5. Афоризмы и цитаты известных людей о науке и научной мысли // biografia.ru
6. Кюри Е. Мария Кюри / Пер. с фр. Под ред. и с предисл. В.В. Алпатова. Изд. 4. - М.: Атомиздат, 1979. - 320 с.
7. Жолио-Кюри Ф. Пять лет борьбы за мир / Вступит. статья Н.С. Тихонова. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 211 с.
8. Жолио-Кюри И., Жолио-Кюри Ф. Пьер Кюри и пути развития современной науки // Кюри М. Пьер Кюри. - Ирен и Фредерик Жолио-Кюри о Марии и Пьере Кюри. - М.: Наука, 1968. - С 103-109.
9. КюриМ. Радиоактивность/ Пер. с фр. Изд-е 2. - М.: Физматгиз, 1960. - 516 с. // fyodor_kedrov.pdf
10. Кедров Ф. Эрнест Резерфорд (Рождение ядерной физики). - М.: Знание», 1980. - 128 с.
11. Кедров Ф. Цепная реакция идей. - М.: Знание, 1975. - 190 с. // (n-t.ru)
12. Фредерик Жолио-Кюри - выдающийся учёный, пламенный борец за мир (К пятидесятилетию со дня рождения // Успехи физических наук. - 1950. - T.XLI. - Вып. 3.
13. Никифоров В.В. Формат русской идеологии, образ будущего и форум «Медиа-Дронница» // Общество. Среда. Развитие. -2023. - № 1. - С. 25-32.
14. Экофилософия - развитию культуры мира: монография. - М.: Русайнс, 2023. - 262 с.
References and Sources
1. Zholio-Kyuri F. Vstupitel'noe slovo pri otkrytii III sessii Postoyannogo Komiteta Vsemirnogo. Kongressa storonnikov mira v Stokgol'me, «Storonniki mira», № 9, aprel' 1950 // Uspekhi fizicheskih nauk. - 1950. - T.XLI. - Vyp. 3.
2. Barkova E.V. Ekofilosofiya v razvitii ontologii mirotvorchestva i revitalizacii bor'by za mir // Ekofilosofiya - razvitiyu kul'tury mira: monografiya.
- M.: Rusajns, 2023. S. 5-33.
3. Zholio-Kyuri F. Izbrannye trudy. - Frederik i Iren Zholio-Kyuri. Sovmestnye trudy [Otv. red. i avtor vstupit stat'i D.V. Skobelicyn]. - M.: Izd-vo AN SSSR. 1957. - 562 s.
4. Shaskol'skaya M.P. Zholio-Kyuri. - M.: Molodaya gvardiya, 1966. - 208 s.
5. Aforizmy i citaty izvestnyh lyudej o nauke i nauchnoj mysli // biografia.ru
6. Kyuri E. Mariya Kyuri / Per. s fr. Pod red. i s predisl. V.V. Alpatova. Izd. 4. - M.: Atomizdat, 1979. - 320 s.
7. Zholio-Kyuri F. Pyat' let bor'by za mir / Vstupit. stat'ya N.S. Tihonova. - M.: Izd-vo inostrannoj literatury, 1955. - 211 s.
8. Zholio-Kyuri I., Zholio-Kyuri F. P'er Kyuri i puti razvitiya sovremennoj nauki // Kyuri M. P'er Kyuri. - Iren i Frederik Zholio-Kyuri o Marii i P'ere Kyuri. - M.: Nauka, 1968. - S 103-109.
9. Kyuri M. Radioaktivnost'/ Per. s fr. Izd-e 2. - M.: Fizmatgiz, 1960. - 516 s. // fyodor_kedrov.pdf
10. Kedrov F. Ernest Rezerford (Rozhdenie yadernoj fiziki). - M.: Znanie», 1980. - 128 s.
11. Kedrov F. Cepnaya reakciya idej. - M.: Znanie, 1975. - 190 s. // (n-t.ru)
12. Frederik Zholio-Kyuri - vydayushchijsya uchyonyj, plamennyj borec za mir (K pyatidesyatiletiyu so dnya rozhdeniya // Uspekhi fizicheskih nauk.
- 1950. - T.XLI. - Vyp. 3.
13. Nikiforov V.V. Format russkoj ideologii, obraz budushchego i forum «Media-Dronnica» // Obshchestvo. Sreda. Razvitie. - 2023. - № 1. - S. 25-32.
