Научная статья на тему 'Образ Арктики в современных русскоязычных cредствах массовой информации'

Образ Арктики в современных русскоязычных cредствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / образ Арктики в СМИ / медиаобраз / метафорический образ Арктики / гастрономическая метафора / the Arctic / image of the Arctic in mass media / media image / metaphorical image of the Arctic / gastronomic metaphor

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дзюба Елена Вячеславовна, Белослудцев Александр Николаевич

В статье представлен обзор научных публикаций о тематическом разнообразии и концептуальном содержании текстов русскоязычных СМИ об Арктике; перечислены смысловые доминанты и определена специфика их языкового выражения в текстах о данном регионе. Список ранее осмысленных исследователями тематических доминант дополнен одной, касающейся необходимости приложения интеллектуальных ресурсов и креативности в отношении процесса освоения Арктики. Перечисляются лексические единицы, актуализирующие данную проблематику. Выявляются отдельные метафоры и метафорические модели, представляющие образ Арктики в СМИ (антропоморфная, социоморфная, природоморфная, артефактная); подробнее описывается гастрономическая метафорическая модель (представлена выражениями: «арктический пирог», «откусить кусок пожирнее / побольше / послаще от арктического пирога» и под.), анализируются актуальные для модели языковые единицы (предикатные и атрибутивные), отмечаются некоторые дополнительные типовые ситуации, связанные с гастрономической метафорой в тематическом поле «Освоение Арктики» (не сводить жадных глаз с арктического пирога, тянуть руки к арктическому пирогу, текут слюни при виде арктического пирога, мимо рта пронесли). Применение лингвистических методов исследования (контекстуального, концептуального, пропозиционального анализа, а также метода когнитивного моделирования) позволило прийти к выводу об актуализации в СМИ двух оценочных векторов: векторов гуманного, бережного, разумного и креативного отношения к Арктике – с одной стороны, прагматического, потребительского – с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of the Arctic in Modern Russian Mass Media

The article presents an overview of scientific publications on the theme diversity and conceptual content of the Russian-language mass media texts about the Arctic; semantic dominants are listed and the peculiarities of their linguistic expression in these texts about the region are determined. The list of thematic dominants, previously interpreted by researchers, has been supplemented by one more concerning the need for the application of intellectual resources and creativity in relation to the development of the Arctic. Lexical units that represent this issue are enumerated. Some metaphors and metaphorical models representing the image of the Arctic in mass media (anthropomorphic, sociomorphic, naturomorphic, artifact) are identified; the gastronomic metaphorical model is described in more detail, the linguistic units relevant to the model (predicate and attributive) are analyzed, some additional typical situations related to the gastronomic metaphor in the theme field «Arctic Exploration» are mentioned. The use of linguistic research methods (contextual, conceptual, propositional analysis, as well as the method of cognitive modeling) allowed us to conclude about the actualization of two evaluation vectors in mass media: vectors of humane, careful, reasonable and creative attitude to the Arctic – on the one hand, pragmatic, consumption – on the other.

Текст научной работы на тему «Образ Арктики в современных русскоязычных cредствах массовой информации»

научная статья УДК: 327+81

DOI: 10.48612/rg/RGW.25.2

Образ Арктики в современных русскоязычных средствах массовой информации

Дзюба Елена Вячеславовна н Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Санкт-Петербург, Россия н elenacz@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-3833-516X

Александр Николаевич Белослудцев Свердловская областная коллегия адвокатов, Екатеринбург, Россия S-andro@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-4778-4346

Аннотация. В статье представлен обзор научных публикаций о тематическом разнообразии и концептуальном содержании текстов русскоязычных СМИ об Арктике; перечислены смысловые доминанты и определена специфика их языкового выражения в текстах о данном регионе. Список ранее осмысленных исследователями тематических доминант дополнен одной, касающейся необходимости приложения интеллектуальных ресурсов и креативности в отношении процесса освоения Арктики. Перечисляются лексические единицы, актуализирующие данную проблематику. Выявляются отдельные метафоры и метафорические модели, представляющие образ Арктики в СМИ (антропоморфная, социоморфная, природоморфная, артефактная); подробнее описывается гастрономическая метафорическая модель (представлена выражениями: «арктический пирог», «откусить кусок пожирнее / побольше / послаще от арктического пирога» и под.), анализируются актуальные для модели языковые единицы (предикатные и атрибутивные), отмечаются некоторые дополнительные типовые ситуации, связанные с гастрономической метафорой в тематическом поле «Освоение Арктики» (не сводить жадных глаз с арктического пирога, тянуть руки к арктическому пирогу, текут слюни при виде арктического пирога, мимо рта пронесли). Применение лингвистических методов исследования (контекстуального, концептуального, пропозиционального анализа, а также метода когнитивного моделирования) позволило прийти к выводу об актуализации в СМИ двух оценочных векторов: векторов гуманного, бережного, разумного и креативного отношения к Арктике - с одной стороны, прагматического, потребительского -с другой.

Ключевые слова: Арктика; образ Арктики в СМИ; медиаобраз; метафорический образ Арктики; гастрономическая метафора

Для цитирования: Дзюба, Е.В., Белослудцев А.Н. Образ Арктики в современных русскоязычных средствах массовой информации // Россия в глобальном мире. 2022. №25(48). C. 23-41. DOI: 10.48612/rg/RGW.25.2.

© Дзюба Е.В., Белослудцев А.Н., 2022. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

research article UDC: 327+81

DOI: 10.48612/RG/RGW.25.2

The Image of the Arctic in Modern Russian Mass Media

Elena V. Dziuba H

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia H elenacz@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-3833-516X

Alexander N. Belosludtsev Sverdlovsk Regional Bar Association, Yekaterinburg, Russia S-andro@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-4778-4346

Abstract. The article presents an overview of scientific publications on the theme diversity and conceptual content of the Russian-language mass media texts about the Arctic; semantic dominants are listed and the peculiarities of their linguistic expression in these texts about the region are determined. The list of thematic dominants, previously interpreted by researchers, has been supplemented by one more concerning the need for the application of intellectual resources and creativity in relation to the development of the Arctic. Lexical units that represent this issue are enumerated. Some metaphors and metaphorical models representing the image of the Arctic in mass media (anthropomorphic, sociomorphic, naturomorphic, artifact) are identified; the gastronomic metaphorical model is described in more detail, the linguistic units relevant to the model (predicate and attributive) are analyzed, some additional typical situations related to the gastronomic metaphor in the theme field «Arctic Exploration» are mentioned. The use of linguistic research methods (contextual, conceptual, propositional analysis, as well as the method of cognitive modeling) allowed us to conclude about the actualization of two evaluation vectors in mass media: vectors of humane, careful, reasonable and creative attitude to the Arctic - on the one hand, pragmatic, consumption - on the other.

