Научная статья на тему 'ОБРАЗ БОГАТЫРСКОГО КОНЯ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ'

ОБРАЗ БОГАТЫРСКОГО КОНЯ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
28
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ коня / богатырский конь / якутский героический эпос / олонхо / боевой конь / тотемное животное / архетипический образ / image of horse / heroic horse / Yakut heroic epic / olonkho / war horse / totem animal / archetypal image

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т В. Илларионова, Т Н. Васильева

В статье основное внимание автора сконцентрировано на образе богатырского коня, который стал частью традиционного мировоззрения. В якутском героическом эпосе повествуют о подвигах богатырей. Наравне с богатырем выступает архетип коня-воина. Иконография эпического коня в олонхо отличается многослойностью и глубиной, отражая различные культурные пласты и символические значения. Он сочетает в себе черты мифологического существа, верного помощника, символа силы и мужества. В якутском героическом эпосе образ эпического скакуна выступает как тотемное животное, героический спутник, посланник богов, символ плодородия, архетипический образ. В статье использован системный, культурно-исторический и сопоставительный методы, позволяющие выявить общее и специфическое в текстах олонхо; описательный метод, который позволяет более глубоко охарактеризовать данный образ с учетом мировоззрения и менталитета народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/1991-5497-2024-6109-567-570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A BOGATYR HORSE IN THE YAKUT HEROIC EPIC

In the article the author focuses on the image of a heroic horse, which has become part of the traditional worldview. The Yakut heroic epic tells about exploits of heroes. The archetype of the horse-warrior acts along with the hero. The iconography of the epic horse in olonkho is distinguished by its multi-layeredness and depth, reflecting various cultural layers and symbolic meanings. It combines features of a mythological creature, a faithful assistant, a symbol of strength and courage. In the Yakut heroic epic, the image of an epic racehorse acts as a totem animal, a heroic companion, a messenger of the gods, a symbol of fertility, an archetypal image. The article uses systemic, cultural-historical and comparative methods, which allow us to identify the general and specific in the olonkho texts; a descriptive method, which allows us to more deeply characterize this image, taking into account the worldview and mentality of the Sakha people.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ БОГАТЫРСКОГО КОНЯ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ»

ведливо отметил, что в современных условиях возникают и развиваются «новые, общие для многих культур черты национальной формы» [2]. Русский прозаик В. Солоухин позволил себе не согласиться с позицией А.П Агаева в той же «Литературной газете»: «Правда, что украинец Поголь писал по-русски и таким образом стал русским писателем. Но не может быть дагестанской литературы на русском языке... Объективно получается, что А. Агаев выступает за постепенное отмирание национальных культур» [10]. На сторону В. Солоухина встал осетин Н. Джу-сойты, категорично утверждавший: «Есть одна бесспорная истина: национальная литература создается на национальном языке» [6, с. 89].

К этой дискуссии подключились другие деятели национальных литератур: П Куклис, А. Салиев, М. Исаев. Некоторые из них приписывали А.П Агаеву то, чего он никогда не мог говорить, в частности, принижение значения родного языка и призыв писать исключительно по-русски. А в 1966 году З. Кедрина и Н. Дамдинов использовали трибуну съезда писателей России против дагестанского ученого. Они обвинили его в нигилистическом отношении к родным языкам и желании истребить национальные литературы, что в корне было неприемле-

Библиографический список

мо для такого патриота родного языка, каким был А.П Агаев. На что последний неустанно и терпеливо разъяснял своим оппонентам, что «если национальный писатель пользуется не родным, а русским языком, иные критики находят в этом «состав преступления». А.П Агаев последовательно отстаивал право писателя на выбор языка своего творчества: «Словом, - заключает он - язык не основной и не единственный признак, по которому определяется национальная принадлежность писателя или художественного произведения» [2].

Таким образом, русскоязычная литература народов Дагестана прошла долгий и тернистый путь развития, а тем, кто положил начало этому объективному и закономерному процессу в условиях двуязычия, пришлось доказывать и утверждать свой профессионализм и творческую состоятельность, и сегодня мы с полной уверенностью можем сказать, что русскоязычная литература дагестанских авторов вышла на новый этап своего духовного роста, который определяется идейно-художественными достоинствами самого произведения, а также возможностью выбрать язык творчества, исходя из современных реалий и потребностей читательского сообщества.

1. Абдуллаев А.А. Магомедов М.И. Рассказы о русских словах. Махачкала, 2015.

2. Агаев А.Г. В семье вольной, новой. Известия. 1961; 6 декабря.

3. Ахмедов С.Х. История лакской литературы. Т. 1. Махачкала, 2008.

4. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: в 2 т. Москва: Гослитиздат, 1958; Т. 2.

5. Бикмухаметов Р Обновление перспективы. Вопросы литературы. 1963; № 1: 97.

