УДК 808.1 Е.Б. САВЕЛЬЕВА
кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра методики преподавания иностранных языков, Московский государственный областной гуманитарный институт E-mail: [email protected]
UDC 808.1 E.B. SAVELYEVA
Сandidate of Philology, Senior Lecturer, Department of Teaching Methods of Foreign Languages, Moscow State Regional Institute for Humanities E-mail: [email protected]
ОБРАЗ АВТОРА В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ THE IMAGE OF THE AUTHOR IN AUTOBIOGRAPHICAL TEXT
Предлагаемая статья освещает роль образа автора, формирующегося в процессе субъективированного дискурса. Подчеркивается, что авторское присутствие в автобиографическом тексте имеет сложные и разнообразные формы, так как основывается на отношении автора к реальной действительности и на понимании создаваемого им мира произведения.
Ключевые слова: автор, образ автора, субъективированное повествование, нарратология, автобиографический текст.
The article covers the role of the image of the author, which is formed in the process of subjective discourse. It is emphasized that the author's presence in the autobiographical text has complex and varied forms because it is based on the author's attitude to reality and on the understanding of the created literary composition.
Keywords: author, the image of the author, subjective discourse, narratology, autobiographical text.
Структуроорганизующим центром автобиографического произведения является образ автора, формирующийся в процессе авторской речи, посредством которой осуществляется общение автора с читателем.
Следует отметить, что образ автора в художественном тексте - одна из дискуссионных и достаточно изученных филологических проблем как с позиции лингвистики, так и с позиции теории литературы. В большей степени образ автора проявляется и вызывает интерес, когда речь идет о персональном дискурсе нар-ратора, в котором «мы видим референтную картину, высвечивающую самого автора. Образно говоря, в луче прожектора, тенью мечется беспокойное сердце художника. Речь идет в таких случаях не об уточнении и живописании того, что записано в скрижалях, а в видении самого себя на фоне незыблемого» [8, с. 245].
Многие исследователи рассматривают мир автобиографического (как и любого другого художественного) текста на основе различных подходов и методов. Опираясь на научные идеи как отечественных, так и зарубежных исследователей в области автобиографии и непосредственно в изучении образа автора (М.М. Бахтин, М.Г. Бахтиозина, Э. Брас, В.В. Виноградов, С.В. Волошина, Ж. Гюсдорф, М.В. Иванова, Ж.-П. Миро, Л.А. Мишина, О.С. Москальчук, Н.А. Николина, В.В. Одинцов, Дж. Олни, С.Б. Рындин, Е.Г. Самарская, М.С. Уваров, Ю.Б. Шлыкова, Е.П. Шумаева и др), а также теории дискурса и лингвистики текста (Ж.-М. Адан, М.Я. Блох, И.Р. Гальперин, В.И. Карасик, М.Л. Макаров, Д. Мэнгёно, М. Пешё, Л.П. Рыжова, П. Серио,
© Е.Б. Савельева © E.B. Savelyeva
Е.В. Сидоров, И.П. Сусов, З.Я. Тураева, М. Фуко, В.Е. Чернявская, П. Шародо, и др), учитывая специфику изучаемого материала в качестве методов исследования нами приняты: метод непосредственного наблюдения материала с последующим анализом и обобщением результатов и контекстуально-интерпретационный метод, направленный на ассоциативно-вербальное пространство языковой личности автора автобиографического дискурса / текста.
Изучение субъективированного повествования является актуальным и перспективным, оно отражается во «взаимодействии человека и языка, что соответствует современной антропоцентрической парадигме в лингвистике» [3, с. 12]. Тем самым обеспечивается актуальность проведенного исследования, непосредственная цель которого заключена в выявлении и анализе фактологического материала, посвященного изучению образа автора и теоретических концепций, позиционирующих автора в качестве главного действующего лица художественного автобиографического произведения. Для достижения данной цели в круг исследовательской задачи входит обобщение точек зрения и позиций лингвистов, теоретиков и историков литературы, релевантных указанной проблеме, в рамках основных положений дискурсивной лингвистики как научной основы для исследования автобиографического текста.
