умеет оказывать экстренную помощь по месту вызова Умеет назначать лечение несложных заболеваний Всегда готов прийти на помощь

Рисунок 2 - Предложения по развитию образа фельдшера Figure 2 - Proposals for feldsher image enhancement

фикации фельдшера не только с «сотрудником скорой медицинской помощи» (что ожидалось), но и с «сельским врачом», что в целом соответствует реальности. Это является положительным моментом, когда инфополе и массовое сознание во многом отражают функционал профессии корректно. При этом когнитивной основой этих образов является оказание первичной медицинской помощи.

Важно учитывать, что при массовом изменении функционала фельдшера в мегаполисе (например, широкое распространение привлечения фельдшеров к работе на доврачебном приеме) необходимо способствовать соответствующей трансформации образа специалиста.

Исследование показало, что у каждого пятого существуют некоторые проблемы с идентификацией фельдшера в медицинской иерархии, что также отражено в инфополе. Например, мы говорим о приравнивании функциональных обязанностей фельдшера к врачу или медицинской сестре или же к их помощнику. В целом контекст упоминания профессии нейтрален. При этом количество негативных сообщений о фельдшере в социальных медиа больше, чем количество позитивных.

Позитивные сообщения презентуют такие личностно-профессиональные качества, как самоотверженность, работоспособность, желание спасти пациента любой ценой. Максимально презентабельно образ фельдшера раскрывается в экстремальных ситуациях борьбы с пандемией, выполнения служебного долга в боевых условиях.

В негативном контексте отражены атрибуты тяжелой и непрестижной профессии. Но респонденты видят здесь скорее системные проблемы, а не вину конкретных фельдшеров. Для работы с восприятием системы как несправедливой видится важным обратить особое внимание на трансляцию информации о высоком уровне доверия и уважении начальства к работе фельдшеров, а также на отчеты о практической работе по устранению выявленных проблем (например, связанных с нарушением прав).

Визуальный ряд в сообщениях социальных медиа характеризуется формализмом в демонстрации работы фельдшера. Общий цветовой фон по цветовой палитре можно охарактеризовать как нейтрально-негативный, с преобладанием темно-серых и коричневых оттенков, что может способствовать неосознаваемому подкреплению негативных нарративов о фельдшерской профессии. Этот цветовой фон совместно с механистическим описанием профессиональной деятельности фельдшера не способствует росту популярности профессии и позитивного отношения к специалисту.

В целом полученные результаты говорят о необходимости большего насыщения инфополя позитивным контентом, например, за счет стимулирования положительных отзывов от пациентов («спасибо, фельдшер»).

Перспективными для внедрения и развития могут являться следующие посылы (по сути): «фельдшер - это доступный врач» и «фельдшер - это специалист не хуже врача при оказа-

нии первой помощи», «фельдшер спасает жизни», «фельдшер - герой»; позиционирование работы как интересной, высокопрофессиональной, энер-гичной/«драйвовой». Ряд предложений по развитию образа фельдшера приведен на рис. 2.

Заключение

Формирование позитивного, отражающего актуальные реалии образа фельдшера в массовом сознании необходимо не только по при-

чине важной функции профессии, но и потому что зачастую этот медицинский специалист является первым, с кем пациент взаимодействует при обращении в систему здравоохранения (часто в скорую медицинскую помощь). Поэтому образ специалиста, который приедет на помощь, должен быть максимально позитивным и вызывать доверие среди граждан.

Исследование обращает внимание на ряд проблемных областей и лучших практик в данной области и предлагает ряд концептов решений.

Список литературы

1. Корехова М. В., Новикова И. А., Соловьева А. Г. Профессиональный стресс в деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи. Медицина труда и промышленная экология. 2019; 1(7): 417-423. doi: 10.31089/1026-9428-2019-59-7-417-423.

2. Харламова Т. М., Канюкова Ю. М. Специфика организационного стресса в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2021; №1: 109-121. doi: 10.24412/2308-717x-2021-1-109-121.

3. Карпенко И. В., Голубкин Д. О. Фельдшера и медсестры Великой Отечественной войны - сотрудники Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова. Тенденции развития науки и образования. 2023; №93-7: 52-55. doi: 10.18411/trnio-01-2023-344.