6. Джусойты Н. Единение народа - единение литератур. Вопросы литературы. Москва, 1962; № 6: 89.

7. Иванов С. О сближении горцев с русскими на Кавказе. Военный сборник. Санкт-Петербург, 1859; Т. 7.

8. История дагестанской советской литературы. Составители А.Ф. Назаревич, РФ. Юсуфов. Махачкала, 1967.

9. Капиева Н. Жизнь, прожитая набело. Литература народов Дагестана 10 класс. Составители З.А. Магомедов, С.М. Хайбуллаев, Х.М. Халилов. Махачкала: НИИ педагогики, 2006.

10. Султанов К. Очерки истории дагестанских литератур XIX - начала XX вв. Махачкала: Дагучпедгиз, 1978. References

1. Abdullaev A.A. Magomedov M.I. Rasskazy o russkih slovah. Mahachkala, 2015.

2. Agaev A.G. V sem'e vol'noj, novoj. Izvestiya. 1961; 6 dekabrya.

3. Ahmedov S.H. Istoriya lakskojliteratury. T. 1. Mahachkala, 2008.

4. Bestuzhev-Marlinskij A.A. Sochineniya: v 2 t. Moskva: Goslitizdat, 1958; T. 2.

5. Bikmuhametov R. Obnovlenie perspektivy. Voprosy literatury. 1963; № 1: 97.

6. Dzhusojty N. Edinenie naroda - edinenie literatur. Voprosy literatury. Moskva, 1962; № 6: 89.

7. Ivanov S. O sblizhenii gorcev s russkimi na Kavkaze. Voennyj sbornik. Sankt-Peterburg, 1859; T. 7.

8. Istoriya dagestanskojsovetskojliteratury. Sostaviteli A.F. Nazarevich, R.F. Yusufov. Mahachkala, 1967.

9. Kapieva N. Zhizn', prozhitaya nabelo. Literatura narodov Dagestana 10 klass. Sostaviteli Z.A. Magomedov, S.M. Hajbullaev, H.M. Halilov. Mahachkala: NII pedagogiki, 2006.

10. Sultanov K. Ocherki istorii dagestanskih literatur XIX - nachala XX vv. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1978.

Статья поступила в редакцию 16.10.24

УДК 398.22

Illarionova T.V., Cand. of Sciences (Philology) senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: 445325@mail.ru

Vasilieva T.N., MA (Philology), North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: tachik.v1991@mail.ru

THE IMAGE OF A BOGATYR HORSE IN THE YAKUT HEROIC EPIC. In the article the author focuses on the image of a heroic horse, which has become part of the traditional worldview. The Yakut heroic epic tells about exploits of heroes. The archetype of the horse-warrior acts along with the hero. The iconography of the epic horse in olonkho is distinguished by its multi-layeredness and depth, reflecting various cultural layers and symbolic meanings. It combines features of a mythological creature, a faithful assistant, a symbol of strength and courage. In the Yakut heroic epic, the image of an epic racehorse acts as a totem animal, a heroic companion, a messenger of the gods, a symbol of fertility, an archetypal image. The article uses systemic, cultural-historical and comparative methods, which allow us to identify the general and specific in the olonkho texts; a descriptive method, which allows us to more deeply characterize this image, taking into account the worldview and mentality of the Sakha people.

Key words: image of horse, heroic horse, Yakut heroic epic, olonkho, war horse, totem animal, archetypal image

Т.В. Илларионова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: 445325@mail.ru

Т.Н. Васильева, магистр, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: tachik.v1991@mail.ru

ОБРАЗ БОГАТЫРСКОГО КОНЯ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ

В статье основное внимание автора сконцентрировано на образе богатырского коня, который стал частью традиционного мировоззрения. В якутском героическом эпосе повествуют о подвигах богатырей. Наравне с богатырем выступает архетип коня-воина. Иконография эпического коня в олонхо отличается многослойностью и глубиной, отражая различные культурные пласты и символические значения. Он сочетает в себе черты мифологического существа, верного помощника, символа силы и мужества. В якутском героическом эпосе образ эпического скакуна выступает как тотемное животное, героический спутник, посланник богов, символ плодородия, архетипический образ. В статье использован системный, культурно-исторический и сопоставительный методы, позволяющие выявить общее и специфическое в текстах олонхо; описательный метод, который позволяет более глубоко охарактеризовать данный образ с учетом мировоззрения и менталитета народа саха.