Автобиографический литературный текст является базовым компонентом автобиографического дискурса, реконструирующего жизненный путь, персональное Я, и в котором взаимодействие между автором и виртуаль-
ным читателем осуществляется посредством художественного произведения. Автобиографический дискурс - это субъективированный творческий акт, где автор рассматривается как дискурсивная личность, то есть как языковая личность, порождающая определенный дискурс от первого лица. Авторское изучение и взгляд на проблему возникновения жанра автобиографии как «воссоздание истории индивидуальной жизни» нашло свое отражение в ранее опубликованных работах автора, в том числе в статье «По поводу жанра автобиографии» [9; 13].
Образ автора, нарратора и главного героя жанра литературных воспоминаний, по мнению выдающегося отечественного филолога В.В. Виноградова, «является одновременно и отпечатком творческого сознания его исследователя или поклонника и - вместе с тем - отражением объективных качеств художественных свойств стиля и личности самого предмета изучения» [2, с. 156]. Осмысливая категорию образ автора, следует признать, что данное понятие в литературном тексте с классической формой повествования складывается из двух составляющих точек зрения: автора и созданного им повествующего субъекта, в произведениях «личного» жанра автор и рассказчик представляют единое целое, прежде всего с точки зрения их полной идентичности.
Одним из примеров изученности вопроса о роли главного субъекта в автобиографическом произведении является исследование, проведенное С.Б. Рындиным «Фигуры автобиографического субъекта в сюрреалистической и экзистенциалистической прозе («Возраст мужчины» М. Лейриса, «Слова» Ж-П. Сартра)». В нем автор придерживается позиции, исходя из которой субъективное Я раскладывается на два уровня его употребления: дискурсивный и нарративный, причем второй понимается и принимается не только Э. Бенвенистом, но и, например, Ж. Женеттом. В диссертационной работе С.Б. Рындина отмечается также «и то, что сама нарратология распадается, так сказать, на две исследовательские практики: анализ нарративных уровней и анализ уровней дискурсивных. При первом исследуются различные нарративные уровни (например, конкретный автор - конкретный читатель, абстрактный автор - абстрактный читатель и т.д.) в их отношении к макроуровню художественной коммуникации литературного текста» [6, с. 31]. Говоря о втором уровне, непосредственно уровне анализа дискурса, то в нем «анализируется микроуровень различных дискурсов, содержащихся в тесте произведения, и их взаимоотношения (например, дискурса текста и дискурса персонажей, дискурса о дискурсе [моего дискурса о моем дискурсе, моего дискурса о его дискурсе и т.д.], дискурса в дискурсе [своем или чужом])» [6, с. 31].
Учитывая, что создателем автобиографии движет «потребность превратить себя самого в лабораторию наблюдения над человечеством» [4, с. 816], автор собирает вокруг себя специфический набор деталей жизни и особенностей своей личности с точки зрения самого автора, для их отражения в ткани художественного
текста. По мнению французского философа Мишеля Фуко, фигура автора призвана объединить и установить связь разрозненных и случайных высказываний в дискурсивную форму. [11]. Институт автора интересовал Фуко именно с позиций языкового воплощения в художественной речи, подчеркивая, что имеет в виду речь, «которая должна приниматься вполне определенным образом и должна получать в данной культуре определенный статус» [11, с.21].
Безусловно, что авторский дискурс в художественном тексте выступает, прежде всего, как «демонстрация личности его создателя» [7, с. 25], автора произведения. Данных позиций придерживается Е.Г. Самарская, которая отмечает, что «... присутствие автора обусловлено необходимостью передать читательской аудитории свое личностное представление об особенностях внешнего мира, создавая целостные образы различных "внутренних миров" на основе собственной жизни и личного жизненного опыта. Создание автором жизненного пути описываемой личности осуществляется на основе системы происшедших в ее жизни событий. Следует особо подчеркнуть, что автор как дискурсивная личность уже в процессе порождения сообщения имеет четкий образ своего конкретного или социального адресата (читательскую аудиторию в случае художественного произведения) и может оставаться «коммуникативной личностью даже после своей смерти, при условии, что созданный ею дискурс остается социально значимым» [5, с. 63].