14. Ekofilosofiya - razvitiyu kul'tury mira: monografiya. - M.: Rusajns, 2023. - 262 s.
БАРКОВА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИЛЕНОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (barkova3000@yandex.ru).
BARKOVA, ELEONORA V. - Doctor of Philosophy, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University.
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
УДК 94(420):265 + 22.06 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-276-281
ЧУГУНОВА Т.Г., СОФРОНОВА Л.В. ОБРАЗ АНТИХРИСТА В ТРАКТАТЕ У. ТИНДЕЛА «ПОСЛУШАНИЕ ХРИСТИАНИНА И КАК ХРИСТИАНСКИЕ ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ УПРАВЛЯТЬ»
Ключевые слова: Уильям Тиндел, Мартин Лютер, Джон Виклиф, Антихрист, папа, Реформация, папство.
Предлагается первый русский перевод одного из наиболее интересных и значимых разделов сочинения английского реформатора У. Тиндела «Послушание христианина и как христианские власти должны управлять». В разделе «Антихрист» Тиндел рассматривает папство как царство антихриста, а главу Римско-католической церкви - как пособника Дьявола. Отмечается, что эта позиция являлась более радикальной, чем взгляды на институт папства зачинателя реформационного движения - немецкого богослова Мартина Лютера. В данном плане Тиндел существенно развил и актуализировал идеи, сформулированные еще полтора столетия ранее доктором Дж. Виклифом (1320-1384), являвшимся предтечей Реформации. Трактат У. Тиндела был опубликован в 1528 г. и оказал большое воздействие на английского короля Генриха VIII, впоследствии взявшего курс на полный разрыв с Римом.
CHOUGOUNOVA, T.G., SOFRONOVA, L.V. THE IMAGE OF THE ANTICHRIST IN W. TYNDALE'S TREATISE «THE OBEDIENCE OF A CHRISTEN MAN AND
HOW CHRISTIAN RULERS OUGHT TO GOVERNE»
Key words: William Tyndale, Martin Luther, John Wycliff, Reformation, pope, papacy
The first Russian translation one of the most interesting and significant sections of the work of the English reformer W. Tyndale, "The Obedience of a Christen man and how Christian rulers ought to governe " is proposed. In the section "Antichrist," Tyndale considers the papacy as the kingdom of the Antichrist, and the head of the Roman Catholic Church - as an accomplice of the Devil. It is noted that this position was more radical than the views on the institution of the papacy of the founder of the reformation movement - the German theologian Martin Luther. In this regard, Tyndale significantly developed and updated the ideas formulated a century and a
half earlier by Dr. J. Wycliffe (1320-1384), who was the forerunner of the Reformation. The treatise was published in 1528 and had a great influence on the English king Henry VIII, who subsequently set a course for a complete break with Rome.
Предлагаемая статья представляет собой перевод одного из наиболее важных и заслуживающих, на наш взгляд, пристального внимания исследователя разделов сочинения английского реформатора Уильяма Тиндела (1494-1536) «Послушание христианина и как христианские власти должны управлять» (1528 г.) [1]. Понятие «Антихрист» является одним из стержневых концептов не только в религиозном учении английского реформатора, но и в творчестве других европейских мыслителей реформационной эпохи. Несмотря на то, что библейская семантика концепта «Антихрист» не имеет четко выраженного образа, в творчестве реформаторов Антихрист практически всегда персонифицирован. Прежде всего, этот образ отождествляется с наместником Святого престола. Зачинатель реформационного движения немецкий богослов Мартин Лютер в сочинении «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520 г.) недвусмысленно назвал главу Римско-католической церкви Антихристом [2, c. 42]. В переводе с древнегреческого Âvxixpioroç означает противник Христа, поэтому используя этот термин, реформаторы прежде всего хотели противопоставить благочестивой жизни и поступкам Иисуса Христа греховное житие римского понтифика.
Еще более радикальных взглядов на институт папства придерживался английский коллега Лютера Уильям Тиндел. Главы с названием «Антихрист» можно обнаружить практически в каждом сочинении реформатора. Нами уже опубликован перевод одной из таких глав полемического сочинения «Ответ на Диалог сэра Томаса Мора» (1530 г.) («Достоверный знак, что папа -Антихрист») [3]. Чаще всего упоминание об Антихристе, под коим у реформатора всегда подразумевается наместник престола Св. Петра, встречается в трактате «Практика папистских прелатов» (1530 г.) [4]. В этом сочинении Тиндел обвиняет папу в притязаниях на светскую власть и в открытую называет службу его святейшества и прелатов антихристовым установлением.