Ключевые слова: образ коня, богатырский конь, якутский героический эпос, олонхо, боевой конь, тотемное животное, архетипический образ

Конь является одним из наиболее ярких и подлинно национальных образов в культуре народа саха. В искусстве, в литературных произведениях красочное и выразительное описание персонажа героического скакуна отражает образ самого народа саха, создателя героического эпоса олонхо, как скотовода и ценителя. Образ коня в якутском эпосе безусловно, занимает одно из главных мест. В якутском эпосе повествуют о подвигах богатырей. Как известно, исследование образа

богатырского коня не раз становилось объектом изучения отечественных ученых. Значительное внимание этому вопросу уделяли и якутские фольклористы. Эргис ПУ. в своих трудах подчеркивает, что конь в олонхо часто обладает сверхъестественными качествами [1]. И.В. Пухов в своей работе «Основные образы олонхо» отмечает, что мифологический конь-богатырь часто наделен магическими способностями, такими как способность летать или мгновенно преодолевать боль-

шие расстояния [2]. Н.В. Емельянов в своем труде «Сюжеты якутского олонхо» подчеркивает, что конь часто выступает как символ духовной силы и внутренней гармонии героя [3]. В исследованиях Кузьминой А.А. [4], Оросиной Н.А. [5] и Павловой О.К. [6; 7] данный образ как культурный архетип, отражает традиционные представления якутов о мире и месте человека в нем. Божедонова А.Е. отмечает, что конь в олонхо может рассматриваться как параллель между природой и культурой, связывающий мир людей с миром духов и богов [8]. Однако, несмотря на достижения в этой области, многие вопросы остаются до конца нерешенными. В якутской фольклористике до сих пор нет специальных монографических работ, в которых был бы охарактеризирован образ коня в якутском героическом эпосе. Основная цель исследования состоит в изучении роли коня - необходимого героя-помощника в борьбе и достижении побед. Исходя из цели, поставлена следующая задача: концептуально раскрыть образ богатырского коня.

Научная новизна исследования предлагает новое осмысление роли богатырского коня в якутском героическом эпосе, известном как олонхо. Особое внимание уделяется символической и мифологической роли коня как посредника между мирами, защитника и соратника героя, что дает полный анализ уникальности якутского эпоса. Базовой теоретической опорой исследования послужили труды В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, Б.Н. Путилова, В.Я. Пропп, РС. Липец, С.С. Суразакова, З.С. Казагачевой, Е.Э. Ямаевой, В.И. Вербицкого, Н.В. Шулбаевой, С.М. Орус-ООл, РА. Шерхунаева, Ю.И. Чаптыкова и А.Н. Дми-триенко, ГУ. Эргис, И.В. Пухов, Н.В. Емельянова, А.А. Кузьминой, А.Н. Даниловой, Н.А. Оросиной, О.К. Павловой и др. Эти работы позволили рассмотреть культурные пласты образа богатырского коня в якутском эпосе. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов для дальнейшего изучения якутского героического эпоса.

В якутском героическом эпосе олонхо конь занимает особое место, выступая в качестве неотъемлемого спутника и соратника главного героя. Сверхъестественные способности эпического коня выходят за рамки простого участия в битвах: он становится бесценным помощником своего господина, наделенным даром пророчества [9, с. 28]. Являясь мудрым советником и верным соратником, богатырский конь обладает неземной, божественной природой.

В олонхо конь возносится на пьедестал идеала, являясь верным спутником бесстрашных богатырей. Он не просто средство передвижения, а полноправный участник великих событий. Описывая посланников богов, олонхосуты, сказители эпосов, не скупятся на похвалы. Хвалы, возносимые к небесам, превозносят скорость и силу коня, его неукротимый дух и нерушимую связь с всадником.

В эпическом сказании олонхо, пронизанном символическим языком, конь занимает центральное место. Исследователи единогласно признают, что образ скакуна-воина дополняет образ богатыря, а некоторые даже утверждают об их равнозначности. Это находит свое отражение, прежде всего, в имени главного героя, которое обязательно включает масть и отличительные черты четвероногого соратника: «Могучий Эр Соготох, владеющий темно-рыжим конем с гривастой головой выше темного леса-колка» («Босхо хара тыаны Моойдоох баhынан ку-отар МоБул кугас аттаах Модун Эр СоБотох»), «Ездящий на говорящем черном жеребёнке Сын лошади Богатырь Дыырай» («Тыллаах-естеех Хара Кулун аттаах Сылгы уола Дыырай БеБе») [10].

Образ богатырского коня в олонхо отличается многослойностью и глубиной, отражая различные культурные пласты и символические значения.

Выделяют следующие концепты образа коня:

1. Тотемное животное

Конь в якутской мифологии был одним из почитаемых тотемных животных, связанных с силой, плодородием и богатством. Образ коня в олонхо сохранил некоторые черты его тотемного происхождения, проявляясь в сверхъестественных способностях и особой связи с миром духов.

В якутском эпосе лошадь - не просто средство передвижения, а многослойный образ, символизирующий различные аспекты якутской культуры и мировоззрения, включая тотемное почитание.

