Научная статья на тему 'Обращения высшего духовенства к пастве на различные события первой четверти XIX века из книжного собрания И. Х. Колодеева'

Обращения высшего духовенства к пастве на различные события первой четверти XIX века из книжного собрания И. Х. Колодеева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.Х. КОЛОДЕЕВ / ВОЙНА 1812 ГОДА / БИБЛИОТЕКА / РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ / ДУХОВЕНСТВО / МИТРОПОЛИТ / АРХИЕПИСКОП / ПРОПОВЕДЬ / СЛОВА И РЕЧИ / ПОДВИЖНИК / МОЛИТВА / МОНАСТЫРЬ / ИКОНА / I.KH. KOLODEEV / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1812 / LIBRARY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CLERGY / METROPOLITAN / ARCHBISHOP / SERMON / ADDRESSES AND SPEECHES / ASCETIC / PRAYER / MONASTERY / ICON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Букреева Е.М.

На примере дореволюционного книжного собрания И.Х. Колодеева анализируется литература духовного содержания, созданная историками русской церкви в первой четверти XIX в. Их проповеди, слова и речи, произнесенные не только в монастырях и храмах, но и на полях сражений в период нашествия Наполеона в Россию, имели большое значение для возрождения духовных традиций русского народа и призывали к поднятию боевого духа защитников Отечества. В них священники объясняли народу справедливый, освободительный характер войны, старались поддержать в людях религиозно-патриотическое настроение и чувство национального единства. В Отечественной войне 1812 года Русская Православная Церковь сыграла не только духовную, но и практическую роль, вложив материальные средства в организацию народного ополчения, сохранив церковные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDRESSES OF THE HIGHEST CLERGY TO THEIR FLOCK ON VARIOUS EVENTS OF THE FIRST QUARTER OF THE 19TH CENTURY FROM OF I.KH. KOLODEEV''S BOOK COLLECTION

Based on the pre-revolutionary book collection of I.Kh. Kolodeev, we examine spiritual literature created by Russian church historians during the first quarter of the 19th century. Their sermons, addresses and speeches delivered not only in monasteries and cathedrals but on the battle fields during Napoleon’s invasion in Russia were of great importance for the revival of the spiritual Russian traditions and helped raising the morale of the Motherland's defenders. They explained to the people the just and liberating nature of the war, tried to support patriotic tendencies and the sense on national unity. In the Great Patriotic war of 1812, Russian Orthodox Church has played not only a spiritual but also a practical role by contributing material means to organize the national militia and by preserving religious valuables.

Текст научной работы на тему «Обращения высшего духовенства к пастве на различные события первой четверти XIX века из книжного собрания И. Х. Колодеева»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. /Лобачевского, 2016, № 4, с. 177-184

УДК 82-941

ОБРАЩЕНИЯ ВЫСШЕГО ДУХОВЕНСТВА К ПАСТВЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА ИЗ КНИЖНОГО СОБРАНИЯ

И.Х. КОЛОДЕЕВА

© 2016 г. Е.М. Букреева

Государственный исторический музей, Москва

izogim@yandex.ru

Поотупила в редакцию 17.10.2015

На примере дореволюционного книжного собрания И.Х. Колодеева анализируется литература духовного содержания, созданная историками русской церкви в первой четверти XIX в. Их проповеди, слова и речи, произнесенные не только в монастырях и храмах, но и на полях сражений в период нашествия Наполеона в Россию, имели большое значение для возрождения духовных традиций русского народа и призывали к поднятию боевого духа защитников Отечества. В них священники объясняли народу справедливый, освободительный характер войны, старались поддержать в людях религиозно-патриотическое настроение и чувство национального единства. В Отечественной войне 1812 года Русская Православная Церковь сыграла не только духовную, но и практическую роль, вложив материальные средства в организацию народного ополчения, сохранив церковные ценности.

Ключевые олова: И.Х. Колодеев, война 1812 года, библиотека, русская церковь, духовенство, митрополит, архиепископ, проповедь, слова и речи, подвижник, молитва, монастырь, икона.

В начале XX столетия крупный предприниматель и общественный деятель Борисовского уезда Минской губернии Иван Хрисанфович Колодеев (1859-1914) собрал богатейшую библиотеку книг и документов по истории Отечественной войны 1812 г.1 Помимо классических трудов отечественных и зарубежных историков, мемуаристики и документальных материалов, в книжное собрание Колодеева входили книги по истории Русской церкви: слова и речи митрополитов и епископов, истории отдельных монастырей, описания чудотворных икон, церковные словари (месяцесловы). И хотя эта литература составляла незначительную часть библиотеки (около 100 названий), ценность её - в прижизненных изданиях творческого наследия более 20 крупных деятелей Русской Православной Церкви первой четверти XIX века. Таких как митрополит Московский Филарет (Дроздов); архиепископы Августин (Виноградский), Амвросий (Протасов), Антоний (Смирницкий), Макарий (Миролюбов); архимандриты Евгений (Казанцев) и Парфений (Васильев-Чертков); епископ Евгений (Болховитинов); протоиереи: Захарий Лятушевич, Емельян Леонтьев, Алексей Малов и многие другие. Их проповеди имели большое значение в возрождении духовных традиций русского народа, утраченных насильственно в XVIII веке.

