Научная статья на тему 'Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации (окончание)'

Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации (окончание) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1044
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНАКОВОСТЬ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / БИНАРНОСТЬ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / ЭТНИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / REPRESENTATION / OTHERNESS / INTERSUBJECTIVITY / BINARITY / DECONSTRUCTION / ETHNICITY / GENDER / CULTURAL PLURALISM / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шапинская Екатерина Николаевна

Проблема Другого приобрела важное место в современных исследованиях культуры и общества. В статье выделяются несколько видов Другого, наиболее часто репрезентируемых в различных культурных формах, особенно в популярной культуре (этнический, гендерный, субкультурный, экзистенциальный и животное как Другой). Эти репрезентации отражают отношение к Другому в культуре и в то же время конструируют его, особенно в массовом сознании. В движении от литературных к более популярным жанрам «другость» персонажей усиливается, показывая устойчивость бинаризмов и отторжение «другости» в популярной культуре. В то же время некоторые социальные практики ведут к сдвигам в бинарных структурах или к их деконструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the Other is quite important in contemporary research on culture and society. In the article several types of the Other that are being represented in different cultural forms most often, especially in popular culture (ethnic, gender, subcultural, existential and animal as the Other), are discerned. These representations reflect the attitude to the Other in culture and at the same time construct it, especially in mass consciousness. In the movement from literary to more popular genres the «otherness» of characters is being intensified, showing the stability of binarisms and abruption of «otherness» in popular culture. At the same time, certain social practices are leading to the shifts in binary structures or to their deconstruction.

Текст научной работы на тему «Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации (окончание)»

Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации*

Е. Н. Шапинская (Российский институт культурологии)**

The Image of the Other in the Texts of Culture:

the Policy of Representation

E. N. Shapinskaia (The Russian Institute of Culturology)

4. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ДРУГОЙ

Мы обозначили этот тип «другости» исходя из того, что в данном случае Другой позиционирует себя как таковой по собственному выбору и в то же время утверждает свой субъектный статус. Утверждая себя через оппозицию «Я» и «Не-Я», этот субъект рассматривает весь мир как тотальное «Не-Я», являясь в свою очередь вечным Другим по отношению к коллективному субъекту. Такой Другой — личность, не вписывающаяся в общество, противопоставляющая себя общепринятой системе норм и творящая свой собственный универсум по своим собственным правилам, — всегда был основой многочисленных репрезентаций. В основе противопоставления такой необычной личности культуре большинства лежит оппозиция «Мы» и «Я», коллективная или групповая идентификация в противовес индивиду, который находит в себе смелость остаться за пределами сообщества1.

Таких Других мы видим в текстах культуры самых разных исторических эпох. Как правило, это образы людей творчества, поэтов, художников, чьи реальные жизненные истории становятся предметом репрезентации, нося характер восхищения, осуждения или назидания в зависимости от отношения

к «другости», господствующего в культуре. Их жизненные истории интересны для различных жанров и видов текстов (от биографии до кинофильма) во многом по причине драматичности судьбы этого вечного Другого, который, как правило, заканчивает уходом в инобытие, оставив после себя свою короткую жизнь для авторов многочисленных ее репрезентаций. Оговоримся, что в случае интеграции этого Другого в культуру и социум интерес к нему пропадает и его противостояние с общественной нормой становится лишь формой эпатажа. Доказательство права на вечность — лишь разрыв с жизнью, добровольный прыжок в никуда. Художник, поэт — вечный Другой культуры. С одной стороны, Поэт наделяется необычными свойствами, он воспринимается как предсказатель, пророк, с другой — он постоянно входит в противоречие с повседневной реальностью. Культурная индустрия делает все, чтобы лишить Поэта его «другости», превратить его в культурного производителя, труженика творческих индустрий. Тем не менее личности, не укладывающиеся ни в какие рамки обыденности, появляются в разные времена и в разные эпохи. Здесь мы имеем дело не просто с оппозицией обыденности и исключительности — некоторые люди,

Окончание. Начало статьи в №3 за 2009 г.

* Статья подготовлена в рамках исследования, поддержанного грантом Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-03-00086а).

** Шапинская Екатерина Николаевна — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российского института культурологии. Тел.: (495) 959-09-02. Эл. адрес: [email protected]

как правило, обладающие ярко выраженными творческими способностями, не способны жить в повседневной реальности.

