Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 584-589
Образ детской игрушки в творчестве отечественных и зарубежных композиторов
Л.Л. Алексеева
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт художественного образования и культурологии Российской
академии образования»
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1
Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: искусство, музыкальные произведения, игрушка, детство, воображение, творчество, музыкальный образ, восприятие мира музыки. Key words: art, music toy, childhood, imagination, creativity, musical image, perception of the world of music.
Резюме: В статье рассматривается специфика воплощения детской игрушки в музыкальном творчестве некоторых отечественных и зарубежных композиторов. На примере музыкальных произведений различных форм и жанров дан обобщенный музыкальный образ детской игрушки, показана тематика и особенности, раскрыты основные средства музыкальной выразительности. Автор подчеркивает роль музыкальных сочинений об игрушке для развития у детей творческого воображения, музыкального слуха, понимания выразительных и изобразительных особенностей музыки, формирования восприятия музыки как вида искусства.
Abstract: The article discusses the specifics of incarnation children's toys in the musical creativity of some domestic and foreign composers. For example, musical works of various forms and genres Dan generalized musical image of children's toys, shows the subject and features, the basic means of musical expressiveness. The author emphasizes the role of musical compositions on the toy for children the creative imagination, musical ear, understanding of the expressive and fine features music, formation of the perception of music as an art form.
[Alekseeva L.L. The image of children's toys in the Works of Russian and foreign composers]
В творческом наследии отечественных и зарубежных композиторов музыке для детей отводится важное место. Мир искусства с его красочными художественными образами, характер и содержание музыки, понятный и доступный для детского восприятия музыкальный язык широко известных сочинений не оставляет равнодушным и современное молодое поколение, увлеченное гаджетами и другими подобными
техническими «игрушками». В числе наиболее популярных и любимых сочинений для исполнения в детских музыкальных школах, а также для ознакомления на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях, системе общего и дополнительного музыкального образования, назовем «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Альбом для юношества» Роберта Шумана, вокальный цикл «Детская» М.П. Мусоргского, «Лирические пьесы» Эдварда Грига, «Детский уголок» Клода Дебюсси, «Детскую музыку» С.С. Прокофьева, «Танцы кукол» и «Детскую тетрадь» Д.Д. Шостаковича, многочисленные детские пьесы Д.Б. Кабалевского, «Музыкальные игрушки» и «Песенки-считалки», «Дюймовочка» и другие фортепианные пьесы С.А. Губайдуллиной, фортепианные циклы для детей и юношества С.М. Слонимского («От пяти до пятидесяти», «Первые шаги на клавиатуре», «В виртуальном мире» и др.).
Среди удивительных и неповторимых музыкальных образов детской музыки - картин природы и быта, изображений сказочных и причудливых персонажей, воплощения переживаний, впечатлений, раздумий ребенка и т.д., - особый интерес представляют сочинения, посвященные детской игрушке как таковой, с ее характерным музыкальным обликом в плане яркости и специфики воплощения, средств музыкальной выразительности. И таковых сочинений в программной музыке, пробуждающей и «оживляющей» творческое воображение детей, тоже можно найти немало. Например: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; «С куклой» из вокального цикла «Детская» М.П. Мусоргского; «Серенада кукле» и «Кукольный кэйк-уок» из сюиты Клода Дебюсси «Детский уголок»; «Заводная кукла» из «Детской тетради» и «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича; «Дюймовочка» С.М. Слонимского, написанная по известной сказке Г.Х. Андерсена.