Российское дворянство, увлеченное идеями Просвещения, на протяжении долгого времени было оторвано от традиционного уклада рус-

ского православия. Император Александр I, воспитанный в духе европейской вольности и свободомыслия, до 35 лет не держал в руках Библии. В воспоминаниях митрополита Филарета мы находим этому подтверждение: «Я хорошо знаю <...> постепенность обращения императора Александра к вере. Он получил совершенно философское образование и чужд был вере. <...> Когда пришел двенадцатый год, тут он стал молиться. На дорогу ему, когда ехал в Финляндию на свидание с наследником принцем Шведским, Голицын успел дать в руки Новый Завет. <...> Государь и читал дорогою послания апостола Павла, которые нравились своим учением; его, как имеющего направление философское, они пленили» [1, с. 215]. На вопрос Голицына, неужели он (государь. - Е.Б.) «прежде в церкви ничего не слыхал», император отвечал: «Да в церкви, во-первых, дьяконы, орут так, что ничего нельзя разобрать; а во-вторых, я туг на ухо» [1, с. 215]. «С тех пор, - продолжает Филарет, - принято было им (императором. - Е.Б.) за правило читать главу из Ветхого или Нового Завета и из Апокалипсиса ежедневно, так что Апокалипсис прочитывался чаще» [1, с. 215]. Более того, когда Александр I в 1803 г. решил назначить на должность обер-прокурора Священного Синода своего товарища детства, князя А.Н. Голицына (1773-1844), последний был искренне удивлен. «Какой я обер-прокурор Синода? Вы знаете, что я не имею никакой веры», - отвечал он императору [1, с. 215].

1812 год стал важным рубежом в истории России и в истории Русской церкви, временем испытания веры русского народа. В своем манифесте от 6 июля 1812 г. Александр I призывал своих верноподданных «единодушным и общим возстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений, соединиться всем: с крестом в сердце и с оружием в руках» [2].

Вслед за императором к духовенству обратился со своим воззванием Священный Синод. Основные положения, изложенные в этом воззвании (о справедливой войне в защиту Отечества; о Наполеоне как враге России и Православной Церкви; о важной миссии, возложенной Богом на Россию как освободительницу Европы), нашли в дальнейшем отражение и развитие в многочисленных речах, проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению, народу.

Одним из блистательных проповедников своего времени был архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский, 1766— 1819). Его ораторские способности были замечены императором Александром Павловичем ещё задолго до войны 1812 г. После произнесенного в Большом Успенском соборе «Слова на всерадостнейшее торжество о заключении мира между Россией и Францией» [3] в 1807 г. преосвященный Августин был пожалован императором драгоценной панагией. В книжном собрании И.Х. Колодеева мы находим 20 слов и речей архиепископа Августина, произнесенных в разное время и по разным торжественным дням. Например, по случаю коронации и тезоименитства императора Александра I [4], прибытия его в Москву [5] и посещения Свято-Троицкой лавры [6], закладки Храма Христа Спасителя [7]. Во время Отечественный войны 1812 г. преосвященный Августин проявил себя как незаурядный организатор, патриот и добрый пастырь, воодушевлявший народ на сопротивление врагу. Поэтому в его творческом наследии много работ, посвященных событиям этой эпохи. Перечислим некоторые: «Слово по освящении московского Успенского собора» (30 августа 1813 г.), «Слово по случаю покорения французской столицы победоносными российскими и союзными войсками» (23 апреля 1814 г.), «Слово на день воспоминания избавления церкви и державы российской от нашествия галлов» (25 декабря 1814 г.), «Речь по случаю возвращения Александра I в Россию по окончании бранных подвигов» (5декабря 1815 г.) и др.2 По указанию преосвященного Августина, на поклонение народу в Успенском соборе Кремля был установлен чудотворный образ Смоленской Божией Матери, чье описание в

двух изданиях мы находим в собрании И.Х. Колодеева [8, 9].

1. 26 августа, в день Бородинской битвы, архиепископ Августин обносил Владимирскую, Смоленскую, Иверскую иконы Богоматери вокруг Кремля, Китай-города и Белого города. Его речь, произнесенная «по случаю годичного поминовения по воинам брани Бородинской живот свой положивших» [10], отличалась особой торжественностью.

2. Не только в соборах и приходских храмах возносились молитвы, звучали они и на полях сражений. Заметной в войне 1812 г. была деятельность полковых священников, безотлучно находившихся в регулярной армии. Своей пастырской деятельностью они готовили воинов к тяжелым испытаниям, сами являясь не только свидетелями, но и участниками походов и сражений. Таким священником был протоиерей Иоанн (Державин, 1756-1826). Осенью 1807 г. он был назначен обер-священником военного и флотского духовенства и членом Священного Синода. Много сделал Иоанн Державин по устройству армейской семинарии, по усовершенствованию духовных училищ. Из четырех известных литературных трудов протоиерея Иоанна (Державина) И.Х. Колодеев приобрел для своего собрания «Речь на случай победоносного Российского воинства из Парижа и Франции» [11], произнесенную 18 июня 1814 г. при встрече полков императорской лейб-гвардии.

3. Не менее известным подвижником Русской церкви в первой четверти XIX века был епископ Тульский и Белёвский, с 1816 г. архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов, ок. 1762-1831). Обладая невыразительной внешностью и слабым голосом, преосвященный Амвросий вошел в историю как блестящий риторик и философ. Его проповеди отличались живым и свободным языком, яркой образностью, смелостью суждений. В собрании Колодеева мы находим четыре проповеди Амвросия, произнесенные в Тульском Успенском кафедральном соборе в 1814 г. [12-16].