Keywords: the Arctic; image of the Arctic in mass media; media image; metaphorical image of the Arctic; gastronomic metaphor

For citation: Dziuba, E.V., Belosludtsev, A.N. The Image of the Arctic in Modern Russian Mass Media. Russia in the Global World. 2022; 25(48): 23-41. DOI: 10.48612/rg/RGW.25.2.

© Dziuba, E.V., Belosludtsev, A.N., 2022. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Введение. Арктика в настоящее время находится под пристальным вниманием специалистов едва ли не всех сфер деятельности человека: международно-политической, финансовой, торгово-экономической, транспортно-логистической, туристической, научно -технологической, экологической, военно-стратегической, социальной. Очевидно, что многообразие вопросов, связанных с освоением Арктики, подробно

освещается в современных СМИ, представляющих притягательный и вместе с тем весьма противоречивый образ «арктической пустыни».

Целью данного исследования является реконструкция образа Арктики, моделируемого в современных русскоязычных СМИ. Материалом выступают данные газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка (1468 контекстов), а также некоторые тексты, опубликованные в Интернет-изданиях с 2010 по 2022 гг. (38 контекстов).

Основные методы исследования - лингвистические: методы контекстуального, концептуального и пропозиционального анализа, а также метод когнитивного моделирования.

Материалы и обзор исследований.

1. Основные темы и проблемы в арктическом дискурсе. Тематическое поле, выстраиваемое в медийных текстах вокруг Арктики, и смысловые доминанты концепта «Арктика» были описаны некоторыми современными исследователями медиадискурса. Так, С. О. Долгобородова и Н. С. Авдонина на материале некоторых зарубежных и российских изданий выявили специфику тем, актуальных для медиадискурса приарктических государств. Авторы подчеркнули, что для медиадискурса США ведущими являются темы ресурсоразработок и климатических изменений в Арктике; в канадских и норвежских СМИ тематической доминантой становится идея международного сотрудничества в Арктике; в российском арктическом медиадискурсе поднимаются проблемы милитаризации, геополитики, экологии [1].

О. С. Крюкова отметила заметные изменения стереотипов восприятия Арктики в ХХ в. и начале XXI в., подчеркнув смену романтических настроений (ср.: «Арктика ... территория суровой борьбы с непокорными силами природы, полярной романтики, северной экзотики, исключительных чувств, настоящей дружбы, товарищества, коллективизма и взаимовыручки, героизма в мирное время» [2, с. 23]) на исключительно прагматический взгляд на Арктику «как ресурсную базу России» [2, с. 24]. Исследователь подчеркивает, что стереотипы восприятия Арктики в разное время способствовали актуализации не только разных тем, но также разных жанров литературы, публицистики, кино-искусства [2, с. 24].

К. А. Гаврилова, осуществившая анализ дискурса арктических форумов, выделила три ключевые категории, вокруг которых ведется обсуждение относительно освоения Арктики: уязвимость, безопасность и устойчивое развитие. Уязвимость, по мнению исследователя, соотносится с проблемами необходимости сбережения уникальной экосистемы Арктики от воздействия человека; безопасность - с развитием энергетической, транспортной, военной инфраструктуры; устойчивое развитие - с созидательной политикой, прогрессом, стабильностью [3, с. 34-37]. Отмечается также актуальность темы необходимости развития социальной инфраструктуры в определенных районах Арктической зоны Российской Федерации [3, с. 37-47].

А. Ю. Жигунов среди тематических доминант арктического дискурса отмечает военизацию региона; наличие широких перспектив для экономического развития и инвестиций; экологические проблемы, климатические изменения, состояние фауны и флоры в Арктике; научные изыскания и экспедиции в регион; развитие региональной промышленности; перспективы туризма; деятельность общественных организаций в регионе и нек. др. [4].

К указанному широкому спектру обсуждаемых вокруг Арктики тем можно добавить еще одну - необходимости развития социальной и транспортной инфраструктуры, которая не менее актуальна в российском медиадискурсе, ср: «...у нас есть и Сибирь, и Дальний Восток, и Арктика -страну нужно развивать и отстраивать более равномерно. Нужно развивать малые и средние города и переходить на малоэтажное жилищное строительство»1; «Речь идет о тысячах поселков в удаленных районах Дальнего Востока и Арктики, где решение вопросов по обеспечению энергией напрямую связано с вопросами инфраструктуры, социальных объектов»2; «В Мурманской области построят первую в мире сортировочную станцию, расположенную за полярным кругом. Она

1 Ефим Басин: Строительная отрасль нуждается в реформе системы управления. 18.08.2022 // Интернет-сайт Агентства новостей "Строительный бизнес": [сайт]. URL: http://ancb.ru/publication/read/13586 (дата обращения: 02.09.2022).

2 Дальний Восток и Арктика могут стать территорией для внедрения передовых отечественных разработок ТЭК. 26.08.2022 // Сетевое издание «EnergyLand.info»: [сайт]. URL: http://www.energyland.info/analitic-show-232739 (дата обращения: 02.09.2022).

появится на полигоне Октябрьской железной дороги в посёлке Шонгуй и будет обслуживать Мурманский транспортный узел, который станет одним из крупнейших грузовых арктических хабов. Профильные грузы будущей станции - уголь, железорудный концентрат, удобрения и транзитные товары, направляющиеся из Китая в Западную Европу»3; «Сейчас по морским путям перевозки идут по гораздо более длинному маршруту, мимо сомалийских пиратов, вокруг Африки и Индии. Северный морской путь короче, что само по себе сокращает углеродный след при перевозке товаров. Помимо этого, используя добытый на шельфе Арктики газ, можно производить низкоуглеродный водород и транспортировать товары на топливе с практически нулевым углеродным следом. Или даже на атомоходах, были и такие проекты»4.

