ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Образ эпохи и нравственный выбор человека в историческом романе И. Машбаша «Хан-Гирей»
Агержанокова Симхан Рамазановна,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела литературы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева Е-таП: agerzhanokova54@mail.ru,
В статье анализируется образ эпохи и проблема мировоззренческого выбора человека в реконструированном образе выдающегося адыгского этнографа и литературоведа Хан-Гирея в одноименном романе Исхака Машбаша. В структуре произведения отмечается его сложное и своеобразное строение. Формулируются обстоятельства исторических событий эпохи, определивших трагическую и короткую судьбу, Хан-Гирея. Определен авторский метод Исхака Машбаша художественного осмысления масштабной исторической личности. С достоверностью воспроизвел образ бурной и драматической эпохи и изобразил судьбу Хан-Гирея, показав движение души героя, его сложный нравственный выбор и миротворческую миссию. Анализируются рассуждения главного героя романа Хан-Гирея, как участника событий Х1Х века, вошедших в историю под названием «Кавказская война», о его философии, а также трагизме и судьбе Хан-Гирея.
Ключевые слова: исторический роман, историческая личность, мировоззренческая проблема, адыгская культура, авторский метод.
Достоверность, а значит следование общей концепции жизни исторической личности, есть главное требование, предъявляемое к историческому жанру. Художественная интерпретация образа исторической фигуры непосредственным образом зависит от состояния имеющихся научных источников и сохранившихся свидетельств, так как представленные в них сведения, взгляды и заключения становятся основой художественного произведения[1]. Обращаясь к серьезной фактологической базе, документальным свидетельствам, воспоминаниям современников, писатель исторического жанра решает задачу соотношения действительного и вымышленного в историческом повествовании.
Исхак Шумафович Машбаш известен не просто как увлеченный, глубоко осведомленный в истории писатель, тяготеющий к историческим образам и темам, но как проницательный виртуоз художественного слова, способный, обратив взгляд в прошлое, в бурной череде разворачивающихся событий уловить эпохальное, исторически значимое. Литературовед К.Г. Шаззо отмечал: «Машбаш верен своим принципам: в частном увидеть общее, в личностях - историю нации, в конкретно историческом - национально главное» [2].
Верность принципам продемонстрировал Исхак Шумафович и в романе «Хан-Гирей». Личность выдающегося адыга Султана Хан-Гирея долгие времена оставалась в тени и имела противоречивые оценки современников и критиков. Данное обстоятельство делает роман еще более ценным произведением, интерес к которому не ослабевает и сегодня, поэтому его исследование и, в частности, анализ образа эпохи и проблемы нравственного выбора главного героя представляется актуальной задачей.
Обращаясь к структуре произведения, отмечу, что роман «Хан-Гирей» имеет сложное и своеобразное строение. В нем образ Султана Хан-Гирея, носителя национальной идеи, адыгского просветителя, вписан в образ эпохи (30-40-е гг.Х1Х столетия), характеризуемой напряженным и драматичным противостоянием России и Черкессии.
Примечательно, что исторических эпизодов с участием Хан-Гирея в произведении достаточно мало - Исхак Машбаш ввел в историко-художественное повествование лишь те значимые события, что отразили главные пики трагической
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
судьбы героя. К этим событиям относится Кала-усская битва, восстание на Сенатской площади, русско-персидская война, военная кампания в Польше и миротворческая миссия на Кавказе.
Начиная с описания Калаусской битвы, Маш-баш прибегает к авторскому методу художественного осмысления исторической личности - цитаты из исторических материалов писатель вкладывает в уста героев и участников описываемых событий. В частности, Машбаш широко ссылается на книгу генерала В.А. Потто «Кавказская война», свидетельства историка С.И. Петина, писателя В.П. Бурнашева[3, с. 230, с. 501, с. 595].В идущих далее эпизодах писатель вводит в повествование Хан-Гирея и утверждает определяющим его взгляд очевидца.
Судьба ставит Хан-Гирея перед мировоззренческой проблемой, проблемой нравственного выбора: офицерский долг или долг человека, чей народ ведет освободительную войну с Россией. Профессиональная ответственность перед обществом, кодекс чести, адыгская этика (адыгагъэ), ценность свободы, преданность родине - столкновение этих граней порождает моральную дилемму для главного героя. Философ Аласдер Макинтайр утверждает, что без связи с исторической, культурной традицией, нравственными установками и принципами мораль «оказывается бессильной в попытках дать собственное обоснование» [4]. В романе проблема морального выбора рассматривается в физическом, интеллектуальном, геополитическом, духовно-нравственном и психологическом аспектах[5].