Особо следует сказать об иконах, православных святынях земли Русской, сбереженных в 1812 г. священнослужителями и простыми людьми. 24 августа вышел специальный указ императора об эвакуации церковных ценностей из Москвы. Иверская и Владимирская иконы Божией Матери были вывезены во Владимир. Особенно прославленная своей благодатной помощью в 1812 г. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая Одигитрией, была вывезена в Ярославль и после победы над неприятелем возвращена в Смоленск. Ценности Саввино-Сторожевского монастыря уцелели

благодаря поистине чудесному событию, случившемуся с вице-королем Италии Евгением Богарне во время пребывания его в монастыре в 1812 г., когда ночью ему явился святой Савва и сделал предостережение. Эта история нашла отражение в книгах, посвященных истории Саввино-Сторожевского монастыря, находящихся в собрании Колодеева [17, 18]. В общей сложности более 20 изданий в библиотеке Ивана Хрисанфовича Колодеева были посвящены истории отдельных монастырей (Псково-Печерскому, Новодевичьему в Москве [19, 20], Вознесенскому женскому и Спасо-Преображенскому Авраамиеву монастырям в Смоленске [21, 22].

Особое внимание в библиотеке Колодеева было уделено Спасо-Бородинскому монастырю [23]3, основанному Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной), вдовой генерала А.А. Тучкова-четвертого. В 1820 г. она построила на месте гибели мужа церковь Спаса Нерукотворного. В создании обители принимал живое участие святитель Филарет Московский (Дроздов, 1782-1867), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви XIX столетия [2428], удостоившийся за свою церковно-общественную и просветительскую деятельность причисления к лику святых. Он состоял в переписке с настоятельницами монастыря Марией и Сергией. Эта переписка была опубликована и вошла в состав библиотеки Колодеева.

После изгнания наполеоновской армии с российской земли по распоряжению императора Александра I во всех сохранившихся храмах и монастырях Российской империи возобновились богослужения, были возвращены церковные святыни, освящены восстановленные соборы. Император издал манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского. Церковь откликнулась на него созданием особого чина благодарственного и молебного пения, совершаемого в день Рождества Христова, на воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов. В книжное собрание Колодеева входило несколько таких «Слов благодарственного молебствия», сказанных архиепископами Тверской, Воронежской, Калужской и других епархий [29-33].

25 декабря 1812 г. вышел манифест Александра I, в котором сообщалось о намерении соорудить Храм Христа Спасителя в Москве. Появление этого манифеста стало отражением чаяний каждого православного русского человека: иметь олицетворение всенародного молитвенного благодарения Богу за дарование победы над внешним врагом. В библиотеке Ко-

лодеева было 11 книг, рассказывающих о Храме Христа Спасителя [34-43].

Краткий обзор библиотеки Колодеева, включавшей литературные труды ярких представителей русского духовенства XIX века, был бы неполным без упоминания сочинений ещё нескольких подвижников Русской церкви - протоиерея Захария (Лятушевича, 1776-1829) [44], преподавателя риторики и философии в Вятской семинарии; протоиерея Исаакиевского собора Алексея Малова (1778-1855) [45], автора трехтомного издания «Поучительных слов и речей»; архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого, 1773-1846) [46], блестящего проповедника Киево-Печерской Лавры; архиепископа Макария (Миролюбова, 1817-1894) [47], магистра духовной семинарии, автора трудов по описанию церковных древностей; епископа Евгения (Болховитинова, 17671837) [31], русского историка, археографа, библиографа. Все они вошли в историю Русской Православной Церкви как блестящие проповедники, молитвенники, подвижники, ученые, внесшие значительный вклад в возрождение духовных традиций русского общества.

Примечания

1. Об И.Х. Колодееве и судьбе его книжного собрания см.: Букреева Е.М. Иван Хрисанфович Колодеев, «знаток славной эпохи 1812 года» // Бородино в истории и культуре: Материалы Междунар. науч.-конф. (5-10 сент. 2008 г.). М., 2009. С. 437-449; Она же. Колодеев И.Х. // Война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813-1814 годов. Энциклопедия: В 3 т. М.: РОССПЭН, 2012. Т. 2. С. 171172; Она же. И. Х. Колодеев и его библиотека по Отечественной войне 1812 г. // Библиотека и история: Междунар. науч. конф. (18-19 нояб.2008 г.) / Гос. публ. ист. б-ка России. М., 2010. С. 152-172; Она же. К истории библиотеки камергера Ивана Хрисанфовича Колодеева // Здабытю: дакументальныя помнш на Беларум / Нацыянальная бiблiятэка Бела-русг Мшск, 2009. Вып. 11. С. 155-171.

2. В рукописном каталоге библиотеки И.Х. Коло-деева книги преосвященного Августина числятся под № 529-534, 536, 537, 544, 835, 836, 1554, 1004, 1006, 1065, 1066, 1304, 1555, 2058, 2118.

3. По каталогу И.Х. Колодеева под № 1433-1440 числятся 8 брошюр «Бородино» в пяти изданиях, одно из которых с автографом иг. Марии.

Спиоок литературы

1. Из воспоминаний митрополита Московского Филарета // Русский архив. Вып.10. М., 1906. С. 214-217.

2. Манифест государя императора Александра I о создании земского ополчения. 1812. июль 6. Лагерь близ Полоцка. Типографский оттиск // Государ-

ственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник «Бородинское поле». Ф. 2. Д. 135.

