НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Булахтин М. А. Обращение польского историка Оскара Халецкого к американской общественности в 1919 году: из истории идейно-политической борьбы за восточные границы Польши // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). С. 123-127.
Bulakhtin M. A. The address of the Polish historian of Oscar Halecki to the American public in 1919: from the history of the ideological and political struggle for eastern borders of Poland. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No 3 (78). Pp. 123-127. (In Russ.).
УДК 94«1919»(438):32.01
М. А. Булахтин
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
ОБРАЩЕНИЕ ПОЛЬСКОГО ИСТОРИКА ОСКАРА ХАЛЕЦКОГО К АМЕРИКАНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В 1919 ГОДУ: ИЗ ИСТОРИИ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ЗА ВОСТОЧНЫЕ ГРАНИЦЫ ПОЛЬШИ
Булахтин Максим Анатольевич - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории.
E-mail: bulachtin@yandex. ru
В статье раскрываются взгляды известного польского историка Оскара Халецкого на общее историческое наследие поляков, литовцев, белорусов и украинцев. Впервые вводится в научный оборот его воззвание к американской общественности по этому вопросу в период работы Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. Ученый подчеркивал позитивное влияние Польши на развитие народов давней Речи Посполитой, уверял американцев в том, что Польша, возрожденная в границах 1772 г., будет придерживаться своей исторической традиции уважительного и толерантного отношения к национальной, религиозной и политической самобытности этих народов. Взгляды О. Халецкого совпадали с геополитическими планами главы Польши Ю. Пилсудского относительно Восточной Европы.
Ключевые слова: Оскар Халецкий, Польша, Великое княжество Литовское, Русь, Речь По-сполитая, польско-американские отношения, межвоенный период.
M. A. Bulakhtin
Perm State University, Perm, Russia
THE ADDRESS OF THE POLISH HISTORIAN OF OSCAR HALECKI TO THE AMERICAN PUBLIC IN 1919: FROM THE HISTORY OF THE IDEOLOGICAL AND POLITICAL STRUGGLE FOR EASTERN BORDERS OF POLAND
Bulakhtin Maxim A. - Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of General History.
© Булахтин М. А., 2017
Oskar Halecki was the famous Polish historian and member of the Polish delegation at the Paris Peace Conference in 1919-1920. The article deals with his views on common historical heritage of Poles, Lithuanians, Belarusians and Ukrainians. In his appeal to the American public, O. Halecki stressed the positive influence of Poland on the nations within the Polish-Lithuanian Commonwealth. He assured the Americans that Poland, restored in borders of 1772, will follow to its historical tradition of respect and tolerance to the cultural, religious and political identity of these nations. O. Halecki's views coincided with the geopolitical plan towards Eastern Europe that was shaped by Josef Pilsudski, Chief of State of Poland.
Key words: Oskar Halecki, Poland, Grand Duchy of Lithuania, Ruthenia, Polish-Lithuanian Commonwealth, Polish-American relations, Interwar period.
Восстановление независимости Польши в ноябре 1918 г. поставило на повестку дня задачу оформления ее государственных границ. По мнению члена польской делегации на Парижской мирной конференции в 1919 г. Романа Дмовского, самой сложной проблемой было определение политического будущего восточных областей давней Речи Посполитой1. Польские политики стремились убедить представителей западных держав в законности своих притязаний на эти территории. В группу экспертов польской делегации на мирной конференции в Париже входил и Оскар Халецкий. Это был блестящий знаток истории восточноевропейского региона. В 1915 г. он защитил в Ягеллонском университете в Кракове докторскую диссертацию на тему истории Люблинской унии, заключенной в 1569 г. между Польским королевством и Великим княжеством Литовским, в результате чего на политической карте Европы появилось федеративное государство Речь Посполитая. В 1919 г. О. Халецкий возглавил кафедру истории Восточной Европы в Варшавском университете. Вскоре был издан его фундаментальный труд «История ягеллонской унии» (Т. I—II, 19191920 гг.), посвященный формированию средневекового польско-литовского государства. В последующем ученый станет одним из самых цитируемых на Западе польских историков. Оскару Халецкому принадлежит заслуга введения в научный оборот понятия «Центрально-Восточная Европа» [1; 3].
В предисловии к первому тому «Истории ягеллонской унии» он выразил надежду, что опыт совместной жизни поляков, литовцев и «русинов» (современных белорусов и украинцев) в прошлые века будет полезен для строительства общего политического будущего этих народов [4, с. XI—XII]. Свои знания по истории региона он использовал в разработке справочных и пропагандистских материалов, адресованных западной публике, для обоснования польских прав на восточные земли давней Речи Посполитой. В Архиве новых актов в Варшаве сохранился документ, написанный О. Халецким по этой проблематике в период работы Парижской мирной конференции. Он был подготовлен, по-видимому, для публикации в американской периодической печати. Содержание этого документа еще не введено в научный оборот, поэтому представляется целесообразным остановиться на нем подробнее.
