и учета в соответствии с заданной целью управления, использующих информацию и технику управления. Распределение ресурсов между управляющей и управляемой системами проводится в соответствии с методикой формирования административно-управленческих расходов. Как в управляющей, так и в управляемой системах выделяются блоки информации в соответствии с объектами управления.
Под объектами управления понимаются ресурсы (средства труда, предметы труда, труд и заработная плата, финансовые ресурсы) и результаты (продукт труда, затраты, прибыль, финансовые операции). Это положение нашло отражение в горизонтальном разрезе блок-матрицы (табл. 2). В вертикальном разрезе модели САО как для управляющей, так и для управляемой систем выделяются процессы физ-культурно-спортивной деятельности, соответствующие четырем стадиям кругооборота средств,
отражающих основные экономические процессы: снабжение, производство, реализацию, распределение.
Литература
1. Бороненкова С.А. Экономический управленческий анализ: учебное пособие. - Екатеринбург: Ур-ГЭУ, 1999. - 360 с.
2. Бороненкова С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие. -Екатеринбург: УрГЭУ, 1997. - 200 с.
3. Попова А.Ф., Попова Е.А., Печаткина Е.Ю. Разработка управленческого решения: теория, методология, моделирование. - Челябинск: УралГУФК, 2010. - 123 с.
4. Менщикова Н.В., Попова ЕА. Управленческая экономика: инструментарий для принятия управленческих решений. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 88 с.
Поступила в редакцию 24.10.2013
УДК 372.882
Обращение к референтности литературных героев в процессе ценностного самоопределения учащихся старших классов (на примере изучения рассказов А.П. Чехова)
Д.Д. Жирков
Посвящается изучению рассказа «Ионыч» А.П. Чехова и раскрываются некоторые приемы постижения школьниками литературных героев как референтной группы. Рассматриваются отдельные возможности совершенствования универсальных учебных действий на уроках литературы. Показано, что в процессе ценностного самоопределения личности значительное воздействие на нее могут оказывать как положительные, так и негативные референтные группы литературных героев, разговор об истинных и ложных нравственных ценностях.
Ключевые слова: Чехов, Ионыч, референтная группа, ценностное самоопределение, универсальные учебные действия.
The article is devoted to the study of A.P. Chekhov's story «Ionich» and reveals some techniques of students' comprehension of literary heroes as the reference group. Some possibilities of improving of universal educational actions in literature classes are considered. It is shown that in the process of value self-identification significant impact on it may be caused by both positive and negative reference groups of literary heroes, talk about true and false moral values.
Key words: Chekhov, Ionich, reference group, valuable self-determination, universal learning activities.
Перед современной школой, призванной оказывать непосредственное влияние на воспитание подрастающего поколения, стоит ответственная задача - духовно-нравственное формирование и развитие личности, способной легко адаптиро-
ЖИРКОВ Дмитрий Дмитриевич - ассистент каф. филологического факультета СВФУ, sparks220@mail.ru.
ваться к изменяющемуся социокультурному пространству. В связи с этим становится приоритетным развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться. Согласно одному из основных положений Концепции ФГОС общего образования второго поколения, это становится возмож-
ОБРАЩЕНИЕ К РЕФЕРЕНТНОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОЦЕССЕ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ным благодаря развитию системы универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода.
Чрезвычайную важность проблема духовно-нравственного формирования и развития, ценностного самоопределения личности приобретает в старших классах в связи с процессом завершения подготовки к вступлению во взрослую жизнь и особенностями юношеского возраста, характеризующимися ярко выраженной потребностью в приобщении к социальному опыту других людей. По мнению как зарубежных (Г. Келли, Р. Мертон, Г. Хаймен, М.Шериф, Т. Шибутани), так и отечественных психологов (М.Ю. Кондратьев, А.А. Меланьина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.А. Штроо), значительное влияние в определении подростком собственных ориентаций, мнений и оценок оказывает круг ближайшего и непосредственного влияния - референтная группа.
Референтная группа - это «реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном», в том числе «при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д.» [1, с. 237]. Как утверждает О.Б. Крушельницкая, чем более школьник ориентируется на ценность самостоятельности, тем выше на него влияние референтной группы, и чем больше школьник ориентирован на смысл и цели жизни, «тем больше в принятии решений для него значимы взрослые члены его семьи и тем менее он склонен полагаться на собственное мнение» [2, с. 139]. Она объясняет это осознанием подростком недостаточности собственных личностных ресурсов для полноценной социализации на данном этапе развития.
При этом исследователи подчеркивают возможность выполнения функций референтной группы не только реальными лицами, входящими в круг ближайшего окружения индивида, но также и литературными героями, историческими личностями, чье преобразующее влияние может быть не менее существенным, чем воздействие реального современника.
Покажем отдельные приемы обращения к ре-ферентности литературных героев в ценностном самоопределении личности на уроках литературы в процессе совершенствования некоторых универсальных учебных действий. Важными, по нашему мнению, являются следующие методические принципы, выделяемые А.Г. Асмоловым:
• включение личности в значимую деятельность;
• принцип демонстрации последствий поступка личности для референтной группы;
• принцип смены социальной позиции личности в группе;
• принцип учета ведущей мотивации при построении воспитательного процесса [3].
