Научная статья на тему 'Образ Евгения Онегина в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин»: литературная и музыкальная составляющая'

Образ Евгения Онегина в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин»: литературная и музыкальная составляющая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5090
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ / ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН / ОПЕРА / П.И. ЧАЙКОВСКИЙ / РОМАН В СТИХАХ / А.С. ПУШКИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Эрюн

Статья посвящена анализу образа Евгения Онегина в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в единстве литературной и музыкальной составляющих. Образ Евгения Онегина взят П.И. Чайковским из литературного произведения с сохранением его национально-культурных особенностей; при помощи музыки композитор показывает развитие образа: рождение в его душе чувства настоящей любви. В образе Евгения Онегина литературная и музыкальная составляющие дополняют друг друга и дают возможность каждому поколению зрителей и слушателей сделать его современным и обогатить свой жизненный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF EVGENY ONEGIN IN THE OPERA P.I. TCHAIKOVSKY «EVGENY ONEGIN»:LITERATURE AND MUSICAL COMPONENT

The article is devoted to the analysis of the image of Eugene Onegin in P.I. Tchaikovsky's opera «Eugene Onegin» in the unity of literary and musical components. The image of Eugene Onegin was taken by P.I. Tchaikovsky from a literary work with preservation of its national-cultural features; by means of music the composer shows the development of the image: birth in his soul a feeling of true love. In the image of Eugene Onegin literary and musical components supplement each other and give a chance to each generation of viewers and listeners to make it contemporary and enrich their life experience.

Текст научной работы на тему «Образ Евгения Онегина в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин»: литературная и музыкальная составляющая»

ART STUDIES | ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА В ОПЕРЕ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»: ЛИТЕРАТУРНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Ли Эрюн

Доцент, кандидат искусствоведения, академии искусств Цзянси университет финансов и экономики Наньчан, Цзянси, КНР

IMAGE OF EVGENY ONEGIN IN THE OPERA P.I. TCHAIKOVSKY «EVGENY ONEGIN»:LITERATURE AND MUSICAL COMPONENT

Li Eryong, Associate Professor, college of Art, Jiangxi University of Finance and Economics, Nanchang, Jiangx China

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу образа Евгения Онегина в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в единстве литературной и музыкальной составляющих. Образ Евгения Онегина взят П.И. Чайковским из литературного произведения с сохранением его национально-культурных особенностей; при помощи музыки композитор показывает развитие образа: рождение в его душе чувства настоящей любви. В образе Евгения Онегина литературная и музыкальная составляющие дополняют друг друга и дают возможность каждому поколению зрителей и слушателей сделать его современным и обогатить свой жизненный опыт.

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of the image of Eugene Onegin in P.I. Tchaikovsky's opera «Eugene Onegin» in the unity of literary and musical components. The image of Eugene Onegin was taken by P.I. Tchaikovsky from a literary work with preservation of its national-cultural features; by means of music the composer shows the development of the image: birth in his soul a feeling of true love. In the image of Eugene Onegin literary and musical components supplement each other and give a chance to each generation of viewers and li^eners to make it contemporary and enrich their life experience.

Ключевые слова: образ, Евгений Онегин, опера, П.И. Чайковский, роман в стихах, А.С. Пушкин.

Keywords: image, Eugene Onegin, opera, P.I. Tchaikovsky, novel in verses, A.S. Pushkin.

П.И. Чайковский - автор многих известных опер. «Евгений Онегин» - одна из них. Опера - синкретический жанр, основанный на соединении литературного сюжета с музыкальной выразительностью и драматическим действием (при использовании средств живописи). Изучение его составляющих дает возможность по-новому взглянуть на действующих лиц, их характеры. Опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» посвящена обширная литература [1, 156164], [2, 203-214], [6, 58 -131], [7, 84-88], [10, 222-226] и др. О романе в стихах также написано много работ [3, 157-175], [5, 5-158], [13, 3-127], [14, 3-93] и др. Целью данной статьи является комплексный анализ образа Евгения Онегина - главного героя одноименной оперы П.И. Чайковского. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1) исследование образа Евгения Онегина в одноименном романе в стихах А.С. Пушкина, 2) изучение данного образа в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», 3) моделирование образа Евгения Онегина в единстве литературной и музыкальной составляющих.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт, прозаик, драматург. Его гениальные произведения интересовали читателей многих поколений, вряд ли и в будущем найдется человек, который не откроет для себя прекрасный мир творений А.С. Пушкина. Его стихи, поэмы, сказки и т.д. по-прежнему своевременны, занимательны и актуальны.

