Научная статья на тему 'ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ, АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ, КРЕДИТНЫЙ ПЕРЕГРЕВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ'

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ, АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ, КРЕДИТНЫЙ ПЕРЕГРЕВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / БАНК ПЛОХИХ ДОЛГОВ / БАНК РОССИИ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТНЫЙ ПЕРЕГРЕВ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / САНКЦИИ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ НОМИНАЛЬНОГО ВВП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрюшин С. А., Григорьев Р. А.

Цель: анализ преобразований в обрабатывающей промышленности российской экономики, связанных с массовым обновлением материально-технической базы станкостроения.Методы: в статье использованы эмпирический, логический, сравнительный и статистический методы анализа.Результаты: в условиях новых санкций главной отраслью преобразований в российской промышленности должно стать машиностроение, и прежде всего станкостроение, функционирующее на новой технологической основе. В статье проведен анализ машиностроительной отрасли РФ и стратегия развития обрабатывающей промышленности на период до 2035 г.; исследованы источники финансирования обрабатывающих производств российской промышленности; показано текущее состояние развития производств обрабатывающей промышленности в российской экономике на январь - март 2022 г.; проанализированы антикризисные меры Банка России в условиях новых экономических санкций; рассмотрен пакет дополнительных мер, связанный с купированием кредитного перегрева, кредиторской и дебиторской задолженности на предприятиях российской промышленности в кратко-, средне- и долгосрочных периодах развития. Научная новизна: в условиях масштабной перестройки российской экономики Банку России необходимо перейти на режим таргетирования номинального ВВП, проводить деноминацию расчетов и платежей за экспортную продукцию в рублях, привязанных к целевой цене на золото в качестве стандарта ценности; минимизировать и купировать риски проинфляционных факторов в промышленности за счет создания Банка плохих долгов.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы для проведения масштабной модернизации обрабатывающей промышленности российской экономики, обеспечивающей поступление современных технологий и продукции на внутренний рынок, а также учитывающей технико-экономические особенности развития российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSING INDUSTRY OF RUSSIA, ANTICRISIS MEASURES, CREDIT EXCESS AND OFFERS FOR THE BANK OF RUSSIA UNDER NEW ANTI-RUSSIA SANCTIONS

Objective: to analyze the transformations in the Russian manufacturing industry associated with the massive renewal of the material and technical base of the machine-building sector.Methods: the article uses empirical, logical, comparative and statistical methods of analysis.Results: under the new sanctions, mechanical engineering, primary machine-building, should become the main area of transformations in the Russian industry, functioning on a new technological basis. The article analyzes the Russian machinebuilding sector and the development strategy of the manufacturing industry for the period up to 2035; the sources of financing of the Russian manufacturing industry are investigated; the current state of development of the Russian manufacturing sectors for January-March 2022 is shown; the anti-crisis measures of the Bank of Russia in the context of new economic sanctions are analyzed; a package of additional measures is considered related to the relief of credit overheating, accounts payable and receivables at Russian industrial enterprises in the short-, mediumand long-term.Scientific novelty: under the large-scale restructuring of the Russian economy, the Bank of Russia needs to switch to the nominal GDP targeting mode, to carry out the denomination of settlements and payments for export products in rubles tied to the target price of gold as a standard of value; to minimize and mitigate the risks of inflationary factors in industry by creating a Bank of bad debts.Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used to carry out a large-scale modernization of the manufacturing industry of the Russian economy, ensuring the flow of modern technologies and products to the domestic market and taking into account the technical and economic features of the development of Russian regions.

Текст научной работы на тему «ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ, АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ, КРЕДИТНЫЙ ПЕРЕГРЕВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ»

ш

ISSN 2782-2923

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / ECONOMiOS AND NATiONAL EOONOMY MANAGEMENT

Редактор рубрики Т. В. Крамин / Rubric editor T. V. Kramin

Научная статья DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2022.2.294-314

УДК 336.7:338.2:338.45(470+571)

JEL: E42, E52, E58, F51, G21, H12, L5, L6

С. А. АНДРЮШИН1,

Р. А. ГРИГОРЬЕВ2

1 Институт экономики Российской академии наук, г. Москва, Россия 2Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова, г. Казань, Россия

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ, АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ, КРЕДИТНЫЙ ПЕРЕГРЕВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ

Контактное лицо:

Андрюшин Сергей Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, главный

научный сотрудник, Институт экономики РАН

E-mail: sandr956@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2620-8515

Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/N-7005-2017 eLIBRARY ID: SPIN-код: 9666-6701, AuthorID: 77843

Григорьев Руслан Аркадиевич, доктор философии в области экономики (Великобритания), заместитель директора НИИ проблем социально-экономического развития, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова E-mail: Ruslan.grigoryev@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7707-2657

Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/A-6697-2015 eLIBRARY ID: SPIN-код: 4289-2740, AuthorID: 623443

Аннотация

Цель: анализ преобразований в обрабатывающей промышленности российской экономики, связанных с массовым обновлением материально-технической базы станкостроения.

Методы: в статье использованы эмпирический, логический, сравнительный и статистический методы анализа.

© Андрюшин С. А., Григорьев Р. А., 2022

© Andryushin S. A., Grigoryev R. A., 2022

и

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Результаты: в условиях новых санкций главной отраслью преобразований в российской промышленности должно стать машиностроение, и прежде всего станкостроение, функционирующее на новой технологической основе. В статье проведен анализ машиностроительной отрасли РФ и стратегия развития обрабатывающей промышленности на период до 2035 г.; исследованы источники финансирования обрабатывающих производств российской промышленности; показано текущее состояние развития производств обрабатывающей промышленности в российской экономике на январь - март 2022 г.; проанализированы антикризисные меры Банка России в условиях новых экономических санкций; рассмотрен пакет дополнительных мер, связанный с купированием кредитного перегрева, кредиторской и дебиторской задолженности на предприятиях российской промышленности в кратко-, средне- и долгосрочных периодах развития. Научная новизна: в условиях масштабной перестройки российской экономики Банку России необходимо перейти на режим таргетирования номинального ВВП, проводить деноминацию расчетов и платежей за экспортную продукцию в рублях, привязанных к целевой цене на золото в качестве стандарта ценности; минимизировать и купировать риски проинфляционных факторов в промышленности за счет создания Банка плохих долгов.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы для проведения масштабной модернизации обрабатывающей промышленности российской экономики, обеспечивающей поступление современных технологий и продукции на внутренний рынок, а также учитывающей технико-экономические особенности развития российских регионов.

Ключевые слова: экономика и управление народным хозяйством, банковский сектор, Банк плохих долгов, Банк России, дебиторская задолженность, кредитный перегрев, кредиторская задолженность, обрабатывающая промышленность, региональная валюта, санкции, таргетирование номинального ВВП

Статья находится в открытом доступе в соответствии с Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http:// creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/), предусматривающем некоммерческое использование, распространение и воспроизводство на любом носителе при условии упоминания оригинала статьи.

Ill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ 1ММ^

Как цитировать статью: Андрюшин С. А., Григорьев Р. А. Обрабатывающая промышленность России, антикризисные меры, кредитный перегрев и предложения для банка России в условиях новых антироссийских санкций // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16, № 2. С. 294-314. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2022.2.294-314

III llll lllll llll Mill llll lllll llll Mill llll lllll llll Mill lllll llll lllll llll lllll IIII lllll llll lllll IIII lllll Mil lllll IIII lllll Mil lllll II III llll Mil I Mil II III llll Mil I Mil II III llll III

The scientific article

S. A. ANDRYUSHIN1,

R. A. GRIGORYEV2

1 Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia 2 Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia

PROCESSiNG iNDUSTRY OF RUSSiA, ANTiCRiSiS MEASURES, CREDiT EXCESS AND oFFERS For The Bank of RUSSiA Under New anti-Russia SANcTIoNS

Contact:

Sergey A. Andryushin, Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher, Institute of

Economics of the Russian Academy of Sciences

E-mail: sandr956@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2620-8515

Web of Science Researcher: http://www.researcherid.com/rid/N-7005-2017 eLIBRARY ID: SPIN-код: 9666-6701, AuthorlD: 77843

Ruslan A. Grigoryev, PhD in Economics (UK), Deputy director at Scientific-Research Institute of Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov E-mail: ruslan.grigoryev@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7707-2657

Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/A-6697-2015 eLIBRARY ID: SPIN-код: 4289-2740, AuthorID: 623443

ISSN 2782-2923

Abstract

Objective: to analyze the transformations in the Russian manufacturing industry associated with the massive renewal of the material and technical base of the machine-building sector.

Methods: the article uses empirical, logical, comparative and statistical methods of analysis.

Results: under the new sanctions, mechanical engineering, primary machine-building, should become the main area of transformations in the Russian industry, functioning on a new technological basis. The article analyzes the Russian machinebuilding sector and the development strategy of the manufacturing industry for the period up to 2035; the sources of financing of the Russian manufacturing industry are investigated; the current state of development of the Russian manufacturing sectors for January-March 2022 is shown; the anti-crisis measures of the Bank of Russia in the context of new economic sanctions are analyzed; a package of additional measures is considered related to the relief of credit overheating, accounts payable and receivables at Russian industrial enterprises in the short-, medium- and long-term.

