ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ
МОНОГОРОДОВ
Акчурина Сабина Илдаровна, студент (e-mail: [email protected])
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва, Россия Варвус Светлана Анатольевна, к.э.н., доцент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва, Россия (e-mail: [email protected])
Данная статья посвящена проблеме обострения социально-экономического положения моногородов в России. Целью работы является изучение социально-экономического положения моногородов. В статье авторы решают такие задачи, как оценка социально-экономического положения моногородов, изучение направления государственной поддержки и анализ возможности применения политики ревитализации к развитию моногородов в России. В статье проанализированы статистические данные по моногородам России. В частности, проблема рассмотрена на примере города Тольятти. Авторами статьи предложено проведение политики ревитализации.
Ключевые слова: моногород, социально-экономические проблемы, государственная поддержка, глобализация, ревитализация, Тольятти.
В 2015 г. Россия столкнулась с падением ВВП на 3,8 %, уровень безработицы в трудоспособном возрасте - 5,4%, инфляция - 15,9% (что в 3 раза выше, чем в 2012 году) [см.: 1]. Согласно прогнозу МВФ спад экономики России в 2016 году составит около 1,5% [см.: 2]. Это связано с падением цен на нефть, слабым ростом доходов населения в России, девальвацией рубля, оттоком капитала, падением уровня жизни.
Исследования многих экономистов показали, что наиболее чувствителен к происходящим изменениям рынок труда. Возникает безработица, которая влечет за собой падение производства, снижение доходов населения не только в крупных городах с диверсифицированной экономикой, но и в моногородах с монопрофильным предприятием. В условиях глобализации в моногородах остановка градообразующего предприятия способна парализовать всю жизнедеятельность города.
Так, на начало 2016 г. в моногородах проживало 13,6 млн. чел., что соответствует сохранению значения на уровне 2014 г.[см.: 3]. При этом численность занятых в них составляет всего 5,8 млн. человек. В 84 моногородах уровень регистрируемой безработицы превысил в два и более раза среднероссийский уровень [см.: 3].
Узкая сфера занятости, ограниченные возможности маневра для потерявших работу, высокая и застойная безработица, ухудшение морально-
психологического климата, а также сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов и невозможность нормального функционирования городского хозяйства, все это - нарастающие как снежный ком проблемы монопрофильных поселений, затронутых кризисом. Согласно оценке Правительства РФ, на сегодняшний день в России 319 моногородов [см.: 3]. Не следует забывать о значимости деятельности градообразующего предприятия, ведь оно является фундаментом всего процесса развития монопрофильных населенных пунктов. Расширение масштабов участия собственников градообразующих предприятий и самих предприятий в обеспечении новых стандартов качества населения и - в широком смысле - в преобразовании окружающего пространства [см.: 4].
Актуальность данной темы обусловлена ролью процессов глобализации в развитии российского рынка труда. Поэтому в работе предпринята попытка изучения социально-экономического положения моногородов. Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
• Оценка социально-экономического положения моногородов;
• Изучение направлений государственной поддержки и оценка их эффективности;
• Применение политики ревитализации к развитию моногородов в России.
Мы не будем специально останавливаться на понятии моногородов (мнения экономистов разнятся в зависимости от подхода к анализу сущности монопрофильного предприятия). Мы будем понимать под моногородом городское поселение,тесно связанное с крупным градообразующим предприятием, которое е имеет непосредственное влияние на жизнь города. А перейдем к выявлению особенностей социально экономического положения моногородов в России.
Проблема социально-экономического положения моногородов в России появилась после распада СССР, когда многочисленные попытки властей изменить ситуацию заканчиваются плачевно. А в связи с нарастающими экономическими проблемами в стране, положение моногородов оставляет желать лучшего. По итогам последних ежегодных изменений список моногородов с крайне сложной социально-экономической ситуацией расширился до 99 [см.: 3].
Одним из наиболее ярких примеров неблагополучия моногорода является Тольятти (распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2015г. №2190-р), который по основным показателям уровня жизни претендует на звание бедного города. Среди главных проблем здесь выделяют безработицу или ее угрозу и низкий уровень оплаты труда. Если в среднем по моногородам России уровень безработицы считают высоким 47,7% жителей (рис.1), то в Тольятти этот показатель доходит до 69% [см.: 5].
Рис.1 Оценка гражданами моногородов уровня безработицы в городе,
в процентах [см.: 6].
