Обращение к человечеству
В последние годы человечество встало перед серьезными политическими проблемами — "Вызовами Истории" (по словам английского историка А. Тойнби). Одна из таких проблем, которая, несомненно, обостряет все остальные, — надвигающийся глобальный экологический кризис.
Мы обращаемся к людям разных профессий, возрастов, вероисповеданий, национальностей с призывом осознать глубинные этико-философские причины современного кризиса — этого второго за нашу историю "Вызова Истории", угрожающего уничтожить человечество вместе со всей биосферой (первый такой "Вызов" был связан с накоплением в атмосфере Земли кислорода и привел примерно 2,1 млрд лет назад к вымиранию 90% тогдашней биосферы). Речь идут об антропоцентризме как особой форме дискриминации, родственной той дискриминации, которая ныне порождает межэтнические, межконфессиональные, межрасовые и межрегиональные конфликты в разных зонах нашей планеты.
Что же такое антропоцентризм? Почему он столь опасен и чем его следует заменить?
Во многих основополагающих идеологических документах нашего времени подразумевается или прямо утверждается, что самоцелью Развития (с большой буквы) всего на нашей планете является человек. Конечно, это положение привлекательно для каждого отдельного человека. Но природа в связи с этим как бы рассекается на две категории: человек и окружающая его среда. Кроме того, если подобная точка зрения исходит от имени большого количества людей, то она ведет соответственно: от имени государств — к империализму, от имени нации — к национализму и шовинизму, от имени рас — к расовой дискриминации. Иными словами, антропоцентризм, преломленный через призму сознания каждого отдельного человека или многих людей, собранных в классы, государства, национальности, расы, неизбежно ведет к тому или другому варианту дискриминации, ибо потребности человека противоречивы, непредсказуемы, порою неоправданно огромны.
Парадигма антропоцентризма сформировалась стихийно и прочно укоренилась не только в обывательской среде, но и в умах политиков. Она удобна для человека, не обремененного биологическими знаниями и не озабоченного судьбой собственной планеты как уникального феномена в космосе, сохранением будущих поколений человечества. Многим в силу их биологической неграмотности никогда не приходилось задумываться о том, что жизнь на Земле формировалась на протяжении миллиардов лет, что все ныне существующие формы жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Человек и цивилизация существуют ничтожно малый промежуток времени в летописи Земли. Однако человеком создан разрушительный потенциал, способный уничтожить все живое в течение ближайших десятилетий или катастрофически — за считанные часы. Такой подход к природе, человеческое невежество и варварское природопользование предопределили исчезновение многих видов флоры и фауны (скорость вымирания возрастает со временем, сейчас она в 40—400 раз превышает значения, зафиксированные в палеонтологических "летописях"), разрушение недр, нарушение равновесия в природе.
Противоположная — и спасительная ныне для человечества и всей биосферы — установка ставит во главу угла не человека или человечество, а все природное многообразие живого (биоса в словоупотреблении президента Биополитической интернациональной организации Агни Влавианос-Арванитис). Эта установка соответствует парадигме биоцентризма.
Если антропоцентристы считают Человека целью Развития на Земле, то какую альтернативную цель предлагают сторонники биоцентризма?
С позиции биоцентрической парадигмы самоцелью Развития на нашей планете является не человек, а все живое во всем его великом разнообразии, находящееся в трудно достигаемом равновесии со средой своего обитания. Человек есть лишь часть этого великого разнообразия, созданного не им и принадлежащего вследствие того не ему. С позиции биолога, для преодоления возможных последствий антропоцентризма в основные за-
коны всех стран должно быть введено положение о презумпции виновности человека перед всеми остальными компонентами великого разнообразия живого.
Из этого вытекает, что потребности человека (как отдельного, так и целой популяции) должны быть удовлетворяемы лишь постольку, поскольку они не затрагивают интересов многообразия жизни на Земле в целом. Включение такого положения в разнообразные законодательства создаст новые критерии для решения споров, новые приоритеты для принятия решений. Концепция биоцентризма (каждая форма жизни уникальна и требует защиты вне зависимости от ее роли в природе и в жизни человека) предлагается на смену антропоцентрическому отношению к миру. Взгляд на природу и человеческие потребности с позиции биоцентризма будет опорной точкой в становлении менталитета человека XXI века. Должна возникнуть и получить официальный статус биоцентрическая конституция, утверждающая права каждого биологического вида.
Призывая в нашем обращении к разработке такой конституции и к реализации ее положений на практике, мы опираемся на уже созданный документ — Хартию природы. В ней, в частности сказано: "Человечество является частью природы, и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем, которые являются источниками энергии и питательных веществ. Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой и одомашненной, должна сохраняться по крайней мере на том уровне, который достаточен для обеспечения ее выживания. Необходимые для этого Среды обитания следует сохранять". Эти слова Хартии — исходная декларация биоцентрической конституции, декларация о правах биологических видов. Но конституция не может быть ограничена только декларацией. Конституция имеет своих субъектов или субъекта, провозглашает законы, трактует права и обязанности.
