Научная статья на тему 'Обратная связь с аудиторией в образовательном процессе вуза'

Обратная связь с аудиторией в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1001
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ / FEEDBACK / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION (HIGH SCHOOL)

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харламова Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы обратной связи, которая возникает между преподавателем и студенческой аудиторией вуза при чтении лекции, обсуждаются проблемы и методы её образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIENCE FEEDBACK IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the issues of feedback between a lecturer and students audience. The methods and problems of getting effective feedback are studied.

Текст научной работы на тему «Обратная связь с аудиторией в образовательном процессе вуза»

Л ^ Î.sis^*

УДК 378.147

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С АУДИТОРИЕИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

AUDIENCE FEEDBACK IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

© Харламова Ирина Юрьевна

Irina Yu. Kharlamova кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики и системного анализа, Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина (г. Саратов).

PhD (Technical), Associate Professor, Department of Applied Mathematics and Systems Analysis, Saratov State Technical University (Saratov).

И iii2605@yahoo.com

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обратной связи, которая возникает между преподавателем и студенческой аудиторией вуза при чтении лекции, обсуждаются проблемы и методы её образования.

Ключевые слова: обратная связь, обучение, вуз.

[то такое обратная связь с аудиторией? Теоретически, в общем-то, всем понятно. И, тем не менее, позволим себе пояснить, как мы понимаем смысл обратной связи между преподавателем и студенческой аудиторией.

Диалог преподавателя и студента, который возникает (и который мы искусственно создаём) в процессе проведения занятия, возможен и строится только тогда, когда участники диалога хотят общаться между собой. Главная проблема нашего вуза, на наш взгляд, это то, что тот, кто читает лекции, общаться вынужден, потому что он пришёл сюда на работу и ему за это платят деньги. Второй, кто слушает, общаться не хочет, но должен. И для образования это большая проблема.

Вообще термин «обратная связь» используется в социальной психологии для обозначения связи между управляющим и управляемым. Связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя обратная связь) или идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь), по которым проходит информация о ходе процесса и результатах научения, называются обратными связями [2]. Это та связь, которая помогает руководителю коллектива (а преподаватель в студенческой аудитории является руководителем малой группы, создавшейся на данный момент) корректировать то, что и как он говорит в этой аудитории. То есть это связь, которая помогает решать совместную задачу - усвоение учебного материала и приобретение профессиональных навыков.

Abstract. The article deals with the issues of feedback between a lecturer and students audience. The methods andproblems of getting effective feedback are studied.

Key words: feedback, educational process, higher education institution (high school).

В данной статье термин «обратная связь» употреблён в стратегическом значении. Что есть обратная связь в аудитории студентов? Это реакция аудитории на то, что говорит преподаватель, это усвоение того, что говорит преподаватель, и это реакция самого преподавателя на аудиторию. Все эти три составляющие предполагают, что всё-таки разрушается та мощная взаимная оборона, о которой говорилось ранее: один не хочет - но должен говорить, а другие не хотят - но вынуждены слушать.

Возникает вопрос: а зачем нужна эта обратная связь? Может можно без неё обойтись? Ведь действительно, вышел лектор, перед ним бумажечка, он по этой бумажечке что-то такое наговорил, все послушали, законспектировали, может быть, даже на диктофон записали, пришли на экзамен и пересказали. Все замечательно, все получилось, образовательный процесс состоялся! Может быть, этим можно обойтись. Но, когда-то Пётр I запретил боярам выступать по бумажке и очень интересно обозначил мотивы этого запрета: «Дабы дурь каждого видна была». Дело в том, что в студенческой аудитории даже бумажка не спасает. Студенческая аудитория скора на оценки и жестока в этих оценках. Перед студенческой аудиторией мы абсолютно голые, в том смысле, что здесь не важны учёные степени и учёные звания, потому что после того как ты «открыл рот, важно только то, что из этого рта происходит».

Причём студенты оценивают жестоко и быстро не только то, что мы говорим. Они оценивают всё в совокупности. Человек, хорошо

ч

к себе относящийся (в данном случае мужчина), который любит прикрикнуть, постучать кулаком по столу, полагая, что он строгий, что его бояться, даже не подозревает, что уже несколько лет носит кличку «фюрер». Дама, которая своим кокетством, как ей кажется, привлекает внимание аудитории, забыла, что она уже в возрасте матерей этих студентов и её поведение называется кривлянием.

Ричард Бэндлер как-то заметил: «Люди, преподающие какой-либо предмет, могут быть очень компетентными в нём и много знать об этой конкретной области. Однако они обычно очень мало знают о том, как они этому научились, и ещё меньше - о том, как научить этому кого-то другого» [1]. Студенческая аудитория не прощает промахов, и мы прекрасно знаем, что бывают хорошие специалисты в области психологии, но абсолютно бездарные психотерапевты. Можно обладать теоретическими знаниями, но не уметь их подать.

Сотрудничество с преподавателем - вот, что пришло сейчас на смену тому стилю, который в течение многих лет предполагал одностороннюю коммуникацию. Плох тот преподаватель, кто не в состоянии корректировать собственный профессиональный уровень в зависимости от контингента, с которым ему приходится работать. Мы можем, как угодно ругать аудиторию, говорить о том, что «нынешний студент не таков, как были мы, мы старались, мы учились, а эти меркантильные, им бы только экзамен сдать». Разговоры такие ведутся постоянно. Но, тем не менее, «двор всегда прав». Студенты пришли в вуз обучаться, и какими бы они не были, если мы не сумели их обучить, то мы в этом и виноваты. Конечно, я имею в виду тех студентов, которые хотят учиться, и пришли именно учиться, а не прятаться от армии. Точно так же как правительство не может изменить население страны, Ш I если ему этого захочется, преподава-А I тель не вправе заменить слушателей д | в студенческой аудитории. Поэтому, естественно, мы вынуждены к ней приспосабливаться.