Что касается уровня дохода, то и здесь не все гладко. Если в среднем по стране зарплата составляет 33 800 руб., то в Тольятти она почти на 6 тысяч меньше [см.: 5]. И если в среднем только 37,7% (рис.2) жителей моногородов причисляют себя к бедным, то до 59% жителей Тольятти можно отнести к категории бедных [см.: 5]. Социально-экономическое положение было бы неполным без анализа уровня здравоохранения. Почти четверть тольяттинцев не удовлетворены качеством медицинских услуг, что опять-таки выше среднероссийского уровня. Более половины считают, что нельзя получить медицинские услуги приемлемого качества бесплатно. К тому же и общий уровень здравоохранения в РФ тоже оставляет желать лучшего: так, в 2014 году коэффициент смертности составляет 13,1%, тогда как в Европейском союзе он почти вдвое ниже [см.: 4].
В Тольятти также наблюдается отрицательный миграционный поток, который пока уступает в своем размере американским городам времен деиндустриализации США (рис.3). Однако эксперты не исключают изменения ситуации в негативную сторону. Как показывает социальный опрос, 31% жителей желают покинуть город [см.: 5]. А если рассматривать возрастную категорию от 16 до 34 лет, то этот показатель вырастет до 50% жителей [см.: 5].
Ниже черты 0 2 бедности
Живу бедно
4 3
У Живу среднеобеспеченно
Живу богато
Рис.2 Оценка гражданами моногородов уровня своего материального
положения, в процентах [см.: 5].
Основная причина, по которой социально-экономическое положение в моногородах ухудшается - это спад спроса на продукцию градообразующего предприятия. Так, только в октябре прошлого года российские продажи новых автомобилей предприятия «АвтоВАЗ» рухнули на 40%, что в свою очередь отрицательно сказалось на ситуации в Тольятти [см.: 7]. Так, в связи с приостановками производства на ОАО «АвтоВАЗ» и переходом на четырехдневный режим работы на ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» упал размер средней заработной платы.
Тольятти Питтсбург Кливленд Детройт
0
0,5
1,5
2
1
Рис.3 Уровень миграции населения в г. Тольятти, процент населения
в год [см.: 5].
Исходя из сложности ситуации в каждом моногороде, их подразделяют на три категории. В первую категорию относят города с самой плачевной ситуацией. В общей сложности их 94, и они «окрашиваются» в красный цвет [см.: 8]. Города эти дают о себе знать периодическими забастовками, требующими улучшить ситуацию. Вторые в желтой категории: это города, в которых имеются риски ухудшения, их 154 [см.: 8]. И, наконец, стабильные - 71 город [см.: 8]. И с каждым годов все больше моногородов переходят из второй категории в первую, из третьей во вторую (рис.4). Данная ситуация отрицательно сказывается на национальной экономике.
Однако, развитие моногородов оказывает влияние не только на ситуацию внутри страны, но и на положение Российской Федерации на мировом уровне. Согласно глобальному рейтингу конкурентоспособности на 20152016 года, опубликованному Всемирным экономическим форумом, Россия имеет 4,44 балла из 7 возможных [см.: 9]. Сравнивая рейтинг прошлого года, стоит отметить рывок вперед на 8 позиций. Эти сведения подтверждают тот факт, что сейчас Россия постепенно переходит к экономике движимой инновациями. Появляется необходимость коррекции не только федеральной, но и региональной политики развития моногородов. Ведь именно здесь возможно найти новые точки роста всей национальной экономики.
154; 48%
С крайне сложной ситуацией
С риском ухудшения
Стабильные
Рис.4 Процентное соотношение количества моногородов с разным социально-экономическим положением, в процентах
В условиях мирового экономического кризиса зависимость градообразующих предприятий от экспорта привела к значительным негативным социальным последствиям, вызвала снижение доходов в городской бюджет, безработицу, социальную напряженность и открытые акции протеста. Несмотря на значительное влияние ВЭД градообразующих предприятий на развитие моногородов, такие внутренние факторы, как вопросы управления, внутренняя политика, развитие малого и среднего бизнеса, инноваци-онность и диверсификация экономики и другие - имеют для стабильного развития городов данного типа большее значение далее в условиях мирового экономического кризиса.
Многие современные социально-экономические проблемы российских моногородов непосредственно либо опосредованно связаны с глобализацией экономики и с ВЭД предприятий как одной из ее составляющих, однако данный процесс способен оказать благоприятное влияние на решение нескольких наиболее острых проблем монопрофильных городов, как отток населения и проблемы рынка труда.
Федеральный уровень
выделение финансирования
мониторинг освоения средств и ситуации
в моногородах.
формирование и предоставление отчетности
согласование проектов развития и КИПов моногородов
Региональный уровень
выделение финансирования
контроль освоения средств и ситуации в моногорода*
привлечение инвесторов
формирование
первичной
отчетности
подготовка предложений по проектам развития и КИПам моногородов
Муниципальный уровень
Рис.5 Система взаимодействия федерального, регионального и муниципального уровней по поддержке моногородов в Российской Федерации [см.: 10].
Наглядная система взаимодействия уровней власти по поддержке моногородов в Российской Федерации представлена на рисунке 1.