3. Августин. Слово на всерадостнейшее торжество о заключении мира между Россиею и Франци-ею, говоренное в большом Успенском соборе преосвященным Августином, епископом дмитровским, викарием московским и кавалером. М., 1807. 8 с.

4. Августин. Слово на высокоторжественный день священнейшей коронации его императорскаго величества, благочестивейшаго великаго государя императора Александра I. Говоренное преосвященным Августином, епископом дмитровским, викарием московским и кавалером, в Успенском соборе 1810 года, сентября 15 дня. СПб., 1811. 10 с.

5. Речь его императорскому величеству государю императору Александру Первому на случай высочайшего его императорского величества прибытия в царствующий град Москву, говоренная преосвященным Августином, управляющим московскою митро-полиею, архиепископом Дмитровским и кавалером, 1816 года, августа 15 дня. М., 1816. 5 с.

6. Августин. Речь его императорскому величеству государю императору Александру Первому на случай высочайшаго его императорскаго величества прибытия в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Гово-ренная преосвященным Августином, управляющим Московскою митрополиею, архиепископом дмитровским и архимандритом оныя лавры, 1816 года, августа 22 дня. М., 1816. 5 с.

7. Августин. Речь при высочайшем присутствии его императорскаго величества государя императора Александра Павловича, государыни императрицы Елисаветы Алексеевны, государыни императрицы Марии Феодоровны, государя великаго князя Николая Павловича, государыни великой княгини Александры Феодоровны и его королевскаго высочества прусскаго принца Вильгельма, произнесенная при заложении Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, управляющим Московскою митрополиею преосвященным Августином, архиепископом дмитровским, 1817 года, октября 12 дня. М., 1817. 6 с.

8. Описание Смоленской чудотворной иконы божьей матери Одигитрии, находящейся в Надворот-ной церкви крепостной городской стены. 4-е изд. Смоленск, 1894. 19 с.

9. Описание Смоленской чудотворной иконы божьей матери Одигитрии, находящейся в Надворот-ной церкви крепостной городской стены. 5-е изд. Одесса, 1901. 16 с.

10. Августин. Слово при совершении годичного поминовения по воинам брани Бородинской живот свой положивших, произнесенное преосвященным Августином, архиепископом Дмитровским августа в 26 день 1813. СПб.,1839. 8 с.

11. Державин И.С. Речь на случай победоносного российского воинства из Парижа и Франции, гово-ренная при встрече полков императорской лейб-гвардии, пред начатием благодарственнаго господу богу молебствия, Святейшаго правительствующаго синода и Коммиссии духовных училищь членом, армии и флота обер-священником и кавалером Иоанном Державиным, июля 18 дня 1814 года. СПб., 1814. 12 с.

12. Амвросий. Слово на случай вступления Тульского ополчения в город Тулу и распущения оного, проповеданное в Тульском Успенском кафедральном соборе преосвященным Амвросием, епископом тульским и белевским и кавалером, июня 21 дня 1814 года. М., 1814. 10 с.

13. Амвросий. Слово на вступление последнего полка Тульского ополчения в город Тулу, командуе-маго его сиятельством, г. генерал-маиором, и разных российских и иностранных орденов кавалером, князем Александром Феодоровичем Щербатовым, и служившаго во все продолжение войны в большой армии. Проповеданное в Тульском Успенском кафедральном соборе, преосвященным Амвросием, епископом тульским и белевским и разных орденов кавалером, октября 16 дня, 1814 года. М., 1814. 14 с.

14. Амвросий. Слово, говоренное преосвященным Амвросием, епископом тульским и белёвским к сочетанным браком по случаю заключенного мира между Россиею и Франциею, благотворением мос-ковскаго первостатейнаго купца Федора Васильевича Ливенцова, июля 20 дня, 1814 года. М., 1814. 9 с.

15. Амвросий. Слово во святый и великий Пяток, проповеданное в Тульском Успенском кафедральном соборе, преосвященным Амвросием, епископом тульским и белёвским и кавалером 1814 года. М., 1814. 16 с.

16. Амвросий. Слово в день рождения его императорского величества благочестивейшаго государя императора Александра Павловича, проповеданное в Тульской Преображенской церкви преосвященным Амвросием, епископом тульским и белёвским и кавалером, декабря 12 дня, 1814 года. М., 1815. 13 с.

17. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. 2-е изд. М., 1893. 164 с.

18. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. 3-е изд. М., 1904. 144 с.

19. Антушев Николай. Историческое описание Новодевичьего монастыря. С 2 видами монастыря, 2 снимками древ. икон и 2 портр. М.,1885. [8], 128, ХСУ с.

20. Толстой М. В., граф. Доношение московскому архиепископу Августину Новодевичьего монастыря игуменьи Мефодии о французах в сем монастыре стоявших в 1812 году // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском Универмситете. М., 1871. Апрель-июнь. Кн. 2. С. 80-85.

21. Смоленский Вознесенский девичий монастырь. Смоленск, [1896]. 8 с.

22. Иннокентий. Смоленский Спасо-Аврамиев монастырь. Смоленск, [1897]. 23 с.

23. Голицын Н.С. Спасо-Бородинский женский монастырь. СПб., 1879. 26 с.

24. Филарет. Слово на Рождество Христово и на воспоминание освобождения церкви и державы Российской от нашествия галлов, говоренное в Московском кафедральном Чудове монастыре, Филаретом архиепископом Московским, 1821 года. М., 1822. 15 с.