В якутской культуре лошадь считается священным тотемным животным, связанным с силой, выносливостью и духовностью. Считалось, что якуты произошли от белой лошади, и они обращаются к лошади как к своему предку-покровителю.

В олонхо богатырский конь воплощает несколько взаимосвязанных значений:

1. Усилитель силы: боевой конь увеличивает силу и ловкость своего всадника, выступая в качестве расширения его собственных способностей.

2. Защитник: конь защищает своего всадника от вреда, служа щитом и убежищем в битве.

3. Соратник и наставник: боевой конь не просто средство передвижения; он является доверенным спутником и советником своего всадника, предлагая мудрость и поддержку в трудную минуту.

4. Духовная связь: конь выступает в качестве моста между миром смертных и миром духов, облегчая общение с предками и небожителями.

Богатырские кони в олонхо часто имеют необычное происхождение - они рождены от небесных существ или обладают сверхъестественными способностями.

Таким образом, образ богатырского коня представляет собой тотемное животное, символизирующее силу, выносливость, духовность и связь с предками. Через боевого коня богатырь черпает силу и поддержку в осуществлении своих

героических подвигов, олицетворяя глубоко укоренившуюся связь между якутами и их священным тотемным животным.

2. Героический спутник

Конь богатыря в олонхо обладает выдающимися физическими и моральными качествами. Он отличается силой, выносливостью, смелостью и преданностью. Герой и его конь составляют единое целое, олицетворяя идеал героического дуэта.

Прежде всего, богатырский конь в олонхо является могучим боевым помощником. Он наделен сверхъестественной силой, выносливостью и способностью преодолевать любые препятствия. Конь выступает в роли не только средства передвижения, но и активного участника сражений. Он может разить врагов копытами и зубами, а также помогать герою в самых опасных ситуациях [11, с. 35].

В олонхо богатырский конь часто наделяется даром мудрости и пророчества. Он может общаться с героем, давая ему советы и предупреждая об опасностях. Конь выступает в качестве посредника между миром людей и духовным миром, помогая герою в принятии важных решений.

Образ богатырского коня в олонхо также тесно связан с характером самого героя. Он является отражением силы, мужества и благородства своего всадника. Конь становится олицетворением лучших качеств героя и его преданности своему делу

Так, в олонхо «Хабытта Бэргэн» главный и верный друг и помощник у богатыря - это конь [12].

Хабытта Бэргэн относится к коню с большой любовью: советуется, просит о помощи. Конь по указу хозяина превращается в скалу, чтоб создать преграду врагу; дает нужные советы перед боем с богатырем абаасы Уот Салбаныкы.

Помимо своих основных функций спутника и помощника, богатырский конь также несет в себе глубокий мифологический смысл. Он часто связан с образом небесного скакуна, который символизирует связь между миром богов и миром людей. Конь может обладать атрибутами божественных существ, такими как крылья или магические способности.

В пылу сражений верный конь героя - не просто союзник, но и мудрый советник. Скакуны, наделённые даром человеческой речи, щедро делятся наставлениями и указаниями, предупреждая об опасностях и помогая героям принимать верные решения. Их понимание мира превосходит человеческое, а интуиция не раз спасает от неминуемой гибели. В олонхо «Девушка-богатырка с красно-бурым конём Кыыс Урсун Удаганка» в пылу сражений верный конь - не просто союзник, но и призванный мудростью советник. Быстрые скакуны, щедро наделенные даром человеческого языка, делятся своими наставлениями, ведут своих наездников по верным дорогам, предупреждают об опасностях и помогают принимать верные решения. Понимание мира у этих коней выходит за пределы человеческого, а их интуиция не раз спасала от неминуемой гибели.

Уникальность выдающихся способностей эпического скакуна проявляется не только в его интуитивном понимании и мистическом очаровании, но и в его физическом облике. В описании его внешности невольно возникают образы шаманского космоса, где главными действующими лицами являются духи-хранители из животного царства.

Героический образ коня-спутника олицетворен также в другом известном эпосе о богатыре Нюргун Боотуре Стремительном. Образ коня в якутском эпосе о Нюргун Боотуре многогранен и раскрывается на нескольких уровнях. Конь выступает как тотемное животное, символ силы и мощи, верный друг и помощник, а также проводник в Нижний мир [13, с. 115]. В качестве героического спутника он играет важную роль в путешествиях и подвигах главного героя, помогая ему преодолевать препятствия, поддерживая в трудных ситуациях и обеспечивая связь с высшими силами.

