Научная статья на тему 'Обособленные водные объекты как объекты ограничений гражданских прав'

Обособленные водные объекты как объекты ограничений гражданских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
993
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОБЪЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЙ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБОСОБЛЕННЫЙ ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ / WATER OBJECTS / OBJECTS OF LIMITATIONS OF CIVIL LAWS / NATURAL RESOURCES / ISOLATED WATER OBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гопия Геннадий Олегович

В статье содержится анализ правового режима обособленных водных объектов как объектов, в отношении которых законом предусмотрены ограничения гражданских прав. Исследованы источники правового регулирования отношений, связанных с обременением обособленных водных объектов, выявлены закономерности в динамике развития гражданского законодательства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article there is an analysis of the legal mode of the isolated water objects as objects which limitations of civil laws are statutory in regard to. The sources of the legal adjusting of relations, related to the burden of the isolated water objects are investigational, conformities to law are exposed in the dynamics of development of civil legislation.

Текст научной работы на тему «Обособленные водные объекты как объекты ограничений гражданских прав»

Гопия Геннадий Олегович

соискатель по кафедре гражданского права ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» ___(тел. 89184402800)

Обособленные водные объекты как объекты ограничений гражданских прав

Аннотация:

В статье содержится анализ правового режима обособленных водных объектов как объектов, в отношении которых законом предусмотрены ограничения гражданских прав. Исследованы источники правового регулирования отношений, связанных с обременением обособленных водных объектов, выявлены закономерности в динамике развития гражданского законодательства.

Annotation:

In the article there is an analysis of the legal mode of the isolated water objects as objects which

limitations of civil laws are statutory in regard to. The sources of the legal adjusting of relations, related to

the burden of the isolated water objects are investigational, conformities to law are exposed in the dynamics of development of civil legislation.

Ключевые слова: водные объекты, объекты ограничений гражданских прав, природные ресурсы, обособленный водный объект.

Keywords: water objects, objects of limitations of civil laws, natural resources, isolated water object.

Согласно ст. 36 Конституции РФ «Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц», при этом порядок и условия пользования определяются федеральным законом. Также Конституцией РФ устанавливается «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Для соблюдения этих норм и создания такой «экологической безопасности» необходимо установление некоторых ограничений при реализации имущественных прав на природные объекты. Одним из природный объектов являются обособленные водные объекты (замкнутые водоемы). Под «экологической безопасностью» водных объектов следует понимать совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в

окружающей среде и не приводящих к жизненно важным ущербам, наносимым человеку.

Термины «обособленный водный объект», «замкнутый водоем», «закрытый водоем» исключены или заменены на термины «пруды, обводненные карьеры" в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 130, п. 2 ст. 261), Земельном кодексе РФ (п. 3 ст. 23, п. 1 ст. 40, п. 2 ст. 77, п. 12 ст. 85), Федеральных законах «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 1), «О разграничении государственной собственности на землю» (ст. 5), (ч.ч. 2, 3 ст. 50).

Пруды концентрируют в себе воды для рыболовства и рыбоводства, орошения, спорта и рекреации, культурных мероприятий. Они могут находиться и в ведении промышленных предприятий. Немаловажны и противопожарные пруды зеленых зон и лесных массивов, которые теперь пришли в негодность из-за обмеления и замусоривания. Когда разрешают строительство прудов, хозяйствующих субъектов не предупреждают о возможной ответственности за происшествия. Между тем таковые вполне могут быть: прорыв плотины с выходом водной массы

61

на автодорогу, влекущие заиление приводных участков. Остры проблемы «списанных» прудов, их небрежной эксплуатации, коррозии прудовых устройств, разрушения плотин.

Обводненные карьеры во многом близки к прудам. С точки зрения гидрологии пруды могут образовываться на месте карьеров, где происходила добыча полезных ископаемых (так называемые пруды карьерного типа). В отличие от остальных прудов само наполнение карьеров водой происходит естественно и вряд ли входит в хозяйственные задачи их создателей.