Традиция вменения римскому понтифику «заслуг» Антихриста сложилась в Англии гораздо раньше, в творчестве предшественника Тиндела, евангелического доктора Дж. Виклифа (13201384), который по праву считается предтечей Реформации. В своем знаменитом латиноязычном трактате «Триалог» (1384 г.) Джон Виклиф назвал преемника Святого Петра «источником всякого нечестия в воинствующей церкви», «приближающимся Антихристом», заменяющим законы Божии на свои собственные [5, с. 423; 6]. В другом трактате, англоязычном, с характерным названием «Зерцало об Антихристе. Как Антихрист и его слуги уводят истинных священников от проповеди Евангелия Христа четырьмя неправдами» оксфордский теолог отмечал, что папа не желает распространения Слова Божия, дабы миряне не узнали о его злодеяниях [7, с. 372]. Таким образом, Тиндел развил и актуализировал идеи, затронутые его соотечественником полтора столетия ранее. В свою очередь, взгляды реформатора на природу папской власти впоследствии нашли отражение в трудах мыслителей Нового времени [8].
Переводимый раздел трактата является вполне законченным рассуждением реформатора и дает возможность исследователю лучше понять и осмыслить духовно-интеллектуальную атмосферу изучаемой эпохи.
Антихрист
Антихрист разослал своих учеников, тех лжепомазанных, о коих Христос предупреждал нас, что они придут и покажут чудеса и знамения, дабы сбить избранных с пути, если будет то возможным. Он помазует их по манере иудеев, бреет и стрижет их по манере иудейских священников, что служат идолам. Он кропит их не только лжеелем, но и дает им лжеимена, ибо сравни их имена с их делами, и ты найдешь ложь. Он посылает их, как пророчествовал апостол Павел, (2 Фесс., 2), с ложными знамениями и чудесами. Каков знак этих помазанных? Они преисполняются Святого Духа. Сравни их со знаками Святого Духа, что отмечает Павел, и ты найдешь их ложные знаки.
Епископ должен быть непорочен, мужем одной жены. «Нет, - говорит папа, - муж не одной жены, а содержатель стольких распутниц, скольких пожелает». Бог предписывает всем чинам, если они вожделеют и не могут блюсти чистоту, жениться. Папа же говорит, что, если вожделеешь, бери разрешение на наложницу, оставишь её, как состаришься, или же, как уверяют наши законники, si non caste, tamen cante, то есть, если горишь похотью, делай вид чистоты и блудствуй
втайне. Как говорит Петр в Первом Послании, гл.3, «будьте готовы всегда дать ответ каждому человеку, что спрашивает вас о причине надежды, что есть в вас, и то со смирением», которое у папистов символизируется с башмаками, ведь в них поставляют духовных докторов, дабы те всегда были готовы пробиваться сквозь чащу и заросли, проповедуя Слово Божие, надев епископскую двурогую митру(в отличие от православных митра у католиков состоит из двух частей, к которым крепятся две ленты, символизирующие Ветхий и Новый Заветы - авт.), которая означает совершенное и абсолютное знание Нового и Ветхого Заветов. Но вот что они делают: лишь хлыщут, а не учат. Как говорит папа, они (папа и его курия) не хотят, чтобы ими управляли. Сколько они имеют благодаря папской власти, его отпущениям, посланиям, чистилищу, обрядам, исповеди и прочим выдумкам святейших отцов? Если кто упустит хоть один пункт, того они объявят еретиком и сожгут. Если те из помазанных носят его знак, то их отпустят, если нет -извергнут и (по примеру «благородного» Антиоха, 2-я Мак., 7) (в главе отражена тема мученичества: семь братьев с матерью, принужденные царем Антиохом съесть недозволенное им по законам свиное мясо, мужественно приняли смерть, не отступив от отеческих законов - авт.) собьют с них корону, обрубят пальцы, будут пытать их с силою, и болью заставят отвергнуться от правды. Но теперь, как говорят наши епископы, истина чересчур отдалилась, и миряне начали вынюхивать пороки духовенства, лучше притеснять их силою тайно и смирять в тюрьме.