В своем обращении к американцам О. Халецкий отметил, что земли Литвы, Белоруссии и Украины были составными частями давней Речи Посполитой до ее разделов в XVIII в., поэтому «исправление» совершенного тогда преступления, восстановление единой Польши было бы пустой фразой, если поляки снова лишатся половины своей исторической территории . Ученый утверждал, что Великое княжество Литовское с его «ру-
1 Archiwum Akt Nowych w Warszawie. Zesp. Komitet Narodowy Polski w Paryzu (2/39). Jedn. 12/2022. K. 411. URL: http://searcharchives.p1/2/39/0/12/2022#tabSkany (дата обращения: 20.05.2017).
2 Ibid. Jedn. 12/1956. K. 1. URL: http://searcharchives.p1/2/39/0/12/1956#tabSkany (дата обращения: 20.05.2017).
синскими» провинциями (этнографическая Литва, Белая Русь, Волынь и Украина) присоединилось к Польше в 1386 г. и с того времени непрерывно в течение почти 400 лет принадлежало польскому государству, а после разделов подвергалось такому же угнетению, как и сама Польша.
Халецкий указывал на то, что изначальная древняя граница этой территории располагалась еще дальше на востоке, чем была на момент первого раздела Речи Посполитой в 1772 г., поскольку некоторые приграничные районы, прежде всего левый берег Днепра и город Киев, были захвачены Москвой еще в XVII в.
Ученый отмечал, что невиданное расширение Польши в конце XIV в. произошло не в ходе успешной завоевательной политики, а стало результатом свободного союза, заключенного добровольно законными представительствами двух государств. Литва согласилась на такой договор и даже просила о нем, чтобы с польской помощью избежать немецкого, московского или татарского рабства. Польша и Литва создали действительно прочный оплот против тевтонской агрессии и любого рода восточного варварства. Внутренняя организация всего государства, правовые основания совместной жизни часто менялись на протяжении четырех столетий в зависимости от местных нужд и требований времени. Применялась инкорпорация некоторых провинций наряду с федеративным объединением, личная уния наряду с парламентской, но всякий раз это происходило в согласии с большинством жителей и в соответствии с высокими принципами свободы, равенства и братской любви, ясно выраженными в соглашениях о единении Польши и Литвы1. Таким образом, отмечал О. Халецкий, без какого-либо давления или принуждения этот союз становился все теснее и крепче, пока разные земли и народы давней Польши не стали действительно «одним телом и одной нацией», как это было заявлено в 1569 г. при заключении Люблинской унии.
По словам ученого, Польша не только проливала кровь и отдавала жизни своих лучших сыновей в защите своих литовских и русинских граждан против их общих врагов, но и несла им идеалы политической и социальной свободы, цивилизации и прогресса. В землях, прежде находившихся под деспотической властью, сразу же после объединения с Польшей возникло первое понимание конституционных прав, автономии и парламентского правления. В результате двух веков польского влияния все литовские и русинские провинции достигли той же степени демократической свободы, что и этнографическая Польша, и это была высшая степень свободы, известная на европейском континенте до Французской революции 1789 г. В Литве примитивное язычество было мирно вытеснено христианской верой, на Руси вместо бездушного, узко мыслящего византинизма распространилось живительное влияние западной, латинской культуры. Большие территории, опустошенные немецким или татарским нашествиями, получили из Польши первые храмы всех христианских конфессий, первые школы, даже колледжи и университеты. Поляки всех сословий, не только дворяне, но и мастеровые, купцы и крестьяне, стали расселяться на данных территориях с XIII в. Поэтому, учитывая принесенные поляками жертвы и преданность новой родине, их следует считать коренными жителями этих территорий. О. Ха-лецкий отмечал также, что и польский язык, достигший политических границ польского государства, будучи языком литературной изысканности и образования, был принят большей частью народов, живших на этих землях.
Важнейшей чертой польского правления и политики ученый называл терпимость по отношению к другим обычаям, исповеданиям и чувствам людей2. Только те литовцы