25. Филарет. Слово на день торжественного венчания на царство и священного миропомазания благочестивейшего государя императора Александра

Павловича, сказанное в 1814 году Санкт-Петербургской духовной академии ректором архимандритом Филаретом. СПб., 1814. 18 с.

26. Филарет. Слово, в присутствии ее императорского величества государыни императрицы Марии Феодоровны, при гробе блаженной памяти государыни императрицы Елисаветы Алексеевны, в Можайском Николаевском соборе, говоренное синодальным членом Филаретом, архиепископом Московским, мая 26 дня, 1826 года. М., 1826. 14 с.

27. Филарет. Ответ на письмо, которым предложено было написать рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне. СПб.,1813. 22 с.

28. Филарет. Слово на второй день праздника рождества Христова, говоренное в Придворной церкви, в присутствии ее императорского величества, благочестивейшей государыни императрицы Марии Феодоровны, и их императорских высочеств, Санкт-Петербургской духовной академии ректором архимандритом Филаретом, 1814 года. СПб., 1814. 22 с.

29. Мефодий. Слово на случай благодарственного молебствия Господу Богу, спасшему град Тверь от нашествия супостатов, проповеданное синодальным членом высокопреосвященным Мефодием, архиепископом Тверским, что ныне Псковский, в Тверском кафедральном соборе в 24 день месяца августа 1813 года. М., 1814. 9 с.

30. Антоний. Слово по случаю торжественнаго принесения господу Богу благодарнаго молебствия за победы милосердием его российскому оружию дарованныя, и по прочтении его императорскаго величества манифеста, произнесенное преосвященным Антонием, епископом воронежским и черкаским, и ордена святыя Анны перваго класса кавалером, в Воронежском кафедральном Архангельском соборе 1814 года, генваря 16 дня. М., 1814. 13 с.

31. Евгений. Слово на день торжественного воспоминания и Господу Богу благодарения о поражении врагов Отечества нашего и о прогнании их из пределов Калужския губернии, проповеданное в калужской Иоаннопредтеченской церкви окт. 12 1813 года. Епископом Калужским и Боровским и кавалером Евгением. М., 1813. 14 с.

32. Капустин П.И. Слово в неделю 19-ю, в воспоминание дня освобождения Москвы от нашествия галлов в 1812 году прот. П. Капустина // Православное обозрение. 1881. С. 533-537.

33. Гурьев Виктор. Поучение и речь по случаю исполнившегося 75-летия со дня оставления неприятелем Москвы 1-го сентября 1812 года, сказанные в церкви села Покровского, на Филях, и в Кутузовской избе-богадельне, свящ. Виктором Гурьевым. М., 1887. 8 с.

34. Мостовский М.С. История Храма Христа Спасителя в Москве. Сост. по поруч. Комис. для построения храма правитель ее Канцелярии М.С. Мо-стовский. 4-е изд., доп. описанием главного коридора храма как исторического памятника Отечественной войны 1812 г. М., 1891. 336 с.

35. Мостовский М.С. Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве. Сост. по поруч. Комис. для построения храма на основании имеющихся документов правитель ее Канцелярии М. Мостовский. М., 1883. 336 с.

36. Краткие сведения о сооружении в Москве Храма Христа Спасителя. М., 1838. 45 с.

37. Витберг и его проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах / Ф. Витберг. СПб., [1912]. 19 с.

38. Львов А.Н. Храм Христа Спасителя в Москве. Чтение для народа сост. чл. Комис. А.Н. Львовым. М., 1881. 47 с.

39. Обзор Храма Христа Спасителя составила любительница церковного хора М.Н. В-ва. М., 1882. 103 с.

40. Церемониал освящения Московского Христа Спасителя собора. М., 1883. 16 с.

41. Марков Е. Храм Спасителя в Москве. Из московских впечатлений. М., 1881 (оттиск из газеты «Русь». М., 1884. № 23. С. 37-48).

42. Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя в Москве: Чтение для народа. 2-е изд. М., 1889. 106 с.

43. Ко дню освящения Храма Христа Спасителя 1883 года в Москве. Для любителей церковного благолепия. М., 1883. 16 с.

44. Лятушевич Захарий. Письма протоиерея Ля-тушевича с приложением записки о новом способе разстраивать неприятеля // Русская старина. СПб., 1885. Т. XLШ. Вып. 10-12. С. 377-380.

45. Малов А.И. Речь на день рождения в бозе по-чившаго, великаго Государя императора Александр Павловича, произнесенная в церкви Инженернаго замка священником Алексеем Маловым 1825 года декабря 12 числа. СПб., 1825. 13 с.

46. Антоний. Письмо о пребывании императора Александра 1-го в Киеве, писанное иеромонахом Антонием, впоследствии архиепископом Воронежским // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском Университете. М., 1862. Январь-март. Кн. 1. С. 188-190.

47. Макарий. Слово в день столетнего юбилея со дня рождения блаженныя памяти Государя Императора Александра 1-го, произнесенное Преосвящен-нейшим Макарием, епископом Архангельским и Холмогорским в Архангельском кафедральном соборе 12 декабря 1877 г. Архангельск, [1877]. 13 с.