Давайте искать вину, дабы гноить их в королевских тюрьмах, и сделаем ересь изменою (здесь Тиндел с иронией пишет от лица папы, дающего наставления своей курии, как вести себя с мирянами, особенно с теми, кто изобличает святой престол - авт.). И нам надо возбудить войну или две, чтобы дать людям повод для воображения. Если они джентльмены, опорочьте их тайно. Проклинайте их четырежды в год. Пусть пугаются всякой вещи, а именно трогать моих помазанных, нужно заставить их бояться осуждения церкви, отсрочек, отлучений и проклятий. Правы они или не правы, они должны бояться. Проповедуйте меня и мою власть, и сколь ужасно мое проклятие, и сколь чернит оно их души. В святые дни, которые были установлены для проповедования Слова Божия, давайте заведем долгие службы, длинные обедни, продолжительные вечери, и всё по-латыни, чтобы они (миряне) барахтались во мраке, а мы бы завели их туда, куда хотим. А чтобы они не заскучали, вы частью пойте, иногда болтайте и напевайте, звоните в колокольчики и убаюкивайте их, затягивайте колыбельные.
А ведь апостол Павел не разрешает говорить с верующими в церкви или собрании на каком-либо другом языке, чем тот, который все разумеют (1 Кор., 14). «Как будет мирянин отвечать "аминь", - заявляет Павел, - на твое благословение или благодарение, если он не знает, что ты ему говоришь? Ведь он не поймет, благословляешь ты или проклинаешь».
«Так и что ж? - говорит папа. - Что мне Павел? Я командую, а вы должны повиноваться, пусть читают Евангелие по латыни. Пусть молятся только по-латыни, пусть болтают "Pater Noster" вместо "Отче наш". Если кто заболеет, приходите к нему и кормите его досыта латынью, и говорите по-латыни зерну и плодам в неделю крестных ходов, и проповедуйте на латинском Евангелие. Заставьте людей верить, что так лучше». Это всё равно, что проповедовать свиньям, если вы проповедуете на языке, который они не понимают.
Что тогда сказал мне, священнику, захотевшему иметь Новый завет на английском языке, лорд Кентербери? Неужели ты хочешь, чтобы миряне узнали, что мы творим?
Никакой борец, я думаю, не обозначается крестом, что выносят верховному прелату перед крестным ходом. Не ложный ли это знак? Какое королевство может пребыть в мире из-за таких потрясений? Сколь бы ни был мал приход, они (паписты) разожгут в нем хотя бы одну ссору из-за каких-то мелочей: вставки в молитву, обряда или заупокойной молитвы, из-за одного или другого пустяка и раздуют ссору до небес. Они - предатели всякой твари и сговорились между собой; один дар имеют они - делать из больших королевств малые, раздувать старые ссоры, использовать титулы, чтобы начинать войны по своему усмотрению. И если много земель каким-то образом достанется одному человеку, то они бросают кость на дороге, чтобы он не смог получить их, как ныне императору Германии (Карл V - император Священной Римской империи германской нации в 1519-1556 гг. - авт.), ибо пока короли не столь значимы. Если Бог откроет кому-нибудь из них глаза начать Реформацию на своей земле, то папа наложит на его землю интердикт (запрет на проведение церковных обрядов - авт.) и нашлет на нее других князей, дабы они завоевали её.
Поддавшиеся грязной роскоши, но отвратившиеся от совести. И как сказал Петр в Первом Послании, 5: «Пасите Божие стадо, каковое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». О, Петр, Петр, ты был всегда рыбаком, тебя никто не возносил до неба, ты не был ни начальником над податными списками, ни канцлером Англии. Им мало править над королем и императором, надо всем миром, но они рвутся к власти на небе и на земле. Им мало править над теми, кто жив, но они выдумали чистилище, чтобы править и над мертвыми и иметь на одно царствие больше, чем у самого Бога. И когда явится пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Так, презрение к алчности обозначено, как я знаю, бритьем и стрижкою головы, чтобы не было у них суеверия. Но не ложный ли это знак? Да, воистину, это им напоминание - бриться и стричься, громоздить бенефиций на бенефиций, рукоположение на рукоположение, чин на чин, диоцез на диоцез, со всеми податями, союзами и всем прочим.