Напомним также и о герое театра кукол Петрушке, а также о ярком комическом персонаже французского народного театра Полишинеле, чьи причудливые образы неоднократно воплощены в музыкальном творчестве широко известных композиторов: песня «Петрушка» И. Брамса, пьеса-фантазия для
фортепиано «Полишинель» С.В. Рахманинова, интереснейшее сочинение для фортепиано «Полишинель» из сюиты «Семья малыша» Эйтора Вилла-Лобоса и др. Как правило, с самого раннего детства каждому ребенку хорошо знаком и кукольный персонаж Буратино, а также популярнейшая музыка Алексея Рыбникова к кинофильму «Приключения Буратино» (1975, режиссер Леонид Нечаев). Самобытная, оригинальная детская игрушка стала названием и своеобразной основой «очеловеченной» музыкальной истории для двух всемирно известных произведений искусства, сочинений русских композиторов - балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского и балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Несмотря на имеющееся в мировом музыкальном искусстве разнообразие крупных и малых сочинений, так или иначе раскрывающих образ детской игрушки, все они имеют яркое, оригинальное программное название, изначально дающее мощный импульс развитию творческого воображения у детей. Это закономерно и естественно предопределяет выбор композитором соответствующей формы, жанра и необходимых средств музыкальной выразительности для воплощения замысла (темп, лад, ритм, тембр и т.д.). Например, знакомые пьесы Эдварда Грига «Шествие гномов» и «Танец эльфов» из его «Лирических пьес», «Игра в лошадки» из «Детской музыки» С.С. Прокофьева, «Скакалочка» Д.Б. Кабалевского с достаточно хорошо известными, классическими, и так называемыми традиционными, композиторскими приемами, в том числе «изобразительными интонациями», доступностью для детского восприятия, эмоциональностью и выразительностью, соответствующей мелодикой, фактурой и т.д. Или «Компьютерный робот» С.М. Слонимского, где пьесу можно исполнять сидя или стоя, при этом для изображения характерного для компьютера тембра обязательно зажимаются струны среднего регистра инструмента, к тому же не применяется педаль и вынимается пульт из рояля.
Образы счастливого детства, фантазий и мечтательности воплощены Клодом Дебюсси в сюите «Детский уголок», посвященной композитором своей дочери. Две пьесы из сюиты -«Серенада кукле» и «Кукольный кэйк-уок», - по тематике,
эмоциональной содержательности и выразительности интонаций как нельзя более гармонично и красочно передают мир всевозможных детских игрушек и первых шаловливых игр, наполненных воображаемыми и реальными героями. «Серенада» по своей мягкости и плавности как бы «распускающейся» мелодии словно «недоговаривает» что-то, увлекая при этом в мир творческих загадок и детских вымыслов. «Кэйк-уок» как афроамериканский «танец-пирожное» (или буквально «прогулка с пирогом») сохраняет у Дебюсси характерные интонации, синкопированный «острый» ритм народного танца с подражанием звучанию эстрадного оркестра. А сам по себе перевод названия для современных детей - это еще одна возможность творческой интерпретации, пластического интонирования, исполнительской, танцевальной импровизации на занятиях и уроках искусства (Кремлев, 1965).
Характерной особенностью музыкальных сочинений, так или иначе раскрывающих образ детства, детской игрушки и веселых игр, является также гениальная способность их создателей - композиторов, - видеть и воспринимать окружающий мир «глазами и душой ребенка». Это особое качество присуще выдающимся деятелям музыкального искусства, и рождается, наверное, из вдумчивых наблюдений за повседневной жизнью маленьких детей, непосредственного и простого общения с ними «на равных», непостижимого для обычных людей умения композиторов мыслить музыкальными образами как ребенок, «по-детски». Уникальным примером удивительного отражения мира детства и детской игрушки в музыкальном искусстве является вокальный цикл М.П. Мусоргского «Детская».
Все песни цикла, слова к которым написаны самим композитором, раскрывают самые разные эпизоды из детской жизни, посвящены детству, его различным приятным, неожиданным и таинственным событиям. И лишь одна песня «С куклой» (иначе «Колыбельная»), посвященная М.П. Мусоргским своим маленьким племянникам, в определенной степени несет в себе и музыкальный образ детской игрушки. Девочка, от лица которой звучит песня, укачивает свою куклу «Тяпу», напевает слова няни о «сером
волке», «буке», «что во сне увидишь, мне про то расскажешь», и постепенно погружается в сказочный сон про «остров чудный», где «цветут и зреют груши наливные», «день и ночь поют птички золотые» и т.д. Мягкий и успокаивающий ритм «баюканья», нежность и мечтательность напева, сказочность фортепианного сопровождения словно «ведут» ребенка в мир волшебства и сладких, светлых грез. Умиротворенное состояние, ласковость мелодических интонаций и их легкое покачивание создают и соответствующий, «живой» музыкальный образ детской игрушки, по-настоящему семейный и добрый (Федякин, 2009).