Еще раз обозначим, что авторское присутствие в тексте имеет сложные и разнообразные формы, так как основывается и на отношении автора к реальной действительности, и на его понимании созданного им мира произведения. Характер и способы общения автора с читателем на протяжении всего повествования отражают процесс формирования образа автора, способствуют раскрытию его идентичности. Презентация самого себя предполагает разнообразный характер представления: от констатирующего, хронологически последовательно представляющего те или иные факты из жизни персонажа, до психологически-эмоционального, характеризующего эмоциональное состояние героя, его чувства и настроения. Это не автопортрет, это автоинтерпретация [7, с. 39] в процессе творческого самопознания, которое, по мнению Д.Г. Трунова, «есть творение своего уникального жизненного мира, который, в свою очередь, становится источником развития всего мира культуры. <.> В творческом самопознании жизненный мир - это средство расширения мира культуры, обогащение его новыми смыслами. Гений, пророк, мессия - это «сильный субъект», творящий культурную реальность посредством актуализации своего собственного жизненного мира. Теперь, созданные им знаки, знаки его жизненного мира, становятся достоянием других людей, через призму которых они познают свое бытие (экзистенцию)» [10, с. 118-119].
Конкретизируя источники, послужившие материалом исследования, отметим, что среди богатого разнообразия автобиографической прозы французских
писателей основной акцент был сделан на сочинениях авторов рубежа веков (Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1), а именно: А. Жида («Если зерно не умрет...»), Ж. Ренара («Рыжик»), Ж. Перека или детское воспоминание»), Н. Саррот («Детство»), Ж-П Сартра («Слова»), М. Лейриса («Возраст мужчины»), А. Макина («Французское завещание»), Ф. Бегбедера («Французский роман») и других писателей, чьи произведения всецело соответствуют жанровой принадлежности и в которых наиболее приемлемой представляется позиция, согласно которой формирование образа автора в текстах подобного рода определяется тем, «насколько автор идентифицирует себя с рассказчиком или желает такого рода идентификации со стороны читателя, а также от того, какую роль и место писатель отводит повествователю» [1, с. 31].
Рассказчик «внутри» мира произведения - это лицо, которому передана нарративная функция. Повествуя о себе, автор-рассказчик может быть объектом изображения для других персонажей. В связи с этим автор становится фигурой не только изображающей, но и обязательно - изображенной.
Не скрываясь за маской вымышленного имени, автор стремится личностно представить свой мир, выделяет наиболее значимые его фрагменты и придает им особую субстанцию и форму в зависимости от своего собственного видения, которое приходит, формируется его умом, а также его ощущениями и чувствами. В этом случае автор совершенно идентичен творческому процессу, «он сам и есть собственное творчество, весь целиком слился с ним и погружен в него со всеми своими
намерениями и всем своим умением» [12, с. 221-222].
Подчеркнем, что создавая свой собственный образ, автор автобиографического произведения представляет, прежде всего, уникальный опыт самоосознания и самопознания себя как отдельного человека, как личность. Представление самого себя - это не только факт самоидентификации, но и цепь самооценок.
Проблема автора автобиографического сочинения и его образа интересна еще и тем, что крайне важно произвести не только «идентификацию рассказчика и главного персонажа» [6, с. 49], но и, прежде всего, самого автора.
Автор и его образ в рамках субъективированного повествования, категория, безусловно, значимая, так как «в образе автора, как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого» [2, с. 211].
Выбор общего исследовательского направления в круге филологических проблем о присутствии, роли, значении автора в тексте художественного автобиографического произведения, его речевой партии и, прежде всего, его образа обусловливается стремлением максимально использовать достижения когнитивистики с ее ведущими принципами деятельности, системности, функциональности и анропоцентризма, а также теории языковой личности. Изучение образа автора как системообразующей конструкции и структуроорганизующе-го центра всего автобиографического текста является актуальным и перспективным, прежде всего, в связи с антропоцентрической сущностью и направленностью современного языкознания.