П.И. Чайковский очень любил творчество А.С. Пушкина и часто писал произведения на его стихи (романс «Песнь

Земфиры» по поэме «Цыганы», романс «Соловей», оперы «Мазепа» и «Пиковая дама» и др.). Несомненно, великого композитора привлекала музыкальность поэзии А.С. Пушкина, ее глубина, эмоциональность и проникновение в психологию личности. Вызывал большой интерес у П.И. Чайковского и роман в стихах «Евгений Онегин».

Роман в стихах «Евгений Онегин» является крупнейшим и глубоко концептуальным произведением Александра Сергеевича Пушкина. Роман многосторонен, дает представление о жизни России первой четверти XIX века и в то же время является исследованием человеческой психологии.

А.С. Пушкин основал свой роман в стихах на простом самобытном сюжете: «... юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах, влюбляется в него, но тот остается холоден и не отвечает на ее чувство; позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются, на этот раз влюбляется герой, но героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувства и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе» [3, 160]. Заканчивается роман в стихах сценой, в которой объясняются Евгений и Татьяна. Это окончание и кульминация одновременно. Татьяна просит Онегина оставить ее: «Я вышла замуж. Вы должны, // Я вас прошу, меня оставить; // Я знаю: в вашем сердце есть // И гордость и прямая честь. // Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна» [8, 229]. А.С. Пушкин, благодаря такому сюжету, показывает типы современных ему людей. Е.А. Маймин указывает: «. Онегиным начинается целый

длинный ряд социальных типов и характеров, порожденных исторической действительностью и ярко запечатленных в послепушкинской русской литературе» [3, 162]. Татьяна, Ольга и Ленский - это тоже типы; в них воплощены образы определенного рода людей, тип жизненного устройства, характер культуры и т.д.

Роман в стихах «Евгений Онегин» - высокохудожественное произведение. В.Г. Маранцман писал: «Великое произведение искусства обладает многозначностью. В обновлении смысла произведения искусства участвуют историческая эпоха и личность читателя. Пушкинский роман в стихах не только допускает, но и требует от читателя сотворчества» [4, 96]. С точки зрения выражения личного отношения наиболее интересен, по нашему мнению, образ Евгения Онегина. Он совсем не устарел, и даже сегодня его можно считать типическим характером.

Без сомнения, роман в стихах «Евгений Онегин» - это лучшее произведение А.С. Пушкина. Роман был очень современным, поэтому его читало значительное количество людей. В нем есть три главных героя - это Евгений, Татьяна и автор-повествователь. Автор - это А.С. Пушкин или другой образ, который не только излагает сюжет, но и участвует в развитии событий. Постепенно образ автора расходится и с личностью А.С. Пушкина, и с образом Евгения Онегина.