Таким образом, круг «арктических» вопросов, освещаемых в современных СМИ, довольно широк. Более того, современные ученые подчеркивают мысль, что если ранее прогрессивные умы занимал вектор Восток - Запад, то в настоящее время этот вектор сменился на иной.

Н. А. Васильева, С. Н. Погодин отмечают: «Важно рассмотреть процессы формирования современной самоидентификации россиян в контексте глобальной регионализации, где Россия выбирает вектор следующий развития: Запад - Восток, Север - Юг. Явно утрачиваются политические и экономические основания для европейской региональной идентификации россиян, что связано с возросшей напряженностью и явной враждебностью во взаимоотношениях со странами Европы и с Западом в целом. Обоснованные опасения территориальной и экономической экспансии азиатских соседей (Китай, Япония) и многовекторная внешняя политика стран Центральной Азии ослабляют евразийские региональные идентификационные тенденции. В этой связи представляется перспективной тенденция северной/арктической самоидентификации россиян, что, во-первых, исторически связано с зарождением российской

3 Арктика за неделю: путь из Китая в Европу и северный завоз в законе. 27.08.2022 // Сетевое издание "DP.RU": [сайт]. URL: https://www.dp.ru/a/2022/08/26/Arktika_za_nedelju_severn (дата обращения: 02.09.2022).

4 Ирина Гайда: «У России есть предпосылки, чтобы экспортировать водород всех цветов». 15.12.2021. // Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости»: [сайт]. URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/science_and_technology/characters/2021/12/15/900812-irina-gaida-u-rossii-est-predposilki-eksportirovat-vodorod-vseh-tsvetov (дата обращения: 02.09.2022).

государственности в северных регионах и, во-вторых, отражает важную экономическую и политическую направленность развития России в XXI в.» [5, с. 13].

В последние годы в СМИ активно обсуждается вопрос не просто экономического освоения Арктики, но необходимости разработки новых идей и технологий, новых программ и проектов многостороннего развития региона. Так в современных медиа формируется отдельное смысловое поле: Арктика - это область применения интеллекта, креативности, технологических открытий, это сфера актуализации в первую очередь ментальных ресурсов человека. Этот тематический блок репрезентируется лексемами абстрактной семантики: проект, программа, тема, инициатива, аксиома, загадка, тренд. Вот некоторые примеры из газетного подкорпуса «Национального корпуса русского языка»: «Общественная палата (ОП) России создала специальный фонд «Чистая Арктика» для финансирования одноименного экологического проекта»; «Арктика - сказочная кладовая или очередной проект»; «Арктика стала глобальным проектом»; «Арктика - это не только проект «Восток ойл», это не только целая страна, это возможность нашего технологического прорыва»; «В рамках проекта «Чистая Арктика» планируется разработка комплексной программы и ликвидации накопленного вреда»; «Создание долгосрочной гражданской общественной инициативы «Чистая Арктика», объединяющей граждан, бизнес, государственные институты, экспертов, - это инструментарий, который необходим»; «Арктика теперь будет тестом на высочайшее качество всех технологий, от одежды до сложных механических устройств»; «Арктика ждет высоких технологий»; «Арктика доказывает аксиому: движение - жизнь»; «Главными темами деловой программы форума стали социокультурное развитие регионов Севера и перспективные направления креативных индустрий в регионе»; «Арктика стала предметом усиленного анализа»; «Арктика сегодня - это тренд»; «...ученые надеются спрогнозировать темпы таяния ледников... Пока Арктика - сплошная загадка», «Арктика является ядром национальной идентичности» [6]. Встречаются также контексты, актуализирующие темпоральные смыслы концепта, ср.: «Арктика - это завтрашний день экономики...», «Арктика,

по сути открывает сейчас новую страницу своей истории, которую можно назвать эпохой индустриального прорыва, бурного экономического, инфраструктурного развития» [6] (в последнем примере временная метафора сопряжена с артефактной - книжной).

Идея необходимости применения в первую очередь интеллектуальных усилий к вопросу освоения Арктики обусловливает появление в медиатекстах обилия метафорических выражений, образованных на основании семантического переноса с материального, здесь: локального («пространство», «территория», «регион»), на идеальное («поле сотрудничества», «область мечты», «зона конфронтации»): «Арктика сегодня - регион стратегических интересов и для России, и для многих стран мира»; «Арктика сегодня для нас - область мечты»; «Арктика может быть местом рождения и применения высоких технологий», «Арктика - это как раз то потенциальное поле сотрудничества России и Евро-Атлантики в целом, которое до сих пор не было в значительное мере актуализировано в международной политике»; «Арктика не должна быть зоной конфронтации» [6].

2. Концептуальные исследования в области изучения арктического дискурса. В поле зрения современных лингвистов попадают разные концепты арктического дискурса, в первую очередь это касается климатической проблематики, а затем — идеологической. Лингвистами описаны следующие концепты и концепты-идеологемы: «север / the north» и «юг / the south» [7]; «север / хоту» [8]; «экология» и «глобальное потепление» [9]; «холод» [10]; «север», «северность», «воображаемое Севера» [11]; «милитаристская Арктика» [12; 13]; «Арктика» (концепт-идеологема) [14, с. 85-150].

С. О. Долгобородова и Н. С. Авдонина отмечают, что особый интерес к арктической теме в медиадискурсе «просыпается» с 2007 г., ср.: «В российском дискурсе в 2007 г. происходит резкий скачок, количество материалов увеличивается по сравнению с 2001 г. в три раза» [1, с. 87]. Исследователи отмечают: «В 2007 г. арктический дискурс меняется в связи с экспедицией «Арктика-2007», которая была всесторонне освещена в отечественных СМИ. Экспедиция вызвала резонанс в зарубежных СМИ,

нападки западных коллег сказались на реакционности российских масс медиа, в результате чего проявился такой аспект арктического медиадискурса, как состязательность» [1, с. 88]. Однако арктический регион остается в настоящее время до конца неизведанной и неосвоенной территорией.