Нами проанализированы тексты (литературные и кинематографические), в которых показаны жизненные истории таких героев. Если мы рассмотрим эти виды текстов как независимые друг от друга, то увидим, что в фильме (культурной форме, в большей степени принадлежащей массовой культуре, с самого начала рассчитанной на массовое потребление, даже если речь идет о так называемом арт-хаусном кино) черты «другости» героя выражены гораздо в большей степени, чем в книге, он выступает как абсолютный Другой своей эпохи, примирение с которой невозможно. Смерть становится единственным выходом из жизни, которую невозможно проживать день за днем, а болезнь — всего лишь формой добровольного отрицания жизни такой, как она есть. Мы выбрали тексты-биографии, реконструирующие жизненные истории людей, находящихся в положении Другого по отношению к своему окружению и не преодолевших эту «другость», хотя у них были все возможности прожить успешную и, наверное, долгую жизнь. Существует вполне очевидное сходство как между биографиями героев, принадлежащих к различным культурным эпохам, так и между репрезентациями в различных культурных формах. «Другость» этих героев утверждает свое право на существование, основанное на отказе от повседневной рутины и ненавистных им норм поведения, на тотальной невозможности жизни в сообществе, в которое судьба забрасывает чуждых ему людей. В этом случае саморазрушение и уход из жизни связаны с потерей своего места в ней, с невозможностью идентификации с сообществом, в которое человек попадает благодаря своему таланту и стечению обстоятельств. Становясь голосом поколения, он не может вынести накладываемые этим статусом обязательства. Это тоже Другой, но Другой по отношению к новому для него и так и не освоенному культурному полю. В нашем же случае отторже-

ние, «другость» являются актом добровольным, нарочитым позиционированием себя как Другого, когда есть сознание возможностей возвращения, но нет желания осуществлять его. Рассмотрев репрезентации неоднозначных «героев своего времени», не утративших привлекательности и для современных культурных производителей, мы видим, что популярная культурная форма (фильм) рассматривает трагический финал как закономерный, вытекающий из логики воинствующей «другости», невозможной в реальном существовании. Этот конец несет в себе морализаторство, вывод о наказуемости инобытия. Мир воображения, в котором поэт не Другой и не Чужой, находится за пределами понимания и оценки реального сообщества, он — воплощение «другости», которой можно восхищаться, но которая в конечном счете отторгается вместе с его создателем. Литературный текст гораздо менее прямолинеен и смягчает «другость» творческой личности, находя ей объяснения, показывая внутренние противоречия героя и обрисовывая возможные альтернативы жизненной истории.

Из всех выделенных нами типов «друго-сти» именно эта модель наименее подвержена деконструкции, не оставляя возможностей включения Другого в культурный мейнстрим, поскольку он сам этому сопротивляется. Другой по собственной воле остается Другим, отвергая все попытки «приручить» его.

Разница в политике репрезентации в литературе и в кино объясняется Ц. Тодоро-вым, проводящим границу между «литературными» и «популярными» жанрами: «Мы признаем за текстом право фигурировать в истории литературы или науки лишь тогда, когда он привносит изменения в быто-вовавшее до того представление о том или ином виде деятельности. Тексты, не удовлетворяющие этому условию, автоматически относятся к другой категории — категории «популярной», «массовой» литературы, если это литературные тексты...» (Тодоров, 1997: 3).

Таким образом, фильм как популярный жанр подтверждает противостояние Другого «магистральной» культуре, которая враждебна к нему и в конечном счете изгоняет его из жизни, — отношение, воплощенное в доксах массового сознания и лежащее в основе репрезентаций в текстах популярной культуры. Литературные же тексты стремятся изменить это представление, найти объяснение «неадекватности» героя и дать ему шанс на интеграцию в общество, хотя этот шанс и не осуществляется в жизненной истории. Если он осуществлен, то это уже другой герой и другая история.

5. ЖИВОТНОЕ КАК ДРУГОЙ Пожалуй, нет столь многочисленных репрезентаций Другого, как репрезентация животных. «Другость» животного обусловлена базовой оппозицией, лежащей в основе современных представлений об устройстве мира, — природа/культура. Животное как часть природы — Другой по отношению к миру искусственно созданного бытия, культуры. Тем не менее в этих отношениях не все так просто, что подтверждается разнообразными способами репрезентации животного. В многочисленных репрезентациях животного в текстах культуры мы видим все типы «другости», которыми легко наделять существа, не говорящие на нашем языке и соответственно лишенные голоса, который стал так отчетливо слышен в других видах «другости». В политике репрезентации животных мы видим все тенденции человеческого общества, все типы властных отношений. Большинство культурных текстов основаны на антропоморфизации животного. Исследуя программы о природе канала «Дискавери», американский ученый Д. Пирсон отмечает, что эти репрезентации мира природы представлены и во многих других медиатекстах (Pierson, 2005). Оценка животных через человеческие моральные категории (добрый, злой, ленивый) распространена также в художественных фильмах, в цирках, в детских книгах, песнях и других формах популярной культуры. Человеку