Ну, а что значит приспосабливаться? Это значит снижать уровень собственной профессиональной подготовки, приспосабливать его к пониманию той аудитории, которая перед тобой? Это чревато деградацией, потому что мы отлично знаем, что та молодёжь, которая приходит сейчас в студенческие аудитории гораздо меньше

из*4*

щ а

т:

читает, гораздо меньше интересуется чем-то, что она индифферентна. Но мы знаем и другое - сегодняшняя студенческая аудитория гораздо больший интерес проявляет к иностранным языкам, компьютерам. И мы должны тоже проявлять интерес к этому же. Например, психологи замечают, что современные учащиеся, лучше воспринимают видеоинформацию, чем звуковую, возможно, из-за привычки больше времени проводить в Интернете, чем за чтением книг. Так почему же не разнообразить лекцию видеоизображением? Многие математические дисциплины выиграли бы, если бы их преподавали с использованием пакетов прикладных программ. А все ли преподаватели знают принципы работы с этими пакетами? Приспосабливаться к аудитории, это не значит снижаться до её уровня, в нашем понимании этого уровня. Это значит находить с ней общий язык.

Все ли мы в состоянии вести с аудиторией такой диалог? Конечно не все. Мало того, у любого, кто читает эту статью, есть основание сомневаться и в моих способностях. Точно так же, каждый студент в аудитории вправе сомневаться в уровне профессионального мастерства преподавателя, который перед ним в данный момент.

Какой же выход из этой ситуации? А выход в тех самых инновационных образовательных технологиях.

Игровые методики - это способ преодоления того самого барьера между преподавателем и студентом. Игровые методики бывают самые разные. В частности, на нашей кафедре был использован приём чтения лекции вдвоём для слушателей-заочников. Роль второго преподавателя на начальном этапе - исполнять роль активного слушателя, а это значит подавать реплики с места, задавать вопросы преподавателю и тем самым раскрепощать аудиторию. Глядя на такого «активного студента», и настоящие слушатели перестают стесняться вступать в диалог с лектором, начинают самостоятельно решать задачи. Студенты перестают бояться допустить ошибку и выглядеть нелепо, так как преподаватель (в роли слушателя) ошибки допускал, а его, не смотря на это, только похвалили со словами: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мы заметили, что при такой подаче материала студенты становятся более активными, им психологически проще задавать вопросы преподавателю и усвоение материала протекает намного успешнее.

На втором этапе, «активный слушатель» всё-таки признаётся в том, что он тоже преподаватель. И на этом этапе достоинством чтения лекции вдвоём является психологический аспект. По результатам исследований ведущих педагогов слушатель в состоянии слушать внимательно лекцию 20 минут, потом наступает так называемая «мёртвая минута. При использовании методики чтения лекции вдвоём обойти «мёртвую минуту» очень просто. Переключение внимания с одного преподавателя на другого (с разными

50

Базис. 2018. № 2(4). www.engels.ruc.su/science/basisA

%

sisi®'

тембрами голоса, интонацией, жестикуляцией) делает изложение материала менее монотонным и более интересным.

Подобная методика противоречит мнению, что диалог можно организовать только на практических занятиях. На самом деле это не так. Можно и лекцию читать в режиме диалога. Я просто предлагаю всем вспомнить, чем отличаются лекции, как они показаны в наших фильмах о вузах и в западных. Профессор, шагающий по аудитории и обращающийся периодически персонально к каждому, это не то же самое, что профессор с «жёлтым» конспектом за трибуной. И если кто-то полагает, что это не очень важно для студенческой аудитории, то он ошибается. Из бесед со студентами стано-

вится ясно, что это, может быть, самое важное, как проходит лекция, в общении, либо как в телевизоре.

Таким образом, предлагается следующий взгляд на эту проблему: обратная связь - это абсолютно необходимое условие для того, чтобы человек, стоящий на высокой кафедре, не оказался в таком своеобразном раю для дураков, в котором он сам себя очень любит, он очень хороший и умный, хотя окружающие студенты считают по-другому. Это единственный способ взглянуть на себя со стороны. И понять, нужен ли ты в таком качестве людям, с которыми ты общаешься, или не нужен.

Материалы поступили в редакцию 25.06.2018 г.

Библиографический список (References)

1. Бэндлер, Р. Используйте свой мозг для изменения: нейро-лингвист. программирование / Р. Бэндлер; пер. с англ. Л. Р. Миникеса и Г. Ю. Сгонник. С.-Петербург : Ювента, 1998. 176 c. ISBN 5-87399-026-3.

2. Обратная связь в обучении [Электронный ресурс] // Психологический словарь. URL: http://azps.rU/handbook/o/obra885.html (дата обращения: 20.06.2018).

1. Bjendler, R. (1998). Ispol'zujte svoj mozg dlja izmenenija: nejro-lingvist. programmirovanie [Using your brain for a change: neuro-linguist. programming]. St. Peterburg. Yuventa. 176 p. ISBN 5-87399-026-3.

2. (2018). Obratnaja svjaz' v obuchenii [Feedback in training]. URL: http://azps.ru/handbook/o/ obra885.html (accessed 20 June, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.