Научная статья на тему 'Образ Дуни Смолокуровой в романе П. И. Мельникова-Печерского «На горах»'

Образ Дуни Смолокуровой в романе П. И. Мельникова-Печерского «На горах» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
649
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сюжет / образ / портрет / композиция / роман / дилогия / читатель / психологизм / сюжетная линия / коллизия / система / интрига / центр / plot / character / portrait / composition / novel / dilogy / reader / psychologism / plotline / collision / system / intrigue / centre

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жидкова Екатерина Викторовна

Статья посвящена рассмотрению одного из ярких женских образов второй части дилогии П. И. Мельникова-Печерского, романа «На горах», Дуни Смолокуровой. В статье устанавливается своеобразие образа и его место в сюжетных линиях романа в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the image of Dunya Smolokurova, one of the bright female characters of the second part of P. I. Melnikov-Pechersky"s dilogy, the novel "On the Hills". The author of the paper determines the image"s originality and place in the plotline of the novel on the whole.

Текст научной работы на тему «Образ Дуни Смолокуровой в романе П. И. Мельникова-Печерского «На горах»»

Е. В. Жидкова

ОБРАЗ ДУНИ СМОЛОКУРОВОЙ В РОМАНЕ П. И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «НА ГОРАХ»

Работа представлена кафедрой русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Л. С. Конкина

Статья посвящена рассмотрению одного из ярких женских образов второй части дилогии П. И. Мельникова-Печерского, романа «На горах», Дуни Смо-локуровой. В статье устанавливается своеобразие образа и его место в сюжетных линиях романа в целом.

Ключевые слова: сюжет, образ, портрет, композиция, роман, дилогия, читатель, психологизм, сюжетная линия, коллизия, система, интрига, центр.

E. Zhidkova

IMAGE OF DUNYA SMOLOKUROVA IN THE NOVEL “ON THE MOUNTAINS”

BY P. I. MELNIKOV-PECHERSKY

The paper is devoted to the image of Dunya Smolokurova, one of the bright female characters of the second part of P. I. Melnikov-Pechersky’s dilogy, the novel “On the Hills”. The author of the paper determines the image’s originality and place in the plotline of the novel on the whole.

Key words: plot, character, portrait, composition, novel, dilogy, reader, psychologism, plotline, collision, system, intrigue, centre.

Система женских образов романа П. И. Мельникова-Печерского «На горах» несколько отличается от системы образов первой части дилогии - романа «В лесах». В первом романе читатель знакомится с ярчайшими образами Манефы, Фленушки, Насти Чапуриной, Марьи Гавриловны. Они представляют особый пласт романа, показаны в своем становлении и развитии. Роман «На горах» не так богат разнообразием женских образов. В качестве основного можно отметить образ Дуни Смолокуровой, а также связанные с ней образы Марьи Ивановны Алымовой, Дарьи Сергеевны и Аграфены Ивановны. Другие женские образы романа «На горах» показаны лишь в небольших эпизодах, поэтому выделить какой-то конкретно не представляется возможным.

С образом Дуни Смолокуровой мы знакомимся еще в романе «В лесах». Перед нами предстает прекрасная юная девушка, воспитанная в скитской среде, бесконечно преданная своему отцу и своей вере. Так описывает ее автор: «Подняла белокурую головку Дуня, ясным взором, тихо и спокойно обвела круг девушек и стала говорить нежным певучим своим голоском. Чистосердечная искренность в каждом слове звучала, и вся Дуня добром и правдой сияла» [2, с. 845]. Она еще не испытала любовных переживаний, сомнений и не почувствовала боль утраты. Ее красота описана так: «Но белей и свежей кисеи и батиста миловидное личико Дуни, самотканого жемчуга краше перловые зубы, камней самоцветных светлее синие очи...» [2, с. 812].