свойственно находить собственные черты в мире природы, воспринимать ее в человеческих терминах. В дискурсе природы Пирсоном выделяются четыре категории — природа и гендер, антропоморфизм, природа и социальная структура, социальная концепция природы. В отношениях с животным антропоморфизм доминирует, так как признание «другости» затруднено отсутствием равноценной коммуникации, а голос Другого в данном случае не слышен только потому, что оперирует другим кодом. Это заставляет человека брать на себя миссию говорить от лица животного (так было и в случае с этническими меньшинствами, и с женщинами) — мы слышим не голос животного, а голос в защиту животного.

Животные присутствуют во всех культурных формах и во все исторические периоды. Хотя большинство текстов о животных вплоть до середины ХХ в. были всего лишь формой изображения человеческой природы, можно провести отдельное исследование, которое показало бы динамику представлений о Другом на примере изменения отношения к животным и их репрезентации. В текстах о животных, созданных в то время, когда «другость» начинает обретать право на голос, встречаются все выделенные нами модели отношения к Другому. Животное как объект, изначально нижестоящий по отношению к человеку, может быть дружественен или враждебен. И тот и другой тип отношения широко представлен как в художественной, так и в документальной в литературе и, конечно, в кино, обширной области репрезентации животных. Будь животное дружественно человеку или же враждебно и угрожающее, в любом случае мы имеем дело с конструкцией бинарной оппозиции, в основе лежит все то же базовое противопоставление человека и природы. До недавнего времени разрешение этой оппозиции могло иметь место только в приручении животного, т. е. в потере им статуса полноправного субъекта, в трансформации некоего атрибута человеческого бытия. Мир природы и мир человека — две разные сущности, даже если

между ними устанавливается взаимодействие. Классический пример такого отношения — «Книга джунглей» Р. Киплинга.

Другим видом отношения к животному (как и к любому другому существу, отличному от человека) является создание общего пространства, где возможно сосуществование разнообразных Других. Такой мир мы видим в сказочной стране Шрнии, созданной английским писателем и христианским мыслителем К. Льюисом. Мир «Хроник Шрнии» населен разнообразными Другими — животными, птицами, фавнами, кентаврами, другими мифологическими персонажами, составляющими население волшебной страны Шр-нии. Они — Другие по отношению к детям, героям сказки, которые, в свою очередь, воспринимаются как Другие нарнийцами. Сохраняя свою инаковость, эти Другие тем не менее объединены и понимают друг друга, солидарны в общем стремлении защитить свою чудесную страну. Христианские идеи Льюиса, выраженные в фантазийной форме, приводят к соравенству всех существ в царстве Аслана, основателя Шрнии, но это одновременно и идеи, указывающие на возможность гармонии самых разных существ в пространстве, которое им дорого, которое является их домом. Причудливый мир Шрнии — прообраз идеальной модели мультикультурализ-ма как сосуществования разных типов «дру-гости» без потери идентичности. И все же Льюису не чужда антропоморфизация своих персонажей — животных и птиц — в той мере, в какой это присуще жанру сказки. Поставленные на основе хроник Шрнии фильмы также сохраняют одновременно и «дру-гость» животного, и присутствие в нем человеческих характеристик. Животные Льюиса — не просто Другие, нашедшие пространство сосуществования, но воплощение мысли об идеальном миропорядке, существующем в иной, но рядоположенной с нашей повседневностью реальности. Фильмы (на сегодняшний день снято два фильма, третий находится в производстве) больше сосредоточены на традиционном бинаризме добра и зла, причем в борьбе со злом объединяют-

ся люди, животные и фантастические существа, образуя причудливое смешение образов сказок, мифов и животного и растительного мира, противостоящих злым силам.