Примером современной музыки для детей и самобытных музыкальных образов детской игрушки могут быть фортепианные миниатюры «Музыкальные игрушки» крупнейшего композитора второй половины XX века Софии Губайдулиной. Это четырнадцать музыкальных пьес с яркими, оригинальными названиями. Каждое из этих небольших программных сочинений, будь то «Заводная гармошка», «Лесные музыканты», «Снежные сани с бубенцами», «Медведь-контрабасист и негритянка» или «Волшебная карусель», «Птичка-синичка», «Дятел», звучит как глубоко личное воспоминание композитора о своем далеком детстве, радостных и важных событиях и впечатлениях, оставивших «музыкальный отзвук». Средства выразительности пьес-миниатюр при всей интонационной характерности и специфике современного музыкального языка с его «острыми» кластерами, элементами додекафонии и атональности, гармоническими
сопоставлениями, текучестью границ формы и т.п., подчинены одному - художественному отражению мира ребенка. И этот богатый и эмоциональный мир детства показан не упрощенным, но серьезным музыкальным языком (Алексеева, Школяр, 2012). Наверное, именно поэтому, фортепианные миниатюры «Музыкальные игрушки» Софии Губайдулиной исполняют не только юные пианисты, но и включают в свой концертный репертуар именитые, сложившиеся музыканты.
Отличительной чертой музыкальных произведений, написанных с искренней любовью к детям и так или иначе раскрывающих образ игры и детской игрушки, можно считать
необычайную потребность композиторов раскрыть растущему человеку мир музыкального искусства через понятный и доступный мир художественных образов. Напомним, что Фридрих Шиллер, основываясь на кантовском определении природы прекрасного как «незаинтересованного наслаждения», в «Письмах об эстетическом воспитании человека» представил развернутое обоснование теории игры как основы происхождения эстетического чувства и всей художественной деятельности человека (Шиллер, 1935: 459). По Шиллеру, чувство наслаждения в незаинтересованной игре человеку свойственно в высшей мере, ибо только в игре своих способностей он поднимается над грубой обыденностью и получает возможность к неограниченному совершенствованию.
Вероятно, отсюда рождается у гениальных музыкантов желание порадовать детей искусством, научить воспринимать мир музыкальных звуков и понимать его выразительные и изобразительные особенности, пробудить в растущем человеке все его творческие возможности, развить воображение и музыкальный слух. По большому счету, это можно назвать принципиально важным (скорее всего - педагогическим) подходом в сочинении музыки для детей - «мир детства глазами и душой взрослого музыканта». И при талантливом воплощении данного подхода каждое созданное музыкальное произведение для детей, о детях, их забавах и жизни следует считать вечным оригинальным музыкальным памятником детской игрушке.
ЛИТЕРАТУРА
Кремлев Ю.А. 1965. Клод Дебюсси. М.: Музыка. 792 с. - Серия «Классики
мировой музыкальной культуры». Федякин С.Р. 2009. Мусоргский. М.: Молодая гвардия. 160 с. - Серия «Жизнь
замечательных людей». Алексеева Л.Л., Школяр Л.В. 2012. Музыка. 2 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина. 98 с. Шиллер Ф. 1935. Статьи по эстетике. Статья Георга Лукача, пер. А.Г. Горнфельда и Э.Л. Радлова, примеч. А.Г. Горнфельда, А.А. Сидорова; тит. л, заставки, концовки, переплет и суперобложка И.Ф. Рерберга. М.; Л.: ACADEMIA. LXXXVIII, 671 с.
Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 30.09.2016