Scientific novelty: under the large-scale restructuring of the Russian economy, the Bank of Russia needs to switch to the nominal GDP targeting mode, to carry out the denomination of settlements and payments for export products in rubles tied to the target price of gold as a standard of value; to minimize and mitigate the risks of inflationary factors in industry by creating a Bank of bad debts.

Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used to carry out a large-scale modernization of the manufacturing industry of the Russian economy, ensuring the flow of modern technologies and products to the domestic market and taking into account the technical and economic features of the development of Russian regions.

Keywords: Economics and National Economy Management, Banking sector, Bank of bad debts, Bank of Russia, Accounts receivable, Credit overheating, Accounts payable, Manufacturing industry, Regional currency, Sanctions, Nominal GDP targeting

The article is in Open Access in compliance with Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/), stipulating non-commercial use, distribution and reproduction on any media, on condition of mentioning the article original.

I MM Mill MM Mill MM Mill MM Mill Mill MM Mill MM Mill MM Mill MM Mill MM M

For citation: Andryushin, S. A., Grigoryev, R. A. (2022). Processing industry of Russia, anticrisis measures, credit excess and offers for the Bank of Russia under new anti-Russia sanctions. Russian Journal of Economics and Law, 16 (2), 294-314 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2022.2.294-314

II III! lllll Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mill Mil Mill lili lllll III! lllll Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill lllll III! lllll Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill llll lllll llll lllll lllll Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill llll lllll lili lllll III! lllll Mil Mill Mill Mil Mill Mil Mill lili lllll IIIMIIIMIIMIIIMIIMIIIIIIIIIIIIIIIIIMIIMIIIIIIIMIIIMIIMIIIMIIMIIIMIIMIIIIIIIIIIIIIIIIII

Начиная с 28 февраля 2022 г. ведущие страны мировой экономики обнародовали серию беспрецедентных экономических санкций против России, направленных в первую очередь против российских банков, государственных корпораций, нефтеперерабатывающих заводов, экспортеров военной продукции и валютных резервов Банка России1. Ведущие российские финансовые и нефинансовые организации практически полностью были отрезаны от импорта новых технологий, системы международных расчетов, глобальных рынков денег и капиталов. По своему масштабу и характеру введенный набор санкций против России был самым значительным в мире, а по числу конкретных ограничений (свыше 6 300 мер) он вдвое превысил пиковое количество санкций, введенных в 1979 г. Западом против Ирана в связи с кризисом в Персидском заливе2.

Эта экстраординарная, шоковая ситуация приведет к масштабным изменениям, заставив российских экспортеров и импортеров быстро перестраивать свои логистические цепочки на другие рынки, искать замену привычным для бизнеса сырью и комплектующим. Все эти изменения приведут к снижению в краткосрочном периоде потенциала и темпов роста российской экономики. Так, по прогнозу рейтингового агентства Fitch Ratings, объем российской экономики в 2022 г. может сократиться на 8 %, потребительская инфляция составит

1 Russia's war on Ukraine: A sanctions timeline. URL: https://www.piie.com/blogs/realtime-economic-issues-watch/russias-war-ukraine-sanctions-timeline (дата обращения: 29.04.2022).

2 What Sanctions Has the World Put on Russia? URL: https://www.lawfareblog.com/what-sanctions-has-world-put-russia (дата обращения: 29.04.2022).

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

18 %, курс доллара - 135 руб., а расходы домашних хозяйств снизятся на 10,2 %3. Схожие оценки приводят эксперты крупных российских банков и исследовательских организаций, прогнозируя ускорение инфляции до 22 % к концу текущего года, спад экономики на 9,2 % и рост безработицы до 6,9 %4.

В процессе адаптации российской экономики и ее финансового рынка к новым условиям Банк России настроен проводить монетарную политику и политику обеспечения финансовой стабильности при темпах роста цен выше цели (4 %), «который достаточен для адаптации производства к новым условиям и для перехода к масштабированию выпуска» [1. С. 23-24]. Это, по мнению регулятора, необходимое условие, чтобы в течение 2022-2023 гг. насытить экономику новыми товарами и услугами (в настоящее время предложение снижается сильнее спроса), сбалансировать изменение относительных цен, предприятиям найти новую бизнес-модель, наладить хозяйственные связи с новыми поставщиками и рынками сбыта [2. С. 12].

Цель данной статьи - показать, что в условиях новых западных санкций главной отраслью преобразований в российской промышленности должно стать станкостроение на новой технологической основе, определяющее состояние развития всех отраслей российской экономики.

Для раскрытия указанной цели авторами в статье был проведен анализ машиностроительной отрасли РФ и рассмотрена стратегия ее развития на период до 2035 г. (секция 1); исследованы источники финансирования обрабатывающих производств российской промышленности (секция 2); показано текущее состояние развития производств обрабатывающей промышленности в российской экономике на январь - март 2022 г. (секция 3); проанализированы антикризисные меры Банка России в условиях новых экономических санкций (секция 4); рассмотрен пакет дополнительных мер, связанный с купированием кредитного перегрева, кредиторской и дебиторской задолженности на предприятиях российской промышленности в кратко-, средне- и долгосрочных периодах развития (секции 5, 6); в заключение сделаны выводы.

Машиностроительная отрасль и стратегия ее развития

Основой адаптации российской экономики в условиях санкций должны стать преобразования в обрабатывающей промышленности, связанные с массовым обновлением материально-технической базы промышленных предприятий. При этом важно определиться не столько в темпах и характере преобразований, сколько в определении содержания приоритетов, определяющих путь модернизации обрабатывающих предприятий в качестве возрождаемой промышленной отрасли. По нашему мнению, главной отраслью преобразований в промышленности должно стать машиностроение [3, 4], и прежде всего станкостроение на новой технологической основе (представляющей высокоточное современное оборудование с электронной оснасткой), по уровню развития которого можно определить состояние технического перевооружения и потенциал функционирования всех основополагающих отраслей экономики, обеспечивающих рост производительности труда и прирост ВВП, уровень обороноспособности страны и степень материального благополучия граждан5.

В качестве примера можно привести высказывание одного из выдающихся ученых в области промышленной политики доктора экономических наук С. М. Белозеровой, которая в одной из своих статей отмечала, что «если мы даже и изобретем что-то необыкновенное, то его не на чем будет производить, нет оборудования. К примеру, нашим химикам удалось разработать керамзиты по качеству лучше, чем за рубежом, но мы их покупаем за границей. Они очень дорогие, но они лежат в основе сплавов для производства двигателей. За

3 Fitch ожидает в 2022 г. падения ВВП РФ на 8 % и роста инфляции до 18 %. URL: https://www.interfax.ru/business/830439 (дата обращения: 29.04.2022).

4 Аналитики допустили разгон инфляции в России в этом году до 22 %. URL: https://www.interfax.ru/business/837180 (дата обращения: 29.04.2022).

5 В 2010 г. академик Е. М. Примаков писал, что «на современном этапе только 9,6 % предприятий промышленности работают с использованием новых технологий и способны выпускать конкурентную продукцию на мировой рынок. Остальные выпускают продукцию на старой индустриальной основе, при этом 75 % оборудования достигло предельного возраста» [5]. Прошло одиннадцать лет, а доля предприятий промышленности, работающих с использованием новых технологий, не изменилась.

ISSN 2782-2923

рубежом есть оборудование, которое обрабатывает эти керамзитовые сплавы. Мы сделали такие сплавы лучше, дешевле, но их не на чем производить и обрабатывать, у нас нет такого оборудования» [6].

Создание материально-технической базы обрабатывающей промышленности на новой основе будет зависеть от характера преобразований, нацеленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, снижение зависимости от импорта сырья, материалов и комплектующих, повышение доли продукции машиностроительного комплекса в структуре российского экспорта, снижения доли материало-и энергоемкости российского производства, повышение уровня инженерных и производственных кадров, а также создание высокого качества правовой, технологической и организационной инфраструктуры [7].

В условиях цифровой экономики машиностроительные компании должны активно включаться в цифровую трансформацию своих бизнес-моделей, связанную с внедрением интернета вещей, цифровым проектированием и моделированием, квантовыми технологиями, технологиями распределенных реестров и больших данных, робототехникой, технологиями аддитивного производства (3О-печать), облачными технологиями, искусственным интеллектом, машинным обучением, голосовыми интерфейсами и суперкомпьютерными технологиями [8]. При этом данный процесс трансформации не должен ограничиваться только внедрением новых технологий в производство, он должен быть также активно связан с переходом к платформенным и сетевым моделям ведения бизнеса, с кардинальной перестройкой производственных и управленческих процессов, созданием новых стоимостных цепочек и логистических маршрутов поставок.

Поскольку в условиях нынешних санкций нет экономических стимулов для полномасштабной модернизации промышленности снизу, то предлагается решение системной задачи модернизации отраслей обрабатывающей промышленности осуществлять при финансовой поддержке государства на всех уровнях управления: муниципальном, региональном и федеральном. История развития мировой и российской промышленности свидетельствует в пользу такого вывода, а именно в условиях макроэкономической нестабильности без помощи государства сам по себе машиностроительный сектор не в состоянии стать системным драйвером экономического роста. Но таким драйвером машиностроительный комплекс может стать только при одном условии - наличии и реализации в стране долгосрочной государственной стратегии промышленного развития, в которой определялись бы как приоритеты в проведении модернизации отраслей, так и меры, обеспечивающие высокую степень вовлеченности в эту стратегию промышленных предприятий.