Внешняя красота Дуни полностью соответствует ее внутреннему миру. Воспитаннице скита присущи скромность, преданность вере и необычайная любовь к близким. Разговоры Дуни о замужестве в кругу скитских девиц говорят не только о внутреннем самообладании, но и показывают необычайную мудрость юной девушки: «Кого по мысли найду, за того и пойду, и буду любить его довеку, до последнего вздоха, - одна мать земля остудит любовь мою. И он будет любить меня, за иного я не пойду. <...> А что буду делать я замужем, как стану с мужем жить - того я не знаю. Знаю одно: где муж да жена в любви да совете, по добру да по правде живут, в той семье сам Господь живет. Он и научит меня как поступать.» [2, с. 568].

Основные же события, повлиявшие на судьбу этой героини и всего семейства Смо-локуровых, описаны в романе «На горах».

Во втором романе дилогии именно образ Дуни Смолокуровой является центром, вокруг которого развиваются события и переплетаются сюжетные линии. Особого внимания заслуживает рассмотрение взаимоотношений Дуни с отцом - Марко Данилычем Смолокуровым, а также сюжетные линии: Дуня - Петр Самоквасов и Дуня - Марья Ивановна - хлыстовская секта. Роман «На горах» начинается с подробного описания истории смолокуровской семьи. Многие исследователи творчества писателя говорят, что это одна из особенностей писательской манеры П. И. Мельникова-Печерского. К примеру, Л. М. Лотман, говоря о значимости темы семьи в идейной структуре и композиции

дилогии, указывает: «Семейственность представлялась Мельникову-Печерскому. главным элементом народной этики и основой русского быта. Отсюда особенность построения романов. <. > Появление более или менее значительного лица неизменно влечет за собой рассказ о его семье» [1, с. 408].

Перед нами представлен рачительный хозяин, успешный для своего времени предприниматель Марко Данилыч Смолокуров и его семья, состоящая из дочери и ее воспитательницы Дарьи Сергеевны. Взаимоотношения Марко Данилыча и Дуни проникнуты бесконечной любовью и взаимной преданностью. Отец готов на все ради счастья дочери, а любящая дочь отличается покорностью, верностью и необычайной добротой. Автор с неподдельным восхищением описывает эти отношения:

«- Что, Дуня?.. Как думаешь?.. - весело спросил ее Смолокуров.

В немногих словах много звучало любви. Души не чаял Смолокуров в дочери. Она и теперь отцу ни слова не вымолвила, скромной улыбкой, веселым покорным взором дала ответ.

- Хочется? - сказал, улыбаясь Марко Данилыч.

Улыбнулись алые губки и синие очи красавицы. Слегка кивнула она русой головкой на речь родительскую.

- Нечего делать! По-твоему быть... Хоть ночку-другую не придется поспать, а чтоб Дунюшку потешить, чего не сделаешь?.. » [2, с. 730].

В романе «На горах» автор выводит отношения отца и дочери на несколько иной уровень. Если в первом романе отец беспрестанно оберегает Дунюшку как младенца, то во втором он, понимая, что его дочь уже не ребенок, выводит ее в свет, знакомит с новыми людьми, подыскивает спутника жизни. Все чаще отца заботит будущее дочери: «Сильно соскучился он по Дуне, совсем истосковался, и во сне и наяву только у него и дум, что про нее. Ходит по лавкам, покупает

ей гостинцы - бриллианты, жемчуга, дорогую шубу черно-бурой лисицы и другие подарки. “Все годится на приданое. Ох, поскорей бы оно понадобилось!.. Тогда бы много забот у меня с плеч долой”, - думает он» [3, с. 640]. И Дунюшка отвечает отцу такими же светлыми и проникнутыми теплотой чувствами. Но наступает момент, когда Дуня на время забывает своих родных, в том числе и отца, - знакомство с Марьей Ивановной. Время, проведенное в Луповицах, не только не укрепило дочернюю любовь, но и, напротив, привело к отдалению героини от близких людей. Так автор характеризует ее состояние: «Грустит, а сама не знает, о чем тоскует. По отце Дуня не соскучилась, к Дарье Сергеевне давно охладела, Груню забыла, забыла и скитских приятельниц» [3, с. 600]. Разочарованная в любви девушка сначала ярко восприняла новое веянье, вызванное рассказами Марьи Ивановны, и затем так же быстро поняла всю искаженность своих убеждений. Известие о болезни отца заставило Дуню еще больше укрепиться в правильности своих выводов и по-иному взглянуть на свою жизнь и судьбу.