Как офицер, Хан-Гирей участвовал в русско-персидской войне и в военной кампании в Польше, поэтому в реконструкции образа в романе Машбаш, описывая формирование у героя самосознания офицера, утверждает следующее: «На войне у мужчины ярче всего, точнее и определеннее видны мужество, самоотверженность, верность, милосердие и любовь к ближнему, к своей родине. Все эти качества проявились у Хан-Гирея на русско-персидской и русско-турецких войнах, откуда он вернулся в чине поручика с боевыми наградами, с благодарностями от военачальников Меньшикова и Петровского, у которых служил адъютантом» [3, с. 486].
Но крепко и национальное самосознание героя, автора труда «Записки о Черкесии», глубока его духовная связь с адыгской культурой и историей. «Но разве занимать нам смелости и мужества, разве притупились наши кинжалы? Разве не умеем ценить доброту, не любим детей и жен своих, не чтим память родной земли?», - задается вопросом Хан-Гирей[3, с. 8].
Нравственный выбор для главного героя поистине мучителен. С одной стороны, война забрала ° у него брата, с другой стороны, его народ демон" стрирует недоверие, что оскорбляет Хан-Гирея. ^ «Я - офицер русской армии, - горячился про себя Хан-Гирей, - но я еще и адыг! Мой дед и старший Ц брат погибли в боях за Россию, моего отца убили
за то, что хотел мира с ней. Мы, адыги, должны жить в добрососедстве с Россией, но и она должна думать об этом, искать полюбовного мира...», -терзается герой [3, с. 487]. Такие мысли и искания приводят Хан-Гирея на путь большой политики, который, увы, окажется для него губительным.
Исхак Машбаш подробно освещает в романе эпизоды, связанные с миротворческой миссией Хан-Гирея, к тому времени флигель-адъютанта императора Николая I. Представленные писателем факты свидетельствует о бездушном и неуважительном отношении самодержца к Хан-Гирею. Миссия, возглавляемая адыгом, также была встречена им грубо и безучастно. Более того, посещение Николаем I Кавказа привело к еще большему разжиганию вооруженного конфликта. Отныне Хан-Гирей находил свое пребывание в Черкесии совершенно лишенным смысла и опасным для собственной репутации, поэтому ушел в отставку.
Пережитые потрясения разрушительным образом отразились на и без того не лучшем, подорванном на войне, здоровье Хан-Гирея. Его настигли мучительные боли в спине, судороги верхних и нижних конечностей, свидетельствовавшие о неизлечимом заболевании, которое спустя несколько месяцев оборвало его яркую и драматичную жизнь. Хан-Гирею было 34 года.
Трагизм жизни и судьбы Хан-Гирея, на мой взгляд, точно сформулирован литературоведом Х. Тлепцерше, который писал, что «судьба героя была отнюдь не в его руках, она не зависела от его личных качеств - от его ума, политической прозорливости, от мужества и стойкости. Изменить что-либо в судьбе адыгов и в собственной судьбе он не мог - он просто оказался. жертвой большой и грязной политики» [6, с. 4].
Действительно, именно обстоятельства исторических событий определили личную трагедию Султана Хан-Гирея, и, к сожалению, ни личное благородство, ни интеллект, ни талант не могли предотвратить этот роковой удар.
Наука мужества и твердости духа, усвоенная Хан-Гиреем в юные годы, осталась с ним на всю его короткую жизнь. Он много философствовал о культуре и этике, о духовно-нравственном становлении личности, о патриотичном самосознании; о том, почему такую высокую цену платит человек за осознание путей к истине, добру и миру. Главными противниками адыгов и русского народа Хан-Гирей считал узколобо-националистические соображения.
Несомненно, что Султан Хан-Гирей не только горячо желал крепкого союза адыгов и русских, но и верил в его возможность. Однако все его усилия и труды оказались безрезультатными: он был не понят русским народом, император Николай 1использовал его в своих политических целях, выставив его предателем интересов адыгов, и адыгский народ высказывал ему недоверие.