Евгений - типичный представитель молодого поколения своего времени. Он любит мечтать, умен и в то же время неприспособлен к труду и одинок. Евгений Онегин - это интеллигент, аристократ, дворянин, получивший домашнее образование и нигде не работающий («Он по-французски совершенно // Мог изъясняться и писал; // Легко мазурку танцевал // И кланялся непринужденно; // Чего ж вам больше? Свет решил, // Что он умен и очень мил» [8, 26]). Он красив, у него тонкий вкус, что проявляется в стиле одежды, а также в остроумии. Евгений подчеркивает свою оригинальность, непохожесть на других, равнодушие и тщеславие. Он живет праздно и беспечно, не имеет материальных проблем, поэтому позволяет себе развлекаться: «Бывало, он еще в постеле: // К нему записочки несут. // Что? Приглаше-нья? В самом деле, // Три дома на вечер зовут: // Там будет бал, там детский праздник. // Куда ж поскачет мой проказник? // С кого начнет он? Все равно: // Везде поспеть немудрено» [8, 31]. Однако удовольствия не избавляют его от скуки: «.. .рано чувства в нем остыли; // Ему наскучил света шум; // Красавицы недолго были // Предмет его привычных дум; // // Измены утомить успели; // Друзья и дружба надоели...»[8, 43], «Короче: русская хандра // Им овладела понемногу.» [8, 44]. Это равнодушный человек, неспособный кого-либо беззаветно любить. Однако по ходу действия романа Евгений изменяется. После того, как он убивает на дуэли своего друга и повторно встречает Татьяну, он приобретает способность испытывать сильное чувство, но ответа на него не получает. Все это говорит о том, что Онегин -противоречивый человек. Он - эгоистичен и достаточно жесток и горд, и в то же время его легко обидеть, он любит свободу. Поэтому к нему трудно относиться однозначно. А.С. Пушкин тоже хочет, чтобы читатель не судил его слишком строго: «Вы согласитесь, мой читатель, // Что очень мило поступил // С печальной Таней наш приятель; // Не в первый раз он тут явил // Души прямое благородство.» [8, 109]. Как правильно считает В.Г. Маранцман, в Онегине «.есть честность самооценки» [5, 53]. Онегин «.останавливает себя, трезво отказывается принять возможность чувства за

искреннюю любовь. И в этом видна способность Онегина понять глубину любви Татьяны. Искренность ее признания отвела Онегина от привычной игры. Таким образом, отказ Онегина от любви, в глазах Пушкина, был свидетельством не только жестокости, но и благородства героя» [5, 53]. Неудивительно, что великого русского композитора П.И. Чайковского привлек именно образ Онегина.

История создания оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» непростая. Композитор закончил писать ее в начале 1878 года [9, 263]. Идея оперы, подсказанная Петру Ильичу певицей Е.А. Лавровской, сначала была им отвергнута, а затем воплощена в жизнь [11, 311]. Либретто было создано композитором вместе с К.С. Шиловским [11, 311]. Перед П.И. Чайковским стояла сложная задача: желание быть ближе к гениальному созданию А.С. Пушкина и связанность границами жанра, не позволяющими передать все из романа в стихах в опере. Поэтому великий композитор воплотил в своей опере только лирико-психологическую линию - личную драму Онегина, Ленского и Татьяны. Л.А. Рапацкая пишет: «В процессе работы над оперой Чайковский несколько изменил образы поэтического первоисточника, придал им черты, характерные для его современников. Воображением композитора целиком овладела одна из пушкинских идей - столкновение героев, стремящихся к счастью и любви, с традиционными общественными обычаями» [9, 264]. Композитор сочинил эту оперу 25 марта 1879 года.

Премьера оперы состоялась в Московской консерватории под управлением Н.Г. Рубинштейна 29 марта 1879 года [9, 266]. Первое исполнение оперы не имело успеха. Очевидно, дело в том, что это была опера нового типа («.на пути к признанию оперы стояла еще и новизна ее композиции: на основе романа композитор создал лирическую музыкальную драму - жанр, который в ту пору только начал завоевывать сердца слушателей» [6, 79]), а также опера, в которой музыка и поэзия образовали синтетическое единство, а значит, нечто новое («"Евгений Онегин" - непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма» [11, 313]). Композитор создал «.не музыкальную иллюстрацию к роману, а самостоятельную драматическую концепцию» [6, 86]. Опера отличается художественной искренностью и простотой [2, 206]. П.И. Чайковский нашел в ней «... естественное соотношение между вокальными эпизодами, в которых непосредственно изливается владеющее героями чувство, и оркестром, раскрывающим тончайшие черты душевной жизни, недоступные никаким видам арии, ариозо и речитатива» [2, 210].