В сентябре 2013 г. со сроком реализации до 2024 г. в РФ впервые появилась системная госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - ГП-16, госпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328. Целью этой госпрограммы стало формирование в гражданских отраслях промышленности РФ глобально конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития6. В дальнейшем в ПГ-16 вносились изменения, касающиеся приведения государственной программы в соответствие с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 г. и на период до 2035 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р (далее - Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности) и «Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2019 г. № 903 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30 мая 2020 г. № 796).

Наличие этих госпрограмм позволило, несмотря на экономические санкции и неблагоприятную динамику макроэкономических показателей, сохранить начиная с 2014 г. в обрабатывающих производствах России умеренный опережающий темп роста промышленного производства на уровне примерно 2,5 % ежегодно

6 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». ГП-16. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/ gp-2022/ГП-16%20развитие%20промышленности.pdf (дата обращения: 29.04.2022).

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

и формировать около 14 % валовой добавленной стоимости. При этом обрабатывающиеся производства в этот период на основе своих технологий фактически заново стали заниматься воссозданием таких отраслей промышленности, как автомобилестроение, транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, тяжелое машиностроение, металлургия, промышленность строительных материалов, гражданское авиастроение, фармацевтическая и медицинская промышленность7.

В условиях нарастания беспрецедентных экономических санкций российский бизнес вынужден открывать и развивать новые производства на собственной технологической и ресурсной базе, перестраивать свои логистические маршруты, осуществлять поиск заменителей товаров промежуточной продукции в производственных цепочках, изменять ассортимент доступных товаров, потребительских привычек и предпочтений, проводить ребалансировку в первую очередь производств обрабатывающей промышленности, где возможно активное импортозамещение [9-11], а также создание в экономике отраслевых инновационных платформ [12-14] для эффективного взаимодействия инженерно-конструкторских разработок, новых бизнес-моделей предприятий и финансов государства.

Источники финансирования обрабатывающих производств

Конечно, объем и скорость преобразований во всех отраслях промышленности будут зависеть от реального финансирования производств обрабатывающей промышленности. Помимо Фонда развития промышленности (с региональными подразделениями), связанного с целевым и льготным финансированием проектов (по ставкам 1-3 % годовых до семи лет в объеме от 5 млн до 2 млрд руб.), направленных на стимулирование притока прямых инвестиций в промышленность и проведения системной модернизации производства8, целесообразно использовать все имеющиеся традиционные финансовые инструменты стимулирования развития промышленности: средства бюджетной системы, налоговые льготы, таможенные тарифы, льготные кредиты, бюджетные кредиты, дотации, субсидии, государственные инвестиции, а также регуляторные механизмы по сдерживанию оттока частных капиталов за рубеж.

Например, финансовое обеспечение ГП-16 в 2019-2023 гг. предполагает выделить дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета и юридических лиц в следующем размере: 2019 г. - планировалось 463,2 млрд руб., а выделено 418,7 млрд руб. (357,8 - федеральный бюджет); 2020 г. - утверждено 484,5 млрд руб. (федеральный бюджет); 2021 г. - 478,2 млрд руб. (федеральный бюджет); 2022 г. - 550,9 млрд руб. (федеральный бюджет); 2023 г. - 568,0 млрд руб. (федеральный бюджет). При этом средства, выделяемые из бюджета, по нашему мнению, распределены неэффективно, они не связаны с производством оборудования, определяющего состояние технического перевооружения и потенциал функционирования всех основополагающих отраслей экономики страны. Так, например, в 2019 г. из девяти подпрограмм, входящих в ГП-16, основная статья расходов (например, 78 %) приходилась на подпрограмму 1 «Развитие транспортного и специального машиностроения», а на подпрограмму 5 «Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности» - только 12,5 %9.

Инвестиционная и финансовая политика, запланированная в рамках Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности, предусматривает стимулирование инвестиционной активности и обеспечение доступности ресурсов, а также снижение кредитной нагрузки на бизнес, в том числе за счет снижения процентных ставок по кредитам, и особенно долгосрочным, так как никакие новации под высокие проценты никогда быстро не окупаются. Но без инноваций производства не развиваются, консервируются, так как технологическая база остается прежней, неизменной, построенной, как правило, на низкой цене труда.

7 Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 г. и на период до 2035 г. С. 2-3. URL: https://docs.cntd.ru/document/565066326 (дата обращения: 29.04.2022).

8 Фонд развития промышленности. URL: https://frprf.ru/o-fonde/(дата обращения: 30.04.2022).

9 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». ГП-16. С. 3-4. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/ budget/gp-2022/Ш-16%20развитие%20промышленности.pdf (дата обращения: 29.04.2022).

ISSN 2782-2923

Для стимулирования процесса модернизации предприятий обрабатывающей промышленности в Стратегии были заложены следующие мероприятия и механизмы инвестиционной и финансовой политики: налоговые льготы (включая инвестиционные налоговые вычеты и налоговые кредиты); снижение регуляторной нагрузки и ослабление административного давления на бизнес; расширение практики льготного кредитования инвестиционных проектов, заказчиков, поддержка лизинга, оборотного капитала и НИОКР; развитие альтернативных способов финансирования промышленности (облигации, вхождение в основной капитал); субсидирование расходов потребителей на закупку и поставку отдельных видов продукции; содействие обновлению как средств производства, так и потребительских товаров (утилизационные механизмы и система «трейд-ин»)10.

Данные мероприятия и механизмы, связанные с поддержкой модернизации предприятий обрабатывающей промышленности, должны, по мнению Правительства РФ, обеспечить выполнение запланированных по годам целевых показателей (интегральных индикаторов) в следующих пропорциях:

- индекс производства обрабатывающей промышленности в процентах к базовому 2019 г. (в 2021 г. -на уровне 99,8 %, 2024 г. - 116,8 %, 2035 г. - 192,5 %);

- индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, в процентах к базовому 2019 г. (в 2021 г. - на уровне 100 %, 2024 г. - 125,0 %, 2035 г. - 280,0 %);

- соотношение инвестиций в основной капитал и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств (в 2021 г. - на уровне 21,0 %, 2024 г. - 25 %, 2035 г. - 27 %);

- внутренние затраты на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности (в 2021 г. -на уровне 565 млрд руб., 2024 г. - 740 млрд руб., 2035 г. - 1270 млрд руб.);

- объем экспорта продукции машиностроения (в 2021 г. - на уровне 43 млрд руб., 2024 г. - 60 млрд руб., 2035 г. - 95 млрд руб.)11.

Реализация мероприятий и механизмов Правительства РФ позволила на 1 апреля 2022 г. увеличить оборот организаций обрабатывающей промышленности страны против аналогичного периода прошлого года на 140 %, доведя этот оборот до 6 951 млрд руб., а объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций обрабатывающей промышленности соответственно - на 135,2 % и до 6 213,1 млрд руб. Совокупное сальдо прибыли, полученное всеми организациями обрабатывающей промышленности за январь - февраль текущего года, было положительное и составляло 1 171,0 млрд руб. Оно складывалось из чистой прибыли на 1 510,6 млрд руб., генерируемой прибыльными организациями (их доля 68,6 %) обрабатывающей промышленности и чистыми убытками на 339,6 млрд руб., приходящимися на убыточные организации (31,4 %) этой промышленности [15. С. 17-18, 143-144].

Однако рост оборота организаций обрабатывающей промышленности в I квартале 2022 г. происходил в основном за счет производства химических веществ и химических продуктов (170,3 %), производства кокса и нефтепродуктов (165,5 %) и производства текстильных изделий (155,4 %); рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций обрабатывающей промышленности - за счет производства химических веществ и химических продуктов (164,4 %), производства кокса и нефтепродуктов (153,0 %) и производства прочей неметаллической продукции (142,0 %); основной прирост в совокупное сальдо прибыли, полученное всеми организациями обрабатывающей промышленности за январь - февраль текущего года, обеспечивался за счет сальдо прибыли производства кокса и нефтепродуктов (331,3 млрд руб.), производства химических веществ и химических продуктов (304,2 млрд руб.) и металлургического производства (182,7 млрд руб.) [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 г. и на период до 2035 г. С. 15-16, 18. URL: https://docs.cntd.ru/document/565066326 (дата обращения: 29.04.2022).

11 Там же. Приложение 1. С. 1-3.

Состояние развития производств обрабатывающей промышленности

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

На машиностроительные производства, являющиеся локомотивом всей обрабатывающей промышленности и определяющие состояние технического перевооружения всех отраслей российской экономики, на 1 апреля 2022 г. приходилось значительно меньше прироста по анализируемым выше показателям. К таким производствам, по нашему мнению, следует относить производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство электрического оборудования, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, а также производство прочих транспортных средств и оборудования. Так, по показателю оборота организаций обрабатывающей промышленности, прирост колебался от 105,0 до 122,6 % (табл. 1), по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций обрабатывающей промышленности, прирост находился в диапазоне от 114,3 до 125,4 % (табл. 2), а сальдо прибыли было небольшим, оно колебалось от 5,6 до 22,6 млрд руб. Причем доля убыточных организаций этих производств была выше среднестатистической доли в целом по всем производствам обрабатывающей промышленности (табл. 3).