Как истинный мастер художественного слова, Исхак Машбаш с высочайшей достоверностью воспроизвел в историческом романе «Хан-Гирей»
образ той бурной и драматичной эпохи и пронзительно изобразил судьбу Хан-Гирея. Писатель показал тончайшие движения души героя, сложность и мучительность его нравственного выбора между офицерским долгом и долгом представителя своего народа, приведшего его к личной трагедии, которую Хан-Гирей принял с горькой фразой: «Ни те... ни другие... не поняли...» [3, с. 797].
Исхак Машбаш филигранно вписал в образ эпохи художественный образ масштабной исторической фигуры. «Своей деятельностью писателя-просветителя он навсегда вписал свое имя в историю адыгского народа. Хан-Гирей был одним из первых, кто нес своим соотечественникам свет просвещения и прогресса, идею национального объединения и выхода адыгов на путь цивилизованного развития», - отмечал сам писатель [7].
Литература
1. Леонтьева О.Б. Судьба человека на перекрестье жанров: исторический роман и историческая биография // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, 2020. № 40(4). С. 19-29.
2. Шаззо К.Г., Ергук-Шаззо Ш.Е. В художественном мире Исхака Машбаша. Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 2007. 487 с.
3. Машбаш И.Ш. Собрание сочинений в двадцати томах. Том девятый. Хан-Гирей. Исторический роман. Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2015. 800 с.
4. Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали / пер. В.В. Целищев. М.: КАНОН-ПЛЮС, 2021. 368 с.
5. Чотчаева М.Ю. Проблема свободы личности и ее гуманистическое решение в произведениях И. Машбаша//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2021. № 1 (272). С. 177183.
6. Тлепцерше Х. Хан-Гирей: роман-предупреждение // Советская Адыгея, 1998. 4 с.
7. Машбаш И. Литература - жизнь моя. Майкоп, 2010. 252 с.
THE IMAGE OF THE EPOCH AND THE MORAL CHOICE OF A PERSON IN I. MASHBASH'S HISTORICAL NOVEL «KHAN-GIRAY»
Agerzhanokova S.R.
Adygea Republican Institute of Humanitarian Studies named after T.M. Kerashev
The article analyzes the image of the epoch and the problem of a person's ideological choice in the reconstructed image of the outstanding Adyghe ethnographer and literary critic Khan Giray in the novel of the same name by Iskhak Mashbash. The structure of the work notes its complex and peculiar structure. The circumstances of the historical events of the epoch that determined the tragic and short fate of Khan Giray are formulated. The author's method of Iskhak Mashbash artistic comprehension of a large-scale historical personality is defined. He faithfully reproduced the image of a turbulent and dramatic era and depicted the fate of Khan Giray, showing the movement of the hero's soul, his difficult moral choice and peacemaking mission. The author analyzes the arguments of the main character of the novel Khan-Giray, as a participant in the events of the 19th century, which went down in history under the name "Caucasian War", about his philosophy, as well as the tragedy and fate of Khan-Giray.
Keywords: historical novel, historical personality, worldview problem, Adyghe culture author's method.
References
1. Leontyeva O.B. The fate of a person at the crossroads of genres: historical novel and historical biography // Proceedings of the Society for Archeology, History and Ethnography at Kazan University, 2020. No. 40(4). P. 19-29. (In Russ.).
2. Shazzo KG., Erguk-Shazzo Sh.E. In the artistic world of Ishak Mashbash. Maykop: Adyghe Republican Book Publishing House, 2007. 487 p.(In Russ.).
3. Mashbash ISh. Collected works in twenty volumes. Volume nine. Khan Giray. Historical novel. Maykop: JSC «Polygraph-South», 2015. 800 p. (In Russ.).
4. Macintyre A. After virtue: a study of the theory of morality / trans. VV. Tselishchev. M.: CANON-PLUS, 2021/ 368 p. (In Russ.).
5. Chotchaeva MYu. The problem of personal freedom and its humanistic solution in the works of I. Mashbash // Bulletin of the Adyghe State University. Series 2: Philology and Art History, 2021. No. 1 (272). P. 177-183. (In Russ.).
6. Tleptsershe H. Khan Giray: a warning novel // Soviet Adygea, 1998. 4 p.
7. Mashbash I. Literature is my life. Maikop, 2010. 252 p. (In Russ.).