ADDRESSES OF THE HIGHEST CLERGY TO THEIR FLOCK ON VARIOUS EVENTS OF THE FIRST QUARTER OF THE 19TH CENTURY FROM OF IKH. KOLODEEV'S BOOK COLLECTION

E.M. Bukreeva

Based on the pre-revolutionary book collection of I.Kh. Kolodeev, we examine spiritual literature created by Russian church historians during the first quarter of the 19th century. Their sermons, addresses and speeches delivered not only in monasteries and cathedrals but on the battle fields during Napoleon's invasion in Russia were of great importance for the revival of the spiritual Russian traditions and helped raising the morale of the Motherland's defenders. They explained to the people the just and liberating nature of the war, tried to support patriotic tendencies and the sense on national unity. In the Great Patriotic war of 1812, Russian Orthodox Church has played not only a spiritual but also a practical role by contributing material means to organize the national militia and by preserving religious valuables.

Keywords: I.Kh. Kolodeev, Great Patriotic war of 1812, library, Russian Orthodox Church, clergy, metropolitan, archbishop, sermon, addresses and speeches, ascetic, prayer, monastery, icon.

References

1. Iz vospominanij mitropolita Moskovskogo Filareta // Russkij arhiv. Vyp.10. M., 1906. S. 214-217.

2. Manifest gosudarya imperatora Aleksandra I o sozdanii zemskogo opolcheniya. 1812. iyul' 6. Lager' bliz Polocka. Tipografskij ottisk // Gosudarstvennyj Bo-rodinskij voenno-istoricheskij muzej-zapovednik «Boro-dinskoe pole». F. 2. D. 135.

3. Avgustin. Slovo na vseradostnejshee torzhestvo o zaklyuchenii mira mezhdu Rossieyu i Francieyu, govoren-noe v bol'shom Uspenskom sobore preosvya-shchennym Avgustinom, episkopom Dmitrovskim, vikariem moskov-skim i kavalerom. M., 1807. 8 s.

4. Avgustin. Slovo na vysokotorzhestvennyj den' svyashchennejshej koronacii ego imperatorskago velichestva, blagochestivejshago velikago gosudarya imperatora Aleksandra I. Govorennoe preosvya-shchennym Avgustinom, episkopom dmitrovskim, vikariem moskov-skim i kavalerom, v Uspenskom sobore 1810 goda, sentyabrya 15 dnya. SPb., 1811. 10 s.

5. Rech' ego imperatorskomu velichestvu gosudaryu imperatoru Aleksandru Pervomu na sluchaj vysochajshego ego imperatorskogo velichestva pribytiya v carstvuyushchij grad Moskvu, govorennaya preosvyashchennym Avgusti-nom, upravlyayushchim moskovskoyu mitropolieyu, arhiepiskopom dmitrovskim i kavalerom, 1816 goda, avgusta 15 dnya. M., 1816. 5 s.

6. Avgustin. Rech' ego imperatorskomu velichestvu gosudaryu imperatoru Aleksandru Pervomu na sluchaj vysochajshago ego imperatorskago velichestva pribytiya v Svyato-Troickuyu Sergievu lavru. Govorennaya pre-osvyashchennym Avgustinom, upravlyayushchim Mos-kovskoyu mitropolieyu, arhiepiskopom dmitrovskim i arhimandritom onyya lavry, 1816 goda, avgusta 22 dnya. M., 1816. 5 s.

7. Avgustin. Rech' pri vysochajshem prisutstvii ego imperatorskago velichestva gosudarya imperatora Ale-ksandra Pavlovicha, gosudaryni imperatricy Elisavety Alekseevny, gosudaryni imperatricy Marii Feodorovny, gosudarya velikago knyazya Nikolaya Pavlovicha, gosu-daryni velikoj knyagini Aleksandry Feodorovny i ego korolevskago vysochestva prusskago princa Vil'gel'ma, proiznesennaya pri zalozhenii Hrama Hrista Spasitelya na Vorob'evyh gorah, upravlyayushchim Moskovskoyu mitropolieyu preosvyashchennym Avgustinom, arhiepis-

kopom dmitrovskim, 1817 goda, oktyabrya 12 dnya. M., 1817. 6 s.

8. Opisanie Smolenskoj chudotvornoj ikony bozh'ej materi Odigitrii, nahodyashchejsya v Nadvorotnoj cerkvi krepostnoj gorodskoj steny. 4-e izd. Smolensk, 1894. 19 s.

9. Opisanie Smolenskoj chudotvornoj ikony bozh'ej materi Odigitrii, nahodyashchejsya v Nadvorotnoj cerkvi krepostnoj gorodskoj steny. 5-e izd. Odessa, 1901. 16 s.

10. Avgustin. Slovo pri sovershenii godichnogo pominoveniya po voinam brani Borodinskoj zhivot svoj polozhivshih, proiznesennoe preosvyashchennym Avgustinom, arhiepiskopom Dmitrovskim avgusta v 26 den' 1813. SPb.,1839. 8 s.

11. Derzhavin I.S. Rech' na sluchaj pobedonosnogo rossijskogo voinstva iz Parizha i Francii, govorennaya pri vstreche polkov imperatorskoj lejb-gvardii, pred na-chatiem blagodarstvennago gospodu bogu molebstviya, Svyatejshago pravitel'stvuyushchago sinoda i Kommissii duhovnyh uchilishch' chlenom, armii i flota ober-svyashchennikom i kavalerom Ioannom Derzhavinym, iyulya 18 dnya 1814 goda. SPb., 1814. 12 s.