1 Archiwum Akt Nowych w Warszawie. Zesp. Komitet Narodowy Polski w Paryzu (2/39). Jedn. 12/2022. K. 2.
2 Ibid.
и русины стали поляками, которые сами этого желали. Те из них, кто предпочел остаться верным своей национальности, сохранили ее без малейшего вмешательства поляков в течение долгой эпохи польского правления на этих землях. Литовский язык, никогда не использовавшийся в общественной жизни и письменности в период независимости Великого княжества Литовского и ограниченный белорусским, после того как союз с Польшей был обеспечен (как минимум, в религиозном отношении), стал появляться в печатных текстах и постоянно использовался в повседневной жизни на территории этнографической Литвы1. Русинский как официальный язык управления в древнем литовском княжестве сохранялся и после объединения Литвы с Польшей, пока население находило это правильным2. Только в конце XVII в., когда люди уже привыкли к польскому языку и особенно к латинским буквам в письменных текстах, он был введен и в публичные документы. В Литве главными и самыми дорогими символами национальной самобытности были название княжества, его автономные государственные учреждения и собственное законодательство. На Руси этим символом являлось сохранение восточного обряда в национальной церкви. Польша, замечал О. Халецкий, уважала и то и другое. Во внутреннем управлении Великого княжества Литовского ничего не изменилось после окончательного объединения с Польшей в одно государство в 1569 г. Когда в 1596 г., чтобы устранить влияние Москвы и Византии, православная церковь Речи Посполитой присоединилась к католической в результате заключения Брестской унии, ее древний обряд был сохранен в каждой детали, а те, кто не признавал этот религиозный союз, сохранили в католической Польше наряду с протестантами свободу своей веры и православную церковную организацию.
По убеждению Халецкого, вся эта система толерантности в давней Польше дает лучшую гарантию того, что новая Польша будет честно следовать описанной выше модели отношения своих предков к Литве и Руси. «Все, что было возможно в прошлые века, станет возможным и в наши дни. Принципы, провозглашенные теперь Америкой для всего мира, появились уже в отношениях Польши с различными частями ее государства. Польская работа в литовских и русинских землях - это величайшая историческая заслуга, самая дорогая традиция нашего народа, и позвольте мне заверить вас, что мы любим эти земли и их жителей не меньше, чем самые древние польские территории Познань, Краков или Варшаву. Если в последнее время и возникли недоразумения между ними и нами, то я совершенно уверен, что все это было искусственно подстроено теми, кто боится полного восстановления и воссоединения Польши и крушения своего собственного зловещего преобладания в Восточной Европе. Ни прусский дух, ни московский царизм, ни большевизм никогда не смогут понять основополагающие принципы польской истории, столь очевидные в ее восточных вопросах, но для вас, американцев, они должны быть знакомы больше, чем кому-либо еще», - заключал О. Халецкий3.
Высказывания ученого были созвучны планам главы Польши в 1918-1922 гг. Ю. Пилсудского и его сторонников восстановить восточные границы польского государства, которые бы во многом совпадали с его рубежами до первого раздела в 1772 г. Для этого предполагалось создать на землях бывшего Великого княжества Литовского литовско-белорусское государство, которое бы вступило в федеративные отношения с Польшей, а также помочь созданию союзного полякам украинского государства [2, c. 124].
В рассуждениях О. Халецкого содержалась идеологическая база для такого объединения. Подчеркивались, в частности, длительная, почти четырехсотлетняя совместная история этих народов, добровольный характер объединения Польши и Литвы в Средние ве-
1 Archiwum Akt Nowych w Warszawie. Zesp. Komitet Narodowy Polski w Paryzu (2/39). Jedn. 12/2022. K. 2-3.
2 Ibid. K. 3.
3 Ibid.
ка. Поляки представлялись защитниками своих литовских и «русинских» сограждан от враждебных поползновений деспотических соседей. По мысли Халецкого, Польша несла этим народам идеалы свободы, прогресса, конституционализма, автономии, демократического и парламентского правления, осуществляла мирную христианизацию этнографической Литвы, способствовала распространению западной культуры на землях Руси, создавала на всем этом пространстве образовательные учреждения. При этом поляки демонстрировали терпимость к сохранению национальной идентичности, местных языков, уважительное отношение к государственной и конфессиональной самобытности проживавших здесь народов. Таким образом, О. Халецкий рисовал исключительно положительный образ политики давней Польши на восточном направлении, который должен был убедить американцев в обоснованности польских территориальных претензий. В последующем такие представления станут частью польской исторической мифологии и будут культивироваться польской академической и политической элитой для укрепления позиций и влияния своего государства в восточноевропейском регионе.
Библиографический список
1. Миллер А. И. Тема Центральной Европы: история, современные дискурсы и место в них России [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2001. № 52. URL: http://magazines. russ.ru/nlo/2001/52/mill.html (дата обращения: 18.06.2017).
2. Польша в ХХ веке. Очерки политической истории. М.: Индрик, 2012.
3. Cisek J. Miejsce Oskara Haleckiego w polskiej nauce historycznej // Ksi^zka Historyczna Roku: [сайт]. 2017. 24 мая. URL: http://www.ksiazkahistorycznaroku.pl/30925395/oskar-halecki (дата обращения: 15.06.2017).
4. Halecki O. Dzieje Unii Jaggiellonskiej [Электронный ресурс]. T. I. W wiekach srednich. Krakow, 1919. URL: http://www.wbc.poznan.pl/dlibra/doccontent?id=129247 (дата обращения: 15.06.2017).