4. Горшков Ю. А., Филатова Л. П. Участие фельдшера в лечебно-диагностической деятельности при описторхозной инвазии в условиях фельдшерско-акушерского пункта. Пермский медицинский журнал. 2020; 37(4): 11-16. doi: 10.17816/pmj37411-16.

5. Гаджиев Р. С., Агаларова Л. С. Организация труда медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов и пути его совершенствования. Общественное здоровье и здравоохранение. 2023; №2(77): 56-62. doi: 10.56685/18120555_2023_77_2_56.

6. Галкин К. А. Особенности взаимодействий врачей и пожилых пациентов в сельской местности на примере Ленинградской области. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023; Вып. 1: 141-151. doi: 10.17072/2078-7898/2023-1-141-151.

7. Петунова С. А., Рындина О. Г., Петунова Ю. Л., Пулатов М. С., Сабиров М. Х. Оценка факторов удовлетворенности трудом у медицинских работников. Международный медицинский и психологический журнал. 2022; том 5 №7: 48-52.

8. Богдан И. В., Гурылина М. В. Четыре «больших» стереотипа о медицинских сестрах в массовом сознании: по материалам анализа сообщений москвичей в социальных медиа. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27S: 552-558.

9. Состояние сестринского дела в мире, 2020 г.: вложение средств в образование, рабочие места и воспитание лидеров. 2020. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 117 с.

References

1. Korekhova M.V., Novikova I.A., Solovyova A.G. Professional stress in the activity of paramedics of emergency medical care. Occupational medicine and industrial ecology. 2019; 1(7): 417-423. doi: 10.31089/1026-94282019-59-7-417-423.

2. Kharlamova T.M., Kanyukova Yu.M. Specifics of organizational stress in the professional activity of paramedics of emergency medical care. Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University series No. 1. Psychological and pedagogical sciences. 2021; №1: 109-121. doi: 10.24412/2308-717x-2021-1-109-121.

3. Karpenko I.V., Golubkin D.O. Paramedics and nurses of the Great Patriotic War - employees of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University. Trends in the development of science and education. 2023; №93-7: 52-55. doi: 10.18411/trnio-01-2023-344.

4. Gorshkov Yu.A., Filatova L.P. Participation of a paramedic in medical and diagnostic activities for opisthorchiasis invasion in the conditions of a paramedic-obstetric station. Perm Medical Journal. 2020; 37(4): 11-16. doi: 10.17816/pmj37411-16.

5. Gadzhiev R.S., Agalarova L.S. Organization of work of medical personnel of paramedic-obstetric stations and ways of its improvement. Public health and healthcare. 2023; №2(77): 56-62. doi: 10.56685/18120555_2023_77_2_56.

6. Galkin K.A. Features of interactions between doctors and elderly patients in rural areas on the example of the Leningrad region. Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2023; Issue 1:141-151. doi: 10.17072/2078-7898/2023-1-141-151.

7. Petunova S.A., Ryndina O.G., Petunova Yu.L., Pulatov M.S., Sabirov M.H. Assessment of factors of job satisfaction among medical workers. International Medical and Psychological Journal. 2022; volume 5 No.7: 48-52.

8. Bogdan I. V., Gurylina M. V. Four "big" stereotypes about nurses in the mass consciousness: based on the analysis of Muscovites' messages in social media. Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2019; 27S: 552-558.

9. The state of nursing in the world, 2020: investing in education, jobs and leadership education. 2020. Geneva: World Health Organization, 117 p.

Информация о статье

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Article info

Conflict of interest: the authors declare that there is no conflict of interest.

Funding: the authors received no financial support for the research.

Сведения об авторах

Богдан Игнат Викторович - начальник отдела медико-социологических исследований, ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», https://orcid.org/0000-0002-7002-1646.

Горносталев Максим Дмитриевич - аналитик отдела медико-социологических исследований, ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», https://orcid. о^/0009-0002-0989-5077.

About authors

Ignat V. Bogdan - Head of the Department of Medical and Sociological Research, State Budgetary Institution "Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department", https://orcid.org/0000-0002-7002-1646

Maxim D. Gornostalev - Analyst of Medical and Sociological Research Division, State Budgetary Institution "Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department", https://orcid.org/0009-0002-0989-5077

Для корреспонденции:

Горносталев Максим Дмитриевич GornostalevMD@zdrav.mos.ru

Corresponding author

Maxim D. Gornostalev GornostalevMD@zdrav.mos.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.