В качестве героического спутника конь играет важную роль в эпосе о Нюргун Боотуре [13]: оказывает помощь в бою: конь помогает герою в битвах, не только сражаясь вместе с ним, но и используя свои особые способности, такие как умение превращаться в разных животных или создавать иллюзии; преодоление препятствий: конь помогает Нюргун Боотуру преодолевать различные препятствия на его пути, такие как высокие горы, глубокие реки и непроходимые леса; поддержка и утешение: конь является источником поддержки и утешения для героя в трудные моменты. Он всегда готов подбодрить Нюргун Боотура и помочь ему собраться с силами.

3. Посланник богов

В якутской культуре конь занимает особое, священное место, как и во всей тюрко-монгольской мифологии. В якутской мифологии кони считаются священными животными, связанными с образом божества Айыы. Они являются покровителями коневодов и дарителями богатства. В олонхо часто упоминается, что богатырские кони происходят с небес или из Подземного мира, что подчеркивает их божественную природу. Покровитель лошадей и коневодства, бог Дьёсёгёй Айыы, занимает четвертое небо в пантеоне из девяти небесных ярусов.

В сердце Якутии, под ласковым взглядом летнего солнцестояния ежегодно возрождается древний ритуал Ысыах. Этот праздник, посвященный не только Юрюнг Айыы Тойон - создателю Вселенной и отцу всех богов, но и его сыну Дьёсёгёй Айыы - покровителю коневодства. Якуты верят, что их предки, люди Айыы, ведут род именно от Дьёсёгёй Айыы.

Свидетельством этой родственной связи служат вечные строки олон-хо - героического эпоса якутского народа. В них часто встречается выражение

Ар5аГ|ыттан тэhииннээх Айыым аймаБа («Народ мой, что имеет поводья за спиной») или Кехсуттэн тэhииннээх Кунум дьоно («Солнечный народ мой, что держит поводья за спиной»). Эти формулировки неизменно присутствуют во всех обращениях к народу, подчеркивая его неразрывную связь с Высшим миром.

Одна из главных ролей богатырского коня в олонхо - служить посланником богов. Он может передавать послания от богов людям, а также выступать проводником для богатырей в их путешествиях в другие миры. В эпосе часто описываются сцены, в которых богатырский конь спускается с небес или поднимается из подземного мира, доставляя важные сообщения или дары.

Богатырь получает неоценимого помощника и советчика в дар от покровителей Срединного мира, великих божеств Айыы. Конь выполняет функцию перевозчика, преодолевая необъятные расстояния и препятствия. Зачастую именно конь помогает хозяину перемещаться между мирами. Однако в некоторых олонхо сам герой обладает способностью перевоплощаться в животных, птиц или сакральные предметы, чтобы попасть в иной мир. Например, женщина-богатырь Кыыс Дэбилийэ может превращаться в трехглавую птицу Ексекю (бксеку). Полагают, что подобной способностью наделены богатыри, чье происхождение связано с Верхним миром. А рожденным на земле на помощь приходят верные друзья и соратники [14, с. 544].

Другой пример образа богатырского коня в роли посланника богов можно увидеть в олонхо «Сылгы уола Дыырай бухатыыр» [15]. Здесь четко указано его происхождение от коня - сылгы CYеhY обото 'дитя лошади'.

Богатырь Дыырай Бэргэн является ярким представителем племени айыы. Он тесно связан родственными узами с небесными божествами. Дыырай Бэргэн был воспитан духом - хозяйкой земли Аан Алахчын Хотун. Рожденный от лошади-матери, герой имеет антропоморфный вид.

А.П. Решетникова объясняет тем, что «двойная природа матери-лошади проявляется в том, что в «своем» мире мать героя антропоморфна, в зооморфном же облике она предстает в ином мире: это особый способ проникновения в Средний мир небожительницы с помощью удаган» [16, с. 103].

Тайна его рождения раскрывается в завязке сюжета, когда Дыырай Бэргэн собирается уехать в дальний путь. И об этом рассказывает дух хозяйки страны Аан Алахчаан Куо, обитающей в Аал Луук Мас. Так, на вершине Белого неба живет одна из любимых незамужних дочерей Юрюнг Айыы Тойона. Кюн Чемчелюн Куо забеременела от небесного богатыря Кюн Джирибинэ. Девушка прикинулась больной. Родные вызвали удаганку Айыы Умсуур, которая, выяснив настоящую причину, превратила девушку в кобылицу и спустила ее в Средний мир. Кобылица родила ребенка-недоноска, а сама отправилась домой, на небо. Ребенка воспитал дух - хозяйка этой страны Аан Алачаан Куо, живущая в священном дереве Аал Луук Мас. Этот недоношенный ребенок стал знаменитым богатырем по имени Сын лошади Дыырай Бэргэн [15]. В долганском олонхо богатырь Атала-ми рожден при непорочном зачатии. Так, мать-лошадь зачала Аталами богатыря, съев «о девяти суставах важную траву» [17, с. 44].