Актуальны в настоящее время также исследования концептуальной метафоры в арктическом дискурсе. Недостаточно изученный феномен (а именно таким феноменом является Арктика) всегда рождает массу образных выражений. Метафора как один из основных механизмов познания базируется на сопоставлении неведомого, постигаемого с хорошо известным фактом или явлением - с тем, чтобы очертить границы и определить формы познаваемого объекта, определить его структурные элементы и описать характерные черты, соотнести с подобными объектами и/или противопоставить реалиям, противоположным по определенным качествам. На языке когнитивной лингвистики это называется категоризацией и концептуализацией факта действительности в сознании человека [15, с. 21].

Концептуальная метафора, создающая образ Арктики и реализованная в текстах массовой коммуникации, может быть рассмотрена сквозь призму предложенной А. П. Чудиновым классификации метафор, предполагающей разграничение антропо-, природо-, социоморфной и артефактной метафоры [16, с. 136-137]. Концепт Арктика находит в современных русскоязычных СМИ значительное число метафорических реализаций, при этом метафора используется во многих ее разновидностях. Покажем это на некоторых примерах.

Широко употребляется антропоморфная метафора, ср.: «Существует мнение, что Арктика - лоно нашей цивилизации»; «Арктика ждет частника. Минвостокразвития подготовило обновление госпрограммы развития региона» [6]. Арктика выступает неким субъектом, живым существом, обладающим весьма строптивым и суровым характером, ср.: «Арктика показывает нам в этом году все грани своего противоречивого характера», «Сколько может дать шельф - пока трудно сказать, Арктика непредсказуема», «Арктика непредсказуема и . сделать однозначный прогноз на более-менее длительный срок очень сложно», «Ее (Арктики -

Е. Д., А. Б.) холодная лаконичность еще для многих окажется лучшим источником вдохновения», «...смягчить свой ледяной тон Арктика не торопится» [6]. Арктика производит действия, свойственные человеку: «Не устала ли Арктика от российских визитов?», «Арктика лишается своего, казалось бы, священного права - права на лед», «Если разбирательство этим ограничится, Арктика продолжит страдать», «Арктика не прощает ошибок», «Арктика рискует поссорить правительство и госкомпании», «Разве угадаешь, что тебе приготовила Арктика?». Очевидно, что «субъектность» Арктики (в противовес «объектности») обусловлена ее неосвоенностью и непознанностью, трудностью ее подчинения человеку.

В русскоязычных СМИ также встречается социоморфная метафора в таких ее разновидностях:

- милитарная метафора: «Арктика сегодня рассматривается как полигон для испытания новых технологий», «Арктика может спровоцировать битву за ресурсы между Россией и Западом», Арктика может стать экономическим плацдармом для омских предприятий», «В скором времени Арктика может превратиться в территорию холодной войны между США и Россией» [Национальный корпус русского языка];

- театральная метафора: «Арктика должна стать пространством, в котором нет места . для закулисных соглашений», «Еще одним театром, на котором российские ВВС активно модернизируют свою инфраструктуру, стала Арктика» [6];

- спортивная метафора: «Арктика - это не стадион, ставить там рекорды нельзя, что-то там покорять - глупо»; «В настоящее время вовсю идет невидимая «арктическая гонка» - битва между Россией, США и Канадой» [6].

Артефактная метафора представлена такими вариантами:

- текстильная метафора: «Арктика трещит по швам, в Арктике творится необъяснимое» [6];

- техническая метафора: «Арктика, как всемирный пылесос, накапливает вредные вещества из других частей планеты» [6];

- транспортная метафора: «Арктика может стать локомотивом инновационного развития России» [6];

- доместическая метафора: «Арктика - это не просто наш дом, это фасад», «Арктика - родной дом для коренных малочисленных народов», «Китай и США также активизировали деятельность по усилению влияния в Арктике - потенциальном коридоре для расширяющейся стратегической конкуренции между великими державами», «Арктика является колыбелью уникальной циркумполярной культуры, особого образа жизни и быта, присущего только коренным народам Севера», «Арктика - сказочная кладовая...» [6].

Менее употребительна природоморфная метафора («Арктика разморозит Россию и Канаду» [6]), что, вероятно, объясняется частотностью употребления единиц в прямом значении, обозначающих климатические особенности региона, специфику его фауны и флоры.

Следует подчеркнуть, что большинство из этих метафор оказались в поле зрения современных лингвистов [12; 17], чего нельзя сказать о метафоре гастрономической. С когнитивной точки зрения, как пишут Е. А. Юрина, А. В. Балдова «...пищевая метафора рассматривается как метафорическая модель, в соответствии с которой явления из различных концептуальных сфер-мишеней осмысливаются по аналогии с явлениями гастрономической сферы-донора. Другими словами, под пищевой метафорой понимается ментальная схема, по которой осуществляется концептуализация познаваемых явлений из различных сфер внеязыковой действительности по аналогии с явлениями сферы «Еда / Пища» [18, с. 99]. В данном случае в семантическое поле, актуализированное гастрономической / пищевой лексикой, вовлекается Арктика с ее богатым ресурсным потенциалом. Среди вербализаторов гастрономической темы обнаруживается глагольная лексика (предикаты «жрать», «сожрать», «откусить»), атрибутивная лексика (прилагательные «жирный», «сладкий», «лакомый» - обычно определения к слову «кусок»), образные номинации с гастрономической семантикой («пирог», «кусок пирога»).

Предикатная гастрономическая метафора выражена в первую очередь глаголом сожрать. При этом Арктика может быть, с одной стороны, субъектом поглощения / уничтожения, если речь идет о значительных финансовых вложениях в ее освоение, ср.: «Арктика сожрет

кучу денег»5. С другой стороны, Арктика выступает объектом уничтожения, субъектом поглощения выступают либо климатические катаклизмы (ср.: «Изменение климата „пожирает" берега Арктики»6), либо страны, которые рассчитывают на свое присутствие в регионе с целью извлечения прибыли.