Государственная поддержка идет в нескольких направлениях. Во-первых, большая часть городов красной категории получила весомую финансовую поддержку, результаты которой Вы можете видеть на рисунках.
Во-вторых, в сентябре 2015 г. были созданы территории опережающего развития на 10 лет (с возможностью продления на 5 лет) [см.: 11]. Сейчас в данных городах путем привлечения инвестиций создаются новые рабочие места, не связанные с деятельностью градообразующих предприятий. Предполагается предоставление налоговых льгот, привлечение частных инвестиций. На сегодняшний день, например, Тольятти уже претендует на создание территории опережающего развития.
В-третьих, предоставляются дотации и бюджетные кредиты для развития малого бизнеса. Комплексное решение проблемы развития малого и среднего бизнеса в моногородах требует реализации таких задач, как совершенствование статистического учета, устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства, совершенствование механизма финансовой, имущественной и других видов поддержки МСП, оптимизация налоговой политики в отношении данного сектора [см.: 4].
Важную роль в модернизации моногородов играют механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие более эффективно задействовать ресурсные возможности бизнеса и государства для структурной перестройки их экономик. Кроме того, большое значение в рамках государственной политики содействия модернизации моногородов придается развитию деятельности органов местного самоуправления. Их высокая заинтересованность в судьбе города и активное взаимодействие с бизнесом позволяют достичь значительного успеха в решении имеющихся социально-экономических и демографических проблем [см.: 4].
В-четвертых, в 2014 году по поручению Президента РФ ВЭБом была создана дочерняя компания - некоммерческая организация «Фонд развития моногородов». Ее ежегодная докапитализация проводится за счет средств федерального бюджета. Миссией фонда является содействие в развитии инфраструктуры и диверсификации экономики моногородов с целью стабилизации их социально-демографического и экономического статуса.
В-пятых, в 2016 году проводилась конференция, на которой обсуждались вопросы поддержки и развития моногородов, с целью построения прямого диалога федеральной власти и экспертного сообщества c мэрами моногородов по вопросам, касающимся направления развития.
В-шестых, в социальной сети «В контакте» создана группа «Диалог 319» для обсуждения проблемных вопросов и поиска оптимальных решений.
Наше предложение заключается в проведении политики «ревитализа-ции», которая подразумевает под собой новый тренд преобразования городских пространств в сторону более комфортного и приятного глазу уст-
ройства. Благодаря этому скучный городской пейзаж можно превратить в уютное место отдыха. Главным двигателем «ревитализации» являются местные культурные проекты, создание инкубаторов для развития инновационной экономики, разнообразные инициативы по временному использованию зданий и обустройству общественных пространств. Самое главное здесь то, что они недороги и создаются с использованием местных ресурсов.
Следует обратить внимание на потенциал общественных пространств Тольятти и инициативы последних лет по их развитию. Этот город благодаря своей истории и природе имеет огромный потенциал «ревитализа-ции» за счет облагораживания общественных мест. Имеется перспектива развития набережных, благодаря тому, что город расположен у Волги. Есть необходимость застройки пустыря в центре города, на котором в свое время планировалась постройка эспланады с общественными зданиями. Но город и сейчас не стоит на месте. Совсем недавно в одном из районов была построена набережная, которая, к сожалению, не удовлетворяет современным стандартам качества и красоты. Была также реконструирована площадь, на которой появился «сухой» фонтан. Преимущество данных проектов состоит в том, что все они были реализованы за счет средств областного бюджета. Огромную роль в «ревитализации» моногорода играет городской благотворительный фонд «Тольятти», поддерживая разнообразные инициативы. Его целевой капитал составляет порядка 50 млн рублей, из которых ежегодно выделятся до 40 млн на поддержание инициатив.
Одним из главных зарубежных примеров реализации такого проекта является Гейдельбергский проект в Детройте [см.: 12]. Особенностью данного проекта является то, что в него были вовлечены дети из неблагополучных семей, которые совместно с художником Тири Гейтоном создавали инсталляции из брошенных вещей и раскрашивали пустующие здания. И таким образом, преображение города совмещало в себе и арт-терапию для детей с криминальным прошлым. Данный проект возымел успех, так как стал одним из символов города и приобрел международную популярность. Другим примером является успешная деятельность местного общественного фонда Буффало по сохранению и реконструкции роскошного комплекса бывшего железнодорожного вокзала. Сейчас он стал культурным центром, который периодически сдается под коммерческие мероприятия, что приносит некий доход в местный бюджет.
Меры по поддержке монопрофильных городов должны быть не только вариативными, но и зависеть от их социально-экономического и географического профиля. Набор инструментов достаточно широк — от прогностического мониторинга до целенаправленного расселения. В первую очередь особое внимание необходимо уделить проблемным городам. Некоторые из них обладают значительным историко-культурным потенциалом, за который и можно «ухватиться» начиная «ревитализацию». В их числе такие города, как Белорецк, Сахалинский и Посад.