Антропоморфизация — наиболее распространенная стратегия репрезентации животного, известная с древнейших времен. Придавая животному — представителю Природы, сущности часто непонятной и враждебной человеку, — черты самого себя, человек делает свое существование более устойчивым, создает вокруг себя мир, где все понятно (недаром в сказках часто встречается мотив понимания языка животных) и где нет места тотальной «другости». Присвоив Другого, наделив его собственными характеристиками, необходимо в то же время поставить его в положение объекта власти (знания), иметь право говорить от его лица. Человек чувствует себя вправе авторитетно говорить о животном, как бы понимая его, но это понимание основано все на той же антропоморфи-зации. В популярной культуре эта тенденция усиливается. Рассмотрев ряд текстов, содержащих репрезентации животных, мы можем сказать, что в движении от литературного первоисточника к популярному жанру происходит «присвоение» Другого, наделение его понятными качествами, что является противоположностью той стратегии, которую мы наблюдали в случае с «экзистенциальным Другим». Каковы причины этой разницы в политике репрезентации? В случае с «экзистенциальным Другим» присвоение невозможно, так как этот Другой, утверждая свой субъектный статус и право на свободу выбора судьбы, не вступает в отношения взаимодействия с коллективным «Мы» своего социума. Животное, не обладая разделенным с человеком коммуникативным кодом, не проявляет своего отношения к присвоению/освоению своей «другости» в общепонятных формах, создавая этим широкое пространство для антропоморфной репрезентации. Такая репрезентация решает одновременно несколько задач. Она расширяет до бесконечности видимое разнообразие своих персонажей, вводя все новые и новые

образы. Кроме того, появляется возможность говорить о человеке как бы со стороны, и эффект отстранения приводит к большей выразительности характеристик людей, представленных через животных.

Неизменная «другость» животного утверждает незыблемость бинаризма Природы и Культуры. Тем не менее этот бинаризм, несмотря на то что он является основой многочисленных репрезентаций в различных культурных формах, не столь уж бесспорен. Процесс его деконструкции можно проследить в документальных фильмах о животных, которых с каждым годом становится все больше и больше. Уже само количество популярных лент о животных, птицах, обитателях океана (начиная с привычных домашних любимцев и кончая самыми экзотическими видами) снижает «другость», показывая эти странные существа на близком расстоянии, в привычных для них условиях, во всей сложности их социальности. Но какова позиция человека по отношению к этому миру, гораздо более причудливому, чем его рисует фантазия автора «Хроник Нар-нии»? Является ли он лишь наблюдателем, вооруженным все более изощренной техникой, чтобы проникнуть в сердцевину существования этого мира Других и затем произвести культурный текст, основанный на дистанцированном наблюдении этой «дру-гости»? Несомненно, во многих случаях это так. Задача производителя фильма — производство текста, удовлетворяющего любопытство и ожидания зрителя. Но эти ожидания связаны и с тем новым отношением к Другому, которое вырабатывается в культуре в последние десятилетия, что ведет и к изменению в политике репрезентации.

Кроме выделенных нами видов Другого, в текстах культуры в громадном количестве встречается еще один тип «другости», который мы назовем «фантазийный Другой». Он создан воображением человека, когда природная «другость» исчерпана или не может в силу ряда причин быть эксплицирована в текстах. Этот вид «другости» станет предметом отдельного исследования.

На основании проведенного анализа ряда текстов можно сказать, что сдвиг в позиции Другого в культуре, происшедший в последние десятилетия, поставил перед исследователями проблему голоса Другого, обладающего полным правом на существование в плюралистическом мире современной культуры.

Основным моментом в подходе к изучению Другого становится различие, проходящее через все многообразие форм культуры и постоянно меняющее точку отсчета (различные знаки, различные коды, различные сигнифи-кации и т. д.). Культурное производство рассматривается как процесс, конструкция культурной идентичности характеризуется «перформативностью, позиционированием, а не позициями, уже сконструированными субъектами». Дезартикулируются старые бинаризмы патриархального логоцентрист-кого дискурса — колонизируемый/колонизатор, господствующий/подчиненный, мужское/женское, магистральная/маргинальная культура и, наконец, природа/культура. Современный культурологический анализ ставит своей целью проследить «смещения», сдвиги в контексте идеологий, стремящихся к подавлению, «снятию» маргинальных голосов, что требует переопределения понятий «этнос», «класс», «гендер», «субкультура», «природа» с точки зрения конституиро-вания идентичности.