В последнем случае Арктика превращается в объект споров, конкретнее - продукт пищевого вожделения: пирог, который делят на куски, ср.: «Арктический пирог: кусков много, но всем не хватит. В Арктике интересам России активно противостоит Дания. По словам главы Минприроды РФ, к датчанам «есть серьёзные вопросы». Дело в том, что значительная часть датской арктической заявки строится на использовании геологических материалов... России»7, «Норвегии отрезали кусок "арктического пирога"»8; «В Арктике находится одна из последних кладовых природных ресурсов. Каждый из претендентов на полярные богатства хочет получить свой кусок пирога. Но в гонке за первенство люди забывают, что нарушение хрупкого экобаланса в Арктике может обернуться катастрофой для всей планеты»9; «Жесткая конкуренция оправдана - в условиях ограниченных ресурсов за свой кусок пирога приходится бороться. Несмотря на то, что крупные игроки присутствуют на Севере - это и «Газпром», и «Новатэк», и «Роснефть» - на всех мегапроектов пока не хватает. Приход какой-либо корпорации в регион и, как следствие, приток инвестиций, становятся шансом для решения насущных проблем северян»10.

5 Дмитрий Кобылкин: Арктика сожрет кучу денег. 15.08.2022 // Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд": [сайт]. URL: https://rusnord.ru/economic/45019-dmitrij-kobylkin-arktika-sozhret-kuchu-deneg.html (дата обращения: 02.09.2022).

6 Хуан Палоп. Изменение климата "пожирает" берега Арктики. 19.04.2011 // Сетевое издание «Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире»: [сайт]. URL: https://www.inopressa.ru/article/19Apr2011/elmundo/arctica.html (дата обращения: 02.09.2022).

7 Арктический пирог: кусков много, но всем не хватит. 27.01.2017 // Сетевое издание «Военное обозрение»: [сайт]. URL: https://topwar.ru/107987-arkticheskiy-pirog-kuskov-mnogo-no-vsem-ne-hvatit.html (дата обращения: 02.09.2022).

8 Норвегии отрезали кусок "арктического пирога". 30.04.2009 // Сетевое издание "Вести.Ру": [сайт]. URL: https://www.vesti.ru/article/2222834 (дата обращения: 02.09.2022).

9 Арктика. Полярный приз. // Интернет-сайт «Земля. Хроники Жизни»: [сайт]. URL: https://earth-chronicles.ru/news/2017-10-13-109055 (дата обращения: 02.09.2022).

10 Развитие Арктических регионов: борьба за собственные интересы или выгодное сотрудничество. 20.03.2020 // Сетевое издание «GoArctic»: [сайт]. URL: https://goarctic.ru/news/razvitie-arkticheskikh-regionov-borba-za-sobstvennye-interesy-ili-vygodnoe-sotrudnichestvo/ (дата обращения: 02.09.2022).

При этом пирог снабжается определениями, связанными с его территориальной принадлежностью к данному региону («арктический пирог», ср.: «Пока же "арктический пирог" пытаются поделить между собой пять стран - США, Канада, Дания, Россия и Норвегия. Возможно, к ним скоро присоединится и Великобритания»11; «Китай хочет получить свой кусок "арктического "пирога". Financial Times помещает материал о растущем стратегическом интересе Китая к Арктике и возможной в связи с этим его более активной роли в регулировании этого региона»12; «Дания планирует урвать свой кусок арктического пирога»13) и имеющимся в нем потенциалом («энергетический пирог», ср.: «По запасам ресурсов Арктика - тоже лакомый кусок всемирного "энергетического пирога"»14; «Удивительно, но создается впечатление, что интерес к Арктике носит какой-то импульсивный характер. То мы буквально вгрызаемся в нее, стремясь прибрать к рукам богатства холодного мира все и сразу. То поворачиваемся к ней спиной, смирившись перед своим бессилием перед суровой целиной. Но мир не сводит жадных глаз с этого лакомого пирога планеты»15). Обращает на себя внимание разнообразие глагольной лексики с семантикой присвоения - как относительно нейтральной («получить свой кусок», «съесть кусок», «поделить между собой», «отрезать кусок», «откусить кусок пирога»), так и экспрессивной («урвать», «вгрызаться»).

Атрибутивная метафора представлена определениями с гастрономической семантикой, актуализирующими такие компоненты значения, как размер («большой кусок пирога»), густические и кинестетические ощущения («вкусный», «жирный», «сладкий»), а также оценочные характеристики («лакомый кусок»). По мнению Е. А. Юриной, А. В. Балдовой, рассматривающих метафорический перенос с гастрономии

11 Россия претендует на Арктику. 19.09.2008 // Сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн»: [сайт]. URL: https://www.e1.ru/text/world/2008/09/19/50876101/ (дата обращения: 02.09.2022).

12FT: Китай хочет получить свой кусок "арктического "пирога". 02.03.2010 // Информационно -аналитическое агентство ПортНьюс: [сайт]. URL: https://portnews.ru/digest/print/5340/7backurWdigest/ (дата обращения: 02.09.2022).

13Дания планирует урвать свой кусок «арктического пирога». 20.08.2019 // Социальная сеть «КОНТ»: [сайт]. URL: https://cont.ws/@shaya/1422068 (дата обращения: 02.09.2022).

14Норвегии отрезали кусок "арктического пирога". 30.04.2009 // Сетевое издание "Вести.Ру": [сайт]. URL: https://www.vesti.ru/article/2222834 (дата обращения: 02.09.2022).

15 Сокровища и подводные камни Арктики // Тюменская правда: [сайт]. URL: http://www.tyum-pravda.ru/economica/21833-sokrovischa-i-podvodnyie-kamni-arktiki (дата обращения: 02.09.2022).

на сферу экономики, «калорийные, питательные, имеющие пищевую ценность продукты символизируют достаток, богатство, благоприятные экономические обстоятельства» [18, с. 105].

Арктика, с ее богатствами, представляет собой «лакомый кусок» для субъектов, заинтересованных в экономическом развитии: «Россия богата территориями как ни одна другая страна на планете, однако не все наши площади представляют лакомый кусочек для других стран. Проще всего отжимать пограничные территории, но не только по этой причине американцы были бы рады присвоить часть русской Арктики»16; «Арктика получит свой Транссиб.СШХ - железная дорога в вечной мерзлоте и лакомый кусок для крупнейших подрядчиков»17; «Арктика для вероятного противника - это лакомый кусочек»18; «Лакомые куски Арктики»19.