12. Amvrosij. Slovo na sluchaj vstupleniya Tul'skogo opolcheniya v gorod Tulu i raspushcheniya onogo, prop-ovedannoe v Tul'skom Uspenskom kafedral'nom sobore preosvyashchennym Amvrosiem, episkopom tul'skim i belevskim i kavalerom, iyunya 21 dnya 1814 goda. M., 1814. 10 s.

13. Amvrosij. Slovo na vstuplenie poslednego polka Tul'skogo opolcheniya v gorod Tulu, komanduemago ego siyatel'stvom, g. general-maiorom, i raznyh ros-sijskih i inostrannyh ordenov kavalerom, knyazem Ale-ksandrom Feodorovichem Shcherbatovym, i slu-zhivshago vo vse prodolzhenie vojny v bol'shoj armii. Propovedannoe v Tul'skom Uspenskom kafedral'nom sobore, preosvyashchennym Amvrosiem, episkopom tul'skim i belevskim i raznyh ordenov kavalerom, ok-tyabrya 16 dnya, 1814 goda. M., 1814. 14 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Amvrosij. Slovo, govorennoe preosvyashchennym Amvrosiem, episkopom tul'skim i belyovskim k sochetannym brakom po sluchayu zaklyuchennogo mira mezhdu Rossieyu i Francieyu, blagotvoreniem mos-kovskago pervostatejnago kupca Fedora Vasil'evicha Livencova, iyulya 20 dnya, 1814 goda. M., 1814. 9 s.

15. Amvrosij. Slovo vo svyatyj i velikij Pyatok, prop-ovedannoe v Tul'skom Uspenskom kafedral'nom sobore,

Oôpa^eHun euсmего dyxoeeHcmea k nacmee

183

preosvyashchennym Amvrosiem, episkopom tul'skim i bely-ovskim i kavalerom 1814 goda. M., 1814. 16 s.

16. Amvrosij. Slovo v den' rozhdeniya ego impe-ratorskogo velichestva blagochestivejshago gosudarya imperatora Aleksandra Pavlovicha, propovedannoe v Tul'skoj Preobrazhenskoj cerkvi preosvyashchennym Amvrosiem, episkopom tul'skim i belyovskim i kavalerom, dekabrya 12 dnya, 1814 goda. M., 1815. 13 s.

17. Savvino-Storozhevskij monastyr' bliz Zvenigo-roda. 2-e izd. M., 1893. 164 s.

18. Savvino-Storozhevskij monastyr' bliz Zvenigo-roda. 3-e izd. M., 1904. 144 s.

19. Antushev Nikolaj. Istoricheskoe opisanie Novo-devich'ego monastyrya. S 2 vidami monastyrya, 2 snim-kami drev. ikon i 2 portr. M.,1885. [8], 128, XCV s.

20. Tolstoj M.V., graf. Donoshenie moskovskomu arhiepiskopu Avgustinu Novodevich'ego monastyrya igumen'i Mefodii o francuzah v sem monastyre stoyavshih v 1812 godu // Chteniya v Imperatorskom Obshchestve istorii i drevnostej rossijskih pri Mos-kovskom Univermsitete. M., 1871. Aprel'-iyun'. Kn. 2. S. 80-85.

21. Smolenskij Voznesenskij devichij monastyr'. Smolensk, [1896]. 8 s.

22. Innokentij. Smolenskij Spaso-Avramiev monastyr'. Smolensk, [1897]. 23 s.

23. Golicyn N.S. Spaso-Borodinskij zhenskij monastyr'. SPb., 1879. 26 s.

24. Filaret. Slovo na Rozhdestvo Hristovo i na vospo-minanie osvobozhdeniya cerkvi i derzhavy Rossijskoj ot nashestviya gallov, govorennoe v Moskovskom kafedral'nom Chudove monastyre, Filaretom arhiepiskopom Moskovskim, 1821 goda. M., 1822. 15 s.

25. Filaret. Slovo na den' torzhestvennogo venchaniya na carstvo i svyashchennogo miropomazaniya blagochesti-vejshego gosudarya imperatora Aleksandra Pavlovicha, skazannoe v 1814 godu Sankt-Peterburgskoj duhovnoj akademii rektorom arhimandritom Filaretom. SPb., 1814. 18 s.

26. Filaret. Slovo, v prisutstvii ee imperatorskogo velichestva gosudaryni imperatricy Marii Feodorovny, pri grobe blazhennoj pamyati gosudaryni imperatricy Elisavety Alekseevny, v Mozhajskom Nikolaevskom sobore, go-vorennoe sinodal'nym chlenom Filaretom, arhiepiskopom Moskovskim, maya 26 dnya, 1826 goda. M., 1826. 14 s.

27. Filaret. Otvet na pis'mo, kotorym predlozheno bylo napisat' rassuzhdenie o nravstvennyh prichinah neimovernyh uspekhov nashih v nastoyashchej vojne. SPb.,1813. 22 s.

28. Filaret. Slovo na vtoroj den' prazdnika rozhdestva Hristova, govorennoe v Pridvornoj cerkvi, v prisutstvii ee imperatorskogo velichestva, blagochestivejshej gosu-daryni imperatricy Marii Feodorovny, i ih imperatorskih vysochestv, Sankt-Peterburgskoj duhovnoj akademii rektorom arhimandritom Filaretom, 1814 goda. SPb., 1814. 22 s.