Таблица 1

Оборот организаций обрабатывающей промышленности РФ, I квартал 2022 г. Table 1. Turnover of the Russian processing industry, I quarter of 2022

Производства / Industries Март 2022 г., млрд руб. / March 2022, bln rubles В % к / % to I квартал 2022 г. в % к I кварталу 2021 г. / I quarter of 2022 in % to I quarter 2021

марту 2021 г. / March 2021 февралю 2022 г. / February 2022

Обрабатывающие производства, всего / Processing industries, total 6 951,0 137,0 121,0 140,0

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий / production of computers, electronic and optical goods 128,3 88,3 126,9 105,0

- производство электрического оборудования / production of electric equipment 132,0 115,5 119,5 122,6

- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки / production of machines and equipment not included into other groups 179,8 119,0 130,3 120,3

- производство прочих транспортных средств и оборудования / production of other vehicles and equipment 190,5 102,2 164,4 111,9

Источник: построено на основе [15. С. 17]. Source: based on [15. P. 17].

Таблица 2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций обрабатывающей промышленности РФ Table 2. Volume of shipped goods of own production, works and services executed by the Russian processing industry enterprises

Производства / Industries Март 2022 г., млрд руб. / March 2022, bln rubles В % к / % to I квартал 2022 г. в % к I кварталу 2021 г. / I quarter of 2022 in % to I quarter 2021

марту 2021 г. / March 2021 февралю 2022 г. / February 2022

Обрабатывающие производства, всего / Processing industries, total 6 213,1 131,2 119,6 135,2

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий / production of computers, electronic and optical goods 120,9 111,1 134,8 114,3

m

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Окончание табл. 2 / End of the Table 2

Производства / Industries Март 2022 г., млрд руб. / March 2022, bln rubles В % к / % to I квартал 2022 г. в % к I кварталу 2021 г. / I quarter of 2022 in % to I quarter 2021

марту 2021 г. / March 2021 февралю 2022 г. / February 2022

- производство электрического оборудования / production of electric equipment 119,9 118,3 118,7 125,4

- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки / production of machines and equipment not included into other groups 157,9 119,0 133,8 121,2

- производство прочих транспортных средств и оборудования / production of other vehicles and equipment 172,2 109,8 161,7 116,3

Источник: построено на основе [15. С. 28]. Source: based on [15. P. 28].

Таблица 3

Финансовые результаты деятельности организаций обрабатывающей промышленности РФ,

январь - февраль 2022 г. Table 3. Financial results of the Russian processing industry enterprises, January - February 2022

Производства / Industries Сальдо прибылей и убытков (-) / Profit and loss balance (-) Сумма прибыли, млрд руб. / Sum of profit, bln rubles Доля прибыльных организаций в общем числе организаций, % / Share of profitable enterprises in the overall number of enterprises, % Сумма убытков, млрд руб. / Sum of loss, bln rubles Доля убыточных организаций в общем числе организаций, % / Share of loss-making enterprises in the overall number of enterprises, %

млрд руб. / bln rubles в % к январю -февралю 2021 г. / % to January -February 2021

Обрабатывающие производства, всего / Processing industries, total 1 171,0 154,7 1 510,6 68,6 339,6 31,4

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий / production of computers, electronic and optical goods 14,3 в 2,9 р. 21,9 65,5 7,6 34,5

- производство электрического оборудования / production of electric equipment 5,6 155,4 11,5 64,7 5,9 35,3

- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки / production of machines and equipment not included into other groups 22,3 в 3,5 р. 36,2 67,9 13,9 32,1

- производство прочих транспортных средств и оборудования / production of other vehicles and equipment 22,6 53,3 52,9 30,7 47,1

Источник: построено на основе [15. С. 143]. Source: based on [15. Р. 143].

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Таким образом, анализ государственной поддержки машиностроительных производств, с которыми связывается процесс модернизации предприятий обрабатывающей промышленности, не позволяет утверждать, что обрабатывающая промышленность в 2024 г. (когда, по оценкам Банка России, российская экономика войдет в фазу стабилизации и нового состояния равновесия) приобретет новое качество. В основе такого предположения, по мнению некоторых экспертов, находится ограниченность мер господдержки, которые, несмотря на заявленные цели, на деле не обеспечивают фундаментальной трансформации машиностроительных производств, их модернизации, технологического перевооружения, повышения гибкости и эффективности [7]. Более того, в условиях новых санкций, скорее всего, потребуется более масштабная финансовая, регуляторная и организационная поддержка машиностроительных производств не только со стороны Правительства РФ, но и самого Банка России.

Меры Банка России в условиях новых экономических санкций

В условиях новых антироссийских экономических санкций меры, принятые Банком России, являются, как правило, краткосрочными, чтобы быстро купировать финансовые риски (кредитный, процентный, валютный и риск ликвидности), негативно влияющие на производственную и финансовую устойчивость предприятий обрабатывающей промышленности.

Монетарная политика

Ключевая ставка. 28 февраля, 18 марта 2022 г. Банк России установил ключевую ставку на уровне 20 %, 11 апреля она была снижена до 17 %, 4 мая - до 14 %, а 27 мая - до 11 % годовых. При этом регулятор допускает дальнейшее ее снижение. Одновременно Банк России отказался от прежней политики безынфляционного вхождения российской обрабатывающей промышленности «в фазу масштабной структурной перестройки». Теперь на ближайшие два года политика Банка России - это политика контролируемого инфляционного вхождения российской обрабатывающей промышленности в фазу структурной трансформации, перестройку технологических процессов, поиска для предприятий промышленности других моделей бизнеса, новых поставщиков, иных рынков сбыта и подстройку рынка труда.

Кризис ликвидности

Кризис ликвидности на финансовом рынке преодолен за счет:

- проведения аукционов РЕПО «тонкой настройки» в объеме 3 трлн руб. на срок один рабочий день;

- предоставления 675 млрд руб. на программы стимулирования кредитования МСП (под оборотные кредиты и инвестиционные кредиты);

- расширения списка ценных бумаг, входящих в ломбардный список Банка России (для рынка МБК и операций РЕПО);

- организации кредитных договоров с заемщиками по плавающей процентной ставке.

Конверсионные операции

Для снижения на финансовом рынке валютных рисков Банк России установил:

- конвертация поступающей на счет резидента валюту в рубли и зачисление на рублевый счет по принудительному курсу;

- ограничение на перевод иностранной валюты для юридических лиц (при отсутствии ограничений для импорта и отдельных случаев, относящихся к компетенции Правительства РФ);

- введение обязательной продажи 80 % суммы экспортной выручки резидентов - участников внешнеэкономической деятельности в иностранной валюте12. С 23 мая размер обязательной продажи иностранной

12 29 апреля т. г. Банк России заявил, что несырьевых экспортеров необходимо полностью освободить от какой-либо продажи валютной выручки. Более того, если российская компания продает что-то за рубежом в валюте дружественных стран, то ее тоже стоит освободить от необходимости продажи выручки. И точно так же предлагается поступить с предприятиями, которые направляют полученную от экспорта валюту на импорт. URL: https://www.interfax.ru/business/838741 (дата обращения: 30.04.2022).

ISSN 2782-2923

валюты снижен до 50 %. Более того, начиная с 19 апреля 2022 г. все экспортеры получили право осуществлять обязательную продажу иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках, не позднее 60 рабочих дней со дня ее зачисления на транзитные валютные счета в уполномоченных банках;

- расширение временного диапазона расчета курса (с 10:00 до 16:30, а с 25 апреля он снижен с 10:00 до 15:30).

Дедолларизация

Для снижения долларизации балансов организаций российской промышленности Банк России установил:

- перевод оплаты поставок российского газа на экспорт в «недружественные» страны с доллара и евро в российские рубли;

- запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами, а также на вывод ими валюты из российской финансовой системы.

- Уход шести зарубежных банков с «дочками» из России (совокупные активы этих банков на 1 февраля превышали 5,6 трлн руб., депозиты домашних хозяйств - 1,67 трлн руб., а объем кредитов, выданных домашним хозяйствам, - 1,4 трлн руб. (общие активы банковского сектора РФ - 122 трлн руб., депозиты домашних хозяйств - 34,2 трлн руб., а кредиты, выданные домашним хозяйствам, - 25,3 трлн руб.);

- перевод обязательств покинувших Россию иностранных банков (Goldman Sachs стал первым глобальным банком в этом процессе) в другие кредитные организации РФ;

- введение нового института - «внешняя администрация по управлению организацией» (ВЭБ.РФ и АСВ);

- реструктуризация кредитов, связанных с синдицированными кредитами банков-нерезидентов, покинувших РФ;

- реструктуризация кредитов и кредитные каникулы внутри банковского сектора РФ (сейчас российские банки по собственной инициативе реструктурировали уже 170 тыс. кредитов своих заемщиков);

- роспуск примерно на 900 млрд руб. макропруденциальных буферов, накопленных российскими банками;

- запуск программы льготного кредитования ипотеки на сумму до 2 трлн руб.;

- субсидирование процентной ставки для юридических лиц - резидентов российской промышленности.