«- Тятенька, тятенька! Золотой мой тятенька! До чего дошла твоя любимая дочка!.. Лежишь ты при смерти, а дочка твоя балованная всего натерпелась от злых людей в дальней сторонушке.» [3, с. 797]. Она молит Господа об одном - чтоб хоть разок еще взглянуть на любимого отца. Смерть его, казалось, совсем убьет девушку, но сила характера не дает опустить руки, и вскоре Дуня предстает в ином качестве - хозяйки дома. «Патап Максимыч пристально посмотрел на нее. А у ней взгляд ни дать ни взять такой же, каков бывал у Марка Данилыча. И ноздри так же раздуваются, как у него бывало, когда делался недоволен, и глаза горят, и хмурое лицо багровеет - вся в отца» [3, с. 796]. Сюжетная линия отношений отца и дочери пронизывает весь роман и бесспорно является одним из доказательств и без того признанного мастерства писателя.

Взаимоотношения Дуни и Петра Само-квасова строятся на взаимной симпатии, но это уже не яркая история любви и страсти, как, к примеру, отношения Фленушки и Са-моквасова. Автор не показывает особенностей этих отношений: нет ни ярких признаний, ни разговоров под луной, ни безумных поступков. Особенности воспитания и поведения девушки не позволяют ей раскрыть своего чувства и объясниться с возлюбленным, взаимная симпатия двух молодых людей то вспыхивает и кажется на первый взгляд истинным чувством, то угасает, подталкивая Дуню к одиночеству и разочарованию. При этом в сложившихся обстоятельствах Петр также не раскрывает своих чувств. С одной стороны, он человек нового поколения - готовый к авантюрам (к примеру, участие в организации свадьбы «уходом» Параши Чапуриной и Василия Борисыча) и борющийся за свое место и за свои права (история раздела имущества с дядей), а с другой -робок и стеснителен по отношению к Дуне. Показав вспыхнувшую симпатию между двумя этими героями, писатель умышленно их разводит, чтоб вновь соединить в заключительных частях романа. Любовный треугольник Дуня - Петр Самоквасов - Фле-нушка распадается, когда Фленушка по наставлению Манефы принимает постриг. В надежде вернуть Фленушку Петр на время покидает Дуню, и она остается одна наедине со своими чувствами.

Во второй части романа автор вводит новую интригу, центром которой также является Дуня. Разочарованная в любви девушка ищет объяснение произошедшему с ней, она хочет знать правду о жизни, о судьбе, о людях. «Нет правды на свете, нет в людях добра! - после долгих мучительных дум решила она. - Везде обман, везде ложь и притворство!.. Где ж искать правды! Где добро, где любовь? Видно, только в среде бесстрастных духов, в среде ангелов Божи-их... <.> О, если б мне пожить с ними!..» [3, с. 739]. Именно в этот переломный момент она знакомится с Марьей Ивановной, которая на первый взгляд ненавязчиво, но очень необычно дает объяснение всем тре-

вогам Дуни, а впоследствии и вовсе меняет ее мировоззрение. Разочарованная в любви и честности Дуня очень быстро увлекается тем новым, что вносит в ее жизнь Марья Ивановна: разговоры об истинной вере и духовном супруге, неведомые доселе книги, которые вначале ей не совсем понятны, а затем все больше завораживают.