Главное внимание композитора в опере сосредоточено на трех действующих лицах: Евгении Онегине, Владимире Ленском и Татьяне Лариной. Образ Онегина тесно связан с образами Ленского и Татьяны. Музыкальная драматургия оперы такова, что ее действие «. развертывается в чередовании сольных эпизодов монологического характера. и встреч-"собеседований", объяснений» [1, 159]. Незначительна в опере и роль дуэтов, поскольку диалоги композитор «.предпочитает строить в виде свободно развивающихся сцен, в которых речитативный обмен репликами естественно переходит в ариозное пение, в результате чего возникают относительно законченные по форме сольные эпизоды.» [1, 159].

Музыкальный образ Онегина лишен лиризма, потому что композитор показал не внутреннюю (как у Татьяны и Ленского), а внешнюю его сторону. Музыкальный язык Татьяны и Ленского «... тяготеет к романсовой задушевной лирике и к мягкой, певучей лирике вальса» [2, 212], а мелодии, связанные с образом Евгения «... коренятся чаще всего в элегантной, блестящей мазурке.» [2, 212]. Как и А.С. Пушкин, П.И. Чайковский не имел однозначного отношения к герою, именем которого названа опера: «Как в романе, так и на оперной сцене перед слушателями предстает человек хотя и душевно опустошенный, но по-своему обаятельный, умный, привлекательный» [10, 224]. Даже сцена дуэли двух бывших друзей - Онегина и Ленского - воспринимается не как однозначное зло, а как нелепость, драма, основанная на расколе человеческих отношений.

Образ Онегина нельзя рассматривать и в отрыве от образа Татьяны. Этот образ связан с русской культурой: «Татьяна (русская душою, // Сама не зная почему) // С ее холодною красою // Любила русскую зиму.» [8, 129], «Татьяна верила преданьям // Простонародной старины, // И снам, и карточным гаданьям, // И предсказаниям луны» [8, 129] и т.д. Татьяна - романтическая, но при этом цельная натура. Она находится в гармонии с самой собой и с окружающей ее прекрасной русской природой. Татьяна - человек очень умный, начитанный, глубоко нравственный. Можно сказать, что по значимости для композитора образ Татьяны стоит наравне с образом Евгения. Образ Лариной так же, как и Онегина, развивается в опере: «Чайковский с глубокой психологической проницательностью показывает превращение мечтательной девушки.. в женщину с сильным характером и твердыми моральными устоями, для которой верность долгу является высшим, непререкаемым нравственным законом» [1, 161]. Главное место в партии Татьяны - сцена письма к Онегину. Также очень важна заключительная сцена - последнее свидание Татьяны и Евгения, подводящая итог всему произведению. Образ Татьяны очень близок А.С. Пушкину и создан с большой симпатией: «За что ж виновнее Татьяна? // За то ль, что в милой простоте // Она не ведает обмана // И верит избранной мечте? // За то ль, что любит без искусства, // Послушная влеченью чувства, // Что так доверчива она.» [8, 90]. П.И. Чайковский также положительно относится к этому образу, он сочувствует ее непростой судьбе: «Поразительна музыкальная характеристика Татьяны в последней картине. Татьяна - та же, какую мы знали в первом акте, и уже не та, другая. С каким непостижимым мастерством сочетает композитор прежние светлые и порывистые мелодии Татьяны, мелодии-воспоминания, мелодии, безмолвно покоящиеся в обычное время на самом дне души, с новыми интонациями горького опыта, сдерживающей воли и глухой, грызущей душу тоски. Как удивительно вырисовывается в этом сплетении музыкальных нитей рост личности Татьяны, ее душевная красота и затаенная трагедия» [2, 213].