Операции на фондовом рынке

- Закрытие торгов на фондовом, срочном рынке и рынке производных финансовых инструментов (с 28 февраля) на Московской бирже (с 28 марта запрет снят). Переход Банка России на режим торгов в ручном управлении (введение дискретных аукционов, расширение времени торговых сессий, недопущение цены торгов (ОФЗ) ниже определенного порога);

- введение комиссии (сначала 30 %, затем 12 % и с 8 апреля - комиссия отмена) на покупку валюты через брокеров на Московской бирже;

- начиная с 21 марта запуск программы количественных послаблений (Банк России как регулятор начал покупать ОФЗ в целях снижения волатильности и сбалансированности ликвидности на финансовых рынках);

- запрет коротких продаж по акциям 33 российских компаний (входящих в индекс Московской биржи, IMOEX) и в валюте. Но с 1 июня текущего года был снят запрет на короткие продажи, в том числе на продажу ценных бумаг (биржевые и внебиржевые сделки (шорт) и на маржинальные сделки с иностранной валютой на бирже (лонг/шорт);

- с 13 мая Банком России введены временные послабления в отношении соблюдения банками лимитов открытых валютных позиций в долларах США и (или) евро при условии их разнонаправленности и наличии достаточной взаимной компенсации указанных позиций (наибольшая позиция в рублевом эквиваленте не должна превышать наименьшую более чем на 10 %);

- зафиксирован курс иностранной валюты для расчета так называемый тонкой капитализации.

Финансовая стабильность

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Обязательные резервные требования

- С 1 апреля 2022 г. Банк России снизил обязательные резервные требования и коэффициенты для расчета резервируемых обязательств для всех кредитных организаций. Однако уже с 29 апреля т. г. регулятор повысил до 4 % нормативы обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств в иностранной валюте для банков с базовой лицензией и банков с универсальной лицензией.

Капитал банка

- Рассматривается возможность наращивания капитала КБ за счет государства (так называемая фискальная докапитализация) и частных собственников, чтобы норматив достаточности капитала (Н1.0) для системно значимых кредитных организаций не был ниже 11,5 и 12,5 % - для всех других кредитных организаций13;

- в апреле 2022 г. Банк России вложил 750 млрд руб. в капитал Российской национальной перестраховочной компании.

Платежная система

Розничные операторы платежных систем

- Введение российских платежных систем, таких как GazpromPay (ГПБ), «Ютопеу» Сбера, Yandex Pay от Яндекса, Mir Pay вместо глобальных операторов платежных систем MasterCard и Visa, Apple Pay и Google Pay, ушедших с российского рынка.

СБП

- В рамках платного сервиса Системы быстрых платежей (СБП) был повышен лимит одной платежной операции с 600 тыс. до 1 млн руб. 20 апреля 2022 г. Банк России на два года продлил обнуление комиссии для банков в СБП для переводов средств граждан друг другу. Бизнес тоже активно использует эту систему, количество операций выросло за последние полгода в 6,5 раза.

SWIFT

- Расширение операций системы межбанковских расчетов на СПФС на ЕАЭС и другие страны (внутри страны около 300 банков пользуются СПФС Банка России, общий объем транзакций внутри РФ не превышает 23 % от суммы всех переводов). В настоящее время к СПФС присоединились 52 иностранных организации из 12 стран. Поэтому значительная часть валютных платежей внутри страны по-прежнему пока проходит через систему SWIFT.

Предложения для Банка России в условиях новых антироссийских санкций

Предварительные оценки макроэкономических эффектов, представленные в среднесрочном прогнозе Банка России свидетельствуют о том, что в 2022 г. российская экономика может столкнуться со следующими макроэкономическими рисками: глубоким спадом ВВП (от 8,0 до 10,0 %) по итогам года), стремительным взлетом инфляции в среднем за год (от 18,2 до 20,9 %), обвалом рубля (от 85 до 110 руб. за долл.), ощутимым ростом безработицы (до 6,9 %), резким сокращением валового накопления (от 30,5 до 34,5 %) и расходов на конечное потребление домашних хозяйств (от 8,5 до 10,5 %), серьезным ограничением импорта (от 32,5 до 36,5 %) и экспорта (от 17,0 до 21,0 %), а также затруднением международных расчетов и внешнеэкономической деятельности в целом14 [1. С. 7].

13 В настоящее время капитал банковского сектора с учетом разных буферов и макронадбавок оценивается на уровне 7 трлн руб., что, по оценкам Банка России, способно покрыть 10 % потерь по кредитам всего банковского сектора.

14 Макроэкономический опрос Банка России. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/ (дата обращения: 01.05.2022). Уровень «выпадающих» доходов бюджета, по оценкам первого вице-премьера Андрея Белоусова, может составить около 9 трлн руб., а неопределенность глубины среднесрочных шоков спроса и предложения будет способствовать запаздыванию мер стимулирования структурной трансформации российской экономики.

ISSN 2782-2923

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В такой ситуации на период перестройки российской экономики Банку России целесообразно внести некоторые изменения в целевые мандаты своей деятельности, суть которых, по нашему мнению, можно свести к следующим положениям:

- во-первых, целевым режимом денежно-кредитной политики Банка России примерно до 2030 г. должен стать режим таргетирования номинального ВВП;

- во-вторых, платежи за экспортную продукцию осуществлять в рублях, привязанных к целевой цене на золото в качестве стандарта (единицы) ценности;

- в-третьих, минимизировать и купировать риски проинфляционных факторов, сдерживающих обеспечение устойчивости финансового рынка, за счет создания Банка плохих долгов.

Таргетирование номинального ВВП

Впервые интерес к режиму таргетирования номинального ВВП появился в период запуска ФРС США и Банком Англии монетарных экспериментов в начале 1980-х гг. Этот режим рассматривался макроэкономистами в качестве альтернативы таргетированию денежных агрегатов. Вновь интерес к режиму таргетирова-ния номинального ВВП возник уже после финансового кризиса 2008 г., когда ведущие центральные банки в условиях околонулевых процентных ставок денежного рынка стали искать альтернативные инструменты для стабилизации своей монетарной политики. При этом они де-факто стали уделять меньше внимания достижения уроня целевой инфляции, а больше сосредоточились на операциях с балансом центрального банка, корреляции инфляционных ожиданий, разрывах выпуска и связях с фазами бизнес-цикла [16. С. 10-12].

Главной целью режима таргетирования номинального ВВП являлось достижение целевого значения уровня номинального ВВП, которое должно соответствовать долгосрочному тренду по инфляции и долгосрочному тренду по уровню реального ВВП. Иначе, при таргетировании номинального ВВП центральные банки должны были одновременно контролировать темпы инфляции и объем реального выпуска. Но в отличие от таргетирования инфляции, таргетирование номинального ВВП допускает повышение инфляции в краткосрочном периоде, чтобы не допустить сильных отклонений фактического выпуска от объявленного номинального. В противном случае предложение будет снижаться быстрее спроса, что спровоцирует рост инфляционных ожиданий за счет растущих издержек компаний. В этих условиях необходимо стимулировать предложение за счет роста расходов (государственных и частных), снижения процентных ставок на денежном и кредитном рынках с целью стимулирования структурной перестройки экономики, технологического перевооружения, роста инвестиций, кредитования, повышения уровня занятости и создания новых рабочих мест [17].

Более высокая инфляция (которая может оказаться выше долгосрочной в течение некоторого периода времени) и более высокие темпы роста необходимы для того, чтобы быстрей достичь уровня номинального ВВП. Но далее, по мере приближения к цели (при достижении запланированного уровня номинального ВВП), центральный банк должен начать постепенное ужесточение монетарной политики (в частности, запустить цикл повышения процентных ставок), чтобы достигнуть уровня инфляции, соответствующего долгосрочному тренду уровня цен. Иначе говоря, при таргетировании номинального ВВП всегда присутствует балансировка между инфляцией и объемом фактического выпуска, но эта балансировка регулируется не уровнем инфляции в краткосрочном периоде, а индексом цен производителей или номинальный уровень ВВП [18].

Поэтому в условиях структурной трансформации обрабатывающей промышленности РФ целевым режимом монетарной политики Банка России должен стать режим таргетирования номинального ВВП, а целевым операционным инструментом - не индекс потребительских цен, а индекс цен производителей или дефлятор ВВП. Ключевая процентная ставка должна стать не столько межбанковской ставкой для обслуживания взаимных расчетов в платежной системе Банка России, сколько ставкой, которая бы без значительного процентного гэпа была бы прочно привязана к структурной перестройке экономики, потребительскому и промышленному кредитованию, иначе говоря, стала бы по-настоящему основным операционным инструментом монетарной политики центрального банка [19].

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Одновременно в этих условиях Банк России должен модернизировать свои комплексные прогнозные модели и внести в их архитектуру ряд изменений и дополнений. В частности, внести показатели денежной и товарной массы, включить в систему уравнений кривую LM (Liquidity - Money) и исключить из макроэкономических переменных индекс импортных цен. Это позволит хозяйствующим субъектам в условиях, например, падения уровня номинальных цен ВВП наращивать текущие расходы, а Банку России в условиях переходного периода не реагировать на рост предложения повышением ключевой процентной ставки [20].