Мы предлагаем решать вопрос развития моногородов в соответствии со степенью обострения проблемы и темпами ухудшения ситуации в каждом из них. Так, «Фонд содействия реформированию ЖКХ» может продолжить выделять средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда городов «красной» категории. Для городов «желтого» и «зеленого» цветов следует применить другие меры. В частности, банки с государственным участием - ВТБ, МСП-банк, Сбербанк могут поддержать политику ревитализации и инвестиционные проекты, которые способны улучшить уровень жизни в моногородах.
В заключение, следует отметить, что проблема обострения социально-экономического развития моногородов не решается сама по себе нигде в мире - это всегда результат правильной государственной политики. Наверное, это соответствует и рекомендациям теоретической экономии как нового парадигмального мейнстрима не ограничиваться слепой верой в неоклассические ожидания, что «рынок сам всё организует», а сделать акцент на сущностно-содержательное изучение рассматриваемой категории [см., например: 13].
Список литературы
1. Национальные счета [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. Дан. -[Б. м.], 2016. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ con-nect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/accounts/#
2. Российская Федерация: Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2016 года в соответствии со статьей IV [Электронный ресурс]// Международный валютный фонд. - Электрон. Дан. -[Б. м.], 2016. - URL: http://www.imf.org/external/russian/np/ms/2016/051916ar.pdf
3. О мониторинге социально-экономического положения моногородов счета [Электронный ресурс]// Правительство России. - Электрон. Дан. -[Б. м.], 2016. - URL: http://government.ru/ orders/22920/
4. Развитие моногородов России: монография / колл. авт. под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Н. Ильиной. М.: Финансовый университет, 2013. 168 с
5. Тихонов, С. Отвертка по-французски/С. Тихонов// Эксперт. -2016.-№ 11.-С.17-29.
6. ФСО замерила экономическое самочувствие в моногородах [Электронный ресурс]// Газета РБК. - Электрон. Дан. -[Б. м.], 2016. -URL: http://www.rbc.ru/newspaper/2016/02/25/56cdb2b69a7947557237c6c3
7. Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ [Электронный ресурс]// Ассоциация европейского бизнеса. - Электрон. Дан. -[Б. м.], 2016. - URL: http://www.abinfo.ru/articles/aeb.php?id=47063
8. Постановление Правительства от 29 июля 2014 года №709 [Электронный ресурс]// Правительство России. - Электрон. Дан. - [Б. м.], 2016. - URL: http://government.ru/docs/14049/
9. Глобальный рейтинг конкурентоспособности 2015-2016. [Электронный ресурса/Всемирный экономический форум. - Электрон. Дан. -[Б. м.], 2016. - URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/report-highlights/
10. Развитие моногородов. [Электронный ресурс]// Портал экономического развития Вологодской области. - Электрон. Дан. -[Б. м.], 2016. - URL: http://economy.gov35.ru/ departments/economic_development/investment/monocities/
11. Заключение Правительства на законопроект о создании территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах [Электронный ресурс]// Правительство России. - Электрон. Дан. -[Б. м.], 2016. - URL: http://government.ru/ activities/22325/
12. Щукин, А. Оживление города/А.Щукин// Эксперт. -2016.-№6.-С.49-53.
13. Гордеев, В.А. Теоретическая экономия - новый парадигмальный мейнстрим [Текст] / В.А. Гордеев // [Электронный ресурс]: Электронный научный журнал «Теоретическая экономика» / ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет. — Электрон. журнал — Ярославль: ЯГТУ, 2015. — № 1. — январь 2015.» Режим доступа к журн.: http://www.theoreticaleconomy.info свободный. - С. 4-17.
Akchurina Sabina Ildarovna, student
The Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Financial university under the Government of the Russia Federation», Moscow, Russia
(e-mail: [email protected])
Varvus Svetlana Anatolievna, Cand.Econ.Sci, Associate Professor
The Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Financial university under the Government of the Russia Federation», Moscow, Russia
(e-mail: [email protected])
AGGRAVATION OF SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS
Summary. This article is devoted to a problem of an aggravation of economic and social situation of monotowns in Russia. The purpose of work is studying of economic and social situation of monotowns. In article are set tasks: to estimate economic and social situation of monotowns, to study the directions of the state support and the analysis of a possibility of application of policy of revitalization to development of monotowns in Russia. In article statistical data on the monotowns of Russia are analysed. In particular, the problem is considered on the example of the city of Tolyatti. The authors of article carrying out policy of revitalization are offered.
Keywords: monotown, social and economic problems, state support, globalization, revitalization, Tolyatti.