Рассмотрим клавир сцены и арии Онегина [12, 133-145]. Мы встречаемся с Татьяной, которая быстро вбегает и в изнеможении падает на скамью [12, 133]. Зная, что Онегин рядом, она с волнением ждет его прихода и ответа на письмо, написанное ранее [12, 133-134] (в письме девушка признается в любви к Евгению: «Я к вам пишу - чего же боле? // Что я могу еще сказать? // Теперь, я знаю, в вашей воле // Меня презреньем наказать. // Но вы, к моей несчастной доле // Хоть каплю жалости храня, // Вы не оставите меня. // Сначала я молчать хотела; // Поверьте: моего стыда // Вы не

узнали б никогда, // Когда б надежду я имела // Хоть редко, хоть в неделю раз // В деревне нашей видеть вас, // Чтоб только слышать ваши речи, // Вам слово молвить, и потом // Все думать, думать об одном // И день и ночь до новой встречи. // . // Другой!.. Нет, никому на свете // Не отдала бы сердца я! // То в вышнем суждено совете. // То воля неба: я твоя; // Вся жизнь моя была залогом // Свиданья верного с тобой; // Я знаю, ты мне послан богом, // До гроба ты хранитель мой.» [8, 94-95]). Татьяна сожалеет о том, что не совладала с собой и написала письмо; сердце говорит ей, что Онегин смеется над ней [12, 134-135]. Музыка в этой части оперы эмоциональная.

Одна из самых знаменитых арий оперы «Евгений Онегин» - это ария Евгения «Вы мне писали.». Это ответ Онегина на письмо Татьяны. Когда Онегин входит, Татьяна вскакивает [12, 136]. Он сообщает Татьяне, что он прочел письмо и ему мила ее искренность, она пробудила в его душе чувства, которые давно угасли [12, 136-137]. Онегин не хочет хвалить девушку и отвечает ей искренним признанием, называя его исповедью [12, 137]. Суть признания состоит в том, что он не любит ее, и вообще сейчас его душа не расположена к этому. По его словам, если бы его жизненным идеалом была семья, домашний круг, то, кроме Татьяны, ему не была бы нужна другая невеста; но блаженство - не для души Онегина, он недостоин совершенств Татьяны [12, 138-140]. Он считает, что брак с Татьяной станет мукой для них обоих, потому что, привыкнув к ней, он ее разлюбит [12, 140]. Стать другим Онегин не сможет: он -состоявшаяся личность [12, 141]. Свою любовь к Татьяне Онегин называет любовью брата или еще более сильной [12, 138]. По его мнению, чувство Татьяны к нему еще не очень серьезно, мечты молодой девушки не раз изменятся [12, 142-143]. Онегин советует Татьяне научиться владеть своими чувствами и не доверять душу людям, потому что это может привести к беде [12, 143-144]. Сообщив все это Татьяне, Евгений подает ей руку [12, 145]. Она долго смотрит на него, ее взгляд умоляющий, потом встает и уходит, опираясь на него [12, 145].

Темп арии Онегина умеренный, тон назидательный, он словно дает урок неопытной девочке. Музыка П.И. Чайковского в этой арии спокойная, но вместе с тем выражает чувство грусти. Вокальная техника здесь очень сложная, поскольку певец должен взять несколько очень высоких нот и исполнять некоторые части длительно. Певец-баритон, играющий роль Евгения, предстает перед зрителями достаточно равнодушным и несколько холодным, поэтому он вызывает отрицательное отношение к персонажу А.С. Пушкина. Исполнитель роли Онегина должен с помощью силы, тембра голоса и музыкальных эмоций показать Татьяне свое превосходство, следовательно, она во время арии изнывает, не зная, что и сказать.

Затем бал в доме Лариных продолжается. Далее следуют трагические события. Мучаясь от тоски на провинциальном балу, Онегин начинает ухаживать за сестрой Татьяны Ольгой, чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда. Ссора друзей заканчивается дуэлью.

Центральное место в партии Татьяны занимает сцена ее письма к Онегину. Именно здесь под влиянием нового нахлынувшего чувства что-то происходит в ее душе, и внезапно загоревшаяся страсть всецело овладевает ее эмоциями, мыслями и желаниями.