Что представляет собой субъект биоцентрической конституции?
Можно согласиться с А. Влавианос-Арва-нитис, что субъектом биоцентрической конституции является биос. Наиболее подходящей смысловой ассоциацией к слову "биос" является слово "демос", т.е. народ. Таким образом, биос можно трактовать как все живое
население Земли, где человеческая популяция составляет лишь часть его. Именно такая трактовка понятия "биос" позволяет сделать реально существующий биос субъектом права, темой юриспруденции и построить биоцентрическую конституцию, состоящую из законов, обеспечивающих права биоса.
В этой конституции будут рассмотрены права и обязанности видов и особей, разумно определены регионы биосферы, провозглашены приоритеты, определяющие биосферное равновесие, определено соотношение потребностей и, наконец, наряду с еще многими другими ограничениями будут введены права и обязанности для различных проявлений разума и сознательной деятельности.
Принятие парадигмы биоцентризма и биоцентрической конституции не означает лишь ужесточение экологических требований к работе промышленных предприятий или под-правления кредитно-финансовой системы. Требуется коренное изменение процесса принятия решений в сфере экономики, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и т.д. Известно, что большинство учреждений все еще не прилагает должных усилий по включению экологических аспектов в сферу финансовой и кадровой работы. Но самые значительные изменения и первоочередные решения, которые следует принять,— это перестройка системы образования, а именно той его части, которая касается биологической и экологической грамотности, прежде всего небиологов.
Можно ли связывать биоцентрическую конституцию с проблемой удовлетворения человеческих потребностей?
Мы отвечаем на этот вопрос положительно, считая, что одна из главных потребностей человека, а может быть, и самая главная — это потребность найти в этом мире свое собственное место. Именно эта потребность удовлетворяется биоцентрической конституцией. В этом контексте может обсуждаться и вопрос об экологической миссии России. Повторим ключевые слова всемирной Хартии природы: "Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться... Необходимые для этого Среды обитания следует сохранять".
Сохранение многообразия жизни... Разве не это является основным делом для граждан нашей планеты, разве не это — главная цель? И не только потому, что каждый биологический вид является уникальным явлением
природы, но главным образом потому, что все вместе они и именно в существующем соотношении создают то великое Равновесие в биосфере, которое создавалось в течение миллиардов лет и которое обеспечивает существование жизни на нашей планете. Не человек создал это. Он пришел в последний момент и действует сейчас как разрушительная сила. Поэтому сохранение каждого вида, сохранение великого биологического Равновесия является целью для будущих поколений. Но эта цель может быть достигнута только при условии преодоления биологической неграмотности в обществе.
Какой нам видится потенциальная великая миссия России в биоцентрическом плане?
Речь идет о буферной роли России как, впрочем, и других больших по размерам своих территорий государств. Именно на огромных пространствах таких стран обитает огромное количество диких видов, составляющих в целом огромную биомассу, — и это следует сохранять в первозданности во имя великого Равновесия в биосфере. Первозданная природа как биологический ресурс биосферы, а не биологический ресурс для человека — вот основное богатство России.
И следует платить России, если она станет на путь безусловного сохранения своих биологических ресурсов для биосферы (т.е. для всей Земли, для всех, живущих на ней), так как платят за воздушное пространство для самолетов или за природные ресурсы, используемые для удовлетворения материальных человеческих потребностей. Платить должно все человечество, платить за работу по сохранению биологического разнообразия при условии превращения России в биологическую, а не техногенную цивилизацию. Платить, как платят за добываемую нефть и пр., обеспе-
чивая необходимый жизненный уровень жителей стран, ступивших на путь биологической цивилизации. Надо понять, что миссия по сохранению многообразия видов является тем, о чем должно заботиться все человечество. И эта миссия является особенно значимой на больших территориях.
А если отбросить такой биоцентрический путь развития и попробовать "стать как все" — и превратить нашу страну в 50, 100 или 200 маленьких Голландий?
Такой путь кажется привлекательным, но он является тупиковым — угрожает глобальной экологической катастрофой. Пожалуй, хорошо только то, что наш великий царь Петр I создал только один город, прекрасный и замечательный (по образу и подобию Амстердама), а не много таких городов. Едва ли Петр I тогда мечтал о совершенной экологии, но сейчас настали другие времена. Готово ли мировое сообщество отдать должное (в том числе и материальное) России для выполнения этой великой миссии? Вот об этом следует подумать всем тем, кто сегодня обсуждает будущее России и готов дать нам полезные советы.
Мы считаем, что такая постановка вопроса представляет интерес прежде всего в связи с тем, что в течение ближайших 50 лет преодоление экологической катастрофы может быть связано только с переходом человечества на позиции биоцентризма в противовес антропоцентризму. Каждый вид должен иметь равные права с человеческим видом. Глобальный лозунг о равенстве будет включать не только волнующий тезис о правах человека, но и тезисы о сохранении прав других видов. Только приняв это при поддержке международного сообщества, Россия выполнит свою великую глобальную миссию.
М.В. Гусев,
декан биологического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова, профессор