Иными словами, таргетирование номинального ВВП позволит Банку России поставить на якорь не только инфляционные ожидания (сначала производителей, а затем и потребителей), но и создать необходимые и достаточные условия для осуществления структурных преобразований в обрабатывающей промышленности в пределах нового целевого таргета - дефлятора ВВП. В среднесрочной перспективе такой целевой режим приведет к тому, что монетарная политика Банка России станет играть не пассивную, а более активную роль амортизатора внешних шоков, не являясь просто «встроенным катализатором», моментально реагирующим на любые изменения денежного или кредитного предложения [19].

Российский рубль как региональная валюта

Неспособность центральных банков взять под контроль инфляцию, особенно на фоне введения новых санкций, оптимизации затрат, поиска заменителей товаров промежуточной продукции, развития компенсирующих технологий, новых потребительских привычек и предпочтений, разрыва торговых цепочек и перестройки рынка труда, становится сегодня глобальной проблемой [21]. В МВФ заговорили об опасности «фрагментации мировой экономики на геополитические блоки» с различными торговыми и технологическими стандартами, платежными системами и резервными валютами15. В этих условиях процесс интернационализации национальных валют приобретает актуальное значение [22-25].

Для интернационализации российского рубля и становления его в качестве региональной валюты сначала в границах ЕАЭС, а затем и на более расширенном территориальном и финансовом пространстве имеются все основания. Монетарное золото, находящееся в резервах Банка России и хранящееся на территории РФ, на начало 2022 г. составляло 2 248 тонн, или 131,5 млрд долларов США [2. С. 121, 123]. Оно может быть использовано в качестве обеспечения (покрытия) национальной валюты страны, что позволит переводить внешнеторговые расчеты РФ со своими торговыми партнерами (за природный газ, нефть, металлы и другую продукцию) на рубли с сохранением некоторых валютных ограничений по капитальным операциям в течение определенного периода времени (например, до 2030 г.).

Золотой рубль, по нашему мнению, уже в среднесрочной перспективе способен снизить процентные ставки на денежном рынке, повысить спрос на российские активы, стабилизировать монетарную политику, ограничить зависимость от иностранного капитала и поиска дополнительного фондирования в иностранной валюте, минимизировать валютные и кредитные риски, повысить эффективность использования частных инвестиций и внутренних сбережений, а также увеличить внешний спрос на российские промышленные и финансовые активы.

Интернационализацию рубля необходимо начинать с реформирования денежной системы РФ, привязки рубля как счетной единицы к рынку монетарного золота, используя целевую цену на золото в качестве регулятора монетарной политики Банка России. При таком режиме, как отмечал еще в 1993 г. Вейн Д. Энджелл (Wayne Angell), «рост массы денег в обращении будет сдерживаться до тех пор, пока цена золота не превысит некую установленную величину, и темп ее прироста будет поставлен в зависимость от рыночной цены золота. Такой подход обеспечит ту же стабильность общего уровня цен, что и золотой стандарт, но не будет обычной для действительного золотого стандарта жесткости, поскольку при угрозе сжатия экономической активности можно будет игнорировать целевую цену золота» [26], а значит, не вводить какие-либо капитальные и/или монетарные ограничения.

15 Невидимый Бреттон-Вудс: почему мировая экономика нуждается в новых правилах. URL: https://www.forbes.ru/ mneniya/464691-nevidimyj-bretton-vuds-pocemu-mirovaa-ekonomika-nuzdaetsa-v-novyh-pravilah (дата обращения: 06.05.2022).

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Банк плохих долгов

Стремительный рост «плохих долгов» в период действия западных санкций может стать очень серьезной проблемой для российской экономики и модернизации обрабатывающей промышленности в частности. Плохие долги - это просроченная задолженность, связанная с ростом кредиторской и дебиторской задолженности, кредитными каникулами, отсрочкой платежей, реструктуризацией банковских кредитов и займов, программами льготного и беззалогового кредитования, использованием за счет прибыли накопленных под плохие долги резервов и запасов капитала, послаблениями по обязательным нормативам и регуляторным требованиям.

Для решения проблемы плохих долгов, прежде всего крупных предприятий реального сектора, требуется создание не института с целью купирования плохих долгов санируемых банков за счет бюджетных и внебюджетных средств (как это делается в настоящее время в рамках ФКБС16), а организации Банка плохих долгов, способного решить проблему просроченной задолженности и проведения дополнительной капитализации банков за счет средств, полученных в результате реструктуризации задолженности предприятий-должников и средств, полученных от стратегических инвесторов.

Именно данный институт, как свидетельствует мировой опыт, лучше всего позволяет расчистить балансы банков от убыточных кредитов плохих заемщиков и инициировать с меньшими затратами реформирование деятельности предприятий-должников реального сектора: ограничить или размыть права акционеров (собственников) банка и предприятий, списать или конвертировать любые активы (финансовые инструменты) в капитал банка (предприятия), сделать кредитную политику банка более взвешенной, а деятельность предприятий после санации более эффективной, сохраняя рабочие места в экономике и налоговую базу для бюджетной системы17.

Оптимальным вариантом Банка плохих долгов для России может стать бизнес-модель, позволяющая наращивать капитал банков и предприятий за счет привлечения стратегических инвесторов, поиска новых эффективных собственников, продажи сверхлимитных иммобилизованных активов, замещения более рисковых активов менее рисковыми, сокращения выплат дивидендов неэффективным собственникам, использования нераспределенной прибыли на приращение собственного капитала банка (предприятия), снижения операционных издержек и роста непроцентных доходов 18. При этом данная бизнес-модель «плохого банка» обязательно должна гармонично вписываться в Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 г. и на период до 2035 г. В противном случае модель развития Банка плохих долгов не будет коррелировать со структурной модернизацией производств обрабатывающей промышленности.

Кредитный перегрев предприятий обрабатывающей промышленности

Кредитный перегрев, являясь следствием продолжительного кредитного бума, как правило, может быть вызван как кредитной, так и денежной экспансией центрального банка, а также чрезмерными расходами бюджетной политикой министерства финансов и/или стремительным ростом государственных инвестиций (капитальных вложений) в реальную экономику [27, 28]. Как правило, наличие кредитного перегрева напрямую связано с размером и структурой суммарной задолженности организаций по видам экономической деятельности. Так, например, суммарная задолженность (кредиторская, задолженность по кредитам и займам) всех российских организаций, классифицируемых по видам экономической деятельности, на февраль 2022 г. превышала 168,4 трлн руб., в том числе просроченная около 4,1 трлн руб., а суммарная дебиторская задолженность была свыше 76,6 трлн руб., в том числе просроченная - 3,4 трлн руб. [15. С. 147].

16 ФКБС (Фонд консолидации банковского сектора) был создан в 2017 г. на базе Банка России с целью финансового оздоровления несостоятельных банков. Банк России через свою Управляющую компанию (УК) покупал паи (акции) банков для Фонда, за счет чего формировался денежный капитал ФКБС. По состоянию на 01.01.2022 объем вложений средств ФКБС, направленных на санацию кредитных организаций, составил 2 273,6 млрд руб., в том числе на приобретение акций - 688,3 млрд руб. и на предоставление денежных средств в депозиты - 1 583,3 млрд руб.

17 В частности, это отражено в рекомендациях Банка международных расчетов (BIS) по работе со слабыми банками [4].

18 Banks and capital requirements: channels of adjustment. 2014.

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Результаты последних международных исследований показывают, что если показатель кредитной глубины (отношение выданных кредитов к ВВП) в странах с формирующимися рынками (куда относится РФ) приближается к 60 %, а годовые темпы роста совокупного кредита - к 25 %, то такие кредитные бумы обязательно заканчиваются финансовыми (банковскими) кризисами [29]. Данные индикаторы кредитной глубины свидетельствуют, что в российской экономике в настоящее время наблюдаются все признаки кредитного перегрева. Так, в марте 2022 г. кредитная глубина банковского сектора России в абсолютном выражении составила 62,0 %, увеличившись против марта 2020 г. на 7,2 п. п. [30. С. 5]. При годовых темпах роста совокупного кредита в 2021 г. на уровне 18,3 % особое беспокойство вызывали темпы роста ипотечного портфеля, который за прошлый год увеличился более чем на 30 % (в 2020 г. - примерно на 25 %), а также темпы роста необеспеченных потребительских ссуд, выросших с 8,8 % в 2020 г. до 20,1 % в 2021 г. [2. С. 58].

Создание материально-технической базы обрабатывающей промышленности должно строиться на новой инновационной основе станкостроения (представляющего высокоточное современное оборудование с электронной оснасткой), по уровню развития которого можно определить современное состояние технического перевооружения и потенциал функционирования всех базовых отраслей российской экономики. При этом определяющим фактором такого выбора является низкая кредиторская и дебиторская задолженность ключевых производств машиностроительного комплекса (табл. 4-6).