Смена жесткой структуры бинаризмов на фрагментированное, утратившее целостность культурное поле ведет к появлению многих явлений, которые не находят себе четко определенного места как в культурных практиках, так и в теоретической рефлексии. В данной работе мы попытались очертить это новое пространство, заполненное многочисленными Другими, и подойти к его упорядочиванию с точки зрения новых типов отношения человека с окружающим миром. Выделенные нами виды «другости» не исчерпывают ни всей области реального существования Другого, ни репрезентации. Тем не менее в тех культурных полях, откуда мы взяли рассмотренные тексты, сущест-

вует связь между практиками репрезентации и теоретическим дискурсом, выстроенным вокруг того или иного вида «другости». Таким образом, исследовательские работы и тексты литературы, популярной культуры, визуальные формы образуют некий семантический универсум, в котором понятие Другого становится центром, связанным сложной сетью отношений с периферийными «маргиналиями», но этот центр подвижен и может быть вытеснен на периферию. В таком видении «другости» проблемы «различия» маргинальных культур и меньшинств концептуализируются в терминах фикцио-нальности, фрагментации, коллажа, и эклектизма, проникнутых ощущением неустойчивости и хаоса. Проблема маргинальных сообществ теряет свой дистинктивный характер, становясь одним из фрагментов общекультурного коллажа. В то же время мы наблюдаем другие процессы как в повседневном бытии культуры, так и в теоретической рефлексии и в области репрезентации, связанные с интенсификацией голосов маргинальных культур, не удовлетворяющихся возможностью коммерциализировать свою идентичность или инкорпорировать ее фрагменты в доминантную культуру. Большинство интеллектуальных рефлексий и теорий, направленных на установление границ идентичности, продуцируется внутри самих этих идентичностей и вступает в полемику с эгалитаристскими импульсами глобализатор-ских устремлений.

Разнородность картин мира в доминантной и маргинальной культурах, проявляющаяся как в социокультурной, так и в художественной сферах, объясняет разнородность типов репрезентации и несопоставимость эстетических критериев. В процессе репрезентации также происходит переоценка культурных форм с точки зрения отхода от унифицированных нарративных репрезентаций субъективности. Говоря словами В. Бергена, искусство и теория должны показывать значение различий — этнических, классовых, гендерных — как процесса производства, как «нечто изменяемое, историческое, и поэтому

то, по поводу чего можно что-то сделать» (Вш^п, 1986: 108).

В этом контексте одной из важнейших проблем является конституирование «дру-гости» как категории с точки зрения понятия субъективности. В большинстве саморе-флексивных конструкций субъективность всегда является исторически помещенной. В то же время с точки зрения различных видов «другости» их субъективность должна основываться на отказе от центристских моделей (этноцентризм, логоцентризм и т. д.). Репрезентации субъекта в доминантной культуре, будь это в визуальных образах или нарративах, всегда связаны с доксой и идеологией. Там, где «другость» является предметом репрезентации, она конструируется как набор значений, который затем входит в культурное и экономическое обращение. Сам акт репрезентации становится продуктивным и конституирующим, хотя он не всегда связан с позитивным действием на социальном уровне. Репрезентация становится процессом конституирования субъективности, но она также показывает роль Другого в медиации культурного текста.

Исследования Другого в современной культуре (как традиционные, так и новейшие) обладают несомненным потенциалом для обогащения и расширения представлений о маргинальных группах, о коллективном Другом, но в то же время они могут быть равнодушными и даже враждебными по отношению к их нуждам и потребностям. Культурные институты становятся средством как подавления и вытеснения, так и инкорпорации за счет потери идентичности маргинальных сообществ при помощи различных «измов», к которым известный теоретик в области гендерных исследований Бел Хукс относит «белый супрематизм», «гетеросексизм», «консюмеризм», «империализм», «фаллоцентризм», «эссенциализм», «постмодернизм». Изучение культуры повседневности необычайно важно для понимания положения Другого с точки зрения этничности, гендера, субкультуры. В исследованиях постсовременной культурной си-

туации нередко подчеркивается одновременность возникновения постструктура-листской теории и выхода «дискурсов меньшинства» в теоретическое пространство. Именно в это время Другой перестает быть объектом исследования и начинает обретать собственный голос.

ПРИМЕЧАНИЕ 1 Интересен с этой точки зрения анализ жизненной истории О. Уайльда как «персональной модели» (См.: Луков Вал., Луков Вл., 2008).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Луков, Вал., Луков, Вл. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М.

Тодоров, Ц. (1997) Введение в фантастическую литературу. М.

Burgin, V. (1986) The End of Art Theory: Criticism and Postmodernity. Atlantic Highlands, NJ : Humahities Press International.

Pierson, D. (2005) «Hey, They’re Just Like Us». Representations of the Animal World in the Discovery Channel Nature Programming // Journal of Popular Culture. Vol. 38. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.