29. Mefodij. Slovo na sluchaj blagodarstvennogo molebstviya Gospodu Bogu, spasshemu grad Tver' ot nashestviya supostatov, propovedannoe sinodal'nym chlenom vysokopreosvyashchennym Mefodiem, arhiepi-skopom Tverskim, chto nyne Pskovskij, v Tverskom kafedral'nom sobore v 24 den' mesyaca avgusta 1813 goda. M., 1814. 9 s.

30. Antonij. Slovo po sluchayu torzhestvennago pri-neseniya gospodu Bogu blagodarnago molebstviya za pobedy miloserdiem ego rossijskomu oruzhiyu da-rovannyya, i po prochtenii ego imperatorskago velichestva manifesta, proiznesennoe preosvyashchennym Antoniem, episkopom voronezhskim i cherkaskim, i ordena svyatyya Anny pervago klassa kavalerom, v Voronezhskom kafedral'nom Arhangel'skom sobore 1814 goda, genvarya 16 dnya. M., 1814. 13 s.

31. Evgenij. Slovo na den' torzhestvennogo vospo-minaniya i Gospodu Bogu blagodareniya o porazhenii vragov Otechestva nashego i o prognanii ih iz predelov Kaluzhskiya gubernii, /propovedannoe v kaluzhskoj Ioannopredtechenskoj cerkvi okt. 12 1813 goda. Epis-kopom Kaluzhskim i Borovskim i kavalerom Evgeniem. M., 1813. 14 s.

32. Kapustin P.I. Slovo v nedelyu 19-yu, v vospo-minanie dnya osvobozhdeniya Moskvy ot nashestviya gallov v 1812 godu prot. P. Kapustina // Pravoslavnoe obozrenie. 1881. S. 533-537.

33. Gur'ev Viktor. Pouchenie i rech' po sluchayu ispolnivshegosya 75-letiya so dnya ostavleniya nepri-yatelem Moskvy 1-go sentyabrya 1812 goda, skazannye v cerkvi sela Pokrovskogo, na Filyah, i v Kutuzovskoj izbe-bogadel'ne, svyashch. Viktorom Gur'evym. M., 1887. 8 s.

34. Mostovskij M. S. Istoriya Hrama Hrista Spasitelya v Moskve. Sost. po poruch. Komis. dlya postroeniya hrama pravitel' ee Kancelyarii M.S. Mostovskij. 4-e izd., dop. opisaniem glavnogo koridora hrama kak istoricheskogo pamyatnika Otechestvennoj vojny 1812 g. M., 1891. 336 s.

35. Mostovskij M.S. Istoricheskoe opisanie Hrama vo imya Hrista Spasitelya v Moskve. Sost. po poruch. Komis. dlya postroeniya hrama na osnovanii imeyush-chihsya dokumentov pravitel' ee Kancelyarii M. Mostovskij. M., 1883. 336 s.

36. Kratkie svedeniya o sooruzhenii v Moskve Hrama Hrista Spasitelya. M., 1838. 45 s.

37. Vitberg i ego proekt hrama Hrista Spasitelya na Vorob'evyh gorah / F. Vitberg. SPb., [1912]. 19 s.

38. L'vov A.N. Hram Hrista Spasitelya v Moskve. Chtenie dlya naroda sost. chl. Komis. A.N. L'vovym. M., 1881. 47 s.

39. Obzor Hrama Hrista Spasitelya sostavila lyubitel'ni-ca cerkovnogo hora M.N. V-va. M., 1882. 103 s.

40. Ceremonial osvyashcheniya Moskovskogo Hrista Spasitelya sobora. M., 1883. 16 s.

41. Markov E. Hram Spasitelya v Moskve. Iz mos-kovskih vpechatlenij. M., 1881 (ottisk iz gazety «Rus'». M., 1884. № 23. S. 37-48).

42. Mostovskij M. S. Hram Hrista Spasitelya v Moskve: Chtenie dlya naroda. 2-e izd. M., 1889. 106 s.

43. Ko dnyu osvyashcheniya Hrama Hrista Spasitelya 1883 goda v Moskve. Dlya lyubitelej cerkov-nogo blagolepiya. M., 1883. 16 s.

44. Lyatushevich Zaharij. Pis'ma protoiereya Lyatu-shevicha s prilozheniem zapiski o novom sposobe raz-straivat' nepriyatelya // Russkaya starina. SPb., 1885. T. XLIII. Vyp. 10-12. S. 377-380.

45. Malov A.I. Rech' na den' rozhdeniya v boze pochivshago, velikago Gosudarya imperatora Aleksandr Pavlovicha, proiznesennaya v cerkvi Inzhenernago

zamka svyashchennikom Alekseem Malovym 1825 goda dekabrya 12 chisla. SPb., 1825. 13 s.

46. Antonij. Pis'mo o prebyvanii imperatora Aleksandra 1-go v Kieve, pisannoe ieromonahom Antoniem, vposledstvii arhiepiskopom Voronezhskim // Chteniya v Imperatorskom Obshchestve istorii i drevnostej ros-sijskih pri Moskovskom Universitete. M., 1862. Yan-

var'-mart. Kn. 1. S. 188-190.

47. Makarij. Slovo v den' stoletnego yubileya so dnya rozhdeniya blazhennyya pamyati Gosudarya Imperatora Aleksandra 1-go, proiznesennoe Preosvyashchennejshim Makariem, episkopom Arhangel'skim i Holmogorskim v Arhangel'skom kafedral'nom sobore 12 dekabrya 1877 g. Arhangel'sk, [1877]. 13 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.