Сначала авторитетом Евангелия они проповедуют Слово Божие в каждом приходе и совершают прочие необходимые служения, нападая на честное житие братьев и получая удовольствие. Епископы и священники, что не проповедуют, или проповедуют о том, что нет нужды в Слове Божием, не есть от Христа и от Его помазания, но являются слугами Зверя, чье имя они носят, чей мир они проповедуют, чей закон они отстаивают вопреки закону Божию, и чьим лжемудрствованиям они дают Ему больше силы, чем Бог когда-то дал Христу.
Они, словно ненасытные звери, забыли, зачем были пострижены и бриты, забрали в свои руки право на десятину со всего королевства. У них, я думаю, если собрать всё вместе, наберется до трети светских земель. Учти, сколько приходов и викариатов есть в королевстве, в которых распоряжаются хотя бы пядью пахотной земли. Затем причти земли епископов, аббатов, приоров, настоятелей, монашек, иоаннитов, соборных церквей, коллегий, часовен и часовенок. Пусть само здание и развалится, и завещание основателя потеряется, но земли-то они никогда не упустят и уж, что к ним попадет, то от них не уйдет. Ничего вам нигде не отслужат, если вы не дадите священнику на лапу.
Не велика ли это плата за исповедь и проведение таинств? Затем цена головы (головы скота - авт.), крестильные сорочки, введение во храм, проклятия, бракосочетания, жертвоприношения на свадьбах, дары идолам, поднесение воска и свеч, что получается им на руку вследствие суеверного бесполезного расхода воска в факелах и светцах по всей стране. Затем монашествующие братства, и отпускальщики грехов, и наживальщики на исповедях. А некоторые граждане завещают участок земли за столько-то отслуженных месс, другие - нанимают себе личного духовника. Мессы заупокой, молитва «Настави мя, Господи», годовщины, ежегодные молебны, день всех святых и поминки на тридцатый день. Мать-церковь и апостолический престол должны урвать что-нибудь с каждой заповеди Господней. Жертвоприношения, священники, мессы...
Видели ли вы куратов (сборщиков церковных налогов), которые бы не льстили своим комиссарам и духовному начальству, чтобы им разрешили собирать бесконтрольно, подторговывая исповедованием богатейших людей в своих приходах, к которым они подбираются осторожно и захватывают в свои сети исподволь. Если те хотят знать своих обвинителей, им отвечают, что дело достаточно хорошо известно, и даже лучше, чем о том известно обвиняемому. «Давай клянись, - говорят они, - клади руку на книжку, а если побожишься, то мы разберемся с тобой, выставим тебя на всеобщее посмешище». О, сколь они (паписты) ужасны: иди и клянись (говорят они), чтобы тебе быть послушным их требованиям.
Жалко, что наши короли - пленники у священников, хоть они и носят сан прежде, чем родятся. Никто не в чести у них (папистов), кроме льстецов, кто раньше других поклянется в верности нашему святейшему отцу и его епископам, то есть лжецам перед Богом и людьми.
Если кто-либо из аристократов пребудет верным королю и отважится что-либо советовать тому, служа его чести и обогащению королевства, они (папские приспешники) подождут с годик (как говорят сведущие люди) и обеспечат ему духовного отца. Нет такого злодеяния, которому они ни были бы причиной, ни кровопролития не по их вине, либо по их совету, или из-за того, что они не проповедуют истинное повиновение и не учат людей бояться Бога. Если найдется при дворе хоть один верный служитель, вокруг него они поставят двадцать шпионов, покуда не выставят его
из дворца или (как говорят) подведут к чаше так, что сделают его капитаном или послом, лишь бы только сплавить, куда подальше от присутствия короля.
Король поставлен от Бога, и его закон есть закон Божий, закон природы и естественного равенства, который Бог начертал в сердцах людей. Все же Антихрист слишком хорош, чтоб его судили по Божьему закону, он должен иметь свой закон, самодельный; а еще лучше, чтобы они вообще не подчинялись никакому закону. Не нужно им более (если они учились проповедовать Слово Божие в истине) довольствоваться малым и быть братом среди братьев.
Если поднимется вопрос о вере или Писании, то пусть высказываются явными, а не загадочными словами, и не отстраняют от этого мирян, ибо среди последних столь же много мудрых людей, сколь и среди их ставленников. Если служитель умирает, что нам ещё делать, кроме как не поставить другого на его место. Будешь ли ты говорить двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят лет, что никто не имеет лучшего знания в законе Божием, чем ты сам? Не стыдно ли нам, христианам, что мы идем к Христу с помощью старца (намек на безграмотность духовенства - авт.), который знает не более младенца?