Каждый, кто считает возможным принимать участие в освоении Арктики, пытается урвать, отщипнуть, отрезать себе кусок побольше, пожирнее, повкуснее, послаще, ср.: «Вкусный кусок пирога. Арктика, рассматриваемая как «вкусный кусок пирога», все больше привлекает внимание соперников, активизируя конкуренцию между ними»20; «Арктика, Россия - Норвегия: Чей кусок жирнее?»21; «НАТО жаждет отхватить свой жирный кусок пирога»: военный эксперт об активности Запада в Арктике»22; «Общая площадь Арктики оценивается в 21 миллион квадратных километров. НИЧЕГО СЕБЕ ПИРОЖОК! Почему такое странное сравнение? Да потому, что слишком уж много желающих

16 О какой части российской территории мечтают американцы. 31.01.2019 // Независимое телевидение Севастополя: [сайт]. URL: https://nts-tv.com/articles/o-kakoy-chasti-rossiyskoy-territorii-mechtayut-ame-12501 (дата обращения: 02.09.2022).

17Арктика получит свой Транссиб. 16.08.2018 // Сетевое издание «Вгудок»: [сайт]. URL: https://vgudok.com/lenta/arktika-poluchit-svoy-transsib-sshh-zheleznaya-doroga-v-vechnoy-merzlote-i-lakomyy-kusok-dlya (дата обращения: 02.09.2022).

18 «Последовательное уничтожение»: как БПЛА могут помочь России в борьбе с вражеским морским десантом в Арктике. 07.10.2012 // Сетевое издание «RT.com»: [сайт]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/914984-desant-bpla-arktika (дата обращения: 02.09.2022).

19Лакомые куски Арктики // Интернет-сайт «SENTSTORY.RU»: [сайт]. URL: http://www.sentstory.ru/ob-arktike/lakomye-kuski-arktiki (дата обращения: 02.09.2022).

20Вкусный кусок пирога. 31.03.2022 // Сетевое издание «Нянзан Онлайн»: [сайт]. URL: https://ru.nhandan.vn/vkusnii-kusok-piroga-post2197.html (дата обращения: 02.09.2022).

21 Арктика, Россия - Норвегия: Чей кусок жирнее? // Живой журнал. MAMLAS: [сайт]. URL: https://mamlas.livejournal.com/1438810.html (дата обращения: 02.09.2022).

22«НАТО жаждет отхватить свой жирный кусок пирога»: военный эксперт об активности Запада в Арктике. 03.12.2018 // iReactor. Армия: [сайт]. URL: https://dzen.ru/media/id/5b599a90ca65e300aab9c0b0/nato-jajdet-othvatit-svoi-jirnyi-kusok-piroga-voennyi-ekspert-ob-aktivnosti-zapada-v-arktike-5c0554645e1fö900a9086206 (дата обращения: 02.09.2022).

отхватить от него кусок пожирнее. Не случайно приарктические государства начали предпринимать попытки по закреплению за сбой территорий Арктики и разделу арктических вод еще с начала XX века»23; «Представления об Арктике как об общем пироге, от которого каждому хочется съесть кусок послаще, малопродуктивны»24; «Арктика - кладезь полезных ископаемых. Мы его называем «снежный материк». Там находится порядка 40% всех полезных ископаемых Земли. Сейчас все развитые экономики мира хотели бы получить там свой кусочек вкусного, жирного и большого пирога»25.

Очевидно, что тяготение к «пище» обусловлено аппетитом субъекта поглощения. Так, и к Арктике страны, желающие получить ее богатства, демонстрируют отменный аппетит, ср.: «Эти территории привлекают прежде всего наличием большого количества шельфовых месторождений нефти и газа, но экологический риск разработок «тормозит аппетиты»26; «Регион кажется весьма аппетитным, поскольку эксперты заявляют, что арктическое морское дно содержит порядка четверти мировых запасов нефти и газа»27.

Можно отметить и некоторые другие типовые ситуации, которые сопряжены с процессом принятия пищи. Это фиксируется некоторыми устойчивыми выражениями: «не сводить жадных глаз с пищи» (ср.: «...интерес к Арктике носит какой-то импульсивный характер. ... Мир не сводит жадных глаз с этого лакомого пирога планеты»28); «при виде пищи текут слюнки» (ср.: «И, конечно же, у очень многих стран не просто текут слюни, а вызывают зубной скрежет огромные российские территории в

23 Сокровища и подводные камни Арктики // Тюменская правда: [сайт]. URL: http://www.tyum-pravda.ru/economica/21833-sokrovischa-i-podvodnyie-kamni-arktiki (дата обращения: 02.09.2022).

24 Арктика - клондайк XXI века. 27.12.2018 // БизнесДневник. Петербургское деловое обозрение: [сайт]. URL: https://businessdnevnik.ru/2018/12/27/arktika-klondajk-xxi-veka (дата обращения: 02.09.2022).

25 НАТО жаждет отхватить свой жирный кусок пирога»: военный эксперт об активности Запада в Арктике. 03.12.2018 // iReactor. Армия: [сайт]. URL: https://dzen.ru/media/id/5b599a90ca65e300aab9c0b0/nato-jajdet-othvatit-svoi-jirnyi-kusok-piroga-voennyi-ekspert-ob-aktivnosti-zapada-v-arktike-5c0554645e1fö900a9086206 (дата обращения: 02.09.2022).

26 Арктика - клондайк XXI века. 27.12.2018 // БизнесДневник. Петербургское деловое обозрение: [сайт]. URL: https://businessdnevnik.ru/2018/12/27/arktika-klondajk-xxi-veka (дата обращения: 02.09.2022).

27Дебаты вокруг арктических богатств разгораются. 30.03.2010 // Сетевое издание - Интернет-проект ИноСМИ^и: [сатй]. URL: https://inosmi.ru/20100330/158900540.html (дата обращения: 02.09.2022).

28 Сокровища и подводные камни Арктики // Тюменская правда: [сайт]. URL: http://www.tyum-pravda.ru/economica/21833-sokrovischa-i-podvodnyie-kamni-arktiki (дата обращения: 02.09.2022).

Арктике, шельф, на котором есть огромные запасы нефти и газа»29); «пронести пищу мимо рта» (ср.: «О снятии нас предупредили за месяц, было время, чтобы свыкнуться с мыслью, что не удастся полный год дрейфовать. Но все равно ощущение, что кусок пирога мимо рта пронесли, не покидало...»30).