Замечательным и по-своему уникальным образцом большой диалогической сцены является заключительная картина оперы в доме Гремина - мужа Татьяны. Она представляет собой объяснение Татьяны с добивающимся ее любви Онегиным. В отличие от картин, она не имеет внутренних подразделений, развитие действия происходит непрерывно, потоком, с все возрастающим драматическим напряжением. Это объяснение имеет трагический характер, потому что люди, действительно любящие друг друга, никогда не будут вместе. Евгений принимает решение Татьяны: «Нравственная сила Татьяны заставляет Онегина склониться перед ее решением, покориться ему, несмотря на бурю, поднятую в его сердце поздно пробудившейся страстью» [6, 126]. В конце оперы можно понять, почему это - гениальное произведение: «Опера гениальна потому, что в обыкновенной девушке Пушкин и Чайковский увидели глубину чувства и силу характера, в простых бытовых положениях - поэзию и красоту» [2, 206].

В 1881 г. оперу «Евгений Онегин» поставил Большой театр в Москве, в 1884 г. - Мариинский театр в Петербурге. Затем опера ставилась в театрах Тифлиса, Харькова, Киеве, Казани, Праги, Гамбурга и других городов [7, 88]. И сегодня эта опера встречается слушателями с огромным интересом и имеет успех.

Секрет такого успеха в значительности литературного и музыкального сочинений. Ведь П.И. Чайковский написал не просто оперу, он создал роман в музыке [7, 86]. Образ Евгения Онегина взят им из литературного произведения с сохранением его национально-культурных особенностей; при помощи музыки композитор показывает развитие образа: рождение в его душе чувства настоящей любви. В его жизни произошло много переворотов, что психологически влияет на любого человека. В конце романа Онегин становится старше, духовнее, человечнее. От своего недовольства реальностью жизни он хочет вернуться к идеальной любви Татьяны, не вызвавшей разочарования. Но он опаздывает. Хочется верить, что после неудач в дружбе и любви Онегин станет жить другой, нормальной, жизнью. В образе Евгения Онегина литературная и музыкальная составляющие дополняют друг друга и дают возможность каждому поколению зрителей и слушателей сделать его современным, увидеть в нем героя своей эпохи и обогатить свой жизненный опыт.

Перспективой настоящей работы является изучение образов Татьяны, Ленского, Ольги из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» на основе объединения данных литера-

туры и музыки, а также подобный анализ персонажей других произведений великого русского композитора.

Литература

1. История русской музыки: В 10-ти т. - М.: Музыка, 1994. - Т. 8: 70-80 годы XIX века. Ч. 2 / Ю.В. Келдыш [и др.]. - 534 с.

2. Кунин И. Петр Ильич Чайковский / И. Кунин. - М.: Молодая гвардия, 1958. - 368 с.

3. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество / Е. Май-мин. - М.: Наука, 1982. - 208 с.

4. Маранцман В. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2 ч. / В. Маранцман. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Ч. 2. - 320 с.

5. Маранцман В. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. Пособие для учителя / В. Маранцман. - М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

6. Оперы П.И. Чайковского. Путеводитель. - М.: Музыка, 1970. - 388 с.

7. Прибегина Г. Петр Ильич Чайковский / Г. Прибегина. -2-е изд. - М.: Музыка, 1984. - 192 с.

8. Пушкин А. Евгений Онегин: Роман в стихах / А. Пушкин / Вступит. статья П.Г. Антокольского. - М.: Худож. лит., 1981. - 255 с.

9. Рапацкая Л. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. Рапацкая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.

10. Сидельников Л. Петр Ильич Чайковский / Л. Сидель-ников. - М.: Искусство, 1992. - 352 с.

11. Сто опер. История создания. Сюжет. Музыка / Г. Абрамовский [и др.]; Ред.-сост. М. Друскин. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1976. - Изд. 6-е. - 480 с.

12. Чайковский П. Евгений Онегин. Лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах. Либретто П. Чайковского и К. Шиловского по одноименному роману в стихах А. Пушкина. Клавир / П. Чайковский. - М.: Музыка, 1999. - 296 с.

13. Чумаков Ю. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В мире стихотворного романа. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Ю. Чумаков. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 128 с.

14. Шаталов С. Герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Кн. для учащихся / С. Шаталов. - М.: Просвещение, 1986. - 95 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.