Более того, если слуга духовный отлучил какого-либо человека (от церкви) или вынес вердикт о ереси, пусть ни король, ни светские служители не наказывают того своими предписаниями (фиксация набирающих в Англии силу гонений на реформаторов и их сторонников - авт.). Позвольте им взглянуть на Слово Божие и сравнить приговор со Священным Писанием и увидеть, правы они или нет, и не верьте им, чтобы они ни сказали, особенно в части того, что относится к их власти и силе.
Теперь случается так, что наши прелаты вышли на свет, чтобы мы могли увидеть, как они творили свои дела, с Богом или нет. Почему они боятся, что миряне увидят то, что они делают? Христос и Его Апостолы неустанно предупреждали нас об Антихристе и его пророках, поэтому мы должны постоянно пребывать в свете Священного Писания, и не допускать, чтобы наши чувства были опустошены, а мы - уведены с дороги.
Литература и источники
1. Tyndale W. The Obedience of a Christen man and how Christian rulers ought to governe // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes, three worthy Martyrs and principall teachers of this Church of England collected and compiled in one Tome together, being before scattered now in Print here exhibiten to the Church / Ed. J. Foxe. - London: Printed by J. Daye, 1573. - P. 97183.
2. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. / Пер. с нем. Ю.А. Голубкина. - Харьков: Око, 1994. - С. 11-94.
3. Тиндел У. Достоверный знак, что папа - Антихрист / Пер. Т.Г. Чугуновой // Диалог со временем. - 2023. - № 83. - С. 388395.
4. Tyndale W. Practice of papisticall Prelates // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes, three worthy Martyrs and principall teachers of this Church of England collected and compiled in one Tome together, being before scattered now in Print here exhibiten to the Church / Ed. John Foxe. - London: Printed by J. Daye, 1573. - P. 340-377.
5. Wycliff J. Trialogus cum supplemento trialogi / Ed. by G.V. Lechler. - Oxonii: Typographeo Clarendonia, 1869. - 475 р.
6. Щелокова Н.В. Взгляды Джона Виклифа на устройство католической церкви // Вестник Северо-Восточного государственного университета. История. - 2020. - Т.1. - № 4. - С. 61-65.
7. ВиклифДж. Зерцало об Антихристе / Пер. Т.Г. Чугуновой // Диалог со временем. - 2013. - № 43. - С. 368-375.
8. Бабаева А.В., Шмелева Н.В. Репрезентация «человеческой исключительности» в культурном потоке Нового времени // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1 (38). - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-12
References and Sources
1. Tyndale W. The Obedience of a Christen man and how Christian rulers ought to governe // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes, three worthy Martyrs and principall teachers of this Church of England collected and compiled in one Tome together, being before scattered now in Print here exhibiten to the Church / Ed. J. Foxe. - London: Printed by J. Daye, 1573. - P. 97-183.
2. LyuterM. K hristianskomu dvoryanstvu nemeckoj nacii ob ispravlenii hristianstva // Lyuter M. Vremya molchaniya proshlo. Izbrannye proizvedeniya 1520-1526 gg. / Per. s nem. YU.A. Golubkina. - Har'kov: Oko, 1994. -S. 11-94.
3. Tindel U. Dostovernyj znak, chto papa - Antihrist / Per. T.G. CHugunovoj // Dialog so vremenem. - 2023. - № 83. - S. 388-395.
4. Tindel U. Praktika papistskih prelatov / Per. T.G. CHugunovoj // CHugunova T.G. Uil'yam Tindel: Slovo, cerkov' i gosudarstvo v rannem anglijskom protestantizme. - M.; SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2017. - S 313-374.
5. Wycliff J. Trialogus cum supplemento trialogi / Ed. by G.V. Lechler. - Oxonii: Typographeo Clarendonia, 1869. - 475 р.
6. Shchelokova N.V.Vzglyady Dzhona Viklifa na ustrojstvo katolicheskoj cerkvi // Vestnik Severo-Vostochnogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. - 2020. - T.1. № 4. - S. 61-65.