Вскоре меняются не только взгляды девушки на мир, но и ее привычки. Она уже не соблюдает правила, к которым приучена с детства, не молится на ночь, не обращает внимания на замечания Дарьи Сергеевны и даже не вспоминает Самоквасова. «Возросшая в строгом соблюденье внешних обрядов, привыкшая только в них одних видеть веру, молодая, впечатлительная девушка, начитавшись мистических книг, теперь равнодушно стала смотреть на всякую внешность» [3, с. 498]. То новое, что открывала ей Марья Ивановна, настолько увлекало молодую девушку, что вскоре она не могла прожить без своей новой наставницы. Такая слепая доверчивость юной девушки приводит ее в хлыстовскую секту, которая чуть было не погубила ее. Дуня стала «лакомым куском» для организаторов хлыстовских собраний, ее вступление означало безбедное существование и защиту со стороны Смоло-курова. Писатель с точностью бытописателя описывает хлыстовские собрания. Дуня не сразу понимает, куда именно она попала. С огромным желанием девушка вступает в общество святых людей, но вскоре ее охватывают сомнения в правдивости «истинной веры». Чем больше ее уверяли в заблуждении, тем больше она убеждалась в своей правоте. Мысли о близких и родных сердцу людях не покидают ее. Еще в хлыстовском имении к Дуне приходит осознание того, что она все еще влюблена в Петра Степановича, что ей бесконечно дорога ее подруга Груня и, конечно, отец.

«Это они!.. Это они лжехристы и лжепророки!.. Они лжеучители последних дней!.. И я, я впала в греховную их пропасть. Господи! Я сама была лжепророчицей!» [3, с. 741]. Дуне удается сбежать и вернуться домой, где начинается совсем иная жизнь.

В конце романа перед нами предстает совсем переменившаяся Дуня. Потеряв отца, она становится хозяйкой дома и с помощью Патапа Максимыча умело и рационально распоряжается своим имением и капиталом. Непревзойденная доброта и чувство благодарности возрождаются в характере героини. Она отблагодарила всех, кто помог ей в трудные минуты жизни. Как родного отца благодарит Дуня чужого по крови, но уважаемого ею Патапа Максимы-ча за его помощь и просит благословить: «Благословите меня за тятеньку покойника на новую жизнь» [3, с. 842]. Возвращение Самоквасова происходит как само собой разумеющееся событие, Дуня его прощает и принимает.

Образ Дуни дополняет ряд образов людей нового поколения, таких как Самоквасов, Веденеев, Меркулов. Они по-новому смотрят на мир, на веру, на личные отношения. Образ Дуни кажется иногда бледным по сравнению с образами Манефы и Фленушки, но от того не менее поэтический и идеальный в своей целостности. По словам Янчука: «От него веет чем-то национально-чистым» [4, с. 199]. Образ Дуни является центральным женским образом в романе, вокруг которого связываются основные события и сюжетные линии. Мастерство Мельникова-Печерского как нельзя лучше проявляется в изображении женских образов романа «На горах», поэтому они должны стать объектом изучения и глубокого анализа в современной науке о литературе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лотман Л. М. Роман из народной жизни. Этнографический роман // История русского романа: в 2 т. М.; Л.: Наука, 1964.

2. Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах: роман. М.: Эксмо, 2007. 944 с.

3. Мельников П. И. (Андрей Печерский). На горах: роман. М.: Эксмо, 2007. 944 с.

4. Янчук Н. А. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) // История русской литературы XIX века / под ред. Овсянико-Куликовского. М., 1911. Т. 4.

REFERENCES

1. Lotman L. M. Roman iz narodnoy zhizni. Etnograficheskiy roman // Istoriya russkogo romana: v 2 t. M.; L.: Nauka, 1964.

2. Mel’nikov P. I. (Andrey Pechersky). V lesakh: roman. M.: Eksmo, 2007. 944 s.

3. Mel'nikov P. I. (Andrey Pechersky). Na gorakh: roman. M.: Eksmo, 2007. 944 s.

4. YanchukN. A. Pavel Ivanovich Mel'nikov (Andrey Pechersky) // Istoriya russkoy literatury XIX veka / pod red. Ovsyaniko-Kulikovskogo. M., 1911. T. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.