В текстах якутских олонхо божествам отводится значительное место среди эпических мифологических персонажей. Именно они выступают творцами и покровителями эпических богатырей, главных героев олонхо.

Помимо своей роли посланника, богатырский конь также является верным помощником и защитником богатыря. Он обладает сверхъестественными способностями, такими как умение летать, говорить и понимать человеческую речь. Конь помогает богатырю преодолевать препятствия, сражаться с врагами и находить свой путь в сложных ситуациях.

В якутской мифологии конь олицетворяет силу, мужество и благородство. Богатырский конь является воплощением этих качеств, выступая как символ мощи и храбрости богатыря. Его присутствие на поле боя придает богатырю уверенность и силу, помогая одерживать победы над врагами.

Образ богатырского коня в олонхо многогранен. Он сочетает в себе черты мифологического существа, верного помощника и символа силы и мужества. Выступая в роли посланника богов, богатырский конь служит связующим звеном между мирами людей и богов, обеспечивая передачу важных посланий и даров. Выступая в качестве помощника и защитника богатыря, он воплощает собой преданность и силу, помогая герою преодолевать препятствия и достигать своих целей. И, наконец, как олицетворение силы и мужества богатырский, конь символизирует благородство и храбрость, которыми должен обладать настоящий богатырь.

4. Символ плодородия

Конь ассоциировался с плодородием, рождаемостью и жизненной силой. В олонхо этот символизм проявляется в сценах размножения коней и их связи с рождением богатырей. Конь также символизирует продолжение рода и преемственность героических традиций.

В якутском эпосе конь часто ассоциируется с жизненной силой и плодородием. В мифологии якутов конь считался божественным существом, дарующим жизнь и изобилие. В олонхо, как было сказано выше, кони описываются как обладающие сверхъестественными способностями и тесно связанные с силами природы.

Например, в олонхо «Сылгы уола Дыырай бухатыыр» («Сын коня, богатырь Дыырай») главный герой получает в дар от божественного коня Айыы Уолу Ло-окута необыкновенного коня по имени Дьеhегей Айыы Тоют («Жеребенок божественного изобилия»). Этот конь воплощает принцип жизненной силы и обеспе-

чивает своего хозяина продовольствием и изобилием на протяжении всего его путешествия [15].

Образ коня в якутском эпосе также связан с посредничеством между мирами. Кони часто выступают в качестве психопомпов, переносящих героев между земным миром и миром богов или духов. Они обладают способностью быстро преодолевать большие расстояния и достигать самых отдаленных уголков вселенной.

В олонхо «Кыыс Дэбилийэ» («Девушка Дэбилийэ») героиня отправляется в опасное путешествие в мир духов. Она получает в дар от шамана волшебного коня, который помогает ей преодолеть преграды и достичь своей цели [14]. Конь в этом случае выступает как посредник, связывающий земной мир с потусторонним.

В якутском эпосе образ коня также ассоциируется с мужской силой. Кони часто используются как символы мужества, выносливости и плодовитости. В олонхо богатыри обычно владеют могущественными конями, которые помогают им в битвах и обеспечивают потомством.

В олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» («Ньургун Боотур Быстрый») главный герой получает в дар от богов чудесного коня по имени Туллук Майаат. Этот конь наделен невероятной силой и выносливостью, что позволяет Ньургуну Боотуру преодолеть многочисленные испытания и победить своих врагов [13].

Как символ жизненной силы, плодовитости, посредничества и мужской силы, конь играет важную роль в повествовании олонхо и отражает глубоко укоренившиеся культурные верования и мифологию якутов. Изучение образа коня в якутском эпосе предоставляет ценные сведения о мировоззрении и духовной жизни этого уникального коренного народа.

6. Архетипический образ

Образ богатырского коня в якутском эпосе имеет архетипическую природу, встречаясь в различных культурах и мифологиях. Он олицетворяет свободу, силу, движение и духовное путешествие.

Архетип коня-воина в якутском олонхо создает богатую и многогранную символику. Он выступает как усилитель силы и способностей героя; посредник между мирами; символ героической преданности; предвестник важных событий; воплощение архетипических ценностей.

Так, богатырский конь в эпосе «Могучий Эр Соготох» является важным персонажем, воплощающим силу, верность и связь с миром духов [18].

Конь Эр Соготоха - это могущественное существо, способное преодолевать огромные расстояния и побеждать врагов. Он описывается «быстрым, как ветер», «сильным, как дуб» и «храбрым, как лев». Конь служит верным и надежным спутником Эр Соготоха, помогая ему во всех его приключениях. Конь Эр Соготоха не только силен, но и необычайно верен своему хозяину. Он защищает Эр Соготоха от опасности, даже ценой собственной жизни. В одной из сцен эпоса конь бросается на врагов, спасая своего хозяина от неминуемой гибели. Верность коня подчеркивает неразрывную связь между человеком и животным.