Особый интерес из перечисленного представляет принцип демонстрации последствий поступков, в нашем случае, литературных героев, которые могут быть достаточно глубоко проанализированы школьниками и оказывать влияние на дальнейшее определение ими собственных поступков, линии поведения, траектории жизненного пути. Это имеет важное значение в нравственном воспитании подрастающего поколения, формировании читательской компетенции для процесса литературного образования в школе. Как утверждает М.Я. Мишлимович, «проблема возрождения статуса литературы в школе, мотивации интереса к полноценному чтению сегодня является самой главной и трудной» [4, С. 108].
Как известно, референтная группа может служить для индивида не только примером для подражания, но и вызывать прямо противоположное неприятие ее ценностей и желание восстать против ее устоев. В этом смысле большие возможности на уроках литературы представляет изучение рассказов А.П. Чехова, герои произведений которых зачастую руководствуются ложными ценностями или растрачивают истинные буквально на глазах читателя и, таким образом, результативно могут выполнять функции «негативной» референтной группы. Как отмечает Д.Н. Овсянико-Куликовский, жизнь подобных чеховских героев - это «одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми, жизнь очерствевшего и озлобленного эгоиста, целиком построенная на какой-нибудь низменной страсти...» [5, с. 478-479].
Сюжет хрестоматийного рассказа «Ионыч», о главном герое которого пишет Д.Н. Овсянико-Куликовский, создает значительные возможности для разговора о личной ответственности каждого человека за свою жизнь, о трагизме повседневно-будничного существования, о причинах духовного оскудения человека; кроме этого, создает условия для развития таких универсальных учебных действий, как: умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения, понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей, смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентации учащегося в системе личностных смыслов.
В ходе анализа и интерпретации рассказа звучали не простые, но проблемные вопросы:
Можно ли, оберегая свой внутренний мир, подняться над обстоятельствами? Почему гибнут в человеке добрые начала? Как герои Чехова постигают ценность человеческого общения?
В процессе групповой аналитической работы по тексту выделяем портретные, пейзажные, ин-терьерные детали, интонации авторского повествования. Школьники отмечают, что Дмитрий Старцев терпит абсолютный крах и в общественном плане, и в личном, он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Интеллигентный и приятный человек постепенно разменивает чувства на разум, деньги становятся смыслом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела», душа главного героя погибает, Старцев становится Ионычем...
Каковы же причины его деградации? Ученики выразительно прочитали эпизод «На кладбище» на фоне музыкального сопровождения «Элегия» Ж. Массне, выявили отличия этого любовного свидания от сюжетной ситуации «Русский человек на rendez-vous» в произведениях русской литературы XIX века и отметили иронические авторские нотки в описании переживаний Дмитрия Старцева.
Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться? Почему герой, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? Учащиеся говорили о том, что эволюция персонажа произошла в результате утраты высоких идеалов. «Желтые и зеленые бумажки», а не спасение людей стали целью его жизни. Попутно для развития познавательных универсальных учебных действий, таких как сопоставление, построение логической цепи рассуждений и других, а также с целью повторного обращения к «положительной» референтной группе (на предшествующих уроках) слушаем презентацию малого исследовательского проекта «Лучшие минуты жизни», в котором подготовленные ученики сопоставляют подобные ситуации в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, лучшие минуты Андрея Болконского и Пьера Безухова (первая встреча с Наташей, ночь в Отрадном, разговор на пароме, на батарее Раевского...) и разглаживание бумажек, бесцеремонные «экскурсии» Ионыча по доходным домам.
Необходимым условием расширения возможностей развития личности при решении жизнен-
ных задач в ситуациях нравственного выбора становятся элементы системно-деятельностного подхода, обеспечению которого способствуют задания по выбору, направленные на углубление и расширение читательской компетенции, умений интертекстуального анализа (десятиклассникам было предложено сравнить рассказ «Ионыч» с другими произведениями А.П. Чехова, похожими по проблематике, - «Цветы запоздалые», «Попрыгунья»), а также интерпретационных умений (школьники сопоставляли «Ионыч» с его художественными интерпретациями - кинофильмами и инсценировками).
На дом предложили задания сопоставительного характера: «Ионыч» и «Шире шаг, маэстро!» В. М. Шукшина; «Анна на шее» и «Кавказ» И.А. Бунина; «На полустанке Ю.П. Казакова, «Осенью» В.М. Шукшина - для выявления сходства и различий интерпретации мотива эгоистической разрушительной любви.
Итак, мы выяснили, что в процессе ценностного самоопределения личности могут быть использованы как положительная, так и негативная референтные группы литературных героев. И совершенно очевидно, что ученики 10-го класса во время рефлексии не высказывались прямо, какие размышления у них возникли, но в итоговых письменных работах мы обнаружили явные «следы» многочисленных диалогов, которые создавались на уроке.
Литература
1. Антипина Г.С. Группа референтная // Социологическая энциклопедия. - М., 2003. - Т. 1.
2. Крушельницкая О.Б. Состояние проблемы рефе-рентности в отечественной и зарубежной психологии // Актуальные проблемы психологического знания. -М.: Московский психолого-социальный университет, 2011. - 131-142 с.
3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996. -768 с.
4. Мишлимович М.Я. Формирование читательской компетенции в контексте литературного образования учащихся старших классов. - Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2010. - 112 с.
5. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.
Поступила в редакцию 19.03.2014