Водное законодательство тесно взаимодействует с законодательством о водных биологических ресурсах, а также с законодательством, регулирующим вопросы безопасности. Прежде всего, имеются в виду Федеральные законы от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [1] и от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2]. В первом случае водные объекты являются средой обитания водных биологических ресурсов; во втором - в случае вредного воздействия вод (наводнения, сели, оползни) - возможным источником опасности.

На водные отношения распространяются Указы Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [3]; от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [4]; от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [5]. Приведенные подзаконные акты касаются далеко не только водных ресурсов и водного хозяйства. Тем не менее, они, безусловно, отражаются на водных отношениях в связи с административной реформой или концепцией устойчивого развития.

В настоящее время в области водного хозяйства действуют важнейшие постановления Правительства РФ: от 16 июня 1997 г. № 716 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов» [6]; от 23 ноября 1996 г. № 1403 «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации» [7]; от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» [8].

К числу подзаконных актов, отвечающих условиям начавшейся в России административной реформы, относится

постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» [9]. К числу ключевых ведомственных актов нужно отнести приказ Министерства природных ресурсов РФ от 23 марта 2005 г. № 70 «Об утверждении Перечня видов специального водопользования» [10].

В отличие от старого ВК РФ 1995 г. в ВК РФ 2006 г. не предусматривается (хотя бы в виде исключения) общее пользование частными водными объектами - прудами и обводненными карьерами. В этом заключается корректировка пролонгированного правила об общем пользовании водоемами и водотоками.

Согласно ст. 59 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [11] из ВК РФ 1995 г. были исключены положения о собственности субъектов РФ (республик, краев, областей и т.д.), заключении ими договоров пользования водными объектами, об их участии в бассейновых соглашениях. В целом полномочия субъектов РФ были существенно сокращены, в результате чего они превращались во второстепенных участников водных отношений. Затем, согласно ст. 9 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», закреплялось право субъектов РФ на обособленные водные объекты, а полномочия по заключению договоров водопользования и бассейновых соглашений были возвращены на региональный уровень [12].

В соответствии с ВК РФ 2006 г. было установлено право собственности субъектов РФ на пруды и обводненные карьеры, находящиеся на земельных участках, собственником которых является субъект РФ. Кроме того, согласно ст. 26 ВК РФ государственным органам субъектов РФ может быть передано федеральное полномочие по предоставлению водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование физических или юридических лиц на основании договора или решения. Наряду с органами власти субъектами водных отношений являются «рядовые» водопользователи -граждане и организации. Но на них распространяются положения гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности. Юридические лица могут иметь права, соответствующие целям их деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Они должны иметь

_62

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

способность совершать действия для приобретения прав на водный объект, а при пользовании им создавать для себя обязанности и и сп о л н я т ь и х.

В результате внесенных изменений в п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения. По смыслу этой правовой нормы, если пруд или обводненный карьер расположен на земельном участке, находящемся в частной собственности, то право собственности распространяется и на соответствующий пруд или обводненный карьер.

Пруд или обводненный карьер следует юридической судьбе земельного участка, на котором он расположен. Такой земельный участок разделу не подлежит, если в результате подобного раздела требуется раздел пруда или обводненного карьера. При принятии проекта ВК РФ в первом чтении [13], в соответствии с его концепцией были установлены ограничения оборотоспособности обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) в зависимости от их естественного или искусственного происхождения, размера, нахождения в черте населенного пункта или удаленности от населенных пунктов [14]. В принятом Водном кодексе РФ в окончательной редакции таких

ограничений уже не было. Приобретение в собственность прудов или обводненных карьеров должно соответствовать принципу равного доступа физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, который закреплен в п. 8 ст. 3 ВК РФ. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении.

Литература:

1. СЗ РФ. 2004. № 52. Ч. I. Ст. 5270.

2. СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648

3. СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

4. СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 954.

5. СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

6. СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2938

7. СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 566.

8. СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.

9. Российская газета. 2004. 22 июня. № 130.

10. Российская газета. 2005. 14 июня. № 125.

11. СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

12. СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 10.

13. См.: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 1784-IV ГД «О проекте № 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации».

14. См. подробнее: Волков Г. А. Методологические основы подготовки проекта Водного кодекса РФ // Экологическое право. 2004. № 6.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.