В якутском эпосе конь часто выступает в качестве посредника между миром людей и миром духов. Конь Эр Соготоха обладает способностью понимать язык духов и общаться с ними. Он помогает своему хозяину общаться с духами-хранителями и получать от них помощь в трудные времена.

Образ коня в эпосе «Могучий Эр Соготох» является центральным и значимым. Конь служит могущественным союзником, верным спутником и духовным посредником, подчеркивая неразрывную связь человека с миром природы и духов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, богатырский конь в якутском героическом эпосе - это многослойный и богатый образ, отражающий различные культурные пласты и символические значения. Являясь тотемным животным, героическим спутником, посланником богов, символом плодородия и архетипом, конь выступает неотъемлемой частью героического повествования и играет важную роль в раскрытии тем о силе, преданности, духовном поиске и продолжении героической традиции.

Конь в якутской мифологии был одним из почитаемых тотемных животных, связанных с силой, плодородием и богатством. Образ коня в олонхо сохранил некоторые черты его тотемного происхождения, проявляясь в сверхъестественных способностях и особой связи с миром духов.

Конь богатыря - верный соратник и помощник, обладающий выдающимися физическими и моральными качествами. Он отличается силой, выносливостью, смелостью и преданностью. Перой и его конь составляют единое целое, олицетворяя идеал героического дуэта.

В якутской культуре конь занимает особое, священное место, как и во всей тюрко-монгольской мифологии. В якутской мифологии кони считаются священными животными, связанными с образом божества Айыы. Они являются покровителями коневодов и дарителями богатства. В олонхо часто упоминается, что богатырские кони происходят с небес или из Подземного мира, подчеркивая их божественную природу.

Конь ассоциировался с плодородием, рождаемостью и жизненной силой. В олонхо этот символизм проявляется в сценах размножения коней и их связи с рождением богатырей. Конь также символизирует продолжение рода и преемственность героических традиций.

Персонаж героического скакуна в олонхо отличается многослойностью и глубиной, отражая различные культурные пласты и символические значения.

Библиографический список

1. Эргис ГУ. Очерки по якутскому фольклору. Якутск: Бичик, 2008.

2. Пухов И.В. Якутский героический эпос. Основные образы. Москва: Издательство АН СССР 1962.

3. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. Москва: Наука, 1980.

4. Кузьмина А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014.

5. Оросина Н.А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса Олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Якутск, 2015.

6. Павлова О.К. Северо-восточная традиция в олонхо якутов: образы, сюжеты, поэтика. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Майкоп, 2018.

7. Павлова О.К. Сложные эпитетные конструкции в текстах олонхо северо-восточной традиции якутов: метафорические эпитеты. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 592-593.

8. Божедонова А.Е. Образ коня богатыря в структуре концепта «богатырь - идеальный человек» (на материале ранних текстов олонхо). Эпосоведение. 2021; № 4 (24): 105-111.

9. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. Ленинград: Наука, 1974.

10. Кузьмина А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014.

11. Алексеев Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск: Наука, 2008.

12. Никифоров К.Н. Хабытта Бэргэн: якутский героический эпос. Якутск: Издательский дом СВФУ 2012.

13. Оросин К.Г. Нюргун Боотур Стремительный: олонхо. Якутск: Госиздат ЯАССР 1947.

14. Бурнашев Н.П. Кыыс Дэбилийэ: якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, 1993.

15. Бурнашев И.И. Сын лошади богатырь Дыырай: якутский героический эпос. Якутск: Издательский дом СФВУ, 2013.

16. Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск: Бичик, 2005.

17. Ефремов П.Е. Долганское олонхо. Якутск: Якутское книжное издательство, 1984.

18. Каратаев В.О. Могучий Эр Соготох: якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1996. References

1. 'Ergis G.U. Ocherki po yakutskomu fol'kloru. Yakutsk: Bichik, 2008.

2. Puhov I.V. Yakutskijgeroicheskij 'epos. Osnovnye obrazy. Moskva: Izdatel'stvo AN SSSR, 1962.

3. Emel'yanov N.V. Syuzhety yakutskih olonho. Moskva: Nauka, 1980.

4. Kuz'mina A.A. Olonho Vilyujskogoregiona: bytovanie, syuzhetno-kompozicionnaya struktura, obrazy. Novosibirsk: Nauka, 2014.

5. Orosina N.A. Tattinskaya lokal'naya tradiciya yakutskogo 'eposa Olonho: formy bytovaniya, osnovnye obrazy i motivy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Yakutsk, 2015.

6. Pavlova O.K. Severo-vostochnaya tradiciya volonhoyakutov: obrazy, syuzhety, po'etika. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Majkop, 2018.