Библиографический список
1. Бахтиозина М.Г. Семантические составляющие образа автора в литературно-художественном тексте: монография. М.: КДУ, 2009. 144 с.
2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 511 с.
3. Волошина С.В. Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования // Вестник Томского государственного университета. Томск, «Томский государственный университет». 2008. №308. С. 11-14.
4. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте. О русской литературе. СПб: «Искусство - СПб», 1997. С. 804-816.
5. Михайлова С.В. Фемининная идентичность и способы ее объективации в художественном дискурсе XVII века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. 24 с.
6. Рындин С. Б. Фигуры автобиографического субъекта в сюрреалистической и экзистенциалистической прозе («Возраст мужчины» М. Лейриса, «Слова» Ж-П. Сартра): Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. 180 с.
7. Самарская Е.Г. Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте: Дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2008. 137 с.
8. Тимашева О.В. Библейские сюжеты и евангельские мотивы у Андре Жида. От Рабле до Уэльбека. СПб.: Алетейя, 2012. С. 240-252.
9. Торопова Е.С., Савельева Е.Б. К вопросу определения понятия «автобиографизм» и Филипп Лежен. // Студенческая наука Подмосковью: Материалы межд. научн. конф. молодых ученых. Орехово-Зуево: МГОГИ. Орехово-Зуево, 2014. С. 237-239.
10. Трунов Д.Г. Введение в феноменологию самопознания: монография. Пермь, 2008. 256 с.
11. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., Касталь, 1996. 448 с.
12. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: МГУ, 1987. С. 214-231.
13. Savelyeva E.B. Regarding autobiographical genre //Proceedings of the 3rd International conference on European Conference on Languages, Literature and Linguistics. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. Pp. 223-228.
References
1. BakhtiozinaM.G. Semantic components of an image of the author in the literary and art text: monograph. M.: KDU, 2009. 144 p.
2. Vinogradov V.V. About the theory of artistic speech. M.: The higher school, 1971. 511 p.
3. Voloshina S.V. Autobiographical story as object of linguistic research//Messenger of Tomsk state university. Tomsk, "Tomsk state university". 2008. No. 308. Pp. 11-14.
4. Lotman Yu. M. The literary biography in a historical and cultural context. About the Russian literature. SPb: "Art - SPb", 1997. Pp. 804-816.
5. Mikhaylova S.V. Feminine identity and ways of its objectification in an art discourse of the XVII century: Dis. ... cand. philol. sciences. M, 2012. 24 p.
6. Ryndin S.B. Figures of the autobiographical subject in surrealistic and eksistentialistic prose ("Age of the man" M. Leyris, "Word" of the J-P. Sartre): Dis. ... cand. philol. sciences. SPb., 2005. 180 p.
7. Samarskaya E.G. Autobiographical representation as a representative of the identity of the character in the art text: Dis. ... cand. philol. sciences. Krasnodar, 2008. 137 p.
8. TimashevaO.V. Biblical scenes and evangelical motives at André Gide. From Rabelais to Uelbek. SPb.: Aletejja, 2012. Pp. 240-252.
9. Toropova E.S., Savelyeva E.B. To a question of definition of the concept "autobiographism" and Philip Legen.//Student's science to Moscow area: Inter materials scientific conference young scientists. Orekhovo-Zuyevo: MSRJH. Orekhovo-Zuyevo, 2014. Pp. 237-239.
10. Trunov D.G. Introduction to self-knowledge phenomenology: monograph. Perm, 2008. 256 p.
11. Foucault M. Will to truth: on the other side of knowledge, the power and sexualities. Works of different years. Transl. from French. M., Kastal, 1996. 448 p.
12. Jung K.G. About the relation of analytical psychology to poetic-art creativity//the Foreign esthetics and the theory of literature of the XIX-XX centuries: Treatises, articles, essay. M.: MSU, 1987. Pp. 214-231.
13. Savelyeva E.B. Regarding autobiographical genre//Proceedings of the 3rd International conference on European Conference on Languages, Literature and Linguistics. "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. Pp. 223-228.