В некоторых текстах обнаруживается развернутая метафорическая модель с разными ее компонентами (объект питания и его составляющие, процесс разделения продукта между участниками на куски, характеристика субъектов питания), ср.: «Пирог разделен, а к нему все равно продолжают тянуть руки желающие поиметь хоть маленький кусочек. Канада, например, претендует на хребет Альфа, уже в течение 20 лет оспаривает с США протяженность своих территориальных вод и заявляет о суверенитете над северо-западным морским проходом из Атлантики в Тихий океан. Не сводят голодных глаз с лакомого пирога Китай и страны Западной Европы, которые даже не имеют границ с Арктикой. Ясно, что «пирог» - это понятие образное. Оно состоит, прежде всего, из колоссальных природных ресурсов региона и выгодных морских транспортных путей, связывающих материки. Начинкой «пирога» можно считать несметные сокровища, ведь подо льдами Арктики содержится 22% мировых запасов неразведанных ресурсов. Из них 90 миллиардов баррелей нефти (13% мировых запасов), 1699 триллионов кубических футов природного газа, что эквивалентно 48,13 трлн кубических метров, или 30% мировых запасов»31.

Заключение. Арктика в современных СМИ выступает как регион приложения интеллектуальных и технологических усилий человека, как территория будущего социального и экономического развития. Недостаточная освоенность региона и острота борьбы приарктических и неприарктических стран за богатства Арктики заставляет авторов текстов использовать многочисленные метафорические выражения, которые

29 Скандинавы будут вытеснять Россию из Арктики. 19.09.2017 // Сетевое издание «tvzvezda.ru»: [сайт]. URL: https://tvzvezda.ru/news/201709191345-m8qm.htm (дата обращения: 02.09.2022).

30Полярником может быть тот, кто любит сюрпризы. 10.08.2021 // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/arktika-segodnya/11960627 (дата обращения: 02.09.2022).

31 Сокровища и подводные камни Арктики // Тюменская правда: [сайт]. URL: http://www.tyum-pravda.ru/economica/21833-sokrovischa-i-podvodnyie-kamni-arktiki (дата обращения: 02.09.2022).

выполняют в коммуникации, с одной стороны - собственно когнитивную, с другой стороны - экспрессивную функцию языковых средств. Одной из таких ярких метафор, которая отражает привлекательность региона и суть борьбы за его богатства, является гастрономическая метафора. При этом следует подчеркнуть, что гастрономическая метафора имеет особый статус, если рассматривать ее с классификационной точки зрения: она может относиться к метафоре и антропоморфной, и природоморфной, что открывает перспективы создания новых классификационных уровней или рубрик в теории метафоры. Гастрономическая метафорическая модель, включающая субъекта питания и его действия, процесс и продукт поглощения, а также характеристики этого продукта, оказывается весьма продуктивной при освещении международной ситуации, сложившейся вокруг Арктики. Однако следует сделать акцент на разумном и бережном, но не хищнически потребительском отношении к региону, на что обращает внимание высказываемая в СМИ мысль о необходимости приложения в первую очередь интеллектуальных, креативных и, безусловно, гуманистически ориентированных усилий по освоению Арктики, а потом уже собственно экономических и инфраструктурных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Долгобородова С.О., Авдонина Н.С. Репрезентация арктической темы в медиадискурсе: интерпретационный анализ // Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2019. № 5 (73). С. 77-92. DOI: 10.25587/SVFU.2019.73.39435.

2. Крюкова О С. Стереотипы восприятия Арктики в России: литература и искусство, современные СМИ // Вестник Института мировых цивилизаций. 2020. Т. 11. № 1 (26). С. 21-24.

3. Гаврилова К.А. Репрезентация российской Арктики в дискурсе арктических форумов // Сибтирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 30-56.

4. Жигунов А.Ю. Арктика в российских медиа: проблематика и тематические доминанты // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 3. С. 97-107. DOI: 10.18721/JHSS. 11308.

5. Васильева Н.В., Погодин С.Н. Проблема самоидентификации россиян в XXI в.: геополитические и региональные аспекты // Известия Алтайского государственного университета. Исторические науки и археология. 2021. № 5 (121). С. 13-18.

6. Национальный корпус русского языка: [сайт]. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 22.09.2022).

7. Егорова Н.А. Концепты "север / the north" и "юг / the south" в американской и русской картинах мира: автореф. ... дис. канд. филол. наук. 10.02.20 / Московский государственный областной университет. Москва, 2010.

8. Данилова Н. Концепт «Север / Хоту» в представлениях народа саха и долган //Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. 2015. № 2(5). С. 121-126.

9. Катермина ВВ., Макеева М.А. Особенности структурирования и восприятия информации в фреймах концепта «экология» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 69-76. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-69-76.

10. Романова Е.Н., Добжанская О.Э. Антропология холода: методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов Севера и Арктики) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 255-263. DOI: 10.17223/22220836/35/23.

11. Мельничук О.А., Павлов С.С. «Северность», «воображаемое Севера» или «концептосфера арктического дискурса»? // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 4. С. 106-130. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-4-106-130.

12. Жигунов А.Ю. «Милитаристская Арктика»: актуальная специфика репрезентации медиаконцепта // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9 (51). Ч. 4. С. 130-133.

13. Малышева Е.Г., Жигунов А.Ю. Новая «холодная» война: милитарная метафора как базовая концептуальная модель репрезентации медиаконцепта «Арктика» // Политическая лингвистика. 2016. № 6 (60). С. 66-74.

14. Жигунов А.Ю. Концепт-идеологема «Арктика»: формирование и динамика развития в русской медийной картине мира: дис. ... канд. филол. наук. 10.02.01 / Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. Омск, 2022. 260 с.

15. Дзюба Е.В. О видах и структуре категорий // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2012. № 19. С. 20-33.

16. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2006. 256 с.

17. Лютянская М.М. «Арктическая» метафора в политическом дискурсе // Когнитивные исследования языка. 2018. № 34. С. 523-525.

18. Юрина Е.А., Балдова А.В. Пищевая метафора в процессах концептуализации, категоризации и вербализации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 48. С. 98-115. DOI: 10.17223/19986645/48/7.

REFERENCES

1. Dolgoborodova S.O., Avdonina N.S. Reprezentatsiya arkticheskoy temy v mediadiskurse: interpretatsionnyy analiz [Representation of the Arctic theme in media discourse: interpretive analysis]. Vestnik Severo-Vostochnogo federalnogo universiteta. 2019. № 5 (73). S. 77-92. DOI: 10.25587/SVFU.2019.73.39435. (In Russ.).