7. Pavlova O.K. Slozhnye 'epitetnye konstrukcii v tekstah olonho severo-vostochnoj tradicii yakutov: metaforicheskie 'epitety. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 592-593.

8. Bozhedonova A.E. Obraz konya bogatyrya v strukture koncepta "bogatyr' - ideal'nyj chelovek" (na materiale rannih tekstov olonho). 'Eposovedenie. 2021; № 4 (24): 105-111.

9. Zhirmunskij V.M. Tyurkskij geroicheskij 'epos. Izbrannye trudy. Leningrad: Nauka, 1974.

10. Kuz'mina A.A. Olonho Vilyujskogo regiona: bytovanie, syuzhetno-kompozicionnaya struktura, obrazy. Novosibirsk: Nauka, 2014.

11. Alekseev N.A. 'Etnografiya i fol'klor narodov Sibiri. Novosibirsk: Nauka, 2008.

12. Nikiforov K.N. Habytta B'erg'en: yakutskij geroicheskij 'epos. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2012.

13. Orosin K.G. Nyurgun Bootur Stremitel'nyj: olonho. Yakutsk: Gosizdat YaASSR, 1947.

14. Burnashev N.P Kyys D'ebilij'e: yakutskij geroicheskij 'epos. Novosibirsk: Nauka, 1993.

15. Burnashev I.I. Syn loshadi bogatyr' Dyyraj: yakutskij geroicheskij 'epos. Yakutsk: Izdatel'skij dom SFVU, 2013.

16. Reshetnikova A.P. Fond syuzhetnyh motivov i muzyka olonho v 'etnograficheskom kontekste. Yakutsk: Bichik, 2005.

17. Efremov P.E. Dolganskoe olonho. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984.

18. Karataev V.O. Moguchij 'Er Sogotoh: yakutskij geroicheskij 'epos. Novosibirsk: Nauka, Sibirskaya izdatel'skaya firma RAN, 1996.

Статья поступила в редакцию 02.11.24

УДК 8.81

Asadchaya M.A., student, Kazan State Medical University (Kazan, Russia), E-mail: asadchaya.mari@yandex.ru

Gorbunova D.V., senior teacher, Kazan State Medical University (Kazan, Russia), E-mail: darya.gorda@yandex.ru

THE COMMUNICATIVE PATTERNS FOR ESTABLISHING RAPPORT IN DOCTOR-PATIENT INTERACTION. The paper presents results of a study of professional medical discourse in doctor-patient interaction. The purpose of the study lies in the identification of communicative patterns relevant for a doctor to establish rapport with a patient at the medical appointment. The research materials are represented by educational videos in English illustrating the doctor's appointment, taken by the accredited medical schools. The performed analysis has shown that one of the key non-verbal means of establishing rapport is active listening. Verbal means are expressed by open-ended questions, leading questions, encouraging phrases, expressions of acceptance and understanding, as well as paraphrasing and clarification. The phrases extracted from the video materials are subdivided into four groups according to the stages of the patient-orientated communication model: establishing contact, orientation, argumentation, and correction. The research materials may be of use for researchers addressing the issues of professional medical discourse, medical practitioners, and medical students aspiring to improve the level of professional foreign language communicative competence.

Key words: professional communication, medical discourse, interpersonal interaction, communicative competence, empathy, speech strategies of doctor, medical rhetoric, dialogical communication

М.А. Асадчая, студентка, Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, E-mail: asadchaya.mari@yandex.ru

Д.В. Горбунова, ст. преп., Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, E-mail: darya.gorda@yandex.ru

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПАТТЕРНЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ РАППОРТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА

В статье представлены результаты исследования профессионального медицинского дискурса на материале коммуникации в диаде врач - пациент. Цель исследования заключается в выявлении коммуникативных паттернов, значимых для установления раппорта во взаимодействии врача и пациента. Материалом исследования послужили англоязычные обучающие видеоматериалы, иллюстрирующие приём у врача. Проведённый анализ показал, что основным невербальным средством установления взаимопонимания является активное эмпатическое слушание. Вербальные средства выражены вопросами открытого типа, наводящими вопросами, поощрениями, выражениями принятия и понимания, парафразированием и уточнением. Фразы, извлечённые из видеоматериалов, были распределены на четыре подгруппы, согласно этапам пациент-ориентированной коммуникативной модели: установление контакта, ориентировка, аргументация и корректировка. Материалы исследования могут быть полезны исследователям, занимающимся вопросами профессионального медицинского дискурса, практикующим медицинским работникам и студентам медицинских вузов, желающим повысить уровень профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, медицинский дискурс, межличностное взаимодействие, коммуникативная компетенция, эмпатия, речевые стратегии врача, речевое поведение врача, диалогическое общение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.