Таблица 4

Просроченная кредиторская задолженность организаций промышленности РФ (в феврале 2022 г.) Table 4. Overdue accounts payable of the Russian industrial organizations (February 2022)

Производства / Industries Количество организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, единиц / Number of organizations having an overdue accounts payable, units Просроченная кредиторская задолженность, млрд руб. / Overdue accounts payable, bln rubles Из нее / Including

поставщикам / to suppliers в бюджеты всех уровней / to budgets of all levels по платежам в государственные внебюджетные фонды / payments to state non-budget funds

Обрабатывающие производства, всего / Processing industries, total 1 287 1 279,7 775,1 15,4 9,9

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий / production of computers, electronic and optical goods 105 26,3 9,3 0,9 0,9

- производство электрического оборудования / production of electric equipment 57 6,3 4,2 0,6 0,4

- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки / production of machines and equipment not included into other groups 121 182,2 24,5 3,5 2,9

- производство прочих транспортных средств и оборудования / production of other vehicles and equipment 72 102,2 73,5 0,5 0,6

Источник: построено на основе [15. С. 148, 149]. Source: based on [15. Pp. 148, 149].

m

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Таблица 5

Просроченная задолженность по кредитам банков и займов организаций промышленности РФ (в феврале 2022 г.) Table 5. Overdue payments for bank credits and loans of the Russian industrial organizations (в February 2022)

Производства / Industries Млрд руб. / Bln rubles В % к / % to

январю 2022 г. / January 2022 Доля этой задолженности во всей просроченной задолженности по всем видам экономической деятельности / Share of this debt in the overall debt by all types of economic activity

Обрабатывающие производства, всего / Processing industries, total 147,6 102,0 35,1

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий / production of computers, electronic and optical goods 7,1 102,4 1,7

- производство электрического оборудования / production of electric equipment 0,6 92,2 0,1

- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки / production of machines and equipment not included into other groups 24,4 100,7 5,8

- производство прочих транспортных средств и оборудования / production of other vehicles and equipment 2,0 139,0 0,5

Источник: построено на основе [15. С. 152]. Source: based on [15. P. 152].

Таблица 6

Просроченная дебиторская задолженность организаций промышленности РФ (в феврале 2022 г.) Table 6. Overdue accounts receivable of the Russian industrial organizations (February 2022)

Показатели / Indicators Количество организаций, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, единиц / Number of organizations having an overdue accounts receivable, units Просроченная дебиторская задолженность, млрд руб. / Overdue accounts receivable, bln rubles Из нее покупателей / Including by buyers

Обрабатывающие производства, всего / Processing industries, total 2 881 832,3 559,2

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий / production of computers, electronic and optical goods 189 37,3 29,9

- производство электрического оборудования / production of electric equipment 137 10,7 9,1

- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки / production of machines and equipment not included into other groups 243 63,7 39,5

- производство прочих транспортных средств и оборудования / production of other vehicles and equipment 121 153,0 84,4

Источник: построено на основе [15. С. 156]. Source: based on [15. P. 156].

и

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

Так, на 1 апреля 2022 г. просроченная кредиторская задолженность в машиностроительном сегменте обрабатывающей промышленности была низкой, она колебалась от 6,3 млрд руб. в производстве электронного оборудования до 182,2 млрд руб. в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки. Еще ниже просроченная задолженность была по кредитам банков и займам (от 0,6 млрд руб. в производстве электрического оборудования до 24,4 млрд руб. в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки. Что касается просроченной дебиторской задолженности, то в этом сегменте она не самая низкая и находилась в диапазоне от 10,7 млрд руб. в производстве электрического оборудования до 153,0 млрд руб. в производстве прочих транспортных средств и оборудования.

Выводы

При выборе приоритетов государственной политики в условиях нарастающих санкций в правительстве и центральном банке должен преобладать принцип не столько изготовления продукции на экспорт, сколько производства продукции и технологий, в большей мере ориентированных на развитие внутреннего рынка. Основой развития внутреннего рынка должны стать преобразования в обрабатывающей промышленности, а главной отраслью - машиностроение (станкостроение на новой технологической основе), способное создать необходимые условия для обновления действующих предприятий всех отраслей экономики, в том числе оборонного и продовольственного комплекса страны.

При выборе приоритетов государственной политики в области развития производств обрабатывающей промышленности необходимо стимулировать производство или покупку высокотехнологичного оборудования (в том числе и за счет реэкспорта), а также учитывать пространственно-экономические особенности российских регионов (в существующих рамках более 11 часовых зон) в масштабах и темпах запланированных технологических преобразований.

Неравномерность развития российских регионов, массовое восстановление и развитие машиностроительных предприятий, в том числе в области станкостроения, требуют значительного времени. К тому же с позиций приоритетов промышленной стратегии необходимо решить вопрос, какое станкостроение будет восстанавливаться, создаваться и развиваться в нашей стране в первую очередь.

В условиях санкций и масштабной перестройки российской экономики Банку России необходимо внести существенные коррективы в свои целевые мандаты на весь переходный период структурной трансформации (по нашим оценкам, примерно до 2030 г.):

- во-первых, целевым режимом денежно-кредитной политики Банка России на весь переходный период структурной перестройки российской экономики должен стать режим таргетирования номинального ВВП;

- во-вторых, в качестве стандарта ценности (счетной единицы) рубля сделать целевую цену на монетарное золото, что позволит повысить уровень интернационализации российской валюты как во внешнеторговых оборотах, так и в системе международных расчетов в мире;

- в-третьих, минимизировать и купировать риски проинфляционных факторов, сдерживающих развитие производств обрабатывающей промышленности и обеспечивающих устойчивое развитие финансового рынка, за счет создания в стране Банка плохих долгов.

Ill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ 1ММ^

Список литературы

1. Доклад о денежно-кредитной политике. Москва: Банк России, 2022. № 2.

2. Годовой Отчет Банка России. 2021. Москва: Банк России, 2022.

3. Empirical study towards the drivers of sustainable economic growth in EU-28 countries / D. §. Armeanu, G. Vintila, §. C. Gherghina // Sustainability. 2017. Vol. 10, № 1. P. 4. DOI: https://doi.org/10.3390/su10010004

4. Давлетов И. И. Оценка состояния и развития отрасли машиностроения в России // Московский экономический журнал. 2021. № 7. С. 465-466.

5. Примаков Е. М. Вызовы времени и проблемы социально-экономического развития современной России // Эксперт. 2010. № 5. С. 8.

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

6. Белозерова С. М. О характере реиндустриализации и регулировании социальных процессов // Федерализм. 2017. № 1. С. 71-78.

7. Морева Е. Л., Бекулова С. Р. Современные вызовы управлению отраслевыми драйверами (на примере российского машиностроения) // Управленческие науки. 2020. № 4. DOI: https://doi.org/10.26794/2404-022x-2020-10-4-6-22

8. Коровкин В., Кузнецова Г. Перспективы цифровой трансформации российского машиностроения // Ars Administrandi. 2020. Vol. 12, № 2. С. 291-313. DOI: https://doi.org/10.17072/2218-9173-2020-2-291-313

9. Братченко С. А. К вопросу об управлении государственными программами (на примере государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») // Вестник Института экономики РАН. 2021. № 3. С. 88-108. DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_3_88_108

10. Роль и возможности импортозамещения в развитии отечественного турбомашиностроения / В. В. Настека, В. В. Вавилов, В. П. Голуб // Газовая промышленность. 2017. № S2 (754). С. 10-14.

11. Калинин А. М. Экспортный потенциал российской экономики: целевые ориентиры и требования к государственной политике // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 4 (175). C. 148-158.

12. Жиронкин С. А., Колотов К. А. Воспроизводственные формы политики неоиндустриального импортозамещения // Экономика и управление инновациями. - 2018. - № 4. - С. 43-54. DOI: https://doi.org/10.26730/2587-5574-2018-4-43-53

13. Башлы И. П., Чернышева Н. И. Информационная безопасность как ключевой фактор обеспечения национальных экономических интересов //Логистика в портфеле ресурсов импортозамещающей индустриализации: антикризисные стратегии роста и развития в условиях санкционных ограничений: материалы Международного научно-практического XI Южно-Российского логистического форума. 2015. С. 243-246.

14. Ковалева Т. К. Совет экономического планирования Южной Кореи как ключевой орган планирования и проведения экономических реформ: особенности организации и деятельности //Инновации и инвестиции. - 2018. - №. 8. - С. 73-76.

15. Социально-экономическое положение России: Росстат. 2022. Январь - март. Москва.

16. Таргетирование номинального ВВП в развитых странах: теория или реальная альтернатива? Сбербанк. Центр макроэкономических исследований. 2013. Февраль.

17. Bhandari P., Frankel J. Nominal GDP targeting for developing countries // Research in Economics. 2017. Vol. 71, № 3. Pp. 491-506. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rie.2017.06.001

18. Зеленева Е. С. Инфляционное таргетирование и его альтернативы в современных российских условиях // Вестник евразийской науки. 2020. Vol. 12, № 1.

19. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях дефляционных рисков / С. А. Андрюшин, И. С. Букина, А. П. Свиридов // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 5. С. 108-124.