2. Kryukova O.S. Stereotipy vospriyatiya Arktiki v Rossii: literatura i iskusstvo, sovremennyye SMI [Stereotypes of perception of the Arctic in Russia: literature and art, modern media]. Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsiy. 2020. T. 11. № 1 (26). S. 21-24. (In Russ.).

3. Gavrilova K.A. Reprezentatsiya rossiyskoy Arktiki v diskurse arkticheskikh forumov [Representation of the Russian Arctic in the Discourse of the Arctic Forums]. Sibtirskiye istoricheskiye issledovaniya. 2016. № 4. S. 30-56. (In Russ.).

4. Zhigunov A.Yu. Arktika v rossiyskikh media: problematika i tematicheskiye dominanty [The Arctic in Russian media: problems and thematic dominants]. Obshchestvo. Kommunikatsiya Obrazovaniye. 2020. T. 11. № 3. S. 97-107. DOI: 10.18721/JHSS.11308. (In Russ.).

5. Vasilyeva N.V., Pogodin S.N. Problema samoidentifikatsii rossiyan v XXI v.: geopoliticheskiye i regionalnyye aspekty [The Problem of Self-Identification of Russians in the 21 st Century: Geopolitical and Regional Aspects]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoricheskiye nauki i arkheologiya. 2021. № 5 (121). S. 13-18. (In Russ.).

6. Natsionalnyy korpus russkogo yazyka [Russian National Corpus] Available at https://ruscorpora.ru/ (accessed: 22.09.2022). (In Russ.).

7. Yegorova N.A. Kontsepty "sever / the north" i "yug / the south" v amerikanskoy i russkoy kartinakh mira: avtoref. ... dis. kand. filol. nauk. [The concepts of "север/the north" and "юг/the south" in the American and Russian worldviews] 10.02.20. Moskovskiy gosudarstvennyy oblastnoy universitet. Moskva, 2010. (In Russ.).

8. Danilova N. Kontsept «Sever / Khotu» v predstavleniyakh naroda sakha i dolgan [The concept of "Север / Хоту" in the ideas of the Sakha and Dolgan people]. Arktika. XXI vek. Gumanitarnyye nauki. 2015. № 2(5). S. 121-126. (In Russ.).

9. Katermina V.V., Makeyeva M.A. Osobennosti strukturirovaniya i vospriyatiya informatsii v fTeymakh kontsepta «ekologiya» [Features of structuring and percept ion of information in the frames of the concept "ecology"]. Aktualnyye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki. 2018. № 3(31). S. 69-76. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-69-76. (In Russ.).

10. Romanova Ye.N., Dobzhanskaya O.E. Antropologiya kholoda: metodologiya, kontsepty, obrazy (na primere kulturnykh traditsiy korennykh narodov Severa i Arktiki) [Anthropology of cold: methodology, concepts, images (on the example of the cultural traditions of the indigenous peoples of the North and the Arctic)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kulturologiya i iskusstvovedeniye. 2019. № 35. S. 255-263. DOI: 10.17223/22220836/35/23. (In Russ.).

11. Melnichuk O.A., Pavlov S.S. «Severnost», «voobrazhayemoye Severa» ili «kontseptosfera arkticheskogo diskursa»? ["Northernity", "imaginary North" or "conceptosphere of the Arctic discourse"?]. Nauchnyy dialog. 2022. T. 11. № 4. S. 106-130. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-4-106-130. (In Russ.).

12. Zhigunov A.Yu. «Militaristskaya Arktika»: aktualnaya spetsifika reprezentatsii mediakontsepta ["Militarist Arctic": the actual specificity of the representation of the media concept]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. 2016. № 9 (51). Ch. 4. S. 130-133. (In Russ.).

13. Malysheva Ye.G., Zhigunov A.Yu. Novaya «kholodnaya» voyna: militarnaya metafora kak bazovaya kontseptualnaya model reprezentatsii mediakontsepta «Arktika» [The new "cold" war: military metaphor as a basic conceptual model for the representation of the media concept "Arctic"]. Politicheskaya lingvistika. 2016. № 6 (60). S. 66-74. (In Russ.).

14. Zhigunov A.Yu. Kontsept-ideologema «Arktika»: formirovaniye i dinamika razvitiya v russkoy mediynoy kartine mira: dis. ... kand. filol. nauk. [Concept-ideologeme "Arctic": formation and dynamics of development in the Russian media picture of the world] 10.02.01. Omskiy gosudarstvennyy universitet im. F. M. Dostoyevskogo. Omsk, 2022. 260 s. (In Russ.).

15. Dzyuba Ye.V. O vidakh i strukture kategoriy [About the types and structure of categories], Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova. 2012. № 19. S. 20-33. (In Russ.).

16. Chudinov A.P. Politicheskaya lingvistika: uchebnoye posobiye. [Political linguistics] M.: Flinta, Nauka, 2006. 256 s. (in Russ.).

17. Lyutyanskaya M.M. «Arkticheskaya» metafora v politicheskom diskurse ["Arctic" metaphor in political discourse]. Kognitivnyye issledovaniyayazyka. 2018. № 34. S. 523-525. (In Russ.).

18. Yurina Ye.A., Baldova A.V. Pishchevaya metafora v protsessakh kontseptualizatsii, kategorizatsii i verbalizatsii [Food metaphor in the processes of conceptualization, categorization and verbalization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2017. № 48. S. 98-115. DOI: 10.17223/19986645/48/7. (In Russ.).

Сведения об авторах / Information about authors

Дзюба Елена Вячеславовна - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Белослудцев Александр Николаевич - Свердловская областная коллегия адвокатов. E-mail: S-andro@yandex.ru; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4778-4346 Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Dziuba Elena V. - Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. E-mail: elenacz@mail.ru; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3833-516X Belosludtsev Alexander N. - Sverdlovsk Regional Bar Association. E-mail: S-andro@yandex.ru; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4778-4346 The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 25.10.2022. Одобрена после рецензирования 31.10.2022. Принята 12.11.2022. Received 25.10.2022. Approved after reviewing 31.10.2022. Accepted 12.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.