7. Viklif Dzh. Zercalo ob Antihriste / Per. T.G. CHugunovoj // Dialog so vremenem. - 2013. - № 43. - S. 368-375.
8. Babaeva A.V., Shmeleva N.V. Reprezentaciya «chelovecheskoj isklyuchitel'nosti» v kul'turnom potoke Novogo vremeni // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2022. - T. 10. - № 1 (38). -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-12.
ЧУГУНОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (tat-chugunova@yandex.ru). СОФРОНОВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (lidiasof@yandex.ru).
CHOUGOUNOVA, TATYANA G. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (tat-chugunova@yandex.ru).
SOFRONOVA, LIDIA V. - Doctor of History, Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
УДК 94(479.24)«185/191»(093.3) DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-281-287
АХМЕДОВА Н.А.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ПЕРИОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Ключевые слова: история Азербайджана, российская историография,Северный Кавказ, кавказоведы, буржуазно-дворянские историки.
Российскими кавказоведами второй половины XIX - начала XX века написано значительное количество работ по военно-политической истории и социально-экономической эволюции народов Кавказа этого периода. В силу специфики экономического развития региона, много внимания в них уделялось, в частности, характеристике социального устройства и вопросов аграрного развития. Авторы данных трудов являются свидетелями и участниками многих важных политических событий, для освещения которых ими использованы важные официальные государственные документы, материалы периодической печати. Историографический анализ этих трудов представляет важный источниковый материал для изучения истории Азербайджана второй половины XIX - начала XX веков.
AKHMEDOVA, N.A.
ISSUES OF THE HISTORY OF AZERBAIJAN IN RUSSIAN HISTORIOGRAPHY OF THE SECOND HALF OF THE
XIX - EARLY XX CENTURY
Key words: history of Azerbaijan, Russian historiography, North Caucasus, Caucasian historians, bourgeois-noble historians
Russian Caucasian scholars of the second half of the 19th - early 20th centuries wrote a significant number of works on the military-political history and socio-economic evolution of the peoples of the Caucasus during this period. Due to the specifics of the economic development of the region, a lot of attention was paid, in particular, to the characteristics of the social structure and issues of agricultural development. The authors of these works are witnesses and participants in many important political events, for the coverage of which they used important official government documents and periodical press materials. The historiographic analysis of these works provides important source material for studying the history of Azerbaijan in the second half of the 19th - early 20th centuries.
Во второй половине XIX - начале XX века в российской историографии сложилась мощная школа кавказоведов в лице Н.Ф. Дубровина, В.А.Потто, В. Иваненко, П.Г. Буткова и др., в основном освещавших военно-политическую и социально-экономическую жизнь народов Кавказа XVIII - начала XX веков [1-7]. Историографы этой школы, в силу своего социального положения, а именно принадлежности к дворянскому сословию, прежде всего, явно выражали интересы царского правительства на Кавказе. Поэтому описывая события на Кавказе, они оправдывали военно-дипломатическую политику царизма, принимаемые ею меры с целью укрепления своей власти в данном регионе.
Среди представителей указанной школы историков особое место принадлежит выдающемуся военному историку XIX века, академику, генерал-лейтенанту Русской императорской армии Н.Ф.Дубровину. Его 6-ти томный труд «История войны и владычества русских на Кавказе (СПб., 1871-1888) является ценным информационным материалом по истории Кавказа, в том числе и по истории Азербайджана. Каждый из томов этого огромного исторического наследия историка представляет собой анализ и систематизацию материалов русской военной истории на Кавказе, истории дипломатии и внутренней политики России в период кавказских войн [1-4]. В этих томах содержится также информация об общественно-политической ситуации на территории азербайджанских ханств. Посвятив себя изучению русской военной истории, Н.Ф. Дубровин, на основании архивных материалов, собрал много данных для характеристики азербайджанского общества конца XVIII и начала XIX веков.
История Кавказа интересовала Н.Ф. Дубровина прежде всего с точки зрения освещения внешнеполитических усилий русского царизма на Кавказе. Он идеализирует внешнюю политику царизма и войны России на Кавказе. Вместе с этим автор описывает состояние Джаро-Балакенских обществ до российского завоевания, ход кавказских войн, дает гидрографические очерки о территориальном устройстве Кавказа и его орографических и водных ресурсах, климате, проживающих там народах. В его произведениях находят отражения география расселения черкесов (адыгейцев), ногайцев, осетин, чеченцев, горцев Дагестана, кумыков, исследуются такие