20. Экспертное заключение на проект документа Банка России «Основные направления единой государственной денежнокредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» / С. А. Андрюшин, В. К. Бурлачков, И. Л. Кирилюк, А. А. Рубинштейн, Л. Н. Слуцкин // Банковское дело. 2019. № 10. С. 8-17.

21. Greenwood J., Hanke S. H. On Monetary Growth and Inflation in Leading Economies, 2021-2022: Relative Prices and the Overall Price Level // Journal of Applied Corporate Finance. 2021. Vol. 33, № 4. Pp. 39-51. DOI: https://doi.org/10.1111/jacf.12479

22. Андрианов В. Д. Мировая финансовая архитектура: возможные направления структурной трансформации // Общество и экономика. 2021. № 9. С. 4-21. DOI: https://doi.org/10.31857/s020736760016806-5

23. Андрианов В. Современные тренды в трансформации глобальной банковской и финансовой инфраструктуры // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1. С. 17-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Степанов Н. С. Переход на национальные и другие валюты в рамках создания новой модели развития России // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1. С. 169-174. DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.54.123

25. Хазин М., Кобяков А. Закат империи доллара и конец «Pax Americana». Москва: Рипол Классик, 2020.

26. Энджелл В. Д. Ориентированная на золото денежная политика для России // Денежная реформа в посткоммунистических странах / Д. Дорн, Р. М. Нуреев. Москва: Catallaxy, 1995. С. 243 с.

27. Levine R. Law, endowments and property rights // Journal of Economic Perspectives. 2005. Vol. 19, № 3. Pp. 61-88. DOI: https://doi.org/10.1257/089533005774357842

28. Reinhart C. M., Rogoff K. S. The aftermath of financial crises // American Economic Review. 2009. Vol. 99, № 2. Pp. 466-472. DOI: https://doi.org/10.1257/aer.99.2.466

29. Toward Operationalizing Macroprudential Policies: When to Act? / M. Srobona, J. Benes, S. Iorgova, K. Lund-Jensen et al. // Global financial stability report. Washington, DC: International Monetary Fund. 2011.

30. О развитии банковского сектора Российской Федерации в марте 2022 года. Москва: Банк России, 2022.

ISSN 2782-2923 ........................................................................................................................................................................................

References

1. Report on monetary-credit policy. (2022). Moscow, Bank Rossii. No. 2 (in Russ.).

2. Annual report of the Bank of Russia. 2021. (2022). Bank Rossii (in Russ.).

3. Armeanu, D. §., Vintilá, G., Gherghina, §. C. (2017). Empirical study towards the drivers of sustainable economic growth in EU-28 countries. Sustainability, 10 (1), 4. https://doi.org/10.3390/su10010004

4. Davletov, I. I. (2021). Assessment of the state and development of the mechanical engineering industry in Russia. Moscow journal, 7, 465-466 (in Russ.).

5. Primakov, E. M. (2010). Challenges of time and issues of social-economic development of modern Russia. Ekspert, 5, 8 (in Russ.).

6. Belozerova, S. M. (2017). On the character of reindustrialization and regulation of social processes. Federalism, 1, 71-78 (in Russ.).

7. Moreva, E. L., Bekulova, S. R. (2020). Modern challenges to the management of industry drivers (Russian mechanical engineering example). Upravlencheskie nauki = Management Sciences in Russia, 10 (4), 6-22 (in Russ.). https://doi. org/10.26794/2404-022x-2020-10-4-6-22

8. Korovkin, V. V., Kuznetsova, G. V. (2020). Prospects for digital transformation in Russian machine building industry. Ars Administrandi, 12 (2), 291-313 (in Russ.). https://doi.org/10.17072/2218-9173-2020-2-291-313

9. Bratchenko, S. A. (2021). On the issue of the administration of state programs (on the example of the State program "Development of industry and increasing its competitiveness"). The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 3, 88-108 (in Russ.). https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_3_88_108

10. Nasteka, V. V., Vavilov, V. V., Golub, V. P. (2017). Role and opportunities for import substitution in the development of the Russian turbo machine-building. Gas Industry, S2 (754), 10-14 (in Russ.).

11. Kalinin, A. M. (2019). The export potential of the Russian economy: targets and state policy requirements. Problemy Prognozirovaniya. 4 (175), 148-158 (in Russ.).

12. Zhironkin, S. A., Kolotov, K. A. (2018). Reproductive forms of neo-industrial import substitution policy. Economics and innovation management, 4, 43-54. https://doi.org/10.26730/2587-5574-2018-4-43-53

13. Bashly, I. P., Chernysheva, N. I. (2015). Information security as the key factor of ensuring national economic interests. In Logistics in the resource portfolio of import-substituting industrialization: anticrisis strategies of growth and development under sanction restrictions: works of the International scientific-practical 11th South-Russian logistics forum (pp. 243-246) (in Russ.).

14. Kovaleva, T. K. (2018). Economic planning board as key planning and economy reforming body in South Korea: organizational and functional peculiarities. Innovatsii i investitsii, 8, 73-76 (in Russ.).

15. Social-economic position of Russia: Russian Statistical Agency. (2022. January - March). Moscow (in Russ.).

16. Targeting of national GDP in developed countries: theory or real alternative? Sbebank. Center for macroeconomic research. February. 2013 (in Russ.).

17. Bhandari, P., Frankel, J. (2017). Nominal GDP targeting for developing countries. Research in Economics, 71 (3), 491-506. https://doi.org/10.1016/j.rie.2017.06.001

18. Zeleneva, E. S. (2020). Inflation targeting and its alternatives in modern Russian conditions. The Eurasian Scientific Journal, 12 (1) (in Russ.).

19. Andryushin, S. A., Bukina, I. S., Sviridov A. P. (2020). Monetary policy of the Bank of Russia in the conditions of deflationary risks. Bulletin of the IE RAS, 5, 108-124(in Russ.).

20. Andryushin, S. A., Burlachkov, V. K., Kirilyuk, I. L., Rubinshtein, A. A., Slutskin, L. N. (2019). Expert comclusion on the draft document of the Bank of Russia "Main directions of the unified state monetary-credit policy for 2020 and the period of 2021 and 2022". Bankovskoe delo, 10, 8-17 (in Russ.).

21. Greenwood, J., Hanke, S. H. (2021). On Monetary Growth and Inflation in Leading Economies, 2021-2022: Relative Prices and the Overall Price Level. Journal of Applied Corporate Finance, 33 (4), 39-51. https://doi.org/10.1111/jacf.12479

22. Andrianov, V. (2021). Global financial architecture: possible directions of structural transformation. Obshchestvo i ekonomika, 2021. No. 9, Pp. 4-21 (in Russ.). https://doi.org/10.31857/s020736760016806-5

23. Andrianov, V. (2021). Modern trends in transformation of the global banking and financial infrastructure. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya, 16-1, 17-31(in Russ.).

24. Stepanov, N. S. (2021). Switching to national and other currencies as part of creating a new model for Russia's development. Business. Education. Law, 1, 169-174 (in Russ.). https://doi.org/10.25683/V0LBI.2021.54.123

25. Khazin, M., Kobyakov, A. (2020). Decline of the dollar empire and end of "Pax Americana". Moscow, Ripol Klassik (in Russ.).

26. Endzhell, V. D. (1995). Gold-oriented monetary policy for Russia. In D. Dorn, R. M. Nureev, Monetary reform in post-Communist countries (p. 243). Moscow, Catallaxy (in Russ.).

ISSN 2782-2923

27. Levine R. (2005). Law, endowments and property rights. Journal of Economic Perspectives, 19 (3), 61-88. https://doi. org/10.1257/089533005774357842

28. Reinhart, C. M., Rogoff, K. S. (2009). The aftermath of financial crises. American Economic Review, 99 (2), 466-472. https://doi.Org/10.1257/aer.99.2.466

29. Srobona, M., Benes, J., Iorgova, S., Lund-Jensen, K., Schmieder, C., Severo, T. (2011). Toward Operationalizing Macroprudential Policies: When to Act? Global financial stability report. Washington, DC: International Monetary Fund, 2011.

30. On developing the banking sector of the Russian Federation in March 2022. Moscow, Bank Rossii, 2022 (in Russ.).

iMNMNNNNNNMNMNNNNNNMNNNNNNMNMNNNNNNMNMNNNNNNMNMNNNNNNMNMNNNNMiiiiiii^

Вклад авторов

С. А. Андрюшиным предложена идея статьи, сформулированы вопросы исследования, проведено структурирование статьи, формировался обзор литературы.

Р. А. Григорьевым произведен сбор и обобщение научной информации, формировался обзор литературы, проведена подготовка данных и финальная редактура.

The author's contribution:

S. A. Andryushin proposed the idea of the article, formulated the research questions, carried out the article structuring, and formed the literature review.

R. A. Grigoryev performed collection and summarization of the scientific information, formed the literature review, and carried out the data preparation and final editing.

Конфликт интересов: авторы являются членами редколлегии журнала Russian Journal of Economics and Law. Статья прошла рецензирование на общих основаниях.

Conflict of Interest: the authors is a members of the Editorial Board of the Russian Journal of Economics and Law. The article has been reviewed on the usual terms.

Дата поступления / Received 05.04.2022 Дата принятия в печать после доработки / Date of acceptance for publication after finalization 11.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.